Что такое объем произведения

Минимальный размер романа и авторские листы.

А кто что думает, какой объем должен быть минимальным?

Я заметил, что сейчас романы стали раздувать в размерах. Или ошибаюсь? Читал недавно книги первой половины 20 века, фантастику. Обычно объем их был около 5-8 авторских листов. В то время они считались полноценными книгами и романами. А сейчас такое воспринимается чуть ли не рассказами?

Также чаще использовалось линейное повествование, без переходов на разные линии.

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведенияЧитал фантастику современную, мне пришлось пропустить почти половину книги, не было желания читать неинтересную вторичную раздутую сюжетную линию. И кажется, что я ничего не потерял. Перелистал сразу к основной сюжетной линии.

Если убрать всю «воду», то получилась бы книга от силы на 4 авторских листа. Но роман мне очень понравился.

На форуме нашел еще требования издателей к книгам. У Эксмо 5 лет назад принимали НФ романы от 10 авторских листов. А сейчас на сайте их написано, что от 12 теперь принимают.

Еще есть некое жульничество издателей с авторскими листами. Да и тут на сайте тоже)).

Сейчас считаются только так называемые «вордовские» авторские листы. После абзаца только один знак переноса и все? А по ГОСТу 1987 года, который никто не отменял, считаются все пробелы после переноса строки. Надо посчитать, сколько в среднем символов в строке, потом это количество умножить на число строк. Тогда можно получить «реальное» количество авторских листов. Если много абзацев и диалогов, к 6 авторским листам надо еще прибавлять один.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

У меня вообще правило, не писать раздутые истории. Максимум событий, динамики, сюжетных поворотов. Первая книга всего 8 авторских листов. Вторая, третья по 9, а четвертая уже 10 листов, но это все таки фэнтези) Я вывел для себя золотую середину в виде минимального кол-во страниц в 180, а максимального 280)

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Вот сижу и плачу. у меня почти готовое произведение (на 90 процентов) занимает 210 к знаков. в конечном варианте ну едва ли дотянет до 6-7 а.л., ну может чуть больше и куда с таким податься? Никто ж не возьмет, даже если вдруг оно окажется гениальным. Не формат однако.

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

скажу как читатель, я бы предпочел купить интересное произведение 6-7 а.л. Чем это же раздутое на 12 а.л. С помощью разных ненужных описаний, вступлений и ответвлений на одноразовых персонажей.

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Извините, но это некоторое заблуждение. Изначально романами назывались как раз линейные повествования от лица одного персонажа, так называемые классические романы 19 века, или первой трети 20. Конечно, это не строго, были тогда уже и многолинейные романы. В общем, спорный вопрос)).

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Как я вас понимаю, прям с языка взяли.

Я пару лет назад сел писать роман и выжал все 13 алок, а после чистки и редактуры вышло 11, издать не издали, хотя не из-за размера, просто текст настолько был заводнен описаниями, что проще читать словарь, чем мое твАРЬение. Конкурировать с повсеместной графоманью трудно, сразу пытаешься подстроиться под их раздутую норму, но все-таки стоит не смотреть на других, а «писать столько, сколько нужно, чтобы смысл впечатался» (с)

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

> мне пришлось пропустить почти половину книги, не было желания читать неинтересную вторичную раздутую сюжетную линию. И кажется, что я ничего не потерял.

Значит она была так написана.

Возможно, вообще такую книгу не стоило читать.

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Ну тут спорный вопрос. Основная линия хороша))

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Что такое объем произведения. Смотреть фото Что такое объем произведения. Смотреть картинку Что такое объем произведения. Картинка про Что такое объем произведения. Фото Что такое объем произведения

Вот основные понятия.

Повесть: Сюжет классической повести обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. Побочные сюжетные линии в повести (в отличие от романа), как правило, отсутствуют, повествовательный хронотоп сконцентрирован на узком промежутке времени и пространства. Количество персонажей в повести, в целом, меньше, чем в романе, причём характерное для романа чёткое разграничение между главными и второстепенными персонажами в повести, как правило, отсутствует или это разграничение несущественно для развития действия.

Роман предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое. Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Как видите, вы плохо воспринимаете роман, предпочитая повести среднего или большого размера.

Источник

Что такое объем произведения

Раздел 3. СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ЛИТЕРАТОРАМ. ВТОРАЯ ПОРЦИЯ

Вторая порция советов подготовлена мной для сайта литературного общества «Фантасмагория», члены которого обратились ко мне с рядом вопросов.

Вопрос: Скажите пожайлуста, с чего лучше взять старт на литературном поприще? С большого романа или с коротких рассказов и повестей?

Ответ: Прежде всего вспомним о единице измерения текста: авторский лист или сорок тысяч знаков, считая с пробелами (40Кб). Один авторский лист равен 22-м машинописным страницам или примерно 18–20 страницам книги.

Ясно, что рассказ, повесть и роман отличаются прежде всего объемом текста. Будем считать, что объем рассказа 0,25-1,0 авт.л. (т. е. от пяти до двадцати страниц), объем повести – 4–8 авт.л., а романа – 12–20 авт.л. и более. Разумеется, между этими жанрами существуют переходные формы: между рассказом и повестью – новелла и небольшая повесть, между повестью и романом – большая повесть и небольшой роман и т. д.

Я считаю рассказ наиболее сложной литературной формой. Рассказ невелик, а потому его текстовое пространство особо ценно; так, в романе на описание внешности героя можно затратить абзац или целую страницу, а в рассказе это необходимо сделать одной-двумя фразами. Но эти фразы должны быть максимально точны, изящны и достоверны, они должны нести большую смысловую нагрузку, чем эквивалентный по объему текст в романе. Мой тезис об особой сложности рассказа подтверждается тем, что авторов, писавших по-настоящему хорошие рассказы, гораздо меньше, чем романистов. Хочу обратить ваше внимание на О’Генри, который является королем рассказа; очень полезно изучить его тексты.

В романе нет таких жестких требований к содержанию и отточености каждой фразы, тут, как говорится, можно растекаться мыслию по древу. Но есть свои сложности: роман произведение крупное, многоплановое, обычно протяженное во времени, с большим количеством персонажей, и в этих моментах начинающий автор может с непривычки запутаться. Путаница приводит ко всяким нелепостям, нарушению логики повествования, повторам; часто автор «льет воду» – в ущерб динамике сюжета.

После этих предварительных замечаний перейду к сути вопроса – с чего же лучше начинать? На мой взгляд, наиболее разумным началом является перевод с иностранного языка или литературная обработка подстрочного перевода, а в самостоятельном творчестве – повесть или небольшой роман объемом 6-10 авт.л. При таких размерах у вас достаточно пространства, чтобы не беспокоиться о его высокой ценности (как в рассказе), и в то же время объем не очень велик и легче следить за логикой изложения и переплетением сюжетных линий.

Дальнейшее зависит от цели, которую вы преследуете. Если речь идет о накоплении мастерства, вы абсолютно свободны; нужно писать рассказы и большие романы, сколь несовершенными они бы ни были. Если же вы хотите непременно выпустить книгу, придется подчиниться коммерческим требованиям издателей. Они таковы:

объем книги должен быть не менее 10–12 авт.л., желательно 12–15 авт.л., а еще лучше – 15–18 авт.л.;

наиболее приемлемая для издателей форма – роман или, в крайнем случае, две-три сюжетно связанные повести объемом по 4–6 авт.л.;

рассказы издателями не приветствуются, так что выпустить авторский сборник рассказов практически невозможно.

Ситуация нынче такова, что перспективы издания рассказов очень ограничены; их можно напечать либо в журнале (например, «Полдень XXI век», «Если» и т. д.), либо в тематических сборниках издательств «ЭКСМО», «АСТ» и некоторых других, которые выпускаются весьма редко. Такие сборники обычно содержат рассказы и небольшие повести десяти-пятнадцати авторов, среди которых двое-трое являются «паровозами» – т. е. уже «раскрученными» писателями (прошу извинить за эту не очень уважительную терминологию). Пример: сборник «Наше дело – правое», «ЭКСМО», 2008 г.

Вопрос: что является залогом успеха, кроме Божьего дара, хорошего языка, симпатичного главного героя, динамичного и интересного сюжета?

Ответ: Все перечисленное выше может иметь место, но книга, тем не менее, пройдет незамеченной, тиражом три-пять тысяч экземпляров и без переизданий. Верно и обратное: ничего из сказанного вами и в помине нет, а книга становится бестселлером, и ее тиражи достигают сотен тысяч экземпляров. Парадокс! Разберемся с ним подробнее.

В данном случае я имею в виду не только художественные произведения (скажем, фантастические или детективные романы), но также книги псевдонаучного жанра. К популяризации науки они отношения не имеют, и их можно рассматривать как чистый вымысел автора (т. е. фантастику), но с претензией на то, что описываемые события – реальность. В качестве примера укажу на книги Эрнста Мулдашева «В поисках города богов», «От кого мы произошли» и другие в том же роде. Сюжет таков: Мулдашев со товарищи совершил путешествие в Гималаи, где нашел пещеры с лемурами и атлантами, пребывающими в спячке миллионы лет, и выяснил, что эти существа являются нашими прародителями. Чистая фантастика, которая выдается за правду! Вполне понятно, когда этому верят люди, не слишком обремененные интеллектом, но мне встречались вроде бы вполне вменяемые интеллигенты, которые тоже поверили Мулдашеву.

Язык писаний Мулдашева ужасен, главный герой (он сам) – несимпатичен, идеи насчет лемуров и атлантов вторичны и взяты из книг мадам Блавацкой, сюжет неинтересный и нединамичный, автор безусловно лишен писательского дара. Однако успех оглушительный.

Другой пример – книги Дарьи Донцовой. Простые сюжеты, простой язык, тривиальные темы, не очень приятные герои и героини (во всяком случае, для меня), и при всем том большой, очень большой успех. Еще пример, из сферы коммерческого телевидения: Дом-2. От этого просто тошнит.

Полагаю, в том, насколько писания автора соответствуют ожиданиям публики. Публика, конечно, не является целостным конгломератом, но состоит из ряда больших сообществ: на одном полюсе – простаки, на другом – интеллектуалы, а между ними множество переходных групп. Так и должно быть в нормальном обществе, но у нас, к сожалению, число простаков и примыкающих к ним очень велико. В советские времена утверждалось, что наш народ «самый читающий в мире», однако, вне зависимости от национальной принадлежности, наши люди в большинстве малокультурны, легковерны и не отличаются высокими интеллектуальными запросами. В нынешние времена это проявилось в тяге к примитивной литературе и вере во всякие псевдонаучные домыслы. Что и обеспечило успех книгам для простаков.

Но не следует унывать, ибо людей умных у нас тоже достаточно, и они, в зависимости от своих склонностей, могут сформировать для толкового писателя большую аудиторию, от десятков тысяч до миллиона читателей. Тому примером Акунин, прекрасный литератор, пишущий отнюдь не для простаков.

Хочу высказать одно предостережение. Есть авторы, которые, в силу своего душевного склада и рядовых умственных способностей, особо приятны простоватой публике; их книги успешны, а тиражи высоки. В фантастике они часто эксплуатируют тему о Великом Русском Герое, побеждающем всех и вся (в первую очередь – мерзких америкосов) на Земле и в космосе. Это очень тешит наших простаков, видящих мир в двух красках, черной и белой. Если вы обладаете более высоким интеллектуальным уровнем, не пытайтесь добиться успеха, подстроившись под ожидания этой части публики. Настоящий писатель пишет только ДЛЯ СЕБЯ; его оригинальность, его видение мира, его идеи привлекают к нему единомышленников, которые и образуют круг его читателей. Попытка искусственно занизить свой интеллект и выдать нечто примитивное, зато высокотиражное, ведет, по моему мнению, к деградации автора.

Вопрос: Как, на ваш взгляд, должен звучать псевдоним, если брать его целенаправленно: кратко и звучно. красиво. так, чтобы он запоминался. Допускаете ли вы использование в псевдониме букв латинского алфавита – например, Г.А.Zотов или Mad_dog[SW]?

Ответ: Псевдоним – давнее очень распространенное явление в литературе. Однако для правильного выбора псевдонима нужно четко представлять цель такого мероприятия. На мой взгляд, в прошлом, в восемнадцатом и девятнадцатом веках (возможно, и в начале двадцатого) авторы брали псевдоним с целью засекретить свое имя (вспомним Козьму Пруткова). В наше время причина большей частью другая: автор принимает псевдоним, когда и если его собственная фамилия неуклюжа, неблагозвучна, является слишком длинной или слишком распространенной (Иванов, Смирнов, Петров и т. д.). Бывает и другое: у автора вполне нормальная фамилия, однако он хочет выбрать другое имя – более яркое, более запоминающееся читателям. Безусловно, такие поводы придают псевдониму рекламный, даже коммерческий оттенок, но я не вижу в этом ничего плохого. Не в девятнадцатом веке живем, реклама в наши времена необходима.

Исходя из указанной выше цели и следует выбирать псевдоним. Лично я полагаю, что для псевдонима подходит звучная и сравнительно редкая фамилия – русская, украинская, еврейская, татарская и т. д.; словом, взятая у одного из народов, населяющих нашу страну. Для такого выбора желательно использовать справочники фамилий, и в них, возможно, вы найдете что-то особенно вам близкое – например, девичью фамилию любимой бабушки. Вот ее и берите. Что до моего псевдонима, то его придумали мои издатели из «ЭКСМО», за что я им очень благодарен. Моя длинная неуклюжая фамилия «Нахмансон» очень изящно преобразуется в «Ахманов» изъятием ряда букв и заменой окончания «-он» на традиционное для русского языка «-ов».

Слишком вычурные псевдонимы мне не нравятся. К ним я отношу и использование латинских букв в русском написании псевдонима. Полагаю, что надо знать меру в любом деле, особенно таком важном. Вычурность усиливает коммерческую направленность псевдонима, стремление автора выделиться не за счет хорошего текста и свежих идей, а с помощью эпатажа публики. Аль-Атоми, Стогоff – это напоминает синий или красный хохолок на бритой голове панка. Но это мое мнение, и на нем не настаиваю.

Заключая ответ на этот вопрос, напомню, что не место красит человека, а человек – место. Были авторы с очень простыми, иногда даже смешными фамилиями, снискавшие успех и славу: Бабель, Петров (Ильф и Петров), Валентин Иванов («Русь изначальная», «Русь великая» и т. д.), Павло Загребельный («Я, Богдан», «Роксолана»).

Вопрос: У нас появилось несколько авторов, которые хотели бы выпустить сборник рассказов – не для себя, а для продажи. С чего нам следует начать и может ли у нас что-то получиться при отсутствии связей с издательствами?

Ответ: Очень тяжелая проблема для начинающих авторов – издать коллективный сборник рассказов; я уже говорил об этом, отвечая на первый вопрос. Если каждый автор напишет по роману 12–15 авт.л., то в издательстве их хотя бы прочитают, а потом дадут ответ; если же предложить сборник рассказов, то и читать не будут, а сразу откажутся. Во всяком случае, мои попытки такого рода успеха не имели. Я предлагал своим издателям составить сборник, где будут рассказы более или менее известных питерских авторов, в том числе мои, но предложение издателей не заинтесовало. Это означает, что мой рейтинг недостаточно высок, и я не могу играть роль «паровоза», который вытащит подобный сборник на должную коммерческую высоту – тем более, в условиях кризиса.

Думаю, у вас есть такие варианты:

не составлять сборник, а предложить свои рассказы журналам, и на этом успокоиться;

поискать более мощный «паровоз», чем писатель Ахманов, войти с ним в контакт и просить возглавить сборник, включить в него свои «паровозные» рассказы и пробить это дело в издательстве. В качестве «паровозов» подходят Лукьяненко, Перумов и, может быть, еще два-три «топовых» автора. Но есть такие «топовые», с которыми не советую связываться даже под угрозой расстрела;

обратиться к Олдям, которые оказывают авторам, в том числе начинающим, литагентские услуги. Может быть, они что-то придумают.

Понимаю, что это советы для бедных, а потому коснусь наиболее оптимальной стратегии, которую выбрал бы сам. Если имеется группа молодых авторов-единомышленников, то зачем им предлагать издателям рассказы? Гораздо лучше придумать всей компанией некий фантастический мир или выяснить у издателя, какой мир ему угоден, проработать этот мир в деталях, составить взаимосвязанные сюжеты, написать каждому автору по роману на 12 авт.л. и представить издателю три-четыре такие книги, причем с возможностью их продолжения. Издатели обожают сериалы, и кое-кто из них обращался ко мне с конкретными темами и просьбой подыскать исполнителей.

Источник

Рассказ – что это такое

Рассказ – это преимущественно повествовательный вид прозаического художественного произведения малой формы, где формальным признаком является объём, а излагается конкретное событие или ситуация, полностью или близко к этому раскрываемая в повествовании. А теперь разъясню каждый элемент определения отдельно. Рассказ – преимущественно повествовательный или эпический, так как зачастую в своей основе относится к роду эпоса (смотри «литературный род»), хотя и может содержать и драматические, и лирические элементы. Следуя из этого жанр рассказа можно определять, исходя из наличия в нём этих элементов, например, лирически-дидактический рассказ, или философско-драматический рассказ. Художественные произведения, как продукты творчества, редко точно отвечают литературоведческой типологизации, так как трудно представить себе автора, который будет задаваться целью писать, придерживаясь каких-то строгих таблиц; в силу этого многие произведения находятся в межжанровом, межвидовом состоянии, в том числе большинство конкретных рассказов. Другое дело, что как правило рассказ, даже содержащий элементы из других родов, всё равно ведёт повествовательное, сравнительно объективное изложение событий, то есть эпическое; с этим, надеюсь, понятно. Куда проще с тем, что рассказ – это прозаическое произведение, ведь он не имеет мер в своём изложении, например, в форме стиха; последнее характерно уже поэзии. Малая форма, к которой относится не только рассказ, но и например, эссе, притча, афоризм и другие, это характеристика объёма произведения. Но прежде чем я перейду к объёму рассказа, приведу две важные ремарки.

В-первых, и главное, что необходимо запомнить, а лучше понять: литературоведение изучает то, что производят художники (сочинители-прозаики и поэты), и старается полученным знаниям придать стройную, гармоничную форму, а не наоборот – придумывает типологизацию, по которой должны творить эти художники. Поэтому, если какое-либо произведение выбивается из типологизации и определения того же рассказа, то это нормально, и отвечать на вопрос: «Что это такое, рассказ?», будет намного легче.

В-вторых, и что наглядно иллюстрирует сказанное выше, у рассказа есть другое название в международном литературоведении: новелла (итальянское novella, перешедшее в многие языки (международное)). Некоторые исследователи называют различия в этих двух видах прозы (новелла и рассказ), другие считают их идентичными, на мой взгляд, это умозрительно и уже не имеет особого значения, когда в англоязычном литературоведении нет некоего «rasskaz» вообще, разве что в частных изысканиях не о литературе конкретно, а о русскоязычном литературоведении, а это, пардон, уже другая тема. Поэтому новелла – это то же самое, что русское «рассказ», германское «geschichte» и так далее.

Итак, в общих чертах определившись с тем, что такое рассказ, можно перейти к характеристике его объёма, относящей его к малой форме литературных произведений.

Объём (размер) рассказа

Но как сочинитель могу сказать, что редко когда требуется объём рассказа больший, чем авторский лист для изложения задуманного, а если такое происходит, то автор скорее задумается над планом повести, ибо это уже она и есть, и незачем раздумывать над рассказом, когда вышел за его пределы не только по объёму, но и по жанру – содержательно-формальной характеристике. Вспомнить хотя бы рассказы Антона Чехова, ему хватало куда меньших объёмов, чтобы изложить острый сюжет с акцентом на конкретной ситуации, конфликте, событии – то, в чём особенность рассказа. С упоминанием мастера могу перейти к короткому рассказу.

Короткий рассказ

Говоря о объёме как одной из форм типологизации произведений, в том числе рассказа, следует понимать, что внутри так называемых «малых» могут быть и ещё меньшие. Так рассказ может быть сам по себе маленьким; то есть нечто, само по себе малое по объёму, может быть малым в сравнении с подобными себе – это короткий рассказ. Соответствующий ему объём различен в мнениях литературоведов и следует также понимать, что он умозрителен, обычно короткий рассказ – это произведение объёмом менее восьми-десяти тысяч знаков уже без пробелов, так как сейчас измеряется программными текстовыми редакторами (компьютерная эпоха же, а не механических печатных машинок). Опытный сочинитель может уложиться и в две страницы (пять-шесть тысяч знаков, двенадцатый кегль, интервал 1,3), причём это не минимальный предел. При этом особенность рассказа в концентрации на событии или ситуации будет предельной, отсекается всё постороннее повествованию, а лирические элементы, в случае их наличия, становятся особенно острыми; поэтому уложиться в объём короткого рассказа, при этом ясно, не банально и обострённо изложить концентрированные события – задача сложная. Яркий пример – творчество фантаста Олдоса Хаксли, которому легко давались рассказы, но сложно романы (большая форма). Роджер Желязны часто повторял, что любому произведению на пользу идёт, по его словам, «срезание жира», хотя он же настаивал на сохранении оригинального произведения от правок. В любом случае объём рассказа это характеристика по форме, где критерий – размер, внутри этих рамок «малой формы» существует короткий или краткий рассказ, наследующий особенности жанра и сокращающих то, чем можно пожертвовать при ограничении объёма произведения. А остальное дело вкуса, ведь интерес определяется не объёмом рассказа, но это уже другая тема.

Источник

Инструкция по исчислению объема литературного произведения в авторских листах

Инструкция по исчислению объема литературного произведения в авторских листах
(утверждена приказом ОГИЗа РСФСР от 22.02.1940 № 51)

Введена в действие
Приказом ОГИЗа
от 22 февраля 1940 г. № 51

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ ОБЪЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АВТОРСКИХ ЛИСТАХ

Авторским листом (называемым иногда печатным листом) называется единица измерения объема литературного произведения, равная 40000 печатных знаков. Печатными знаками считаются все видимые печатные знаки (буквы, знаки препинания, цифры и т.п.) и каждый пробел между словами.

Исчисление количества авторских листов литературного произведения производится на основании настоящей Инструкции.

В основу Инструкции положен принцип оплаты автору всего написанного (или переведенного) материала с исключением из оплаты элементов разгона книги или журнала, вызванных издательско-полиграфическим оформлением.

Содержание

ПОДСЧЕТ СПЛОШНОГО ТЕКСТА [ править ]

Определение числа знаков в строке [ править ]

1. Число знаков в строке определяется с помощью таблицы емкости шрифтов стандартных гарнитур и кеглей или же (при новых гарнитурах) путем подсчета количества знаков (считая каждую букву, знак препинания и пробел за знак) в десяти полных без примесей строках и деления полученной суммы на десять с округлением числа знаков до ближайшего целого.

2. При многоколонном наборе число знаков в строке подсчитывается по ширине одной колонки, средник при этом во внимание не принимается.

3. Части текста, набранные с отступом (со втяжкой), подсчитываются особо, как набранные на другой формат.

4. При подсчете числа знаков в строках текста с заголовками, внесенными в поле (маргиналы), формат строки считается по чистому тексту. О подсчете подобных заголовков см. п. 8.

Определение числа строк в полосе [ править ]

5. Число строк в полосе при сплошном тексте определяется по фактическому количеству строк без учета колонцифры и колонтитула.

6. Неполные строки при подсчете считаются за полные.

Примечание. В стихотворном материале при построчной оплате членение текста элементарными знаками из подсчета исключается.

8. Заголовки и подзаголовки, вынесенные в поле (маргиналы), считаются каждый за одну строку текста.

9. Число строк подсчитывается отдельно по каждому шрифту. При наборе одним шрифтом, но на разные форматы строк число строк по каждому формату подсчитывается особо.

Подсчет дополнительных частей книги [ править ]

10. Сноски (подстрочные примечания) надлежит считать на фактический кегль. Линейка, отбивающая сноску (или пробел), из подсчета исключается.

11. Примечания, комментарии и указатели подсчитываются на тот кегль, каким они фактически набраны, и по фактическому количеству строк в них. Если набор указанных частей книги сделан в две колонки, то подсчету подлежит каждая колонка в отдельности. Количество знаков в строке определяется согласно п. п. 1, 2 и 3.

12. Оглавление (содержание) в тех случаях, когда оно составляется автором (и если оно не является точным повторением заголовков в тексте), включается в подсчет на общих основаниях.

13. Помещаемое перед каждой главой содержание должно быть подсчитано по фактическому числу строк на фактический кегль. Так же подсчитывается и резюме в конце каждой главы или статьи, если оно набрано шрифтом, отличным от основного текста (по кеглю или по гарнитуре).

ПОДСЧЕТ СЛОЖНЫХ ВИДОВ ТЕКСТА [ править ]

Подсчет таблиц и выводов [ править ]

14. Выводы подсчитываются по фактическому формату и кеглю, которым они набраны, а также по фактическому количеству строк. Итоговая линейка считается за строку.

15. Количество строк в выводах подсчитывается фактическое по той графе, где имеется наибольшее число строк.

16. Таблицы, набранные шрифтом, отличным от основного текста, подсчитываются на фактический кегль.

17. Число строк в таблицах берется фактическое и определяется по графе, в которой их наибольшее количество.

Примечание. В таблицах с вертикальными строками в заголовках количество знаков в заголовках определяется по фактическому количеству строк и знаков формата заголовков по вертикали.

18. Горизонтальные линейки (верхние, заголовочные, в перерезах и т.п.) в счет строк не входят, за исключением итоговой, которая считается как одна строка.

19. Таблицы, набранные по высоте полосы («лежа»), подсчитываются по общему правилу, т.е. число знаков в строке умножается на фактическое количество строк.

21. Распашные таблицы подсчитываются каждая полоса отдельно.

22. В проформах, имеющих только боковик, число строк в боковике подсчитывается две строки за одну.

23. Пустографки учитываются по наибольшему числу строк в какой-либо из граф заголовка.

24. Повторяющиеся на смежных полосах элементы заголовков, а также боковиков таблиц из подсчета исключаются. Равным образом исключаются из подсчета строки, образующиеся по техническим причинам (например, «Продолжение таблицы 5»).

Примечание. Не заполненные на протяжении страницы графы из подсчета исключаются.

25. Надписи и подписи к таблицам считаются строка за строку основного текста.

Подсчет формул [ править ]

Подсчет стихотворного материала [ править ]

27. Стихотворный материал подсчитывается по числу стихотворных строк.

Примечание. При подсчете строк дата написания стихов, а также членение строф в форме цифр, звездочек и т.п. (без текста) из подсчета исключаются.

28. Стихотворный материал, оплачиваемый составителями хрестоматий, сборников и т.д. на общих основаниях с прозой, подсчитывается по числу знаков в наибольшей строке и по фактическому количеству занятых в полосе стихами полномерных строк.

29. Встречающиеся в классических произведениях и в академических изданиях порядковые номера строк из подсчета исключаются; формат набора считается на чистый текст, без учета цифр.

30. Неполная строка, образовавшаяся по техническим причинам от переноса слова или части слова, в подсчет строк не входит.

Примечание. Это правило не распространяется на случаи переноса слова или части слова как поэтического приема (см. у Маяковского и др.).

31. Встречающиеся в поэтических произведениях отрывки прозы подсчитываются отдельно (см. подсчет сплошного текста), как оплачиваемые по особому соглашению.

32. Стихотворные цитаты в прозаических произведениях подсчитываются каждая отдельно по числу знаков в наибольшей строке и по фактическому количеству строк.

33. Каждый заголовок стихов считается, независимо от числа его строк, за одну строку, кроме случаев, когда заголовок изложен в стихотворной форме.

Подсчет драматических произведений [ править ]

34. Основной текст драматических произведений подсчитывается на общих основаниях с другими видами текста (по формату набора чистого текста).

35. Действующие лица, набранные отдельной строкой, подсчитываются из расчета 5 строк за 1 строку.

36. Действующие лица, набранные с отступом в поле (маргиналы), подсчитываются каждые 5 имен за 1 строку.

37. Состав действующих лиц, мизансцены, ремарки и т.п., набранные отдельными строками, подсчитываются на кегль основного шрифта.

38. Слова «Действие 1-е», «Явление 1-е» и т.п. подсчитываются, как заголовки (строка за строку) согласно п. 7.

Подсчет букварей и детских книг [ править ]

40. Буквари, набранные на кегль 16 и выше, подсчитываются по их площади в квадратных сантиметрах, и эта площадь переводится в авторские листы из расчета 3000 кв. см на один авторский лист.

41. Детские книги для дошкольников и младшего возраста подсчитываются на общих основаниях с другими видами текста, если в договоре не предусмотрен особый способ расчета (аккордный или построчный).

Подсчет иностранной литературы и литературы на языках народов СССР [ править ]

42. Подсчет числа знаков в строке в сплошном тексте литературы на языках народов СССР и иностранных языках производится на общих основаниях (см. п. 1).

ПОДСЧЕТ ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА [ править ]

43. Графический материал оплачивается автору аккордно или поштучно. В тех случаях, когда это договором не предусмотрено, оплата производится по количеству авторских листов, которое определяется следующим образом.

Подсчитывается площадь в квадратных сантиметрах, занятая рисунками, и эта площадь переводится в авторские листы из расчета 3000 кв. см на один авторский лист.

Рисунки в оборку переводятся в авторский объем тем же способом, но подсчитываются отдельно, чтобы затем можно было вычесть их из общего количества текстовых знаков.

Примечания: 1. При аккордной или поштучной оплате весь графический материал из подсчета объема текста исключается. 2. Иллюстрации, изготовленные для книги или статьи художником под непосредственным руководством автора или переводчика текста, и иллюстрации, подобранные непосредственно автором или переводчиком текста из запаса иллюстрационного фонда, оплачиваются автору текста или переводчику в зависимости от степени их участия в этом изготовлении или подборе иллюстраций.

44. Рисунок, имеющий непрямоугольную форму, подсчитывается по площади прямоугольника, в который может быть вписан данный рисунок.

45. Надписи и подписи к рисункам считаются строка за строку своего фактического формата и кегля.

46. Графический материал в переводной литературе (чертеж, диаграмма, карта и т.п.), если в рисунках есть переведенные слова, оплачивается переводчику по соглашению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *