Что такое невский экспресс
«Невский экспресс»: конец эпохи. Прощаемся с фирменным поездом РЖД или готовимся к новой встрече?
27 августа на перрон Московского вокзала в Санкт-Петербурге из столицы прибыл последний «Невский экспресс». Много фирменных и обычных поездов рождается и умирает тихо и незаметно, но вывод из расписания «Невского экспресса» — событие, сравнимое с окончанием эпохи. Однако встретить последний поезд пришло лишь несколько мальчишек-фанатов и пара железнодорожников.
Поезд начал курсировать в 2001-м году. Восемь лет, до вывода из расписания в 2009-м году скоростного электропоезда ЭР200, он возил с ним вместе сильно спешащих и ценящих комфорт пассажиров со скоростью 200 км/ч. Ещё год, до 2010-го, компанию ему составляла «Аврора», которая, правда, ходила чуть медленнее. Начиная с 2009-го года, в конкурентную борьбу включился «Сапсан», точнее поезд Velaro-rus. Он-то и одержал окончательную победу в сегменте скоростных пассажирских перевозок между двумя столицами.
Составы «Невского экспресса» формировались из купейных вагонов с сидячими местами. В каждом купе — шесть кресел. Для дневного поезда со временем хода четыре часа и пять минут — самое то. Можно подремать, а можно поболтать с попутчиками. Один вагон имеет единый салон со встречно расположенными креслами.
В истории «Невского экспресса» были и печальные страницы.
Дважды, в 2007-м и 2009-м годах, поезд становился мишенью террористов. В музее локомотивного депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский хранится блок телемеханической системы контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ) с электровоза ЧС200-004, который вёл «Невский экспресс» в 2007-м. Этот блок находится в кабине машиниста, рядом с рабочим местом.
Об электровозах ЧС200, которые водили «Невский экспресс», стоит сказать особо. Машины чехословацкого производства построены в 1979-м году, всего было выпущено десять серийных электровозов, а четырьмя годами ранее — два предсерийных прототипа. До появления в 2012-м году отечественного скоростного электровоза ЭП20 это была единственная серия тягового подвижного состава, водившего поезда со скоростью 200 км/ч.
В сентябре 2020-го года один из электровозов ЭП20 с вагонами «Стриж» «привёз» событие, в результате которого для всех двадцати ЭП20 с конструкционной скоростью 200 км/ч она была ограничена до 180 км/ч. Встал вопрос, а чем же возить «Невский экспресс», ведь его график рассчитан под двести?! Тогда на выручку пришли проверенные временем ЧС200, сделав «Невский экспресс» единственным в России поездом на локомотивной тяге, следующим со скоростью 200 км/ч. Они же и работали с этим поездом до последнего дня.
Вагоны «Невского экспресса» после вывода из расписания этого фирменного поезда ждёт реконструкция. Как меньше года назад сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов, из них будут сформированы составы, которые заменят «Стриж» между Питером и Самарой. Сами же «Стрижи» после открытия границ отправятся туда, откуда они были сняты из-за пандемии — в Берлин.
Фактически это означает, что вагоны «Невского экспресса» с главного хода не уйдут, но вернутся на него в изменённом виде.
Сохранит ли поезд своё название или будет подвергнут ребрендингу — не сообщается. В любом случае это будет уже совсем не тот «Невский экспресс», к которому мы привыкли. Хотя… В приватном разговоре проводники рассказали, что, возможно, поезд совсем скоро вернётся в расписание в существующем виде.
Некоторые вагоны «Невского экспресса» действительно пора обновить
Электровозы ЧС200 пока ещё водят составы из двухэтажных вагонов, запущенные на те дни, когда не было «Невского экспресса» из-за ремонта одного из составов. Что будет с этими легендарными машинами — судить не берёмся, скажем лишь, что очень обидно будет видеть их в виде груды металлолома. Вывод их из эксплуатации рано или поздно неминуем, и все они заслуживают судьбы музейных экспонатов. На девять машин (один переоборудован в лабораторию пути) железнодорожных музеев в России хватит.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Скоростное и высокоскоростное движение
Дневной поезд № 747/748 «Невский экспресс»
Вагоны для поезда спроектированы и построены на Тверском вагоностроительном заводе. В составе курсируют вагоны повышенной комфортности (в стоимость билета входит набор питания, газетно-журнальная продукция, санитарно-гигиенические пакеты). Вагоны оснащены телевизорами, многоканальной аудиосистемой, информационными табло.
Репутация, которую «Невский экспресс» заслужил за 20 лет своей эксплуатации у пассажиров, позволяет ему конкурировать с высокоскоростным поездом «Сапсан».
Курсирует круглогодично, ежедневно (за исключением суббот из Санкт-Петербурга). Время в пути составляет 4 часа 05 минут. Поезд следует без остановок в пути следования.
Состав поезда:
В стоимость проезда включены питание и свежая пресса, за исключением класса 2Р. Вагоны оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования воздуха и мягкими креслами для сидения.
Пассажирам предоставляются следующие услуги:
Дополнительные услуги:
В пути следования в вагоне-ресторане пассажиры могут приобрести широкий ассортимент горячих блюд, закусок, горячих и прохладительных напитков. В случае необходимости проводник вагона поможет вызвать официанта и заказать блюдо из вагона-ресторана с доставкой пассажиру.
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.
Поезд Невский экспресс. Фото внутри вагона, сидячие места, разница с Сапсаном, цены и отзывы
«Невский экспресс» — фирменный скорый поезд, прямым рейсом, без задержек доставит желающих из одного мегаполиса в другой. Планируя такую поездку, и туристам, и деловым людям, необходимо знать заранее, сколько времени будет потрачено на дорогу. Какой сервис ожидает в пути, определиться можно по фото внутри вагона.
Описание локомотива
Дневной скоростной поезд «Невский экспресс» №747А/748А служит для перевозки пассажиров от северной столицы – Санкт-Петербурга, до Москвы и в обратном направлении. В голове используются электровозы серии ЭП20 Новочеркасского производства, либо чешские ЧС200.
В состав включены 12 сидячих вагонов с разными классом и категориями обслуживания, в том числе есть ресторан. Вагоны, изготовленные в Твери на вагоностроительном заводе, соответствуют высокому уровню комфорта среди поездов такого типа. Современный интерьер, внутренняя металлическая отделка с тонированным стеклом придаёт презентабельный вид салону.
История локомотива
«Невский экспресс» запущен на замену поезду ЭР200 с моторными вагонами в середине 2001 года. До июня 2014 года его нумерация была – 167В/168В. С переходом на новую классификацию скоростного подвижного состава ему присвоен номер 747А/748А.
В течение срока службы экспресс зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны: скорость, максимум комфорта для такого маршрута, рациональное расписание.
В истории локомотива был момент, когда его существование могло закончиться. По окончании I квартала 2008 года, в связи с внедрением проекта по развитию высокоскоростного движения на инфраструктуре, ОАО РЖД оповестили о прекращении движения «Невского экспресса».
После начала эксплуатации ЭВС «Сапсан» расписание локомотива было пересмотрено – количество рейсов сокращено. Но после проведённого анализа спроса и отзывов потребителей принятое решение аннулировали. С июня 2010 года прежнее расписание было восстановлено.
Характеристики скоростного пассажирского поезда «Невский экспресс»
Протяжённость маршрута локомотива составляет 650 км, развивает скорость 200 км/ч, конструкционная – 220 км/ч. Поездка длится от 4 час. 05 мин. до 4 час. 39 мин. Между начальной и конечной станциями следует без остановок.
Экспресс относится к новой группе поездов – «Дневные поезда», развитием которой занимается АО «Федеральная пассажирская компания». Курсирует состав только в дневное время. Стоимость мест в «Невском экспрессе» соразмерна с ценой проезда автобусами дальнего следования.
Перевозчик осуществляет движение состава в течение всего года, ежедневно, по шестидневному расписанию. Поезд курсирует 1 раз в день в каждом направлении. Все вагоны – сидячие, в каждом есть кондиционер и туалетный комплекс. Просторные проходы не создают неудобства при перемещении пассажиров.
«Невский экспресс» (фото внутри вагона позволяет сравнить действительность с описанием) составлен из необычных вагонов. Вместимость поезда – 556 человек. В поезде есть 2 вагона с открытым обзором, а 9 остальных – купейного типа. В середине состава расположен вагон-ресторан.
Схема вагонов
Салон открытого типа с местами для 68 пассажиров использован в вагонах № 1, 12. Расположение сидений – по 2 с обеих сторон, друг за другом, разнонаправленными рядами. Все нечётные номера кресел находятся у окна. В обоих концах вагона закреплены телевизоры. Туалеты обустроены возле тамбура.
В вагонах с номерами 2-11 применена схема купейного типа – по 3 посадочных места лицом к лицу. Всего 8 купе для проезда 48 пассажиров. Сидения широкие, мягкие, с подлокотниками. Секции закрыты створками из стекла. Для крупного багажа есть отдельный отсек, для мелких вещей – полки, расположенные над пассажирскими креслами.
Штабной вагон под № 5 приспособлен для размещения 38 человек. Одно двухместное купе предназначено для проезда людей с ограничением возможностей — инвалидов. Есть места, предусмотренные для детей и родителей, или других сопровождающих. Ресторан расположен в вагоне № 7, где можно пообедать во время поездки. Он оборудован 4-местными столиками с удобными двухместными диванчиками.
«Невский экспресс» (фото внутри вагона этого поезда будут представлены далее в статье) полностью оборудован для удовлетворения потребностей пассажиров с разными запросами. Схематичное отображение салона поможет выбрать подходящие места для поездки и ознакомиться с их расположением.
Расположение мест в вагонах
В салонах открытого типа пассажирские сидения установлены в 2 ряда, как в автобусах дальнего следования. Расположены они в разные стороны: половина ряда в одном направлении – вторая часть в другом. На находящейся перед человеком спинке каждого кресла есть столик. Для размещения чемоданов и мелкой клади имеются багажные полки, закреплённые над посадочными местами.
В вагонах с 6 местными купе посадочные диванчики размещены навстречу друг другу. У окна прикреплён раскладывающийся стол. В разложенном состоянии столик доступен для пользования пассажирам с крайними местами.
Мягкие кресла, по 3 в ряду, оборудованы подлокотниками, которые при необходимости можно поднять, и регулируемыми подголовниками. В каждом купе по 1 розетке на каждой стене, персональная подсветка над местами, встроены наушники для ТВ и радио. Для верхней одежды предусмотрены вешалки.
Направление движения, расписание маршрутов и остановок
Следование скоростного состава «Невский экспресс» неизменно: из Москвы до Санкт-Петербурга, и наоборот. Движется без остановок, отправление от ст. Москва Октябрьская (Ленинградский вокзал), прибытие на ст. Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал). Обратное направление идентично.
Основное расписание поезда:
Поезд | Станция, время отправления | Станция, время прибытия | примечание | ||
747А | Санкт-Петербург-Главный | 13:10 | Москва Октябрьская | 17:15 | кроме субботы |
748А | Москва Октябрьская | 13:40 | Санкт-Петербург-Главный | 17:45 | кроме воскресенья |
В зависимости от даты поездки в расписании и в длительности поездки бывают изменения. Точное время отправления можно предварительно узнать с помощью сервисов продажи билетов.
Ресторан фирменного поезда, уровень сервиса
В целях повышения уровня комфорта в пути следования, для пассажиров организована возможность дополнительного горячего питания.
Ресторан, обслуживающий путешественников в пути, соответствует современным стандартам. Он занимает вагон № 7.
Оформлен салон в оригинальном стиле: комфортные двухместные диваны расположены напротив друг друга за просторными столами. Обеденные места разделены перегородками. К услугам желающих предоставлены плазменные телевизоры, над входом включена бегущая информационная строка.
«Невский экспресс» (фото внутри вагона-ресторана поезда приложены ко многим отзывам пассажиров) предоставляет достаточно высокий уровень сервиса.
В меню заведения заявлен богатый выбор блюд:
Приготовлением еды занимаются профессионалы под руководством шеф-повара. Организованный сервис предполагает заказ блюд с доставкой в вагон. Достаточно обратиться к проводнику, и он сообщит о вызове официанту.
Услуги, оказываемые пассажирам в «Невском экспрессе»
В состав включены вагоны разного класса обслуживания. Во всех вагонах доступно альтернативное питание: обязательный холодный перекус включён в стоимость билета.
Предлагаются бутерброды по вкусу – вегетарианский или дополненный курицей, вода с газом или просто артезианская в объёме 0,25 л, десерт в виде шоколада. Для тех, кто плохо переносит движение транспорта, имеются мятные конфетки. Плед и гигиенический набор выдаются пассажирам при любом классе обслуживания.
Классификация вагонов по объёму предоставляемых услуг:
Во всех вагонах предоставляется возможность заказать дополнительное питание. Оформляется при покупке билета в личном кабинете сервиса ОАО «РЖД», АО «ФПК», в кассах, у проводника поезда.
Выбрать можно из 3 видов питания, но так как поезд находится в пути недолгое время, то желающие заказывают что-то одно — завтрак, обед или ужин, выбирая блюда из меню. Услугу можно переоформить в любой момент, но не позднее 3 дней до ухода поезда, или вообще от неё отказаться без взимания комиссии.
Покупка билета: где и как приобрести, сколько стоит
Дневной поезд «Невский экспресс» участвует в программе динамического ценообразования, когда стоимость меняется в зависимости от таких обстоятельств, как наличие спроса, остаточного количества мест, сезона или дня недели. Например, при отсутствии спроса цена будет ниже.
Фото внутри вагонов «Невский экспресс» позволяет определиться с выбором мест при заказе билетов, которые доступны для приобретения за 90 суток до отправления. Купить можно в железнодорожных кассах и на сайтах, занимающихся сервисом продажи проездных талонов.
Приобретение билетов на сайте ОАО «РЖД» — удобный и доступный сервис. Для создания личного кабинета необходимо войти на официальный сайт ОАО «РЖД», выбрать на панели меню раздел «Регистрация».
Создав индивидуальный логин и пароль, внести личные и контактные данные. Зарегистрировавшись, можно приступить к приобретению проездного талона. Крайний срок оформления билета – за час до отхода поезда со станции.
Последовательные действия при заполнении информационных полей:
После произведённого платежа за проезд начисляются бонусы. Их можно использовать для скидки при оформлении следующей поездки на железнодорожном транспорте. Стоимость билетов на «Невский экспресс» более доступна по сравнению с «Сапсаном»: варьируется от 2 500 до 3 500 руб. с учётом динамического ценообразования.
Разница составляет от 20 до 45%. Дополнительное преимущество – отправление в середине дня и прибытие на станцию назначения ранним вечером. Время нахождения в пути больше, чем при поездке на «Сапсане», но есть большой плюс – в цену билета входит питание.
Что входит и не входит в стоимость билета
В стоимость билета на поезд №747/748 входит одноразовое холодное питание, стандартный набор предметов гигиены, свежие газеты и журналы, плед. Не включена оплата любых дополнительных услуг: предварительный заказ блюд из меню, обед в вагоне-ресторане.
В числе добавочного сервиса с 1 июля 2018 года в «Невском экспрессе» осуществляется провоз детей без сопровождения взрослых, с ограничением по возрасту – от 10 до 16 лет. Ответственность закреплена за начальником поезда и проводником вагона, ориентировочная цена услуги – 1 500 руб. Оформляется в билетной кассе.
Перечень необходимых документов при оформлении посадочного талона на ребёнка:
Регистрация заявлений прекращается за двое суток до отправления состава с начала маршрута.
Перевозка мелких животных: птиц, небольших собак и кошек, в определённых вагонах, введена с 1 марта 2019 года. На один посадочный купон допустимо оформление одного места, но для двух (не более) животных. Провоз внутри вагона разрешён только в соответствующих клетках, контейнерах, корзинках, на местах для размещения ручной клади.
В «Невском экспрессе» качество обслуживания пассажиров находится на одном из первых мест в рейтинге деловых и срочных поездок. Уровень оснащения видно на фото внутри вагонов, а оценка комфортности перевозки дана пользователями в отзывах о поездке. Среди основных плюсов – доступный по стоимости сервис, удобное время в сутках для проезда.
Автор: Марина Колесникова
Оформление статьи: Мила Фридан
Невский экспресс
Просим прибывать на вокзал заблаговременно в связи с необходимостью прохождения досмотровых процедур. Для посадки в поезд нужны:
Если вы не пассажир, то вы сможете войти в вагон, чтобы помочь с багажом инвалидам, пожилым лицам, пассажирам с детьми.
Расписание
С 29 августа 2021 года поезд временно не курсирует. О возобновлении курсирования будет сообщено дополнительно. Приносим извинения за доставленные неудобства.
ежедневно, кроме субботы
Услуги
Пассажирам поезда доступна услуга доставки еды из городских ресторанов и кафе к вагону. Сервис работает на станциях отправления. Актуальное меню и список заведений-партнеров доступны при оформлении услуги.
Заказ можно оформить на нашем сайте или в мобильном приложении « РЖД Пассажирам ». При заказе потребуется указать контактные данные пассажира, а также можно добавить необходимые комментарии к заказу (количество человек, наличие аллергии и др.).
Внимание! Временно из состава поезда исключен вагон-ресторан.
Пассажиры поезда «Невский экспресс» могут взять в путешествие домашних питомцев. Перевозка животных разрешена в вагоне № 2 (класс обслуживания 1Ж).
Поиск вещей возможен в течение 30 дней с начала поездки.
В поезде доступна услуга по перевозке детей в возрасте от 10 до 16 лет без сопровождения взрослых под контролем начальника поезда и проводника пассажирского вагона.
Стоимость услуги составляет 1 500 рублей.
Оформить услугу можно на Ленинградском (кассовые окна № 1, 2) или Московском (кассовые окна № 9, 10) вокзалах.
Для оформления услуги необходимо:
Прием заявлений на оказание услуги осуществляется не позднее 2 суток до отправления поезда с начальной станции.
О поезде и поездке в нем
В составе поезда курсируют комфортабельные купейные вагоны с местами для сидения. В каждом купе на мягких креслах может разместиться шесть человек.
Все вагоны поезда оборудованы системой кондиционирования и туалетами, работающими на протяжении всей поездки.
В вагоне № 5 предусмотрено специальное купе для маломобильных пассажиров, оборудованное местами для сидения.
Поезд Невский экспресс, билеты, расписание, фото
Маршрут поезда «Невский экспресс»
Состав курсирует по маршруту Москва — Санкт-Петербург и обратно без остановок. Поезд развивает скорость до 200 км/ч и преодолевает расстояние между станциями в 650 километров за 4 часа 39 минут.
Поезд «Невский экспресс» ходит ежедневно круглый год. Однако по субботам нет отправлений из Санкт-Петербурга, а по воскресеньям — из Москвы.
Расписание поезда «Невский экспресс»
Скоростной поезд «Невский экспресс» — дневной состав. На своем пути поезд не делает остановок.
Отправляется поезд «Невский экспресс» Москва — Санкт-Петербург с Ленинградского вокзала столицы под номером 748А и прибывает на Московский вокзал Санкт-Петербурга. В обратном направлении номер поезда изменяется на 747А.
№ поезда | Направление | Отправление | Прибытие |
№ 747А | Санкт-Петербург — Москва | 13:10 | 17:15 |
№ 748А | Москва — Санкт-Петербург | 13:40 | 17:45 |
Характеристики поезда Невский Экспресс
Чтобы забронировать жд билет, выберите подходящий номер поезда и нажмите кнопку «Выбрать дату». При выборе рекомендуем ориентироваться на время в пути, вокзал, с которого отправляется поезд, а также стоимость.
Особенности поезда
Основное преимущество скоростного поезда «Невский экспресс» в том, что за четыре с небольшим часа вы можете доехать от Москвы до Санкт-Петербурга (или наоборот), и при этом практически не страдает рабочий график. Этот поезд специально ставят в расписание на такое время, чтобы было удобно завершить дневные дела в одном городе и успеть в другой до вечера.
Как и все прямые фирменные поезда направления Петербург — Москва, «Невский экспресс» отправляется с Ленинградского вокзала Москвы и Московского вокзала Санкт-Петербурга.
Состав
Все 12 вагонов поезда «Невский экспресс» относятся к одному классу – сидячий 1Р. Это означает следующее:
Правда, компоновка салонов в «Невском экспрессе» различна:
Когда поезд идёт из Москвы в Петербург, места 1, 2 и 3 расположены по направлению движения, а 4, 5, 6 — спинкой вперёд. В Москву — наоборот. Однако вагоны могут перецепить, и заранее точно сказать нельзя.
Когда будете покупать билет, обратите внимание на схему конкретного выбранного вагона
Услуги
По любым вопросам в дороге можно обратиться к проводнику: в «Невском экспрессе» они очень вежливы и заботливы.
Схема подвижного состава «Невского экспресса»
«Невский экспресс» — фирменный поезд с с современным дизайном. Он включает только вагоны с сидячими местами:
Также для удобства пассажиров есть вагон-ресторан.
Схема вагона класса А
Схема вагона класса В
Схема вагона эконом-класса
Максимальное количество мест — 556, которые расположены в 12 вагонах. Вагон поезда «Невский экспресс» с 6-местным купе рассчитан на 48 человек, а с салоном открытого типа — на 68.
Все вагоны оборудованы современными биотуалетами, кондиционерами, телевизорами и мягкими ортопедическими креслами для сидения.
Итак, чем «Невский экспресс» лучше «Сапсана»
По цене и времени в пути эти два поезда примерно одинаковые, так что сравнение корректно.
1. Во всех купе «Невского экспресса» есть розетки. Пусть одна на трех человек, но все же. В эконом-классе «Сапсана» пока лишь 1-2 розетки на вагон.
2. Каждому пассажиру «Невского экспресса» положен минимальный набор питания. Возможно, сэндвич кому-то и не понравится, но наличие воды – большой плюс. В «Сапсане» воду пришлось бы покупать втридорога.
3. Как, кстати, и чай. В «Невском экспрессе» – пирамидки хорошего качества и чай из классического стакана в подстаканнике за 45 рублей, в «Сапсане» – куда более простые чаи в бумажном стаканчике продают за 100 рублей. Ну и, конечно, с кипятком в «Невском экспрессе» проще. Он бесплатный, в любом вагоне, без ограничений.
4. В «Невском экспрессе» можно размяться. Пойти погулять по коридору, постоять у окна. В «Сапсане» таких просторов нет.
5. У «Невского экспресса» больше, чем у «Сапсана», выдвигаются кресла.
6. Ну и самое интересное. «Невский экспресс» – полностью отечественный поезд. Он состоит из российских вагонов почти 20-летней давности. На сегодняшний день его тянет еще и отечественный электровоз ЭП-20. Таким образом, выходит, что Россия может делать собственные скоростные поезда, которые по комфорту и времени хода не уступают «Сапсанам». Но почему-то не делает. Даже интересно, почему.