Что такое научно исследовательская деятельность
Научная (научно-исследовательская) деятельность
Полезное
Смотреть что такое «Научная (научно-исследовательская) деятельность» в других словарях:
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридический словарь
Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях
научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь
Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
НАУЧНАЯ — (научно исследовательская) деятельность деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридическая энциклопедия
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь
научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования это экспериментальная или теоретическая деятельность,… … Административное право. Словарь-справочник
Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях
научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь
Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
НАУЧНАЯ — (научно исследовательская) деятельность деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридическая энциклопедия
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Научная деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для: решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как… … Финансовый словарь
научная деятельность — (научно исследовательская) деятельность по определению РФЗ о науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т. ч. фундаментальные научные исследования,… … Большой юридический словарь
Научно-исследовательская деятельность
1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности……………….5
1.1 Научно-исследовательская деятельность: понятие, цели, задачи………5
1.2 Научно-исследовательская деятельность в общеобразовательных
учреждениях: организация, методология……………………………………………11
1. 3 Оценка учебно-исследовательских работ обучающихся: структурные компоненты и критерии оценки исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главной проблемой современной школы является повышение качества образования, что возможно путём раскрытия способностей каждого обучающегося, развития одарённости, построения системы поддержки и сопровождения талантливых детей. С этой целью разработана президентская инициатива «Наша новая школа», утверждена статья 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», работают авторы, кандидаты педагогических наук: Шашенкова Е.А., Гурвич Е.М., Логинова Н.А., Меренкова О.Ю., Пахомова Н.Ю., районные методические советы, администрация МОУ.
Одним из направлений работы содарёнными обучающимися является организация научно-исследовательской деятельности, этим и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель: проанализировать научно-исследовательскую деятельность в общеобразовательном учреждении МОУ «Шипицынская СОШ» и её взаимодействие с муниципальным образованием «Котласский муниципальный район».
Исходя из обозначенной цели, необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть теоретические аспекты научно-исследовательской деятельности;
— провести анализ документационного обеспечения управления научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении;
— исследовать процесс взаимодействия муниципального образования «Котласский муниципальный район» с общеобразовательным учреждением МОУ «Шипицынская СОШ» по направлению «научно-исследовательская деятельность».
Объект: МОУ «Шипицынская СОШ».
Предмет: процесс взаимодействия муниципального образования «Котласский муниципальный район» с МОУ «Шипицынская СОШ» по направлению «научно-исследовательская деятельность».
Методы: изучение нормативных документов, анализ и синтез документов и материалов, интервьюирование, опрос-беседа.
Структура работы состоит из введения, где указаны проблема исследования, её актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы работы; первой главы, в которой проведён анализ теоретических источников; второй главы, где рассмотрен процесс взаимодействия по направлению «научно-исследовательская деятельность» муниципального образования «Котласский муниципальный район» с общеобразовательным учреждением МОУ «Шипицынская СОШ»; заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы научно-исследовательской деятельности
1.1 Научно-исследовательская деятельность: понятия, цель, задачи
Деятельность в целом, по мнению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева [1; с. 35], представляет собой процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.
Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой являются целесообразное его изменение и преобразование: в воспитательном значении – один из каналов взаимодействия педагога и воспитанников [3; с. 55].
В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок показывается, что основными являются (на современном этапе) следующие четыре вида деятельности (и мыследеятельности): исследование, проектирование, конструирование, управление, которые тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют свою внутреннюю специфику и отличия. В педагогическом аспекте важно при отработке различных ценностей, способностей, умений, знаний, навыков, понимать и видеть, на материале которой из перечисленных деятельностей их удобнее и адекватнее отрабатывать.
Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования.
В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении, понимании действительности.
Касаясь этимологического анализа слова «исследования», под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
Исследование, в отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий.
Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Но оно остается неосознаваемым. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию, социальные институты. С появлением науки выделяется отдельная профессиональная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых выступает исследование.
Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине.
Существуют две особенности ценностной установки на истину в исследовательской деятельности.
Первая из них — ее конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, ее нельзя вменить поучениями в общем виде, поскольку сама эта ценность «проявляет себя» по результату в деятельностном контексте: установлено нечто или нет, обнаружено искомое или нет и т.д., т.е. в опыте каждого обучающегося ребенка; соответственно и педагогическая задача: не пространные пояснения и поучения, а фиксации по ходу реализации дел.
Вторая особенность – легкость «технической» развертки этой установки соответственно индивидуальному педагогическому стилю. Педагог, взявший на собственное вооружение такую цель, именно для себя делает это лучше всего сам[2].
Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, деятельностью и точностью [4; с. 13].
Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний; внедрение полученных результатов в производство[5;с. 12].
Понятие научно-исследовательской деятельности трактуется по-разному. Под этим термином понимают особую организацию учебного процесса или относят исследовательскую деятельность к одной из новых современных образовательных технологий. Одной из наиболее устоявшихся концепций является понимание исследовательской деятельности как новой педагогической технологии. Исследовательская деятельность обучающихся можетпротекать как на уроках, так и во внеурочное время. Во втором случае речь идет, прежде всего, о написании обучающимися учебно-исследовательских работ и участии их в научно- практических конференциях школьников[11].
Исследовательская деятельность — это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности. [4; с. 14].
Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы)[7].
Научная (научно-исследовательская) деятельность – по определению Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» от 12 июля 1996 года[6] деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования.
Научно-исследовательская деятельность – деятельность научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов [5; с. 12].
Под понятием научно-исследовательской деятельности трактуется деятельность, направленная на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Цельюисследовательской деятельности являетсяприобретениеобучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося)[2].
Следовательно, главной целью является образовательный результат.
Основными задачами научно-исследовательской деятельности являются:
— развитие интересов, склонностей обучающихся, умений и навыков исследовательской деятельности;
— развитие интереса к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);
— развитие умения самостоятельно и творчески мыслить;
— освоение основной образовательной программы школы;
— содействие мотивированному выбору профессии, социальной адаптации обучающегося[8].
Следовательно, научно-исследовательская деятельность решает одну из важных в современном образовании задачу – развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и экспериментов, навыков ориентации в информационных потоках, умений ставить и решать проблемы.
В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы[9].
Именно такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её поведения.
Формы исследовательской деятельности разнообразны. Коллективные формы деятельности: уроки, семинары, консилиумы, лекции, практикумы, конференции, экскурсии, экспедиции, предметные недели, школьные олимпиады, кружки, секции, курсы по выбору, научные общества обучающихся.Индивидуальные формы научно-исследовательской деятельности: работа с литературными источниками, анкетирование, работа в архивах, библиотека, музеях, наблюдение, проектирование, эксперимент[10].
В настоящее время инновационными формами можно назвать коммуникативные экспедиции, практикумы, консилиумы и проектирование.
Результатом научно-исследовательской деятельности является научно-исследовательская работа обучающихся.
Научно-исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, путём «проб» и «ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий.
Научно-исследовательскую деятельность обучающихся нужно понимать как процесс совместной творческой деятельности обучающихся и преподавателей. В данный процесс следует включать работу по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, освоению новых знаний, применению их на практике, систематизации полученного опыта, описанию, проектированию, объяснению.
Поэтому, задачами научно-исследовательской деятельности являются:
— расширение теоретического кругозора и навыков исследовательской деятельности;
— формирование потребности самостоятельного пополнения и углубления знаний и умений;
— развитие творческого, креативного мышления.
Основные формы организации научно-исследовательской работы: научно-практические конференции, семинары, «Дни науки», кружки, научные общества. Предпочтение отдаётся инновационным формам.
Через активное вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность можно прийти к более высоким результатам освоения основной образовательной программы школы. Несомненно, что именно учебно-исследовательская работа способствует развитию аналитических и коммуникативных навыков обучающихся, расширению их интереса, формированию учебной мотивации и получению более высоких результатов в творческой, практической, учебной деятельности школьников.
Таким образом, научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие обучающегося собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Это возлагается на руководителя научно-исследовательской деятельности, в качестве которого выступает учитель. От того на сколько у него будет желание и готовность руководить этим процессом, во многом будет зависеть и реализация данного направления. Необходимыми условиями её осуществления являются: готовность школьников к этому виду работы; желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Научно-исследовательская
работа студентов
Процесс обучения в вузе предполагает не только прохождение учебных программ. Помимо освоения специальности, студенты еще учатся тайм-менеджменту, завязывают знакомства и устанавливают связи, раскрывают свой творческий потенциал, а главное — пробуют себя на ниве научной деятельности.
Научно-исследовательской работе и посвящена наша статья. В новом материале ЛаЛаЛань определит, что это такое, в чем отличие научно-исследовательской работы от учебно-исследовательской, как к ней подступиться, зачем ей вообще заниматься и с чего начать, если вообще-то не очень хочется быть ученым.
Научно-исследовательская деятельность: что туда входит?
Научно-исследовательская работа в широком значении — это и процесс (деятельность), нацеленный на расширение имеющихся знаний, на получение новых данных, на проверку существующих научных гипотез и на установление новых закономерностей, явлений в природе и социуме, и результат этого процесса.
Выделяют фундаментальные НИР и прикладные НИР. В чем их отличие?
Фундаментальные НИР нацелены на теоретическое и экспериментальное постижение мира и его основополагающих явлений, на поиск закономерностей, ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, за протекание процессов. Фундаментальная наука затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин и служит расширению теоретических, концептуальных представлений.
Это исследования, которые призваны изучать глубинные процессы и явления, лежащие в основе всего. Такая научная деятельность в целом направлена не на одномоментное решение научной или практической задачи, а на перспективу развития науки в целом.
Отметим, что это деление достаточно условно, поскольку в результате развития фундаментальной науки появляются новые достижения в прикладных исследованиях и наоборот. Однако иметь представление даже об этом условном делении необходимо: ведь как иначе выбрать область научных интересов и подступиться к исследовательской работе?
В целом можно сказать, что НИР как деятельность состоит из нескольких этапов: планирование, построение гипотезы, проведение исследования, написание научной работы. Последний этап представляет собой своеобразный результат проведенной работы.
Также в качестве результата научно-исследовательской деятельности допускается создание макетов, в отличие от опытно-конструкторских работ, где обязательно необходимо представить опытный образец изделия, конструкторскую документацию или разработанную новую технологию.
Однако именно опубликованный научный труд является основным результатом НИР — это своеобразный отчёт о проведении исследования. Такой отчет может быть представлен в разных жанрах: от очерка до ВКР.
Какие формы может принимать отчет по научно-исследовательской работе?
Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность: в чем отличие?
В высших учебных заведениях НИР, безусловно, занимает особое место, поскольку сквозь весь многолетний образовательный процесс красной нитью проходит идея подготовки не просто специалиста в своей области, но и ученого.
Для этого используется как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская работа. В чем их отличие и как они интегрированы в студенческую жизнь?
Учебно-исследовательская работа позволяет студенту приобрести практические и теоретические знания по проведению исследований: так изучаются научные методы познания, на практике осваивается и оттачивается навык поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т. д.).
Учебное исследование направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое. Это процесс самостоятельного поиска — в этой самостоятельности студента и кроется одна из ключевых характеристик учебного исследования.
Научная работа, напротив, предполагает совместную деятельность студента и педагога, его руководителя. В научно-исследовательской работе важен не только результат, но и процесс поиска. Результат научной работы является весомым для всего мирового научного сообщества.