Что такое небинарный трансгендерный мужчина

Гендерную небинарность и трансгендерность связали с аутистическими чертами

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

Отношение шансов различных психических расстройств у трансгендерных и цисгендерных людей

Varun Warrier et al. / Nature Communications, 2020

Исследователи из Кембриджского университета на основе данных о почти 642 тысячах человек выяснили, что у трансгендерных людей и людей с небинарным гендером аутизм, связанные с аутизмом черты и другие психические расстройства встречаются чаще, чем у цисгендерных людей. Причины и механизмы такой связи остаются неясными, однако авторы работы, опубликованной в журнале Nature Communications, призывают облегчить доступ к психиатрической помощи и усилить поддержку трансгендерных людей.

Не всегда биологический пол, который определяют по анатомическим, физиологическим и генетическим признакам, совпадает с самоощущением человека. В таком случае говорят, что гендер не совпадает с полом, и таких людей называют трансгендерными — их численность составляет примерно 0,4-1,3 процента населения. Гендерная идентичность человека может не укладываться в бинарную систему (деление на мужской и женский гендер) — есть люди, которые относят себя к разным гендерам одновременно или поочередно или вообще не ассоциируют себя с каким-либо гендером.

Зачастую несовпадение гендерной идентичности и биологического пола вызывает дискомфорт и становится причиной личностного расстройства — гендерной дисфории. Кроме того, в ряде исследований с участием людей с гендерной дисфорией выяснили, что в этих группах чаще, чем у цисгендерных людей, встречаются расстройства аутистического спектра и другие психические расстройства. Однако выводы этих работ основаны на небольших выборках, в исследованиях использовали разные методы определения трансгендерности и аутистических симптомов и анализировали людей разных возрастов и национальностей — а значит, никакого обобщения из них напрямую вывести нельзя.

Психологи и психиатры из Кембриджского университета под руководством Варуна Варриера (Varun Warrier) и Саймона Барон-Коэна (Simon Baron-Cohen) проанализировали пять наборов данных, основанных на онлайн-опросах, общей выборкой почти 642 тысячи человек, и ответили на вопрос, действительно ли у трансгендерных людей и людей с небинарным гендером расстройства аутистического спектра, аутистические сиптомы и другие психические расстройства встречаются чаще, чем у цисгендерных людей.

Во всех пяти наборах данных у трансгендерных людей и людей с небинарным гендером аутизм диагностировали значительно чаще, чем у цисгендерных женщин, мужчин и цисгендерных людей в целом (отношение шансов составило от 3,03 до 6,36). В четырех из пяти наборах данных соотношение сохранилось и после учета возраста и образования (в пятом эффект был статистически незначимым). И наоборот, в тех же четырех наборах процент трансгендерных людей и людей с небинарным гендером был выше среди тех, у кого диагностировали аутизм (p −16 ).

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

Отношение шансов диагностирования аутизма у трансгендерных людей и людей с небинарным гендером по сравнению с цисгендерными мужчинами (красный), цисгендерными женщинами (синий) или цисгендерными людьми в целом (зеленый) для пяти наборов данных

Varun Warrier et al. / Nature Communications, 2020

Источник

«Я люблю человека, а не то, что у него в трусах». Как живут цисгендерные партнеры трансмужчин и небинарных людей

Постепенно мы привыкаем к тому, что в СМИ и блогах звучат голоса людей, которые идентифицируют себя как небинарные или трансгендерные. Они рассказывают, с какими трудностями им приходится сталкиваться и как у них обстоят дела на личном фронте. Ученые тоже обращают на этих людей внимание и выясняют, например, как гормональная терапия может помочь справиться с дисфорией или как мир дейтинга исключает трансперсон. Но мы всё еще мало знаем о том, как живется их партнерам. Лиза Мороз поговорила с героями, которые находятся в браке или встречаются с небинарными и транслюдьми, о сексе, принятии и трансформациях, которые произошли с ними в этих отношениях.

Краткий ликбез по гендерным идентичностям

Цисгендеры — это люди, чей социальный пол (гендер) совпадает с биологическим. Например, цисдевушка чувствует себя женщиной, с рождения является ею и ей комфортно презентовать себя так.

Но бывает, что приписанный гендер не совпадает с внутренним самоощущением. Тогда можно говорить о трансгендерности человека. К примеру, в паспорте трансженщины в графе «пол» может быть указан «мужской» (если она не поменяла документы), но это никоим образом не отражает то, кем она является на самом деле.

Небинарность — это спектр гендерных идентичностей, которые выходят за рамки «чистой» маскулинности и феминности. У небинарной персоны может быть несколько гендеров (бигендер или триггер). Либо такие люди вообще не определяют себя через эту категорию ( агендеры ). Либо у них может быть изменчивая, флюидная гендерная идентичность ( гендерфлюиды ).

Бигендеры, агендеры и гендерфлюиды попадают в категорию трансгендерности, потому что их гендерная идентичность также не соответствует тому, что обычно ассоциируется с их полом по рождению. Но при этом не все небинарные личности называют себя трансгендерными.

Квир — термин, который объединяет всё разнообразие гендерных идентичностей и сексуальных ориентаций, которые не вписываются в гетеронормативные рамки. Всё чаще именно это слово используют в качестве синонима расширенных аббревиатур ЛГБТ (ЛГБТКИАП, ЛГБТК+ и других).

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

Квир квиру квир

Многие квиры предпочитают строить отношения с другими квирами, которые не понаслышке знают, с чем приходится им сталкиваться. Более того, трансперсон часто исключают из мира гетеронормативного дейтинга. Социологи из Канады опросили 958 респондентов и выяснили, что цисгендерные гетеросексуальные мужчины и женщины, скорее всего, вычеркнут трансличностей из своего потенциального пула знакомств. А люди, идентифицирующие себя как бисексуалы, гомосексуалы, трансгендерные или небинарные личности, указали, что готовы встречаться с трансгендерным человеком.

Полина с 13 лет находилась в компании ЛГБТКИА+ и привыкла не обращать внимания на пол и гендер.

Она давно определяет себя как квир-персону и имеет большой опыт романтических отношений с небинарными и трангендерными людьми. А сейчас состоит в браке с трансмужчиной Мишей, с которым познакомилась на работе.

Благодаря своему бэкграунду и тоннам прочитанной литературы про операции, гормонотерапию, дисфорию Полина была готова к отношениям с будущим мужем. У них не возникало недопониманий и проблем в постели на почве трансгендерности супруга: они оба знали, что и как нужно делать и говорить.

«Миша и сам большой молодец: может посмеяться над ситуациями, когда его мисгендерят, и терпеливо рассказывает про себя другим», — добавляет она.

Ошибка новичка

Конечно, и цисгендерные люди влюбляются в квиров, живут вместе и заключают брак с ними. Они многого не знают о жизни небинарных людей, а значит, им сложнее их понимать и поддерживать. В то же время их возлюбленные не обязаны проводить для них лекции и объяснять, что можно делать, а что нельзя. Поэтому циспартнерам приходится узнавать массу новой информации и учиться быть тактичными на собственных ошибках.

Леша (циспарень) практически ничего не знал про гендер до встречи с Марком (агендер). Ему потребовалась неделя, чтобы привыкнуть к местоимениям и окончаниям мужского рода, которые использует его партнер, и не ошибаться в разговоре.

«Первое время я пытался следить за своей речью, ловить себя на том, что использую неправильные местоимения, и исправляться. Марк видел, как я стараюсь, и не давил на меня. А если я ошибался, он тактично меня поправлял», — делится парень.

Но однажды Леша представил Марка друзьям как свою девушку.

Это сильно обидело его партнера. После у пары случился разговор, и Леша понял, что был не прав. «Мне было стыдно. Я не хотел его обижать. Но мы всё обсудили, и больше я так не делал».

А цисдевушка Мадина несколько раз «аутила» своего парня (трансмужчина), о чем он до сих пор не знает: «Чаще всего человек спрашивал меня, что не так с моим парнем и как лучше к нему обращаться. Я отвечала правду, хотя у меня не было на это разрешения. С этим действительно нужно быть аккуратнее. Сейчас я просто говорю, что лучше спросить у него лично, и не лезть ко мне».

Любопытство и страх

Несмотря на то, ставил ли человек под сомнение свою гендерную идентичность до встречи с небинарным или трансгендерным партнером, причислял ли себя к ЛГБТК+-сообществу или был далек от темы гендера, в какой-то момент ему придется признать свою некомпетентность в этом вопросе и погрузиться в изучение нового для себя мира.

До знакомства со своим парнем (трансмужчина) Яков ощущал, что не вписывается в конвенциональные гендерные рамки, но считал трансгендерных и небинарных людей «далеким и непонятным явлением» и думал, что он сам не относится к ним и никогда с ними не пересечется.

«Когда мы встретились, на инфу о его трансгендерности я отреагировал флегматичным „окей“. Но не потому, что это было для меня чем-то обыденным, а потому, что я вообще не представлял, как нужно и можно реагировать. При этом в моей голове был вулкан из эмоций и вопросов», — вспоминает Яков.

Невозможно принять то, чего не знаешь. Поэтому Яков начал много читать о трансгендерности и познакомился с другими транслюдьми в соцсетях. Но и его парень открыто рассказывал о разных сторонах жизни трансчеловека и позволял задавать любые вопросы, даже те, которые внутри сообщества могут считаться трансфобными или не очень вежливыми.

«Я очень хотел понять его, убедиться в том, что я правильно его воспринимаю, что и мне, и ему будет комфортно при нашем взаимодействии», — поясняет Яков.

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

Мадина (цисдевушка) давно осознала свою бисексуальность и много читала про идентичность. Но когда начала встречаться со своим парнем (трансмужчина) углубилась в статьи, комментарии психологов, психиатров и разные истории от первого лица о трансгендерности.

«Мне было и просто любопытно, и мучали вопросы: как дальше? какое будущее может ждать нас в этой стране? как это объяснять людям? к чему готовиться, если он решится на переход? Сейчас, если честно, меня тревожат те же вопросы, потому что опыт других успокаивает лишь немного, и у нас всё может сложиться совсем по-другому».

Цисдевушка Тая, у которой тоже отношения с трансмужчиной, ничего не знала о трансгендерности. И когда ее партнер сделал каминг-аут перед ней, подумала, что на самом деле он был циспарнем, а в документах была ошибка. «Я удивилась, конечно, но приняла этот факт как данность. И только спустя время до меня дошло».

В начале отношений Тая перерыла все русскоязычные форумы, посвященные проблемам транслюдей, в поисках необходимой информации. И это помогло ей лучше понять своего партнера. Затем ее парень сам стал рассказывать о более тонких моментах как в самовосприятии, так и в медицинской сфере.

«Я рекомендую поступить также тем, кто строит или пытается строить отношения с трансгендерными людьми, особенно если между вами есть непонимание из-за разницы в гендерном опыте», — советует девушка.

