Что такое объективизация мужчин
Дорогая, прекрати: Как мужское тело стало сексуальным объектом
В последнее время мы часто слышим слово «объективация». Активисты и просто сочувствующие повторяют его как мантру и укор развитому человечеству. Такая риторика подразумевает, что, получив номинальное юридическое равенство, женщина в современном западном обществе по-прежнему воспринимается лишь как предмет сексуального удовлетворения. Доказательство тому — многочисленные съёмки, от модных журналов до рекламы провинциального автосалона. С другой стороны, что же происходит с мужским телом? Как быть со всеми этими красавчиками в трусах? Попробуем разобраться, с каких пор мужчины так же успели стать жертвами объективации.
Так уж получилось, что мужчин объективируют не первую тысячу лет. Начнём с первобытных сообществ, в которых вопреки распространённым стереотипам не было матриархата в качестве базовой системы отношений и устройства общины. В строгом смысле слова это была матрилинейная филиация, то есть родство велось по женской линии, но какой-то особенной роли у женщин не было, как не было её и у мужчин. Естественное деление по половому признаку тогда не создавало каких бы то ни было стабильных отношений господства и подчинения. Мужчины и женщины выполняли совершенно разные обязанности, но о том, чтобы считать одни (охота) важнее других (воспитание потомства, приготовление пищи), не было никакой речи. При этом род действительно вёлся по матери.
Изобразительное искусство тех времен было плотно связано (а зачастую и прямо ограничено) с культом фертильности, и в его рамках племена более-менее одинаково активно поклонялись как мужскому, так и женскому половым началам. Изображения фаллосов и округлых женских силуэтов встречаются в первобытном искусстве примерно в равном количестве.
В более поздних культурах иерархия прослеживается уже вполне чётко, а в некоторых цивилизациях даже зафиксирован момент её установления. Речь, конечно же, о мифах. В древнейших из дошедших до нас сюжетах мифологии, например шумерской, присутствует эпизод сражения абсолютных мужского и женского начал, в котором победило первое. Каноны физической привлекательности начали оформляться в древних цивилизациях ещё до нашей эры. Любовь к узким плечам и тонкой талии у женщин в Египте, индийские изображения божественных красавиц с поднятыми бюстами и широкими ягодицами. В более позднем буддистском каноне фигурируют 18 обязательных признаков женской красоты и 32 отличительных признака Будды, которые, как несложно догадаться, проецируются на красоту мужскую. В числе последних приводятся «округлённые, мягкие, как у младенца, и в то же время длинные и красиво поставленные руки и ноги, широкие округлые плечи, колени ног не выдающиеся; кожа золотистого цвета, тонкая и нежная, белые ровные зубы, плотно прилегающие губы, глаза, подобные сапфиру, и красивые ресницы».
← Эту некогда популярную точку зрения опровергают многие современные антропологи, указывая на то, что систему неравенства, подчинения и управления люди унаследовали от своих животных предков.
Судя по археологическим находкам, среднестатистического эллина вообще сложно назвать красавцем: плотный, коренастый, коротконогий мужчина.
Настоящая помешанность на мужском теле началась, как известно, в античности. Судя по дошедшим до нас изображениям, в древнейшие времена во время сражений с врагами и соревнований друг с другом греки носили набедренные повязки. По свидетельствам Платона, первыми отказались от какой-либо одежды критские атлеты на олимпийских соревнованиях, затем спартанцы, а повсеместный обычай состязаться нагишом появился, как утверждал немецкий антрополог Ханс-Петер Дюрр, только к 15-й Олимпиаде (715 год до н. э.).
Женщин в Древней Греции ни во что не ставили как в социальном, так и зачастую в сексуальном плане, зато мужчин объективировали активно, причём свои же товарищи по гендеру. Женские фигуры, за некоторыми исключениями, было неприемлемо изображать нагими. При этом, чтобы найти хотя бы одну «одетую» древнегреческую скульптуру мужеского пола, придётся некоторое время покопаться в картинках Google по запросу «античные статуи». Для тех, кто уже спешит заявить, что это лишь пресловутый нарциссизм, напомним, что древние греки в большинстве своём совершенно не были похожи на те изображения, с которыми мы привыкли их ассоциировать. Это прекрасно показал историк культуры Эндрю Стюарт в своей книге Art, Desire, and the Body in Ancient Greece. Судя по археологическим находкам, среднестатистического эллина вообще сложно назвать красавцем: плотный, коренастый, коротконогий мужчина. Так что даже несмотря на то, что в античной Греции скульптуры лепились с натуры, это не портреты реальных людей, а, скорее, эталоны божественной и, по сути, недостижимой красоты. Как, например, мастерски отретушированные фотографии мужчин атлетического телосложения в современных глянцевых журналах.
Сильнейшим толчком к эротизации человеческого тела стало чувство стыда, вынудившее людей начать прикрывать некоторые свои «срамные» места, что напрямую связано с развитием предметов одежды. Зигмунд Фрейд в этой связи писал: «Прогрессирующее вместе с развитием культуры прикрывание тела будит сексуальное любопытство, стремящееся к тому, чтобы обнажением запрещённых частей дополнить для себя сексуальный объект». Именно это любопытство, по мнению отца псиохоанализа, и трансформировалось в итоге в сублимацию.
По-хорошему, о динамике восприятия обнажённого и необнажённого мужского тела в истории различных цивилизаций пишут целые книги, поэтому мы в рамках статьи перескочим сразу к главному — к объективации мужского тела в ХХ веке. Примерно до середины столетия место женщины в искусстве ограничивалось редкими пейзажами, натюрмортами и портретами влюблённых пар, и даже изображение обнажённых тел других женщин считалось серьёзной провокацией. Известен случай, когда на московский художественной выставке Общества свободной эстетики в 1910 году дичайший скандал вызвали две картины кисти Натальи Гончаровой, на которых были изображены нагие девушки. Полиция арестовала «порнографические» полотна, а художницу официально обвинили в совращении молодёжи.
Уже после мировых войн, когда западный мир взорвался освободительными движениями, художницы-феминистки целенаправленно проблематизируют практически всё, начиная с привычного образа женского тела и заканчивая порядком позирования натурщиков. Предлагается новый, женский взгляд на мир как противовес взгляду мужскому. Художницы начали использовать изображение голого мужчины в качестве антисексистской меры с целью тем самым вернуть себе право свободно выражать своё вожделение, что прекрасно подчеркивает высказывание одной из самых видных фигур феминистических арт-кругов того периода Луизы Буржуа: «The phallus is a subject of my tenderness». Женщины-фотографы, которые в 1970-х впервые начали снимать обнажённых мужчин, долгое время подвергались жёсткой критике со стороны консервативных кругов, но за неимением осмысленных аргументов общество вскоре с этим смирилось.
МнениеЧто такое сексуальная объективация и чем она опасна
Разбираемся в ключевых понятиях борьбы за права женщин и не только
Текст: Мария Серветник
В обществе — и в том числе российском — набирает обороты общественная дискуссия о различных формах дискриминации, в частности, о сексизме. «Геймергейт», бурные дебаты о рубашке, не оставившие в стороне никого, обращение инициативной группы в ELLE после публикации статьи о Екатерине Архаровой — всё это сигнализирует, что эти явления волнуют всех. Но надо понимать, что в нашем обществе нет долгой традиции подобного обсуждения и, соответственно, нет общественного консенсуса по ряду вопросов.
Комментарии в соцсетях и под публикациями СМИ демонстрируют, что у многих до сих пор нет четкого понимания, что такое борьба за права, дискриминация, сексизм, феминизм, радикальный феминизм и так далее. Мы решили, что для конструктивного диалога необходимо сначала определиться с ключевыми понятиями. Первым делом мы попросили экспертов объяснить, что такое сексуальная объективация, как она проявляется в культуре и обществе и какие у нее могут быть последствия.
Денис Салтыков культуролог
Сексуальная объективация — это конструирование и/или восприятие кого-то как сексуального объекта. Например, если мужчина едет в метро и жадно разглядывает декольте расположившейся напротив дамы — это типичный и всем знакомый случай сексуальной объективации. Точно так же мужчина (я обращаюсь к такой маскулинной гетеросексуальной модели как наиболее распространённой в нашей повседневности), смотрящий в театре на игру актрисы и комментирующий затем друзьям: «Сиськи у нее ничотак!» — тоже яркий и понятный пример сексуальной объективации.
Тем не менее стоит отличать объективацию как таковую от сексуальной объективации. Человеку вообще свойственно объективировать, как доходчиво объясняют современные антропологи типа Дэниела Миллера. Это нормальный способ социального взаимодействия. Поэтому с критикой объективации очень легко переборщить. Точно так же стоит относиться и к репрезентации женщины в искусстве. Всегда нужно учитывать контекст производства и отличать изображение женского тела как сексуального фетиша от, например, канонического изображения обнаженной натуры в ренессансной живописи. Пресловутая Венера — это работа по созданию религиозного фетиша. Сексуальная объективация здесь добавляется вовсе необязательно. Мы же знаем, что обнаженная женская натура в античности не эротизировалась, в эпоху Возрождения дела уже обстояли чуть сложнее, но это всё еще ситуация, не идентичная современной, а потому не нужно торопиться и с применением аналогий из нашего времени.
К тому же, помимо замысла создателя образа, есть еще восприятие людьми, конечными потребителями. Неслучайно сейчас в антропологии распространена рекомендация уделять внимание анализу аудитории. Вполне возможно, что нечто, задумывавшееся как религиозный фетиш (я использую этот пример в силу его наглядности), зрителем воспримется в знакомом нам духе: «Ну и фигурка у этой дамочки!» Главное в критике сексуальной объективации — внимательно относиться к социальному контексту в каждом конкретном случае, чтобы ненароком не начать мерить всё с позиций сегодняшнего контекста. Тонкая критика должна быть чуткой к различиям.
Сексуальная объективация и что ею не является
Ненормальной ситуация становится тогда, когда объективация выходит за рамки инструментальных функций, заданных профессией, задачей и т.д. То есть:
а) когда забывается, что у человека есть этот самый богатый внутренний мир, личность и чувства, и с ним начинают обращаться как с неодушевленным объектом (например, орать на кондуктора и ожидать, что он будет сидеть и слушать, или лапать красивого мужчину с плаката за задницу при личной встрече без разрешения);
б) когда статус объекта распространяется на ту или иную социальную группу, постоянно, вне зависимости от обстоятельств, и в некоторых случаях даже вменяется ей в обязанность. Примеры этого есть в мотивации рабства, крепостного права, расизма, классизма, отношения к людям с инвалидностью, к детям и к пожилым. но в нашем случае это сексуальная объективация, которая направлена в первую очередь на женщин.
То есть, повторюсь: проблема не в том, чтобы воспринимать кого-то как сексуальный объект у себя в голове. Проблема в том, чтобы а) воспринимать человека только как сексуальный объект (забывать, что у него есть личность и переживания, пусть и за пределами той эстетической/эротической картинки, в которой он фигурирует как объект), б) вести себя с человеком как с объектом при взаимодействии с ним, и в) в распространении роли сексуального объекта на всю социальную группу, с принуждением к выполнению этой роли и одновременным обесчеловечиванием этой группы.
Культура изнасилования. Взаимосвязь (взаимовстроенность?) должна быть очевидна, но если кратко повториться, то: поскольку сексуальный объект не обладает свободой воли, то и права на отказ или согласие от использования его по прямой функции не имеет.
На этом я (пока?) заканчиваю, можно задавать вопросы, попробую ответить или хотя бы подумать
Долго подбирала иллюстрацию, но не подобрала, потому что они все либо мерзкие, либо пародии на мерзкое, либо требуют комментариев.
Объективация мужчин: считают ли стриптизеры, что их используют?
Есть ли объективация в мужском стриптизе?
Тут они, впрочем, явно поскромничали.
Однако в первую очередь это все же танцевальное шоу: атлетичные, грациозные мужские фигуры помогают зрительницам почувствовать, что они обладают властью.
Некоторые зрительницы вызываются добровольцами и выходят на сцену, другие просто кричат издали, при этом всех женщин побуждают не стесняться, а протянуть руку и пощупать артистов, когда те совершают свой пресловутый пробег через толпу.
Ничуть не смущаясь, он отвечает: «Где-то, наверное, в районе 40 или 50. Наш зал вмещает не больше 350 человек, так что даже когда у нас относительный аншлаг, мы стараемся двигаться по залу как можно больше, так чтобы все смогли испытать максимально полный опыт представления Chippendales».
В течение шоу артисты могут переодеваться более десятка раз
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Позвольте мне здесь сделать небольшую паузу и объяснить, как вообще меня угораздило попасть сюда.
Это задело меня за живое и вызвало любопытство, достаточное для того, чтобы, оказавшись на выходных в Лас-Вегасе, написать короткий имейл агенту Chippendales. Он разрешил мне взять интервью у одного из своих подопечных по вопросу о том, чувствуют ли мужчины-стриптизеры такой же уровень объективации по отношению к себе, как их коллеги-женщины.
Все мои предубеждения по поводу «мозгов, ушедших в мускулы», мгновенно улетучиваются, едва я встречаю Райана.
Я рассказываю ему, что слышала истории про женщин, которые в приливе энтузиазма оставляли следы от укусов на ногах танцоров или ногтями расцарапывали им спину до крови.
Объективация, кризис маскулинности, новые отцы: словарь новых гендерных терминов
Еще недавно мы почти не слышали слов «маскулинность» и «объективация», а сегодня гендерные вопросы всплывают даже в самых обычных бытовых разговорах — не говоря уже о бурных дискуссиях в фейсбуке. В сотрудничестве с Гёте-Институтом в Москве, который в прошлом году провел кинофестиваль Blick на тему маскулинности, а совместно с Фондом имени Генриха Бёлля — цикл дискуссий о маскулинности «Быть мужчиной», мы составили словарь новых гендерных терминов. С его помощью можно проверить или углубить собственные знания, а также помочь кому-нибудь разобраться в теме — например, старшим родственникам.
Бинарная гендерная система
Социальная система, подразумевающая, что все люди делятся на мужчин и женщин. Благодаря бинарности формируются гендерные роли, дополняющие друг друга: мужчины сильные — женщины красивые, мужчины зарабатывают — женщины воспитывают детей и т. д.
Хотя бинарную систему называют традиционной, во многих обществах с давних времен существуют другие системы: например, у коренных народов Северной Америки есть понятие «человека с двумя душами», не принадлежащего ни к мужчинам, ни к женщинам, а в Индии — каста хиджр, представителей которой называют «третьим полом».
Сейчас бинарная система считается устаревшей: международные медицинские и общественные организации постепенно признают, что гендеров больше, чем два, и они не привязаны к биологическим полам (которых, кстати, тоже больше).
Габитус
Вы смелы и уверены в себе, легко беретесь за сложные задачи и не боитесь потерпеть неудачу, уверены, что мир дружелюбен по отношению к вам, а ваша точка зрения априори ценна и важна. Или вы застенчивы и скованы, не ставите амбициозных целей просто потому, что слишком высок шанс проиграть, мир жесток, а то, что вы думаете, скорее всего, ничего не значит. Какой бы из этих двух (или множества промежуточных) паттернов поведения не был вам свойственен, нельзя сказать, что это ваша вина или заслуга. По крайней мере, так считал французский социолог Пьер Бурдьё, описавший понятие габитуса.
Если очень упростить, габитус — это поведенческие привычки и установки, которые мы усвоили — в зависимости от того, к какому социальному слою и гендеру мы принадлежим. Это то, на что, как нам кажется, мы можем рассчитывать и претендовать, за что, по нашему мнению, мы имеем право браться, а за что — нет.
Например, люди аристократического происхождения вальяжны и властны, а представители низших слоев — скромны и нерешительны. Можно говорить и о гендерном габитусе. К примеру, если женщине с детства прививали традиционные семейные ценности, объясняя, что она хранительница очага, ей будет сложнее мотивировать себя строить карьеру, ставить амбициозные профессиональные цели и идти к ним — достаточно будет скромной должности и зарплаты. А если мужчину воспитывали как добытчика и воина, он усвоит соответствующие паттерны поведения и будет уверенно демонстрировать свое превосходство, что повысит его шансы на карьерный успех.
Гендер
Самое короткое определение гендера, которое легко запомнить, — социальный пол. Если биологический пол — это набор физиологических признаков, то гендер — это все те социальные и культурные черты, которые ассоциируются с половой принадлежностью. Примерно так: женщина — мать и хранительница очага, носит юбки, нежная и беззащитная, любит цветы и мелодрамы, мужчина — добытчик, носит брюки, сильный и решительный, никогда не плачет, поднимает тяжести. Это именно что представления о гендерных ролях, и чаще всего — если не всегда — очень стереотипные. Они навязываются человеку семьей, школой и поп-культурой — это называется гендерной социализацией. Например, девочке говорят, что драться нехорошо, а мальчику — что надо уметь за себя постоять.
В XX веке исследователи начали подозревать, что гендерная идентичность может быть не связана с анатомией, а ещё — что гендеров больше, чем два, и это не бинарная система (женщины и мужчины), а спектр.
Сейчас даже фейсбук предлагает пользователям выбрать не один из двух, а один из 58 вариантов гендера.
Гендерно нейтральное воспитание
С распространением идей о гендерном равенстве изменился и подход к воспитанию детей. Раньше считалось нормой, что люди с младенчества встраиваются в существующую систему гендерных ролей (начиная с розовой или голубой ленточки при выписке из роддома). А теперь исследователи полагают, что гендерные стереотипы негативно влияют на детей, и чем раньше начать разговор о равноправии и разнообразии, тем лучше. На этой идее строится гендерно нейтральное воспитание — относительно новая система, в которой детей стараются с рождения не ограничивать гендерными рамками: родители не используют аргументы вроде «ты же девочка, веди себя прилично» и не отбирают у мальчиков Барби.
Главный принцип гендерно нейтрального воспитания — давать ребенку возможность самостоятельного выбора: некоторые родители даже не используют местоимения «он» или «она», чтобы ребенок со временем мог сам составить представления о своей гендерной идентичности.
Английское слово queer (дословно — «странный») еще недавно считалось оскорбительным: так называли геев — тех, кто выбивался из привычных представлений о «традиционных» гендерных ролях и сексуальности. Но со временем представители ЛГБТ+ присвоили этот термин и сделали частью своей культуры.
Сейчас квир — зонтичный термин для всего, что не вписывается в бинарную гендерную систему и не попадает под определение гетеросексуальности. Квир — это и идентичность, и культура, и научная дисциплина.
Хотя слово уже не имеет выраженной негативной окраски, не все представители ЛГБТ+ сообщества принимают его, поэтому лучше не использовать его по отношению к человеку, если вы не уверены, что он так себя идентифицирует. И вообще, всегда лучше сначала спросить, как именно обращаться к собеседнику, в этом нет ничего странного или постыдного. Напротив, так вы проявите свое уважение.
Кризис маскулинности
Ситуация, при которой легализованные в обществе качества «настоящего мужчины» — например, физически сильный, волевой, суровый, решительный и даже агрессивный — уже не кажутся однозначными достоинствами, а кем-то даже могут считаться недостатками и пережитками прошлого.
На это работает множество факторов. Например, в XXI веке уже не так ценится тяжелый физический труд (а значит, быть накачанным и выносливым совсем не обязательно). Да и выражение «добытчик в семье», когда большинство женщин тоже работают наравне с мужчинами, как будто ничего не значит. Отсюда дилемма: кто такой настоящий мужчина, если все его хрестоматийные достоинства теряют смысл? И не любой ли мужчина — настоящий?
Маскулинность
Комбинация практик (например, ходить на работу с портфелем, пить пиво в гараже), внешних атрибутов (например, пенис, борода, брюки) и представлений (например, глава семьи должен хорошо зарабатывать), которые позволяют идентифицировать человека как «настоящего» или «правильного» мужчину. Этот набор может меняться в зависимости от исторического и культурного контекста: во времена Людовика XIV «правильный» мужчина должен был хорошо танцевать, носить большой парик и делать макияж.
Сегодня часто можно услышать выражение «токсичная маскулинность»: оно обращает внимание на те качества и практики, которые традиционно приписываются мужчинам, однако при этом плохо сказываются на них самих и на окружающих. Подчеркнем, что не все такие качества признаются вредными и не любая маскулинность — токсичная: в целом «маскулинность» — нейтральный термин, и в его рамках существует несколько подтерминов.
Источник
Например, с начала 1980-х годов социологи выделяют так называемую гегемонную маскулинность — комбинацию практик, свойственных мужчинам, достигшим высокого уровня социального престижа. При этом традиционные мужские качества могут оборачиваться против их носителей. Так, агрессивность и стремление к лидерству — качества, которые «должны присутствовать» у успешного мужчины, — могут привести к ухудшению партнерских отношений, а запрет на выражение эмоций («Не плачь, ты не баба!») — к депрессии или насилию.
Новые отцы
Сегодня всё чаще можно услышать о «новом отцовстве» — форме родительства, в которой отец принимает не меньшее участие в жизни ребенка, чем мать. Это принципиально отличается от форм отцовства, которые были приняты раньше: от «ответственного отца» (принимающего участие в воспитании, но меньше матери) до полностью отсутствующего (эта модель очень распространена: матери-одиночки составляют треть всех российских семей с детьми).
Новое отцовство подразумевает, что воспитание детей — не прерогатива женщин. Отец может присутствовать и оказывать поддержку во время родов, ходить на курсы для будущих родителей, без стыда и сомнений брать декретный отпуск, активно участвовать в воспитании и уходе за детьми.
Источник
Страной победившего «нового отцовства» считают Швецию, где мужчин обязывают взять трехмесячный декретный отпуск, за что полагается компенсация в размере 80% от зарплаты.
Объективация
Дословно — превращение в неодушевленный объект, «опредмечивание». Чаще всего в контексте гендерных вопросов говорят о сексуальной объективации женщин в обществе: это значит, что их принято приравнивать к вещи, предназначенной для удовлетворения половых потребностей мужчины. Сексуальный объект — это сумма симпатичных частей тела, а не полноценный человек со своим характером, интересами и мечтами.
Насколько объективация женщин распространенное явление, легко заметить по образам из поп-культуры и рекламы: почему супергероини и персонажи видеоигр носят обтягивающие костюмы и бронелифчики, тогда как их коллеги-мужчины почти не оголяются? Почему в рекламе недвижимости вы встретите слоган «Маленькая, зато своя» с намеком на женскую грудь, но никто из креативщиков не додумался до аналогичной шутки про член?
Потому что женщин объективируют куда чаще. Это плохо сказывается на положении женщин в обществе и угрожает их безопасности. Впрочем, это не значит, что объективации мужчин не существует. В современной культуре достаточно примеров того, что к мужскому телу тоже относятся как к сексуализированному объекту. Скажем, реклама туалетной воды чаще всего содержит изображение томного мускулистого красавца в нижнем белье, загорелого и молодого.
Патриархальные дивиденды
Термин, который ввела австралийский гендерный социолог Рэйвин Коннелл. Он означает пользу, которую извлекает большинство мужчин из своего доминирующего положения в обществе. Причем польза эта может быть любой — не только материальной. Это когда даже самый заурядный мужчина априори находится в более выгодном положении, чем женщина. Именно патриархальные дивиденды, по мнению Коннелл, позволяют отстранять женщин от получения большого количества материальных благ и социального капитала. Но некоторые современные исследователи считают, что патриархальные дивиденды может получать и женщина — за сам факт своей принадлежности к «слабому полу» и следование гендерным нормам.
Например, если женщине дали карьерное повышение за то, что она не пресекала или даже поощряла домогательства босса. Или другой пример: зарплата женщины в семье нередко — ее личные деньги, а зарплата мужа — общие семейные.
Профессор Высшей школы экономики, социолог Елена Рождественская называет такие патриархальные дивиденды «уловкой слабых». «В такой ситуации нельзя применить моральные оценки — плохо это или хорошо. Это просто особенность общества, культурного контекста», — объясняет она.
Сексизм
Дискриминация по половому признаку. Сексизм проявляется во всех областях жизни и может застигнуть вас хоть на рабочем месте (почти во всех сферах женщины зарабатывают меньше, чем мужчины на аналогичных должностях), хоть на семейном застолье («Ты что такая нервная, у тебя ПМС?»). Раньше сексизм был закреплен на государственном уровне: в большинстве стран женщины получили право голоса лишь в начале прошлого века, а в Саудовской Аравии — в 2015 году. Кроме очевидно негативных проявлений дискриминации вроде домашнего насилия или списка запрещенных для женщин профессий, есть и «серая зона» — так называемый доброжелательный сексизм: когда за даму платят в ресторане, уступают место в метро и помогают снять пальто. На самом деле это тоже признаки подчиненного положения женщин в обществе — как бы компенсация за то, что они «слабее» и меньше зарабатывают.
Феминность
Черты характера и модели поведения, которые традиционно приписываются женщинам. Это то, какой женщина якобы должна быть и как она якобы должна себя вести в той или иной ситуации.
Например, считается, что «настоящая женщина» — мягкая, добрая, ласковая и уступчивая, она всегда готова помочь, лишний раз не спорит, не проявляет агрессии, часто бывает слабой, беззащитной и хрупкой, нуждается в защите и помощи. Те женщины, которые демонстрируют противоположные черты (например, сильные, неулыбчивые, упрямые и активные), часто считаются «мужеподобными».
Культивирование феминности способствует выстраиванию традиционных патриархальных ролей в обществе и семье, где мужчина — «глава семьи», представитель «сильного пола» и человек, принимающий решения, а женщина — зависимая и ведомая, при этом всегда готовая поддержать и вдохновить мужчину.
Маскулинность была главной темой цикла дискуссий Гёте-Института и Фонда имени Генриха Бёлля, но не единственной. Эксперты также рассказывали о других новых понятиях, влияющих на современность, и объясняют многие процессы, которые можно наблюдать в обществе сегодня. Одно из таких понятий — этносексизм. Это дискриминация и по полу, и по этнической принадлежности одновременно. Термин редкий, но явление, которое он обозначает, все мы можем наблюдать в реальной жизни. Подробнее об этносексизме Габриэла Дитце рассказала в дискуссии «Этничность и маскулинность», видеозапись которой доступна здесь.
Этносексизм
Новый и относительно неизвестный в России термин. Его предложила гендерный теоретик Габриэла Дитце в контексте продолжающегося «переселения народов», которое затронуло в основном Ближний Восток и Европу. Дитце считает, что в обществе, в котором господствует этносексизм, «плохими» оказываются мужчины и женщины из числа определенных национальных групп.
Яркое проявление этносексизма в Германии — нашумевшие истории с сексуализированными нападениями в новогоднюю ночь, в которых общество обвинило новоприбывших беженцев-арабов (хоть и не было доказано, что немецкие женщины могли бы отличить в темноте и сутолоке араба от, скажем, турка).
Или, например, в Москве у мужчин-европеоидов явно больше преимуществ при приеме на работу, чем у женщин-азиаток, которым обычно предлагают мыть полы.
Традиционные гендерные установки могут вредить людям всех полов. Например, мужчинам они мешают прислушаться к себе и своему состоянию, пойти на уступки и позаботиться о себе — ведь мужчина обязан быть сильным и не должен жаловаться. Эту проблему подробно разобрали в заключительной дискуссии цикла «Быть мужчиной», которая называлась «Здоровье и сексуальность мужчины». На ней выступили клинический психолог Дмитрий Стебаков и сексолог Хайнц-Юрген Фос. Они рассказали о разных типах маскулинности (гетеро-, би-, гомо-, интерсексуальная и трансгендерная) и рассмотрели тему мужского здоровья с психологической точки зрения. Модератором встречи выступил главный редактор журнала Men’s Health Максим Семеляк. Узнать больше об этом мероприятии можно здесь, а полностью записи лекций и дискуссий можно посмотреть на ютуб-канале Гёте-Института в Москве.