Что такое новые религиозные движения
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 242-243
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Термином «новые религиозные движения» («нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии») обозначаются религ. движения и группы, получившие широкое распространение в 1960–70-х гг. в США, странах Западной Европы, некоторых государствах Азии, а с сер. 1980-х гг. – в России. От традиционных верований ряд новых религ. движений (НРД) отличается нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. При этом часть НРД (напр., неоориенталистские и неохристианские) используют элементы доктрин традиционных религий – индуизма, буддизма, христианства, отличаясь от них вероучительным синкретизмом, организационным строением и высокой прозелетической активностью. Последователи НРД – верующие первого поколения, хотя у некоторых новых религий есть приверженцы уже в нескольких поколениях. Их верования не только не укоренены в традиции народов страны, нации, региона, но и подчас вступают с ними в конфликт. Исключение составляют приверженцы языческих верований, настаивающие на исторической изначальности их религ. традиции, а также такие, напр., направления, как Вера Бахаи, приверженцы которых постоянно подчёркивают свою миролюбивую позицию. При этом нельзя говорить об устойчивости мировоззрения адептов НРД, поскольку им присущ переход из одной религ. группы в другую, зачастую радикально противоположную. НРД характеризуются наличием и доминирующей ролью в них основателей таких движений или их лидеров, которые часто провозглашают себя божествами или их посланниками (мессиями), принёсшими в мир новое, единственно истинное учение. Несмотря на ряд существенных отличий, у НРД есть и нечто общее: религ. радикализм (радикальное обновление религ. традиции или замена её на совершенно иную), социальная «альтернативность» (стремление трансформировать общественно-политический строй). В последние годы происходит постепенная адаптация НРД к окружающей социокультурной реальности (напр., кришнаиты).
Новые религиозные движения (обзор)
Термином «Новые Религиозные Движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. В массовом сознании НРД больше известны как «секты». В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям (1).
Поскольку в современной публицистике термин «секта» обладает неоднозначной оценкой (чаще всего – негативной), мы постараемся исключить употребление этого термина, используя понятие «новые религиозные движения». Это, на наш взгляд, позволит избежать каких-либо оценок по отношению к описываемым нами движениям, и более точно сфокусироваться на их описании.
Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем. Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст – отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения. Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.
Часто говорится о наличии в НРД харизматической личности и безусловной вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми качествами, – а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти – ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.
Можно согласиться с тем, что деятельность последователей НРД с целью широкого распространения проповедуемых ими учений более активна. Спасение, о котором говорят в новых религиозных движениях, достигается интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, в силу необходимости следования определенным религиозным традициям.
Истоки происхождения современных НРД крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).
На нашем сайте мы будем придерживаться следующей классификации:
Неохристианские течения
Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения).
Со второй половины 19 — начала 20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает большую свободу в интерпретации Слова Божьего. Подробнее
Неоориенталистские объединения
Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Ошо Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош. Подробнее
Синкретические и универсальные движения
Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)
Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.
Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.
На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (2). Подробнее
Неоязычество
Неоязычество распадается на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих организационных структур. В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка это, по преимуществу, кельтское язычество “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).
Впервые интерес к язычеству, например, в России возникает в начале 20 в. Именно в это время была найдена «Велесова книга» – главный источник славянской культуры, который, по мнению многих исследователей, относится к дохристианскому периоду. Первые организованные движения славянского язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое легальное богослужение неоязычники совершили в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества проводят всероссийские съезды на территории России.
Все движения Неоязычества организованы по этническому признаку, многие из них склонны к национализму. Некоторые, такие как «Русское Национально-Освободительное Движение» или «Русская Партия России», имеют политическую окраску. В целом же, язычество многообразно и представляет разнородный конгломерат.
Неоязычества распространено на территории России, Украины, Канады, США и др. стран. Последователи Неоязычества имеют свои издания, среди которых – газеты «За Русь», «Народная воля», «Русская правда», «Славянский вестник» и др., журналы «Волхв», «Наследие предков», «Сварог» и др.
Наиболее известные религиозные движения, относящиеся к направлению Неоязычество – Веда, Джива – Храм Инглии, Славянский Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова Тропа и др. (3) Подробнее
Сатанинские группы
В центре традиционного сатанизма находится поклонение личности дьявола. В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.
Сатанинские культы особенно распространены в США и Западной Европе, Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.
Из наиболее известных религиозных объединений сатанинского толка можно упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,” “Южный крест”. Подробнее
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Как правило, им свойственны также религиозый радикализм, активная прозелитическая деятельность, отрицательное отношение к принятым в обществе традициям и нормам. Основатели и лидеры Н. р.д. играют в их жизни ключевую роль (зачастую обожествляются, признаются непогрешимыми и т. п.). В отношении этих организаций используется не только термин «новые религиозные движения», но и термины «новые (нетрадиционные) религии», «религии меньшинства» и др. Исследователи-религиоведы фиксируют нарушение многими новыми религиозными движениями законов, эксплуатацию ими своих членов, манипулирование их сознанием и установление жёсткого контроля над их личностью, в связи с чем именуют новые религиозные движения «тоталитарными сектами» или «деструктивными культами».
К наиболее известным неовосточным новым религиозным движениям относятся Аум Синрикё, Международное общество сознания Кришны, общины Раджниша и Сатьи Саи Бабы, Трансцендентальная медитация, Фалуньгун, Шри Чинмоя культ и др. По преим. направлению деятельности различаются новые религиозные движения политические, коммерческие (коммерч. культы), медицинские, психологические (психокульты), педагогические и пр. Многие новые религиозные движения с трудом поддаются классификации, отличаясь исключительно синкретизмом доктрин (напр., Церковь объединения, сайентология).
Даже приблизительное количество новых религиозных движений в мире неизвестно. Предположительно их порядок исчисляется сотнями тысяч организаций, отдельные из которых насчитывают до нескольких десятков миллионов адептов. Крупнейшими из новых религиозных движений являются Харизматическое движение, мормоны, Свидетели Иеговы, Фалуньгун. Общее число членов новых религиозных движений превышает 100 млн. человек (2012 год). Доля приверженцев новых религиозных движений наиболее велика в Индии, Китае, Японии, США, Великобритании, странах Карибского бассейна и Южной Африки, однако ни в одном государстве они не составляют большинства населения. В России (на 1 января 2011 год) зарегистрировано около 20 типов новых религиозных движений (около 3% от числа всех зарегистрированных религиозных организаций), реально действует неск. сотен их разновидностей. К российским новым религиозным движениям принадлежит от 200 до 500 тыс. адептов. (См. также раздел Религии, ст. Новые религиозные движения в томе «Россия».)