Любовь важнее кровных связей

Любые пары — и те, в которых оба человека определяют себя как квиров, и те, в которых один партнер цисгендерный, а второй — трансгендерный, могут встретиться с неприятием со стороны близких. Друзья Полины были очень рады за нее, когда она представила им Мишу. Ее родителям он тоже понравился. Они были не против, что их дочь переедет к нему, и даже помогли ей в этом. Но через месяц мама Полины нашла соцсети ее парня и узнала о его трансгендерности.

«Она сказала, что я их предала, умоляла вернуться домой. Потом были угрозы, мол, я не представляю, что будет дальше. Говорила, что теперь я обязана всем об этом рассказать, что она никогда не примет мое решение и даже не попытается понять.

Она больше всего переживает о том, что подумают другие, поэтому, видимо, решила пожертвовать отношениями с дочерью ради каких-то людей.

С тех пор прошло два года, и всё это время мы не общаемся с моими родителями».

Маме Якова, который идентифицирует себя как небинарный человек и встречается с трансмужчиной, сложно принять, что ее ребенок находится в «нетрадиционных», по ее мнению, отношениях с трансгендерным человеком. Бывало, в разговорах с Яковом она срывалась: «Я чувствую себя странно и больше не буду использовать те имена и местоимения, о которых вы просите».

«Но всё же она продолжала обращаться к моему партнеру так, как он был ей представлен. А ко мне так, как привыкла с детства. Поэтому временами я завидую партнеру, если честно. Да, мне хочется, чтобы всё было еще проще и еще естественнее, но всё же я очень уважаю маму и благодарен ей за то, что она старается если не понять, то хотя бы принять вещи, которые не вписываются в ее картину мира», — рассказывает Яков.

Тая тоже познакомила своего парня с семьей, но не упомянула, что он трансгендерный человек. Вопросов ей никто не задавал, поскольку ее партнер выглядит маскулинно благодаря гормональной терапии и операциям, то есть по его внешности и голосу нельзя определить, что его гендер расходится с его полом. Тая уточняет, что ее родители имеют «умеренно либеральные взгляды, но в вопросах гендера и сексуальности очень консервативны». Поэтому она надеется, что они никогда не узнают всю правду про ее возлюбленного.

«У меня были конфликты с родителями из-за того, что в юношестве мне нравились девочки (да и сейчас нравятся, в общем-то). И мои отношения с Б. — крепким, серьезным, взрослым, неглупым, зарабатывающим — оказались для мамы воплощением мечты о моем „онормаливании“. Думаю, это очень иронично», — смеется Тая.

Секса не будет

Гендерная дисфория, психологические травмы, давление общества — всё это делает квир-персон очень уязвимыми. У партнерши (трансженщина) Хью (небинарный человек) было подозрение на депрессию, а также сильная дисфория, с которой Хью сталкивался каждый раз, когда хотел с ней близости.

«Бывало такое, что во время предварительных ласк у моей партнерки случался сильный приступ дисфории, и в итоге я сидел и утешал ее. Мне в этот момент было крайне неловко. Казалось, что я какими-то неправильными действиями спровоцировал эту ситуацию. Хотя потом мы приходили к выводу, что проблема была в самом факте сексуальных действий».

У некоторых небинарных и транслюдей может вообще не быть секса из-за непринятия своей телесности. В самом начале романа Мадины с ее парнем (транспарень) у него было полное отвращение к сексу. У девушки тогда бурлили гормоны, и она часто приставала к партнеру, но также часто оставалась неудовлетворенной: «Бывало, он сначала соглашался, но на моменте, когда в роли актива оказывалась я, начинал плакать, говорить, что он „не такой, как все“. Но всё лечится принятием и терпением. Так что мы продолжали пытаться с алкоголем и без, в приятной обстановке, чтобы никто не страдал и не смущался».

У Таи (цисженщина) тоже были сложности в сексе с ее мужчиной (транспарень). Несмотря на то, что девушка старалась поднять его самооценку бесчисленными искренними комплиментами, а психотерапия, гормональный переход и операции существенно снизили его дисфорию, он по-прежнему считает себя некрасивым и переживает из-за «женственных» черт в своей внешности.

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

«На первых порах во время секса он был скован, чувствовал себя неуверенно. Он будто совсем не признает, что кто-то в здравом уме может его „такого“ хотеть — хотя у меня с этим нет никаких проблем, а я в относительно здравом уме».

Но такие трудности в итоге могут привести к неожиданным открытиям.

Яков утверждает, что скилл проговаривания своих чувств и внимательное отношение к границам друг друга позволил им с партнером обрести большую свободу в отношениях и сексе.

«Самым крутым оказалось то, что нам обоим доступно куда больше, чем казалось до этого: разнообразие сексуальных практик, комфорт в них и большее принятие собственной телесности внутри отношений».

Изоляция в безусловной любви

В любых отношениях люди стараются поддерживать партнеров тем способом и теми словами, которые подходят именно этому человеку. Но одно дело выучить, как окутать заботой любимого, который страдает из-за неурядиц на работе, и совсем другое — когда он или она переживает дисфорию, очередную ситуацию дискриминации и постоянно ощущает опасность, выходя на улицу.

Низкая самооценка, проблемы с восприятием собственной телесности, эмоциональная закрытость — вот с чем столкнулась Тая, находясь рядом со своим партнером. Она помогала ему с этим, представляя, будто встречается не со взрослым мужчиной, а с юношей-подростком, неуверенным, уязвимым в социальном плане и страшно ранимым.

«Как справлялась с этим? Очень много смирения, принятия и любви. Бесконечные и всегда честные комплименты. Понимание того, что он прошел и проходит через некий внутренний ад, и с этим надо жить.

Почти каждый день нужны констатации в духе: „Нет, ты не кажешься мне менее мужественным, если делаешь, чувствуешь или говоришь то-то и то-то. Я принимаю тебя как мужчину, как своего любимого мужчину. Я буду рядом“.

Я знаю, что Б. очень ранимый, особенно в том, что касается гендера. Естественно, мне было любопытно узнать его прошлое имя и увидеть его детские фото. Не потому, что меня интересовала его возможная феминность, а просто потому, что, как и многим людям, мне было важно (и интересно) знать о партнере многое. Постепенно Б. открывал мне какие-то факты и делился переживаниями на этот счет. Но я никогда не давила. Думаю, это очень невежливо тыкать другому в любого рода травму».

А Мадина убеждена, что единственное, что она в силах дать своего партнеру (трансмужчине), — это безусловную любовь: «Мне часто было больно и сложно, но я всегда держала в голове, что ему сложнее, что он не контролирует это. Что нужно просто ждать и быть рядом, чтобы он чувствовал, что я ни в коем случае не требую от него ничего. Что главное для меня — это он, его личность, и я принимаю любой его выбор».

В то же время некоторые партнеры небинарных и трансгендерных людей сталкиваются с изоляцией, маргинализацией и отсутствием поддержки. Об этом говорится в исследовании психолога из Университета Вирджинии Лизы Плат, которая опросила 21 респондента, состоящего в отношениях с трансчеловеком. Один из участников так объяснил свои чувства: «Все всегда говорят о трансгендерных людях, а их партнеры полностью затмеваются, в частности наша сексуальность. На самом деле у нас нет голоса в сообществе».

О похожих переживаниях рассказала журналисту The Guardian Лиз, которая состоит в браке с трансженщиной: «Моя партнерша сделала каминг-аут в фейсбуке. Многие ее поддержали, но не меня: люди думали, что со мной всё будет в порядке. Никто не подумал о моих чувствах. Я на 100% против любых предубеждений в отношении трансгендерных персон, но когда кто-то делает переход, это влияет на других людей, и мы должны это обсуждать».

Расширение мира

Также в ходе опроса Лизы Плат участники упоминали, что отношения с трансперсоной сильно их изменили. Кто-то расширил свое представление о гендерном спектре. Кто-то окончательно определился со своей гендерной идентичностью. А кто-то начал сомневаться в своей сексуальной ориентации.

На Quora даже есть треды «Если я встречаюсь с трансженщиной, я всё еще гетеро?». А в буклете, изданном некоммерческой организацией Rainbow Resource Centre, для тех, чьи партнеры трансгендерные и небинарные люди, написано, что такие отношения не меняют ориентацию человека.

Конечно, когда ты находишься в непосредственной близости с человеком, который задается вопросами о своей идентичности, в твоей голове также возникают вопросы. Так Леша, который уже несколько лет живет с агендером Марком, признал свое би-любопытство, и Марк поддержал его в этом. А благодаря открытости своего партнера Яков после долгих скитаний по гендерному спектру понял, что он небинарный человек.

Практически все герои подтвердили, что отношения с квирами прокачали их навык принятия. Полина также уточнила, что научилась стоять горой за своего партнера, за свои желания и чувства. Тая осознала, что транслюди в России «невидимы и бесправны, и с этим надо срочно что-то делать». А Яков дополнил:

Источник

Гендер-бендер, единороги и древнее божество. Интервью с небинарными людьми Давидом Хомаком, Сергеем Ефремовым и Джонни Джибладзе

В последнее время всё больше людей — личностей публичных и не только — определяют себя гендерно небинарно. Кто они — те, кто не хочет выбирать между М и Ж? Как они живут, с какими проблемами сталкиваются, каким было их детство и что значит для них их идентичность? Читайте в интервью Федора Дубшана с Давидом Хомаком, Сергеем Ефремовым и Джонни Джибладзе.

Материал подготовлен совместно с кинофестивалем «Бок о бок».

Давид Хомак, 40 лет

В марте 2021 года Давид Хомак, основатель сайта Lurkmore, совершил каминг-аут как небинарная персона. Я связался с ним, и он легко согласился ответить на мои вопросы.

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

— Как вы решились на каминг-аут?

— Я с полгода про это думал. Началось с того, что близкие знакомые начали ко мне обращаться именно по поводу гендерного самоопределения — как к старшему товарищу. Я начал с ними говорить, рассказал, что тоже в школе были такие проблемы, что это нормально… Зашла речь про мое субкультурное детство: Москва-2003, «готы — на руках колготы»… Я накопал кучу кросс-дрессинговых фоток из тех времен. Я там в корсете, с косой по пояс. И тут до меня начало доходить…

Потом знакомый подсунул мне «Библию гендерной дисфории». После этого у меня в голове что-то сломалось. Оказалось, гендерная дисфория — это как раз то, что происходит со мной все эти годы.

— А в готическом сообществе с этим было проще?

— Как в любой субкультуре, там было много нестандартных людей. Говоря по-английски, queer. Особенно в нашей тусовочке, которая всегда оставалась немного сбоку от прочих готов. Мальчик, девочка — с этим было расплывчато, очень gender-bender.

Читайте также

— Как мама тогда реагировала на ваши эксперименты?

— Помогала мне красить ногти и заплетать волосы, моих друзей называла так, как они представлялись.

— Были какие-нибудь небинарные, квирные персонажи, которые вас вдохновляли?

— Для меня очень важен Спайдер Иерусалим из комикса Уоррена Эллиса «Трансметрополитен» — его только что перевели на русский. В нем много маскулинности — но она вся от Хантера Томпсона, которого я не очень люблю. А в остальном это комикс про трансгуманизм. Можно воспринимать Иерусалима просто как такой бесполый, бестелесный комок концентрированной ненависти, воплощение дисфории и конфликта с обществом. Спайдер на меня повлиял очень сильно — потому что не было способов выразить всю эту историю с гендером, не было подходящего языка. И приходилось это от себя прятать.

— В интервью журналу «Холод» вы говорили про дереализацию, про то, что собственное лицо кажется незнакомым, трудно делать селфи, бриться… А какие еще у вас были проявления дисфории?

— Не только лицо — вообще тело чувствуется как не свое. Гендерная дисфория — это когда всё не так. Постоянно себя упрекаешь, вся жизнь строится на необходимости соответствовать образу мальчика, не разрешать себе какие-то эмоции. Есть такое высказывание: «Мужику позволена только ярость».

Я знал людей, которые даже шли в спецназ, в войска, чтобы только проявить свою маскулинность.

У меня было проще: я канализировал всё в готические штуки, в желание легкой андрогинности. И в готической тусовке дисфория не очень сильно ощущалась.

— Теперь вам стало проще говорить о себе?

— Я никогда особо не распространялся о личной жизни. Сейчас вот начинаю, но всё равно стараюсь мотивировать это общественной пользой — так комфортней.

— Вы теперь сможете себе позволить другое поведение, другой внешний вид?

— Тут ключевое слово — «заново». Заново начать, например, ногти красить. Подошел к шкафу, посмотрел, что у меня там висит, — понял, что и гардероб-то менять не надо. Я себе всё уже давно позволил.

Осталось разве что позволить себе жить чуть нормальней. Принимать естественные позы, а не заставлять себя стоять по стойке смирно. Комфортное ощущение своего тела — это примерно всё, что мне надо. Я не хочу быть девочкой, но и мальчиком быть устал.

В готической тусовке мы много говорили про «андрогинность», теперь — про «небинарность».

— Какие бы основные проблемы для небинарных людей при взаимодействии с социумом вы назвали?

— С социумом у меня своеобразные отношения. Во-первых, я живу в изгнании (в 2014 году Давид переехал в Израиль из-за проблем с Роскомнадзором и Центром по борьбе с экстремизмом. — Прим. ред.), во-вторых — в интернете, и в-третьих, я — своего рода селебрити. Но проблемы, конечно, есть, такие как чудовищная ненависть к себе на протяжении всей жизни. Чем раньше люди поймут это и выйдут из шкафа — тем лучше. Проблема есть в отношении терф (это радикальные феминистки, придерживающиеся трансфобных взглядов). Меня просто начали травить в фейсбуке. С травлей со стороны правых я много лет знаком. А вот терф — это очень неожиданно, и я не понимаю пока, как с этим быть.

— А что помогает?

— Психотерапия, на которую я пошел в последние годы, дала огромное пространство для маневра. Без нее бы не было ничего. Мне это позволило разобраться со своим прошлым, со своими эмоциями, начать что-то чувствовать — не только грусть, но и гордость за себя.

Вроде бы я что-то создал в интернете — но не мог этим гордиться: «Сперва надо добиться еще чего-нибудь, ломиться вперед, а то подумают не то».

Всё это очень мешает жить.

А еще — чтение научных статей по теме. Сейчас помогаю с редактурой перевода Gender Dysphoria Bible — это сайт про то, на что похожа гендерная дисфория, как ее распознать; полезный источник, хотя и не бесспорный.

Сергей Ефремов, 20 лет

Потом мне повезло связаться с Сергеем Ефремовым, ребенком актера Михаила Ефремова. Это был совсем другой опыт: мне показалось, что для Давида только недавно отрефлексированная небинарность скорее является вопросом, проблемой, процессом, чем просто новым безусловным статусом. Сергей же намного уверенней говорил о себе, но в этом было не отсутствие критического отношения, какое мог бы себе позволить «нормативный» человек, а наоборот — некоторый уже накопленный опыт жизни и рефлексии по поводу своей идентичности.

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

— Как вы сейчас определяете свою идентичность?

— Небинарный трансмаскулинный человек. Термин «трансмаскулинный» (иногда сокращенно «трансмаск») описывает трансгендерного человека, которому, как правило, был приписан женский гендер при рождении и который выражает себя по-мужски и имеет мужской гендер. Трансмаскулинные люди имеют внутреннюю ассоциативную связь с мужественностью, но не всегда идентифицируют себя как мужчины. Такой термин подходит, например, небинарным.

Часто людям на этот вопрос я полушутливо отвечаю, что ощущаю себя мужчиной на 75%. А остальные 25% делятся пополам между понятием «женщина» и понятием «древнее божество»!

Может быть интересно

— Как и когда вы сделали каминг-аут?

— Добровольный каминг-аут на публику я не делал никогда, но мою идентичность предали громкой огласке в 2016 году, когда по интернету против моей воли распространилась анкета «Мявс». Я был ребенком и по глупости приложил к этой анкете свою настоящую фотографию — и меня деанонимизировали.

Было травматично, так как помимо оскорблений, онлайн-сталкинга моих страниц, звонков мне и моему отцу, пожеланий смерти, агрессивных насмешек (в том числе со стороны людей, которые казались мне близкими), пожеланий заняться со мной насильственным сексом, чтобы наставить меня на путь истинный (мне было, кажется, 15), был еще и физический сталкинг.

Это всё, конечно же, очень повлияло на мое ментальное здоровье и повлекло за собой попытку самоубийства, слава богу, благодаря одному товарищу не доведенную до конца. Но опыт был интересный, 2/10, никому не советую…

— А с близкими тоже раньше не говорили об этом?

Мне казалось, что то, какой я есть, — это просто один из вариантов нормы. Но потом я осознал, что для большинства я был и являюсь «квиром» в изначальном понимании этого слова, то есть «странным» или «необычным». Слово «квир» (queer) в английском ведь изначально использовалось как уничижительное по отношению к тем, у кого были «нетрадиционные» отношения в конце XIX века. Хотя начиная с конца 1980-х ЛГБТ-активисты стали использовать это слово в качестве намеренно провокационной и политически радикальной альтернативы иным названиям ЛГБТ-сообщества, занимаясь «реклеймингом». То есть присваивая его, делая его своим собственным, — и мне нравится, что теперь это слово обозначает что-то большее, чем оскорбление. По крайней мере, с его употреблением в оскорбительном смысле я никогда не сталкивался — и очень даже с гордостью называю себя квиром!

— Как вы думаете, можно ли говорить об особом языке небинарности, отличающем это сообщество даже от других ЛГБТ-комьюнити?

— Я не считаю свою идентичность какой-то отдельной философией. Мы же не считаем философией цисгендерность и гетеросексуальность? Ну вот. Я стараюсь отходить от очень занудно-эстетских определений каких-то вещей.

И я не считаю, что ЛГБТ+-сообщество стоит делить. «Пока мы едины — мы непобедимы», и все дела!

Джонни Джибладзе, 31 год

Наконец, мы целый вечер беседовали о небинарности с моим другом Джонни Джибладзе — ЛГБТ-активистом и психологом, специализирующимся на поддержке трансгендерных и гендерно-неконформных людей. И здесь тоже всё было совершенно иначе.

Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Смотреть картинку Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Картинка про Что такое небинарный трансгендерный мужчина. Фото Что такое небинарный трансгендерный мужчина

— Как в твоей жизни изменялось самоощущение в гендерном аспекте?

— Сколько я себя осознаю — никогда не определял себя в соответствии с приписанным при рождении полом. Играя в дочки-матери, я никогда не брал женские роли, мужские — тоже не очень охотно. Больше всего мне нравились роли каких-нибудь сказочных внегендерных персонажей типа единорогов. Приходит единорог — какая разница, мальчик он или девочка?

Подростком я остро стал переживать свою инаковость, сталкиваясь с жестко гендерированным миром. Чувствовал себя где-то между: «Я определенно не подхожу под мальчика и не ощущаю себя на одной волне с девочками». Многие ЛГБТ-люди это переживают, причем необязательно трансгендерные, необязательно небинарные.

Ведь само существование любого гея, лесбиянки или бисексуального человека подрывает главный гендерный стереотип: мужчины любят женщин и наоборот.

Лет в 13 мне нравилось, когда меня воспринимали гендерно-неопределенно, то так, то эдак: в этом было много свободы и это соответствовало моему самоощущению. На вопрос «А ты всё-таки девочка или мальчик?» я отвечать отказывался: смеялся и говорил, например, что я инопланетянин. В одном коллективе я мог одеваться в женскую одежду и не стремиться визуально к образу парня, но говорил о себе строго в мужском роде и пользовался мужским именем, в другом коллективе — наоборот: стремился внешне к «мужскому пассу», но подчеркивал, что я всё-таки «не совсем мальчик» — мол, «не забывайте, что я — не то, чем кажусь внешне». Тогда не было слова «небинарность», но чем больше я ощущал гендерное давление, тем болезненней была необходимость под кого-то мимикрировать и тем сильнее был мой протест. Так отсеивались люди, которые мне не подходят, и обретались люди, которым я интересен и которые мне интересны. И, конечно, часто это были люди с альтернативными взглядами на гендер.

В восьмом-девятом классе я стал неформалом: ролевые игры живого действия, театр, музыка. И моя социальная жизнь расцвела оттого, что я нашел неконформное место, где гендер признается условностью и приняты гендерные перевоплощения.

У меня появились трансгендерные друзья. Моим первым партнером был трансгендерный юноша, осознавший себя так в наших отношениях. Я видел его превращение, видел, как усилилась его дисфория, как он концептуализировал это и понял, что ему нужно менять.

Проблема в том, что и в транс-сообществе в начале 2000-х бытовали очень жесткие предписания. Был силен миф, что трансгендерные люди — это только те, кто «делает операцию».

На тематическом форуме про себя писали так: с трех лет начал говорить о себе в мужском роде, гетеросексуален, у меня мужские увлечения… мужественность заключается в пенисе, бороде и плоской груди, по-другому не бывает, пока мне это недоступно — я должен ненавидеть себя и страдать; раз недостаточно страдаю — значит, и мужчина я ненастоящий…

Десятилетиями формировался такой нарратив — спасибо психопатологизации трансгендерности и комиссиям, дающим право на переход «истинным транссексуалам» и отсеивающим всех, кто недостаточно вписывался в конформный, бинарный сценарий, во многом построенный на патриархальных стереотипах.

— Получается, общество предлагает такой бартер: если вы предлагаете обществу определенным образом относиться к вам, то будьте любезны соответствовать новому статусу.

— Я с горечью видел, как сами трансгендерные люди склонны воспроизводить сексизм: «Я мужчина, поэтому я открываю перед тобой дверь». Но я так не хотел, потому что всегда ощущал себя как существо андрогинное, не вписывающееся в полной мере в транснарратив. При этом я не испытывал на постоянной основе такой жуткой телесной дисфории, как она описана в старых диагностических критериях для «транссексуализма», а идея о медицинском переходе меня много лет скорее пугала, чем вдохновляла. Я искал слово для описания своего опыта.

Когда я был на третьем курсе университета и устраивался на важную для меня работу в международную правозащитную организацию, я пришел к очень маскулинному самопозиционированию. Там я впервые совершил публичный каминг-аут, написал письмо: «Я — трансгендерный человек, обращайтесь ко мне так-то, если не забудете — то в мужском роде. А вообще ничего страшного, если ошибетесь». Но на самом деле страшно было. Для меня это был вопрос уважения: видят ли люди меня или свои предрассудки? Готовы ли следить за своей речью, чтобы показать, что действительно меня уважают?

И даже в этом демократическом пространстве я постоянно сталкивался с вопросом: «А ты уже сделал операцию?» Но мне это было неинтересно!

Для меня бытие трансгендерным человеком — в первую очередь не про изменение своего тела, а про самоощущение в обществе, поиск себя, экспериментирование с разными способами быть.

Хотя телесность играет, несомненно, важную роль, она неотделима от других наших проявлений — и чем старше я становился, тем больше понимал это.

Мне были интересны альтернативы. Помню, как меня впечатлила история о человеке, который «менял пол» три раза. Она была рассказана очень патологизирующе, стигматизировала героя — но меня очень вдохновила. «Вау, — подумал я, — так можно!» И мне захотелось вот так.

— Ты пришел к этому же?

— Сегодня я могу сказать, что я мужчина, потому что живу как мужчина. Но ключевое слово — «как». Я пользуюсь мужским именем, одеваюсь в мужскую или унисекс-одежду. Я шесть лет принимал гормональную терапию, изменил часть телесных признаков. Я могу сказать, что я мужчина, потому что так меня воспринимает большинство людей — те, кому я не сообщаю, что «всё немножечко сложнее». Полностью ли это правда? Нет. Мой трансмаскулинный переход был скорее внутренним экспериментом. Я дал себе право быть мужчиной, и мне это нравится. Но мне горько от того, что это как бы лишает меня права быть и женщиной. Мне нравится мой способ быть мужчиной, нравится часть нынешних характеристик моего тела, которые воспринимаются «мужскими». А есть и части тела — и жизненного опыта, бытия в целом, моей души, если угодно, — которые я внутри своего сознания определяю как «женские», и они мне тоже дороги. Я хочу иметь возможность проявлять себя через них тоже. Например, мне важна возможность выносить и родить ребенка. Мне хотелось бы, чтобы транс-идентичность была для меня не так важна, как моя идентичность человека в целом — человека, который может быть и мужчиной, и женщиной, а что именно вкладывать в свое понимание «мужского» или «женского» — это только мой выбор. Какая разница окружающим, как и почему я себя ощущаю? Важно то, что я, исходя из этого, практикую. Гендерная идентичность флюидна. Через год я могу быть женщиной — я даю себе это право. Если меня спросить о том, мужчина я или женщина в целом, — я растеряюсь, но мне больше не будет больно. Это будет поводом для размышлений и самоисследования.

— Но если разобраться — что самое важное нужно знать окружающим о небинарных людях?

— Не хочется говорить «небинарные люди — это то-то, общаясь с ними, будьте вежливыми и не говорите про то-то». В этом есть отделение и объективация, мы смотрим на людей как на объект — пусть даже с очень дружественной, союзнической позиции.

Интересней не создавать «методичку», а поговорить о самом предмете, задаться вопросом, что такое вообще небинарность.

Читайте также

Мне прежде всего хотелось бы говорить о небинарности как о некоей философии, социально-критической идее.

Небинарность взрывает саму мысль о неоспоримости деления мира на мужчин и женщин. Небинарность — это не столько идентичность, сколько радикальная политическая позиция, взывающая к ответственности и критическому взгляду на самого себя, не позволяющая прикрыться привычным для ЛГБТ-людей эссенциалистским дискурсом «Я таким родился». Это и так понятно, что ты таким родился. Исходя из социально-конструктивистского подхода к гендеру, можно сказать «я родился с ХY-хромосомами», но мужчиной ты не родился, а начал им становиться, когда тебя научили быть мужчиной.

Уметь себя исследовать и аргументировать свои решения — непросто.

Особенно для ЛГБТ-людей в России, в условиях постоянного давления, где мы каждый день сталкиваемся с требованиями: «Оправдай свое существование», «Докажи, что ты настоящий», «Согласись, что это — выбор, а значит — каприз: ты можешь быть нормальным, просто не хочешь», «Раз ты признаешь, что не родился таким, — значит, на тебя повлияли, а значит, справедлив закон о запрете гей-пропаганды».

Будучи в постоянной уязвимости и незащищенности, как можно быть готовым к критическим размышлениям о социальном конструировании собственных идентичностей? Задаться вопросами выбора можно только самостоятельно и добровольно, а для этого важна устойчивость и хотя бы базовый уровень принятия.

Я не смею ожидать или требовать от кого-либо размышлений о своих идентичностях и решениях. Это действительно очень личные, непростые и болезненные вопросы, и задавать их другому не очень-то вежливо. Но важно оставлять себе свободу самим задаваться ими. Я думаю, это полезно делать и цисгендерным, и трансгендерным людям с любыми идентичностями и опытом. Цисгендерным — особенно.

— Тем более что такая постановка вопроса вызывает не меньше страха и раздражения и в «нормативном» сообществе — а пожалуй, даже и больше.

