Что такое объем перевозок
Основные показатели грузовых перевозок
— объем перевозок (количество перевезенных тонн грузов);
— грузооборот (нетто и брутто, тарифный и эксплуатационный);
— количество отправок (маршрутные, мелкие, повагонные, контейнерные);
— густота перевозок (грузонапряженность);
— средняя дальность перевозок грузов;
По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов определяется как сумма отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и других видов транспорта
Далее объем перевозок по дорогам и отделениям распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщений:
В прямом сообщении выделяют:
• вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
• ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;
• транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Таким образом, объем перевозок по видам сообщений равен:
Прием можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:
Отправление, в свою очередь равно сумме вывоза и местного сообщения:
Вывод: показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимопроверены. Показатели объема перевозок на уровне всей компании ОАО «РЖД» и на уровне ее филиалов – железных дорог
Грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым “тарифным” расстояниям в таких перевозочных документах как накладная и дорожная ведомость с учетом фактически выполненных междудорожных переходных пунктов:
li— расстояние перевозки i-го вида груза, км.
Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из такого документа как маршрут машиниста:
,
где Гj— густота грузовых перевозок на j-м участке, тонн,
На объем перевозок и грузооборот влияют:
— объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;
— размещение производительных сил на территории страны;
— степень специализации производства;
— организация сбыта продукции и др.
Связь между объемом производства в экономике страны и показателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции.
Коэффициент транспортоемкости продукции в свою очередь выражает отношение грузооборота того же i-го груза к объему его производства в целом:
,
Данные коэффициенты рассчитываются как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на более далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.
Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог.
Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).
На железнодорожном участке грузонапряженность грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям “туда” и “обратно”, т-км/км:
Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяется как частное от деления грузооборота (ΣPlн) на соответствующую эксплуатационную длину (Lэ ):
Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью).
Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная отправка), а может быть и ящик с домашними вещами (мелкая отправка). Кроме названных различают повагонные и контейнерные отправки.
Основные показатели функционирования транспорта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объем перевозок
Объем перевозок – это число тонн продукции или число пассажиров, перевозимых в единицу времени.
Наибольший объем перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Это обусловлено тем, что большинство грузов в начале и конце транспортно-логистической цепи перевозятся автомобилями (подвоз, вывоз груза на станцию, в порт).
Грузооборот
Грузооборот – показатель, характеризующий транспортную работу, определяется объемом перевозки груза на определенное расстояние, из-меряется в тонно-километрах.
Грузооборот зависит от двух факторов:
По статистке наибольший объем грузооборота в РФ принадлежит трубопроводному транспорту, железнодорожный транспорт − на втором месте.
Средняя дальность перевозки
Средняя дальность перевозки – показатель, рассчитываемый как отношение суммарной величины грузооборота к объему перевозки груза, измеряется в км.
По данным транспортной статистки в РФ средняя дальность перевозки грузов составляет около 180 км. На железнодорожном транспорте этот показатель – 800 км, на морском – 3250 км, на речном − 500 км, на автомобильном – 13 км, на авиационном – 1300 км, на трубопроводном – 650 км.
Скорость транспорта
Различают три вида скорости транспорта: скорость доставки (сообщения), техническую и эксплуатационную скорость. Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за промежуток времени, определяется конструктивными особенностями транспортного средства.
Эксплуатационная скорость – средняя скорость движения подвижного состава с учетом остановок, связанных с технологией организации транспортно-логистического процесса (учитывает время на погрузку, разгрузку, сортировку, маневровые работы и другие транспортные операции).
Готовые работы на аналогичную тему
Скорость доставки (скорость сообщения) – это средняя скорость перемещения груза или пассажиров из начального пункта отправления до конечного пункта назначения. Этот вид скорости учитывает все плановые и внеплановые остановки и простои транспорта, а также время операций по погрузке и разгрузке. Понятие применяется не только для одновидовых, но и для смешанных перевозок.
Таким образом, скорость доставки зависит не только от конструктивной скорости подвижного состава, но и от эффективности организации транспортно-логистического процесса, в том числе в смешанном сообщении.
Если за 1 принять скорость доставки груза железнодорожным транспортом, то для прочих видов транспорта она будет в следующих пределах:
Себестоимость
Себестоимость зависит от многих факторов и может изменяться в значительных пределах для одного и того же вида транспорта. Это зависит от вида груза, расстояния перевозки и эксплуатационных условий.
При увеличении расстояния себестоимость перевозки всегда уменьшается, так как расходы на начально-конечные операции распределяются на общее количество тонно-километров. Установлено, что если увеличить расстояние перевозки с 10 до 1000 км ее себестоимость снизится:
Эту специфику необходимо учитывать при выборе вида транспорта: для перевозки на короткие расстояния лучше выбирать автомобиль, а при перевозке на дальние – водный или железнодорожный транспорт, так как это позволит добиться большего снижения себестоимости.
Производительность
Производительность транспортных средств – количество транспортной работы в расчете на единицу подвижного состава в единицу времени. Для измерения производительности транспортных средств используют такие показатели, как коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент порожнего пробега.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 22 02 2017
Объем перевозок, грузооборот
Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя основными показателями:
1)объемом перевозок грузов
Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или необходимо перевезти за определенный период автомобильным транспортом.
Грузооборот (Р) измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определенного периода времени.
Общий объем перевозок и грузооборот АТП распределяются по группам грузов в соответствии с принятой номенклатурой.
Это распределение называется структурой перевозок и грузооборота.
Структура дает количественную и качественную характеристику перевозок и показывает удельный вес каждого груза в общем объеме перевозок и грузооборота.
При определении объема перевозок необходимо учитывать, что одни и те же грузы могут перевозиться несколько раз.
Например, некоторые строительные материалы, а также промышленные или продовольственные товары сначала завозят на соответствующие склады, а затем развозятся в торговую сеть.
Повторность приводит к тому, что объем перевозок может быть больше фактического количества груза, произведенного в данном городе.
Коэффициент повторности представляет собой отношение объема перевозок в тоннах к фактически произведенному или потребляемому количеству груза
nповт=
где Qпер – количество перевезенного груза
Qпотр – потребленное количество груза
Для нужд строительства необходимо перевезти 15 тыс т различных отделочных материалов, из которых
6 тыс т – перевозится 1 раз
Объем перевозок груза при этом составит
(6 * 1 + 5 * 2 + 4 * 3) = 28 тыс т
Коэффициент повторности 28 тыс т /15 тыс т = 1,87
Величина коэффициента повторности зависит от правильности организации доставки груза.
Сокращение повторности перевозок – важнейшая народнохозяйственная задача.
Коэффициент повторности перевозок не должен превышать 1,1-1,3
Годовой грузооборот и объем перевозок, как правило неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Это ведет к неравномерному использованию ПС.
Для устранения такого несоответствия приходится принимать следующие меры:
1)привлечение ПС из других районных АТП
2)увеличение продолжительности работы на линии
Коэффициент неравномерности определяется по формуле
Так если в 1 кв перевезено 40 тыс т и выполнено 480 тыс т/км,
Во 2 кв – 47 тыс т и 705 тыс т/км
В 3 кв – 62 тыс т и 620 тыс т/км
В 4 кв – 51 тыс т и 714 тыс т/км
То среднее значение объема перевозок и грузооборота составит
Коэффициенты неравномерности будут равными отношению максимальных величин объема перевозок и грузооборота ксредним за определенный период времени.
Грузовые потоки
Грузовыми потоками (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.
Грузопотоки бывают односторонние и двусторонние.
Больший по величине грузопоток будет основным (прямым), меньший – обратным.
Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части ПС в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.
Грузопотоки характеризуются структурой – отраслевой, групповой и родовой.
Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства.
Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением:
— твердое и жидкое топливо
Родовая структура характеризует груз только по присущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные и т.д.
Для изучения грузопотоков составляют шахматные таблицы, в которых дают сведения о корреспонденции (грузообмене) между грузообразующим и грузополучающим пунктами.
Графически грузопотоки могут быть представлены в виде схем илиэтор грузопотоков.
Этора имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения груза.
Отношение величин грузопотоков в прямом и обратном направлениях называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.
Из эпюры грузопотоков можно определить:
1)количество груза, отправляемого из каждого пункта
2)количество груза, прибывающего в каждый пункт
3)количество груза, проходящего транзитом через каждый пункт
4)объем перевозок на каждом участке и на всей линии
5)грузооборот на каждом участке и на всей линии
6)среднее расстояние перевозки грузов
Кроме того, эпюра грузопотоков помогает выявлять нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм.
Картограмма – графическое изображение грузопотоков на карте (плане, схеме), местности где осуществляются перевозки по автомобильным дорогам и улицам.
Эпюры и картограммы дают возможность наглядного представления схемы перевозок груза, что имеет важное значение для разработки маршрутов движения ПС и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.
Упаковка и тара.
Сохранность грузов при их транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается за счет упаковки.
Под упаковкой понимается средство или комплект средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а также защиту окружающей среды от загрязнений.
Упакование – это подготовка продукции к обращению (транспортировке, хранению, реализации и потреблению).
При перевозке грузов очень важным является соблюдение требований по упаковке грузов.
Основным элементом упаковки является тара.
Тара различна по форме и весу.
Классификацию транспортной тары можно представить следующей схемой:
— крупногабаритная (размеры превышают 1200*1000*1200мм)
— малогабаритная (размеры в пределах 1200*1000*1200мм)
— разовая (тара, предназначенная для однократного использования)
— возвратная (тара, бывшая в употреблении, которая подлежит возврату и повторному использованию)
— многооборотная (тара, рассчитанная на ее многократное использование)
3.По степени жесткости конструкции:
— жесткая (тара, не меняющая форму и размеры при ее наполнении)
— мягкая (тара, формы и размеры которой меняются при ее наполнении)
4.По материалу изготовления:
— тара, изготовленная из одного материала (деревянная, бумажная, картонная, металлическая, стеклянная)
— комбинированная (изготовленная их двух и более различных материалов)
5.По конструктивным особенностям:
— разборная (тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать)
— неразборная (тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части)
— складная (тара, которую можно сложить без нарушения конструкции)
— разборно-складная (тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары)
— герметичная (тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)
— негерметичная (тара, конструкция которой не обеспечивает непроницаемость газов, паров, жидкостей)
Наиболее распространенными видами тары, используемой при транспортировке грузов, являются:
При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:
— тару следует загружать не более номинальной массы брутто
— способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары
— груз в таре должен находится ниже уровня ее бортов
— опрокидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.
Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов
Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов.
Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя показателями: объемом перевозок и грузооборотом.
Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или должно быть перевезено за определенный период времени.
Грузооборот Р измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течении определенного периода времени.
В зависимости от сроков освоения объем перевозок и грузооборот разделяют на часовой, суточный, месячный, квартальный, годовой.
Объем перевозок и грузооборот характеризуется:
Составом груза: зерно, песок и т. д.
Количеством: массовые – большое количество однородных грузов устойчивой структуры, размеров и направлений, партионные – сравнительно небольшое количество однородных грузов, непостоянство грузооборота, изменение пунктов отправления и получения грузов, мелочные или сборные – небольшое количество груза в отправке разнообразной номенклатуры различных отправителей или получателей (развозка торговым сетям).
Перевозимая часть продукции называется грузовой массой. Грузовая масса может перевозиться несколько раз, например, 1т тканей перевозится с фабрики на базу, с базы в магазин и т. п.
Неоднократная перевозка грузовой массы называется повторностью перевозок. повторность перевозок зависит от рода грузов, от организации сбыта продукции, размещения складских баз, наличия распределительных пунктов и т. д. размер повторности перевозок характеризуется коэффициентом повторности:
Где Qпер – количество перевезенного груза, т
Qпотр – потребленное количество груза, т
Величина коэффициента повторности различна для разных грузов и зависит от многих условий и факторов. Значение коэффициента повторности в торговой сети достигает 2,8, а это значит, что каждая тонна продукции была перевезена почти три раза, и с ней совершалось 6 погрузочно-разгрузочных операций.
Коэффициент повторности не должен превышать 1,1-1,3. Чтобы избежать повторности перевозок нужно организовать перевозочный процесс таким образом, чтобы груз доставлялся от места отправления к месту назначения, минуя склады и базы.
Грузопунктом называется место концентрации грузов. Пункты отправления грузов называют грузообразующими, пункты назначения – грузопоглащающими. Грузопункты могут также быть комбинированными, получающие, перерабатывающие и отправляющие грузы и транзитными, или перевалочными, на которых грузы получают, сортируют, группируют и отправляют дальше (переработку груза не производят).
Объем перевозок и грузооборот можно изобразить графически. Графики объема перевозок и грузооборота строят в осях координат, где по оси абсцисс откладывают время освоения (часы, дни, месяцы, кварталы), а по оси ординат — объем перевозок в тоннах или грузооборот и тонно-километрах. Наибольший по величине объем перевозок (грузооборот) называется максимальным, или «пиковым»
Средний объем перевозок (грузооборот) определяют делением суммарного объема перевозок (грузооборота) на период его освоения.
Годовой объем перевозок и грузооборот, как правило, неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой производства, обслуживаемого автомобильным транспортом. Наиболее ярко видна сезонность перевозок на примере сельскохозяйственных грузов, где разница между летне-осенним и зимним периодами достигает значительных размеров.
Сезонность может быть вызвана также климатическими и дорожными условиями в данной местности (снежные заносы, частичное или полное бездорожье в весенний и осенний периоды и т. д.).
Степень неравномерности перевозок определяется коэффициентом неравномерности равным отношению максимальных значений объема перевозок и грузооборота к их средним значениям за определенный период времени:
График объема перевозок (грузооборота) применяют для планирования транспортной работы, увязки плана перевозок с планом технического обслуживания и ремонта подвижного состава, для учета выполненной работы.
Сезонность перевозок значительно влияет на работу автомобильного транспорта. Поэтому для правильного выбора и использования подвижного состава, определения рациональных резервов провозной способности автотранспортных предприятий необходимо учитывать сезонные колебания грузооборота.
В каждом конкретном случае перевозок грузов автомобильный транспорт обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Таким образом, между каждой парой корреспондирующих между собой пунктов возникают грузовые потоки.
Грузовым потоком (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.
Грузопотоки бывают односторонние и двухсторонние. При двухсторонних грузопотоках число тонн груза, движущегося в прямом и обратном направлениях, может быть не одинаково
Больший по величине грузопоток будет основным (прямым), а меньший— обратным. Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части подвижного состава в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.
Грузопотоки характеризуются структурой — отраслевой, групповой и родовой.
Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства: горнорудной, машиностроительной, сельского хозяйства, торговли
Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением: строительные грузы, твердое и жидкое топливо, продовольственные товары.
Родовая структура характеризует грузы только по присущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные, и т. д., причем для сокращения числа наименований групп партии грузов укрупняют по родственным признакам.
Эпюру грузопотоков составляют следующим образом: сначала откладывают в определенном масштабе длину од-
ного или нескольких участков, на которых осуществляются перевозки. При этом фактическое криволинейное движение груза, перевозимого подвижным составом по существующим на данной местности путям сообщения, заменяют прямолинейным. Затем перпендикулярно к этой линии откладывают в определенном масштабе количество груза с учетом расстояний перевозок: в первую очередь груз, следующий в пункты получения, наиболее удаленные от пункта отправления. Отправными данными для составления эпюры являются сведения шахматной таблицы и схема расположения грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. Эпюра имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения.
Площадь грузопотока, изображенная на эпюре или схеме, представляет собой транспортную работу в тонно-километрах.
Схемы и эпюры грузопотоков используют для наиболее эффективной организации транспортного процесса, разработки рациональных маршрутов работы подвижного состава и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.