Что такое новшество в образовании
Нововведения в образовании
Инновация означает «нововведение». Частые открытия, поиск дают возможность утверждать, что образовательный процесс – инновационная сфера, и всегда ею была. Появление информационных технологий повлекло за собой возникновение в образовании целого ряда различных инновационных наравлений. Какие педагогические образовательные технологии более популярны сегодня?
Новшества в образовании
Образовательные нововведения – это ориентированные новшества, цель которых – получить стабильные и более действенные результаты, модернизировать систему образования.
Ошибочно считать, что школьные инновации – это только те изменения, которые коснулись учебы. Например, ЕГЭ, электронные дневники и пр. Преобразования типовых педагогических методов и приемов для улучшения успеваемости детей, лучшего усвоения школьного материала также относятся к инновациям. Они могут разрабатываться лично учителем и применяться к конкретному классу, а могут одобряться руководящим составом школы и использоваться всеми педагогами.
Цель новшеств в образовании – подготовка детей к частым изменениям в современном мире.
Как классифицируются инновации
Подробнее ознакомиться с инновациями в образовании можно лишь, сгруппировав их.
По образовательному объекту:
По масштабу внедрения инновационные технологии делятся на такие группы:
По авторству выделяют: итоги коллективного творчества и индивидуальные проекты. По источнику инновации – внешние заказы и собственные замыслы.
Несомненно, любая инновация в образовании возникает сначала в голове одного человека, а потом уже становится либо его авторским нововведением и используется только на его занятиях в школе, либо становится внешним заказом и внедряется во всем мире.
Безусловно, принятие инноваций – не мгновенный, а длительный процесс, который начинается с создания и испытания новшества, дальнейшей оценкой результатов и по необходимости – исправлением. Лишь после прохождения этих этапов его внедряют в педагогический процесс и распространяют.
Интегративным процессом также считается управление этими новшествами. Сюда относится: работа с учителями, детьми и их родителями, связь с окружающим миром, контроль, анализ, регулировка и информационное обеспечение инновационной образовательной деятельности.
Инновации в дошкольном образовании
Инновации дошкольного образования – это требование времени. От того, в какой степени будут осваиваться новшества в дошкольном образовании, будет зависеть качество воспитания и образовательной деятельности.
Основа нововведений в детских садах – индивидуальный подход, когда малышу отводится ключевая роль в воспитательном и образовательном процессе.
К инновациям, характерных для ДОУ, относятся: развивающие занятия (музыка, игры, творчество и т.д.), коррекционные методики (терапия сказками, цветом и пр.), цель которых – снять эмоциональное напряжение, решить психологические проблемы.
Нововведения в начальной школе
Личность ребенка стоит в центре современного образовательного процесса. Сейчас он не пассивный слушатель, который получает готовый материал для запоминания. Введение инноваций в начальную школу даст возможность стать ребенку активным участником образовательного процесса. Ученик начальных классов ищет, проводит анализы, диспутирует, сравнивает и принимает верное решение. Учитель для него – помощник, направляющий и контролирующий его деятельность.
Инновационные техники обучения и воспитания
Проблемные занятия в ДОУ
Метод проблемного обучения получил в последнее время широкое распространение. Цель его – помочь достичь более сильных результатов в усвоении материала, способствовать поддержанию дальнейшего желания обучаться и развиваться, формировать интерес к освоению новой информации.
Забота о здоровье
Ни одна передовая педагогическая инновация не даст желаемых результатов без уделения внимания здоровью детей. Одно из ключевых новых направлений как в детских садах, так и в школе – здоровьесберегающие технологии. Сюда относятся прогулки, спортивные мероприятия, разного вида гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная), закаливание и пр. Они не только укрепят здоровье, но и сформируют представление о ЗОЖ, научат оказывать первую медицинскую помощь. В течение урока можно менять динамические позы, использовать специальный наглядный материал для снижения утомляемости и нервозности.
Информационные технологии
С появлением и распространением информационных технологий стало возможным проведение занятий, активизирующих познавательный интерес и мышление. А это способствует закреплению полученных знаний. При этом важно грамотно использовать на занятиях презентации, мультфильмы, эпизоды из детских фильмов, мультимедийные учебники.
Метод проектов и исследований
Ребенок становится участником экспериментального процесса, проявляет интерес, проходит все этапы и достигает результатов. Такая деятельность не только увлечет детей, продемонстрирует важность их труда, но и придаст уверенности в собственных силах.
Нынешняя библиотека и инновации в дополнительном образовании
Цель библиотечных инноваций – улучшить ее функциональные обязанности. Чтобы привлекать читателей, сейчас используется интернет. С его помощью получить читательский билет, продлить его, узнать о мероприятиях, которые будут проводиться в библиотеке (выставках, конкурсах, тематических вечерах).
Функции нынешних библиотек расширились – сейчас это место для общения людей, интересного времяпровождения с друзьями и близкими.
Часто библиотеки превращаются в центры дополнительного образования детей, в которых они делают поделки и игрушки, узнают что-то новое о своем районе. На базе почти каждой библиотеки создаются как бесплатные кружки, так и платные – рукоделие, театр, краеведение и пр. Такие занятия развивают детей, расширяют их кругозор.
Дополнительное образование призвано помочь детям усвоить социальные и культурные нормы, раскрыть таланты, развить интересы и реализовать себя в жизни.
Нововведения в дополнительном образовании значительно улучшают качество проводимых занятий.
Какими бы ни были нововведения в дошкольном образовании, в начальной школе или в дополнительном образовании, они не смогут развивать одни лишь интеллектуальные способности или здоровье. Совокупность всех инноваций образования ориентирована на личность ребенка, его всестороннее и гармоничное развитие. Результатом таких педагогических инноваций должна стать уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Инновации в системе образования
Надежда Иванова
Инновации в системе образования
Статья: «Инновация в системе образования»
В настоящий период времени человечество вступило в новый информационный век. Это означает, что, по мнению отечественных и зарубежных исследователей (Ж. Делор, Н. Д. Никандров, А. И. Субетто и др., формируется общество, главными приоритетами которого становятся информация, знания, образование.
В настоящее время не существует четкого разграничения понятий «новшество», «нововведение», «инновация«. Большинство авторов солидарны в определении их как идей, средств, являющихся новыми в конкретной ситуации и обеспечивающих эффективное достижение целей.
Слово «инновация» происходит от латинского слова innovatio, что в переводе на русский язык означает обновление, изменение, нововведение. Понятие «инновация»имеет два аспекта: с одной стороны, оно рассматривается как новшество, с другой – как введение этого новшества, например, в педагогический процесс.
Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится
обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.
Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Инновационнаядеятельность педагога зависит:
от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога,определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
•финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
• благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;
• помощь в получении информации об инновационных технологиях;
• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами
• правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.
Инновациипедагога учреждения могут быть представлены в виде:
— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов,
— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Источником инновационныхидей педагога может служить:
— неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);
— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);
— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
— изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.
Содержание инновационной деятельности педагога
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в образовательном процессе.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
Для осуществления инновационнойдеятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:
— МО по определенной теме или направлению деятельности;
— проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.
Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию инновационной деятельности.
Порядок организации и проведения инновационнойдеятельности педагога предполагает:
— выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;
— заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);
-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом
-разработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;
— осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);
— отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:
«Творческие отчеты»позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.
«Открытые мероприятия» позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.
«Методические выставки» позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.
«Тематические консультации» позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.
«Проблемные семинары» представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.
«Свободное посещение занятий» педагога, реализующего инновацию;
— внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).
Материалы по инновационнойдеятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.
Инновационныепедагогические технологии в ДОУ: актуальность применения
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии)педагогической технологии:
• Системность
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС способствуют решению ряда образовательных задач, поэтому они должны предусматриваться методической работой. Педагогические решения нового поколения позволяют педагогам творчески организовывать совместную деятельность с детьми, рационализировать содержание занятий, привить интерес воспитанников к проблемным этапам реализации программного содержания, создать условия для развития личностных новообразований, осуществления межличностного и группового общения дошкольников. Внедрение новых педагогических приемов позволяет не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг в детском саду, но и удовлетворить возрастающие потребности родителей, создать правильную репутацию дошкольной образовательной организации, позволяющую детскому саду успешно конкурировать с другими учреждениями. Инновационные принципы работы в детском саду могут затрагивать воспитательно-образовательный комплекс, а также другие сферы деятельности организации дошкольного образования. Внедрение новых решений в управленческую деятельность, методическую практику, построение более тесного взаимодействия воспитателей с родителями способствует обеспечению слаженной и гармоничной работы всех структур детского сада. И все же в первую очередь современные образовательные решения должны реализоваться на этапе работы с детьми.
К числу современных образовательныхтехнологий можно отнести:
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• технология «ТРИЗ» и др.
Эти модели ведения педагогической практики позволяют в полной мере реализовать задачи, предусмотренные программами дошкольного образования и требованиями ФГОС, а также создать условия для развития у воспитанников инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах групповой и индивидуальной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.
Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование.
Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.
Обучение и воспитание одаренных детей в системе адаптивного образования: научные основания и практическая актуальность Общие положения ФГОС, обеспечивающие возможность индивидуализации обучения и воспитания одаренных детей в системе начального общего образования.
Игровые технологии. Применение игровых технологий в системе непрерывного образования Игровые технологии». 2 слайд. В нашем современном мире человек образовывается всю свою жизнь. Ему приходится учиться на протяжение всей.
Театральная деятельность младших дошкольников в системе непрерывного экологического образования Детство начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное.
Эссе «Психологическое пространство в системе современного образования» Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро. Императрица Александра.
Зарождение психологической службы в системе образования Зарождение психологической службы образования обусловлено взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как.
5 инноваций для педагога
Слово инновация означает «новшество», «нововведение», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.
Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.
Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.
Педагогическая инновация: суть и цели
Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.
Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.
Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.
Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:
Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.
Инновационные подходы в современном образовании
Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.
В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:
Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.
Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.
Новые педагогические технологии в системе образования
Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.
Проектная работа
Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.
Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.
Игровое технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.
В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.
Интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.
Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.
Портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.