Что такое нетривиальное мышление

Тривиальный и нетривиальный — что это такое (значение слов)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Тривиальный – это термин, употребляемый в форме прилагательного или наречия. Перечень сфер применения велик.

Значение может отличаться в зависимости от контекста предложения. Это и создает сложность понимания в ряде случаев.

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Определение — что это такое

Значение слова «тривиальный» может отличаться. Многие используют термин для негативной окраски. Но это просто неточный синоним следующих слов:

Верное значение слова тривиальность – это обозначение степени упрощения чего-либо.

Используется в математике, других науках и в обычном разговорном стиле. Термин не имеет универсального, точного определения.

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Ознакомление с разделом толкового словаря по русскому языку не позволяет понять значение в контексте. Необходимо разобраться с происхождением термина на простом примере.

Использование в современном мире

Термин применяется в науке. Иногда с негативным оттенком. В химии обозначаются словом «тривиальный» вещества, молекулярные элементы которых открыты до начала использования современных обозначений. Пример:

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Тривиальность — это банальность, простота

Все без исключения исследователи сходятся во мнении что «тривиальный» — однозначно латинского происхождения (trivialis). Перевод его прост: у трех дорог. Подразумевается перепутье. Располагались на нем:

Основное их назначение: давать приют уставшим путникам, собирать простых людей для дебатов и обсуждения новостей. Отличительной особенностью являлся контингент подобных заведений. Дебаты велись не на самом «высоком» уровне.

Вследствие чего и появилось во французском языке (после и в других) выражение «тривиалис». Подразумевалось нечто простое, банальное, немудреное. Но при этом: много раз повторенное за другими, более авторитетными и умными людьми.

Ранее в русском языке слово имело следующее значение:

С течением времени значение изменилось, приобрело негативную окраску. При употреблении подразумевается «пошлый». Термин с приставкой «не» имеет обратное значение.

Нетривиальный – это необычный, оригинальный.

Существует и альтернативная версия толкования термина.

Нетривиальный — это умный, интересный человек

Некоторые исследователи высказывают мысли о происхождении слова от латинского «trivium». Термином обозначался один из классов образования в Средние века. Обучение тогда подразумевало знание чтения, письма и счета. После сдачи экзамена молодой человек мог поступить на подготовительный курс университета. Где обучался 3 различным наукам:

В такой версии тривиальность изначально не означает что-либо негативное. Наоборот, под термином подразумевается получение определенного уровня образования – «тривиум». В древности так обозначались три свободных искусства. Грамматика являлась в то время основной всех знаний.

Изучение риторики позволяло кратко, но емко выражать мысли. Диалектика обучала вести дискуссию, давала основы логики. На заре возникновения термином trivium обозначали умного, неординарного человека. Но с течением времени значение изменилось на противоположное.

Негативная окраска термина

Среди студентов в Средние века была своеобразная «дедовщина». После получения «тривиального» образования учащийся переходил на следующую ступень. Обозначалась она «quadrivium», включала 4 вида искусства:

После достижения уровня «quadrivium» студент к остальным обучающимся относился пренебрежительно, называл тривиальными.

В таком случае слово использовалось для обозначения негатива. Подразумевался недоучка, не получивший до конца высшее образование.

Современное значение слова тривиальность

Рассмотренное выше значение — исключение из правил. В разговорной речи, публицистическом стиле используется слово в одном значении: избитый, неоригинальный. Нетривиальный – антоним (что это?), подразумевается обратный смысл. Новый, оригинальный.

Часто тривиальными называют шаблонные мысли, штампы – которыми мыслит человек. В русском языке используется в уничижительном значении. Указать человеку на его тривиальность – обозначить банальность, шаблонность его мышления.

Потому использовать слово важно с осторожностью. Некоторые воспримут это как оскорбление. Для лучшего понимания термина стоит посмотреть лекцию:

Со временем, возможно, значение слова снова изменится либо исчезнет. Языку свойственно видоизменяться, устоявшиеся выражения уходят в прошлое. На смену приходят новые термины. Значение слова «тривиальный» сегодня однозначно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Про некоторых людей говорят так: «Отличается нетривиальным интеллектом». То есть, одним словом — умный.

Источник

Тренинг по развитию нетривиального мышления

Предложен участникам англоязычной Школы Панорамного Мышления
(ее адрес был http://www.wiser.org/group/Sch_pan_th до закрытия ресурса wiser.org в апреле 2012 г.).

Глядя с другой стороны, внутриситуационное поведение могло бы рассматриваться даже благом для людей, поскольку оно позволяет мозгам быть более открытыми для внеситуационных мыслей, могущих иметь результатом ориентацию в ситуациях более сложных, трудных нетипичных. Именно тех мыслей, для которых требуется нетривиальное мышление (НТМ), чтобы справиться с выявленными проблемами.

Как ни странно, несмотря на то, что на нетривиальность есть большой спрос, тривиальности-банальности весьма распространены среди людей. Потому что в массе люди как раз отделываются при общении штампами и расхожими фразами. Поскольку нетривиальная мысль, как выражение преодоленного дефицита панорамного мышления, имеет столь большую ценность (как для того, кто до нее додумался, так и для тех, кто о ней узнал), то возникает вопрос: как научиться лучше преодолевать шаблоны своего привычного, конвенционального, трафаретного мышления? Более практически: какую методику можно было бы для этого предложить?

Вот одна из многих возможных методик, причем в двух вариантах. Ее можно было бы назвать тренингом по развитию отстраненного мышления. Или просто: загадай загадку.

Например:
Слово: Адам.
Вопрос о нем: Кто был первой жертвой женщины-искусительницы?

Слово: капуста.
Вопрос о ней: Какой у аиста имеется растительный вариант?

Вариант Б. Вы сами предлагаете другим придумывать загадки, задавая свои слова. Разумеется, по каждому из предложенных вами слов у вас самих должен быть уже придуманный вариант вопроса, с которым другие отгадывающие могли бы сравнить свои варианты.

Искра.
Перина.
Курс.
Патрон.
Явка.
Сизиф.
Враг.
Якорь.
Будка.
Метла.
Троя.
Жаворонок.

Источник

Тривиальный и нетривиальный

Тривиальный и нетривиальный – эти слова мы нередко слышим от людей или встречаем в литературе. Однако далеко не все люди понимают подлинное значение данных терминов. Многие путают их с другими понятиями, вследствие чего им не удается уловить истинный смысл той или иной фразы.

В данной статье мы расскажем, что подразумевается под тривиальностью и нетривиальностью.

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Что такое тривиальность и нетривиальность

Тривиальность – крайняя степень упрощения. Понятие часто используется в математике в отношении простейших объектов. Стоит заметить, что тривиальность не имеет универсального определения.

В разговорной речи множество людей используют данный термин в случаях, когда хотят высказаться о чем-то в негативном свете. В результате, понятие «тривиальность» стало синонимом таких слов, как – банальность, примитивность или очевидность.

Таким образом «тривиальная» информация лишена какой-либо свежести, оригинальности или новизны. Положением на сегодня слово тривиальность используется в уничижительном смысле. Указать человеку на его тривиальность, значит обвинить его в банальности и шаблонности мышления.

Поэтому это слово следует применять с осторожностью, чтобы не обидеть человека или не поставить его в неловкое положение. Достаточно будет просто для себя отметить его тривиальность.

К примеру, при возникновении проблемы такой человек может говорить какие-либо очевидные вещи, не способствующие ее решению. Это можно объяснить на следующем примере:

Во время езды на машине, у автомобиля неожиданно отваливается одно колесо. У водителя есть запасное, но нет болтов, чтобы его прикрутить. Тривиальный человек в таком случае будет говорить банальные вещи: «как-то нужно прикрепить колесо» или «без колеса машина не поедет».

В противовес этому, нетривиальный человек сразу постарается решить проблему. Он может открутить по одному болту от каждого колеса и с их помощью установить запасное четвертое колесо. По крайней мере, осторожно двигаясь вперед ему удастся добраться до ближайшей станции техобслуживания.

Из вышесказанного можно прийти к выводу, что слово – «нетривиальный», имеет противоположный смысл. То есть нетривиальный человек – это умный, находчивый и интересный индивид.

Также нетривиальной может быть идея, поступок, афоризм и т.д. То есть нечто такое, что отличается оригинальностью и новизной – новаторским подходом к делу, лишенному некой шаблонности или штампов.

Источник

Умение мыслить нетривиально

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Умение мыслить нетривиально, видеть возможности там, где другие их не замечают, – в этом и заключается креативность. Организация может выполнять поставленные задачи, справляться с трудностями, но без креативного мышления развитие и рост практически невозможны.

Замечено: решая творческоемкие задачи, люди получают гораздо большее удовлетворение от проделанной работы, существенно меньше устают. Как помочь коллективу стать креативным?

1.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ.

Самым простым и действенным методом повышения креативности коллектива является наделение его… большей свободой действий. Руководитель должен поощрять инициативу и адекватно оценивать идеи, исходящие от сотрудников. Стоит помнить при этом, что люди по-разному реагируют на негативную оценку. Для одних критика становится стимулом для ещё большей работы над собой и оттачиванием идей. Другие же, в свою очередь, замыкаются в себе и разочаровываются в своих задумках. Стоит помнить, что критика (иногда даже оправданная) может свести на нет старания по развитию креативности. Подчёркивайте перед сотрудниками значимость инициативы, введите специальное место «копилку идей», куда можно записывать, отсылать какие-либо предложения. Даже если ваш работник выходит с абсолютно нереализуемым сегодня предложением, всё равно похвалите его, скажите, что вы обязательно обдумаете её. А вдруг завтра это будет актуально?

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Организационной культурой называют систему ценностей и норм, разделяемых

сотрудниками организации и определяющими их поведение. Создайте ее вместе с коллективом! Объявите конкурс на лучшее определение миссии вашего учебного заведения, поэтапно оттачивайте каждое в ней слово. Это не только поможет выработать творческие навыки, но и сплотить коллектив.

Вместе работаем – вместе отдыхаем. Традиции совместного празднования знаменательных событий в тёплой обстановке присущи многим университетам и школам. Подготовка таких мероприятий, если их не формализовать, мощный стимул к творчеству для всех категорий коллектива – от завхоза до педагога со стажем.

3. ДИЗАЙН ПРОСТРАНСТВА

Большинство учебных заведений оформлены одинаково в классическом стиле. Однако необходимо помнить, что интерьер существенно влияет на творческую активность. Украшению помещений посвящены многие исследования, в продаже имеются книги, рассматривающие возможности художественного оформления школы. Похвально стремление воссоздать уникальный образ каждого кабинета, который будет отличать его от любого другого. В кабинеты для детей младшего возраста можно поместить фигурки сказочных персонажей и животных. А в кабинете астрономии потолок может быть украшен звёздами, которые сделают изучение звёздной системы проще и нагляднее. Большое значение имеют стенды, на которых размещены фотографии лучших учеников и учителей школы. Помимо подчёркивания значимости заслуг этих людей, подобные стенды оставят долгую приятную память о лучших сотрудниках и учениках.

Действенным методом повышения креативности персонала может быть и использование музыки или собственных радиопередач в перерывах. Благодаря развитию современных технологий, создание собственной внутришкольной радиостанции стало реальностью. Необходимо отметить, что университеты уже пошли по этому пути. Музыкальные вставки помогают снять напряжение и разнообразить время отдыха, как учеников, так и учителей. Повышение творческой активности коллектива можно постараться достичь путём проведения перемен, в которых будут участвовать ученики и учителя. Дети постоянно придумывают новые игры, превращая перемены в забавный отдых. Участие учителей в играх детей разнообразит рутинный день и создаст доверительную обстановку в классе. Повышенное внимание к организации совместного отдыха учеников и учителей обязательно принесёт свои плоды.

Организация учебного процесса занимает одно из центральных мест работе учителя. Как можно «оживить» урок? – презентациями и выступлениями, конкурсами и соревнованиями. В рамках школы проводятся открытые уроки, при проведении которых творчество необходимо. К презентациям и выступлениям можно привлечь многих учеников, например, поставить сценку. Позитивную роль в развитии креатива сыграет участие в конкурсах в рамках национального проекта «образование». Ежегодно проводится конкурс учитель года, участие в котором предполагает кропотливую работу над подготовкой к урокам и немалые творческие способности при его проведении. Если учитель сомневается в своих творческих способностях, то участие в таких конкурсах просто необходимо, ведь креативность нужно развивать.

Поговорите о том, что ваш коллектив думает о креативности. Что сотрудники понимают под этим словом, считают ли они креативность необходимостью в работе команды? Для обсуждения этого вопроса можно использовать мозговой штурм. Методика проведения этой процедуры достаточно известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Методика группового штурма известна в нашей стране широким слоям общества благодаря популярной интеллектуальной игре “Что? Где? Когда?” Перед проведением мозгового штурма рекомендуется «разогреть» участников. Для этого, как правило, используются простые задачки на эрудицию и смекалку. После этого можно переходить к самой процедуре. Мозговой штурм состоит из нескольких этапов. На первом этапе определяется проблема, которую предстоит решить. Следующий этап заключается в генерации идей. Участники разбиваются на группы по 5-6 человек и начинают предлагать идеи, главное на этом этапе – позитивно оценивать все предложения, даже бредовые. Делается это для того, чтобы не остановить креатив, исходящий от участников. После генерации идей следует перейти к их анализу. Проанализировав идеи участники переходят к следующему этапу, на котором осуществляется поиск возможностей реализации идей. Последним этапом является подведение итогов, на котором каждый из участников подводит итог проделанной работы, оценивает положительные и отрицательные моменты.

7. ТРЕНИНГИ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Одним из самых распространённых тренингов является рассматривание действий сотрудников организации в критической ситуации. Например, группе людей предлагается ситуация, например авиакатастрофа, в результате которой пассажиры оказываются на необитаемом острове. Вместе с выжившими (в роли которых и выступает группа ваших сотрудников) на берег острова выносит 10 – 15 предметов (таких как фонарик, спички, пила и т. д.). Участникам тренинга предлагается в течение нескольких минут обдумать стратегию, которая должна использоваться в такой ситуации и расставить приоритетность предметов. Так же коллективу предлагается рассказать о том, каким образом должны использоваться предметы и в каком сочетании.

А ведь это не про креатив! А про командообразование! Ну, почему? Здесь не только командообразование. Эти тренинги направлены на повышение креативности и слочению коллектива. Если нет сплочённости, то и креатива не будет. По крайней мере, это моё мнение.

8. ПООЩРЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Стремление преподавателя к развитию творческих способностей просто необходимо. Без желания и заинтересованности любая работа обречена на провал. Постоянное самообразование, поиск новой информации – лучший способ стимулировать свои собственные идеи через репродуктивное творчество. Периодические педагогические издания, Интернет – эти инструменты хорошо подходят для этого. Опытные руководители часто сами делятся информацией с коллективом, делая обзоры СМИ, распространяя вырезки и распечатки через методические объединения, а ассы даже готовят специальные инструкции и методички, как раздобыть лучшую информацию. В результате расширения кругозора и пополнения знаний, повышается и качество креативности.

9. ПОДГОТОВКА УРОКА

Главным делом для учителя является урок. Создайте условия для того, чтобы этот процесс не стал рутинным. Правильная организация библиотеки и учительской образовательного учреждения может поощрять педагога дополнять лекционный метод деловыми играми, внеклассными мероприятиями. Будьте в курсе всех новинок, которые придумывают ваши педагоги, приводите их в качестве примеров для других. Подчеркивайте: главное – это фантазия и немного усердия в поисках наглядных материалов. Их использование повысит интерес к предмету, а обучение сделает привлекательнее и эффективнее. Любой материал легче усваивается, если он сопровождается компьютерной презентацией. Удачно составленная презентация может доставить удовольствие не только учащимся, но и самому автору. Процесс подготовки презентации является творческим процессом, требующим не только навыков пользования ПК, но и креативных способностей.

В повышении креативности коллектива большое значение имеет создание и поддержание школьных СМИ. В первую очередь речь идёт о школьных стенгазетах. Несмотря на то, что основную часть работы по ведению школьных стенгазет несут учащиеся, роль учителя и особенно, классного руководителя, очень велика.

Хороший пример подают школы Пензы. В пензенских школах есть пресс-центры, в роли журналистов, редакторов, иллюстраторов мини-газет выступают учащиеся и учителя. Примечательно, что не реже двух раз в году молодые корреспонденты со всей области собираются для того, чтобы обсудить проблемы, возникающие перед школьными СМИ и их возможные решения. Ребята стремятся к тому, чтобы сделать школьные газеты интереснее и придать им профессиональное оформление.

Источник

Четыре способа понять, что вы мыслите слишком узко

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Что такое нетривиальное мышление. Смотреть фото Что такое нетривиальное мышление. Смотреть картинку Что такое нетривиальное мышление. Картинка про Что такое нетривиальное мышление. Фото Что такое нетривиальное мышление

Предприниматели, инвесторы и менеджеры все чаще сталкиваются с необходимостью внедрять изменения и подстраиваться под трансформацию экономической, политической и бизнес-среды. Однако зачастую они не замечают всех элементов, которые влияют на работу системы и поэтому принимают решения, которые не приводят к результату. Системное мышление — один из подходов, который дает возможность посмотреть на ситуацию шире и понять, почему появляются проблемные и узкие места и как с ними справляться.

Что такое системное мышление?

Системное мышление — это способность человека видеть комплексные процессы, находить взаимосвязи между ними и анализировать то, как каждый из компонентов системы взаимодействует друг с другом.

Как и любой другой тип мышления, системное мышление присуще каждому человеку. Вопрос в том, насколько оно развито. Например, когда говорят об аналитическом, творческом или каком-либо еще складе ума, имеют в виду, что человек каким-то образом смог развить именно этот тип мышления благодаря своей работе, специфике деятельности или интересам.

В большей степени системное мышление необходимо руководителям, проектным и продуктовым менеджерам — всем, чья работа связана с большим количеством процессов. Однако системы существуют не только в бизнесе: семья, отношения, политика — тоже системы, зная о работе которых становится проще достигать поставленных задач. Джозеф О’Коннор, профессор по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне, выделяет несколько способов, которые помогут понять, что вы мыслите узко и вам стоит улучшить свои знания в области системного мышления.

Вы следуете ментальным моделям

Ментальные модели — представления, стереотипы, стратегии, которые укоренились в сознании. Когда человек убежден, что только определенный способ решения задачи или проблемы является исключительно верным, что следует идти по проторенной тропе.

Пример ментальной модели — когда на рынке появляется новая технология или услуга. Допустим, это оплата товаров по штрихкоду через мобильное приложение. Конечно, такая инновация призвана облегчить жизнь. Однако люди всегда тяжело принимают что-то новое, поскольку у них есть укоренившиеся привычки, представления о чем-либо. Поэтому большинство еще долго будет идти на кассу вместо того, чтобы отсканировать и оплатить товар мгновенно через приложение.

На уровне менеджмента типовая ментальная может может сильно тормозить бизнес-процессы. Например, модель руководителей в актуальной области цифровой трансформации — взаимодействие в формате «руководитель-подчиненный», когда первый учится, изучает новые инструменты, способы автоматизации бизнес-процессов и «спускает» эти инициативы на уровень ниже. Такая модель ведет к тому, что сотрудники отвечают критикой и не хотят принимать новое — их устраивает, как функционирует текущая система, и они думают, что от нововведений они только проиграют.

Руководитель с системным мышлением понимает, на какие рычаги нужно воздействовать, чтобы внедрить изменения: анализирует риски, отмечает всех, кто должен быть задействован в процессах — от рядовых сотрудников до руководителей отделов. А затем ищет ответ на вопрос: каким образом внедрить изменение так, чтобы оно заработало. Важно также понимать, что изменения требуют времени, и мгновенных результатов практически не бывает.

Проблемы повторяются или требуют сложных решений

Постоянно срываются сроки и не запускаются проекты без проблем? Скорее всего, вы «не видите за лесом деревьев». Иными словами, видите целое, но не части и наоборот.

Приведу пример: на одной фабрике в США был высокий уровень профессиональных травм рабочих. Соответственно, компании приходилось выплачивать сотрудникам большие компенсации, а ее репутация портилась день ото дня. Совет директоров думал, что проблемы в оборудовании, и его нужно менять. Однако когда в компанию пришли новые управленцы, они начали анализировать причины травм и наблюдать за самими рабочими. Выяснилось, что проблема была в незнании сотрудниками техники безопасности. В результате в компании ввели образовательные курсы по безопасности на производстве, и количество несчастных случаев значительно снизилось.

Системный подход помогает рассматривать, как множество элементов взаимодействуют друг с другом, и видеть, где на самом деле находятся узкие места. А в случае ошибок — возвращаться в начало и смотреть, где процессы работают неверно.

Одним из инструментов системного подхода является «точка приложения рычага» — компонент или связь, изменив которые можно с минимальными усилиями повлиять на всю систему. Как в физике: поднять большой камень легче, когда есть рычаг, палка или лом. Но сначала надо посмотреть, какие подручные средства есть, а не бежать самостоятельно поднимать камень двумя руками. Например, если у вас в который раз не получается масштабировать продукт, стоит задать вопрос: достаточно ли хорошо вы проанализировали все роли и процессы, которые связаны с этой задачей. Как только этот анализ будет проведен, станет намного проще найти точку приложения рычага.

Есть еще один инструмент, который помогает разбираться с проблемами в системах — диаграмма цикличной причинности (causal loop). Это модель сложной системы, которая показывает ее элементы, связи между ними и то, какую обратную связь они дают друг о друге: на уровне команды, отделов, процессов. Так получается увидеть, где происходит сбой, и что участники системы думают друг о друге на самом деле.

Ощущаете влияние стандартного мышления

В результате эволюции человек мыслит парадигмой причинно-следственных связей — когда мы думаем, что событие «Б» произошло благодаря событию «А». Представим ситуацию: из компании ушел главный разработчик, а через месяц продукт «посыпался» и потребовал дополнительных финансовых вложений. Мышление в стиле причинно-следственных связей приводит нас к выводу, что корень проблемы — уход ключевого сотрудника. Хотя на самом деле, могло быть и так, что продукт изначально был спроектирован некорректно.

Другой пример стандартного мышления — искажение происходящих событий и избирательность опыта. Мы довольно иллюзорно смотрим на явления и процессы, которые происходят с нами. Искажения гиперболизируют силу одних деталей и преуменьшают другие. Например, когда один продукт стал вдруг неожиданно продаваться лучше, мы можем преувеличить влияние маркетинга на это событие. На самом же деле за ним может стоять огромное количество других ходов, которые были предприняты ранее.

Еще один пример — обобщение. Когда один случай, который произошел в компании или проекте, человек экстраполирует на все последующие. Например, менеджер поменял на сайте расположение кнопки. Это принесло компании несколько миллионов рублей в первую неделю продаж. При переходе на другую работу, он в первую очередь подумает о смене расположения кнопки, когда ему поставят задачу увеличить выручку.

Избегаете обратной связи и рефлексии

Обратная связь — механизм обучения, который помогает внедрить изменения и понять, где конкретно происходит сбой. Существуют разные подходы и приемы сбора обратной связи. Однако очень часто люди не готовы ее получать — это довольно сложный процесс, для которого требуется много времени и людей, да еще можно получить не всегда приятный отклик. Кроме того, иногда у людей бывают такие сильные установки, что они не готовы серьезно отнестись к обратной связи.

Согласно системному подходу, и позитивный, и негативный опыт помогают нам учиться. А сам процесс учебы означает принятие последующих решений согласно результатам обратной связи. Люди, которые учатся пропускать через себя обратную связь, постепенно приходят к переосмыслению ментальных моделей и находят новые подходы к решению задач.

Как развить системное мышление

Конечно, сегодня есть возможность научиться мыслить системно с помощью книг и видео, однако без практики и разбора ошибок на голой теории научиться этому будет сложно. Я назову лишь несколько важных способов, которые позволят сделать первый шаг к развитию системного мышления:

Вот еще несколько примеров вопросов в стиле системного мышления, которые помогут заблаговременно увидеть предстоящие проблемы:

Необходимо фиксировать и положительный, и отрицательный опыт, поскольку он становится основой для дальнейших действий.

Закончить хочу цитатой Джона Донна, которую использовал в книге «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй: «Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе». Эта фраза емко иллюстрирует всю суть системного подхода, где работа каждого из нас — это часть системы, изменение которой влияет на всех ее участников в той или иной степени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *