Что такое научно познавательный рассказ
Оптимальный жанр
Если говорить конкретнее, применительно к детскому сознанию, только начинающему осваивать многообразие явлений и предметов, познанных человеком, то для развития потребностей необходима в первую очередь научно-познавательная литература. Она может быть представлена различными жанровыми образованиями. Самым простым и наиболее соответствующим детскому восприятию является рассказ. Компактный по объему, он позволяет сосредоточиться на какой-либо одной теме, на однородных явлениях, выбрав самые характерные.
Художественность или информативность?
Рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий. Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ.
Что такое научно-познавательный рассказ, и чем он отличается от художественного? Последний не имеет своей целью передачу какой-либо точной информации об окружающем мире, хотя она там не может не присутствовать. Художественный рассказ создает в первую очередь художественный образ мира, опирающийся как на знание, так и на вымысел.
С одной стороны, автор совершенно достоверно, в деталях описывает внешний вид и повадки птичек. С другой, он сочиняет диалог, который якобы ведут между собой синички-гаечки, и очень ясно дает понять, какое удивление и восхищение вызывают в нем эти птички. В таком же духе он высказывается и в других рассказах. Безусловно, это художественные рассказы, тем более что в целом они складываются в широкую мозаичную картину, которая позволяет оценивать их в категориях художественной натурфилософии. Но и в познавательном значении им тоже не откажешь.
Художественно-познавательная литература
Ряд специалистов по литературоведению и преподаванию словесности в школе вводят такое понятие, как художественно-познавательная литература. Конечно, рассказы М. Пришвина, как, впрочем, и В. Бианки, Н. Сладкова, полностью укладываются в это понятие, соответствуют ему.
Что такое научно-познавательный рассказ? Его функции
Научно-познавательное произведение раскрывает свою тему с исторических позиций, в развитии и в логической взаимосвязанности. Тем самым оно способствует становлению логического мышления, помогает осознавать причинно-следственную связь между явлениями. Умный рассказ может посодействовать переходу от предметного мышления к оперированию отвлеченными понятиями.
Он призван ввести в умственный обиход ребенка (или подростка) представление о специальной терминологии, используемой в той или иной отрасли знания. Причем это должно происходить поэтапно: от раскрытия содержания строгого научного понятия к более сложным текстам, использующим определенную терминологию.
Научно-познавательный рассказ стимулирует школьника к освоению специальной справочной литературы, помогает научиться пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками по различным отраслям знаний. Он содействует созданию четкого представления о системе справочных пособий, доступно раскрывающих терминологию или суть интересующего предмета.
Познавательная литература и воспитание
Расширение объема знаний, информативной базы формирующейся личности и одновременно воспитание интеллектуальной активности, стимулирование умственного роста – вот что такое научно-познавательный рассказ. Умело и талантливо составленный текст рассказа обязательно затрагивает и эмоциональную сферу. Только машина может оперировать «чистым», «голым» знанием.
Неизбежность художественного уклона
Здесь нам придется вернуться к сопоставлению художественной и научно-познавательной литературы. Ее элементы, иллюстративность, описательность, создание словесной картинки и прежде всего наличие эмоциональной ауры и индивидуальной интонации наделяют произведение воспитательной функцией. Они пробуждают в маленьком читателе любознательность, помогают определиться с ценностным отношением к окружающему миру, с ценностными ориентациями.
Поэтому художественно-познавательная литература незаменима для восприятия в раннем школьном возрасте. Между этими двумя видами учебной литературы нет непроходимой пропасти. Художественно-познавательные рассказы соответствуют самой первой ступеньке образовательного процесса, она предшествует чтению научно-познавательных рассказов.
Научно-познавательный рассказ (определение)
Так что же это такое? Научно-познавательный рассказ – это разновидность обучающего пособия, введенного в учебный процесс с середины 70-х годов как внеклассное чтение. Тогда же была разработана и методика использования этой литературы, отработаны приемы ее усвоения и запоминания, способы мотивировать чтение. Определены ее функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая.
Познай самого себя
Человек как объект познания, как биологический и социальный феномен, а также естественная история, история общества – все это тоже является предметом изучения. Научно-познавательный рассказ про человека может быть посвящен бесконечному множеству тем.
Первостепенная необходимость для подрастающего поколения – проникнуться созданными поколениями людей нормами общественной морали, на которых и держится человеческая солидарность. Именно такой материал предоставляют, например, рассказы о великих людях прошлого, народных вождях, политических деятелях, гениях науки и культуры – всех тех, кто создавал человеческую цивилизацию.
Статья на тему «Работа над научно-познавательным текстом»
РАБОТА НАД НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ
Малаева Ю.М.
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета
Аннотация. На данном этапе развития общества книги отошли на второй план. Сейчас очень развиты современные технологии, при помощи которых можно без труда найти ответ на нужный вопрос за несколько секунд, а не сидеть и анализировать информацию из книг. Работа с научно-познавательным текстом должна присутствовать при работе с младшими школьниками однозначно. Ведь современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не сформируется потребность выяснять непонятное, узнавать новое, а значит, не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Поэтому, чтобы ребёнку было интересно работать с научным текстом, нужно знать некоторые приемы работы с данным видом текста.
Ключевые слова: научно-познавательный текст, приемы, литературное чтение.
Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.
Научно-популярным статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.
Отличительной чертой научно-художественной детской литературы является художественно-образная форма подачи познавательного материала, что способствует его полноценному восприятию, эмоциональному «заражению», переживанию и, как следствие, формированию ценностного отношения к за текстовой реальности.
Приемы обучения, способствующие усвоению детьми содержания научно-познавательных текстов:
рассказ учителя или заранее подготовленных учащихся;
беседа с целью актуализации знаний учащихся;
комментированное чтение заметок, очерков, статей, рассказов;
вопросы учителя и выборочное чтение учащихся;
коллективное разъяснение отдельных моментов (фрагментов) в заметке, очерке, статье, рассказе;
выделение и разъяснение главных (опорных) слов в тексте статьи, заметки, рассказа;
деление текста на части (под руководством учителя; в паре, группе; с использованием памяток; самостоятельная работа учащихся);
подготовка графического или словесного плана статьи, рассказа;
комментированная демонстрация иллюстраций к тексту;
подготовка собственных иллюстраций к тексту;
подготовка вопросов для других учащихся (групп);
разгадывание загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;
самостоятельная (индивидуальная или групповая) подготовка загадок, кроссвордов, викторин, ребусов, шарад по теме урока;
подбор иллюстраций (фотоиллюстраций) по теме;
изготовление альбомов иллюстраций (фотоиллюстраций);
выборочный пересказ отрывка текста;
подробный пересказ текста или его части;
краткий пересказ текста по плану (под руководством учителя);
подбор дополнительного материала к уроку и др.
Рассмотрим несколько приемов более подробно. Итак, первый мы разберем такой прием, как п остановка вопросов к тексту. Следуя логике нужно начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов и ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
1) Какие несчастья случились с братом и сестрой?
2) Почему сестрица не бросила братца, когда вышла замуж?
3) Почему братец не послушался свою сестру?
4) Зачем ведьма хотела избавиться от Аленушки?
Первый вопрос самый легкий — ответ на него очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. Третий вопрос еще сложнее — надо не просто воспроизвести содержание, а понять причину непослушания, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Самый трудный — четвертый вопрос, поскольку ответа на него в тексте нет. Чтобы найти ответ, надо размышлять, использовать дополнительные сведения.
Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Предложим потренироваться в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения.
Безусловно, одного урока для формирования настолько сложного умения недостаточно. На следующих занятиях необходимо обращать внимание детей на формы вопросов, хвалить за удачно поставленный вопрос, систематически включать задания на постановку вопросов в учебную деятельность по всем предметам.
Следующий прием, который мы разберем – это составление плана текста. Целью данного приема является структурирование информации, поэтому принцип деления текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Текст делится на логически законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат. При работе с научно-художественными произведениями возможно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором — наличие познавательной информации.
Таким образом, следует помнить, что с детьми нужно более подробно разбирать научно-познавательные тексты, так как сам ребёнок не сможет задать вопрос, тем более, если к моменту поступления в школу ребенок не накопил ярких впечатлений, полезных и интересных сведений. Благодаря такой работе, может быть создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения.
Дружинина, Н.М. Проблемы методической оценки научно-познавательной детской книги [Текст] / Н.М.Дружинина // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловской. – М.: Педагогика, 1977. – С. 124-144.
Кривоноженкова А.С. Приемы работы младших школьников с научно-познавательными книгами на уроках литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.;
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 163 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 163 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4 и 5.
Учебник 1 часть — Страница 163.
Куда девается вода из моря?
(рассуждение)
Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв – в речки, из речек – в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек – в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
Попробуй рассказать о причинах дождя. Почему этот текст назван рассуждением?
Причины дождя в том, что вода испаряется из рек и океанов и собирается в тучи. Тучи гонят ветер по небу, пока они не прольются дождём.
Этот текст назван рассуждением, потому что в нём объясняется то, куда девается вода из рек, болот, родников, ключей, моря. Автор ставит вопросы «почему?» и «как?» и сам на них отвечает.
Помни, что рассуждение используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.
Ещё можно сказать, что рассуждение – это тип речи, в котором указываются причины или следствия какого-либо явления, положения.
Придумай свой рассказ с описанием или с рассуждением. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Почему же все любят весну? С приходом этого времени года становятся радостней на душе. Это происходит оттого, что светит яркое солнышко, всё вокруг расцветает, возвращаются с юга птицы, деревья зеленеют и тают все снега.
Вспомни, что ты знаешь о научно-познавательных текстах.
Научно-познавательный текст – это текст, в котором в лёгкой и доступной форме отражаются научные сведения о явлениях природы, животных и т.д. Такие тексты расширяют кругозор.
Можно ли назвать рассказы «Какая бывает роса на траве» и «Куда девается вода из моря?» научно-познавательными текстами? Объясни почему.
Рассказы «Какая бывает роса на траве» и «Куда девается вода из моря?» можно назвать научно-познавательными, потому что в них объясняются природные явления. Информация, которую мы узнаём из этих текстов, расширяет кругозор.
Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников
Кристина Дроздова
Научно-познавательная литература в круге чтения дошкольников
Николай Иванович Новиков (1744 – 1818) известный издатель, педагог, публицист, первый исследователь, продвигавший идеи научно – познавательной детской литературы. Он являлся нищим дворянином, но сильный духом с богатым внутренним миром, и в то же время создателем журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1785 – 1789, который впоследствии становится бесплатным приложением к газете «Московские ведомости». Н. И. Новиков пытался привлечь к данному вопросу читателей разных сословных классов, стремящихся к познанию мира. Исследователь хотел, чтобы журнал стал средством удовлетворения детского любопытства и стал развивающим пособием для детского ума.
Н. И. Новиков умел вести наблюдение за детьми и на практике знал об особенностях восприятия, поэтому его основополагающим принципом был принцип доступности. Исследователь говорил, что не нужно учить детей ни чему такому, чего они в силу своего возраста не могут понять. Научные знания должны стать основой для развития познавательных способностей детей, а в процессе познания дети должны быть заинтересованы и получать от него моральное удовлетворение и чувство радости, именно об этом говорил Н. И. Новиков. В журнале публиковалось все то, что вызывало интерес у юного зрителя и принималось как разумом, так и сердцем детей.
Н. И. Новиков стал инициатором открытия галереи писателей и издателей, которые имели дар и призвание к созданию детской научно – познавательной литературе. Они обладали неугасаемой тягой к знаниям, умели активно добывать знания, имели высокую познавательную мотивацию и конечно же основательные теоретические знания, а также умели применять их на практике, самое главное они могли взглянуть на вещи со стороны ребенка и определить, что станет интересным и важным для него. Основное, что должны были понимать писатели то, что о сложном нужно говорить простым языком, понятным детям, будить их фантазию, что бы они впоследствии они стали вашими единомышленниками.
Писатель, создающий научно – познавательную литературу – особый тип детского писателя. Он является подвижником, профессионалом, энциклопедистом, который обладает красноречивостью и педагогическим мастерством, понимает природу детства. Примерами таких писателей являются известные личности в научно-познавательной литературе – В. Ф. Одоевский и В. В. Бианки.
Псевдоним В. Ф. Одоевского (1803 или 1804 – 1869) – «дедушка Ириней», этот разносторонний человек долгое время работал под ним, в то же время был замечательным философом, химиком, анатомом и музыкантом. Как и Н. И. Новиков, он работал над укреплением умственных сил ребенка и является первым в жанре научно – художественной литературы.
М. Ильин, полное имя – Илья Яковлевич Маршак (1896 – 1953). Являлся родным братом С. Я. Маршака, одноклассником В. В. Бианки. Разносторонняя личность, являлся инженером – технологом, химиком, человеком обладавшим даром перевода сложных терминов на простой, понятный детям, язык. М. Ильин выделял научно – популярный рассказ.Писатель удивляет широтой интересов и объемом знаний: идет от самого основания, подробно, раскрывая мельчайшие детали, которые не уводят ребенка из основного русла разговора к ложному финалу. Финалом у М. Ильина является рождение вопроса, противоречия и единства новой идеи или мысли, а не подведение итогов, как у многих других. Все мысли, идеи и тезисы нужно проверять и доказывать, именно от них можно проложить путь к новому открытию, знанию.
Вторая половина двадцатого века характеризовалась тем, что детскому писателю стало сложно быть энциклопедистом. Человечество к этому времени накопило большое количество знаний, стали широко распространятся мобильные средства, это привело к тому, что авторы стали специализироваться, выбирать свою дорогу в литературу, такую же интересную дорогу как прежде. Тематика произведений стала уже, но принципы создания не изменились. Ранее детская литература специализировалась на естественных науках, а сейчас тематика стала шире, начиная от кулинарии и заканчивая медицинскими знаниями. Важно понимать, что задачи научно – познавательной литературы становятся комплексными и более сложными. В настоящее время писатели не только занимаются расширением кругозора детей, они рассказывают о том, что происходит в мире, о других людях, учат маленьких читателей взаимопониманию, не забывают про социальные проблемы. (Григорьева А.)
Научно – познавательная литература – большой раздел детской литературы,решает задачи:
1. Способствовать удовлетворению познавательных интересов читателя;
2. Раздвинуть рамки познаний об окружающем мире, новых открытий в том, что нельзя увидеть невооруженным глазом;
3. Способствовать развитию интереса к знаниям, любознательности, пытливости;
4. Заинтересовать ребенка наукой, разобраться с её значением в жизни людей и государства, научить ребенка научно мыслить, раскрывать детям сложные научные идеи простым языком, популяризировать их;
5. Помнить о людях, посвятивших жизнь развитию научного знания, сделавших великие открытия и много достигших, рассказать детям о благородном образе человека, который посвятил всю свою жизнь служению науке, Отечеству, людям;
6. Говорить детям о возможности связать жизнь с наукой, путь в науку следует готовить с детства и понимать, что, не все будет легко, придётся столкнуться с трудностями.
В период длительного становления научно – познавательной литературы к ней выработались определённые требования:
1. Рассказывать читателю только о том, что подверглось длительной проверке временем, давать только подтвержденные научные знания;
2. Писатель должен уметь видеть в обыденном явлении новые грани и рассказать о них так, как никто до него этого не делал;
3. Научно – познавательную литературу может создавать и человек живущий наукой, в этом случае ему следует научится преподносить сложные научные знание в простой и понятной форме для детей любой возрастной группы и уровня их интеллектуального развития. «Эйнштейн как – то заметил (вполне справедливо, что, если ученый не в состоянии объяснить ребенку суть своей работы на доступном для того уровне, это свидетельствует о его профессиональной непригодности». (Еськов Ю. Б.)
Среди исследователей, которые изучали научно – познавательную литературу не сформировалось единое мнение по вопросу ее видов. Относительно литературы, которая входит в круг детского чтения можно сделать вывод о том, что она подразделяется на научно – художественную и научно – популярную. Большим авторитетом пользуется первый вид. Следует отметить что в большей степени качественная научно – познавательная литература предназначается для детей школьного возраста, дошкольникам – реже.
В синтезе научных знаний и творчестве рождается научно – художественная литература. Данный вид литературы помогает детям усвоить сложные научные знания в доступной для них художественной форме. В ней находит место идея дуализма науки и искусства, точного и творческого взгляда на мир, природу и все живое.
Цель научно – популярной литературы в популяризации научных знаний, изложении идей в простой, доступной форме. Создатели научно – популярной литературы не используют художественные средства, в единичных случаях прибегают к использованию ограниченного круга средств. «Научно – популярная книга должна учить работе, эксперименту, приучать не щадить усилий для достижения цели» (ученый – биолог М. М. Завадовский).
Чаще всего создателями научно – популярной литературы становятся компетентные и опытные ученые со значимыми именами в науке. Они умеют заинтересовать ребенка интересным и понятным рассказом о сложных явлениях в науке.
Однако В. В. Бианки имел собственное мнение по этому вопросу, он считал, что нельзя соединять понятия «наука» и «искусство», не существует научно – художественной литературы, он не признавал это понятие. Эти два термина должны существовать по отдельности и соединять их не стоит.
Наука стремится в самой большей степени передать объективность материала, искусство тяготеет к эмоциональности и субъективности. (В. В. Бианки)
В. В. Бианки признавал лишь художественное произведение, он считал, что любой научный материал можно преподнести с помощью художественных средств, не учитывая вид литературы. Научно – художественная литература была не признана В. В Бианки, о ней автор отзывался как о выдуманной и искусственной.
Однако, сам ход развития детской научно – познавательной литературы подверг коррекции мнение писателя. Вторая половина 20 века – время, когда детскую научно – познавательную литературу стали развивать специалисты в разных областях науки, начало 21 века дало импульс к развитию в сфере дошкольного образования, к ведущим и первостепенным тенденциям относились познавательная и объективно – научная форма подачи материала. Энциклопедии, «почемучки», другие разновидности данного жанра – вся та литература, которая стала появляться в большом количестве, именно она подчеркнула необходимость иного отношения к понятию, которое отрицал В. В. Бианки.
Специфические черты жанровой системы детской научно – художественной литературы указывают на её наличие и объективное существование, основная черта – существование сказки – несказки, которую назвал так В. В. Бианки в 20 веке, однако она использовалась в литературе намного раньше. Автор первых научных сказок – В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке», 1834; «Червячок», 1835).
Известный критик В. Г. Белинский восторгался Произведением «Червячок». Он считал, что писатель рассказал о «самом интересном акте возрождения природы и насекомых». Сказка – несказка показывает «непрерывность жизненного цикла» (С. Николаева). Жизнь Червячка рассматривается с точки зрения дуализма науки и искусства. Научность сказки «Червячок» в том, что это описание всех жизненных процессов происходящих с насекомым, в конечном итоге превращение в бабочку.
Писатель смог сам процесс эстетизировать. Рождение червячка сопровождается ярким солнечным днем и прекрасной погодой, окружающий мир встречает его сиянием света, сладостью росы, теплым ветерком, сыплющим на него душистую пыль. Когда Червячок повзрослел, у него появилась «теплая узорчатая шубка». «Если бы вы видели, какие цветы рассыпала по ней природа! Она опоясала ее красными лентами, вдоль посадила желтые мохнаты пуговки, к шейке пустила черные и зеленые жилки». Червячок становится беззаботным, наивным, открытым миру под воздействием красоты, которая окружает его и вдохновляет эмоционально. Однако эстетику бытия Одоевский В. Ф. преподносит противоречиво и сложно. Прекрасную картину, на которой Червячок первый раз встречается с миром сменяет такая же прекрасная, но драматичная картина с надвигающейся бурей и дождем, и Червячок превращается из беззаботного и наивного в одержимого страхом, холодом и бессильем перед природной стихией. В. Ф. Одоевский передает гармонию природы посредством короткого,четкого строя предложения: «…листва между собой зашумела, и мошки зажужжали; небо стало темным; солнце спряталось за тучу; вороны закаркали; утки гоготали; дождь полился ливнем».
В произведении В. Ф. Одоевского Червячок – это ребенок, который приобретает первый жизненный опыт. Именно поэтому в сказке мы можем проследить последовательность его накопления. Основной философский смысл накопления опытом в произведении писателя в том, что любое живое существо должно уяснить, что жизнь проста и беззаботна только на первый взгляд. Однако не стоит бояться жизненных сложностей, важно как можно раньше их самостоятельно преодолевать. Когда Червячок закрепился паутинкой на листочке, он сделал вывод о том, что будет умнее и в паутинке его ветерок не стряхнет. Нужно превозмогать трудности и научится жить в гармонии с природой. В. Ф. Одоевский говорил о том, что жизнь имеет разные грани, в ней есть и горе, и радость, и печаль. Писатель материализует жизнь в виде росы, горькой и сладкой. Но жизнь быстротечна, и всему приходит конец, важно мудро его встретить. Поможет уйти мысль о том, что после жизни всегда, что-то остается.
Сказка – несказка появилась в период творчества В. Ф. Одоевского и продолжает существовать до наших дней, и остается интересной для каждого поколения читателей. Этот жанр остается таким же актуальным как ранее и активно развивается. Часто используется природоведческой литературой.
Швейцарский ученый М.Люти исследовал сказки и говорил: «Хотя время сказки миновало, но сказка, как и предание, должна возникнуть вновь, на более высоком уровне. И как старая сказка вобрала в себя в сублимированном виде содержание современной науки».
Появляется сказка – почемучка, которая в свою очередь подразделяется на научную сказку – почемучку и сказку – почемучку со слабо выраженной научной базой. Объединяет эти разновидности сказок то, что в них есть определенная познавательная задача, которую следует решать вместе с маленьким читателем, используя сказочную эмоциональную оболочку. Ведь эмоциональная информация лучше усваивается ребенком и развивает любознательность.
В книги – почемучки входят научные сказки – почемучки, они сохраняют традиции сказок – несказок, но в них научная база наиболее выражена. Писатели работающими над данными сказками являются специалистами в научных областях знаний, могут выстроить интересный рассказ сложного научного явления в простой, доступной ребенку форме (Дитрих А.).
Сказка – почемучка, со слабо выраженной научной основой. Эти сказки произошли от сказок для животных, это подтверждают ряд фактов, например, заглавие с вопросительной формулировкой, фантастическое содержание, интересный герой, который ведет читателя на протяжении всей сказки. (Сахарнов С.)
Очень много вопросов, потому что в это стране живут любознательные жители вместе с королем, и они хотят ответить на все «почему?», а когда отвечают, то всегда у них получается весело и лаконично. Король дает много ценных советов, например, «Как приготовить яйца всмятку, // Чтоб удивить искусством мир?»:
Возьмите ручку и тетрадку –
Благословен ваш будет труд! –
И запишите: «Яйца всмятку
Варить не больше трех минут».
Дошкольники, которые не потеряли веру в сказку, находят в этом путь к познанию окружающего мира, этот путь ведет простейшего к более сложному.
Жанровые формы, использующиеся научно – художественной литературой это рассказ, газета, путешествие. Иногда писатели используют такую форму как книга – календарь,реже в ход идут: лесной разговор, азбука, рассказ миниатюра. Полезны такие оригинальные приемы авторов, которые одновременно и увлекают читателя и помогают ему научиться способам познания окружающего мира, например, эксперимент, воображаемый разговор с читателем, наблюдение, описание. Уже немногие писатели, работая в сфере научно – познавательной литературы используют постулат «играя, обучай». Их произведения остаются такими же увлекательными для маленьких читателей, уже серьезных собеседников, которые умеют мыслить и мечтать, хотят путешествовать, узнавать новое и одновременно учиться в обыденном и привычном видеть чудо (Г. Снигирев «Чудесная лодка»).
Известный ученый Ф. И. Сетин говорил, что художественно – научная литература возникла позднее научно – познавательной детской литературы. Цель научно – познавательной литературы была популяризация грамматических сведений, главной науки того времени (Сетин Ф. М.). Научно – популярная литература в то время занималась грамматикой родного языка, жизнью слов, разговорами с детьми о русском языке, культуре речи и т. д. Нельзя сказать, что все книги, которые написаны в сфере языковых проблем можно использовать в дошкольных организациях. Детей можно ознакомлять с историей родной речи посредством метода «чтение – пересказ» тех произведений которые будут интересны старшим дошкольникам. (Вартаньян Э.)
Произведение М. Ильина «Рассказы о вещах» состоит из нескольких частей и считается классикой жанра научно – популярной литературы.Самые известные части произведения: «Солнце на столе», «Сто тысяч почему», «который час?», «Черным по белому». Это произведение было создано в период разных мнение о том, какая должна быть детская научно – познавательная литература. Автор произведения М. Ильин считал, что первостепенная задача научно – познавательной литературы – социальное и нравственное воспитание детей и расширение их кругозора. (Медведева Н. Б.)
Разговор с читателем – это основной художественный прием, с помощью которого автор решает познавательную задачу, он выражается в обращении к читателю с вопросом, пробуждении его мыслей, поиску решений сложных задач. Задача писателя – развить интерес к тем явлениям, с которыми маленький читатель уже знаком, но сведений о них еще недостаточно много, заинтересовать «почему вода не горит?», «зачем нужна вода?». Что бы положить начало воспитанию исследователя в ребенке достаточно начать с простого вопроса в книге и постепенно находить ответ на него, это так же влияет на воспитание мировоззренческих характеристик личности. Такие обыденные формулы как «В науке нет мелочей!», «Удивительное рядом», «Тайное становится явным» лишь для тех, кто может напряженно работать и думать в произведениях М. Ильина приобретают поэтические черты. Это происходит потому что сам автор работает в гармонии мыслей и дела, он влюблен в науку, глубоко разбирается в энциклопедических знаниях. М. Ильин многое знал о живой книге, книге – ленте, книге из воска, книге из кожи, писатель разбирался в истоках письменности и книгопечатания, именах первых книгопечатников, которые не являлись его современниками. М. Ильин понимал и уважал то что люди создали до него предназначено и для него, для переосмысления.
М. Ильин пишет произведения как образцы популяризации, не всем удалось достичь таких высоких результатов.
Конец 80 – гг. 20 века ознаменовался выходом книг о народных промыслах, известных мастерах и их мастерстве. (Добрынин Ю.) Они выполняют познавательную функцию и в них прослеживается смешение стилей. Эти книги продолжили становление научно – познавательной литературы как жанра.
На сегодняшний день история научно – познавательной литературы бедна. Немногие берут на себя ответственность популяризации научных знаний и сохранения традиций художественно – эстетического подхода к развитию исследовательских качеств в старших дошкольниках.
Фотоотчет о проведении научно-практической конференции дошкольников «Хочу все знать!» В марте месяце, у нас в детском саду прошла первая научно-практическая конференция дошкольников «Хочу все знать! Конференция проводилась.
Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать» Фотоотчет: Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать». 24 октября в центре «Радуга» проходил конкурс,где.
Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.
Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.
Образовательная среда. Центр «Литература» Исследования профессора Джона Стейна говорят о том, что чтение хороших книг способствует повышению уровня психического и физического развития.
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Презентация на районный конкурс «Лидер чтения» в номинации для дошкольников Знакомьтесь это моя мама. Вместе с моими любимыми воспитателями Васильевой Татьяной Алексеевной и Асташовой Оксаной Александровной, в моём.