Что такое наушники in ear
Обзор наушников Apple In-Ear Headphones With Mic and Remote
Комплект поставки:
Внешний вид и управление
В общем, давайте уже заканчивать с внешним осмотром, гораздо интереснее, как оно работает.
Вместе с MacBook
Правда, сравнивать эту модель с каким-нибудь изделием от Shure не стоит. То есть если использовать рассматриваемые наушники для просмотра видео вечерком, прослушивания музыки за работой, разговоров, то очень даже неплохо. Но дядям, которые любят погорячее, покачественней, если в музыкальной библиотеке наличествуют композиции в интересных форматах, покупать сию вещь не стоит.
Вместе с iPhone
Уж и не знаю, откуда пошла молва про то, что с iPhone 3G данные наушники не работают, это не так. У меня стоит последняя прошивка для аппарата, вы можете принимать вызов нажатием кнопки или отклонять его, микрофон работает и работает, по ощущениям, гораздо лучше прежнего решения. Например, можно не придвигать его ближе ко рту, собеседник и так вас отлично слышит.
Работает нормально и все остальное управление, за исключением регулировки громкости, этого почему то нет. Про качество звука могу сказать ровно то же, что и в отношении работы с MacBook. Эквалайзеры не спасают.
Вместе с iPod Classic
Так как в основном этим наушники предназначены для плееров, то было очень любопытно испробовать их с самым крутым «айподом» на свете. Ой, что это я – самый то крутой это Touch с максимальным количеством памяти на борту… Однако, если говорить о традиционных плеерах, то Claccis, на мой взгляд, впереди планеты всей – хотя бы благодаря большому количеству памяти. Я даже ее не заполнил полностью, залив восемьдесят гигабайт музыки, сам себе сказал «стоп». Перед тем, как подключать наушники к iPod, стоит соединить его с компьютером и проверить версию прошивки, последняя как раз и поддерживает данные наушники. После проверки смело вставляйте их в плеер и слушайте музыку. А еще можно записывать голосовые заметки или же использовать iPod как диктофон, нужно только держать микрофон поближе к тому, кого пишете. Решение не самое лучшее, зато работает. Качество записи можно регулировать, в принципе, микрофон довольно чувствительный, для тех, кто привык записывать свои мысли на бегу, решение очень даже приятное. Я, например, часто так делаю, а потом, по прошествии времени, приятно бывает освежить в памяти судорожные записи – купить хлеба, заплатить за квартиру, поссориться с N и так далее. Что касается пульта ДУ и регулировки громкости – все работает, механизм описан выше.
Качество звука, как я говорил в главке про работу с MacBook, я бы назвал странным. Наушники вновь капризничают. Сменив средние насадки на большие, поменяв местами левое и правое «ухо», вдоволь поиграв с эквалайзерами, систему поймать не удалось. Они очень хорошо себя показывают с поп-музыкой, джазом и даже классикой, но отвратительно ведут со всякой электроникой. Причем я бы не сказал, что сами композиции имеют плохое качество – более чем нормальное.
Вместе с другими устройствами
Итог уместится в пару предложений: наушники не работают ни с Blackberry Bold, ни с SE XPERIA X1. Первый их просто не видит, второй не дает вставить наушники до конца. Соответственно, если вы рассчитываете купить данную модель и использовать с плеерами и телефонами не от Apple, то делать этого не нужно.
Выводы
Про цену я уже сказал выше, про совместимость и работу тоже. Что ж, владельцы техники от Apple, с одной стороны, получили еще одно дополнение в фирменном стиле, причем крайне многофункциональное. С iPhone и MacBook эта штука работает как гарнитура, вместе с iPod Classic и Nano она позволяет пользоваться диктофоном, если говорить про использование, не затрагивая звук, то тут все здраво, четко и правильно. Не надо тянуть к клавиатуре ручонки, чтобы остановить воспроизведение или сделать погромче, уже за это новые наушники стоит полюбить.
Но вот что касается звука, то, как я и писал выше, сплошной каприз. Для фильмов эта штучка очень хорошо подходит, но вот для музыки ее найдут хорошей лишь непритязательные покупатели, которым подавай новый «стафф» от Apple, а там хоть потоп. В связи с этим не могу смело рекомендовать ее к покупке, а пользователям ноутбуков вообще рекомендовал бы потратить те же четыре с лишним тысячи на лицензионный iWork, особенно если происходит много работы с «офисом» постоянно. Кстати, поговорим о нем уже на этой неделе.
