Что такое ният у мусульман
Ният. Как правильно выстраивать намерение, и что оно значит для мусульман
Слово «ният» (намерение) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии.
Все зависит от намерения. Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты.
Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния.
По шариату, если человек работает с намерением: «Наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью», то он получит награду от Аллаха. Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния.
Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь не прерывно совершал поклонение.
Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.
Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: «И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне».
Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.
1. «Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот».
В этом благословенном изречении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего.
2. «Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах».
Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. За помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.
3. «Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах».
Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни.
4. «Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему».
Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Сильным является то общество, в котором люди живут, постоянно помогая друг другу. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше.
5. «Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай».
Как правильно выстраивать намерение? Что оно значит для мусульманина, и как неверный ният может изменить жизнь человека?
Имам-хатыйб Апанаевской мечети, преподаватель КИУ Нияз хазрат Сабиров:
– Всем известен хадис: «Дела оцениваются по намерениям» (Бухари, Муслим), поэтому очень важно, чтобы намерение было правильным, искренним.
Если намерение будет правильным, то человек, даже если не выполнил какой-либо поступок, который он вознамерился сделать, все равно получит награду. А если же он выполнил этот поступок, то получит не одну, а больше наград.
Чтобы человек выстраивал правильное намерение, ему необходимо получать знания. Намерения связаны со знаниями.
Всегда нужно обращать внимание на состояние сердца, на то, ради чего выполняется какое-либо действие. Из этого следует, что всегда нужно, перед тем, как сделать какой-либо поступок посмотреть, какое у тебя намерение.
Если ты почувствовал, что это намерение не совпадает с тем, что ты в действительности хочешь, то надо его исправить.
Если ты хочешь совершить дело для того, чтобы тебя увидели, похвалили, то нужно исправить себя. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я боюсь, что вы будете совершать маленький ширк». «А что же такое маленький ширк?» – спросили сахабы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это риа (дела напоказ)» (Имам Ахмад, Бейхаки).
Из-за неправильного намерения даже хорошее деяние Всевышний может не принять, поэтому, чтобы наши поступки принимались, и мы получали награду и пользу от этого дела, важно соблюсти два условия: первое – искренний ният и второе – соответствие Корану и сунне.
Человеку свойственно ошибаться, он может сначала иметь неправильное намерение, но потом изменить его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый из людей ошибается, но наилучший из них тот, кто старается исправлять свои ошибки» (Суютый). «Аллах не смотрит на вашу одежду и материальное состояние, он смотрит на ваши сердца и поступки» (Табарани).
Эльвира Маликова, специально для Исламского портала
Ният в исламе: роль намерения в оценке наших действий
Ният является одним из важнейших понятий в исламском вероучении, так как практически любое деяние человека, дозволенное или запретное, начинается с намерения.
Перед совершением чего-либо человек изначально в своей голове прорабатывает план дальнейших действий и ожидает от этого определенный результат.
Намерение играет ключевую роль в оценке тех или иных действий мусульман. Одно и то же деяние с богословской точки зрения может трактоваться по-разному, если при его совершении у людей были абсолютно разные намерения.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Например, совершение намаза – за него человек может попасть как в Рай, так и в Ад. Ведь всё зависит от намерения самого верующего. Если он молится ради довольства Всевышнего, то по воле Господа окажется в Раю. Если же он совершает намаз на показуху, то есть усердствует в поклонении только тогда, когда на него смотрят люди, чтобы казаться в их глазах более набожным, то за это он, по Божьей воле, может оказаться в Адском пламени. Пророк (с.г.в.) говорил: «Поистине, совершать деяния напоказ, даже немного, есть тоже ширк (многобожие)» (Ибн Маджа).
Если же с деяниями, которые уже совершены, всё предельно очевидно, то что можно сказать насчёт тех случаев, когда раб Аллаха намеревался совершить определённое деяние, но не сделал этого?
