Что такое негативизм у детей

Негативизм у детей. Причины и последствия

Ребенок растет… Еще недавно совершенно беспомощный, полностью зависящий от воли окружающих, он всё более овладевает речью, составляет собственное представление об окружающем мире, может ясно выразить свои желания и намерения – как вербальным, так и невербальным способом. Это радует родителей; но как раз в это время – от 2 до 3 лет – они неожиданно сталкиваются с детским «не хочу»…

Но пойдут ли на пользу ребенку оба этих варианта реакции взрослых? Для начала надо выявить причины его «негативного» поведения. А они достаточно ясны – именно в этот период, от 2 до 3 лет, малыш начинает ощущать себя самостоятельной личностью, отдельной от родителей, со своей собственной волей. Если до этого он считал себя чем-то единым с мамой, папой, бабушкой, и даже говорил о себе в третьем лице («Миша ходил гулять»), то теперь именно в этом «не хочу» он, пожалуй, впервые употребляет первое лицо. Это говорит о том, что ребенок начинает осознавать свое Я и, не зная, как объяснить это родителям, заявляет о своих правах личности, демонстрируя свое нежелание подчиняться, даже во вред себе, еще, впрочем, не имея ясного представления о вреде и пользе.

Получается, таким образом, что первые проявления негативизма (а они возможны и в более позднем возрасте) – совершенно естественное, закономерное явление в развитии, становлении ребенка? Да, это действительно так. И его своеволие, непослушание не должно вызывать тревогу. Но и пускать всё на самотек – либо силой заставлять ребенка выполнять требования родителей, либо потакать ему и тем самым избаловывать также недопустимо. В первом случае может сформироваться совершенно безвольный человек, во всем подчиняющийся окружающим или обстоятельствам, зная, что они сильнее его. Во втором – опытный манипулятор, использующий набор приемов, чтобы заставлять всех идти у себя на поводу…

Выход из этой дилеммы, по всей видимости, заключается в том, чтобы здоровое желание ребенка проявить себя как личность направить в разумное русло. Что является «ядром» личности, каков главный признак собственного Я? Свобода выбора, это очевидно. Эта свобода и должна быть предоставлена ребенку – в тех мелких, повседневных делах, которые кажутся ему целыми событиями и в которых он хочет проявить свою волю. «Ты не хочешь одеваться? Ладно, оденься сам». «Где сегодня будем гулять – во дворе или в парке?» «Ну-ка, сможешь ли ты сам почистить зубы? И какую пасту выберешь?» Ребенку представляется крайне важным доказать – себе и другим, что он сам может делать то, что до сих пор делали для него родители, и что он сам может делать выбор в том, что касается его.

Разумное, спокойное отношение к желаниям ребенка, уважение к его зарождающейся личности поможет правильному формированию будущего полноценного человека, способного принимать самостоятельные решения.

Источник

Негативизм ребенка. Что это такое и что делать?

Многим родителям знакома такая картина: ребенок буквально все говорит и делает наоборот. Причем создается впечатление, что он специально поступает назло. С этим можно столкнуться и в поведении дошкольника и уж тем более подростка.

Малышу предлагают гулять, а он плачет, кричит, что хочет играть дома. Может в момент раздражения бросать игрушки, предметы в человека, куда попало. Может капризничать, грубить, что-то разрушать, а может замкнуться в себе. Причем часто причины этого сопротивления непонятны окружающим. Такое поведение принято называть негативизмом.

Почему ребенок протестует?

Так ребенок протестует против обстоятельств жизни, против отношения к нему разных людей: близких, сверстников, других взрослых. Объективно эти обстоятельства или отношения могут и не быть неблагоприятными. Главное, какими их воспринимает ребенок или подросток.

Нередко причины такого поведения неявны для окружающих, потому что сам ребенок их тщательно маскирует. Например, тревога и страх: «Не справлюсь, лучше вообще отказаться» или «Буду выглядеть смешно». Иногда дети протестуют против каких-то жизненных обстоятельств. Это может быть рождение младшего брата или сестры, развод родителей, вынужденный переезд, смена школы и т.д.

О пассивном негативизме говорят, когда ребенок просто пропускает мимо ушей наши просьбы и требования. Активный негативист старается сделать что-нибудь противоположное тому, что от него просят.

Ребенок может проявлять негативизм в отношениях с кем-то одним из близких или со всей семьей, только в семье или практически везде, где появляется.

Можно ли что-то сделать с негативизмом ребенка?

Не выдавать свои желания за желания ребенка или подростка. Стараться понимать его состояние, настроение.

Как помочь негативисту?

Здесь важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.

При воспитании негативиста старайтесь учитывать следующие моменты

— Правила должны быть понятны детям.

— У ребенка должны быть не только обязанности, но и права.

— Требования и напоминания сообщайте спокойно, но твердо. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.

— При любых проблемах в поведении ребенка помогает ведение дневника. Во-первых, наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал. Во-вторых, понять, что именно вызывает у ребенка протест. Редко бывает так, чтобы негативизм длился с утра до поздней ночи.

— Ребенку необходимо иметь выбор. Предоставляйте ему эту возможность. Например: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?»

— Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.

— Поощряйте активность, поиск нового, самостоятельность. Вы ведь не хотите, чтобы ваши сын или дочь выросли пассивными, зависящими от других людей, не умеющими принять решение?

— Запаситесь терпением и не ждите немедленных результатов. Помните только, что это очень важный период в жизни ребенка.

Источник

Кризис 3 лет у ребенка

Содержание статьи

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

Источник

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Что такое негативизм у детей

Что такое негативизм у детей. Смотреть фото Что такое негативизм у детей. Смотреть картинку Что такое негативизм у детей. Картинка про Что такое негативизм у детей. Фото Что такое негативизм у детей

В современной практике дошкольного образования педагогии и родители сталкиваются с реакциями сопротивления детей воспитательным воздействиям взрослых, которые провоцируют негативизм ребенка, – неудовлетворение его природосообразных потребностей вследствие некомпетентных воздействий значимых взрослых (родителей и педагогов). Негативизм детей проявляется в непроизвольных поведенческих реакциях сопротивления упрямстве и капризности [3].

Рассогласованность педагогических взаимодействий родителей между собой и педагогами воспринимается ребенком как деструктивное отношение к нему и приводит к реакциям сопротивления, а затем к формированию негативизма у ребенка. Современные родители, в свою очередь, склонны к переносу ответственности за воспитание ребенка на специалистов дошкольной образовательной организации.

Рассогласованность педагогических воздействий может проявляться в следующих типах:

Таким образом, обозначим одну из педагогических причин возникновения негативизма детей дошкольного возраста – рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс (родителей и педагогов), и невнимательность к проявлению ребенком естественных потребностей как отсутствие эмоциональной отзывчивости взрослых к конструктивно-созидательным.

Конструктивный характер педагогического взаимодействия проявляется как согласованные воздействия взрослых (родителей и педагогов) в решении жизненных задач удовлетворения потребностей ребенка на основе нравственности. В этом случае от родителей и педагогов требуется развитая рефлексивная способность к эмпатии и вербального оформления понимания потребностей ребенка. Согласованность (или рассогласованность) акций родителей (отца и матери или их заместителей) характеризует содержание их педагогического взаимодействия и проявление последующих реакций ребенка, характеризующихся особенностями возникновения и закрепления образований (негативного и позитивного содержания).

Согласованное педагогическое взаимодействие – это комплекс рефлексивных эмоционально-теплых воздействий взрослых участников педагогического процесса (родителей и педагогов), направленных на создание условий реализации индивидуальных потребностей ребенка в структуре его нравственных отношений с окружающими, что обеспечивает конструктивную социальную адаптацию и эффективное развитие его индивидуальной траектории личности [1]. Источником такого педагогического взаимодействия является проявление эмпатии.

Согласованное педагогическое взаимодействие в значительной степени зависит от учета родителями особенностей нервной системы своего ребенка, что позволяет строить общение и взаимодействия с ним с учетом его потребностей. Либо наоборот, ориентация родителей на шаблоны воспитательных воздействий вне учета особенностей темперамента своего ребенка неминуемо ведет к осложнению и провокации ситуаций конфликта, актуализирующего сферу защитных реакций ребенка и формирование негативизма.

Наша практика организации арт-педагогических условий в сопровождении детско-родительских отношений позволяет утверждать, что с ребенком дошкольного возраста допустимо согласованное педагогическое взаимодействие, суть которого сводится к чуткому проявлению взрослого к эмоциональным состояниям и потребностям ребенка и оказания помощи ему в первую очередь в вербализации его потребностей, что и составляет суть проявления эмоциональной отзывчивости.Эмоциональная отзывчивость понимается нами как рефлексивная способность индивида вербализовать свои переживания (эмоции) и состояния, которые и являются энергетическим потенциалом порождения потребностей [1]. Эмоциональная лексика взрослого, употребляемая им как способ обозначения своего состояния в зависимости от действий значимых для него окружающих людей, и становится первым шагом очеловечивания своих намерений и дальнейших действий, что позволяет партнеру по общению адекватно строить свою реакцию на акцию другого человека.

Эмоциональная отзывчивость обусловлена уровнем самооценки каждого из родителей, их способности к рефлексии; соотношением стилей поведения родителей в конфликтных ситуациях, где сотрудничество как готовность к согласованному взаимодействию в воспитании ребенка всегда обусловлена изначально проявлением приспособления (сопереживания, сочувствия, идентификации с переживаниями партнера, ребенка) в совокупности со стратегией соревновательности как активного желания донести свою позицию партнеру, и компромисса, как показателя готовности пристраиваться к партнеру и инициативы в проявлении своего отношения, при сочетании всех этих характеристик педагогическое взаимодействие в семье будет согласованным, на основе эмоциональной отзывчивости.

Мы провели диагностику особенностей педагогического взаимодействия взрослых субъектов образовательного процесса и частоты проявления детьми негативных реакций, базой исследования являлась МБДОУ «Детский сад № 127» города Твери. В исследовании приняло участие 107 детей дошкольного возраста и 214 родителей. Для диагностики мы использовали следующие методики: за основу в определении признаков наблюдения за негативными реакциями ребенка нами были взяты качественные характеристики, выявленные в исследовании Г.П. Логиновой, А.А. Шавыриной [5, с. 11], и преобразованы нами в инструкцию воспитателю для организации наблюдения за частотой проявления негативизма детей [4]; для определения особенностей педагогического взаимодействия мы использовали комплекс диагностик – методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономаревой; опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов»; методика «Взаимодействие родителя с ребенком» разработанная М.И. Марковской.

Согласно нашим диагностическим исследованиям, почти каждый второй ребенок воспитывается в ситуации рассогласованного педагогического взаимодействия. Данные представлены в таблице 1.

Особенности педагогического взаимодействия в семье на основе эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента

Согласованное педагогическое взаимодействие на основе эмоциональной отзывчивости

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *