Что такое незнание пациента о своем заболевании
Тест «Выгорание и конфликты. История, или нарратив, болезни»
Проверь свои знания в тесте «Выгорание и конфликты. История, или нарратив, болезни».
1. Как влияет ответ острой фазы на социального человека?
1) Не влияет
2) Снижает активность и взаимодействие с социумом
3) Снижает социальную ответственность
2. Что должен делать врач с «незнанием пациента»?
1) Суметь донести действительно необходимую информацию +
2) Ничего
3) Опровергнуть все домыслы
4) Суметь прочитать, вербально и невербально, что важно знать пациенту
3. Как может врач повлиять на картину болезни?
1) Дать подписать информированное согласие
2) Он может всё хорошенько объяснить
3) Никак
4) Своим собственным отношением к происходящему
4. Кто лучше ориентируется в перспективах активности и трудоспособности при заболевании?
1) Органы управления здравоохранением
2) Врач
3) Больной
5. Что такое «незнание пациента» о своём заболевании?
1) Дозировки препаратов, противопоказания, необходимые методы обследования
2) Возможное влияние болезни на дальнейшую жизнь, включая самочувствие и качество жизни
3) Патофизиология и патанатомия
6. Почему плохо черпать из Интернета информацию о болезни?
1) Эта информация не соответствует конкретной ситуации болезни
2) Эта информация лжива
3) В этом нет ничего плохого
7. Что входит в картину болезни?
1) Перспектива изменений в жизни
2) Влияние её на активность
3) Ощущения, симптомы
4) Шифр диагноза
8. Как преодолеть несоответствие услышанного пациентом сказанному ему?
1) Упростить язык до максимально примитивного
2) Получать обратную связь
3) Корректировать свои высказывания с учётом обратной связи
9. Что такое нарратив болезни?
1) Изменение картины болезни соответственно динамике состояния и переживания
2) Динамика соматического статуса
3) Амбулаторная история болезни
10. Что влияет на симптомы и ощущения, возникающие в болезни?
1) То, что человек представляет о болезни
2) То, что врач знает о болезни
3) Код МКБ
4) Клинические рекомендации по ведению пациента
11. Что такое картина болезни?
1) Переживание пациентом своего состояния
2) Полотно художника, посвящённое болезни
3) Записи в амбулаторной карте
12. Что такое «конструирование социальной реальности»?
1) Процесс наделения смыслом предметов и явлений вокруг
2) Намеренное дезинформирование в целях напугать
3) Ложь во спасение
13. Почему врачи склонны негативно относиться к эзотерическим представлениям своих пациентов?
1. Потому что невежественны
2. Ввиду идентификации себя со строгой естественно-научной системой ценностей
3. Потому что сами принадлежат другой конфессии
14. Какую роль играют иррациональные представления в картине болезни?
1) Нарушают возможность коммуникации с врачом
2) Вызывают отказ от борьбы
3) Определяют место болезни в жизненном мире
15. Как связана тяжесть болезни с её картиной?
1) Чем страшнее картина, тем тяжелее болезнь
2) Играют роль ощущения, не всегда зависящие от тяжести
3) Прямо коррелируют
16. Что происходит при нарративе болезни?
1) Картина болезни меняется со временем
2) Врач описывает динамику соматического статуса
3) Больной описывает анамнез жизни
17. Что относится к иррациональным представлениям?
1) Суеверия
2) Философия
3) Эзотерика
4) Вера
5) Наука
18. Как картина болезни у пациента влияет на оказание помощи?
1) Определяет переживание процесса лечения
2) Влияет на приверженность
3) Влияет на восприятие врача пациентом
4) Не влияет
5) Определяет добросовестность врача
19. Как влияет на картину болезни уровень потребления?
1) Чем выше уровень потребления, тем в большей степени болезнь – угроза
2) Чем выше уровень потребления, тем в большей степени болезнь – избавление
3) Чем ниже уровень потребления, тем в большей степени болезнь вызывает радость
20. В чём важность эмоционального переживания боли?
1) Как боль проецируется на дальнейшую жизнь
2) Вызывает депрессию
3) Зависит от того, оптимист или пессимист пациент
21. Как влияют на картину болезни презумпции?
1) Не влияют
2) Вносят ошибки понимания
3) Вызывают раздражение
22. Кто владеет властью формировать объективную картину болезни у пациента?
1) Никто
2) Врач
3) Родственники пациента
23. Как соотносятся социальная реальность врача и оценочность?
1) Врач склонен судить о проблемах пациента со стороны своего взгляда на жизнь
2) Врач лучше работает, если пациент платит
3) Врач имеет категории «нормально» и «не нормально» по отношению к биологии пациента
4) Врач имеет категории «хорошо» и «плохо» по отношению к социальной жизни пациента
24. Зачем врачу знать о мечтах и амбициях пациента?
1) Чтобы понимать источники психологического переживания
2) Чтобы помочь реализовать их
3) Это не нужно
4) Чтобы понимать цели лечения и реабилитации
25. Что такое «знание о болезни» пациента?
1) То, что ему объяснил врач
2) Изученные учебники для медвузов
3) Опыт ощущений и взаимодействия со здравоохранением в течение заболевания
26. Что значит «несоответствие того, что услышал пациент, тому, что ему сказали»?
1) Пациент плохо образован и ничего не понимает, как ему ни объясняй
2) Врач использует слишком много терминов
3) Интерпретация понятий пациентом в силу его индивидуального опыта жизни
27. Что должен сделать врач с картиной болезни?
1) Информировать чётко по схеме
2) Создать конструктивный настрой
3) Дать надежду
28. Что влияет на картину болезни негативно?
1) Наличие зависимых людей
2) Оптимистичный настрой врача
3) Перспектива сохранения ощущений и симптомов
4) Амбиции и планы
5) Стоимость лечения
29. Почему эзотерические представления пациентов имеют значение для лечебного процесса?
1) Потому что всегда есть место чуду
2) Потому что мир управляется неподвластными человеку силами
3) Потому что они формируют отношение пациента и его переживание ситуации болезни
30. Что отличает картину болезни у более молодого пациента от старшего?
1) Сам факт возраста
2) Соотношение уже достигнутого в жизни
3) Перспектива старения
Тесты НМО/Выгорание и конфликты. История или нарратив болезни
Выгорание и конфликты. История или нарратив болезни
Содержание
Как влияет ответ острой фазы на социального человека? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что должен делать врач с «незнанием пациента»? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что влияет на картину болезни негативно? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что входит в картину болезни? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
В чём важность эмоционального переживания боли? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Зачем врачу знать о мечтах и амбициях пациента? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что относится к иррациональным представлениям? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Почему плохо черпать из Интернета информацию о болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что такое картина болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что происходит при нарративе болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как влияют на картину болезни презумпции? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как соотносятся социальная реальность врача и оценочность? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что отличает картину болезни у более молодого пациента от старшего? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что значит «несоответствие того, что услышал пациент, тому, что ему сказали»? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как влияет на картину болезни уровень потребления? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что влияет на симптомы и ощущения, возникающие в болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Какую роль играют иррациональные представления в картине болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как картина болезни у пациента влияет на оказание помощи? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что такое «конструирование социальной реальности»? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как может врач повлиять на картину болезни? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что такое нарратив болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Кто владеет властью формировать объективную картину болезни у пациента? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Кто лучше ориентируется в перспективах активности и трудоспособности при заболевании? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Почему эзотерические представления пациентов имеют значение для лечебного процесса? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что такое «незнание пациента» о своём заболевании? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как преодолеть несоответствие услышанного пациентом сказанному ему? [ править ]
Выберите НЕСКОЛЬКО правильных ответов
Что должен сделать врач с картиной болезни? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Почему врачи склонны негативно относиться к эзотерическим представлениям своих пациентов? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Как связана тяжесть болезни с её картиной? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Что такое «знание о болезни» пациента? [ править ]
Выберите ОДИН правильный ответ
Ответы на тест НМО «Выгорание и конфликты. История, или нарратив, болезни»
1. Как влияет ответ острой фазы на социального человека?
1) Не влияет;
2) Снижает активность и взаимодействие с социумом;+
3) Снижает социальную ответственность.
2. Что должен делать врач с «незнанием пациента»?
1) Суметь донести действительно необходимую информацию;+
2) Ничего;
3) Опровергнуть все домыслы;
4) Суметь прочитать, вербально и невербально, что важно знать пациенту.+
3. Как может врач повлиять на картину болезни?
1) Дать подписать информированное согласие;
2) Он может всё хорошенько объяснить;+
3) Никак;
4) Своим собственным отношением к происходящему.+
4. Кто лучше ориентируется в перспективах активности и трудоспособности при заболевании?
1) Органы управления здравоохранением;+
2) Врач;+
3) Больной.
5. Что такое «незнание пациента» о своём заболевании?
1) Дозировки препаратов, противопоказания, необходимые методы обследования;
2) Возможное влияние болезни на дальнейшую жизнь, включая самочувствие и качество жизни;+
3) Патофизиология и патанатомия.
6. Почему плохо черпать из Интернета информацию о болезни?
1) Эта информация не соответствует конкретной ситуации болезни;+
2) Эта информация лжива;
3) В этом нет ничего плохого.
7. Что входит в картину болезни?
1) Перспектива изменений в жизни;+
2) Влияние её на активность;+
3) Ощущения, симптомы;+
4) Шифр диагноза.
8. Как преодолеть несоответствие услышанного пациентом сказанному ему?
1) Упростить язык до максимально примитивного;
2) Получать обратную связь;+
3) Корректировать свои высказывания с учётом обратной связи.+
9. Что такое нарратив болезни?
1) Изменение картины болезни соответственно динамике состояния и переживания;+
2) Динамика соматического статуса;
3) Амбулаторная история болезни.
10. Что влияет на симптомы и ощущения, возникающие в болезни?
1) То, что человек представляет о болезни;+
2) То, что врач знает о болезни;
3) Код МКБ;
4) Клинические рекомендации по ведению пациента.
11. Что такое картина болезни?
1) Переживание пациентом своего состояния;+
2) Полотно художника, посвящённое болезни;
3) Записи в амбулаторной карте.
12. Что такое «конструирование социальной реальности»?
1) Процесс наделения смыслом предметов и явлений вокруг;+
2) Намеренное дезинформирование в целях напугать;
3) Ложь во спасение.
13. Почему врачи склонны негативно относиться к эзотерическим представлениям своих пациентов?
1. Потому что невежественны;
2. Ввиду идентификации себя со строгой естественно-научной системой ценностей;+
3. Потому что сами принадлежат другой конфессии.
14. Какую роль играют иррациональные представления в картине болезни?
1) Нарушают возможность коммуникации с врачом;
2) Вызывают отказ от борьбы;
3) Определяют место болезни в жизненном мире.+
15. Как связана тяжесть болезни с её картиной?
1) Чем страшнее картина, тем тяжелее болезнь;
2) Играют роль ощущения, не всегда зависящие от тяжести;+
3) Прямо коррелируют.
16. Что происходит при нарративе болезни?
1) Картина болезни меняется со временем;+
2) Врач описывает динамику соматического статуса;
3) Больной описывает анамнез жизни.
17. Что относится к иррациональным представлениям?
1) Суеверия;+
2) Философия;
3) Эзотерика;+
4) Вера;+
5) Наука.
18. Как картина болезни у пациента влияет на оказание помощи?
1) Определяет переживание процесса лечения;+
2) Влияет на приверженность;+
3) Влияет на восприятие врача пациентом;+
4) Не влияет;
5) Определяет добросовестность врача.
19. Как влияет на картину болезни уровень потребления?
1) Чем выше уровень потребления, тем в большей степени болезнь – угроза;+
2) Чем выше уровень потребления, тем в большей степени болезнь – избавление;
3) Чем ниже уровень потребления, тем в большей степени болезнь вызывает радость.
20. В чём важность эмоционального переживания боли?
1) Как боль проецируется на дальнейшую жизнь;+
2) Вызывает депрессию;
3) Зависит от того, оптимист или пессимист пациент.
21. Как влияют на картину болезни презумпции?
1) Не влияют;
2) Вносят ошибки понимания;+
3) Вызывают раздражение.
22. Кто владеет властью формировать объективную картину болезни у пациента?
1) Никто;
2) Врач;+
3) Родственники пациента.
23. Как соотносятся социальная реальность врача и оценочность?
1) Врач склонен судить о проблемах пациента со стороны своего взгляда на жизнь;+
2) Врач лучше работает, если пациент платит;
3) Врач имеет категории «нормально» и «не нормально» по отношению к биологии пациента;
4) Врач имеет категории «хорошо» и «плохо» по отношению к социальной жизни пациента.+
24. Зачем врачу знать о мечтах и амбициях пациента?
1) Чтобы понимать источники психологического переживания;+
2) Чтобы помочь реализовать их;
3) Это не нужно;
4) Чтобы понимать цели лечения и реабилитации.+
25. Что такое «знание о болезни» пациента?
1) То, что ему объяснил врач;
2) Изученные учебники для медвузов;
3) Опыт ощущений и взаимодействия со здравоохранением в течение заболевания.+
26. Что значит «несоответствие того, что услышал пациент, тому, что ему сказали»?
1) Пациент плохо образован и ничего не понимает, как ему ни объясняй;
2) Врач использует слишком много терминов;
3) Интерпретация понятий пациентом в силу его индивидуального опыта жизни.+
27. Что должен сделать врач с картиной болезни?
1) Информировать чётко по схеме;
2) Создать конструктивный настрой;+
3) Дать надежду.
28. Что влияет на картину болезни негативно?
1) Наличие зависимых людей;+
2) Оптимистичный настрой врача;
3) Перспектива сохранения ощущений и симптомов;+
4) Амбиции и планы;+
5) Стоимость лечения.
29. Почему эзотерические представления пациентов имеют значение для лечебного процесса?
1) Потому что всегда есть место чуду;
2) Потому что мир управляется неподвластными человеку силами;
3) Потому что они формируют отношение пациента и его переживание ситуации болезни.+
30. Что отличает картину болезни у более молодого пациента от старшего?
1) Сам факт возраста;
2) Соотношение уже достигнутого в жизни;+
3) Перспектива старения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Этическая дилемма: информирование пациентов в случае смертельных заболеваний
Семенюта Н.И., Арутюнова А.А.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Акимова Н.А.
Резюме
Особое место в медицине занимает проблема информирования пациентов в случае смертельного заболевания. В этой статье были рассмотрены различные точки зрения врачей и ученых как в России, так и за рубежом. Обобщены результаты анкетирования, проведенного среди студентов СГМУ им. В.И. Разумовского. Подведены итоги исследования
Ключевые слова
Статья
Говорить ли больному истину о состоянии его здоровья, если состояние далеко не из лёгких? Многих врачей, да и многих других людей, сталкивающихся с данной дилеммой, ставит в тупик этот вопрос. Имеет ли врач право рассказать пациенту всё о его здоровье, если это еще более ухудшит положение дел? Имеет ли право умолчать?
Медицина в своем историческом развитии выступает таким социальным институтом, в котором родились и были освоены многие биоэтические идеи. Медицина для решения проблем, которые встают перед ней на протяжении многих веков, вынуждена обращаться к философии, к ее идеям, к ее положениям, тем самым подтверждая, что современному обществу необходимы этика и философия.Деятельность, которую выбирают будущие врачи, является сама по себе нравственной, предполагающей любовь к ближнему своему, предполагающей сострадание, желание помочь. Любые моральные проблемы, которые встают перед врачом, становятся предметом философской дискуссии.
Этическая дилемма — ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, при которой выбор любой из них связан с нарушением тех или иных предписаний.
В «Клятве Гиппократа» говорится «. при лечении, а так же без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. »[2]. Но со времен Гиппократа многое изменилось, сегодняшний пациент кардинально отличается от пациента времен Гиппократа. У пациента теперь есть много различных прав, прописанных в государственных документах, он теперь может отстоять свою правоту, если что-то пойдет не так. Теперь права пациента превалируют над правами врача. В то же время, информацию о заболевании пациента имеет право получить и неспециалист в данной области. Врач обязан сообщить, если заболевание социально-значимое (туберкулез, гепатит, инфекции, передающиеся половым путем и т.д.) или опасно для окружающих(ВИЧ, сибирская язва, чума, холера и т.д.). Этого требует клятва врача России.
Возникает следующий вопрос: «Насколько откровенным и правдивым должен быть врач в общении с больным?», тем более с тяжело больным. Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья. »[3]
В советской медицине, когда главенствующей моделью отношений пациента и врача считалась патерналистская модель, информирование о заболевании не было обязанностью врача. Считалось, что пациент должен полностью доверять врачу, даже не имея никакой информации о состоянии своего здоровья. Были мнения, что страх смерти приближает саму смерть; что узнав о своем заболевании человек покончит жизнь самоубийством. Такая точка зрения восходит корнями к временам античности. Гиппократ наставлял своих учеников: «В случае необходимости строго и твердо отклоняй его требования (больного), но в другом случае окружи больного любовью и разумным утешением, но главное,оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает. Ибо некоторые больные вследствие этого, я имею в виду неосторожное сообщение и предсказание того, что грозит им, решаются на крайние поступки (самоубийство»).[2]
С другой стороны, имеем ли мы право лишить больного возможности знать правду о своем заболевании? Очевидно, будь у него полная информация о своем здоровье, он мог бы расставить приоритеты в такой непростой период своей жизни, решить, что для него важно именно сейчас. Вот, что говорит об этом психолог Татьяна Орлова, создатель службы «Дела семейные»: «Когда мы лишаем человека такой информации, мы лишаем его права выбора. Последние дни могут оказаться самыми важными в его жизни».[4]
За рубежом мнения тоже разделились. За информирование пациентов выступала Эмили Коллинс, консультант обучающего центра паллиативного лечения больных в США, г. Кэмбридж считает, что утаивание плохих новостей подрывает доверие между врачом и больным, нарушает автономию больного и в конечном итоге снижает качество его жизни.
Против информирования пациентов высказывалась доктор Лесли Блэкхалл из общественного исследовательского университета в штате Виргиния, США. Она утверждает, что сообщив пациентам об их терминальной болезни, мы «заставляем их сильнее страдать», при этом концепция «терминальной болезни» не имеет четкого определения, и в прогнозе никогда до конца нельзя быть уверенным.[6]
Если врач все же принял решение всё рассказать, необходимо понимать, что сам врач должен быть безоговорочно уверен в поставленном диагнозе, прежде чем сообщать о нем пациенту. Известны случаи, когда врачи сообщали о страшном диагнозе, который после проведения исследований не подтверждался.
Также, врачи акцентируют внимание на том, как новость должна быть преподнесена пациенту. Ни в коем случае то, что говорит врач, не должно звучать как приговор. Речь может идти о возможном летальном исходе, но стоит упомянуть, что есть различные методы лечения, что есть надежда. Ведь были случаи, когда несмотря на неутешительные диагнозы, больные выздоравливали. Например, ЛэнсАрмстронг, легендарный велосипедист, победил запущенный рак яичек, когда метастазы распространились в брюшную полость, головной мозг и легкие, и шансы выжить были один к десяти. Он вновь сел на велосипед и выиграл после этого «Тур дэ Франс».
Целью нашего исследования стало обобщение и сравнение полученных данных относительно проблемы информирования пациентов о смертельном заболевании.
В результате проведенного исследования выяснилось, что 84 % опрошенных уверены в том, что информировать пациента о его болезни необходимо, 12 %- считают, что врач не должен говорить пациенту о недуге, а оставшиеся 4% воздержались от ответа.(рис.1)
Оказалось, что будучи на месте человека, больного смертельным заболеванием, всего лишь 36 % хотели бы знать всю правду о состоянии здоровья, а вот оставшиеся 64% опрошенных предпочли бы узнать обо всем частично, не в полной мере (рис.2).
Также, мы предложили участникам анкетирования представить себя на месте врача и узнать, как бы они оповестили пациента о болезни. Только 12 % полностью бы рассказали больному о его заболевании, еще по 4 % выбрали либо ничего не говорить, либо сказать, но частично. А вот 80 % посчитали, что нужно сказать правду пациенту, но как можно мягче и оптимистичнее.(рис.3)
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы, что большинство опрошенных считают, что врач должен информировать больного о его состоянии здоровья. Другой вопрос: как? Сказать жестко, прямо, не боясь непредвиденной реакции пациента, или же осторожно и аккуратно ввести в курс дел, не забывая оставить надежду на исцеление? Данный опрос и мнения, которые мы обозначили в своей работе, привели нас к выводу, что пациент должен быть проинформирован так, чтобы его психологическое состояние не стало критическим, то есть врач должен сделать так, чтобы пациент думал не о смерти, а о возможности выздоровления, думал о том, что всё возможно, врач должен оставлять пациенту надежду.
1. Теоретическое изучение этической дилеммы информирования пациентов в случае смертельных заболеваний показало, что решение данной проблемы представляется неоднозначным, как для отечественных исследователей, так и для западноевропейских: с одной стороны, существует законодательно закрепленное право пациента на информацию, с другой стороны, не каждый пациент желает обладать таким знанием, а задачей врача является сохранение здоровья, в том числе – психического.
2. Исследование, проведенное среди студентов медицинского университета, будущих врачей, подтвердило неоднозначность мнений по проблеме информирования. Так, большинство студентов полагают, что врачи должны информировать пациентов, но в то же время хотели бы знать только часть информации о состоянии своего здоровья, будучи на месте пациента.
Литература
1) Коновалова Л.В. Прикладная этика. – Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. – М., 2004. – 100 с.
5) Кэмпбелл А. Джиллет Г. Джонс Г.Медицинская этика: пер. с англ. /под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 378 с.
6) Медицинский журнал Новой Англии. – Режим доступа: http://www.medscape.com/ (дата обращения: 15.12.2016 г.)
7) Пустовит С.В. Глобальная биоэтика: становление теории и практики (философский анализ). – К.: Арктур – А, 2009. – 324 с.