P.S. Специально не стал останавливаться на различных технических моментах, конструкции, решив оставить это для самого конца. Итак, характеристики модели:
Ушной мониторинг: что такое «инэйры» и для чего они используются?
Любой, кто выступал в прямом эфире, вероятно, сталкивался с плохой системой мониторинга, но даже отличная система имеет множество ограничений из-за законов физики, и эти законы невозможно обмануть. Концепция персонального мониторинга появилась из-за необходимости прослушивания на сцене, способного преодолеть ограничения, накладываемые традиционной системой напольных мониторов.
ПРЕВОСХОДНОЕ КАЧЕСТВО ЗВУКА
Существует несколько факторов, которые в совокупности позволяют обеспечить превосходное качество звука в персональных системах мониторинга. К этим факторам относится достаточный уровень громкости для исполнителей, усиление без обратной связи, сохранение слуха, снижение напряжения голоса и снижение помех от аудитории.
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЗВУКА
Наиболее распространенная просьба, которую приходится слышать мониторным звукорежисерам: «можете прибавить громкости?” (иногда далеко не в такой вежливой форме). К сожалению, легче сказать, чем сделать. Многие факторы могут ограничить громкость сигнала при использовании традиционных напольных мониторов: размер усилителей мощности, питание колонок и, самое главное, возможное усиление звука. Еще один фактор, затрудняющий прослушивание, – уровень шума на сцене. Во многих случаях вокалисты полагаются исключительно на сценические мониторы, в отличие от гитаристов, басистов и клавишников, звучание инструментов которых обычно усиливается. Барабанщикам, разумеется, усиление не требуется.
Нередко музыканты пытаются играть громче других, так как изо всех сил пытаются услышать себя на фоне постоянно растущего шума. Чистота вокала часто ухудшается, так как в мониторный микс добавляются другие инструменты, которые становятся все более необходимыми при меньшем количестве миксов. Клавишные, акустические гитары и другие инструменты, для которых необходимы мониторы, часто заглушают вокал в звуковом пространстве. Персональная система мониторов, которая изолирует музыканта от шума сцены и плохой акустики помещения, позволяет ему достичь «студийного» качества звука на сцене.
Мониторный микс затем можно адаптировать индивидуально без учета других неконтролируемых факторов.
ЗАПАС УСИЛЕНИЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТА АКУСТИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Когда речь идет о достижении более высоких мониторинговых уровней на обычной сцене всегда можно добавить больше усилителей и динамиков, но невозможно не учитывать законы физики. Концепция усиления без обратной связи основана на максимальной громкости микрофона до появления акустического эффекта обратной связи. Проще говоря, чем дальше вы отходите от микрофона или, чем ближе будет микрофон к громкоговорителю или, чем дальше громкоговоритель от слушателя, тем меньше доступный коэффициент усиления до возникновения акустической обратной связи.Теперь представьте обычную сцену. Микрофон у вашего рта; это’s отлично. Микрофон находится (относительно) близко к мониторному динамику; это’s плохо. Мониторный динамик находится (относительно) далеко от ваших ушей; это’s также плохо. Обратная связь возникает, когда звук, попадающий в микрофон, воспроизводится динамиком и снова “попадает” в этот же микрофон. Чтобы достичь подходящего мониторингового уровня, потребуется приличный коэффициент усиления. Персональный мониторинг полностью устраняет проблемы с возникновением эффекта акустической обратной связи. Теперь “динамики” плотно установлены в ушном канале и изолированы от микрофона. При разрыве петли обратной связи можно увеличить звук до нужного уровня –, что приводит к следующей теме.
ЗАЩИТА СЛУХА
Длительное воздействие чрезвычайно высокого звукового давления может привести к ухудшению слуха. Некоторые исполнители вынуждены носить вкладыши для защиты органов слуха, но даже лучшие вкладыши вызывают некоторое изменение частотной характеристики.Персональные мониторы обеспечивают защиту слуха на таком же уровне, как защитные вкладыши, но оснащены крошечными динамиками. Теперь исполнитель может контролировать мониторинговый уровень.Если звук слишком громкий, ничто не мешает исполнителю его понизить. Настоятельно рекомендуется использовать встроенный ограничитель, чтобы предотвратить серьезные повреждения от кратковременных переходных процессов.
СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК
Будучи тесно связанной с проблемой громкости, способность четко слышать снижает вокальное напряжение для певцов. Чтобы компенсировать систему мониторинга, которая не обеспечивает надлежащего усиления голоса, многие исполнители стараются петь громче, чем требуется и что небезопасно. Любой, кто зарабатывает на жизнь своим голосом, хорошо знает, что как только его потеряет, потеряет и свои доходы. Необходимо принять все меры предосторожности, чтобы сохранить рабочий “инструмент,” а персональные мониторы – ключевой компонент, помогающий вокалистам продолжать концертную деятельность в течение долгих лет.
СТЕРЕО МОНИТОРИНГ
Для большинства персональных систем мониторинга явным преимуществом является возможность прослушивания в стерео.Хотя это может относиться не ко всем ситуациям, особенно с ограниченным количеством доступных миксов, мониторный микс, созданный в стерео, позволяет более точно воссоздать реалистичную среду прослушивания. Мы проводим всю жизнь, слушая музыку в стерео; логично, что мониторный микс в стерео улучшает восприятие естественной звуковой сцены.Мониторинг в стерео также позволяет снизить общий уровень звука при прослушивании.
НАЛОЖЕНИЕ С МИКСОМ ДЛЯ ПУБЛИКИ
Преимущества персонального мониторинга имеют большое значение не только для исполнителей. Неприятный побочный эффект от использования мониторов распространяется со сцены в зону публики.Несмотря на направленность излучения диаграммы на высоких частотах, корпуса громкоговорителей излучают низкочастотную составляющую звука во всех направлениях. Это усугубляет и без того сложную задачу, стоящую перед звукорежиссерами, которым приходится бороться с громким звуком для сцены при излучении его в зал. Чрезмерно низкие частоты от задней части мониторов загрязняют звук микса; это может серьезно ухудшить качество вокала, особенно в небольших залах, но устранение больших мониторов значительно очищает звук.
ПОРТАТИВНОСТЬ
Портативность играет важную роль для путешествующих групп исполнителей, и если звуковая система или сцена разбираются после каждого выступления. Принимая во внимание, что обычная система состоит из 3 или 4 мониторов весом по 20 кг каждый и одного/нескольких усилителей мощности весом по 25 кг,– установка для мониторинга получится сравнительно небольшой.
С другой стороны, вся система персональных мониторов помещается в чемодан. Из эстетических соображений, убрав со сцены мониторы и громоздкие кабели динамиков, мы улучшим ее общий вид. Это особенно важно для групп, которые выступают на корпоративах/свадьбах и в церкви, где профессиональное, ненавязчивое представление играет такую же важную роль, как и качество звука. Персональные мониторы позволяют очистить сцену от лишних предметов и придать ей профессиональный вид.
МОБИЛЬНОСТЬ
Мониторы формируют на сцене “зону наилучшего восприятия звука,” где все звучит неплохо. Если вы неожиданно ступите шаг влево или вправо, звучание сразу же ухудшится.
Этот эффект связан с оносительно направленным характером работы динамиков, особенно на высоких чатсотах. Персональные мониторы в использовании напоминают наушники – – когда вы перемещаетесь, звук изменяет направление вслед за вами.
При этом стабильность работы мониторов также сохраняется. При использовании мониторов акустика помещения играет большую роль в обеспечении общего качества звука.
Поскольку профессиональные наушники ограждают исполнителя от окружающего шума, акустика помещения перестает влиять. Теоретически, если группа состоит из одних и тех же исполнителей, настройки монитора можно оставить практически неизменными, и микс будет звучать каждый раз одинаково.
МОНИТОРИНГ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Возможно, наиболее практичным преимуществом для персональных мониторов является возможность напрямую контролировать, что вы слышите. Для точной настройки оборудования исполнители по-прежнему полагаются на звукорежиссера. При этом персональные системы мониторинга дают исполнителю возможность самостоятельно сделать множество настроек, таких как общая громкость или выбрать разные миксы. Если все составляющие в миксе необходимо сделать погромче, исполнитель может сделать это с помощью регулятора передатчика на поясе, вместо того, чтобы с помощью жестов просить об этом звукорежиссера.
