Что такое независимое кино
Независимое кино
Подписаться:
Поделиться:
ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОГО КИНО
В сложившейся системе кинопроизводства независимым принято называть то кино, которое производится вне крупных голливудских студий – на деньги мелких компаний и частных инвесторов. Плюс такого подхода к созданию фильмов очевиден – отсутствие контроля за творческим процессом, а ведь голливудские режиссеры очень любят жаловаться на шастающих по площадке с «ценными указаниями» исполнительных, ассоциативных и прочих сопродюсеров, навязанных какой-нибудь Universal или Warner Bros.
Вырваться из цепких объятий крупного капитала кинематографисты хотели со времен зарождения кино – тогда на какое-то время американский кинематограф был монополизирован трестом изобретателя Эдисона. Адвокаты Эдисона преследовали тех, кто не желал с ними делиться, – так, кстати, и возник Голливуд, когда киношники один за другим уезжали в Калифорнию и объединялись. Пытаясь уйти от системы, эти люди создали систему собственную: созданные ими студии быстро стали главными мировыми производителями кино, а Голливуд получил название «фабрика грез». Теперь уже эти студии контролировали все стадии кинопроцесса, и новое поколение режиссеров и артистов возжелало свободы. Самые известные люди Голливуда – звезды немого кино Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, а также гениальный режиссер Дэвид У. Гриффит создают первую независимую студию – United Artists. Впрочем, их попытку никак нельзя назвать успешной: к концу 1940-х UA канула в безвестность. Тем не менее их труд не прошел даром: уже в 1948 году крупные студии лишились многих монополистских технологий и возникли предпосылки для крупномасштабного независимого бума.
Первые ласточки американского независимого кино, быстро ставшего просто инди, появились уже тогда – с первыми фильмами маргиналов вроде Майи Дерен и Кеннета Энгера. Эти же картины, к слову, вдохновили и европейцев – Годара и Трюффо в числе прочих. К 1960-м выросло целое поколение молодых интеллектуалов, которые хотели снимать свое кино и не тратить на него гигантские бюджеты. Именно этим авторам – Мекасу, Брэкеджу, Корману, Ромеро и их последователям – удалось не только доказать эффективность инди, но и заложить основы киноавангарда, кино категории «Б», да и нынешнего голливудского жанрового кино в конце концов.
В 1978 году у американского инди появилась столица – городок Парк-Сити в штате Юта. Именно там пара энтузиастов, заручившись поддержкой известного актера Роберта Редфорда, начала проводить ежегодный фестиваль фильмов, снятых вне больших студий. По имени главного героя Редфорда – Санденса Кида – фестиваль стал называться «Санденсом». Именно оттуда так или иначе вышли все значимые американские киношники 1980–2000-х: от Тарантино до Джармуша. До сих пор каждый год в январе «Санденс» открывает новые имена и упорядочивает поток талантов из неизвестности к славе.
ГЛАВНЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЖИССЕРЫ
Йонас Мекас и Роджер Корман
Авангардист и король фильмов категории «Б»
Два режиссера, стоявшие у истоков инди, видели независимое кино прямо противоположным. Мекас снимал длинные дневниковые зарисовки и документальный авангард, во многом благодаря ему рамки кино раздвинулись еще шире. Корман, наоборот, исследовал обратную сторону инди и показал, как за маленькие деньги снимать крепкое, интересное и немного дурацкое жанровое кино. Именно его усилиями грайндхаусы Америки заполнялись все новой продукцией, и, кстати, именно у него получали кинообразование будущие герои нового Голливуда: Коппола, Скорсезе, Рон Хоуард и Питер Богданович.
Джон Кассаветис и Сэмюэл Фуллер
Беглецы из Голливуда
Два важнейших инди-режиссера начинали карьеру нормальными студийными работниками: Кассаветис снимался на телевидении и в Голливуде, за сценарии Фуллера и вовсе шла война между крупными компаниями. Но когда первый решил снимать кино сам, а второй захотел делать личное, важное в первую очередь для себя кино, оба стали независимыми. Кассаветис в итоге снял такие шедевры, как «Глория» и «Лица», а Фуллер делал важные, провокационные и минималистичные картины вроде «Парк-роу» и «Шокового коридора».
Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе
Титаны нового кино
Пришедшие из ниоткуда (вообще-то, из монтажных Роджера Кормана), эти два молодых режиссера взорвали Голливуд изнутри, когда после своих первых фильмов – «Вагона по имени Берта», «Злых улиц» (Скорсезе) и «Людей дождя» (Коппола) – смогли диктовать голливудским студиям любые условия. Так появились важнейшие фильмы 1970-х: «Таксист», «Бешеный бык», трилогия «Крестный отец».
Дэвид Линч, Стивен Содерберг, Спайк Ли и Гас Ван Сент
Cool-режиссеры
Когда в 1980-х прежние герои постарели и поблекли, увязли в муках творчества (как Скорсезе и Питер Богданович) или потерпели финансовый крах (как Коппола), «Санденс» предъявил миру новые лица инди. Циничные, талантливые и неудержимо честные молодые люди стали снимать новое кино – кино, которое принято характеризовать английским словом cool. Линч фиксировал внутренние психозы и стирал грань между сном и явью, Содерберг ставил диагноз обществу закомплексованных яппи, Спайк Ли со всего размаху бил битой по расовым стереотипам, Ван Сент в открытую обсуждал тогда еще провокационную гомосексуальность, но на деле снимал кино о блекнущей красоте и горечи взросления. Совсем разные, чуть ли не полярные, эти режиссеры определили лицо инди на годы вперед.
НОВЫЕ ЛИЦА СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО ИНДИ
Ричард Келли
Новый Воннегут
Ричард Келли, чей «Донни Дарко» был обласкан критиками всего мира, а недавние «Сказки Юга» этими же критиками были освистаны, снимает кино, которое напоминает чей-то странный сон о нашем будущем. Главный герой «Донни Дарко» был лунатиком, так и фильмы Келли напоминают блуждание во сне – странно размытые, одновременно высмеивающие современный мир и показывающие его изнанку. А «Сказки Юга» и вовсе представили Келли едким, но убийственно точным футуристом, человеком, способным стать Куртом Воннегутом от кино, – это потрясающе смешная черная комедия, проникнутая при этом подспудной печалью по человеку нашего времени.
Хармони Корин
Нежный реалист
Бывший уличный подросток, Хармони Корин прославился совсем юным, когда по его сценарию Ларри Кларк снял «Деток». Долгое время Корин развивал в своих уже режиссерских работах – «Гуммо» и «Джулиане-осленке» – именно эту линию, снимая предельно реалистичные, порой даже шокирующие виньетки о мелочности, отчаянии взросления и жизни в захолустье. Однако под маской жесткого реалиста крылась нежная душа: новый фильм Корина «Мистер Одиночество» – трогательная, ироничная, но очень романтическая история любви двойников Майкла Джексона и Мэрилин Монро.
Чарли Кауфман
Автор меташедевров
Немолодой уже человек, долго работавший в газетах и на ТВ, Кауфман получил статус «последнего великого сценариста Америки» в мгновение ока, когда Спайк Джонс снял по его работам сначала «Быть Джоном Малковичем», а потом «Адаптацию» – эффектные, путаные фильмы, завораживающие сложностью накладывающихся друг на друга слоев сюжета и смысла. В сценариях Кауфмана фигурируют то он сам, то его придуманный брат-близнец, можно забраться в мозг голливудской звезды или в собственные воспоминания, а режиссер, работающий с ним, должен быть по меньшей мере провидцем. Неудивительно, что в итоге Кауфман взялся за режиссуру сам. Скоро выйдет его дебют в этом качестве – «Синекдоха, штат Нью-Йорк».
Кимберли Пирс
Королева драмы
Первый же фильм Кимберли Пирс сделал ее одним из самых востребованных режиссеров в Голливуде. И не случайно: фильм «Мальчики не плачут» – одна из редких попыток честно и без дешевой романтики рассказать о проблеме половой идентификации. В сущности, неважно, мальчик или девочка герой дебюта Пирс, куда важней то, что в мире плакатных персонажей и экранных фантазий это по-настоящему живой человек. Следующий фильм Кимберли, которая заявляет, что любит не большие бюджеты, а настоящую драму, – «Война по принуждению», еще одна драма. На этот раз в центре сюжета насильно отправленный в Ирак юноша.
Райан Джонсон
Неоклассицист и фантазер
Фолк-певец Райан Джонсон неожиданно для всех стал режиссером пару лет назад, когда снял «Кирпич» – малобюджетную криминальную драму о старшей школе. Этот фильм об аутсайдерах и чирлидершах вдруг оказался образцом подлинного нуара, казалось бы давно мертвого жанра, все прочие попытки возродить который были безуспешны. Джонсон создал нуар в собственной, абсолютно современной эстетике и стал кумиром продвинутых критиков. В новом кино режиссера – «Братья Блум» – будет и бюджет побольше, и звезды поярче: главные роли в истории, напоминающей своей легкостью и полетом фантазии Терри Гиллиама, двух авантюристов сыграют Марк Руффало и Эдриен Броуди.
Дэвид Маккензи
Шотландский посторонний
В фильмах молодого шотландца Дэвида Маккензи – с довольно непохожими сюжетами и тематикой – есть одно объединяющее качество. Они сняты словно со стороны, без вмешательства даже самого режиссера во внутренний мир картины. Маккензи позволяет своим героям жить собственной жизнью, берется почти исключительно за экранизации романов – «Молодой Адам», «Халлам Фоу», но странным образом его персонажам все равно передается эта режиссерская особенность. И Адам Юэна Макгрегора, и Халлам Фоу Джейми Белла, даже вступая в социальные связи и контактируя с обществом, остаются для этого мира посторонними, почти по Камю.
Джейсон Райтман
Сатирик с родословной
Сын известного комика и режиссера Айвана Райтмана Джейсон не пошел по стопам отца и не стал заниматься чистой комедией. Вместо этого Райтман-младший начал свою режиссерскую карьеру с едких, саркастических, но все равно снятых с добрыми намерениями картин.
Фильм «Здесь не курят» – экранизация бестселлера Кристофера Бакли – довольно ловко высмеивал крупный табачный бизнес, а вторая лента Джейсона – «Джуно» – и вовсе оказалась международным, хотя и вполне санденсовским, хитом. Теперь, после этой умной, тонкой и смешной истории о преждевременной беременности, Райтмана наверняка разорвут на части голливудские бонзы.
Крейг Брюэр
Белый с душой афро
Выходец из Южной Вирджинии, Брюэр – белый мужчина с ковбойскими усами – оказался человеком, которому было суждено приспособить к новому времени семидесятнический жанр blaxploitation. Конечно, стилистически ни «Суета и движение», ода рэп-культуре, ни «Стон черной змеи», своеобразный плач по старому Югу, не похожи на фильмы про Шафта, но по духу это чистое афроамериканское кино, бодрое, провокационное и готовое на любые меры, чтобы произвести впечатление на зрителя.
20 независимых американских фильмов из самого сердца 90-х для киногурманов
Часто авторитетные критики и киноманы, составляя списки лучших кинокартин, отдают предпочтение независимым фильмам, а не блокбастерам с дорогими спецэффектами. Всё дело в том, что режиссёры создают такие картины с целью художественной реализации, без финансовых ожиданий, чего нельзя сказать о коммерческих проектах крупных киностудий. Бизнес сковывает творчество. Иначе говоря, как правило, независимое кино создают художники, а не машины. В них уникальный стиль и голос автора.
1990-е годы – золотая эра независимого кино в Штатах. На этот период пришёлся огромный кинофестивальный и прокатный успех независимых фильмов, порой снятых с бюджетом менее 10 тысяч долларов. Некоторые из них стали культовыми.
Двадцатка независимых американских фильмов из самого сердца 90-х для киногурманов.
Мертвец / Dead Man (1995)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 7,7
Этот чёрно-белый метафизический вестерн обязательно оценят поклонники таланта независимого режиссёра Джима Джармуша. Атмосферная экзистенциальная притча о духовном путешествии через лес со злодейской погоней и философскими размышлениями главных персонажей – раненого белолицего бухгалтера и индейца-изгоя. Вот только был ли это настоящий мир? Или загробная жизнь? Пища для размышлений обеспечена.
Счастье / Happiness (1998)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
Англичанин / The Limey (1999)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,1
Академия Рашмор / Rushmore (1998)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,7
Этот фильм открыл миру актёра Джейсона Шварцмана, сыгравшего старшеклассника Макса Фишера, который заведует школьным театром, фехтовальной командой, астрономическим обществом и пчеловодами, поэтому не успевает с учёбой. Он должен срочно повысить успеваемость, чтобы не вылететь из школы. Но в самый неподходящий момент Макс влюбляется в самую неподходящую особу, за которую придётся соперничать с несчастным миллионером Херманом Блюмом (Билл Мюррей). В этом фильме Уэс Андерсон уже в полной мере проявил свой режиссёрский стиль, показав нам юного мечтателя, который ошибается, витает в фантазиях, взрослеет и держится с изяществом и очарованием человека, контролирующего мир вокруг себя.
Роковая восьмерка / Sydney (1996)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,7; IMDb – 7,3
«Я хочу рассказать об этом. У меня в кадре будет сидеть старик и долго курить. И мне плевать, что это не модно», – сказал режиссёр о своём дебютном фильме «Роковая восьмёрка» (Hard Eight), который сначала назвал «Сидни» (Sydney).
Сидни зовут главного персонажа, которого сыграл Филип Бейкер Холл. Он знакомится с голодным парнем без гроша в кармане по имени Джон (Джон К. Рейли), угощает его кофе и учит, как зарабатывать в казино. Сидни можно принять за бескорыстного незнакомца, которому нравится всем помогать. Но возможно он переосмысливает своё прошлое, а его поступками движут скрытые мотивы. Второстепенных персонажей сыграли Гвинет Пэлтроу и Сэмюэл Л. Джексон.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999)/ The Blair Witch Project (1999)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 6,4
Немного о сюжете. Три студента приехали в небольшой городок снимать документалку о ведьме из Блэр. Они отправляются в лес, где согласно легенде находили жертв ведьмы, но с ними начинают происходить жуткие странности. Фильм снят в псевдодокументальном стиле, с подрагивающей камерой и леденящим ужасом в финальной сцене.
Клерки / Clerks (1994)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,8
23-летний Кевин Смит продемонстрировал нам наглое лицо контркультуры 1990-х годов настолько открыто, что немногие инди-фильмы могли бы с ним сравниться. Два продавца – бакалейщик и его коллега из видеопроката – в перерывах между работой ведут дискуссии о сигаретах, «Звёздных войнах», сексуальных предпочтениях, правилах общения с покупателями. Но не только диалоги привлекут нас в этой картине. Одно действие постоянно сменяет другое – похороны бывшей одноклассницы, хоккей на крыше, выяснение отношений с бывшими и нынешними любовницами, дикий инцидент с трупом в туалете. Нелепых ситуаций в этом фильме с взбалмошными и бестолковыми героями, не нашедшими своё направление в жизни, предостаточно.
«Клерки» вышли в том же году, что и «Криминальное чтиво», ознаменовав приход новой эры американского кино.
Бартон Финк / Barton Fink (1991)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,7
Критики очень высоко оценили эту работу братьев Коэн. «Бартон Финк» – оригинально преподнесённая история о талантливом драматурге, который взялся написать сценарий для Голливуда. Но работа не спорится у терзаемого муками творчества молодого человека, настроение которого ухудшается день ото дня. Этот фильм во многом предстает как метафора рая и ада, пестря сюрреалистическими образами.
Элитный буржуазный драматург, пытающийся писать для обычного человека, изображён как обладатель особого вида наглости, которой славились в 1940-х годах голливудские сценаристы. Но большая часть картины о том, что может произойти, когда один человек думает, что он умнее и талантливее всех остальных, и тем самым убеждён, что его мир – это всё, что имеет значение.
Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
Фильм Спайка Джонза о невостребованном кукольнике Крейге Шварце, который, чтобы прокормить семью, начинает работать в странной компании. Здесь он обнаруживает портал, ведущий непосредственно в тело известного голливудского актёра Джона Малковича. Пройдя через маленькую дверцу можно оказаться в чужом разуме и взглянуть на мир глазами Малковича. Вместе с предприимчивой коллегой Крейг организовывает бизнес – за 200 долларов они проводят желающих в тело актёра на 15 минут. Люди, недовольные своей жизнью, выстраиваются в очередь, чтобы взглянуть на вещи чужими глазами. Это история о личности и контроле, о праве на самоопределение, о том, кто мы по отношению к другим.
Последнее соблазнение / The Last Seduction (1994)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,1
Бриджет, блистательно сыгранная Линдой Фиорентино, – настоящая роковая женщина. Самоуверенная, расчётливая, обворожительная и опасная. Она бросает мужа, прихватив чемодан с деньгами, и скрывается в небольшом городке, где встречает свою новую жертву. «У многих людей есть тёмные стороны. У неё нет других сторон» – гласит слоган фильма. Именно благодаря героине этот криминальный триллер Джона Дала стал одним из самых эффектных фильмов в стиле неонуар 90-х годов.
Халявщик / Slacker (1991)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,1
Ричард Линклейтер пренебрёг единой сюжетной линией настолько, что создаётся впечатление, будто фильм снят просто блуждающим оператором, который ходил по городу Остин в Техасе и направлял камеру на болтающих бездельников. Словно не было даже плана съёмок.
Бешеные псы / Reservoir Dogs (1992)
Рейтинг на Кинопоиске – 8,1; IMDb – 8,3
Лучшее и самое дикое инди-кино. Режиссёрский дебют Квентина Тарантино принёс ему первое признание у широкой публики и критиков. Особенно впечатляет в этой культовой картине сцена пыток, когда мистер Блондин (Майкл Мэдсен) пытается узнать у несчастного полицейского (Керк Бальц), кто предупредил ментов о готовящемся ограблении ювелирной лавки. Впрочем, прекрасно проработаны все персонажи, им не нужны никакие зрелища, чтобы удержать наше внимание.
Музыкант / El Mariachi (1992)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 6,9
23-летний Роберт Родригес снял «Музыканта» за две недели, затратив всего 7000 долларов. Часть этой суммы он заработал, став подопытным в эксперименте по испытанию медикаментов для снижения холестерина. Фильм был далеко не консервативным. Режиссёр сам написал сценарий, в основе которого история о том, как жестокие мафиози принимают бедного музыканта за разыскиваемого киллера. Есть в этом фильме и экзотическая красавица и глубокомысленный финал.
Добро пожаловать в кукольный дом / Welcome to the Dollhouse (1995)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,5
Драма-комедия о том, каково быть девочкой-подростком, когда родители всё внимание отдают младшей сестре, одноклассники издеваются, а понравившийся мальчик безнадёжно занят музыкой. Режиссёр Тодд Солондз постарался сбалансировать мрачные элементы фильма искренностью и душевностью, но в своём стиле изобразил циничный мир, где хорошие дети – неудачники и чудаки. Картина вызывает чувство сопереживания и поднимает темы, связанные с воспитанием детей.
Детки / Kids (1995)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 7
В этой скандальной драме Ларри Кларк настолько смело показал нам жизнь детей 12-17 лет, что многих зрителей увиденное шокировало. С некоторыми персонажами режиссёр познакомился на улице. Фильм жестокий своей прямолинейной честностью в описании подростковых отношений, но непременно заслуживающий, чтобы его посмотрели и обсудили.
Умереть во имя / To Die For (1995)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 6,8
Злой юмор, предательство, ложь и убийство – в таком порядке разворачивается история о прекрасной девушке, мечтающей стать звездой теленовостей. Николь Кидман исполнила главную роль в чёрной комедии Гаса Ван Сента, за что получила «Золотой глобус». Её героиня отчаянно жаждет славы и в своём стремлении идёт на всё. Ей удаётся стать ведущей прогноза погоды, но этого мало. А что если завести любовника-старшеклассника и подговорить того убрать мужа, который стоит на пути к мечте?
В погоне за Эми / Chasing Amy (1997)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,3
Подозрительные лица / The Usual Suspects (1995)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 8,6
Независимый неонуарный детектив Брайана Сингера вошёл в список 250 лучших фильмов по версии IMDb и в десятку самых значимых детективов в истории Голливуда, отобранных Американским институтом кино.
Эта запутанная история связана с загадочным гангстером по имени Кайзер, который через своего помощника заставляет группу преступников выполнить для него задание. Никто никогда не видел Кайзера и установлению его личности отведено ключевое место в этой картине. Но чем больше персонажи пытаются выяснить, кто он такой, тем больше запутываются и оказывается, что истина не в ответах, а в вопросах. Повествовательная структура сохраняет напряжённость до последнего ошеломляющего кадра.
Тусовщики / Swingers (1996)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,5; IMDb – 7,3
Даг Лайман приглашает нас в общество молодых парней с совершенно разными характерами. Во время поездки в Вегас один соблазняет официантку, а второй не перестаёт грустить из-за неудавшихся отношений. Они общаются цитатами из любимых фильмов, под впечатлением от «Бешеных псов» спорят о преимуществах Скорсезе и Тарантино, делятся советами по общению с девушками, ходят в клубы и бары, а мы погружаемся в реалистично переданную атмосферу с прекрасной актёрской игрой и разножанровой музыкой. Простая, но удивительно душевная картина.
Преследование / Following (1998)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,6
Свой полнометражный дебют Кристофер Нолан снял с бюджетом в 6000 долларов. Это неонуарный триллер о писателе, который будучи сильно стеснённым в средствах, начинает следить за незнакомцами на улице. Просто так, для вдохновения. Он устанавливает для себя правила за кем следить и как долго. Повторно следовать за одним и тем же человеком нельзя. Но однажды герой нарушает собственный распорядок, связывается с вором, которому начинает подражать, и знакомится с роковой блондинкой. Всё выходит из-под контроля.