Что такое новые религиозные движения

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 242-243

Скопировать библиографическую ссылку:

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Тер­ми­ном «но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния» («не­тра­ди­ци­он­ные ре­ли­гии и куль­ты», «воз­ни­каю­щие ре­ли­гии», «вне­кон­фес­сио­наль­ные, не­ка­но­ни­че­ские ве­ро­ва­ния», «аль­тер­на­тив­ные ре­ли­гии») обо­зна­ча­ют­ся ре­лиг. дви­же­ния и груп­пы, по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 1960–70-х гг. в США, стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы, не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах Азии, а с сер. 1980-х гг. – в Рос­сии. От тра­ди­ци­он­ных ве­ро­ва­ний ряд но­вых ре­лиг. дви­же­ний (НРД) от­ли­ча­ет­ся но­во­вве­де­ния­ми, су­ще­ст­вен­но рас­хо­дя­щи­ми­ся с ве­ро­учи­тель­ны­ми ус­та­нов­ка­ми ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий. При этом часть НРД (напр., нео­ори­ен­та­ли­ст­ские и нео­хри­сти­ан­ские) ис­поль­зу­ют эле­мен­ты док­трин тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий – ин­ду­из­ма, буд­диз­ма, хри­сти­ан­ст­ва, от­ли­ча­ясь от них ве­ро­учи­тель­ным син­кре­тиз­мом, ор­га­ни­за­ци­он­ным строе­ни­ем и вы­со­кой про­зе­ле­ти­че­ской ак­тив­но­стью. По­сле­до­ва­те­ли НРД – ве­рую­щие пер­во­го по­ко­ле­ния, хо­тя у не­ко­то­рых но­вых ре­ли­гий есть при­вер­жен­цы уже в не­сколь­ких по­ко­ле­ни­ях. Их ве­ро­ва­ния не толь­ко не уко­ре­не­ны в тра­ди­ции на­ро­дов стра­ны, на­ции, ре­гио­на, но и под­час всту­па­ют с ни­ми в кон­фликт. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют при­вер­жен­цы язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­стаи­ваю­щие на ис­то­ри­че­ской из­на­чаль­но­сти их ре­лиг. тра­ди­ции, а так­же та­кие, напр., на­прав­ле­ния, как Ве­ра Ба­хаи, при­вер­жен­цы ко­то­рых по­сто­ян­но под­чёр­ки­ва­ют свою ми­ро­лю­би­вую по­зи­цию. При этом нель­зя го­во­рить об ус­той­чи­во­сти ми­ро­воз­зре­ния адеп­тов НРД, по­сколь­ку им при­сущ пе­ре­ход из од­ной ре­лиг. груп­пы в дру­гую, за­час­тую ра­ди­каль­но про­ти­во­по­лож­ную. НРД ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем и до­ми­ни­рую­щей ро­лью в них ос­но­ва­те­лей та­ких дви­же­ний или их ли­де­ров, ко­то­рые час­то про­воз­гла­ша­ют се­бя бо­же­ст­ва­ми или их по­слан­ни­ка­ми (мес­сия­ми), при­нёс­ши­ми в мир но­вое, един­ст­вен­но ис­тин­ное уче­ние. Не­смот­ря на ряд су­ще­ст­вен­ных от­ли­чий, у НРД есть и не­что об­щее: ре­лиг. ра­ди­ка­лизм (ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние ре­лиг. тра­ди­ции или за­ме­на её на со­вер­шен­но иную), со­ци­аль­ная «аль­тер­на­тив­ность» (стрем­ле­ние транс­фор­ми­ро­вать об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ский строй). В по­след­ние го­ды про­ис­хо­дит по­сте­пен­ная адап­та­ция НРД к ок­ру­жаю­щей со­цио­куль­тур­ной ре­аль­но­сти (напр., криш­наи­ты).

Источник

Новые религиозные движения (обзор)

Термином «Новые Религиозные Движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. В массовом сознании НРД больше известны как «секты». В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям (1).

Поскольку в современной публицистике термин «секта» обладает неоднозначной оценкой (чаще всего – негативной), мы постараемся исключить употребление этого термина, используя понятие «новые религиозные движения». Это, на наш взгляд, позволит избежать каких-либо оценок по отношению к описываемым нами движениям, и более точно сфокусироваться на их описании.

Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем. Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст – отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения. Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.

Часто говорится о наличии в НРД харизматической личности и безусловной вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми качествами, – а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти – ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.

Можно согласиться с тем, что деятельность последователей НРД с целью широкого распространения проповедуемых ими учений более активна. Спасение, о котором говорят в новых религиозных движениях, достигается интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, в силу необходимости следования определенным религиозным традициям.

Истоки происхождения современных НРД крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).

На нашем сайте мы будем придерживаться следующей классификации:

Неохристианские течения

Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения).

Со второй половины 19 — начала 20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает большую свободу в интерпретации Слова Божьего. Подробнее

Неоориенталистские объединения

Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Ошо Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош. Подробнее

Синкретические и универсальные движения

Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)

Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.

Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.

На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (2). Подробнее

Неоязычество

Неоязычество распадается на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих организационных структур. В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка это, по преимуществу, кельтское язычество “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).

Впервые интерес к язычеству, например, в России возникает в начале 20 в. Именно в это время была найдена «Велесова книга» – главный источник славянской культуры, который, по мнению многих исследователей, относится к дохристианскому периоду. Первые организованные движения славянского язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое легальное богослужение неоязычники совершили в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества проводят всероссийские съезды на территории России.

Все движения Неоязычества организованы по этническому признаку, многие из них склонны к национализму. Некоторые, такие как «Русское Национально-Освободительное Движение» или «Русская Партия России», имеют политическую окраску. В целом же, язычество многообразно и представляет разнородный конгломерат.

Неоязычества распространено на территории России, Украины, Канады, США и др. стран. Последователи Неоязычества имеют свои издания, среди которых – газеты «За Русь», «Народная воля», «Русская правда», «Славянский вестник» и др., журналы «Волхв», «Наследие предков», «Сварог» и др.

Наиболее известные религиозные движения, относящиеся к направлению Неоязычество – Веда, Джива – Храм Инглии, Славянский Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова Тропа и др. (3) Подробнее

Сатанинские группы

В центре традиционного сатанизма находится поклонение личности дьявола. В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.

Сатанинские культы особенно распространены в США и Западной Европе, Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

Из наиболее известных религиозных объединений сатанинского толка можно упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,” “Южный крест”. Подробнее

Источник

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Как пра­ви­ло, им свой­ст­вен­ны так­же ре­лигиозый ра­ди­ка­лизм, ак­тив­ная про­зе­ли­тическая дея­тель­ность, от­ри­цательное от­но­ше­ние к при­ня­тым в об­ще­ст­ве тра­ди­ци­ям и нор­мам. Ос­но­ва­те­ли и ли­де­ры Н. р.д. иг­ра­ют в их жиз­ни клю­чевую роль (за­час­тую обо­же­ст­в­ля­ют­ся, при­зна­ют­ся не­по­гре­ши­мы­ми и т. п.). В от­но­ше­нии этих ор­га­ни­за­ций ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко тер­мин «новые религиозные движения», но и тер­ми­ны «но­вые (не­тра­диционные) ре­ли­гии», «ре­ли­гии мень­шин­ст­ва» и др. Ис­сле­до­ва­те­ли-ре­ли­гио­ве­ды фик­си­ру­ют на­ру­ше­ние мно­ги­ми новыми религиозными движениями за­ко­нов, экс­плуа­та­цию ими сво­их чле­нов, ма­ни­пу­ли­ро­ва­ние их соз­на­ни­ем и ус­та­нов­ле­ние жё­ст­ко­го кон­тро­ля над их лич­но­стью, в свя­зи с чем име­ну­ют новые религиозные движения «то­та­ли­тар­ны­ми сек­та­ми» или «де­ст­рук­тив­ны­ми куль­та­ми».

К наи­бо­лее из­вест­ным не­ово­сточ­ным новым религиозным движениям от­но­сят­ся Аум Син­ри­кё, Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны, об­щи­ны Радж­ни­ша и Са­тьи Саи Ба­бы, Транс­цен­ден­таль­ная ме­ди­та­ция, Фа­лунь­гун, Шри Чин­моя культ и др. По пре­им. на­прав­ле­нию дея­тель­но­сти раз­ли­ча­ют­ся новые религиозные движения по­ли­ти­че­ские, ком­мер­че­ские (ком­мерч. куль­ты), ме­ди­цин­ские, пси­хо­ло­ги­че­ские (пси­хо­куль­ты), пе­да­го­ги­че­ские и пр. Мно­гие новые религиозные движения с тру­дом под­да­ют­ся клас­си­фи­ка­ции, от­ли­ча­ясь ис­клю­чительно син­кре­тиз­мом док­трин (напр., Цер­ковь объ­еди­не­ния, сай­ен­то­ло­гия).

Да­же при­бли­зительное ко­ли­че­ст­во новых религиозных движений в ми­ре не­из­вест­но. Пред­по­ло­жи­тель­но их по­ря­док ис­чис­ля­ет­ся сот­ня­ми ты­сяч ор­га­ни­за­ций, от­дель­ные из ко­то­рых на­счи­ты­ва­ют до не­сколь­ких де­сят­ков мил­лио­нов адеп­тов. Круп­ней­ши­ми из новых религиозных движений яв­ля­ют­ся Ха­риз­ма­ти­че­ское дви­же­ние, мор­мо­ны, Сви­де­те­ли Ие­го­вы, Фа­лунь­гун. Об­щее чис­ло чле­нов новых религиозных движений пре­вы­ша­ет 100 млн. человек (2012 год). До­ля при­вер­жен­цев новых религиозных движений наи­бо­лее ве­ли­ка в Ин­дии, Ки­тае, Япо­нии, США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, стра­нах Ка­риб­ско­го бас­сей­на и Южной Аф­ри­ки, од­на­ко ни в од­ном го­су­дар­ст­ве они не со­став­ля­ют боль­шин­ст­ва на­се­ления. В Рос­сии (на 1 января 2011 год) за­ре­ги­стри­ро­вано около 20 ти­пов новых религиозных движений (около 3% от чис­ла всех за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных ре­лигиозных организаций), ре­аль­но дей­ст­ву­ет неск. со­тен их раз­но­вид­но­стей. К рос­сий­ским новым религиозным движениям при­над­ле­жит от 200 до 500 тыс. адеп­тов. (См. так­же раз­дел Ре­ли­гии, ст. Но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния в то­ме «Рос­сия».)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *