Что такое нестационарный торговый объект и стационарный
Что такое нестационарный торговый объект и стационарный
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Термины и определения
TRADE. Terms and definitions
Дата введения 2014-04-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»), Российским государственным торгово-экономическим университетом (РГТЭУ) при поддержке Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания»
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2016 год, ИУС N 6-7, 2020
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2018 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Термины-синонимы без пометы «Нрк» приведены в качестве справочных данных и не являются стандартизированными.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из законов Российской Федерации, заключенные в рамки из тонкой линии.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
торговая деятельность (торговля): Вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
оптовая торговля: Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
розничная торговля: Вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
4 оптово-розничная торговля: Совмещение двух видов торговой деятельности: оптовой и розничной.
5 потребительский рынок (рынок товаров и услуг): Система общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг.
6 товарное обращение: Процесс обращения объектов гражданского права посредством договоров.
7 торговая политика: Совокупность организационных, правовых, экономических, информационных и иных мер, реализуемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, а также их объединениями в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности в соответствии с законодательством.
8 покупатель (приобретатель): Физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товары и услуги.
10 оптовый покупатель: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товары для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
11 продавец: Организация независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, гражданин (физическое лицо), реализующие товары и оказывающие услуги по договору купли-продажи или иному аналогичному договору.
12 продажа [реализация] товара: Передача покупателю товаров на определенных условиях, в том числе по договору купли-продажи или иным аналогичным договорам.
Торговые структуры и их виды
13 торговая организация: Организация различных организационно-правовых форм, осуществляющая торговую деятельность, включая необходимые средства и работников с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
торговый объект: Здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
стационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
нестационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
торговая сеть: Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
18 стационарная торговая сеть: Торговая сеть, включающая в себя стационарные торговые объекты.
19 нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относящиеся к стационарной торговой сети
20 торговое предприятие (предприятие торговли): Имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.
21 предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли.
22 предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления оптовой торговли.
23 сетевое торговое предприятие: Торговое предприятие, входящее в торговую сеть.
24 оптовая торговая сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.
25 розничная торговая сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
26 вид торгового предприятия: Предприятие торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров.
27 торговое предприятие с универсальным ассортиментом: Предприятие торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
28 торговое предприятие со специализированным ассортиментом: Предприятие торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.
Что такое нестационарный торговый объект и стационарный
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ)
(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 12 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 13 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 14 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 15 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 16 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 17 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 19 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 20 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
Энциклопедия решений. Что относится к объектам стационарной и нестационарной торговой сети в целях ПСН?
ПСН по розничной торговле через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети
Согласно пп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети. В п. 3 ст. 346.43 НК РФ разъяснено, что следует понимать под перечисленными объектами.
Под развозной понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. Это торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата (пп. 11 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
К разносной относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К разносной относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек (пп. 12 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Примечание
Перечень объектов нестационарной торговой сети в главе 26.5 НК РФ не приводится. Из определения в пп. 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ можно сделать вывод о том, что, кроме объектов, прямо поименованных в нем, к объектам нестационарной торговой сети относятся все иные торговые объекты, которые не упомянуты в качестве объектов стационарной торговой сети. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. В связи с этим можно предположить, что к объектам нестационарной торговой сети относятся объекты, не имеющие прочно связанного фундамента с земельным участком и подсоединения к инженерным коммуникациям, используемые для розничной торговли.
Обратите внимание, что квалификация тех или иных объектов в качестве объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объектов нестационарной торговой сети может осуществляться на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов либо на основании освидетельствования места торговли, проводимого налоговым органом в ходе налоговой проверки.
Перечень объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, приведенный в п. 3 ст. 346.43 НК РФ, является закрытым (см. письма Минфина России от 14.08.2012 N 03-11-09/64, от 09.10.2012 N 03-11-11/295, УФНС России по Хабаровскому краю от 10.01.2013 N 10-03-16/00087@, от 09.04.2013 N 10-03-16/006632@, постановление Первого ААС от 16.09.2013 N 01АП-4465/13). В связи с этим, по мнению контролирующих органов, деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через объекты розничной торговли, не включенные в этот перечень, не может быть переведена на ПСН и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.
В связи с этим стоит обратить внимание на постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.12.2013 N Ф01-12586/13. По мнению налогового органа, к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы. Перечень носит закрытый характер. Торговые места к данной категории объектов не отнесены, поэтому заявленный ИП вид деятельности не соответствует перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в соответствии со ст. 346.43 НК РФ введена ПСН. На этом основании налоговый орган отказал ИП в выдаче патента. При этом тот факт, что торговое место относится к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, налоговым органом не оспаривался, позиция налоговиков строилась именно на отсутствии такого объекта в перечне. Суд не поддержал налоговый орган, указав, что в п. 3 ст. 346.43 НК РФ даны понятия видов торговых объектов, а не видов деятельности, которые могут осуществляться на основании патента. Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, приведен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Указанный ИП в заявлении на получение патента вид деятельности (розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети) соответствует установленному пп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ виду деятельности, в отношении которого может применяться ПСН. Поэтому ИП вправе применять ПСН в отношении указанного им в заявлении на получение патента вида деятельности. Фактически суд признал, что торговое место, арендуемое ИП в торговом центре и используемое им для осуществления розничной торговли, относится к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.