Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Как возместить НДС из бюджета

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть картинку Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Картинка про Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Возместить из бюджета уже уплаченный НДС — задачка «со звездочкой». Уж очень инспекция не любит возвращать налоги. Одно из обязательных условий возмещения НДС — чтобы в бюджете был сформирован экономический источник возмещения. Ниже читайте, что это значит.

Что такое экономический источник возмещения НДС в бюджете?

Когда поставщик продаёт товар покупателю, а покупатель этот товар оплачивает, поставщик вместе с оплатой выставляет счет-фактуру. С реализации поставщик должен заплатить НДС в бюджет. Поступивший в бюджет налог — это и есть экономический источник возмещения НДС из бюджета. И возместить его, по мнению инспекции, можно только в пределах этого уже уплаченного НДС.

А что, если поставщик ничего в бюджет не заплатил? Тогда и возместить ничего не выйдет. Как сказал Конституционный суд в Определении № 324-О от 4 ноября 2004 года:

праву на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.

Поэтому инспекция отказывает в возмещении, если решит, что компания купила товар у технички, которая налог в бюджет не заплатила.

Верховный Суд сказал, когда можно возместить НДС

Бывает такая ситуация: компания покупает товар (допустим, трактор) за рубежом, он ввозится в Россию через таможню. На таможне НДС сразу перечисляется в бюджет. Допустим, трактор стоит 1 млн руб, НДС — 166 666 руб.

Далее трактор уже в России перепродается по цепочке и в конце концов оказывается у фермера за 2,5 млн руб.

Допустим, цепочка перепродавцов состоит из техничек, которые с реализации на территории РФ НДС в бюджет не заплатили, и на этом основании инспекция отказывает фермеру в вычете НДС с 2,5 млн руб.

Но в этом случае инспекция поступает несправедливо. У неё есть основания отказать в вычете НДС с добавленной стоимости, то есть с 1,5 млн руб из 2,5 млн руб, т.к. уплата НДС с 1 млн руб на таможне подтверждена. Верховный Суд считает так же. Он рассматривал подобную ситуацию и изложил своё мнение в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-КГ17-4111 по делу № А40-189344/2014.

В данном деле суд высказал следующий принцип:

юридически значимым обстоятельством, определяющим возможность применения налоговых вычетов при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщиком — покупателем, является заявление к вычету НДС не более суммы налога, предъявленной налогоплательщику его контрагентом, имея в виду, что поставщик создает в бюджете экономический источник для последующего вычета (возмещения) налога у покупателя.

Таким образом, если вы сможете доказать, что ваш поставщик уплатил все налоги со сделки, в том числе НДС, то нужно обосновать инспекции что в бюджете был сформирован экономический источник для возмещения НДС и отказ в возмещении (в праве на вычет) необоснован и приводит к двойному налогообложению. Такие действия инспекции не согласуется с принципом экономического основания налога, изложенного в пункте 3 статьи 3 НК РФ, в результате чего нарушается принцип однократности налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ).

Выводы

Возмещение НДС из бюджета остаётся одной из самых сложных для налогоплательщика операций. Инспекция однозначно откажет в возмещении, если в бюджете не сформирован экономический источник для возмещения.

Экономический источник возмещения НДС — это НДС, уплаченный поставщиками компании по сделке. Если контрагенты компании не уплатили НДС, то и источника возмещения нет.

Однако возместить НДС из бюджета можно частично, если доказана уплата НДС хотя бы с одной сделки в цепочке. Так происходит например, когда товар ввозится из-за границу через таможню: на таможне НДС уплачивается в бюджет, и конечный покупатель может рассчитывать на вычет по НДС с этой суммы, даже если последующие перепродавцы оказались техничками и НДС в бюджет не заплатили.

Источник

Разъяснены пределы раскрытия сведений о несформированных источниках для принятия к вычету НДС

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть картинку Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Картинка про Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс
adam_r / Depositphotos.com

Налоговая служба разработала систему открытого информирования о налогоплательщиках, имеющих по данным «АСК НДС-2» несформированный источник по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС. Сведения, содержащиеся в этой системе, являются налоговой тайной и становятся общедоступными только с согласия их обладателя – налогоплательщика. Разъяснен порядок его формирования (письмо Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2019 г. № ЕД-4-2/25672@ «О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»).

При этом сведения о хозяйственных связях между налогоплательщиками, данные из налоговых деклараций и иная информация, содержащая сведения коммерческой или налоговой тайны, не подлежит раскрытию третьим лицам. Общедоступными являются только сведения о факте наличия либо урегулирования или не урегулирования несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Источник

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 12 декабря 2019 года N ЕД-4-2/25672@

О пределах раскрытия территориальными налоговыми органами информации на основании данных налогоплательщиками согласий на признание сведений, составляющих налоговую тайну общедоступными, с кодом «1100», «1400», кейс «TG о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение от 07.11.2019 N 44, сообщает следующее.

В письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656@ в ответ на обращение участников рынка о возможности информирования о несформированном источнике для принятия к вычету сумм НДС указаны особенности заполнения Согласия (Форма по КНД 1110058), а именно:

1. В разделе формы Согласия «Коды сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну» в поле «Настоящим даю свое согласие на признание сведений общедоступными» в соответствии с Приложением N 3 к приказу (Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными) указывается в обязательном порядке два кода:

2. В поле «Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» указывается цифра «2», что подразумевает выдачу Согласия только на часть сведений, составляющих налоговую тайну».

Таким образом, переданные налогоплательщиками в соответствии с письмом ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656 в территориальные налоговые органы Согласия не предполагают раскрытия третьим лицам хозяйственных связей между налогоплательщиками, любых данных из налоговых деклараций и иной информации, содержащей сведения коммерческой и/или налоговой тайны за пределами сведений о факте наличия (урегулирования/неурегулирования) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

Источник

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть картинку Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Картинка про Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть картинку Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Картинка про Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Смотреть картинку Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Картинка про Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндс. Фото Что такое несформированный источник для применения налогового вычета по ндсОбзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 12 октября 2020 г. № АБ-4-19/16709@ Об информировании налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов

ФНС России, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

В рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС России организован процесс информирования налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов.

Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами 1100 и 1400 по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Данная форма используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации.

При передаче сведений, необходимых для формирования информационного ресурса, содержащего сведения об организациях, в отношении которых налоговыми органами через телекоммуникационные каналы связи передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по налогу на добавленную стоимость. Описание данного алгоритма содержится в сети Интернет по адресу: https:// информресурс.хартия-апк.рф.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.

Государственный советник РФ 3-го классаА.В. Бударин

Обзор документа

В рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС организовала информирование плательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов.

Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами 1100 и 1400 по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Она используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере АК совместно с Общественной палатой РФ.

Описание алгоритма передачи информации можно найти на информресурс.хартия-апк.рф.

Источник

«Особые условия»: способ защитить бизнес от претензий ФНС из-за контрагентов

Много копий сломано в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами в вопросах применения ст. 54.1 Налогового кодекса РФ о необоснованной налоговой выгоде. В существующей на сегодняшний день общепризнанной трактовке это выгода, полученная налогоплательщиком за счет уменьшения налоговых обязательств вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Высший арбитражный суд прямо допускает получение налоговой выгоды при документальном обосновании права на ее получение, если налоговым органом не доказано, что сведения в представленных документах неполны, недостоверны или противоречивы.

В то же время налоговые органы активно использовали в своей контрольной работе оценочные категории, такие как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность», «злоупотребление правом», что могло привести к отрицательным последствиям даже для тех налогоплательщиков, которые надлежащим образом исполняют свои налоговые обязанности. На практике применение налоговыми органами оценочных категорий привело к тому, что подобные споры разрешались исключительно в суде, и со временем назрела необходимость закрепления соответствующих правил в Налоговом кодексе. Подобная инициатива предсказуемо вызвала крайне настороженное отношение со стороны бизнес-сообщества. Наученные горьким опытом налогоплательщики опасались, что нормы, закрепленные законодательно, станут очередным репрессивным инструментом.

Статья 54.1 в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, стала компромиссным итогом дискуссий. Я искренне считаю, что как представители государственных органов, так и экспертное сообщество в своей работе ставили целью разработать прозрачный механизм, который защитит добросовестных налогоплательщиков и накажет тех, кто применяет «агрессивные» методы налоговой оптимизации. На практике, однако, получилось несколько иначе.

В философии есть такой методологический принцип – Бритва Оккама. Современное понимание этого принципа следующее: если существует несколько логически непротиворечивых объяснений какого-либо явления, объясняющих его одинаково хорошо, то следует при прочих равных условиях предпочитать самое простое из них. Мне иногда кажется, что применительно к статье 54.1 наши фискальные органы руководствуются именно этим принципом.

Цифровой надзор

ФНС России и в нашей стране, да и во всем мире считается одним из лидеров цифровой трансформации. Налоговики уже давно в своей работе применяют IT-системы, использующие сложные алгоритмы и технологии искусственного интеллекта, позволяющие в том числе обрабатывать большие данные. Одной из таких информационно-управляющих систем является АСК НДС 2, которая позволяет выявлять неплательщиков НДС. С ее помощью становится возможным на каждом этапе поставки товаров (выполнении работ, оказании услуг) отслеживать так называемые разрывы по НДС, возникающие в тот момент, когда покупатель заявляет НДС к вычету, в то время как продавец не декларирует налог к уплате.

Принципиальным здесь является тот факт, что проверяющие видят разрывы на любом этапе поставки. То есть даже если товар многократно перепродается с использованием сложных схем и большого количества посредников, система все равно этот разрыв выявит и просигнализирует. В этой ситуации важно понимать, что если конечным покупателем товара является крупная компания, она в реальности может и не подозревать, какое количество звеньев участвует в поставке товара: она взаимодействует с продавцом, который также добросовестно выполняет все свои налоговые обязательства.

Однако по тем или иным причинам в цепочке поставок этого товара могут участвовать посредники, которые могут выполнять определенные функции и при этом не иметь никакого отношения к конечному покупателю. И в числе этих посредников могут быть недобросовестные компании, использующие незаконные схемы налоговой оптимизации и допускающие налоговые разрывы.

После того как фискальные органы выявляют налоговый разрыв, начинается самое интересное. Принцип Бритвы Оккама в действии. Контролеры прекрасно понимают, что компания, допустившая разрыв, скорее всего, является фирмой-однодневкой, денег на счетах у нее нет и взыскать с нее недоимку скорее всего не получится. Поэтому налоговики идут по наиболее простому пути – взыскивают с наиболее платежеспособной организации, то есть конечного покупателя, несмотря на то что бенефициарами таких схем могут быть и продавцы.

Справедливости ради заметим, что в некоторых случаях действительно может иметь место сговор между участниками сделок, имеющий целью получить конкурентное преимущество перед теми компаниями, которые работают честно и не могут себе позволить демпинг за счет применения «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. Как уже упоминалось выше, налоговые органы обладают достаточно богатым инструментарием для выявления сомнительных сделок и недобросовестных контрагентов. Соответственно, выявление инспекцией разрывов по НДС или контрагентов, имеющих признаки фирм-однодневок, гарантированно приведет к доначисленным налогам. Возникает вопрос: у кого? И вот тут начинается самое интересное.

Казнить нельзя помиловать

Как сказал Глеб Жеглов в великом фильме Станислава Говорухина, «наказания без вины не бывает». Именно этим принципом руководствуются контролирующие органы при принятии решения в ситуации, когда выявляют разрывы по НДС по цепочкам поставок. Несмотря на то что крупные компании объективно не в силах отследить каждое звено, налоговики полагают, что наличие разрыва может свидетельствовать о нарушении принципа должной осмотрительности и что компания должна нести за это ответственность. Следует признать, что, безусловно, определенная логика в этом есть, тем более что она подтверждается судебными решениями.

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Как выяснилось, да, с помощью так называемых «особых условий», включенных в договоры с контрагентами. Работает это следующим образом. При заключении контракта стороны включают в него ряд оговорок, которые смогут обеспечить защиту прав и имущественных интересов обеих сторон. Оговорки эти возможно условно разделить на две группы.

Первая группа – заверения и гарантии сторон. Здесь компании заверяют, что являются добросовестными налогоплательщиками, не применяют незаконные методы налоговой оптимизации и обязуются исполнять договор собственными силами. В отношении сведений о наличии несформированного источника НДС стороны предоставляют согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.

Вторая группа – возмещение имущественных потерь и убытков, которые возникнут в случае невозможности уменьшения налоговой базы.

Рассмотрим чуть подробнее механизм работы оговорок. Выявив разрыв, налоговый орган направляет покупателю (лицу, заявившему вычет) информационное письмо, в котором содержится информация о наличии несформированного источника для принятия НДС к вычету. Тем самым покупателю предлагается добровольно урегулировать разрыв со своим поставщиком и/или его контрагентами и возместить ущерб бюджету. И тут возможно два пути развития события. Первый – поставщик соглашается с требованием, разрыв урегулируется, инцидент исчерпан. Второй – поставщик или его контрагент отказывается урегулировать разрыв. В этом случае покупатель имеет право удержать в счет предстоящих платежей данному поставщику сумму разрыва и самостоятельно возместить ущерб бюджету.

Важно отметить, что порядок действий изложен схематично, на практике вариантов может быть больше, но для понимания концептуальных основ работы данного механизма этого вполне достаточно.

Механизм особых условий представляется вполне разумным и позволит не только защитить свои права и имущественные интересы, но и деловую репутацию, а также сэкономить ресурсы, отказавшись от судебных разбирательств. В этой связи необходимо учесть, что уже появились судебные решения, подтверждающие законность использования данного механизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *