Что такое ндс в узбекистане
Три страшные буквы — НДС: бояться или радоваться?
В некоторых магазинах на ценниках появились буквы НДС (налог на добавленную стоимость). Что это такое, из чего начисляется данный налог и для чего — разбираемся с экспертами.
Что такое НДС и с чем его едят
1 января 2019 года была запущена налоговая реформа, необходимая с точки зрения сложившейся ситуации в экономике Узбекистана, поскольку нынешняя модель налоговой системы не оставляла экономике шансов для устойчивого развития.
Как налоговая реформа поможет улучшить экономический климат и как с этой реформой связан НДС, попытаемся разобраться в этом материале The Mag.
Начнем с того, что аббревиатуру НДС определенно слышал каждый из нас. Тем более, сейчас эти буквы встречаются в магазинных чеках. Но что это такое и почему НДС уделено так много внимания в контексте налоговой реформы, известно далеко не всем. Максимум, что можно понять из названия «налог на добавленную стоимость», НДС — это очередной налог. На самом деле, разобраться в процессе налогообразования не помешает никому, поскольку НДС касается абсолютно всех.
НДС — это своего рода пошлина, включенная в цену каждого товара. Покупатели приобретают товар с уже добавленным НДС; в данный момент НДС на все товары составляет 20%. Самое важное, что нужно знать нам всем — этот налог накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продается фирмой по цене хоть чуточку выше ее себестоимости. В этом случае НДС вычисляют исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.
НДС работает четко и слаженно, если все участники цепочки купли-продажи являются плательщиками НДС. В противном же случае налог накладывается на оборот и его нагрузка на бизнес резко возрастает.
Плательщиками НДС являются организации и ИП на основной системе налогообложении.
Налоговая реформа в Узбекистане нацелена на решение трех ключевых проблем существующей налоговой системы:
Выход из сложившейся ситуации следующий — отказ от налогов с выручки в пользу НДС. Для этого в рамках реформы предусматривается:
— отмена обязательных отчислений в ГЦФ для предприятий общего режима;
— снижение налоговой нагрузки на предприятия общеустановленного режима с целью стимуляции перехода на этот режим малых предприятий;
— перевод предприятий, имеющих годовой оборот (выручку) по итогам предыдущего года более 1 млрд. сумов или достигших установленного порога в течение года на уплату общеустановленных налогов.
Указанные меры позволят кардинально изменить налоговую систему Узбекистана — благодаря реформе наша страна получит совершенную модель налогообложения, приближенную к стандартам успешных развивающихся стран. Итогом всего этого станет благоприятный для устранения накопившихся диспропорций и искажений экономики климат, позволяющий создать в стране устойчивое инклюзивное экономическое развитие. Государством предусмотрено радикальное сокращение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения в рамках общеустановленного режима.
Где НДС был раньше?
Попробуем разобраться на самом простом примере, куда прятался НДС раньше. Допустим, мы купили кусочек мыла по стоимости 3000 сумов; именно эту сумму мы оплатили на кассе. С этой суммы продавец заплатит налог в размере 20%, то есть 600 сумов. Но если у продавца есть счет-фактура, в которой указано, что он купил этот товар за 2600 сумов и в эту сумму уже включен НДС (520 сумов), то на основании этого документа продавец заплатит не 600 сумов, а разницу – 80 сумов (600—520=80).
Специалисты заявляют, что текущая ставка НДС чрезвычайно высока, а отображение НДС на чеке потребителя является общепризнанной международной практикой. Есть несколько очень веских причин для такой практики: прозрачность, осведомленность налогоплательщиков и активность в вопросах налогообложения. Нередко покупатели, увидев в первый раз при получении дополнительный 20% НДС на стоимость своих покупок, начинают нервничать. Но если мы, потребители, хотим максимальной прозрачности при налогообложении, нам важны эти цифры.
НДС платился всегда, но мы не знали о таких тонкостях, на ценнике была указана конечная стоимость продукта.
Право потребителя — знать, сколько налога было включено в цену каждого продукта.
Таким образом, с точки зрения налогообложения — ровным счётом ничего не изменилось, за исключением того, что теперь потребители осведомлены о сумме налога. Теперь каждый потребитель знает, сколько его денег из бюджета идет на налоги.
Получатель товаров, работ, услуг имеет право взять в зачёт сумму НДС за полученные товары,в том случае, если они использованы или будут использованы в целях облагаемого оборота. То есть посредник между производителем и конечным потребителем имеет право не уплачивать НДС, если он был уплачен предыдущими участниками цепочки.
Для отнесения сумм НДС в зачет необходимо следующее:
В развитых странах НДС на некоторые основные нужды равен нулю. Это касается таких важных отраслей, как медицина, образование, транспорт. В Узбекистане опубликован список освобожденных от НДС продуктов:
Государственный налоговый комитет сообщает, что предусмотренная льгота по приведенным в перечне товарам применяется налогоплательщиками только при оптовой и розничной реализации — за исключением хлебобулочных изделий, которые освобождаются от НДС как при производстве, так и при реализации.
Акмаль Назаров
старший государственный налоговый инспектор отдела по связям с общественностью и правовой информации Государственного налогового комитета
Узбекистан стал первой страной в СНГ, которая вводит упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Данный порядок НДС широко практикуется в европейских странах, в частности в Великобритании. На протяжении длительного времени на уровне правительства и деловых кругов велось обсуждение реализации норм принятой в июне 2018 года Концепции совершенствования налоговой политики.
Стоит отметить, что проводимая в республике реформа налоговой политики сопровождалась многочисленными консультациями представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые подчеркнули стратегический характер и продуктивность реформы.
Результатом обсуждений и консультаций стало решение руководства страны о введении с 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд. сумов упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС.
Как было отмечено, данный порядок вводится для адаптации к НДС субъектов малого бизнеса и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.
Кроме этого, данный порядок является переходной мерой, которая вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.
Данный порядок исчисления и уплаты является добровольным, т.е. предприятие может перейти на уплату стандартного НДС.
Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм НДС по приобретенным товарам/работам/услугам.
При этом плательщики НДС в рамках упрощенного порядка в своих счетах-фактурах должны выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, которая в дальнейшем подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного НДС.
Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие, т.е. платить по ним действительно выгодно и удобно.
Например, для промышленников это 7%, для торговли — 6%, для строительства — 8%, а для общепита и гостиниц — 10%.
Вроде стало немного понятнее, что собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берется, как высчитывается и кто его платит, но главный вопрос все еще открыт — повлияет ли НДС на рост цен?
Юлий Юсупов
руководитель Центра содействия экономическому развитию (CED)
Когда обыватель видит в чеке непонятные три буквы «НДС» с указанием некоей суммы, он может решить, что именно на эту сумму возросла цена после перехода на новую систему налогообложения. Но потребителю следует понимать три вещи:
А в некоторых случаях цена и вовсе может снизиться, ведь как я уже говорил, переход на НДС означает отказ от уплаты единого налогового платежа.
Если количество предприятий, участвовавших в цепочке создания и продаже данного товара, было большим (пример такой цепочки: производитель хлопка-сырца (фермер) — производитель хлопка-волокна — производитель пряжи — производитель ткани — производитель трикотажного изделия — оптовая компания — розничная компания), то каждый из участников платил ЕНП со всей стоимости продаваемых товаров. Даже если это вроде бы и небольшой налог (скажем, 5%), к концу цепочки накапливалась весьма приличная сумма, так как ЕНП берется не с добавленной стоимости, а со всей выручки предприятия. Посчитайте, сколько раз облагался в указанной мною цепочке созданный фермером хлопок. 7 раз! Даже если каждый участник цепочки оплачивал только 5%, уже набегает 35% от стоимости хлопка.
Также многократно облагалась и добавленная стоимость, созданная другими участниками цепочки. Так вот, при переходе на НДС такого двойного, тройного и т.д. налогообложения нет. Какой бы длинной не была цепочка, вся стоимость товара облагается в конечном счете только по ставке НДС — 20%. Соответственно,…
…чем длиннее цепочка, тем больше выигрывают от перехода на НДС и предприятия, и покупатели.
Где налоговая нагрузка (и цена) заведомо возрастут? Это произойдет в двух случаях.
К сожалению, вопрос о невозможности зачета НДС при переработке сельхозпродукции не был решен в ходе подготовки к переходу к новой налоговой системе. Как результат, неизбежно вырастут цены на мясомолочные и текстильные изделия (в меньшей степени, так как там длинная цепочка создания добавленной стоимости), а также в секторе общественного питания. По крайней мере, все это случится там, где предприятия перейдут на общий режим налогообложения.
Я считаю, что это очень большая недоработка правительства.
На мой взгляд, введенные с 1 января изменения налоговой системы — огромный шаг вперед в деле создания благоприятного бизнес-климата в нашей стране.
Новая модель налогообложения более привлекательна, нежели налоговые системы большинства бывших республик СССР. Посудите сами:
Но, к сожалению, в ходе обсуждений и согласований не удалось отстоять два важных пункта первоначальной версии концепции налоговой реформы.
Боюсь, что сохранение столь высокой ставки НДС (у наших соседей Казахстана и Кыргызстана — 12%) тяжелой нагрузкой ляжет на предприятия, которые будут переходить от упрощенного к общему режиму. Именно из-за 20% ставки НДС налоговая нагрузка для них может возрасти. Особенно это касается предприятий, оказывающих услуги для населения, где доля добавленной стоимости в выручке очень велика, но нет возможности существенно уменьшить налогооблагаемую базу за счет зачетов или переложить часть нагрузки на следующее звено уплаты НДС — покупателя услуг (население НДС не платит). Это приведет к сокращению стимулов для добровольного перехода малых предприятий на общий режим, а также к разукрупнению и сокрытию выручки предприятий с годовым оборотом более 1 млрд. сумов.
К сожалению, идея оказалась слишком революционной.
Правительство пошло на довольно существенное сокращение налогообложения прибыли и дивидендов, но не решилось на переход к налогу на распределяемую прибыль.
Но, как говорится, еще не вечер. НДС, я уверен, в будущем будет снижен. Да и к налогу на распределяемую прибыль мы рано или поздно придем. Мечты, мечты!
И несмотря ни на что, задуманная реформа — это прорыв.
В результате ее реализации мы получим гораздо более совершенную модель налогообложения, нежели та, которую мы имеем сейчас. И надо отметить мужество правительства и президента, согласившихся на столь радикальные меры по снижению налоговой нагрузки и пересмотру сложившихся правил налогообложения.
Думаю, это второй по важности шаг в нашей экономике после либерализации валютного рынка в 2017 году.
Налог на добавленную стоимость относится к косвенным — по той причине, что его фактическим плательщиком является конечный потребитель. Проще говоря, в конечном результате НДС оплачивают обычные потребители, приобретающие товары в магазине, заказывающие какие-либо услуги или работы.
К слову, правительством предусмотрена возможность потребителей пожаловаться на необоснованно завышенные цены. Как сообщает пресс-служба Министерства финансов, создан штаб, задача которого отвечать на поступающие вопросы о переходе на уплату НДС, а также проводить мониторинг формирования цен на товары.
По всем вопросам касательно перехода на уплату налога на добавленную стоимость или обнаружения случаев необоснованного повышения цен на товары свои обращения можно отправлять в Telegram на имя пользователя @MoliyaPress.
НДС в Узбекистане
Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.
Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.
Особенности налоговой системы РУ
Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.
Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.
А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.
К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.
Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:
Название налога | Размер (%) |
На прибыль | 7–35 |
На доходы | 7,5 |
Специальные платежи (сверхприбыль) | 50 |
На имущество | 5 |
Виды основных местных сборов:
Ставка и размер НДС
В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.
Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:
Плательщики налога
Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:
Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.
Что относится к обороту по реализации
К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:
Более подробную информацию можно узнать по ссылке.
Определение облагаемого и необлагаемого оборота
Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:
К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:
Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.
Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:
Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.
Место, где реализуются товары
Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.
При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:
Как определяется налогооблагаемая база
Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:
Корректировка базы
Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.
Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.
Налогоплательщик имеет право платить:
При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.
При импорте
Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.
Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости
Для нерезидентов
В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.
Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.
Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.
А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.
Форма отчётности обязательно включает в себя:
Освобождение оборота от НДС
Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.
А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.
Заключение
Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.
Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».
Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.
Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.
НДС при импорте товаров из Узбекистана в Россию
Налоговые платежи при ввозе товаров из Узбекистана
При ввозе продукции из-за рубежа, в том числе из Узбекистана, на российскую территорию отечественным компаниям и ИП в общих случаях необходимо уплатить на таможне:
«Импортный» НДС заплатить придется даже спецрежимникам и лицам, освобожденным от указанного налога, например, по ст. 145 НК РФ.
Размер ставки НДС при импорте из Узбекистана зависит от вида ввозимой продукции. Так, применяются ставки:
Кроме того, ввоз продукции может быть освобожден от начисления НДС по ст. 150 НК РФ (или возможна ставка 0%). Например, льгота действует при импорте товаров в виде безвозмездной помощи, при этом порядок оказания такой помощи определяется на федеральном уровне. Также освобожден от уплаты налога ввоз культурных ценностей, приобретенных госучреждением.
Осуществляется уплата НДС импортерами товаров из Узбекистана до момента выпуска товаров из-под таможенной процедуры. Получателем НДС будет являться таможенный орган.
При ввозе товаров из Белоруссии будет действовать иной порядок уплаты НДС. Подробнее об этом читайте здесь.
Документальное сопровождение импорта из Узбекистана на таможне
Для таможенного оформления узбекской продукции в таможенный орган необходимо представить декларацию и определенный законодательством перечень бумаг по импорту. На это отводится 4 месяца.
В указанном выше перечне должны присутствовать:
Таможенная декларация представляется на бумажном носителе и в электронном виде. Кроме того, задействован сервис таможенной службы, на котором возможно осуществить электронное декларирование ввозимой продукции.
Регистрация таможенной декларации происходит в течение двух часов, после чего работники таможни производят проверку представленных бумаг, анализ декларации, безошибочность расчетов и своевременность уплаты всех необходимых платежей. Если у таможенников не возникнет никаких вопросов к декларанту, продукция выпускается из зоны таможенного контроля.
Принятие к вычету НДС, уплаченного на таможне
У налогоплательщиков НДС есть возможность впоследствии принять узбекский «импортный» НДС к вычету согласно нормам ст. 172 НК РФ. При этом обязательно выполнение следующих требований:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ст. 172 НК РФ дает право на предъявление налога к вычету исключительно налогоплательщикам НДС. Таким образом, спецрежимники и лица, освобожденные от НДС, вычет заявить не смогут, несмотря на то что они на общих основаниях уплачивают налог при импорте.
Более подробную информацию о налогоплательщиках НДС ищите здесь.
Итоги
При ввозе товаров из Узбекистана импортер независимо от применяемого режима налогообложения должен уплатить НДС и иные косвенные налоги в таможенные органы. Ставки НДС варьируются в зависимости от вида импортируемой продукции. Также обязанностью импортера становится представление таможенной декларации и пакета бумаг, связанных с проводимой сделкой, после проверки и анализа которых товары выходят из зоны таможенного контроля. Вычет по НДС, уплаченному на таможне, российская сторона сделки сможет осуществить только в том случае, если она является плательщиком НДС. Если же она применяет спецрежим или освобождена от НДС, вычет ей недоступен.
Налог на добавленную стоимость в Узбекистане
НДС – вид налогов, который проявляется в виде надбавки к цене товаров, услуг или работ. По сути, оплачивают НДС сами покупатели, владелец же компании просто рассчитывает этот налог и выплачивает его в государственную казну.
На протяжении этого года сохранится порядок подсчета и выплаты налога на добавленную стоимость в Республике Узбекистан, включая пятнадцатипроцентную налоговою ставку.
Налогом на добавленную стоимость облагаются:
Изменения
Пополнены ряды предприятий, выплачивающих НДС, вне зависимости от размера выручки. Сюда входят:
При обороте в менее чем миллиард сумов, налоговые вычеты на добавленную стоимость производятся каждый квартал, с условием полного перехода предприятия на использование электронных счетов-фактур. Для более крупного бизнеса налоговый период по НДС составляет месяц. Уплата должна производиться не позднее 20 числа последующего месяца. Налогоплательщики имеют право предоставить справку в определенные учреждения о сумме предоплаты в течении 10 дней первого месяца будущего квартала, в зависимости от размера предполагаемого дохода в фактическом квартале.
На протяжении 2021 года продолжит действовать порядок, пропорционально которому налогоплательщики будут освобождены от штрафов за просрочку предоставления налогового отчета сроком до пяти дней,
Льготы на перевозку граждан общественным транспортом (кроме такси и маршрутного такси) применяются перевозчиками только в том случае, если власть установила единую расценку, по которой и производится перевозка.
Нулевая ставка
Нулевая ставка практикуется в сфере экспорта продукции, обслуживании иностранных транзитных грузов, в отрасли обеспечения населения водой, канализацией, санитарной очисткой и отоплением.
Сохраняется нулевая ставка для импорта в РУз двадцати видов продукции (кроме сахара), установленных Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года.
Продукция и услуги, приобретенные на деньги с заимствованных средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, избавляются от налога, в порядке, предусмотренном законом. По этой причине были пересмотрены статьи 243 и 246 Налогового кодекса.