Что такое объект предмет цель и задачи исследования
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности _____________________________________________________________
по ПМ «___» _________________________________________________________________
Разработал студент | Группы ______________ ______________ отделения _______________________ _______________________ | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201___г. |
Руководитель курсовой работы | _______________________ _______________________ ФИО | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201___г. |
г. Екатеринбург 2016
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургский торгово-экономический техникум»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности _____________________________________________________________
Разработал студент | Группы ______________ ______________ отделения _______________________ _______________________ | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201___г. |
Руководитель дипломной работы | _______________________ _______________________ ФИО | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201___г. |
Нормоконтроль | _______________________ _______________________ ФИО | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201__г. |
ВКР допущена к защите | Председатель ПЦК ______________________ ______________________ ______________________ название ПЦК, ФИО | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201___г. |
Рецензент | _______________________ _______________________ ФИО, должность | ____________ ________________ подпись расшифровка подписи «____» _________ 201__г. |
г. Екатеринбург 2016
Структура работы
Титульный лист | 1 стр |
Содержание | 1-2 стр |
Введение | 3-5 стр |
Один параграф главы (в главе не менее трех параграфов; в работе не менее двух глав) | 6-8 стр |
Заключение | 3-5 стр |
Список литературы | 3-5 стр |
Приложения | без учета |
Итого 45-70 стр
Оформление листа содержания
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. |
1 Название первой главы…………………………………………………. |
1.1 Название первого параграфа первой главы…………………………… |
1.2…………………………………………………………………………….. |
2 Название второй главы |
2.1 Название первого параграфа второй главы |
2.2 |
Заключение |
Список используемой литературы |
Приложения |
ШПАРГАЛКА ПО ВВЕДЕНИЮ
АКТУАЛЬНОСТЬ– это необходимость изучения выбранной темы в настоящее время.
Обосновать актуальность исследования можно, ориентируясь на следующие аспекты:
— Соответствие целевым ориентирам развития отрасли в РФ или регионе. В данном случае необходимо изучить основные нормативные документы, регулирующие развитие отрасли (декларации, ФЗ, областные законы, ГОСТы, Концепции развития, Целевые программы развития и проч.). Ссылки на соответствующие места в нормативных документах обязательны!
— Связь темы и проблемы исследования с актуальными и перспективными направлениями развития отрасли в мире, стране, регионе. Для того, чтобы обосновать актуальность в этом аспекте, необходимо изучить, какие инновации появились в отрасли за последнее время, какие направления развития считаются наиболее важными и перспективными. При обосновании актуальности в этом аспекте можно и нужно ссылаться на данные маркетинговых исследований, статистические данные, мнения экспертов.
— Наличие противоречий и проблем, которые не имеют однозначного решения на сегодняшний день.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В РАМКАХ ВЫБРАНОЙ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯявляется, как показывает практика, одним из самых сложных элементов введения, но элементом необходимым.
При анализе теории (источников информации по теме работы) необходимо помнить о том, что анализ литературы – это не перечисление авторов, которые занимались изучением того или иного вопроса. В анализе выделяются особенности подхода конкретного автора (или группы авторов) к решению исследуемой проблемы.
Анализ источников информации может быть выстроен по проблемному принципу или по видам источников информации.
По завершении анализа литературы необходимо сделать вывод:
— о степени разработанности интересующей проблемы (какие вопросы разработаны полно, какие – поверхностно; что предстоит решить);
— о достоинствах и недостатках существующих исследований, сложившихся подходов и методов решения проблемы;
— о том, какие из проанализированных исследований (и почему) будут использоваться в работе;
— о том, какова практическая значимость вопроса, изучаемого в ВКР.
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.
Объект исследования – процесс или явление, существующий независимо от исследователя и выбранный для изучения (описывается в теоретической части работы).
Предмет исследования – это конкретная часть, сторона объекта, которая подлежит исследованию (описывается в практической части работы).
Формулировать объект и предмет исследования необходимо в соответствии с формулировкой темы исследования.
Задачи исследования –это«шаги»по достижению поставленной цели.
При постановке задач цель как бы «расщепляется» на части.
Традиционно существуют два способа сформулировать задачу. В первом случае формулировка начинается с существительного. Например: анализ литературы по теме исследования.
Однако более классической является формулировка задач, начиная с глагола. Например: проанализировать литературу по теме исследования.
В какой последовательности следует располагать задачи?
— Начинать нужно с постановки задач, направленных на изучение литературы по теме работы и теории вопроса.Для формулировки этих задач можно использовать следующие глаголы:изучить, обобщить, проанализировать, сравнить, обосновать, выявить, описать, охарактеризовать.
— Если работа носит практический характер, то следующими после изучения теории будут задачи, связанные с изучением состояния практики.Их формулировку можно начинать с глаголов: ознакомиться, установить, выделить, оценить, проследить, описать, определить, охарактеризовать.
— Далее располагаются задачи, решение которых будет способствовать созданию нового продукта в результате проведенного исследования(например, это могут быть гостиничная услуга, рекомендации по совершенствованию деятельности гостиничной службы и проч.). Глаголы для такого рода задач: усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, подготовить, создать, выработать, сформулировать, разработать.
Что такое объект предмет цель и задачи исследования
Любая студенческая работа, по своей сути, должна удовлетворять общим требованиям по написанию научных работ.
Можно обозначить следующие признаки научной работы: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов.
Специфика научного познания состоит в том, что научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель.
Но вот установлено, что студенческое произведение обладает всеми перечисленными признаками научности. Теперь возникает вопрос о его качестве. Можно выделить одиннадцать характеристик, позволяющих оценить качество студенческой научной работы: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.
Прежде всего, необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучить.
Когда формулируется проблема, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?
Далее идут остальные десять характеристик и вопросы к ним:
— тема: как это назвать?
-актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
-объект исследования: что рассматривается?
-предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
-цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?
-задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
-гипотеза и защищаемые положения: что неочевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
-новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
-значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
-значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее.
Практическая задача и научная проблема не соотносятся друг с другом прямолинейно, «один к одному». Чтобы перевести практическую задачу на язык науки, соотнести ее с научной проблематикой, необходимо учесть все структурные звенья, связывающие науку с практикой, с их конкретным содержанием. Одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и, наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач.
Проблема должна найти отражение в теме исследования. Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Сформулировать тему очень непросто. Нужно так её обозначить, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, момент столкновения старого с тем, что предлагается в исследовании. Прежде всего, самому исследователю должно быть ясно, с одной стороны, с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится, а с другой – какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить.
Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Она как бы задана. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди других (некоторые из них уже исследовались другими) – самая насущная.
Студент должен получить некоторые конечные результаты в своем исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, то есть объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание, – предмет его научной работы.
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим исследователем. Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, притом новое об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.
Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен. Не зря, наверное, в английском языке предмет (по крайней мере, учебный) обозначается словом subject. Наиболее очевидно это в том случае, когда употребляется слово «как» в смысле: «в каком качестве принимается объект к изучению».
Несмотря на очевидность приведенных выше соображений, как показывает практика, различение этих категорий дается с трудом. В самом начале пути, когда многое еще неясно, трудности и неопределенность в формулировании методологических характеристик естественны. Однако и на стадии первоначального обдумывания предстоящей работы и ее главных понятийных «узлов» вполне возможно соблюдать логику развертывания познающей мысли.
Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или части объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Возьмем один примитивный, но зато наглядный пример из жизни. Если разрежем дождевого червя на неравные части, получим двух червяков – большого и маленького. Подобную операцию иногда производят и над объектом – выделяют часть его и считают, что это и есть предмет. Но это не так. Получается просто ещё один объект, только он меньше исходного по размерам.
Ставя перед собой цель, ученый определяет, какой результат он намерен получить в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Цель – это одна из главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат. Поэтому невозможно ни ставить цель, ни анализировать её в отрыве от общего движения познающей мысли, от исследовательской деятельности и, главное, ее логики. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели. Обдумывая логику работы, нужно проследить, чтобы задачи были ориентированы на результат, хотя бы и промежуточный по отношению к цели всего исследования: выявить состояние. раскрыть содержание. разработать представление.
Одним из методов развития научного знания, а также структурным элементом теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Важно иметь в виду, что подобные предположения относятся обычно не просто к констатации существования какого-либо события или явления, а к выяснению связи между ними и наблюдаемыми известными явлениями. Гипотеза как предположение о закономерном порядке явлений и других существенных связях и отношениях имеет в виду также предположения об отдельных явлениях, отдельных свойствах и отдельных связях. Во всех случаях гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное. Она есть такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания. Одно и то же по содержанию предложение, относящееся к одной и той же предметной области, выступает либо как гипотеза, либо как элемент теории, в зависимости от степени его подтверждения.
В процессе разработки гипотеза развертывается в систему, или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Уже поэтому, чтобы выдвинуть гипотезу, нужно многое знать об изучаемом объекте, основательно его изучить. Только тогда можно разработать по-настоящему научное, развернутое предположение, теоретическое представление, которое нуждается в солидных доказательствах.
Нужно отметить, что эта установка, вытекающая из самой природы научной работы, к сожалению, идет вразрез с установившейся практикой. Очень часто гипотезу выдвигают в самом начале, едва приступив к исследованию. В этом случае кроме тривиальных утверждений, общеизвестных истин ничего придумать нельзя. Особенно пагубно то, что эта тривиальная псевдогипотеза имеет много шансов в неизменном виде «дожить» до самого конца работы, а автор так и не узнает о том, что это вовсе не гипотеза. Настоящая гипотеза требует серьезного, трудоемкого обоснования и тщательной, детальной проверки. Поскольку в этом случае ее фактически нет, то нет и надлежащей исследовательской работы. Чтобы не случилось такого, чаще всего невольного, самообмана, лучше на начальной стадии не называть гипотезой закономерно появляющиеся и неизбежно ещё весьма туманные предположения о том, как должно обстоять дело – что собой представляет избранный для изучения объект, какой будет система педагогических действий для достижения планируемого результата и т. п. Достаточно назвать все это простыми словами: «рабочее предположение». А иностранное слово «гипотеза» появится гораздо позже.
наконец, самым существенным признаком научной гипотезы является ее нестандартность или неочевидность.
Полученные результаты прямо или опосредованно скажутся на практике. Осмысление возможностей применения знания в данном случае должно быть конкретным. Нужно обозначить тот раздел практической деятельности, где полезно применить тот или иной конкретный результат исследования для исправления определенного недостатка в работе. Должны быть обозначены специфика результатов и конкретные участки практики, где они могут быть полезны.
Все вышеперечисленные характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая так или иначе должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает эмпирическую область, избранную для изучения, а предмет – аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Другое дело, что ответ на вопрос о новизне результатов исследования, выделяемой как специальная его характеристика, можно дать лишь после получения этих результатов, подводя итоги работы в целом, в конце, а не в начале. То же можно сказать и о гипотезе. Она не может быть содержательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Хотя, конечно, гипотеза – не итог, а как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза – это недоказанная теория. Доказательство очень сложное и нередко длительное дело.
Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой работы.
В результате изучения дисциплины «НИРС» студент должен знать:
-особенности проведения НИР на отдельных этапах;
-методы усвоения информации, ее накопления и систематизации;
-требования к постановке задачи на исследование;
-методы проведения исследований;
— способы и формы защиты результатов НИР, приемы научной дискусии;
— формы апробации результатов работы.
Уметь:
-выбирать объект исследований, формулировать (конкретизировать) задачу, формировать модель объекта;
— формулировать цель НИР;
-алгоритмизировать НИР;
-самостоятельно проводить элементы НИР, в том числе в курсовом и дипломном проектировании;
-ориентироваться в большом количестве научных источников;
-оформлять результаты исследований;
-оформлять требования и провести экспериментальную проверку результатов исследования.
Объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранную для изучения. Объектом исследования могут быть учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий и тренировочный процессы, развивающиеся в общеобразовательных учреждениях, ДЮСШ, вузах, в физкультурно-оздоровительных комплексах. Объект исследования включает в себя другой важнейший элемент – предмет исследования, который взаимосвязан с другими составными частями объекта и позволяет его конкретизировать.
Цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в ходе проведенного исследования. Формулировка цели исследования обычно начинается словами «разработать методику (модель, критерии и др.)», «обосновать… », «выявить …» и т. д. Формулировка цели в работах реферативного характера – «охарактеризовать…», «проанализировать и определить тенденции развития …», «обобщить опыт, выявить возможности использования ….» и т.д.
После формулирования объекта, предмета, цели исследования строится гипотеза исследования, которая, на основе объяснения процесса или явления может подтвердить или отвергнуть существование предполагаемого. Гипотеза должна быть построена таким образом, чтобы она учитывала разные аспекты явления или процесса и проверена на основе изучения значительного объема фактического материала и тогда в выводах исследования можно отразить и то, что получилось, и то, что не удалось подтвердить.
Сформулированная цель исследования и гипотеза определяют постановку задач, которые можно рассматривать как основные этапы работы, продиктованные логикой исследования, таких задач в курсовой работе может быть 3-4. На каждую поставленную задачу в выводах должен быть дан содержательный ответ. Примерные формулировки задач исследования: «Цель исследования определила постановку следующих задач: 1) изучить…, 2) выявить…, 3)разработать…, 4) обосновать…, 5) экспериментально проверить…, и т.д.
Примеры формулировки объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования:
Задачи исследования:
1. Выявить адекватные методы сопряженного развития двигательных качеств и двигательных навыков учащихся 7-8 классов.
2. Определить средства формирования навыков спортивного ориентирования на уроках физической культуры для учащихся 7-8 классов.
3. Разработать и экспериментально обосновать методик физического воспитания школьников на основе формирования навыков спортивного ориентирования.
2. Тема исследования — «Саморегуляция психического состояния лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки».
Объект исследования – психологическая подготовка лыжников-гонщиков в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.
Предмет исследования – особенности организации и содержания методики психологической подготовки лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.
Научная гипотеза –разработка и реализация оптимизации состояния психической готовности лыжников-гонщиков 15-17 лет в соревновательном периоде годичного цикла тренировки на основе реализации навыков саморегуляции позволит повысить эффективность тренировочной и соревновательной деятельности на этапе углубленной тренировочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности психологической подготовленности юных лыжников-гонщиков на этапе углубленной тренировки.
2. Разработать методику саморегуляции психического состояния юных лыжников-гонщиков.
3. Экспериментально обосновать методик применения средств и приемов саморегуляции психического состояния на соревновательном этапе годичного цикла тренировок.
Объект исследования – процесс физического воспитания студентов.
Предмет исследования – личностное развитие студентов в процессе физического воспитания.
Научная гипотеза –эффективное использование потенциала личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов будет возможно при реализации условий для целостного развития личности в сфере физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов.
2. Выявить компоненты, критерии и уровни личностного развития студентов в сфере физической культуры и спорта.
3. Разработать структурно-функциональную модель личностно-развивающего подхода в физическом воспитании.
4. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия реализации личностно-развивающего подхода в физическом воспитании студентов.
Методы исследования
Выбор методов исследования обусловлен задачами исследования. В практике проведения исследований, направленных на решение задач в области физической культуры и спорта широко используются следующие методы:
· анализ литературных источников;
· анализ документальных материалов;
· Беседа, опрос (интервью), анкетирование;
· методы непосредственной регистрации (методы педагогического обследования: хронометрирование, хронографирование; педагогические наблюдения; тестирование, контрольные испытания; регистрация техники физических упражнений: видеозаписи, кино- и фотосъемка, динамометрия, тензометрия, спидография и др.;
· педагогический эксперимент; математические методы обработки полученных материалов.
При выборе методов следует руководствоваться следующими правилами:
ü метод должен соответствовать своеобразию поставленных задач;
ü количество методов должно быть в меру целесообразным;
ü применение методов требует тщательной предварительной организации, включая разработку документации для фиксирования полученных результатов;
ü выбранные методы должны быть предварительно апробированы.