Что такое новогоднее дерево
Новогодняя ёлка: история нарядного дерева и праздника
Новогодняя елка – хвойное дерево, которое украшают на Новый год, а также праздник, получивший название в ее честь. В России ее ласково, как живую, называют лесной красавицей. Ее присутствие на новогоднем торжестве обязательно. Ёлка как важнейший атрибут праздника не сразу стала обыденным явлением в нашей культуре. Ее увлекательная история в России охватывает примерно 300 лет.
Также не благоволили елке литераторы. Сразу вспоминается «Война и мир» Л.Н. Толстого. Писатель через описание природы передает внутреннее состояние своего героя: «Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие…» Но пройдут годы, и случится чудо. «Мертвая ель» превратится в очаровательную Золушку. Она, нарядная, придет на праздник и будет дарить много радости, счастья и вызывать неподдельный восторг.
Легенды о рождественской елке
Прежде чем стать непременным атрибутом Нового года, ёлка сначала заняла почетное место на празднике Рождества. В мировой культуре существует множество легенд, рассказывающих красивые истории о том, как это произошло. Приведем одну из них.
После рождения в Вифлеемской пещере Младенца Христа к нему на поклон явились из разных концов земли деревья. Пришла местная красивая пальма, которое горделиво заняла первое место. Потом собрались из чужих стран клены, березы, тополи, эвкалипты и другие деревья. Наконец, до далекой Палестина, проделав большой путь, последней добралась скромная северная елочка. Стояла она в тени больших деревьев, и не было ее видно.
Но вдруг – случилось настоящее рождественское чудо. С небосвода на землю стали падать ослепительно красивые звезды. Они приземлялись на северную гостью и украшали ее. Так ёлка, превратившись в Золушку, стала самым красивым деревом на свете. С тех пор люди всегда украшают ее на Рождественский праздник.
Возникновение в Германии обычая украшать ёлку на Рождество
Установлено, что традиция украшать Рождественскую елку возникает в Германии. Это происходит, по мнению исследователей, в XVI-XVII веках. Кто первым предложил украшать еловое дерево, доподлинно неизвестно. Мнение исследователей расходится. Одни считают, что это произошло в Эльзасе. Известно, что власти одного из городов поручили леснику срубить для них Рождественское дерево, а спустя несколько десятилетий в письменных источниках сообщается, что обычай приобрел общий характер.
Другое предание связывает появление Рождественского дерева с религиозным реформатором Мартином Лютером, который начал устанавливать и украшать елочки в своем доме. Авторитет религиозного деятеля был настолько велик, что его примеру вскоре последовало множество его соотечественников. До нашего времени сохранилась гравюра, на которой Мартин Лютер изображается рядом с украшенной ёлкой.
Новый обычай быстро распространяется в Германии, и к середине XVIII века становится повсеместным. Ёлки украшают цветами, сделанными из цветной бумаги, золотой фольгой, на дерево вешают завернутые в золотую и серебряную бумагу яблоки, сахар и другие сладости. Кроме того, на праздничном дереве начинают зажигать свечи.
Из Германии обычай рождественского дерева постепенно проникает в другие страны Европы, а вскоре пересекает океан и утверждается в Америке.
Знакомство с Рождественским деревом в России
С 1700 году жители России согласно Указу Петра Первого украшали фасады домов и дворы хвойными деревьями и ветвями. Однако со смертью царя-преобразователя традиция постепенно угасла.
Русские люди увидели елку как атрибут Рожественского праздника в 20-30 годы XIX века. В Санкт-Петербурге в то время проживало много немцев. Вот через них и происходит первое знакомство с новым Рождественским обрядом. Переселяясь в России, бывшие жители Германии старались сохранить свои домашние традиции.
Но вдруг – словно прорвало. Со второй половины 40-х годов елка постепенно начинает входить в обиход состоятельной части петербургского общества, а к средине 50-60-х занимает важное место на Рождественском празднике. Из столицы елка постепенно распространяется по России, покоряет усадьбы помещиков и состоятельных горожан в провинции. Немецкая затея стремительно становится русским рождественским обычаем.
Одной из причин быстрого вхождения елки в дома жителей России являлась большая популярность, можно даже сказать, любовь к рождественской сказке Гофмана «Щелкунчик». В 1839 оду сказка была напечатана отдельной книгой. Спустя десятилетия, в 1892 году, состоялась премьера одноименного балета П.И.Чайковского по мотивам произведения немецкого писателя, что, несомненно, еще в большей степени способствовало популяризации елки в России.
Вместе с тем для граждан простого сословия ёлка оставалась недоступным развлечениям. Иногда детей прислуги или крестьян приглашали в дома помещиков или состоятельных горожан, чтобы они могли полюбоваться лесной красавицей и принять участи в Рождественском празднике.
Как организовывали ёлку для детей до 1917 года
Организация елки всегда была окутана тайной. Родители считали, что они готовят для детей чудесный сюрприз, что на самом деле соответствовало действительности.
Под елку, как и сейчас, складывались подарки для детей: солдатики, лошадки, барабаны, игрушечная посуда, куклы…
В то время как родители и гости убирали ёлку, дети находились в отдельной комнате, входить в помещение, где наряжалась елка, им было нельзя. Набраться терпения и выдержать эти запреты было непросто. Тем более, взрослые старались всеми возможными способами сохранять интригу. На детские вопросы о ёлке они отвечают уклончиво – никогда не скажут прямо, что ёлку готовят к встрече детей.
Наконец, наступает долгожданная минута – и двери распахиваются. Картина светящейся нарядной лесной красавицы вызывает настоящий восторг, сравнимый с чудом, с погружением в сказку.
Дети ликуют, радуются, хлопают в ладоши, с удовольствием рассматривают висящие на ней игрушки и сладости. А дальше наступает момент, который сегодня у нас вызвал бы большое недоумение. Елка стоит только один день. А в конце праздника ее отдают детям в их полное распоряжение.
Они в прямом смысле набрасываются на дерево, срывают с него игрушки и сладости, поваливают, разрушают и ломают ветки. От бывшей лесной красавицы ничего не остается. В те годы подобного рода действия назывались «рушить елку». Воспоминания о рождественском празднике и елке для многих детей становятся самыми счастливыми мгновениями жизни.
Как праздновали елку в Советском Союзе
Пришедшая к власти после революции 1917 года безбожная власть елку как атрибут рождественского праздника не жаловала. В 20-е годы еще существовали елочные базары, елки продавались, и родители устраивали для детей добрые семейные праздники. Но в 1929 году был отменен выходной на Рождество, заодно и на Новый год. В стране разворачивается оголтелая антирелигиозная пропаганда, елка находится под запретом. Для агитационных плакатов того времени характерны такие лозунги: «Родители, не сбивайте нас с толку: не делайте рождества и ёлку!»
Так продолжалось до 1935 года, когда на верху решили, что елку и веселый новогодний праздник необходимо восстановить в правах.
Для детей по всей стране в массовом обязательном порядке организуется тысячи елок. В продаже сразу появляются деревья и елочные украшения. Только теперь елка становится атрибутом праздника Нового года, который повсеместно вытесняет праздник Рождества. Елочные украшения имеют идеологическую окраску. Вместо золотых яблок и цветов появляются самолеты, танки, парашютисты, солдаты, много игрушек с советской символикой.
Формируются советские елочные традиции. Для педагогов и пионерских работников выпускается специальная методическая литература, анализирующая практический опыт проведения елок в советской стране.
Праздник елки обрастает новыми традициями, которые в общих чертах сохраняются до сегодняшнего времени. Обязательными гостями елки являются Дед Моро и Снегурочка. Зимний волшебник обычно появляется в середине действия. Его необходимо несколько раз позвать, чтобы он пришел в гости.
Обязательным элементом новогоднего праздника становится процедура зажжения огней. Под руководством Деда Мороза все участники праздника трижды произносят магическое новогоднее заклинание: «Раз, два, три! Елочка, гори!» Вокруг наряженной лесной красавицы водят хоровод, хором исполняют главную новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка…» В финале праздника зимний волшебник раздает детям подарки. Иногда, чтобы получить подарочек, дети читают незамысловаты стишки, поют песенки и танцуют.
Главная и Кремлевская елки страны
Статус главной получают елки, которые проводятся в Москве сначала в Доме Союзов, а потом в Кремлевском Дворце съездов. После переезда в КДС главную елку начинают еще называть Кремлевской. На Кремлевскую ёлку страны мечтает попасть детвора всей страны Советов. Первоначально на нее приглашаются лучшие ученики столичных школ. Впоследствии в Москву приезжают особо отличившиеся дети из других мест Советского Союза.
В современной России главной елкой называют ель, которую устанавливают на Соборной площади Кремля. Впервые это произошло в декабре 1996 года. В разные годы в связи с климатическими условиями живое дерево заменяли на искусственное.
В 2019 году главной елкой России было выбрано 90-летнее дерево высотой 27 метров.. Нижние ветви красавицы составляли размах 6 метров. Она проживала в Бородинском лесничестве Можайского района Московской области.
Поиски главной елки – дело очень важное и ответственное. Они начинаются за несколько месяцев до Нового года. Иногда, чтобы подобрать «правильное» красивое дерево проводится вертолетная разведка и фотосъемка. На роль первой лесной красавицы намечают несколько деревьев, которые должны соответствовать определенным параметрам. Возраст – более 90 лет, рост – более 25 метров, диметр в месте ее сруба – более 70 сантиметров.
Выбранное из сотни похожих деревьев главная ёлка специальным автопоездом приезжает в Москву, а непосредственно в Кремль ее доставляют через Спасские ворота.
Затем наступает не менее важный этап украшения елки, который длится несколько дней и всегда продумывается заблаговременно. Готовится гирлянда, превышающая в длину километр, заказываются нестандартные большие шары и игрушки. На верхушку современной главной елке устанавливается Вифлеемская звезда.
Интересные факты о елках мира
Знаете ли вы, что в мире существую, так называемые, плавучие елки. Деревья устанавливают на специально подготовленные плоты и отправляют в путешествие по водной стихии. Самой известной и высокой является искусственная елка, ежегодно устанавливаемая в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Вес металлических конструкций, поддерживающих дерево, составляет более 50 тонн, а высота красавицы – 85 метров.
Самую дорогую елку однажды установили в ОАЭ, в Абу-Даби. Ее по праву можно было назвать главной красавицей. Авторы и спонсоры проекта не поскупились на украшение дерева настоящими драгоценностями. Ее украшали многочисленные золотые и серебряные шары, многочисленные ювелирные изделия. Общая сумма, потраченная на украшение елки, составила 11, 5 миллионов долларов.
Наконец, самая высокая Рождественская елка на Земле было установлена в столице Мексике городе Мехико. Представьте себе елочку, высота которой находится на уровне сорокаэтажного здания – 110 метров. Чтобы рассмотреть ее макушку, необходимо высоко задрать голову вверх. Конечно, в природе таких гигантских деревьев не существует. Елка была искусственная. Ее украшения и конструкции составили 330 тонн, а диаметр 35 метров.
История новогодней ёлки в России
В России обычай новогодней ёлки ведет начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 г., впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
В этом указе давались так же рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда – Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить …а стоять тому украшению января в первый день».
Однако, к будущей рождественской ёлке указ Петра имел весьма косвенное отношение: украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи дома – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Т.е. ёлка была частью городского пейзажа, а не украшением интерьера.
Так же в 18 и 19 вв. ёлки использовались на катальных горах, которые устанавливались на Новый Год и Масленицу.
Обычай ставить ёлку в помещении появился в России благодаря Александре Фёдоровне (в девичестве принцессе прусской Шарлоте), супруге Николая I. В 1818 г. по инициативе в.кн. Александры Федоровны была устроена ёлка в Москве, а на следующий год – в Петербургском Аничковом дворце.
На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской ёлки» в собственном дворце для 5 своих детей и племянниц – дочерей в.кн. Михаила Павловича. Ёлка была установлена в Большой столовой дворца. Пригласили так же детей некоторых придворных. На 8 столах и на столе, поставленном для императора, установили ёлочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и т.д. Подарки всем присутствующим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в 8 часов вечера, а в 9 часов гости уже разъехались.
Ёлки, установленные во дворце Александры Федоровны, выглядели так (как вспоминает баронесса М.П.Фридерикс): «Государь и царские дети имели каждый свой стол с ёлкой, убранною разными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к ее величеству и получал свой выигрыш – подарок из ее рук».
Однако, ёлка как новогоднее дерево сначала появилось только в домах петербургских немцев. Большинство знати ёлки не ставили. В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев. Причем, в это время русские отмечали только Рождество, а Новый Год, вместе с ёлкой, – немцы.
Торговля ёлками началась с конца 1840-х годов. Продавались они у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов.
Существенную роль в распространении и популяризации ёлки в России сыграла коммерция. С начала 19 века самыми известными в Петербурге кондитерами были выходцы из Швейцарии. Именно они постепенно завладели не только кондитерским делом столицы, но и организовали продажу ёлок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие ёлки очень дорого, от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей, и поэтому покупать их для своих детей могли только очень богатые люди.
К середине 19 века обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Само дерево стало называться рождественским, а потом и просто ёлкой. Даже сам праздник стали называть «ёлка»: «пойти на ёлку, устроить ёлку, пригласить на ёлку». В.И.Даль заметил по этому поводу: «Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную ёлку, мы зовём так иногда и самый день ёлки, Сочельник».
В царствование Николая I, в 1844 г. была опубликована небольшая книжечка, имеющая цель поздравить всех граждан с Новым Годом и пожелать им счастья. Называлась она «Мысли русского вслух на Новый Год». Интересно рассуждение о счастье, связанное с новогодними пожеланиями: «Если судить по-человечески, быть счастливу – значит быть богату, иметь во всем достаток и изобилие, удовлетворять своим желаниям, наслаждаться здоровьем, быть уверенным, что стяжание законной нашей собственности никто отнять не может, наслаждаться жизнию спокойною, светлою, радостною, Иметь честное и почетное имя в свете, быть уважаему и почитаему в обществе, с честолюбием сознавать собственное свое достоинство, видеть детей своих умными, образованными, благомыслящими, прекраснейших свойств и правил, видеть в них надежду деятельностию, способностями и качествами души быть полезными Отечеству, себе и своим родителям. Не знаю, может ли человек полагать что-либо еще «в счастии на сём свете».
При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок членами императорской фамилии. Так, ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда ставились елка и стол с подарками, после раздачи которых всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, которые обеспечивали его личную безопасность.
На первых порах нахождение ёлки в доме ограничивалось одним вечером. Накануне рождества дерево втайне от детей проносилось в лучшее помещение дома, например в залу или гостиную, устанавливали на столе, застеленном белой скатертью.
К ветвям дерева прикреплялись свечи, на ёлке развешивали лакомства, украшения, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму ёлку готовили в строгом секрете. И, наконец, перед самым впуском детей в залу, на ёлке зажигали свечи. Входить в помещении, где устанавливалась ёлка, до определенного времени строжайше запрещалось. Поэтому дети не могли видеть то, что делалось в доме, но стремились подсмотреть или угадать: подсматривали в замочную скважину, прислушивались и т.д. Когда же, наконец, все приготовления заканчивались, подавался условный сигнал («раздавался волшебный звонок») либо за детьми приходил кто-либо из взрослых или слуг. Двери в залу открывались. Этот момент раскрывания дверей присутствует во множестве мемуаров, рассказов или стихотворений о празднике ёлки. В конце праздника дети получали ёлку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали ее. В конце праздника опустошенное и разрушенное дерево выносили во двор.
К концу 19 столетия ёлка становится в России обычным явлением. В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны. Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали «ёлочное веселье», играли на фортепьяно, дети танцевали. Старшие готовились к праздникам сами, сочиняя и ставя пьесы «под Гофмана и Андерсена» из жизни ёлочных игрушек. Особенную популярность в эти годы приобрели «живые картины», представлявшие собой «немые» инсценировки популярных хрестоматийных стихотворений. Сама встреча Нового Года: вечером обязательно дожидаются, когда пробьет 12 часов, с последним ударом часов поют «Царю небесный», «Спаси, Господи, люди твоя» и «Боже, царя храни», после чего поздравляют друг друга, целуются и пьют шампанское (пьют обязательно, пусть и недорогое, из русских). Затем следует ужин.
Широчайшее распространение в это время получает устройство благотворительных «ёлок для бедных» в народных домах, детских приютах. Организовывали их как разного рода общества, так и отдельные благотворители.
Несмотря на все возрастающую популярность ёлки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в ней очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Для других ёлка была неприемлема с эстетической точки зрения. О ней иногда отзывались с неприязнью как о «неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумке».
В последние десятилетия 19 века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. А.П.Чехов писал: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становиться все беднее и безобразней». В печати прошла «антиёлочная кампания», инициаторы которой ополчились на ёлку, рассматривая вырубку тысяч деревьев перед Рождеством как настоящее бедствие.
Особо щемящую тональность образ ёлки приобретает в годы Первой мировой войны: ёлка становится символом, связывающим незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей. В иллюстрированных еженедельниках с 1915 года регулярно печатались фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или окопе ёлочкой.
Но было и другое: война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая рождественского дерева, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие «антиёлочные» настроения, которые проявлялись как в резких выступлениях против ёлки в печати, так и в запретах на устройство ёлки в учреждениях. Существенных результатов, однако, эти акции не имели: ёлка к этому времени уже слишком прочно укоренилась на русской почве.
Серьезным противником ёлки, как иноземного, к тому же языческого по своему происхождению обычая стала православная церковь. Святейший Синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.
Не приняли ёлку и в крестьянской избе, для крестьян ёлка считалась «барской забавой». Рубили ёлки в лесах только для господ и на продажу.
В первые годы после революции никаких специальных мер, направленных на запрет ёлки, не предпринималось. Ёлку старались устанавливать и относились к ней с ещё большей бережностью, даже трепетностью, нежели в мирное время, поскольку она являлась единственной зыбкой связью с прошлой, устойчивой жизнью. В дневнике Корнея Чуковского содержится потрясающая запись, сделанная им на Рождество 1920 года: « Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им [в] гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери! Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!»
В первые годы после Гражданской войны в городах, как и прежде, всё ещё продавалось много ёлок, но население бедствовало, и мало кто мог позволить себе купить даже самое маленькое деревце. Мужики из пригородных деревень, привозившие в город ёлки, теряли предрождественский заработок.
В 1922 году была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или иначе в «комсвятки». Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества, то есть 25 декабря, которое было объявлено нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры, «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Участники ёлочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы: Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, в языческих богов и даже в рождественского гуся и поросёнка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон).
Новые перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «. в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей». Постепенно завершил своё существование и праздник «комсомольского рождества». Он был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде.
А с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.
В школах в порядке борьбы с Рождеством и ёлкой на Новый год стали проводить «антирождественские вечера», на которых инсценировали высмеивающие попов и церковь пьески, пели антирелигиозные сатирические куплеты, вроде «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдём». Перестали устраивать ёлки и в детских садах.
«Конец неправильному осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. 28 декабря в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Автор в декларативном тоне призывал комсомольцев и пионерработников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Текст полностью. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»
«Предложение тов. Постышева» было принято к сведению молниеносно, и 31 декабря на прилавках магазинов, согласно сообщениям в прессе, уже появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений». Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях.
Так, в течение четырёх дней (включая день опубликования статьи Постышева) был возрождён дореволюционный праздничный обычай.
Сам Постышев был арестован и расстрелян в 1938 году.
С тех пор устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще.
Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «рождественского дерева» теперь заменила пятиконечная — такая же, как на кремлёвских башнях.
В годы Великой Отечественной войны празднование Нового Года продолжилось, несмотря на все трудности и лишения.
Мурманск, 1944 г.
Ленинград, 1942 г.
Ленинградский фронт, 1942 г.
Прошло ещё несколько лет, и 1 января 1947 года снова стало «красным днём календаря», то есть нерабочим.
С тех Новый Год является главным праздником страны.
По материалам книги: Е. Душечкина. «Русская елка: история, мифология, литература».