Что такое несадиковый ребенок
Несадовский ребенок?
Всем родителям, решившимся отправить любимое чадо в детский сад, известно, как это непросто. Период адаптации у всех детей проходит по-разному, но в основном от этого периода ничего хорошего ждать не приходится.
Одни специалисты скажут вам, что в среднем он длится около трех месяцев, другие заверят, что сложный период может затянуться на полгода. Некоторые мамы пожалуются, что ребенок может ходить в садик целый
Понять, готов ли ребенок к садику, можно по разным признакам, но самые очевидные, пожалуй, такие:
Для того, чтобы оценить степень готовности к садику, можно начать водить ребенка в развивающий центр на занятия. Там кроха постепенно и плавно, не разлучаясь с мамой, привыкнет к коллективу и к образу взрослого (воспитателю, педагогу, психологу), который занимается с детьми и которого надо слушать и слушаться.
А вот готова ли мама оторвать от себя кровинушку? Готовность мамы очень важна, ведь во многом от нее зависит успех предприятия в целом.
А проблема может скрываться в том, что если бы не внешние обстоятельства, мама никуда ребенка от себя не отпустила бы.
Итак, период адаптации у ребенка может проявляться в том, что он:
Ко всем этим явлениям просто нужно быть готовым. Не паниковать и не делать выводов о том, что ребенку не судьба пойти в садик, а вам на полный день в офис. Если вы решили освоить садик, будьте спокойны, терпеливы и последовательны.
В период привыкания постарайтесь дать ребенку еще больше любви, проводите вместе каждую свободную минуту, устраивайте сюрпризы, радуйте, всячески демонстрируйте, что вы вовсе не хотите избавиться от ненаглядного сокровища с помощью садика, вы им дорожите и гордитесь, что он такой самостоятельный, такая умница и т. п.
Объясняйте, зачем нужен садик. Пусть ребенок сразу этого не поймет. Продолжайте терпеливо объяснять, что садик нужен для того, чтобы многому научиться, найти друзей, стать более самостоятельным, подготовиться к школе.
Что делать?
Что такое «несадиковый ребенок»
Нередко мне приходится в своей практике слышать определение «несадиковый ребенок» – так говорят родители, чьи дети часто болеют, плачут, капризничают и не хотят идти в детский сад. На самом же деле, по статистике, по-настоящему «несадиковыми» является не более 5% детей, все остальные – всего лишь неадаптированные, но давайте обо всем поговорим поподробнее.
Как уже было сказано выше, основные причины, по которым родители заносят детей в категорию «несадиковые», можно разделить на две большие группы – частые болезни и психологическая неготовность.
Итак, первая группа – частые заболевания
К сожалению, так бывает довольно часто. Ребенок, попадая в детский сад, в новый для себя микроклимат, сталкивается с огромным количеством микроорганизмов и, как следствие, начинает болеть. Тут все зависит от иммунитета – у кого-то защитные силы крепкие, в таком случае ситуация довольно быстро стабилизируется, а вот те, кто послабее, часто простужаются. Являются ли такие дети несадиковыми? Нет! Им просто нужно помочь адаптироваться и укрепить здоровье.
При частых простудах по возможности рекомендуется забрать ребенка на некоторое время из детского сада, полностью пролечить и дать время организму на восстановление. Можно и нужно посетить иммунолога, который проводит специальное обследование и определяет степень снижения иммунитета.
Старшая дочь ходила в сад по графику неделю ходит три болеет, это продолжалось 3 года.
Это необходимо ему для того, чтобы составить комплексный план коррекции – витамины, иммуномодуляторы, профилактические противовирусные средства. Отдельным моментом, очень важным пунктом является закаливание.
Вторая группа – психологическая неготовность
К сожалению, бывает так, что ребятишки идут в сад не просто без желания, а даже со слезами и истериками. Некоторые малыши психологически страдают настолько сильно, что у них могут развиться нервные тики, недержание мочи или кала.
В таких случаях, разумеется, ребенку нужно помочь – обратиться к специалистам – неврологу и детскому психологу, они помогут и медикаментозно, и групповыми и индивидуальными занятиями. Со стороны родителей требуется внимание, нежность, поддержка, забота и любовь. И тогда сообща можно будет нормализовать психологическую ситуацию и отношение ребенка к детскому саду.
Несколько слов о правильной адаптации к детскому саду
Первое, что нужно сделать, это разузнать расписание детского сада, режим, во сколько дети завтракают, во сколько гуляют и во сколько ложатся спать. И постепенно, обязательно – заранее – перевести своего малыша на такой же режим. Тогда к моменту похода в сад он уже будет «жить на одной волне» с другими детьми.
Я бы посоветовала сходить с ребенком на экскурсию в выбранный садик, поиграть там на детской площадке, покататься на качелях. Во время прогулки можно даже знакомиться с детьми и воспитателями. Если ребенок заведет себе друзей в такой расслабленной обстановке, ему будет гораздо легче принять новые для себя условия жизни. Даже, если приятелей он за время прогулок не найдет, по крайней мере, он привыкнет к самому месту, а ведь для малышей это имеет большое значение.
И, самое главное, необходимо выделить время, чтобы ввести ребенка в детский сад постепенно. В первые несколько дней приходить на час-два, оставаться в группе вместе с малышом. Когда станет понятно, что малыш адаптировался, можно начинать оставлять его одного. Сначала на пару часов, потом до обеда, затем до дневного сна и, наконец, на целый день. Такое плавное вливание в коллектив щадит психику ребенка и смягчает изменения в его жизни.
Что касается болезней, здесь, возможно, ситуация посложнее. К сожалению, застраховаться от сопливых и кашляющих малышей в детском саду невозможно. Всегда найдутся родители, которые приводят нездоровых детей, заражающих других.
Чтобы снизить вероятность и частоту простуд в детском саду, рекомендуется:
– закаливание – этому нужно уделять время с самого рождения, каждый день, без перерывов на выходные и праздники (только при болезни мы отменяем ежедневные процедуры);
– использование профилактических противовирусных средств;
– прививки – от гриппа за 1,5 месяца до предполагаемой эпидемии и Пневмо 23, рекомендованная часто болеющим детям для защиты от инфекций;
– правильное, здоровое питание с упором на фрукты, овощи и кисломолочные продукты, улучшающие флору кишечника, а, следовательно, и иммунитет.
Крайне важны навыки гигиены и опрятности, особенно, частое мытье рук. Объясню, почему: дело в том, что при чихании ребенок прикрывает рот рукой, поэтому на ладони оседает огромное количество различных микроорганизмов, в том числе и вирусов. Затем этот болеющий ребенок берет игрушки, хватается за ручку двери, распространяя возбудителя повсеместно. Здоровый ребенок трогает те же самые предметы, «цепляя» таким образом вирус. Что дальше? Зависит от воспитания. Приучите своего ребенка часто мыть руки и ни в коем случае не брать их в рот, и тогда он попросту «смоет» вирус в раковину. Дети, далекие от правил гигиены и опрятности, как показывает статистика, чаще болеют гриппом и другими инфекциями.
Несадиковский ребёнок
Я думала, что в детский сад сынишка пойдет легко. Со мной он уже умел расставаться, хорошо играл с другими родственниками и детишками – веселый и коммуникабельный ребенок. Однако на деле все оказалось гораздо сложнее…
Мама двухлетнего мальчика узнала на своем опыте, кто такие «несадовские дети» и как сделать так, чтобы ребенок посещал детский сад и оставался здоровым.
Можно ли превратить «несадовского» ребенка в «садовского»?
В детский сад мы пошли в 2,4. Нужно было выходить на работу, и я видела, что должен начаться новый этап и в его жизни. Мне казалось, что сыну скучно и тесно со мной, хоть и хорошо – мама всё-таки. Видела, как он с удовольствием играет с другими детками, в общем, созрел для вступления в социум.
Итак, решено было с сентября его вести в сад. Если бы была возможность выбора, я начала бы с лета (всё же инфекций летом меньше), но до сентября новые группы не запускают набирают – поэтому осень.
Сама адаптация прошла хоть и не совсем гладко, но сравнительно быстро. Он по началу хныкал (дня 2-3), а потом начал быстро отвлекаться на игрушки, ребятишек. Потом появились друзья, потом начал спать хорошо днем, кушать всё.
Проблема была в том, что он сразу начал болеть. Тут же, в сентябре, потянулись кратковременные периоды температуры. Дальше – больше: больницы, антибиотики… Мы не сторонники радикальных методов лечения, но он очень тяжело болел. Это длилось с сентября по январь.
За этот чудовищно сложный для нас с малышом период. Я прошла много педиатров, беседовала с иммунологом, «подняла на уши» знакомых врачей. Для меня было важно, чтобы этот кошмар кончился, и мой сынок снова стал здоровым и здоровым оставался. Врачи, по сути, разводили руками – дескать, со всеми так бывает. Объясняли, почему могло так происходить, но на вопрос «что делать?» толком так и не ответили. Советовали подождать, пока подрастёт, и рекомендовали лекарства, которыми следует кормить «в случае чего». Тогда первый раз я услышала про «несадиковских детей» – я имею в виду именно тех, кто сами по психологическим причинам запускают процесс болезни. Но я не хотела верить, что это имеет к нам какое-либо отношение. Ведь он уже не плакал, когда шёл в сад, у него есть там друзья, он с удовольствием играет в саду, учится новому. С чего бы ему быть «несадиковским»?
В январе нас выписали, посоветовали посидеть после выздоровления полтора месяца дома. Мы посидели. Итого в сад не ходили 2,5 месяца. Он за этот период ни разу не чихнул. Отдохнули мы все. Сынок даже округлился, а то худющий был.
На этот раз я уже с опаской повела его в сад после отдыха. Специально подождали до апреля, уточнили, нет ли карантинов, все ли здоровы. И пошли. Неделю почти отходили хорошо, он сразу влился в группу после долгого перерыва. Но в пятницу … опять.
Мне всё чаще приходила мысль, что сын может сам запускать болезнь, но после этого случая так стали думать все мои близкие. Потому что больных детей в группе не было, иммунитет был силён, он отдохнул, мы его подлечили. Он не потел и не промокал, никто их специально не морозил, не простужал.
Как уговорить ребенка, который не хочет в садик
Сперва я попыталась проанализировать, что не нравится сыну. Возможно, ему не хочется вставать рано утром, он это не любит (да кто вообще любит?). Возможно, не хочет тут же одеваться и торопиться. Он любит проснуться сам, поваляться, чтобы мы пообнимались, спокойно поиграли, не торопясь покушали. А тут всё наоборот.
Затем побеседовала с психологом в детском саду. Действительно, дети сами способны «нагнетать» болезни. Помню, как сама поступала таким образом, не желая идти в школу. Мы анализировали ситуацию и со стороны медицины, и со стороны психологии. У меня буквально открылись глаза на многие вещи: моему ребёнку сад не нужен, ему и дома хорошо. Ведь там ему всё позволено, что хочет, то и делает, ни за что не отвечает, а в саду режим. Очевидно, что и дома нужно было вводить дисциплину, соблюдать определенные правила – хотя бы приучить убирать игрушки.
На повестке дня оказался другой вопрос: что же теперь делать? Пришлось обратиться за советом к специальной литературе.
Мой ребёнок с самого вечера твердит, что не хочет идти утром в садик. Он с утра спит, сонный встаёт, зевает, а тут я его одеваю, тащу по улице. Поэтому важно, чтобы малыш захотел с утра туда идти. Чтобы процесс пошёл в обратную сторону: хочу идти в сад, для этого нужно быть здоровым.
Для этого можно использовать, например, следующие методы:
Одна мама рассказывает: чтобы отвести своего карапуза в детский садик, им приходилось вставать в полседьмого, выходить из дома в семь часов утра и ехать на автобусе пять остановок. Более чем вероятно, что малыш совершенно не хотел вставать в такую рань. Мама старалась каждое утро рассказывать ему новые придуманные причины, почему он должен так рано вставать. Причины были самыми разнообразными. Они ездили смотреть, где автобусы спят или как встает солнце, слушали утреннюю трель птиц и наслаждались тишиной утреннего города.
Мне очень понравилась вот эта история:
Сыну Евгении сейчас три с половиной года. Однажды настал день, когда ей никакими уговорами и обещаниями не удавалось заставить сына вставать с кровати и идти с ней на улицу. Но мама нашла выход из ситуации. Она рассказала сыну, что злая Баба Яга спешит попасть в его детский садик, чтобы съесть кашу деток. Такие слова возымели свое действие, и ребенок поспешил в погоню, чтобы спасти от Бабы Яги завтрак детей. Кстати, в погоню он собирался лететь прямо на метле. Маме не удалось его переубедить, что автобусы ездят намного быстрее, и пришлось отдать две старые швабры во благо спасения детского завтрака. На этих метлах они «летели» до самой автобусной остановки, и только там женщине удалось переубедить сына, что на метлах злодейку они не догонят, и большой автобус поможет им в этом. Малыш поверил ей, и они благополучно продолжили свое путешествие в садик.
Придуманная история понравилась сынишке, и, что главное, он ее надолго запомнил. Пока мама с мальчиком ехала в садик, они немного изменили роль, которую играла Баба Яга в этой истории. Теперь она хотела не кушать кашу детей, а наоборот, сварить им что-то вкусное. И готовить им она будет каждое утро, пока мальчик будет ходить «на работу» в детский садик. Мальчику эта история пришлась по душе, и он еще достаточно долго рассказывал всем знакомым о том, кто именно варит для них в садике кашу. Как оказалось, у Бабы Яги кулинарные способности были на достаточно высоком уровне.