Далее персональный контроль обеспечивается системами, в которых есть режим микширования и передатчик на поясе контролирует объединяет левый и правый аудио каналы стереосистемы, отправляя общий сигнал на оба наушника. Входы в систему теперь необходимо рассматривать как “Микс 1” и Микс “2” вместо левого и правого. Регулятор баланса на приемнике управляет микшированием, позволяя исполнителю выбирать между двумя миксами или слушать комбинацию обоих миксов с контролем громкости каждого из них. Установка стереопозиции влево постепенно увеличивает уровень “Микса 1” в обоих наушниках, одновременно уменьшая уровень “Микса 2” и наоборот.
Предоставляя контроль над микшированием монитора исполнителю, звукорежиссер может потратить больше времени на то, чтобы улучшить звук для аудитории, не беспокоясь о работе группы на сцене. Менее дорогие, моносистемы могут обеспечить аналогичный тип управления с помощью нескольких входов на передатчике с отдельным регулятором громкости для каждого. Следовательно, для быстрой настройки микширования передатчик должен быть расположен рядом с исполнителем.
Обзор наушников Apple In-Ear Headphones with Remote and Mic
Комплект поставки
Данный обзор я пишу по просьбам читателей, которым интересно моё мнение по поводу наушников Apple In-Ear. Дело в том, что на нашем сайте уже выходил обзор той же модели от Сергея Кузьмина, в чём-то я буду повторяться, в чём-то нет.
Так или иначе, за прошедшие два с лишним года после анонса «арматурных» наушников Apple новой модели анонсировано не было, из этого можно делать самые разные выводы: и что модель «не пошла» (а значит, выводить на рынок что-то лучше не стоит), и что она прочно заняла свою нишу.
В любом случае, «арматуру» от яблочной компании до сих пор можно купить, причём можно приобрести как оригинальные, так и поддельные наушники, с аксессуарикой Apple это абсолютно нормальная ситуация. Стоит обращать внимание и на упаковку, и на внешний вид самих наушников, и даже на модель (артикул оригинальных наушников MA850G/B). Цена начинается примерно от 4 тысяч рублей, насколько эта сумма оправдана – попробуем разобраться по ходу статьи.
Упаковка и комплектация
Коробочка с наушниками миниатюрна и составляет примерно половину от объёма упаковки iPhone. Внутри всё разложено по образу и подобию телефона Apple – наушники в чехле (каркас с защёлкивающейся на нём прозрачной крышкой), футляр с насадками, сменные фильтры (на случай, если те, что уже надеты на наушники, засорятся), краткое и полное руководство по эксплуатации, а также наклейки в форме яблока.
Не могу сказать, что чехол удобен – но пользоваться им можно, по крайней мере, для длительного хранения наушников. А вот с футляром для насадок, по-моему, в компании дали маху – было бы удобнее носить насадки в чехле вместе с наушниками.
Наушники сделаны в Китае – так что не пугайтесь, если увидите эту страну на упаковке.
Внешний вид и удобство эксплуатации
Если вы хотя бы раз видели комплектные наушники или гарнитуру у iPhone/iPod, то внешний вид In-Ear с «арматурными» излучателями едва ли вас поразит. Та же ножка из резины и пластика, пластиковый корпус (разве чуть меньше размерами). Вот только половина корпуса – из металла, это интересное решение. Вероятно, за счёт этого наушники весьма увесистые, однако развесовка сделана удачно – они не выпадают из ушей. Кроме того, In-Ear можно носить как проводом вниз, так и вверх (если не смущает тот факт, что при последнем варианте ношения пульт ДУ будет находиться прямо под мочкой правого уха). Насадки очень удобные, мягкие, надёжно фиксируют наушники в ушах. Сборка качественная, не уверен, что конструкция очень прочная – но выглядит достаточно надёжно.
На проводе есть бегунок для соединения проводов, однако из-за наличия пульта особого смысла в нём нет – разве что для того, чтобы было проще смотать наушники на каркас.
Левый наушник от правого можно отличить как по наличию пульта на проводе, идущего к правому наушнику, так и по буквам L/R на ножках корпусов.
Кстати, о пульте. Это не банальный микрофон с кнопкой, как у большинства сторонних аксессуаров, а полноценный пульт управления – с регулятором громкости. Качество передачи речи приемлемое, микрофон предсказуемо пасует перед порывами ветра.
Шумоизоляция оказалась на неожиданно низком для «арматуры» уровне, кроме того, имеется достаточно сильный микрофонный эффект. В остальном провод хорош, практически не спутывается. Штекер прямой, достаточно миниатюрен.
Таким образом, эргономика наушников средняя, находится на уровне скорее качественных динамических наушников.
Наушники тестировались с плеером Hifiman HM-801. Использовался тестовый диск Prime Test CD1, а также подборка различных треков.
На мой взгляд, основной «конёк» наушников – средние частоты. Гитары, вокал – всё это звучит замечательно. А вот с низкими частотами (равно как и с высокими) дело обстоит не так хорошо. Бас неглубокий, но надо отдать должное – его не пытались задрать в области мидбаса. Высоких частот несколько недостаёт, на них ощущается мутность. Стереопанорама достаточно широкая, есть небольшой эффект глубины.
Наушники «быстрые», с высокой чувствительностью, неплохо отыгрывают сложные композиции – по крайней мере, не захлёбываются.
В целом, я бы сказал, что Apple In-Ear универсальны – подойдут для многих жанров, но чудес от них ждать не стоит. Но если вы не предъявляете высоких требований к качеству звука – они едва ли вас разочаруют.
Совместимость
Для начала – с чем вообще я пробовал гарнитуру. Это iPhone 4 (с ним проблем не было никаких), BlackBerry 9800 Torch (пульт работал только на приостановку воспроизведения, микрофон не работал), BlackBerry 8520 Curve (аппарат попросту не «заметил» подключенный аксессуар). С плеерами проблем нет никаких, гарнитура работает в качестве наушников, всё стандартно.
Не могу сказать, что от замены источника с Hifiman HM-801 на iPhone 4 что-то серьёзно изменилось. Отнюдь, Apple In-Ear нетребовательны к источнику и выдают то же качество звука, разве что детальность чуть поменьше и сцена прописана не так хорошо. Так что не стоит бояться того, что они «не подойдут» к какому-то плееру или телефону. Вот только не забывайте про совместимость пульта. Можно, конечно, взять их к iPod Touch – ещё и получится воспользоваться тем же Skype – но тут уже решать вам.
Конкуренты
За сравнимые с Apple In-Ear деньги можно приобрести Monster Jamz Mobile, у них нет проблем с совместимостью с другими устройствами (в комплекте есть переходники, в том числе для BlackBerry), но более простой пульт ДУ. Обзор этой модели вскоре появится на сайте.
Чуть дороже – около 5 тысяч рублей – Phonak Audeo, эти «арматурные» наушники обладают также «урезанным» пультом, но при этом звучат гораздо интереснее.
Кстати говоря, в характеристиках компания заявляет, что наушники двухполосные – так вот, я этого не почувствовал. Больше похоже на сдвоенный излучатель.
Вывод
Напомню цену – порядка 4 тысяч рублей. Держа её в голове, подведём итоги.
У наушников немало плюсов:
Короче говоря, специально бегать за этими наушниками стоит, если вам очень нужен полнофункциональный пульт ДУ. В противном случае можно обратить своё внимание на продукцию конкурентов.
Заявленные характеристики
Автор благодарит Никиту Куприянова за предоставленные на тест наушники Apple In-Ear with Remote and Mic.
Имеющий «уши», да услышит – критерии выбора наушников
Сегодня наушники используют практически все. Выбор той или иной модели, конструкции, принципа действия наушников во многом обусловлен сферой их применения. В данном материале мы описали то, что в первую очередь следует учесть при выборе наушников. Намеренно дистанцировавшись от гарнитур и узкоспециализированных устройств, мы сконцентрировали внимание на тех наушниках которые используют для прослушивания музыки, просмотра видео, а также рассказали о некоторых профессиональных устройствах для студий звукозаписи и концертного применения.
В связи с тем, что тема очень обширна и факторов, которые влияют на выбор, хватит на 10 статей, в этом материале мы решили дать общую информацию о конструктивных и технических особенностях наушников разных типов и назначения. В дальнейшем каждый из затронутых в этой статье вопросов станет поводом для отдельной публикации.
Отмечу, что для людей, которые подходят к качеству передаваемого звука с позиции «лишь бы звук был», полезной окажется только часть этого материала. Также сходу подчеркну, что любые упоминания брендов и моделей будут минимизированы, носят лишь информационный характер. Эта статья не даст ответ на вопрос «какие наушники лучше?». Материал создан лишь для того, чтобы облегчить выбор, подробно рассказать о существующих технологиях и принципах.
Тип конструкции
Появились на рынке в качестве бытового гаджета в 1991-м стараниями компании Etymotic Research. В силу достаточно низкой стоимости, сегодня вкладыши входят в базовую комплектацию большинства мобильных устройств. Основным их достоинством можно считать компактный размер. Среди недостатков стоит выделить низкую эргономичность — придется подобрать правильный размер для своих ушей.
В ряде случаев недостатком является посредственное звучание. Последнее не является обязательным, но более 80 % ассортимента не дотягивают до hi-fi класса. Раньше этот тип был весьма распространён, и в линейках нескольких известных брендов можно выделить достойные вкладыши. Но конъюнктура рынка делает своё дело, и производители всё больше склоняются в сторону внутриканальных образцов при разработке флагманских моделей.
«Затычки» — один из наиболее распространённых сегодня типов портативных наушников. Принцип: драйвер находится снаружи, трубки с латексными или пенными амбушюрами помещаются в наружный слуховой проход. Многие ошибочно полагают, что внутриканальная конструкция появилась позже вставной, но это не так. На рынке «затычки» начали появляться как концертные мониторы ещё в 70-е, откуда позже перекочевали в менее специфические сегменты, но первое упоминание о подобной конструкции относится к 1895 году, в котором Томас Эдисон оснастил, вероятно, первыми внутриканальными наушниками свой Кинетофон.
Основные достоинства конструкции:
• мобильность (по размерам меньше или равны вставным);
• хорошо подойдут любителям выраженного, динамичного баса (акустические свойства конструкции часто перекашивают АЧХ в сторону низов);
• Хорошо сидят в ухе, что делает их удобными при занятиях спортом.
Недостатки: искажения, нередко возникающие в связи с особенностями конструкции и размером, высокая вероятность влияния на слух (интенсивность звукового давления + расположение в наружном слуховом проходе). В большинстве случаев не имеют оголовья. Как и прежде, прилично звучащие внутриканальные системы используют в качестве концертных и студийных мониторов.
Этот тип получил широкое распространение как периферийное устройство для ПК, а также как наушники для плейеров. Сравнительно небольшие габариты и масса сделали этот тип наиболее популярным в офисах. Ощутимыми недостатками конструкции являются:
Многие модели снабжены микрофоном и функциональным блоком с регулятором громкости, что как бы намекает на стационарное применение и использование в качестве гарнитуры. Некоторое количество накладных моделей создается для прослушивания музыки, часть из них рассчитаны на применение вне помещений. Ряд экспертов считают, что накладная конструкция априори менее склонна искажать звук, нежели вкладыши и внутриканальные образцы. Ещё один тренд накладных систем – офис, рабочее место, PC.
Как уже ясно из названия, этот тип не может похвастаться компактностью. Что не умаляет его достоинств. Большие габариты и зачастую масса таких устройств положительно сказываются на акустических свойствах конструкции. Это тот случай, когда размер имеет значение.
К полноразмерным наушникам относится подавляющее большинство систем для студий звукозаписи. Полноразмерными являются практически все референсные прецизионные студийные наушники, специализированные диджейские мониторы, а также очень многие представители класса Hi-End.
Классические референсные наушники, как правило, открытого типа – это связано с тем, что в закрытом типе искажается передача низких. За точную передачу АЧХ открытый тип любим многими аудиофилами. При этом некоторые звукорежиссёры придерживаются мнения, что референсные наушники должны быть полузакрытого типа, так как позволяют без искажений воспроизводить низкие и при этом обладают достаточной степенью звукоизоляции. Закрытый тип используется в качестве мониторов исполнителя при записи в студии, работы на живом выступлении, а также популярен у ди-джеев.
Полноразмерными создают также наушники для геймеров и многочисленные системы для PC. Последние далеко не всегда обладают качеством звучания, близким по уровню к профессиональным собратьям, а полноразмерная конструкция скорее используется как маркетинговый ход, нежели осознанная техническая необходимость.
Существует устойчивый стереотип о том, что полноразмерные наушники обязательно должны хорошо звучать. Банальный АЧХ-тест и беглый взгляд на процент КНИ многое может сказать о качестве, и в случае с многими «псевдостудийниками» эти параметры выдают самозванцев. Миф об обязательном превосходстве больших «ушей» родился тогда, когда полноразмерных головных телефонов на рынке было немного и в подавляющем большинстве они были студийными. Но миф не более чем миф: имеющий уши — да услышит, имеющий осциллограф — да увидит.
Несколько слов об АЧХ, КНИ, сопротивлении, и чувствительности
На всякий случай:
АЧХ – график разницы величин амплитуд выходного и входного сигналов во всем диапазоне воспроизводимых частот. (Гц)
КНИ – коэффициент нелинейных искажений (%)
Чувствительность – интенсивность звукового давления (Дцб)
Мощность – характеристика, определяющая динамический диапазон и звуковое давление (мВт – в случае с наушниками)
Всё, что касается амплитудной составляющей (громкости) сигнала наушников, зависит от чувствительности. Нижней границей нормы считается отметка в 100 Дцб. Хорошие наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 Дцб. Меньшая чувствительность не обеспечит достаточного уровня громкости.
Любой уважающий себя производитель уведомляет покупателя об уровне КНИ наушников. Критичным уровнем гармонических искажений для наушников в диапазоне от 100 до 2 Гц считается превышение границы в 1%, ниже 100 Гц допускают значения до 7-10%. При этом стоит сказать о том, что звук с максимально допустимыми искажениями не отличается «кристальной чистотой». Притязательные слушатели чувствительны к КНИ, поэтому в некоторых профессиональных и Hi-end моделях этот показатель умудряются снизить до 0,1 % (от 100 Гц.) и 0,9% (ниже 100 Гц).
Напрямую влияет на качество звука и появление искажений сопротивление наушников. Чем оно выше, тем меньше тока требуется усилителю, чтобы их «раскачивать», а соответственно — меньше искажений возникает на этапе усиления. По сопротивлению принято делить наушники на высоко- и низкоомные. Для внутриканальных и вставных низкоомными принято считать устройства с сопротивлением до 32 Ом, высокоомными — от 32 Ом. Для полноразмерных низкоомными принято считать наушники с сопротивлением ниже 100 Ом, и соответственно выше 100 Ом – высокоомными. Практически все головные телефоны для профессионалов, а также относящиеся к hi-fi/hi-end классу являются высокоомными.
Известно, что точность и возможности передачи частот находятся в зависимости от АЧХ. Чем шире диапазон и равномернее АЧХ, тем реалистичнее, детальнее, точнее передача сигнала. Большинство людей способно воспринимать диапазон от 20 до 20 000 Гц. У многих с возрастом порог восприятия высоких частот снижается и не превышает 16 000 Гц. Существуют люди, воспринимающие более широкий диапазон. Более того, многие из тех, кто предпочитает hi-end аппаратуру, убеждены и в том, что воспроизведение частот за пределами диапазона восприятия влияет на качество звука. В том или ином случае действительно качественные наушники будут обладать диапазоном частот, по крайней мере, в пределах от 20 до 20 000 Гц. В профессиональной и hi-end технике он, как правило, значительно шире.
Большие пики и провалы в графике АЧХ — суть «окрашенный» звук. Маловероятно, что наушники с подобными характеристиками можно причислить к профессиональной и даже просто качественной аппаратуре. Они будут передавать с существенными частотными искажениями, неестественно «окрашивать» его. Не могу не отметить, что для людей, не слишком тяготеющих к качеству звука, проявляется большая любовь к агрессивно выраженным низким частотам. Для сверхпритязательных аудиофилов особо ценным оказывается верхний порог частотного диапазона.
Сразу отмечу, что прямой зависимости между качеством звука и типом излучателя в наушниках – нет. Пожалуй, единственным исключением из этого правила является электростатические драйверы. При этом косвенно тип излучателя влияет как на качество звука, так и на отдельные его характеристики.
Мы рассмотрим 4 наиболее распространённых излучателя для наушников:
Динамики – классика всегда и везде
Наиболее распространённым типом излучателя в наушниках, как, впрочем, в других акустических системах, является классический электродинамический громкоговоритель. На качество звука, передаваемого таким излучателем, влияет множество факторов: материал диффузора, конструкция катушки и т.п. Зачастую динамики обладают более широким диапазоном частот, что является наиболее существенным преимуществом перед «арматурой».
Ощутимым минусом классических электродинамических драйверов является низкая в сравнении с остальными надёжность (большое количество подвижных деталей, чувствительность катушки к большим нагрузкам) и большая вероятность появления гармонических искажений. В итоге всё зависит от качества конкретных динамиков.
Сегодня наушники с динамиками остаются наиболее популярными в мире и используются во всех существующих классах.В связи с этим цена на наушники, оснащённые динамиками, может быть любой, всё зависит от класса, при этом наушники с излучателями других типов (при приблизительно равных технических параметрах), в сравнении с классическими, в большинстве случаев стоят дороже.
Арматурные – от военных телефонов к высокопроизводительным «in ear»
Излучатели этого типа, до использования их аудиотехнике, широко применялись в военной и медицинской аппаратуре, после чего нашли свою нишу в потребительском сегменте. Принцип действия: воздействие подвижного якоря П-образной формы с катушкой на излучающую мембрану, что снижает количество подвижных частей, а соответственно, уменьшает вероятность появления искажений и повышает надёжность.
Чаще всего излучатели этого типа используются при создании внутриканальных наушников. Для этого типа часто характерно множество излучателей в одном наушнике (2 и более), что сложнее реализовать с более габаритными динамиками.
Для устройств с этим излучателем характерны такие особенности, как выраженность высоких и средних частот, высокая детальность передачи сигнала, более ровная АХЧ. Низы ощутимо менее акцентированы, нежели у наушников с электродинамическим принципом работы. Стоимость арматурных наушников как правило выше, чем у оснащённых динамиками, при прочих равных характеристиках.
Выпускаются также системы с комбинированным арматурным и электродинамическим излучателем, где первый служит для передачи высоких и средних, а второй используется для низких частот.
Изодинамические (планарно-магнетические) – хорошо забытое новое
Сравнительно редкий тип излучателей для головных телефонов, который, по заявлениям ряда экспертов, превосходно подходит для достоверной и точной передачи звука. Среди приверженцев изодинамической звукопередачи немало любителей симфонической классики, джаза и сложной камерной музыки – наиболее требовательных к аудиоаппаратуре жанров.
Изодинамические излучатели используют в качестве колебательного элемента сверхтонкую мембрану, на которую наносятся металлические дорожки и постоянные стержневые магниты, что позволяет максимально точно и без искажений передавать звук.
Любителям перенасыщенного низами звука этот тип, вероятно, не подойдёт, так как конструкция не предполагает частотных искажений в сторону низких, как это нередко бывает с классическими электродинамическими драйверами. Серьезной проблемой наушников с этим типом излучателя является цена. Как правило, стоимость таких наушников запредельно высока для простых смертных, что автоматически делает их предметом для небедных аудиофилов и профессионалов. Нижний порог стоимости наушников с изодинамическими драйверами начинается с 30-60 000 рублей.
При близком к электростатическим излучателям качестве изодинамические наушники не требуют обязательного предусиления, что снижает расходы на приобретение аппаратуры и упрощает эксплуатацию.
Электростатические – восторг аудиофила
Наушники с этим типом излучателей занимает особое место, так как в конструкции отсутствует магнит, что фактически исключает возможность появления существенных искажений, а тончайшая мембрана «электростатов» способна передавать почти неуловимые отзвуки. Те, кто трепетно относится к чистоте и достоверности звучания, признают этот тип излучателя лучшим.
Точнейшая передача сигнала электростатических наушников сделала девайс предметом обожания аудиофилов. Принцип действия излучателей в случаях с такими наушниками требует использования специального предусиления, так как напряжение, требуемое для раскачки, может превышать 5000 V. Совершенно закономерно, что цена устройства с предусилителем достигает почти астрономических величин, и найти этакую прелесть в ценовом диапазоне до 90 000 рублей почти невозможно.
Главное, с чем стоит определиться перед выбором наушников, – как их будут использовать. Наушники – те устройства, которые не предполагают универсального применения, и каждый их тип соответствует своим задачам. Безусловно, толстый кошелек значительно расширит возможности выбора. При этом, даже если у вас нет 15 000 на крутые «затычки» или 100 000 на полноразмерные hi end «электростаты», рекомендую внимательно подойти к изучению характеристик, оценить эргономичность для именно ваших ушей и, естественно, послушать, ведь решающим критерием выбора всё равно останется ваше восприятие. Настоятельно не рекомендую покупать наушники в метро и т.п. местах, а также с осторожностью относиться к «суперпредложениям» на площадках типа AliExpress, в большинстве случаев аналоги моделей известных брендов из Поднебесной очень существенно уступают «породистым» оригиналам.