— То, сколько агрессии вызывает открытый разговор о небинарном взгляде на гендер, говорит о том, что у людей рушатся основы. Ведь деление мира на мужчин и женщин — очень важная часть нашей культуры. Да, кросс-дрессинг, Верка Сердючка и тому подобное всегда было частью юмора. Но вот когда начинают обсуждать гендерную неопределенность всерьез — это подвергает угрозе устойчивость мира.

Все мы вброшены в этот мир, где есть два гендера. Гендер — а вместе с ним и сценарий жизни — дается нам даже до рождения, даже раньше, чем имя. Что первое мы спрашиваем у беременной или родившей подруги? — «Мальчик или девочка?»

Дети по природе своей андрогинны: сперва это просто дитя. Но в какой-то момент нас начинают учить тому, мальчики мы или девочки. И вместе со знанием о собственном гендере приходят и требования, ожидания. Даже если ребенок воспитывается в демократичной семье, где не заостряют внимания на гендере, — всё равно человек испытает давление определенных гендерных предписаний. Вот ребенок, которому приписан женский гендер, которого воспитывают как девочку.

Он хочет лазить по деревьям, возиться в песке, драться за игрушки — а ему говорят: «Ну, ты же девочка. Не надо лезть на дерево, не надо драться. Дерутся мальчики, а ты веди себя поаккуратней».

Так мы усваиваем интроекты, предписания и идеи о гендере, который нам полагается практиковать. Но для ребенка естественно будет ощутить протест против нелогичных предписаний. Когда обсуждать, спорить и экспериментировать с гендером запрещено, этот протест усиливается и подавляется одновременно, застревает внутри, входит в конфликт с уже усвоенными убеждениями о себе. Так может сформироваться гендерная дисфория. Очень многие в той или иной форме переживают ее в детстве и подростковом возрасте. С кем-то она остается надолго.

Тогда общество предлагает два варианта. Можно прийти в максимально доступное соответствие с ощущаемым, пройти максимальное количество шагов в рамках медицинского трансперехода, сменить документы и вообще убрать факт трансгендерности из жизни, жить, будто ты родился цисгендерным, — или же воспитать в себе идентичность, соответствующую тому, что написано в свидетельстве о рождении, тому, как положено жить, исходя из телесных характеристик.

Но можно попытаться это осмыслить в рамках небинарного подхода.

Ведь гендерная идентичность — не только про то, ощущаем ли мы себя мужчинами или женщинами, а еще и про нашу позицию относительно этой бинарной системы. Мы можем в нее встраиваться, можем ее оспаривать. Гендерная идентичность — это не только про «я мужчина», например, — это еще и про то, «почему я мужчина», «какой я мужчина», «что мне в этом нравится», «каким мужчиной я выбираю быть и почему». Отказ от того, чтобы определяться, — это тоже гендерная идентичность-позиция.

— Это может восприниматься, как игра, что-то несерьезное.

— Но мы всегда во что-то играем, и от этого жизнь не становится менее серьезной. Игра — не значит неправда, притворство. Все мы вынуждены играть в игру под названием «гендер». И кто-то может менять свою роль, кто-то может расширять свое амплуа, а кто-то — создать альтернативную роль, которой в этой пьесе не предполагалось.

— Как ты, как психолог, сталкиваешься с этой проблематикой?

— Большая часть моей клиентуры — трансгендерные люди, которым не так легко найти грамотного и френдли специалиста. Многие транс-люди говорили мне, что просто не пошли бы за поддержкой к цисгендерному психологу, к сожалению — из-за недоверия и опыта дискриминации. Это было важной мотивацией для меня при выборе профессии. При этом с большинством моих трансгендерных клиентов мы не работаем конкретно по теме перехода или исследования своего гендерного опыта; люди приходят с самыми разными запросами. Но жизнь человека цельна и неразрывна, и нельзя полностью выбросить из головы контекст трансгендерности, социальной уязвимости и дискриминации, стресса меньшинств, гендерной дисфории, опыта перехода, если он был… Там, где не-трансгендерному психологу пришлось бы всё время себе напоминать об этой специфике и добирать дополнительные знания, чтобы учитывать контекст клиента, мне, благодаря моему опыту, возможно, легче быть на одной волне, сопереживать и задавать вопросы, которые могут помочь клиенту в самоисследовании. Но и в работе с цисгендерными людьми я не выключаю эту оптику, подвергаю вопрошанию — с доброжелательным, а не критическим любопытством — любые фразы и идеи, которые включают в себя интроект про мужское и женское.

Допустим, приходит женщина с бесплодием. Для нее это трагедия всей жизни. Очень быстро всплывает: «Я — неполноценная женщина». И я могу спросить: «А женщина — это как? Что для вас значит быть женщиной? Это про то, чтобы родить, — или про что-то еще?»

И очень ценно бывает сорокалетней цисгендерной женщине, которая никогда не размышляла о собственном гендере, столкнуться с вопросом «А что такое быть женщиной, объясните, пожалуйста? Можете меня научить?».

Мы не всегда выбираем осознанно: быть женщинами, или мужчинами, или небинарными. Но выбор есть — как минимум в том, как именно мы практикуем свою идентичность. Здорово, когда люди задаются вопросами о своем выборе. Это про ответственность за себя в мире — и про частичку своей ответственности в том, каким мы создаем этот мир. И за гендер во всей его красоте и разнообразии — и во всём его ужасе и патриархате.

Я, цисгетеромужчина, догадываюсь (вернее, даже не догадываюсь), как бывает небинарным людям иногда тяжело. И вместе с тем глубоко завидую им и благодарен за то, что после нашего разговора и я могу заглянуть в себя. Усомниться в несомненном, сдвинуть неподвижное. И — вслед за ними — тоже стать хоть немного свободнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *