Что такое объект размещения отходов
Что такое объект размещения отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Что такое объект размещения отходов
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запрет, установленный п. 7 ст. 12, временно не распространяется на отдельные объекты.
7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
(п. 10 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
Правила размещения, хранения и накопления отходов
За последние несколько десятков лет количество промышленного и бытового хлама возросло. Их образование стало проблемой как для больших городов, крупных предприятий, так и мелких населенных пунктов. Свалка появляется в результате прекращения управления ненужными материальными изделиями, которые выкидывает человек. Они начинают громоздиться и постепенно разлагаться. Поэтому такие предметы или материалы подлежат правильному размещению или уничтожению.
Законодательные акты, дающие определения понятиям в сфере обращения с отходами
Федеральный Закон № 89 устанавливает правовые основы по обхождению негодного сырья. Исполнение всех его требований приводит к уменьшению пагубного влияния на экологию, помогает защищать здоровье и жизни людей. Его соблюдение необходимо для будущего применения, в виде сырья или для выделения полезных минералов
Нормативные документы, которые регламентируют обращение с мусором в РФ:
Что такое размещение, хранение, складирование и накопление отходов в соответствии с ФЗ 89
Новая правка Федерального закона № 89 дает следующее определения основных положений в сфере обращения с вторсырьем:
Объекты накопления, размещения и хранения отходов
К предметам скопления относятся контейнеры, герметические емкости для ламп из ртути, контейнеры для электронных технических средств, шкафы для оргтехники и другие накопители. Все они вписаны в проект нормативов образования утиля и лимитов на его расположения, но не входят в ГРОРО. Наряду с этим, такие объекты в обязательном порядке вносятся в данный перечень. Согласно ФЗ № 89 их запрещено размещать на складах, которые не внесены в ГРОРО.
При проведении ПНООЛР важно планировать накопление ненужного вторсырья. Если до 11 месяцев, то для этого оборудуют здание, согласно экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Дольше этого срока требуется обустроить специальное помещение.
Требования к объектам размещения отходов
Для предпринимателей и юридических организаций являются обязательными такие требования:
Согласно российскому законодательству, таким помещениям нужны специальные постройки. Для их создания и функционирования требуется положительное заключение государственной экспертизы по экологии.
Требования к местам временного накопления отходов
Накопление отходов можно производить, используя закрытые или герметичные контейнеры. Они относятся к утильсырью 1-3 классов существующей опасности. К ним принадлежат: емкости из металла или пластика. Подойдут картон и мешки из ткани.
Вещества 4 и 5 классов вредных воздействий допускается содержать в открытых емкостях в виде свертков и спрессованного материала.
Упаковочная тара должна быть крепкой, не имеющей повреждений. Нужно полностью предотвращать высыпание, разливание и прочую утечку, тем самым обеспечивая им полную сохранность.
Складирование мусора может осуществляться на отведенных территориях.
Государственный реестр объектов размещения отходов
Информационная система, которая включает расположение твердых бытовых и других исходных материалов, является государственным реестром объектов их распределения. Она содержит данные каждого законного сооружения. Ведь такие строения служат защитой природы и человека.
База сведений имеет информацию обо всех помещениях утильсырья или их переработки. Все данные классифицируются.
Где запрещается складирование
Сбор и временное хранение отходов запрещается осуществлять:
На территорию Российской Федерации запрещен ввоз опасных веществ иных государств с намерением их погребения и обезвреживания
В чем должны храниться отходы в зависимости от класса их опасности по СанПиН
Отходы 1 и 2 класса вредного воздействия хранятся как в закрытых складах, так и в помещениях на поддонах по отдельности. Период вывоза накопительного мусора с участков предприятий производится не менее один раз в полгода.
Мусор различной классификации хранится и транспортируется согласно СанПиН, по таким правилам:
Лица, которые изучили технологические процессы по обороту отходов, должны иметь сертификат на получение права работать с опасными веществами.
Безопасное обращение с отходами на предприятии — залог здоровья каждого человека. Особенно губительными считаются исходные материалы, в которых содержатся вещества, вредные для здоровья людей и представляющие большую угрозу для внешней среды.
Хранение отходов 4 класса опасности
Предметы четвертого класса особенно серьезных опасений не вызывают. Они имеют низкий уровень воздействия ОО на природную среду. Эти производственные исходные материалы частично нарушают экологическую систему. Но уже через 3 года экосистема полностью может восстановиться. Сюда относят сернокислые соли, химические элементы алюминия, аммиака, этанола.
Часто отброски бывают строительными: арматура, щебень, лоскуты рубероида. Также встречается дорожный асфальт, битумные предметы, куски мебели, дерновая земля. Их можно хранить в открытом виде на платформе или спецплощадке. У них должно быть твердое водонепроницаемое покрытие и без контакта с землей. Разрешается перевозить навалом.
Способы размещения отходов
К завершающей процедуре переработки относятся:
Во время перевозки на место захоронения используется специально оборудованный автотранспорт. Весь мусор и смеси содержат на предназначенных территориях, за пределами населенных мест и с выполнением соблюдений СЭП.
Когда нужно получать лицензию для размещения
Когда на территории структурного подразделения проводится скапливание только опасных производственных факторов (ОО) и содержится утильсырье 5 группы агрессивности, официального распоряжения на ведения работ не требуется.
Порядок обращения с отходами производства и потребления
Форма отчетности об образовании отходов — куда сдавать отчет МСП
Транспортировка отходов 1-4 класса — что это, порядок вывоза
Классификация особо опасных отходов и правила обращения с ними
Что такое территориальные схемы по размещению и обращению с отходами
Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности
Размещение отходов производства и потребления: что это такое, виды, отчетность и государственный реестр
Проблема отходов в настоящее время — одна из самых актуальных.
В связи с этим управление обращением с мусором является важной задачей, стоящей перед государством.
Росприроднадзор следит за правильным размещением отходов производства и потребления, регламентируя эту деятельность на законодательном уровне.
Что это такое? Определение термина
Термин «размещение отходов» согласно закону № 89-ФЗ означает хранение и захоронение мусора, не подлежащего дальнейшей утилизации.
Размещаются отходы производства и потребления на оборудованных для этих целей территориях, либо на специализированных объектах:
Использование полигонов возможно только с разрешения компетентного исполнительного органа. Предприятия, которые размещают и обезвреживают мусор, предварительно получают лицензию.
Какие классы опасности отходов подлежат размещению?
В СанПиН 2.1.7.1322-03 отражены особенности размещения отходов производства и потребления: в этом нормативном документе нюансов больше, чем в 89-ФЗ.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам тип размещения отходов зависит от класса их опасности.
Особенности размещения отходов разных классов опасности:
I | II | III | IV | V |
Тип тары | ||||
герметичная | закрытая | открытая/без тары | ||
в контейнерах, цистернах, бочках. | в пластиковых пакетах, мешках из полиэтилена. | х/б и текстильных мешках, бумажной таре, ларях. | навалом, насыпью, в грядах, в брикетах, кипах, тюках, штабелях, на стойках, в поддонах. |
Виды и варианты
Размещение отходов может быть:
Отходы, которые невозможно утилизировать, захоранивают на охраняемых полигонах – обширных специально оборудованных территориях.
Согласно законодательству РФ, мусор размещается следующими способами:
Вывоз ТКО на полигон: договор, талоны, описание процесса
Твердые коммунальные отходы (ТКО), образуемые населением, на полигон вывозит оператор ТКО, обслуживающий конкретный регион.
Региональный оператор (РО) заключает с полигоном договор, согласно которому РО обязуется:
Исполнитель (полигон) берет на себя размещение отбросов на своей территории и действует в соответствии с законами в области обращения с отходами.
Оператор при заключении договора с полигоном получает специальные талоны с уникальным номером и серией, которые заверены фирменной печатью организации.
Также полигон ведет базу данных, где фиксируется информация о заказчиках, марках транспортных средств, выданных пропусках.
По одному талону на размещение на полигоне на муниципальной свалке можно выгрузить определенное количество мусора.
Существует несколько категорий талонов в зависимости от вида мусора, ввозимого на полигон:
На свалку организация может вывезти свои отходы самостоятельно или воспользовавшись услугами клининговой фирмы, имеющей лицензию на вывоз отходов.
С весны 2018 года уникальный талон на однократный въезд на территорию полигона можно получить через систему «Электронный талон». Потребуется регистрация и заполнение анкеты.
Как пользоваться талоном:
Чем грозит несанкционированное размещение на полигоне?
Люди и предприятия, которые оставляют мусор в непредназначенном месте, в том числе на территории полигона без получения разрешения, нарушают закон. Наказание зависит от тяжести последствий для природы и степени опасности оставленного мусора.
Правонарушение | Статья | Размер штрафа | |||
Административная ответственность | |||||
Сбор, накопление или утилизация мусора в неположенном месте | ч. 1-3 ст. 8.2 КоАП | 1 нарушение | Повторное нарушение | Причинен вред | |
Граждане | 2 тыс. руб. | 2-3 тыс. руб. | 3-4 тыс. руб. | ||
Должностные лица | 10-30 тыс. руб. | 30-40 тыс. руб. | 40-50 тыс. руб. | ||
ИП | 2 тыс. руб. | 2-3 тыс. руб. | 3-4 тыс. руб. | ||
Юр. лица | 30-50 тыс. руб. | 50-70 тыс. руб. | 70-80 тыс. руб. | ||
Размещение мусора в неположенном месте | ч. 4-6 ст. 8.2 КоАП | Граждане | 3-5 тыс. руб. | 5-6 тыс. руб. | 6-7 тыс. руб. |
Должностные лица | 20-40 тыс. руб. | 40-50 тыс. руб. | 50-60 тыс. руб. | ||
ИП | 40-50 тыс. руб. | 50-60 тыс. руб. | 60-70 тыс. руб. | ||
Юр. лица | 300-400 тыс. руб. | 500-600 тыс. руб. | 600-700 тыс. руб. | ||
Размещение мусора сверх установленных лимитов | ч. 8 ст. 8.2 КоАП. (применяется только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС). | Граждане | не привлекаются | ||
Должностные лица | 20-40 тыс. руб. | ||||
ИП | 40-60 тыс. руб. | ||||
Юр. лица | 200-350 тыс. руб. | ||||
Уголовная ответственность | |||||
За нарушение правил размещения радиоактивных, бактериологических и химических веществ и отходов. | ч.1 ст. 247 УК РФ | до 200 тыс. руб.; принудительные работы; ограничение или лишение свободы на срок до 2 лет. | |||
Если нанесен вред здоровью человека, случилась массовая гибель животных. | ч.2 ст. 247 УК РФ | лишение свободы до 5 лет. | |||
Смерть человека или массовое заболевание людей | ч. 3 ст. 247 УК РФ | лишение свободы до 8 лет. |
Временное складирование на территории предприятия
Предприятия по закону № 89-ФЗ могут в течение 11-ти месяцев накапливать отходы на своих складах и площадях при условии правильного оборудования мест временного накопления:
Как производится отчетность?
Организациям и предпринимателям, ведущим деятельность по обращению с отходами, необходимо в срок подавать экологическую отчетность.
Название отчета | Содержание отчета | Регламентирующий нормативный документ | Срок подачи отчетности | Куда передать отчет |
Отчет по обороту отходов за 2019 г. | Сведения, касающиеся оборота отходов 1-5 класса опасности | Приказ Минприроды РФ № 721 от 01.09.2011 г. | до 10 января | Росприроднадзор |
Отчетность по обращению с отходами (отчет МСП)* *с 01.01.2019 этот отчет должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. | Сведения по появившимся, обеззараженным, переданным другим юр. лицам отходам за 2019 г, их масса, состав, место размещения и т.п. | Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) «Об отходах производства и потребления» Приказ Минприроды № 30 от 16.02.2010 г. Письмо Ростехнадзора № 00-07-12/2968 от 08.06.2010 г. | до 15 января | Росприроднадзор |
2-ТП (отходы) вступила в действие новая форма с 01.01.2020 г. | Годовая форма отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления. | Приказ Росстата № 766 от 12.12.2019 г. | до 1 февраля | Росприроднадзор |
Отчет о тех. условиях утилизации ТКО | Сведения об оборудовании, технических средствах, которые используются для работы с отходами. | — | до 1 апреля | Росприроднадзор |
О местах сбора отходов | Сведения о местах сбора отходов 1–4 класса. | Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1520 | до 1 апреля | Росприроднадзор |
Государственный реестр полигонов
Сфера хранения и захоронения мусора находится под контролем государства, которое берет на себя создание специализированных полигонов, пригодных для действий с отходами разного типа.
Реестр препятствует образованию несанкционированных свалок, уменьшая отрицательное воздействие мусора на окружающую среду.
Заключение
Пристальное внимание общества к вопросам размещения отходов не случайно: благополучие человека напрямую зависит от экологии. Соблюдение правил обращения с отходами позволит сократить площади свалок, снизит нагрузку на природу и, в конечном итоге, благоприятно повлияет на здоровье людей.
Размещение отходов: как получить лицензию на этот вид обращения с отходами
Содержание:
Размещение отходов: разбираемся в терминологии
Размещение отходов – хранение и захоронение отходов
Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Складирование отходов на срок менее 11 месяцев называется накоплением отходов. Накопление отходов, в отличие от хранения отходов, не подлежит лицензированию.
Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензия на размещение отходов и плата за негативное воздействие на окружающую среду
Лицензия выдается на конкретные виды отходов, с которыми планирует работать лицензиат. Весь перечень отходов, который порой “простирается” на десятки страниц перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, которых нет в списке, является незаконным.
Документы для получения лицензии на размещение отходов
Требования к объектам размещения отходов
На сегодняшний день существует ряд требований к объектам размещения отходов (полигонам, шламохранилищам, отвалам пустой породы, терриконикам, золошлакоотвалам, специально оборудованным комплексам по их переработке и захоронению). Основные положения размещения отходов описаны в статье 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” и более подробно в СанПин 2.17.1322-03.
Далее приведем некоторые правила размещения отходов из СанПин 2.17.1322-03, коих гораздо больше, чем в одной статье ФЗ-89. Например, в СанПин указывается каким образом должны храниться отходы в зависимости от степени опасности: 1 класс – только в контейнерах, бочках и цистернах; 2 класс – в полиэтиленовых мешках и пластиковых пакетах; 3 класс – в бумажных мешках, хлопчатобумажных и текстильных; 4 класс – насыпью.
В отдельном разделе документа приводятся требования к самим объектам размещения отходов, которые частично пересекаются с положениями закона “Об отходах”. Понятно, что место для хранения и захоронения отходов выбирают на этапе разработки проектной документации, размер территории определяется с учетом эксплуатации на 20-25 лет; берется во внимание классы опасности отходов, которые планируют размещать. Объект выбирается за пределами жилой зоны и мест скопления, отдыха людей.
Территория с хранящимися отходами не должна простираться на территории всех 3-х поясов зон санитарной охраны источников воды. Полигоны запрещено размещать на заболоченных территориях. Весь полигон должен быть опоясан кольцевыми каналом и валом высотой от 2 метров.
Хранение и захоронение отходов должны происходить с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов. И другие санитарные правила и нормы.
Способы размещения отходов
Реестр объектов размещения отходов
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ФЗ №89).
Литература для изучения вопроса
СанПин о размещении отходов
Российским законодательством разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». В данном документе содержится информация о целях размещения отходов и области применения документа; временном складировании и транспортировании отходов; требовании к размещению, устройству и содержанию объектов; составе предпроектной и проектной документации и прочее.
Сроки получения лицензии
Лицензия на размещение отходов по срокам получается дольше, чем лицензия на сбор и транспортирование. Если рассматривать ситуацию, когда у соискателя лицензии собраны все исходные данные из перечисленного выше списка и он передает их в проектную организацию для получения лицензии. В этом случае общий цикл получения лицензии (с подготовкой материалов обоснования, согласованием в трех органах и двумя проверками) займет 5,5 месяцев. Правда, это идеальная ситуация, которая на практике встречается крайне редко.
Если у соискателя лицензии нет проектов санитарно-защитной зоны и предельно допустимых выбросов, срок получения лицензии увеличивается на время получения положительных заключений по этим документам. Например, разрешение на выброс получают за 5 месяцев, санэпид заключение по границе СЗЗ за 4,5 месяца. При синхронном проектировании документов возможно уложиться в срок 6-7 месяцев. Для этого понадобится подключить дополнительных специалистов.
Проведение экологической экспертизы и общественных слушаний также занимает не менее 3 месяцев.
В итоге наиболее реальным сроком получения лицензии можно назвать 1-1,5 года. Для этого специалистам следует работать по заранее составленному плану-графику и аккуратно придерживаться его.