Что такое неверие в исламе
Что такое неверие в исламе
Аллах не прощает неверие без искреннего покаяния.
«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, ты не найдешь для них помощника» (Коран 4: 145).
К проявлениям большого неверия можно отнести:
В тоже время, когда человек позволяет себе делать что-либо недозволенное, отказывается от исполнения своих религиозных обязанностей, высмеивает Пророка Мухаммада (Мир ему и благословение Всевышнего!) или Аллаха, то он впадает в тяжкое неверие, обрекая себя на страшные, вечные муки в аду.
«Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день» (Коран 14: 18).
Смерть в неверии
«Воистину, Аллах не прощает, если приобщают к Нему сотоварищей, прощает другие грехи, кому пожелает» (Коран, 4:116).
Хадис Зайда ибн Сабита гласит: «Мы были с Пророком (мир ему и благословение Всевышнего!) у владений племени ан-Наджар, когда проходя мимо могил мул Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) вздрогнул. Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил, знает ли кто-либо, кто похоронен в этих могилах? Ему ответил мужчина, что похоронены в могилах люди, умерли в многобожии. Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал:
«Воистину, община будет испытана в могилах. Если бы не должно это быть скрыто от вас, то Господа попросил бы позволить вам услышать то, что слышно мне из могильных мучений…».
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями в соц.сетях!
Что такое неверие в исламе
Три вида куфра (неверия)
Все, что может вывести человека из Ислама, делится на три вида, три части.
Первая часть – это вопрос убеждений, те, убеждения, которые могут нас сделать отступниками, даже если мы будем продолжать считать себя мусульманами.
Например, если человек будет считать, что Аллах – это один из трех, что наряду с Ним есть еще какие-то существа, достойные поклонения, обладающие какой-то властью или силой, которые могут принести ему пользу или вред, даже если он будет по сто раз в день произносить шахаду, он станет отступником. Не будет иметь значения – кем он себя при этом будет считать, пусть даже он будет продолжать считать себя мусульманином.
Также сюда входит приписывание Аллаху недостатков – к примеру, нельзя говорить, что у Аллаха нет Всезнания, что Он не знает о том, что сделает конкретный человек в тот или иной момент.
У шахады есть условия, если человек их не соблюдает, то его свидетельство веры будет недействительно. Ее смысл в том, что никто и ничто не достоин поклонения, кроме Аллаха, что лишь Он один совершенен, а все остальное нуждается в Нем, что без Его воли даже лист с дерева упасть не может, Он знает все деяния Своих рабов еще до сотворения мира. Если человек что-то из этого отрицает, он противоречит шахаде.
Также нельзя приписывать Всевышнему какие-то границы или образ или форму, как были в свое время секты, представлявшие Аллаха в виде света или в виде человека. Это все является неверием. Аллах сказал, что «нет ничего, подобного Ему». Саляфы говорили – что бы мы себе не представили, Аллах отличен от этого, у Него нет ни формы, ни образа, ни подобия. Любое воображение Аллаха подобно созданию идола. Если человек себе Аллаха как-то представляет, то он поклоняется своему воображению. Это очень опасное заблуждение.
Нельзя издеваться над какой-то сунной Пророка, мир ему, это выводит из Ислама, даже если человек считает себя мусульманином. В книгах по фикху сказано: если человеку скажут – «нужно стричь ногти или пользоваться мисваком, потому что это делал Пророк, мир ему», а он ответит, что «мне на это наплевать, я не буду это делать, даже если он так делал», такие вещи делают человека отступником.
Мы же об этом говорим, чтобы мы сами себя могли обезопасить, чтобы мы следили за собой.
Также могут вывести человека из Ислама какие-то действия, которые являются обрядами другой религии. К примеру, человек наденет на себя крестик или другой атрибут чужой религии, перекрестится или поставит свечку перед иконой, примет участие в немусульманском обряде. Даже если он это сделает в шутку, просто в виде игры или чтобы сделать приятное родственникам-немусульманам.
Третий момент – это словесный куфр. К примеру, человеку, который спорит или ссорится с кем-то, делают упрек – «как ты себя ведешь, разве ты не мусульманин?» А он, будучи в гневе, отвечает – «нет, я не мусульманин». Или человека спрашивают – «ты веришь в Бога?», а он как бы в шутку отвечает «нет, не верю». Ведь это он говорит осознанно, никто его не принуждает, такие вещи прощаются человеку, только если он их скажет под угрозой для жизни.
Также если человек что-то подобное говорит в расстройстве или отчаянии, к примеру, у него тяжело болеет родственник, и он говорит, что «если мой сын (моя дочь, моя жена) умрет, я больше не буду верить в Аллаха, я больше не хочу быть мусульманином, раз Аллах допускает такое» или что-то подобное.
Такой человек должен раскаяться и заново сказать шахаду.
Сюда не относятся оговорки, когда человека спрашивают – «ты мусульманин?», он хочет ответить «я мусульманин», но оговаривается и говорит «я не мусульманин». Или если с человеком говорят на чужом языке, который он плохо знает и что-то может произнести неправильно, употребить не то слово.
Мы должны верить, что закон Аллаха – самый совершенный, никто из творений не может придумать ничего лучше, никакие человеческие законы и традиции не могут быть лучше законов Всевышнего.
Да сохранит нас Аллах от подобных вещей, амин.
4 вида куфра (неверия)
4 вида куфра (неверия)
В арабском языке слово «куфр» означает «сокрытие». В виде термина священного шариата (в религиозном понимании) это понятие означает отрицание какого-нибудь одного утвержденного положения, переданного Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) от Всевышнего Аллаха.
Куфр бывает четырех видов:
С точки зрения непрощения и вечности (бесконечности) наказания все эти виды куфра являются равными перед Всевышним Аллахом.
Причины впадения в неверие:
Необходимо также знать о том, что существует много причин впадения в неверие и отклонения от правильного пути:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом (мир ему!) (и Аллаху за Адама)». Они пали ниц (только услышав приказ), и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих».
Как видно из этого аята Всевышнего Аллаха, Иблис (шайтан), который в течение многих лет проповедовал ангелам, отказался (воспротивился) поклониться перед Адамом (мир ему!) и из-за своей гордости (своего высокомерия) стал одним из неверующих. Так как ангелы выполнили этот приказ, как только им было велено поклониться, их иман остался неизменным (сохранился). Если бы Иблис не возгордился и также поклонился, его иман тоже остался бы неизменным. В таком случае, нам необходимо хорошо подумать о том, что будет с человеком, который оставил из-за своей гордости совершение намаза, полного поясными и земными поклонами. Пост, закят и другие фарды идут вместе с намазом. Следовательно, их оставление из-за высокомерия также является неверием. Как бы не считалось в ханафитском мазхабе, что оставление выполнения фардов из-за лени и слабости не является неверием, но это причины, приближающие к этому неверию. Оставление таких деяний с религиозной точки зрения, то есть неуверование в них, согласно единому мнению (согласно всем мазхабам), является куфром (неверием).
Поскольку отказ шайтана совершить земной поклон (по приказу Аллаха) и его гордость (отказ из-за высокомерия) стали причиной его впадения в неверие, понятно, что и любое проявление непокорности и переход черты (переход установленных Аллахом границ) является причиной становления неверным. Действительно, Всевышний Аллах говорит:
«Вот вы сказали: «О Муса! Мы не сможем вынести однообразную пищу. Помолись за нас своему Господу, чтобы Он взрастил для нас из того, что произрастает на земле, овощи, огурцы, чеснок, чечевицу и лук». Он сказал: «Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже? Спуститесь в любой город, и там вы получите все, о чем попросили». Их постигли унижение и бедность. Они навлекли на себя гнев Аллаха тем, что отвергали знамения Аллаха и несправедливо убивали пророков. Это произошло потому, что они были ослушниками и преступали границы дозволенного».
Значит их непокорность и переход определенных границ стали причиной того, что Бани Исраиль (иудеи) отрицали аяты Аллаха и несправедливо убивали великих пророков, а в этот раз это стало причиной того, что они поставили на себе печать униженности и бедности и подверглись наказанию Всевышнего Аллаха.
Имам ар-Раббани (да очистит Аллах «зеркало» его сердца!) говорил следующее:
«Ученые сказали, что усердие в малых грехах приведет (человека) к большим грехам, а усердие человека в больших грехах приведет его к куфру (неверию). Мы должны просить у Всевышнего Аллаха защиты (от этого)».
Шайтан не смог вынести того, что Адам был создан и наделен хорошими способностями и качествами, чтобы стать наместником Аллаха на земле. Он не смог заставить свой нафс уважать и почитать его и из-за своей ревности и зависти впал в непокорность и неверие.
«Скверно то, что они купили за свои души, отвергнув ниспосланное Аллахом и завидуя тому, что Аллах ниспосылает Свою милость тому из Своих рабов, кому пожелает. Они навлекли на себя гнев, один поверх другого. Неверующим уготованы унизительные мучения».
«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и будьте великодушны, пока Аллах не явится со Своим повелением. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». Как видно из данных аятов, только из-за зависти, упрямства и фанатизма иудеи сначала выступили против Исы и Евангелия, а затем против Посланника Аллаха и Корана и остались в неверии. Потому что они знали будущее Посланника Аллаха и Корана и ждали.
«Те, кому Мы даровали Писание, знают его (пророка из этой книги), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину».
Иудеи в Торе, а христиане в Евангелии узнали о качествах Пророка конца света, ждали его прихода; каждое поколение передавало это знание последующим поколениям и просило уверовать в это. Поэтому каждая из этих двух групп с нетерпением ждала пришествия этого пророка. Но узнав, что он появился среди арабов и был сиротой, они опровергли это, хотя они знали, что он является истинным пророком, так же как они знали своих сыновей.
Чаще всего причиной непокорности и неверия многих людей и народов являлась их гордость и высокомерие. Многие из них погибли из-за того, что проявляли высокомерие, не могли терпеть то, что другие превосходят их.
«Они принесли величайшие клятвы именем Аллаха о том, что если к ним придет предостерегающий увещеватель (пророк), то они встанут на более правильный путь, чем любая другая община. Когда же к ним явился предостерегающий увещеватель (Мухаммад), это не увеличило в них ничего, кроме отвращения.
Это произошло потому, что они превозносились на земле и замышляли зло. Но злое ухищрение окружает (или поражает) только тех, кто творит зло. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме участи первых поколений? Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не найдешь возможности уклониться от установления Аллаха».
«Аллах, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим! Те, которые предпочитают мирскую жизнь Последней жизни, сбивают других с пути Аллаха и искажают его, пребывают в глубоком заблуждении». «Если бы они уверовали в Аллаха и были богобоязненны, то вознаграждение от Аллаха было бы лучше для них. Если бы они только знали!».
«Но нет! Вы любите жизнь ближнюю (мирскую жизнь и ее богатства) и пренебрегаете Последней жизнью».
«Они – те, которые купили заблуждение за верное руководство. Но сделка не принесла им прибыли, и они не последовали прямым путем». Как видно из этих аятов Всевышнего Аллаха: Встречается очень много людей, которые предают свою религию и идею из-за своего положения и интересов, «оставляют прямой путь и покупают заблуждение» и, конечно, которые опустошены духовно. Для того чтобы найти легкие и бесплатные способы обогащения и жить в свое удовольствие, необходимо подчиняться и быть сторонником системы ростовщичества, азартных игр, нечестного заработка и грабежей.
Каждый грех – это семя неверия, и от каждого греха есть путь к неверию. Такие грехи, как употребление спиртных напитков, азартные игры, ростовщичество, проституция, ложь, запретные деяния, несовершение намаза словно духовный микроб будет поедать сердце и жизнь человека и в конце лишит его имана.
В аятах Всевышнего Аллаха сообщается об этом страшном итоге:
«Но нет! Их сердца окутаны тем (плохими деяниями), что они приобрели.
В тот день они будут отделены от своего Господа завесой».
Неверующие (которые не откликаются при зове на прямой путь) подобны скотине, на которую прикрикивает пастух, тогда как она не слышит ничего, кроме зова и крика. Они глухи, немы и слепы. Они ничего не разумеют».
В этих аятах осуждается то, что люди слепо привязываются к прошлому, не прислушиваются к появившимся новым идеям, и говорится о том, что правильным в данном вопросе является мудрое ведение действий.
Между тем, «Все верующие считаются братьями и все являются детьми Адама и Хаввы».
Неверие – это осознанное отрицание, когда божественные истины не приносят пользу твоим делам. Это целенаправленные возражения против приказов Ислама. Одним словом, это осознанная и расчетливая непокорность. Легко спастись от неверия, в которое человек впал в результате невежества и беспечности из-за того, что он не знал Ислам и Коран, истины не были донесены до него или его обучали ложным вещам касательно Ислама.
Следующий аят Всевышнего Аллаха поясняет данное положение: «К ним явилось от Аллаха Писание (Тора), подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!».
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
3 вида неверия в исламе
Неверие – противоположность имана (веры) – самый тяжкий грех, который может совершить человек. Неверующий не признает ценности ислама или отдельные его аспекты и выходит из религии. Неверие или куфр делится на три вида:
1. Неверие, связанное с убеждениями.
Религиозные догматы являются основой вероучения. Важнейшая из них – вера в Аллаха, Его единство и совершенство , что нет никого другого, достойного поклонения и обладающего всеобъемлющей силой. Если даже человек продолжает считать себя мусульманином, при этом наделяет сверхсилой другие предметы и лица, то он выходит из веры. Также, если человек станет предписывать Аллаху какие-то недостатки.
Шахада – свидетельство веры – столп ислама, но это не просто слова, это убежденность всем сердцем, не подвергая сомнениям единство, величие и совершенство Аллаха. Верующий не может усомниться в том, что Аллах – создатель каждой вещи, что Ему не составит труда всех воскресить и собрать в одном месте, что Он способен на каждую вещь, что Аллаху известно, что творится в сердцах всех людей. Подобные сомнения не сопоставимы с верой в Аллаха.
Запрещено приписывать Аллаху образ или форму. Это также порождает неверие. У Аллаха нет подобия, и верующий должен думать о своей вере и поклонении, а не пытаться воссоздавать образ Аллаха в своей голове и раскрывать сокрытое, которое все равно ему не подвластно.
Сомнения в пророчестве пророка Мухаммада (с.а.с.), любое унижение его и его окружения, насмехание над его качествами выводит человека из веры. Верующий должен уважать род пророка Мухаммада (с.а.с.) и все, что имело отношение к нему, его сунну. Мусульманин должен верить, что это последний из Пророков, который был направлен человечеству.
Также вероотступничеством будет считаться, если мусульманин будет считать, что совершать намаз необязательно, и он не для него. Есть большая разница между человеком, который принимает намаз как предписание Аллаха, но не исполняет его, считая что оставление его является грехом, и человеком, который не видит в этом ничего плохого.
2. Неверие, связанное с действиями.
Например, небрежное отношение с Кораном, вырывание его листов (Астагфируллах), исполнение ритуалов другой религии даже в шутку, неприемлемо. Такое действие приравнивается к унижению религии и является вероотступничеством.
3. Неверие, связанное со словами.
Произнесение даже в шутку слов, опровергающих исламские догматы, является вероотступничеством. Например, если человек даже не всерьез скажет, что он не мусульманин, не верит в бога, то выходит из религии. Такой человек должен раскаяться и заново произнести шахаду.
Очень осторожно должен относится человек к тому, что он говорит, слова имеют большую силу и способны стать причиной выхода из веры. Например, поношение законов и установлений Аллаха, если человек говорит, что какое-то определенное предписание устарело и оно средневековое, что в нем нет смысла, соблюдение его можно оставить и т.д. Законы Аллаха актуальны во все времена, и верующий не должен подвергать их сомнению и обсуждать в таком ключе. Также запрещено говорить про недозволенное, что это является дозволенным. Это пренебрежение предписаниями Аллаха.
Пусть Аллах сохранит наши сердца в крепкой вере!
Куфр (неверие). Виды куфра
Для того чтобы лучше понять тему куфра, для начала вспомним основные тезисы относительно имана.
Существует два вида имана :
Но может ли человек, после того как он приобрел иман и стал мусульманином, аннулировать свою веру полностью и стать обитателем Огня навечно?
Ответ такой: да, может. В качестве примера приведем аят:
لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ
«Не извиняйтесь. Вы стали неверующими (кафирами) после того, как приобрели иман» (9:66)
Из этих Слов Аллаха становится очевидно, что такая ситуация вполне возможна, а раз так, то каждому мусульманину надлежит отнестись к этому вопросу максимально серьезно, ведь Господь Миров сказал про кафиров:
وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет кафиром, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217)
С точки зрения арабского языка, слово — كفر — означает «сокрытие, отрицание, неблагодарность».
Ознакомиться со всеми видами куфра жизненно необходимо каждому мусульманину! Только тщательно изучив и поняв эту тему, мусульманин сможет обходить куфр стороной и тем самым обезопасить себя от утраты самого ценного, что у него есть — имана.
В последующих публикациях мы разберем более подробно каждый из видов куфра:
Большой и малый куфр
В Кур’ане и Сунне встречаются ситуации, когда Аллах или Его посланник ﷺ называют какой-либо поступок куфром, однако из других аятов или хадисов становится ясно, что он (этот поступок) не аннулирует иман человека полностью.
Такие поступки являются большими грехами, которые в терминологии ученых называются малым куфром.
К таким грехам относятся:
И некоторые другие тяжкие грехи.
Как же узнать, является ли поступок, названный в аяте или хадисе куфром, грехом (то есть малым куфром) или же это большой куфр, выводящий из Ислама?
Для этого нужно использовать следующую методологию: поступок, названный Аллахом или Его посланником ﷺ куфром, мы должны воспринимать как настоящий куфр, который полностью аннулирует иман человека, до тех пор, пока не найдем указаний в Кур’ане или Сунне на обратное (то есть на то, что этот поступок всё-таки не аннулирует иман полностью).
Приведем пример малого куфра. В известном хадисе посланника Аллаха ﷺ говорит:
لاَ تَرْجِعُوا بَعْدِى كُفَّارًا يَضْرِبُ بَعْضُكُمْ رِقَابَ بَعْضٍ
«Не становитесь после меня кафирами, которые рубят друг другу головы!» (Бухари 121, Муслим 65, Ибн Маджах 3942, Ибн Хиббан 5940).
Исходя из внешнего смысла, может показаться, что преднамеренное убийство мусульманина является куфром, который аннулирует иман. Однако Аллах говорит в Кур’ане:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (49:9)
Мы видим, как в этом аяте Аллах называет обе воюющих группы верующими, а не кафирами. Соответственно, мы понимаем, что убийство мусульманина не аннулировало иман сражающихся мусульман.
Таким образом становится понятно, что упомянутый выше хадис пророка указывает на то, что преднамеренное убийство мусульманина является малым куфром — то есть одним из самых тяжких грехов, который однако не аннулирует иман совершившего такое убийство полностью.
Подобные дополнительные доказательства имеют и остальные большие грехи, которые Аллах или Его посланник назвали куфром, однако которые не аннулируют иман. Все они являются куфром малым.