Конечно, все эти психологические приёмы нужно использовать, если малыш здоров. Если он только что переболел или ещё болен, то нужно лечить, укреплять иммунитет.
Как справиться с частыми болезнями «несадиковских» детей
Вот что пишет по поводу таких деток доктор Комаровский:
Имеем ли мы возможность повлиять на детский сад? Как правило, не имеем. Можем ли не отвести ребенка в детский сад, если начальство на работе нас требует, да и врач не намерен продлевать больничный лист? Не можем.
Отводим. Заболеваем. Выздоравливаем. Отводим. Заболеваем. И тогда кто-то из окружающих произносит фразу: ваш ребенок «несадиковский». И все вдруг становится понятным. Работу бросаем. В садик ходить прекращаем. И действительно через 1-2 месяца перестаем быть часто болеющим ребенком.
Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не смогли найти нормальный детский сад.
Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни.
Обратите внимание: «мы не смогли. », «мы не имели возможности. ».
Вывод: не бывает несадиковских детей. Бывают несадиковские родители.
Мы не нашли нормальный детский сад потому, что его просто не существует.
Мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни, потому что такой возможности не предусматривают инструкции нашего педиатра и кодекс законов о труде.
Вывод: не бывает несадиковских родителей. Бывает несадиковское общество.
Но на самом деле все вовсе не так драматично. Поскольку даже очень частые ОРЗ при правильном лечении совершенно не отражаются на здоровье ребенка.
Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали в нос. Выздоровел. Походил два дня в детский сад. Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали в нос. Выздоровел. Мы ничего опасного, плохого, вредного не делали.
Для себя я поняла, что решать проблему нужно комплексно:
Дорогие родители, желаю каждому, кому знакома подобная ситуация, найти для себя выход из неё. И к этому выходу прийти, победить.
Несадовский ребенок
Что необходимо ребенку и его родителям для адаптации к детскому саду.
Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его родителям три недели со дня первого посещения группы. Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на консультацию родителей ребенка.
Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он сам, воспитатели группы и родители малыша.
В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется «местом ужаса», в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и тем же воспитателям?
Проблемы адаптации ребенка в детском саду. Что же делать? Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.
Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько слышать от мам «несадовских детей», что они отдают двух-трехлетнего малыша в сад для того, чтобы тот «научился жить в коллективе»!? Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими родителей, это может вызвать колоссальный стресс.
А это значит, что маме и папе «несадовского ребенка» ничего не остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.
Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и запросам малыша.
Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка. Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и ознакомиться с предметно-развивающей средой.
В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень беспокойства ребенка, насколько он встревожился. Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять пойдет в гости, можно сходить в группу. Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем вечером, после дневного сна.
Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.
Важно также постараться объединить и сплотить родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями (вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.
Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя независимой личностью.
Дорогие родители «несадовских детей»! Попробуйте выполнять эти простые рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины перед своим ребенком.
Как воспитывать несадовского ребенка?
Посещение детского сада – болезненная тема для многих родителей. Все чаще на просторах интернета можно встретить понятие «несадовский ребенок». Водить малыша в дошкольное учреждение или воспитывать его в более комфортных домашних условиях – личное дело каждой отдельной семьи. Но если вы делаете выбор в пользу домашнего обучения, позаботьтесь о качественном всестороннем развитии своего ребенка!
Дошкольное учреждение имеет свои положительные стороны. Это продуманная программа обучения, сеющая «разумное, доброе, вечное» и дающая отличные всходы. Социальная адаптация, которая необходима каждому малышу, как воздух и вода. Живое общение со сверстниками, которое и приятно и полезно. Прицельно формируемые навыки самостоятельности и воспитание лидерских качеств ребенка.
Но наряду с преимуществами детского сада есть и существенные недостатки. Некомфортная обстановка в группе конкретно для вашего малыша, возможные конфликты в коллективе и частые болезни ребенка, требующие высокого родительского участия. Взвешенное решение – воспитывать ребенка до школы дома, не может быть оспорено никем и никогда ни при каких обстоятельствах. Благоприятно развиваться и готовиться к дальнейшей взрослой жизни ребенок может и дома. Задача родителей – создать для этого все условия.
Шаг 1: Соблюдайте режим
Согласно мнению психологов, режим дня – непременное условие психологического и физиологического благополучия ребенка. Поэтому в дошкольном учреждении его соблюдение обязательно. Хотя в ряде случаев, компромисс возможен и необходим. В стандартной же ситуации, на нарушение режима дня ребенок может реагировать высокой возбудимостью, снижением аппетита, плачем, раздражительностью, истериками и даже повышением температуры. Чем меньше ребенок, тем более заметны эти проявления. Красноречивым примером будет поведение малыша, пропустившего полагающийся ему тихий час.
Старайтесь выработать распорядок дня, который будет подходить вам и нравиться вашему малышу. Соблюдайте его хотя бы в будние дни, делая попущения при необходимости в выходные. Не давайте ребенку полную свободу, позволяя вести праздный образ жизни, когда он ложится спать далеко за полночь и встает, когда ему вздумается, неорганизованно питается, делая упор на перекусы, и проводит почти все свое время у телевизора.
Шаг 2: Больше гуляйте
В дошкольном учреждении дети гуляют два раза в день. Иногда, конечно, делается скидка на погодные условия, и дети остаются в группе. Но, все же, прогулки пропускать крайне нежелательно.
Маме и малышу можно гулять в любую погоду, даже в ливень и крепкий мороз. В ваших силах подобрать ребенку одежду и аксессуары, соответствующие текущим погодным условиям и рассчитать оптимальную длительность прогулки. Чем заниматься на улице? – Играйте в игры, устраивайте экскурсии по запоминанию местности, наблюдайте за людьми и окружающей средой.
Чтобы не болеть и не страдать от частых простуд, практикуйте дома утреннюю гимнастику, физкультминутки и закаливание. Это укрепит иммунитет ребенка, способствуя отличному самочувствию.
Сделайте развивающие занятия частью вашего ежедневного расписания. Залог хороших результатов – это систематичность и здравый подход. Если «уроки» даются вам нелегко, предоставьте ведение их профессионалу – опытному учителю. Сами же делайте то, что в ваших силах. Вместе с ребенком лепите, рисуйте, складывайте оригами, читайте, смотрите развивающие мультфильмы и обсуждайте их. Приобретите для творческих занятий необходимые инструменты, обучающие книги, тетради и красочные плакаты. Не упускайте возможности попробовать что-то новое, удивить малыша.
Подпишитесь на развивающие детские журналы. Прорабатывайте их с ребенком в доброжелательной атмосфере творчества и взаимопомощи. Ни в коем случае не будьте навязчивы, ваша задача – увлечь малыша, заинтриговать его и повести за собой. Уроки должны быть в радость!
Слушайте с ребенком разножанровую музыку, детские песни, фольклор разных народов, инструментальную музыку и звуки природы. Приобретите детские музыкальные инструменты, и время от времени устраивайте концерты для близкого окружения.
Формируйте у ребенка чувство прекрасного и любовь к искусству. Посещайте кукольный театр, детские выставки и музеи, ходите на концерты и праздничные шоу-программы. Пусть каждый день вашего ребенка будет ярким и насыщенным.
Шаг 4: Полюбите Центры творчества и раннего развития
Даже если вы отлично разбираетесь в дошкольном образовании и «пуд соли съели» на всестороннем развитии детей, запишите ребенка на дополнительные развивающие занятия в Центр творчества или развития. Формируйте авторитет педагога, тренера, руководителя кружка в глазах малыша, научите его подчиняться требованиям и рекомендациям. В дальнейшем это значительно упростит адаптацию ребенка к школе.
Выберите направления развития, которые нравятся вашему отпрыску. Это могут быть творческие кружки, спортивные секции, занятия плаванием, фехтованием и многие другие варианты. Не жалейте времени и сил на развитие и, возможно, именно ваш ребенок станет выдающимся ученым, музыкантом, спортсменом.
Шаг 5: Поощряйте общение ребенка со сверстниками
В детском саду малыш учится общаться с разными детьми, притирается к ним, а они к нему. Это общение очень важно с точки зрения социальной адаптации. Ребенок должен понимать, что у каждого человека свой характер и окружающим приходится мириться с этим. Решение конфликтов и недоразумений должно происходить только путем мирного диалога. При невозможности решить проблему своими силами, обращение к взрослому обязательно.
Общение со сверстниками может и должно быть приятным. Научите малыша дружить! Ищите ему компанию детей идентичного возраста, и всячески поощряйте общение с ней. Именно в равном детском коллективе лучше всего могут проявиться лидерские качества ребенка.
Шаг 6: Готовьте ребенка к школе
За год до школы начинайте усиленную подготовку ребенка к первому классу. Начните посещать нулевой класс при школе или наймите домашнего репетитора. Поступая таким образом вы можете быть уверены, что ребенок получит отличный старт в мир знаний и науки, и в скором времени порадует вас своими успехами.
Пусть каждый ребенок будет счастливым!