Ответ на сей вопрос содержится в следующем изречении Посланника Всевышнего (с.г.в.): «Воистину, Аллах записал благие и плохие деяния, после чего разъяснил их. Тому, кто решит совершить благое деяние, но не сможет совершить его, Всевышний запишет совершение целого благого деяния; если человек решит совершить благое деяние и совершит его, то Господь запишет ему совершение от десяти до семисот и многим более хороших деяний. Тому, кто решит совершить плохое деяние, но не сможет совершить его, Аллах запишет совершение целого хорошего деяния, а если он задумает совершить плохое деяние, и совершит его, то Создатель запишет за ним одно плохое деяние» (аль-Бухари и Муслим).
Конкретизируя вторую часть данного хадиса, следует отметить некоторые нюансы. Если мусульманин задумает сделать нечто плохое, но не воплотит свой замысел в жизнь, то в этой ситуации, на взгляд большинства богословов, всё зависит от того, по какой причине он не свершил задуманное. Если виной всему стал страх перед карой Всевышнего, то человеку, безусловно, запишется благое деяние. Если же причиной стало лишь опасение последующего за действием общественного порицания, то, по утверждению учёных, ему будет записан грех, поскольку он, оставляя задуманное, руководствовался общественным мнением, а не боязнью наказания от Создателя.
В случаях, когда раб Аллаха задумал дурное, начал прилагать усилия для его совершения, но не смог завершить своё намерение по не зависящим от него причинам, то, как утверждают богословы, ему за это, по воле Всевышнего, будет засчитан грех. Подтверждением сему служит следующий хадис: «Когда встанут лицом к лицу два мусульманина, обнажив сабли свои, то и убивший, и убитый окажутся в Аду» (аль-Бухари).
Если же человек искренне желает чего-либо, но на данный момент у него нет возможности это осуществить, то ему также запишется за это благое деяние. Например, если человек искренне желает построить мечеть, но у него не имеется для этого средств, то ему за это также будет записано благое деяние, поскольку он имеет хорошие цели, которые, по воле Создателя, пока осуществить не может.
Записывается ли грех за плохие мысли?
Если намерение играет столь важную роль при оценке тех или иных деяния, то как быть с мыслями, в частности, негативными, которые ежедневно приходят в голову?
За плохие мысли, по милости Господа, людям грех не записывается, о чём говорится в следующем высказывании Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Поистине, Всевышний простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах» (приводят аль-Бухари и Муслим). Однако это вовсе не служит оправданием тому, чтобы превратить наше сознание в скопление различного рода негативных мыслей, ведь они, зачастую, появляются по причине наших собственных недостатков.
В связи с этим каждому человеку следует заниматься саморазвитием, улучшать свой нрав, дабы избежать появления плохих мыслей в голове. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Истинно верующий с самым совершенным иманом – это тот, у кого наилучший характер» (ат-Тирмизи). А в другом хадисе говорится: «Верующий своим благим нравом достигает степени того, кто держит уразу и выстаивает ночи в поклонении» (Абу Дауд).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Islam Global, говорить перед любыми дуа и после саляват бидъа?И если учитель разрешает пользоваться переводчиком(на уроке разрешал пользоваться для разных упражнений,в которых перевод не так решает),но домашняя работа перевести предложения,грех перевести и написать?Я заснул перед магриб,когда оставалось несколько минут.И проспал его,есть ли мне тяжкий грех за этот намаз?Есть ли на мне грех за то что я из-за школы и олимпиады не успел на зухр?
Уа алейкум ассалам. 1. Нет, это не бида. Что касается сна перед магрибом, то перед сном человек чувствует сонливость и за несколько минут до намаза верующий должен готовиться к молитве, брать омовение и т д. И, чувствуя сонливость, нужно было встать и сделать все, чтоб не уснуть.
Намерение (ният) с точки зрения Ислама
По словам Амируль-муминина Умара ибн Хаттаба (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине каждое дело – по намерению. И каждому – по его намерению. У того, чья Хиджра к Аллаху и Его Посланнику, — Хиджра к Аллаху и Его Посланнику. У того, чья хиджра к овладению мирским или к женщине, чтобы жениться на ней, то хиджра его к тому, к чему он стремился».
Это высказывание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) касается вознаграждения и наказания в Судный День и потому имеет особую ценность.
Такие ученые, как Ахмад бин Ханбаль, Абу Давуд, Тирмизи, Даракутни, считали, что благодаря этому хадису можно понять треть Ислама. Имам Шафии сказал, что этот хадис вобрал в себя 70 тем и содержит половину религиозных знаний. Имам Бухари советовал писать книги, начиная их этим хадисом.
Ният – это намерение в сердце совершить что-либо (или, наоборот, воздержаться от чего-либо) ради довольства Аллаха.
Как совершаются деяния? Деяния совершаются сердцем, языком или другими органами тела.
Деяния, совершаемые сердцем (в душе) – это мысли и намерения.
Деяния языка – это наши слова.
Деяния органов – это действия, в которых участвует наше тело.
Поскольку слова и действия обычно связаны с ниятом, намерением, то предваряющий благое дело ният уже может расцениваться как ибада, поклонение.
Выражение «поступ бретают ценность согласно намерениям» ки о обычно употребляют применительно к фактическим деяниям. Ибадой считается ради довольства Аллаха убрать с дороги камень, чтобы он не мешал людям. Заслуживает вознаграждения и тот, кто собрался заработать способом, не дозволенным шариатом, но потом отказался от этого из страха перед Аллахом.
Мысли и душевные переживания приобретают ценность перед Аллахом, если они опираются на чистое намерение. Поэтому сердце постоянно должно быть разумным и бодрствующим.
Не принимается намерение, произнесенное языком, но не подтвержденное сердцем. Всевышний Аллах смотрит не на нашу внешность, а в наши сердца и оценивает наши намерения.
Ученый и захид, один из семи мединских бедняков Салим сын Абдуллаха бин Умара в письме халифу Умару ибн Абдульазизу писал: «Знай, что помощь от Аллаха раб получит согласно своему намерению. Если намерение полно и совершенно, то и помощь будет полной и совершенной. А если намерение ослабеет, утратит свою чистоту, то и помощь уменьшится».
«Каждый получит согласно намерению» также означает, что ибада, поклонение, и усилия на пути Аллаха, которые могут казаться со стороны безупречными, будут приняты с условием, что они были устремлены только к Аллаху. Если деяния совершаются для того, чтобы добиться расположения людей, или одновременно ради Аллаха и для оценки их другими, то они не имеют перед Аллахом никакой ценности и Им не вознаграждаются. Намерения, слова и действия обретают ценность благодаря ихлясу, искренности по отношению к Аллаху. Совершать намаз или выплачивать закят напоказ – это большой грех, который также называют малым (тайным) ширком. Однако совершение намаза или выплата закята прилюдно, но не для похвалы, а для того, чтобы показать пример другим, одобряется и вознаграждается дважды: как за выполнение своих обязанностей, так и за побуждение к этому других.
Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал Ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит : «Я изучал Ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость» (Муслим, Имара, 152).
Согласно хадису даже действие, прямо не относящееся к исполнению религиозных обязанностей, за счет намерения тоже может стать ибадой. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения поклонения, заслужит саваб, вознаграждение, за свою трапезу. Торговец, имеющий намерение трудится честно и не выходить за рамки дозволенного Шариатом, зарабатывает и деньги, и саваб.
В хадисе говорится: «…Тот, кто совершил хиджру с намерением приблизиться к Аллаху и Его Посланнику, получит вознаграждение за хиджру к Аллаху и его Посланнику…» Хиджра означает отказ от чего-либо. В широком смысле отказ от того, что запрещено Аллахом, так же считается хиджрой. Посланник Аллаха говорил: «Мухаджир — это тот, кто отказался от чего-либо запрещенного Аллахом» (Бухари, Иман, 4,5, Рикак 26).
В хадисе слово хиджра означает «оставить находящуюся под гнетом неверующих родину и переселиться к мусульманам». Хиджра Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабов заключалась именно в этом. Если человек совершил хиджру, не думая о мирской прибыли, а только для того, чтобы заслужить довольство Аллаха и Его Посланника, то его хиджра будет принята и вознаграждена Всевышним. А если человек вышел в путь ради приобретения мирских благ или для того, чтобы жениться, тогда его переселение не будет принято и вознаграждено как хиджра к Аллаху и Его Посланнику. В Коране сказано:
«Тому, кто ищет прибыли в будущей жизни, Мы увеличим его прибыль. Тому, кто ищет прибыли в жизни мирской, мы дадим ее, но он не получит ее в жизни последней» ( Сура «аш-Шура» 42/20).
Поводом для этого высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) послужил следующий случай. Один из сахабов решил жениться на женщине по имени Умму Кайс, но она собиралась совершить хиджру и была согласна выйти замуж только после переезда в Медину. До этого жених не собирался переезжать из Мекки в Медину, однако был вынужден сделать это ради женитьбы. После этого случая между сахабами разгорелся спор: получит ли саваб за свою хиджру «мухаджир Умму Кайс»? И тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил им, что «каждый получит согласно своему намерению…».
Уроки хадиса:
1. Для того, чтобы получить вознаграждение (саваб) за свои деяния, начинать их нужно с чистым, ради Аллаха, намерением.
2. Место намерения – сердце, поэтому вслух его произносить необязательно.
3. Дела, в основе которых нет чистого намерения, не вознаграждаются Аллахом.
4. Нельзя использовать религию как прикрытие для извлечения выгоды и скрывать свои истинные намерения.
5. Ихлас означает искренность, чистоту намерения перед Аллахом.
(Источник: Imam Nevevi, Riyazu’s-Salihin. — Istanbul, Erkam yayinlari, 1997. — Т.1, стр. 89-97).
Два вида намерения в исламе
Ният является обязательным условием принятия действия человека
Ният – является основой поклонения и душой любого нашего деяния. Самые священные деяния могут быть испорчены только из-за неправильного намерения, которое кроется за ними, и самые простые деяния стать особо благословенными за счет благих намерений, которые кроются за ними. Любой, кто стремится к Аллаху, так как Он того предписал, непременно будет направлен на путь Всевышнего.
Ният является обязательным условием принятия действия человека. Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует) переселится к Аллаху и Посланнику Его (благословит его Аллах и приветствует), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».
Согласно хадису, иман становится основой нашей веры, источником наших деяний и принятых решений. Намерение делает наши действия, слова и поступки, в том числе акты поклонения, полноценными, придавая им смысл и вкладывая в них нашу душу. Именно поэтому, человек может не разговаривать, не слышать и не видеть и быть лишенным других способностей, но не один человек не лишен способности делать намерение, пока у него есть душа. Аллах Всевышний благой, и любит благое, и он любит благое в своих творениях. Внешние обстоятельства не всегда помогают человеку осуществить его благие намерения, не всегда внутреннее благое выливается во внешнее, однако Аллах Всевышний все знает, слышит и видит, и принимает благое, к которому стремилась душа верующего. Это приучает нас к искренности в поступках и поклонении, чтобы мы стремились к довольству Всевышнего Аллаха.
Существует два значения слова «ният», одно из которых подразумевает различение актов поклонения от других действий. Например, есть разница между тем, чтобы совершать омовение, чтобы очистить себя для совершения намаза, или тем, чтобы принять душ, чтобы освежиться. Кроме того, есть разница между ниятом на зухр намаза и аср, между постом в Рамадан и постом в другие месяцы. Второе значение заключается в различении намерения за действиями – направлено оно только на Аллаха или других. От этого зависит, что человек обретет, как в этом мире, так и вечном: счастье или лишения, награду или наказание. Представьте, что два человека могут совершать одно и то же деяние, прилагая одинаковые усилия, но обретать совершенно разный результат, исходя из своих намерений.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто замыслит доброе дело, но не совершил его, Аллах Всевышний запишет ему его как совершенное доброе дело, а если он замыслил и осуществил его, то Аллах запишет его как десять добрых дел и до семисот и намного больше. А кто намеревался учинить злое, но не сделал этого (по своей воле), тому Аллах записал это как полноценное доброе дело. Ежели он замыслил его и осуществил это, то Аллах записал ему одно дурное дело».
В другом хадисе сказано: «Аллах говорит: «Если решит раб Мой совершить дурное, не записывайте за ним дурного дела, пока он не совершит его. Если он совершит дурное, запишите ему это как оно есть, а если он откажется от совершения этого ради Меня, то запишите ему одно доброе дело. Если он решит совершить доброе дело, но не совершит его, запишите ему одно доброе дело, а если он совершит его, то записывайте ему от десяти до семисот и многим более добрых дел».
Согласно хадису, даже действие, не являющее религиозной обязанностью, за счет намерения тоже может стать поклонением. Например человек, который ест для того, чтобы набраться сил для совершения намаза, обретет вознаграждение Аллаха за просто прием пищи. Относительно добрых дел и поклонения, в основе которых нет чистого намерения, Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему) приводил следующий пример. В Судный День, когда Аллах спросит с человека, считавшегося шахидом, тот ответит: «Я сражался на Твоем Пути и пал шахидом!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты сражался ради того, чтобы прослыть храбрецом!» После этого его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. Затем Аллах спросит с человека, который изучал ислам, учил ему других и читал Коран, тот ответит: «Я изучал ислам и учил ему, я читал Коран, чтобы снискать Твою милость!» Но ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты учился, чтобы прослыть знающим. Ты читал Коран, чтобы люди восхищались твоим чтением, и ты получил это». Его поволокут лицом вниз и бросят в Ад. В этом хадисе говорится об участи, которая постигнет богача, говорившего, что он тратит свои средства на пути Аллаха, но самом деле лишь показывавшего свою щедрость».
Фундаментальные положения мусульманского поста
Если вы не знаете, что во время поста можно делать, а чего нельзя, то вам в первую очередь нужно понять суть мусульманского поста. Понимая суть поста, вы всегда сможете определить, нарушает ли то или иное действие ваш пост или нет.
Мусульманский пост определяется двумя положениями: намерением держать пост и воздержанием от еды, питья и половых отношений в светлое время суток. Без этих двух положений не существует мусульманского поста.
О намерении и воздержании читайте ниже.
1. Намерение (ният).
Намерение на пост — присутствие в сердце желания и решимости поститься, следуя велению Господа. Место расположения намерения — сердце, но можно произнести и следующие слова:
«Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля»
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى
«Я намереваюсь соблюдать обязательный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего».
Ният должен быть «задан» до утренней зари (намерение поститься может присутствовать в мыслях, сердце еще после захода солнца вечером, накануне дня поста). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пост того, кто не определит его [сердечным намерением] до утренней зари, является недействительным» [1]. Богословы трех из четырех мазхабов говорят о том, что намерение поститься надо проговаривать (вслух или про себя) каждый день [2]. И только маликитские ученые допускают возможность того, что намерение поститься можно проговорить один раз в начале месяца Рамадан[3].
Один из наиболее авторитетных и признанных во всем мире психологов Михай Чиксентмихайи говорит: «Намерения действуют как магнитные поля, притягивая внимание к определенным объектам и отталкивая от других, удерживая наш разум сосредоточенным на одних стимулах в ущерб другим.
…Например, всякий раз, когда уровень глюкозы у нас в крови становится ниже некоего критического значения, мы начинаем ощущать беспокойство: может возникнуть раздражение, потливость, спазмы в животе. В результате действия генетически заложенной в нас инструкции по восстановлению уровня сахара в крови у нас появится мысль о еде, и мы будем искать ее, пока не утолим голод. Можно сказать, что это инстинкт голода организовал содержание сознания таким образом, что наше внимание сфокусировалось на еде. Но это будет уже интерпретацией фактов — точной с позиции химии, но несущественной с позиции феноменологии. Голодный человек не осознает уровень глюкозы в своей крови; в его сознании просто появляется сигнал, который он привык распознавать как голод.
Как только человек понял, что голоден, он может сформировать намерение добыть себе пищи. Если он так и поступит, его поведение не будет отличаться от действий индивида, подчиняющегося биологической потребности или влечению. Но он может и не поддаться голоду и руководствоваться другими, более сильными намерениями — такими, как, например, желание похудеть, сэкономить деньги или соблюсти пост.
…Сознание, как зеркало, отражает то, что наши органы чувств сообщают нам о происходящем вокруг и в нервной системе, но делает оно это избирательно, активно интерпретируя события и навязывая им свою собственную реальность.
…Каждый из нас свободен контролировать свою субъективную реальность» [4].
Мои наблюдения из жизни: несоблюдающий пост ужасается или удивляется тому, как можно не есть и не пить целый день, ведь через 4–5 часов после очередного приема пищи человек все с большей силой хочет пить или есть, желает утолить голод или жажду. Никогда ранее не соблюдавшие пост на практике просто не знают, что это такое (а возможно, незнакомы с этим и в теории). Те же, которые соблюдают пост, знают на собственном опыте, что вознамерившись соблюдать пост, ты его соблюдаешь даже в длинные летние дни (17 и более часов), не испытывая при этом жажды и голода (если, конечно же, здоров и активен, подвижен, что способствует процессу метаболизма в клетках и процессу кровотока).
Главное — не бояться и не сомневаться. Если сознанию дана четкая команда посредством, например, вознамеренности пред Богом соблюдать пост в месяц Рамадан, то оно перестраивает всю работу организма соответствующим образом. Человек остается при том же режиме дня (внося лишь незначительные корректировки, касающиеся приема пищи и сна), при тех же нагрузках и чувствует себя великолепно. Сказанное выше не раз доказывалось мной на личном опыте соблюдения поста в самых разных условиях (в том числе и климатических, когда температура воздуха превышала +50 С°) на протяжении последних 25 лет жизни.
Чиксентмихайи также отмечает важную деталь бытия: «Те, кто берет на себя труд овладеть собственным сознанием, ведут более счастливую жизнь.
…Человек может сделать себя счастливым или несчастным вне зависимости от того, что в действительности происходит «снаружи», просто изменяя содержание своего сознания [5]. У всех нас есть знакомые, способные одной силой своей личности превратить безнадежную ситуацию в вызов, который можно принять и одержать победу» [6].
2. Воздержание.
Выражающееся в отказе от приема пищи и питья, половых сношений в дневное время суток — от начала времени утренней молитвы до заката.
Есть также условия, при которых соблюдение поста обретает каноническую обязательность: зрелость [7], здравость рассудка [8], физическая способность поститься.
В священный месяц Рамадан нельзя ни есть, ни пить до захода солнца. Почему нельзя пить? Ведь человек на 80% состоит из воды. Есть ли высказывания (хадисы) Пророка на этот счет? Анна.
В Коране и в хадисах нет прямого ответа на ваш вопрос. Если будете поститься, то почувствуете, что даже в длинные для нашей широты летние дни сложности с лишением себя еды и питья могут возникнуть лишь в первые 3–4 дня, а могут и вообще не возникнуть уже с первого дня. Последующие же дни покажут, что и без воды такое количество часов человек может прожить, получая немало пользы в том числе и для здоровья, а также — огромное удовольствие. Предполагаю, что ваш вопрос навеян не столько практикой соблюдения поста, сколько чтением книг о различного рода диетах. Но пост — это не диета, а в первую очередь поклонение Богу и воспитание духа.
Можно ли заниматься спортом во время поста? Не вредно ли это для здоровья? Бауржан.
Можно. Не вредно. Главное — научиться слышать свое тело и не перегружать его.
У футболиста, как и у любого другого спортсмена, должно быть правильное питание: завтрак, обед, ужин — все важно. И на тренировках нужно пить витамины. Но в священный месяц Рамадан нельзя всего этого делать, и если я буду держать пост, здоровье может пошатнуться, причем серьезно. Что делать? Есть ли какие-то исключения для спортсменов? Есть ли такое понятие, как облегченный пост? Артур, 18 лет.
Понятия «облегченный пост» не существует. Если человек никак не может поститься (беременность, кормление грудью, болезнь, серьезное недомогание), тогда он не постится и переносит пост на следующие после Рамадана дни.
Я советовал бы вам поститься, организм адаптируется в течение трех дней. Кстати, главное — перебороть внутренний страх, нерешительность и опасения. Можете поститься по мекканскому времени [9]. Если последуете моим рекомендациям, тогда у вас появится серьезная возможность вырасти во всех отношениях, в первую очередь — в своих глазах.
Я футболист, каждый день бегаю, занимаюсь. Никак не получается без воды и еды. Просто не хватит сил. Что мне делать? Считается ли большим грехом, что я не держу пост? Я совершаю намаз, но пост держать не получается. Рустам.
Соблюдайте пост. За первые три дня организм войдет в нужный режим. Главное — чтобы вы не боялись. Будьте уверены в победе, и вы никогда не проиграете, пусть даже кто-то будет считать иначе. Физические нагрузки в дни поста минимизируйте, но никоим образом не исключайте.
Я профессиональный футболист. Наступил Рамадан, по милости Всевышнего у меня имеется опыт совмещения спортивного режима с постом. Но вопрос в том, что нашей команде приходится периодически выезжать из дома на срок от 7 до 10–12 дней на игры. Мы уезжаем далеко от дома. Как правило, живем в обычных гостиницах и питаемся в местах общепита три раза в день в определенное время. Находясь там, я не имею возможности готовить себе индивидуально на сухур и ифтар (утренний и вечерний приемы пищи), и никто не будет готовить для меня лично. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба, то есть, уезжая на срок до 15 дней, я попадаю в категорию «путник». Выезжая на игры, могу ли я позволить себе послабления, предоставленные путнику, возместив пропущенные дни после Рамадана? Руслан.
Однозначно можете, об этом сказано в Коране (2:184).
Хочу соблюдать пост, но никак не получается. Хожу в месяц Рамадан на вечерний намаз. Еще в 2008 году, как только начинал соблюдать пост, болел желудок. Когда-то я перепил много таблеток от аллергии и, видимо, испортил себе желудок. Хотя это, наверное, не причина.
Я верующий, в детстве мы с братом посещали мусульманскую школу, учились арабскому и татарскому языкам, читали молитвы. Сейчас как только я начинаю настраивать себя на пост, во мне что-то будто говорит: «Зачем это тебе?!» Знаю, это дьявол, и произношу «аузу би-лляхи мин аш-шайтан-р-раджим»! Помогите настроить себя так, чтобы дьявол обходил меня стороной. Ильдар.
Прослушайте на нашем сайте все проповеди из папок «Пост 2009», «Пост 2010» и за последующие годы. Что касается проблем с желудком, то советую прочитать книги «Вся правда о еде» и «Краткая история человеческого тела». Не ленитесь, не разрушайте себя морально и физически, а потрудитесь дисциплинировать себя в вопросе питания и в каждодневных физических нагрузках.
Уважаемый Шамиль, нужен ваш совет. Мне 30 лет, я мусульманин. В силу специфики своей работы я провожу много времени в командировках. Сейчас снимаю квартиру в одном сибирском городе, но постоянно живу в Москве. Наступил месяц поста, и я не доволен собой. Я не пью и не грешу никаким образом, просто не хватает мотивации в посте. Не могу подойти к посту так, чтобы его было проще держать и в то же время работать, принимать решения. Мое утро начинается с рабочих совещаний, встреч. На обед редко хожу, ужинаю дома, по-холостяцки, или в кафе.
Воспитывался я в атмосфере Ислама с детских лет, знал молитвы, совершал намаз. Потом немного отошел, забылся что ли. Поэтому пост сейчас держу не весь и с трудом. Завидую тем, кто в этом сильнее меня. Я хочу быть угодным Богу. В этом прошу у вас совета.
Мотивацией в данном случае является обязательность пред Всемогущим Творцом, проигнорировать которую нельзя [10].
Пост — одна из форм проявления благодарности Всевышнему. Если мы благодарны, Он благословляет дальше и дает больше, но если неблагодарны — лишает имеющегося. Услышьте смысл следующих трех аятов.
«Поистине, для [племени] Саба’ [жившего на территории современного Йемена] в месте их поселения было знамение: [прекрасные] сады справа и слева. [Окружавшая их Божественная благодать будто говорила им:] «Ешьте из Господних даров и будьте благодарны Ему [выполняя обязательное, сторонясь явно запретного и осознавая, что все это от Бога]. Прекрасное место [благодать, чистый воздух, великолепные погодные условия и природа, вдоволь питьевой воды, вкусных, сочных овощей и фруктов] и Всепрощающий Господь [Который прощает им огрехи, недоработки, проступки, мелкие прегрешения, не наказывает, не лишает этой чудесной красоты].Они отвернулись [проигнорировали Бога, обязательства пред Ним и благодарность Ему, отвергли пророков, посланников Божьих, их наставления], и Мы [говорит Господь миров] наслали на них водяной поток, прорвавший плотину [и затопивший эту красоту]. На месте тех [прекрасных] садов [через некоторое время] появились сады с невыносимо горькими (кислыми) плодами, кустарники тамариска [11] и немного деревьев дикой ююбы [дававших нечто крайне незначительное для пропитания].
Это стало воздаянием за их безбожие. И разве абсолютно неблагодарный заслуживает чего-то иного?!» (Св. Коран, 34:15–17).
Впереди намечается свадьба, дата попадает на священный месяц Рамазан. Родители хотят подарить путевку за границу. Хотят, чтоб мы поехали сразу после свадьбы. Отмечу, что они далеки от Ислама, хотя являются этническими мусульманами. Нам, конечно же, хотелось бы поехать тоже. Но лучше выполнить свой долг пред Всевышним, который выполняется один раз в году. Я слышала, что во время поездок пост можно прервать, это как облегчение, данное от Милостивого, с последующим восполнением. Но относится ли свадебное путешествие к такого рода поездкам? Мы можем отложить поездку на более позднее время.
И еще один немаловажный факт: я пришла к Исламу в прошлом году, а мой жених начал придерживаться религиозных канонов только полмесяца назад, хотя шел к этому давно. Мы знаем друг друга уже больше трех лет. Боюсь, чтобы моя приверженность не стала причиной его религиозности, хочется, чтобы это было по его собственному желанию. Н., 22 года.
Стоит отложить поездку на более позднее время, сразу после Рамадана, что явится двойным подарком. Цените ваших щедрых и внимательных родителей.
Как-то в одной программе я слышала, что священный для всех мусульман месяц Рамадан делится на три периода. Первые десять дней Рамадана посвящены покаянию. А чему посвящены другие десять и десять дней? Наиля.
Цитируемый по этому поводу хадис не является достоверным [12].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Байхакы, ад-Дара Кутни. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9018, «хасан». Похожий хадис есть от Хафсы в св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 278, хадис № 2454, «сахих».
[2] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 629, 630; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 126.
[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 627.
В крайнем случае можно воспользоваться этим мнением.
[4] См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. С. 58–60.
[5] Полезно в этой связи привести слова Джима Лоэра, американского психолога, хорошо известного своей работой в области психологии высоких результатов: «Работа с людьми со всего мира давно убедила меня в том, что единственное величайшее достояние человека — это возможность осознания, особенно осознания самого себя. …Хотя сознательное составляет мизерные 5% всего нашего сознания, влияние, оказываемое этой долей на направление и настрой нашей жизни, гораздо более значительно. Эта драгоценная двадцатая часть располагается в коре головного мозга. Ее можно сравнить с рулем или педалями газа и тормоза в автомобиле. Достаточно легкого, но очень четко направленного прикосновения, чтобы значительно изменить направление движения автомобиля весом в несколько тонн, повернуть на 10 или 90 градусов, заставить его развернуться в обратную сторону, ускориться или замедлиться, начать движение или совсем остановиться. Хотя строить догадки о нашем будущем можно было бы и с помощью моментального снимка 95% нашего подсознательного (если бы такое было возможно), именно 5% нашего сознательного позволят нам вносить корректировки в это будущее, особенно если эти 95% увели нас в сторону от желаемого курса. Бесспорно, 5% сознательного — самая важная часть внутри нас». См.: Лоэр Д. Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. С. 259.
[6] См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. С. 53, 54.
[7] Совершеннолетие по канонам Ислама наступает с половым созреванием, то есть примерно в 12–15 лет.
[8] Люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики.
[9] Подробнее об этом смотрите в соответствующем разделе книги.
[10] Подробнее о мотивации к соблюдению поста смотрите в моем интервью для ummagazine.com.
[11] Тамариск — род неприхотливых субтропических деревьев и кустарников семейства тамарисковых; используется для укрепления песков в пустынных районах, в декоративном садоводстве, для посадок на засоленных почвах. Плоды его абсолютно несъедобны.
[12] Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 5. С. 658.