Что такое обмирщение культуры

ГДЗ по истории России до 1914 года 11 класс Кириллов, Бравина параграф 24

1. Какие основные тенденции развития были свойственны русской культуре в XVII в.?

XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, зарождается культура нового времени. Этот процесс становления новой культуры занял два с половиной столетия и завершился только в эпоху либеральных реформ Александр IIАлександра II.

В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:

начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;

человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;

заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

2. Что такое «обмирщение культуры»?

3. Можно ли считать Славяно-греко-латинскую академию аналогом европейских университетов? Свой ответ аргументируйте.

В славяно-греко-латинская академия была создана по образцу западноевропейских университетов. Академия была первым высшим учебным заведением в России.

Общее с европейскими университетами:

1) всесословный характер образования: в академии учились не только дети аристократии и духовенства, но и дети торговцев, и даже крестьян;

2) светское (нерелигиозное) образование: в академии можно было выучиться не только на богослова, но и на медика или переводчика;

3) европейские преподаватели: зарубежных преподавателей приглашали на работу в академию России, т. к. они были хорошо знакомы с практикой образования.

1) первый университет появился гораздо позже, чем в Европе (Болонский университет открылся в 11 веке, академия — в 17).

2) несмотря на то, что в академии давалось в том числе и светской образование, со временем он попал под влияние церкви. В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования, Академия была преобразована в Московскую духовную академию.

4. Барокко стал первым художественным стилем, привнесённым в Россию из Западной Европы. Каковы его особенности?

Благодаря Растрелли появился уникальный стиль, не имеющий аналогов в западной культуре. Он получил название растреллиевское барокко, или монументальное рококо. Этот стиль объединил строгость классицизма, динамику барокко и орнаменты рококо. Характерными приёмами Растрелли стали контрастное сопоставление форм, ритм вертикалей, эффект колебания плоскости стены, использование сдвоенных колонн и ризалитов, а также использование статуй и вазонов.

5. Какие новшества появились в домашнем обиходе зажиточных людей в XVII в.?

Среди новшеств в обиходе знати появились зеркала и часы. На стенах хором можно было увидеть картины, гравюры, географические карты. Входила в моду заграничная мебель.

Источник

Обмирщение – определение и признаки явления

Обмирщение – это термин, использующийся для определения процессов, происходящих в культуре и быте народов Европы на рубеже XVI-XVII вв. и приведших к освобождению их от церковного, религиозного влияния. Старообрядцы видят в обмирщении попытку отхода от правил, установленных церковью, осквернение, называют термином «обмирщение» любые отношения с иноверцами. Церковные лидеры понимают под обмирщением процесс переориентации церкви на решение мирских проблем во многом в ущерб и в противовес задаче спасения души человеческой, которая стоит перед священнослужителями.

Признаки

Обмирщение в церковной среде проявляется в виде:

изменения отношения к деньгам, церковнослужители начинают зарабатывать их в ущерб своему делу, в основном занимаясь бизнесом;

стремления к материальным благам посредством получения выгодной должности в интеграции со светскими властями;

торговле священным саном (в Средневековой Франции аббатом или епископом мог стать любой, у кого было для этого достаточно денег).

Священнослужитель обязан отрекаться ото всего светского. Но обмирщившись, он чересчур живо интересуется мирскими проблемами, придаёт большее значение внешним атрибутам божественной власти (дорогая одежда, еда), чем духовным.

В культуре признаком обмирщения является появление новых стилей и направлений, противоречащих религиозной картине мире. С особой яркостью обмирщение проявляется в литературе. Героями произведений становятся энергичные и предприимчивые люди, не скованные рамками религиозных канонов. И если ранее персонажи пьес и рассказов проводили всё время в молитве, уповая на Бога, расхваливая и обвиняя его в собственных бедах, то светский герой уделяет больше внимания практической стороне жизни. Его заботят не душевные, а физические страдания.

Причины

Основной причиной обмирщения считают укрепление позиций светского государства, воли и власти монарха. Церковь больше не может контролировать жизнь общества, потому вынуждена идти на некоторые уступки. Так, появляются живописцы, создающие светские картины, изображающие жизнь обычных людей, и писатели, которых более не интересуют религиозные воззрения героя.

Государство постепенно отделяется от церкви и ей приходиться считаться с тем, что некоторые обряды и обычаи навсегда остаются под сводами храмов, существуя вне основного общества.

Примеры

Православная церковь рассматривает обмирщение, как зло, с которым нужно бороться при помощи воли Божьей и сохранения благочестия. Признают обмирщение далеко не все священнослужители, но примеры его можно найти в глубоком прошлом.

Так, ещё в 251 г. н.э. Киприан Карфагенский отмечал увеличение количества людей, отрёкшихся от христианской веры. В указанный период на христиан осуществлялись гонения и многие, в том числе и священники, предпочитали вернуться в язычество. Священномученик объяснял такое поведение чрезмерной любовью к получению материальных благ и выгод.

Современная актуальность

Термин «обмирщение» несмотря на то, что применяют его относительно культуры и общества прошлых столетий, не утратил своей актуальности. Наоборот, церковь становится более светской с каждым годом. Это проявляется, например:

В наличии у многих храмов доступа к интернету и собственного сайта. Используя современные средства связи, церковнослужители проводят проповеди, общаются с прихожанами, получают пожертвования на храм. Для этого им приходится иметь соответствующие светские знания.

В наличии у священнослужителей многих предметов, признанных светскими. Личные автомобили и богато обставленные личные апартаменты есть у многих священников, тогда как слуга Господень обязана заботиться, прежде всего, о душе, а не об удовлетворении материальных нужд.

Религиозное искусство и литература всё ещё существуют, но больше не существует запрета на создание произведения, в котором главный герой не исповедовал бы ту или иную религию. Распространившееся в прошлом атеистическое течение всё ещё остаётся актуальным.

Противоположность

У термина нет противовеса, но во все времена существовали движения, идейные представители которых пытались воспрепятствовать обмирщению церкви. Так возникли монашествующие ордена и протестантское движение, появились отшельники. Уйдя от мира, люди пытались сохранить духовную чистоту религии, не отягощая себя мирскими заботами. Целью протестантства в момент его зарождения становится борьба с обмирщением христианства. От священников требуют скромности и отказа от участия в политических интригах.

В России после 1917 г. также пытались противостоять обмирщению. Противовесом ему должно было стать обновление церкви. Но церковная реформа успеха не имела и процесс обмирщения церкви продолжился.

Источник

Обмирщение культуры в 17 веке

XVII век – это переходное столетие для отечественной истории и культуры. Этот период принято считать временем. Именно тогда в нашей стране сформировались предпосылки для знаменитых петровских реформ. Главная составляющая этого процесса – обмирщение культуры.

Обзор эпохи

Рассматриваемое время интересно тем этапом, который наглядно показывает, что реформы Петра I возникли не на пустом месте. Они стали естественным следствием всего предшествующего развития страны. В этом плане изучаемое столетие очень показательно, поскольку именно в этот промежуток времени произошли коренные перемены почти во всех сферах общественной жизни. Изменения коснулись политики, экономики, общества. Кроме того, Россия стала играть видную и заметную роль в международных отношениях в Западной Европе. Поэтому обмирщение культуры следует рассматривать в контексте вышеуказанных инноваций.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Основные направления развития

В предыдущие столетия религия занимала определяющее место в истории и искусстве России. Власть, общество, образование определялись ею, что наложило заметный отпечаток на образ жизни и мысли населения. Однако в XVII веке наметилась новая тенденция развития: расширились связи с Западной Европой, поэтому в нашу страну просочились иностранные достижения. Образованные круги общества стали проявлять интерес к светскому знанию, наукам, культуре и, наконец, к европейскому образу жизни.

Всё это очень заметно сказалось на жизни и быте российского населения. Ещё одно направление развития, которое обозначилось в рассматриваемое время, – это тенденция к заимствованиям основных достижений и новинок из-за рубежа. Поначалу этим занимались лишь ближайшие приближенные московских правителей и видные аристократы, которые могли себе позволить закупать дорогие иностранные товары. Число таких людей медленно, но неуклонно росло. Эта небольшая прослойка впоследствии и стала опорой для Петра I при проведении им своих реформ.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Предпосылки перемен

Обмирщение культуры возникло в результате всего предшествующего развития истории России. Дело в том, что ещё в Средневековье московские князья приглашали иностранцев к своему двору для строительства, а также в качестве лекарей, мастеров, ремесленников и художников. Ярким примером может служить приглашение Иваном III известного итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти для сооружения знаменитого Успенского собора в московском Кремле. Ещё один пример – работа талантливого греческого художника Феофана Грека на Руси.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

В рассматриваемое время такие случаи обращения к иностранным мастерам были редки. Но тем не менее они были показательны. Во-первых, говорили о тенденции российского общества к заимствованию западноевропейского опыта. Во-вторых, это стало предпосылкой для такого явления, как обмирщение культуры.

Бытовые повести

Литература 17 века очень ярко отразила эту тенденцию к проникновению светских знаний и достижений в искусство. Дело в том, что в рассматриваемое время возникли новые жанры, целью которых было не только поучать, но и развлекать читателя. При этом на главное место выходила личность человека, его стремления и желание пробиться в жизни, достичь определённого положения. К этим жанрам относится так называемая бытовое сказание. Его примерами стали произведения: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастье» и другие. Их особенностью было то, что в них особое внимание уделялось изображению непохожих характеров персонажей, их нелёгкой доли, житейских проблем. А, главное, авторы стали уделять большое внимание личностным качествам действующих лиц.

Сатира

Литература 17 века интересна ещё и тем, что в ней именно в это оформилась сатира. Авторы в довольно ироничной форме высмеивали недостатки современной им бюрократии. Как правило, объектом юмора становились чиновники, судьи, взяточничество и казнокрадство. Среди наиболее известных произведений этого жанра можно назвать «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и другие. Появление сочинений подобного рода свидетельствует о том, что российская культура вступила в новый этап развития. Светский характер литературы был налицо. И это говорило о серьёзных изменениях в общественном сознании.

Исторические сочинения

Начало столетия ознаменовалось страшными потрясениями для страны. Смута, династические перевороты, угрозы захвата государства поляками, пресечение династии – всё это потрясло, сильно повлияло на мнение общества. Люди начали активно осмыслять произошедшее. Многие летописцы и авторы в своих сочинениях пытались найти причину этой масштабной катастрофы, что потрясла Московское государство. Эти попытки понять и разобраться в произошедшем также свидетельствуют о серьёзных сдвигах во взглядах образованных кругов. Интеллигенты стали анализировать те перемены, которые произошли в стране. Так, возник новый жанр исторического повествования, как правило, посвящённого смутному времени («Повесть 1606 года»).

Изменение мировоззрения

Люди в культуре XVII века – это одна из принципиальных проблем для понимания вопроса о том, что же стало толчком к изменению в искусстве нашей страны в изучаемое время. Дело в том, что образованные круги общества всерьёз заинтересовались светским знанием. Многие приближенные царей Михаила и Алексея Романовичей перенимали достижения стран Западной Европы. Но и в городской среде читающая публика также стала интересоваться светской литературой, что тоже стало явным признаком происходящих изменений.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Люди в культуре нового времени стали более восприимчивы к светским и развлекательным жанрам. Они интересовались театром, повестями, сатирой. Процент читающих лиц возрос по сравнению с предыдущим временем. Количество книг увеличилось, стали распространяться печатные издания. При дворе ставились театральные постановки. Всё это свидетельствовало о серьёзных переменах в мировоззрении эпохи, что и стало идеологической основой для петровских преобразований в следующем столетии.

Наиболее характерные перемены

Культура 17 века стала подготовительным этапом для развития аристократического и дворянского искусства при Петре I. В ней появились новые жанры во всех областях художественного творчества. Например, широкое распространение получили парсуны – портреты царей или других известных лиц, которые не передавали сходства, однако, по своей сути были светским жанром. Ещё одной существенной переменой было то, что многие представители высшей знати увлеклись западноевропейскими предметами роскоши, чего не было прежде. Так, приближённый царевны Софьи – Василий Голицын – устроил в своём особняке нечто наподобие коллекции из дорогих товаров, привезённых из-за рубежа. Многие обзаводились книгами и библиотеками. Все эти изменения подготовили почву для усвоения образованным обществом западноевропейского искусства.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Общественная ситуация

Культура 17 века развивалась в тесной связи с общеполитическими переменами в стране. Дело в том, что в рассматриваемое время отчётливо наблюдалась заметная тенденция к заимствованию передовых идей и достижений с Запада. Правда, эти заимствования ещё не приобрели такого широкого размаха, как в последующее столетие. Однако сам факт был весьма показателен. Например, изменения наблюдались в военной сфере, когда при первых Романовых стали создаваться новые полки по западноевропейскому образцу. По словам известного историка С. М. Соловьёва, именно в это время «народ собрался в дорогу», т. е. всё в стране созрело для перемен и реформ.

Распространение грамотности

Области культуры, в которых произошли изменения, были следующие: литература, живопись, архитектура. Относительно литературы речь уже шла выше. Здесь следует только прибавить, что в изучаемую эпоху распространилась грамотность в стране. Особенно активно выпускались книги гражданского содержания: буквари, учебники по грамматике. Кроме того, открывались регулярные школы. Среди них Славяно-греко-латинская академия, которая стала одним из самых знаменитых образовательных заведений в России.

Изобразительное искусство

В живописи также произошли перемены. Процесс обмирщения культуры затронул и эту сферу, о чём уже шла речь выше. Следует прибавить то, что некоторые изменения коснулись иконописи. Наряду с традиционным каноническим письмом, художники стали использовать достижения западноевропейского искусства. Например, фряжский стиль. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата. А самым известным автором-иконописцем был Симон Ушаков.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Строительство

Перемены столетия затронули и такие области культуры, как архитектура и театр. В XVII веке возобновилось прерванное после событий смутного времени каменное строительство. Запретили возводить церкви в шатровом стиле, так как он отличался от византийского. Храмы строились с пятью куполами в луковичной форме. Появился новый стиль: так называемое нарышкинское барокко. Его особенностью стало использование красного и белого цветов, а также богатство украшений. Обмирщение русской культуры в рассматриваемое время проявилось в том, что увеличилось гражданское строительство. Наиболее известными памятниками являются Теремной дворец в Кремле, купеческие палаты и другие постройки.

Новая мода

Принципиальное изменение стиля во внешнем виде принято относить ко времени правления Петра Алексеевича. Он в довольно резкой и эксцентричной форме заставлял своих приближенных и всех дворян носить западноевропейское платье, брить бороды, а дам обязал одеваться в пышные наряды, которые были в ходу у иноземных модниц. Однако одежда 17 века уже претерпела некоторые изменения. Так, при дворе предшественников первого императора уже можно было увидеть дворян в немецких костюмах. Вышеупомянутый Голицын также придерживался западноевропейской моды.

Значение периода

История русской культуры условно включает в себя несколько этапов: древний период, княжеский, Средневековую Русь, новое время, XIX век, советский и современный этап. В перечне изучаемый век занимает особое место, так как он стал подготовительным этапом для коренных преобразований Петра I. В это время сложились предпосылки для утверждения светского знания в науке и культуре. Некоторые исследователи даже склонны видеть распространение просветительских идей в нашей стране. Обмирщение русской культуры в 17 веке коснулось всех областей жизни. И в этом состоит её принципиальное отличие от искусства всего предшествующего времени, когда заимствования западноевропейских достижений и новинок носило спорадический характер, а светское знание было развито крайне слабо.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Место в общеевропейском развитии

Культуры мира при всём своём многообразии тем не менее имеют одну общую генеральную линию изменений. В самом начале возникновения они отличаются глубокой религиозностью. Вера проникает во все сферы жизни общества и определяет их особенности. Но постепенно в искусство и общественное сознание просачивается светское знание, которое меняет мировоззрение людей. При сохранении господствующей религии мастера начинают проявлять бо́льший интерес к человеческой личности, мирским заботам.

В этом отношении культура и быт 17 века в России прошли тот же путь развития, что и западноевропейские страны. Впрочем, в нашем государстве религиозное сознание по-прежнему во многом определяло общественно-политическую и культурную жизнь. Дело в том, что в странах Западной Европы светское знание начало распространяться уже в XII-XIII веках. А в нашей державе только в рассматриваемый период. В связи с этим религия и в последующие столетия занимала видное место в жизни общества.

Отношения с Западом

В рассматриваемое время расширились связи России с Европой. Иностранные мастера стали играть большую роль в культурном развитии нашей страны. Например, братья-греки основали знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Симеон Полоцкий, белорус по происхождению, сыграл большую роль в распространении просвещения при царском дворе. Он способствовал развитию художественной литературы и поэзии.

В это же столетие наша страна стала играть заметную роль на международной арене, вступая в коалиции западноевропейских государств. Например, Россия приняла участие в Тридцатилетней войне. Всё это не могло не сказаться и на внутриполитической жизни страны, которая почувствовала себя частью европейского пространства. Перемены в мировоззрении отобразились не только на культурно-образовательной политике, но и в быту. И даже одежда 17 века свидетельствовала о том, что образованные круги общества почувствовала живой интерес к своим соседям.

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культуры

Традиционность культуры

Несмотря на все вышеперечисленные достижения, российское искусство оставалось достаточно консервативным. Хотя многие переняли достижения западноевропейских стран, значительная часть общества тем не менее крайне отрицательно отнеслась к отечественным новаторствам и различным иноземным новинкам. Неудивительно, что петровские реформы были восприняты как нечто инородное и чуждое русскому духу. Поэтому в этом смысле об обмирщении культуры следует говорить с оговорками и очень осторожно.

Те изменения, которые произошли в обществе, несомненно, дают основание назвать этот этап особым, важным периодом в развитии. Однако не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что во многом российская культура сохранила свои традиционные, присущие только ей черты. В первую очередь это, разумеется, касается людского мировоззрения. Переняв одежду, моду, многие круги общества тем не менее оставались верны старинным обычаям, традициям, привычкам. Это особенно отчётливо стало заметно в годы правления Петра I. Царю пришлось столкнуться с боярской оппозицией, что не желала принять его нововведения. Вместе с тем первый император нашёл себе опору среди тех, кто придерживался курса на сближение с Западной Европой.

Источник

ОБМИРЩЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к новому времени. Главная особенность куль­туры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмир­щения, т. е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, жи­вопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение пе­реживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые

жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится лич­ностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнуто­сти и расширение связей с другими странами.

Самые выразительные новшества прослеживаются в литера­туре. Если литературные герои предшествующего времени пре­бывали в неустанной молитве, их действия сковывала боже­ственная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в по­лезных начинаниях. Герои литературы XVII в. начинают осво­бождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII в. утвердилось два течения: панегириче­ское, феодально-охранительное, и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельяно-вич Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати,— купи кто хочет! А я рад продати». Покупателем оказался Алексей Михай­лович, которому приглянулись стихи, сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Фе­дора и царевны Софьи. Расцвет поэтического дарования Симео­на Полоцкого падает на годы его пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительный пример близости культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии. Он был первым в стране при­дворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные силлаби­ческие стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегириче­ские тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Новходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубити» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мне­нию, способно успешно решать внешнеполитические задачи и

«утоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать се­бе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалисти­ческим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической систе­мы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижани-ча. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 г., написал ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспе­чить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов.

Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических по­рядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты по­мещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина при­дет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистека­ла убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум — талант­ливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» — остросюжетное по­лемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фана­тической преданности идеям древнего благочестия. Во всех по­ступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудито­рию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами жи­вой народной речи.

Содержание так называемых бытовых повестей XVII в. обна­руживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вы­рваться из оков церковности; с другой стороны, попытки героя выйти из рамок житейской мудрости Домостроя заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молод-Ца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывает­ся в монастырской келье. В отличие от предшествующего вре­мени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна само­убийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

8 История СССР до 1КЫ года 225

В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные истори­ческие личности и определенная географическая среда, чем со­здается видимость подлинности рассказанной истории. Герои по­вести — богатые купцы Грудцыны-Усовы, торговавшие по горо­дам Волги и Камы. В основу сюжета положены похождения ку­печеского сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торго­вым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью казан­ской иконы богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал свое­му брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но по­жалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно пока­зывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемя-ки — он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Выражение «Шемя­кин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные по­рядки, предусмотренные Уложением 1649 г. Герои повести — рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой ры­бешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того Ерша и видели».

Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью. Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в до­статке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить».

Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVII в. произошли наиболее суще­ственные изменения.

Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских, так и па­латы и дворцы бояр и царей. Новое в архитектуре состояло в

том, что в XVII в. увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. Если раньше монументальные сооружения имели только культовое и военное назначение, то теперь возводимые здания использовались для жилья, правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий.

В связи с укреплением экономических связей между отдель­ными областями и возросшей централизацией государства в ар­хитектуре хотя и сохранялись районные особенности, но они утратили прежнее значение, и она приобретала общероссийский характер. Зодчество, как и литература, подвергалось обмирще­нию. Наиболее выразительные его черты состояли в сближении культового стиля с гражданским, в замене суровых и аскетиче­ских сооружений зданиями с украшениями, придававшими им живописность и праздничную торжественность. Широко приме­нялись новые виды строительного материала: многоцветные из­разцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII в. относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломен­ском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-кле­тей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последователь­но уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торж­ке, 1653 г.). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Несмотря на попытку Никона изолировать церковное зодче­ство от общих тенденций развития русского искусства, новые явления проникали и в кирпичную храмовую архитектуру. Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой ар­хитектуре черты суровой монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор в Кремле. Сам Никон намеревался воплотить традиции зодчества в храмах, строившихся по его заказу, но и он в конечном счете поддался воздействию нового.

Первым по заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе свидетельствовали об от­ступлении от канонов зодчества XVI в. Отступления прослежива­ются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке исполь­зовались многоцветные изразцы. Не удалось Никону возродить Радиции зодчества XVI в. и при сооружении Новоиерусалим-

ского монастыря. Воскресенский собор монастыря должен был воспроизвести храм гроба господня в Иерусалиме. Но в соответ­ствии с вкусами XVII в. собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами. Строительство его завершилось в 1685 г.

Идея превосходства духовной власти над светской выражена также в грандиозном сооружении ростовского митрополита, из­вестном под названием Ростовского кремля (1670—1683). Ан­самбль, включавший жилые покои митрополита, хоромы митро­полии, множество хозяйственных построек и пятиглавую церковь Воскресения, сочетал жилой комплекс с храмовым. Все построй­ки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.

В XVII в. завершается оформление множества монастырских ансамблей, начало которым было положено в предшествующих столетиях: Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др. Организующим центром каждого из них были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом. Сооружались огромные трапезные с большими залами без опор. Значительные по размерам оконные проемы, украшенные затейливыми налич­никами, изразцы на внутренних стенах, роскошные порталы при­давали трапезным вполне светский облик. Трапезная Троице-Сергиева монастыря украшена лепным растительным орнамен­том. От грандиозных стен с башнями и бойницами, надвратных построек у въезда в храмы и монастыри веяло торжественностью и монументальностью.

К выразительным элементам храмового зодчества второй по­ловины XVII в. относились многоярусные колокольни. Легки и изящны шестиярусная башня Новодевичьего монастыря в Моск­ве и девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве возникает новый стиль, получивший название нарышкинского (московское барокко). Его использовали при сооружении небольших церквей в усадь­бах русских вельмож. Особенностью храмов нарышкинского сти­ля является элегантность и строгая симметричность всего соору­жения. Выразительным памятником этого направления является церковь Покрова в Филях, отличающаяся необыкновенным изя­ществом и безукоризненными пропорциями. Вместо многоцвет­ных изразцов в церкви Покрова в Филях использованы только два контрастных цвета — красный и белый. Внутреннее убран­ство церкви отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления арок и т. д.

Гражданское строительство в XVII в. не отличалось много­образием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661 — 1665) и в Архангельске (1668—1684), а также Хамовным двором в Москве (1658—1661). Гостиный двор в Архангельске,

построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулся вдоль Северной Двины на 400 метров, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри гостиного двора размещалось более двухсот торговых помещений.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые постройки, которым были приданы более мону­ментальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его кон­фликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом навер­ху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К об­щественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.

Во много крат больше сохранилось жилых зданий. Они строились не только в Москве, но и других городах: Калуге, Гороховце, Устюге Великом, Ярославле, Пскове и т. д. Прообра­зом для них служили деревянные пятистенные дома, состоявшие из двух комнат с сенями посредине. Снаружи здания украша­лись наличниками, карнизами, порталами. Первый этаж пред­назначался для хозяйственных надобностей, второй был жилым.

Живопись относилась к тому виду искусства, где в наиболь­шей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявля­лось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII в. представлено преимуще­ственно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении святых: Аввакум резко осуждал иконы нового письма, на которых, по его словам, святой изображался «яко немчин, брюхат и толст».

третьи — одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных.

Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в част­ности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал в роли ху­дожника, организатора живописцев страны, работавших в Ору­жейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта Ушакова — пристальный интерес к изображе­нию человеческого лица.

В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отли­чался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суро­вость выражения, аскетическое лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Уша­ковым в знаменитой иконе «Нерукотворный спас».

Широко известна другая его икона — «Насаждение древа го­сударства Российского». У истоков древа находится Иван Кали­та и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа стоит царь Алексей Михайлович, справа — его супруга и двое ца­ревичей. Это был живописный панегирик Романовым, якобы со­ставлявшим единое древо с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении суще­ственно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрач­ным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой.

Ушаков создал живописную школу. Его последователями бы­ли Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев и др. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова.

В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодо­лели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсу­нах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изо­бражения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: ря­дом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и т. д.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении

Грамотность широко проникла в посадскую среду, где в конце столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Грамоте обучали либо члены семьи, либо мастера — учителя из священников, дьячков и подьячих.

К показателю возросшего интереса к просвещению относится появление печатных букварей. Первый из них, составленный Ва­силием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. и затем несколько раз переиздавался. В конце столетия появился иллюстрирован­ный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руковод­ства по арифметике. Карион Истомин для запоминания букв вос­пользовался выразительными картинками.

В роли распространителя просвещения выступали как госу­дарство, так и церковь. В 1665 г. при Заиконоспасском монасты­ре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 г., обуча­лось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. Скромную сеть учебных заведений венчало открытое в 1687 г. Славяно-греко-латинское училище, переименованное за­тем в академию, где преподавались как светские, так и духов­ные дисциплины: грамматика, пиитика, риторика, богословие и др. Все предметы вели приглашенные греки братья Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия готовила кадры для правительст­венных и церковных учреждений. В академии обучался будущий доктор медицины и философии Падуанского университета Петр Васильевич Постников.

Характерной чертой быта является его консервативность: человек с трудом расставался с передаваемыми из поколения в поколение привычками, веками складывавшимися нравственными устоями и обрядами, а также представлениями о моральных цен­ностях. Именно поэтому в XVII в. в основном продолжали жить по Домострою.

войлочной шляпой летом и суконкой, подбитой овчиной,— имои. Стол боярина по богатству и разнообразию блюд отли­чался от крестьянского в такой жъ мере, как боярская усадьба °т крестьянской избы. Эту зависимость быта от сословной при- а Длежности подметил наблюдательней Котошихин: «а в домях Ни своих живут против того, кто как’Ой’чести и чином».

В то же время в быту прослеживаются некоторые общие чер­ты, обусловленные общностью социальной, экономической и по­литической среды, в которой жили люди.

Глубокие социальные различия между боярином и крестьяни­ном не исключали того, что оба они по отношению к царю явля­лись не гражданами, а холопами.

Господствовавшие в стране крепостнические порядки и самодержавный строй оказывали влияние и на дворянство, со­здавая внутри его иерархию отношений и развивая в представи­телях господствующего сословия чувство холопской угодливости, смирения и кротости к лицам, занимавшим по отношению к ним более высокую ступень, и безнаказанной жестокости, хам­ства и высокомерия по отношению к тем, кто стоял ниже.

Другой особенностью феодального быта являлась замкну­тость жизни людей. В первую очередь она определялась замкну­тостью их хозяйственной деятельности: каждый крестьянский двор представлял нечто изолированное, способное существовать независимо от других дворов. Натуральный характер хозяйства позволял и барину обходиться плодами крестьянского труда и не прибегать к услугам рынка: к месту жительства помещика тяну­лись обозы со всякой снедью и изделиями крестьянских про­мыслов.

Из сказанного, однако, не следует, что крестьянская и город­ская среда состояла из замкнутых в себе сельских или посадских дворов. Главным местом общения в сельской местности была церковь: на паперти велись деловые разговоры, обсуждались вопросы частной и общественной жизни, такие, например, как раскладка повинностей, разбирались и примирялись споры жи­телей и т. д. Церковь являлась также местом, где молодые люди могли увидеть друг друга, чтобы потом связать свои судьбы брачными узами.

Нередко деловые разговоры велись и в самой церкви. Еще Домострой предписывал стоять в церкви молча, не переступая с ноги на ногу и не прислоняясь к стене или столбу. В XVII в.

рекомендованные Домостроем нормы поведения были возведены в закон — Уложение 1649 г. решительно требовало от прихожан «в церкви божий стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити» Подача царю челобитной во время богослужения ка­ралась тюрьмой.

Мест общения в городе было значительно больше, чем на селе Помимо церквей, горожане для контактов друг с другом пользовались торговыми банями, рынками, а также приказной избой, у которой население извещалось о таких событиях, как объявление войны, заключение мира, о моровом поветрии и т. д.

Сельские и городские жители пользовались еще одним сред­ством общения — выездом в тети к родственникам и знакомым. В XVII в. продолжали придерживаться традиционной церемонии приема гостей и раздельного застолья мужчин и женщин

Для быта феодального общества характерна также такая черта, вытекавшая из натурального хозяйства, как патриархаль­ный уклад жизни Патриархальными отношениями была прони­зана жизнь как крестьянской или посадской семьи, так и бояр­ской. Непременным ее признаком являлось беспрекословное под­чинение воле старшего и приниженное положение женщины. Ярче всего патриархальные черты быта проявлялись в период создания новой семьи — при ее возникновении главными дейст­вующими лицами были не молодые люди, которым предстояла совместная жизнь, а их родители. Именно они совершали обряд сватовства: родители невесты собирали сведения о репутации жениха (что он не пьяница, не лентяй и т. д.), а родители жени­ха усердно изучали перечень того, что невеста получит в при­даное. Если результат удовлетворял обе стороны, то наступал второй этап обряда — смотрины невесты.

Смотрины совершались тоже без участия жениха — по его поручению смотрельщицами выступали мать, сестры, родствен­ницы или те, «кому он, жених, сам верит». Цель смотрин состояла в установлении отсутствия умственных и физических недостат­ков у невесты. Положительный исход смотрин давал основание для разговоров о решающей процедуре — определения времени венчания и свадебных торжеств Сроки закреплялись докумен­том, в котором указывалась сумма неустойки, если одна из сто­рон откажется от условий контракта.

Наконец, наступал день венчания. Под венец невеста шла закутанной в фату. Только во время свадебного пиршества неве­сту «открывали», и муж мог разглядеть супругу. Иногда случа­лось, что супруга оказывалась с изъяном: слепой, глухой, умст­венно неполноценной и т. д. Такое происходило, если во время смотрин показывали не невесту с физическими недостатками, а ее здоровую сестру или даже девушку из другой семьи. Обману­тый муж исправить дела не moi — патриарх не удовлетворял че­лобитной о разводе, ибо руководствовался правилом: «Не прове-Дав подлинно, не женися».

Что такое обмирщение культуры. Смотреть фото Что такое обмирщение культуры. Смотреть картинку Что такое обмирщение культуры. Картинка про Что такое обмирщение культуры. Фото Что такое обмирщение культурыВ таком случае муж мог в конце концов добиться своего путем ежедневных истязаний супруги, требуя пострижения в мо­настырь. Если молодая женщина упорно отказывалась пересе­ляться в монастырскую келью, то ее родители подавали патриар­ху челобитную с жалобой на жестокость супруга. Обоснованная жалоба могла иметь последствие — изверга определяли в мо­настырь на покаяние сроком на полгода или год. Развод давали лишь после того, как возвратившийся из покаяния супруг про­должал истязать жену.

Хотя Котошихин и писал, что «так же и меж торговых лю­дей и крестьян свадебные зговоры и чин бывает против такого же обычая во всем», но вряд ли в крестьянских и посадских семьях возможен был показ во время смотрин подставных невест — в этих семьях они не вели затворнической жизни. Еще больше от описанного обряда отличались браки крепостных крестьян. Здесь решающее слово принадлежало не родителям, а помещику или его приказчикам. Приказчик А. И. Безобразова составлял списки женихов и невест, формировал брачные пары и сам выступал в роли свата. Если, однако, алчность приказчи­ка была должным образом удовлетворена подношениями заинте ресованных родителей, то он мог пойти навстречу их желаниям. Браки подлежали утверждению барина, заключение их без его санкции могло вызвать наказание вступивших в брак.

В семье продолжало существовать издавна сложившееся раз­деление труда между ее мужской и женской половинами. На до­лю мужчин выпадали самые тяжелые сельскохозяйственные работы (пахота, боронование, посев и др.), а также уход за ра­бочим скотом, заготовка дров, охота и рыболовство. Женщины участвовали в жатве, сенокосе, обрабатывали огород, ухаживали за домашним скотом, готовили пищу, шили одежду, пряли и тка­ли. На попечении женщин находились дети.

Некоторые черты общности в одежде и жилище прослежи­ваются у всех слоев феодального общества. Одежда, в особен­ности нательная, была одинаковой у крестьянина и боярина: мужчины носили порты и рубаху навыпуск. Кафтан и зипун состоятельного человека отличались от одежды крестьянина и посадского только материалом, из которого они изготовлены, а также мастерством изготовления. На боярский кафтан употреб­ляли заморские сукна и парчу, в то время как крестьяне шили 234

его из сермяжного сукна. Меховую одежду крестьянина и посад­ского изготавливали из овчин, а шубу состоятельного человека — из дорогих мехов: соболя, куницы, горностая. Дорогая шуба от­личала простолюдина от боярина, поэтому последний, истекая потом, не расставался с нею даже в жаркие летние дни. Изго­товление одежды в крестьянской и посадской семье являлось заботой женщин. Одежду бояр и богатых людей шили обученные мастера-портные. То же самое относится и к обуви. Лапти в XVII в. еще не стали универсальной обувью крестьян. Они носили также и сапоги, отличавшиеся от боярских тем, что были изготовлены не из импортной кожи, более тонкой и эластичной, а из грубой сыромятной.

В жилищах и хозяйственных постройках подавляющего боль­шинства дворянских усадеб тоже было немало общего с кресть­янским двором — в XVII в. еще не знали роскошных дворцов. Изба крестьянина и посадского, как и жилище дворянина, сооружалась из дерева. Но помещичья изба отличалась от крестьянской размерами и наличием удобств, а хозяйственные постройки большим разнообразием: горница зажиточного чело­века обогревалась печью с вытяжной трубой для дыма, в то вре­мя как крестьянин ютился в курной избе. В комплекс хозяйствен­ных построек боярской усадьбы входили сооружения, предназна­ченные для обслуживания многочисленной дворни: поварни, лед­ники, погреба, хлебники, пивные сараи и др. Крестьянский двор помимо избы — жилого помещения, включал клеть — неотапли­ваемое помещение для хранения одежды, посуды, зерна, съест­ных припасов, а также амбары.

Новшества в быт проникали прежде всего в верхи дворянства. Они были обусловлены развитием товарно-денежных отношений и началом формирования всероссийского рынка. Под их воз­действием изменялись как материальные, так и духовные усло­вия жизни верхов. В частности, увеличился приток в Россию изделий западноевропейских мануфактур. В боярских домах по­явились предметы роскоши, комфорта, причем, чем ближе к кон­цу столетия, тем в большей мере ощущалось влияние Западной Европы.

Дом богатого вельможи, фаворита Софьи боярина В. В. Голи­цына, охотно воспринимавшего европейский комфорт, был напол­нен предметами западноевропейского производства. Множество комнат его кирпичного дома были обставлены европейской ме­белью, а стены увешаны зеркалами. С потолка столовой палаты свисала огромная люстра, на полках была выставлена для обозрения дорогая посуда. В спальне стояла иноземного произ­водства кровать с пологом. В отличие от библиотеки Безобразова, состоявшей из трех десятков церковных книг, обширная библио­тека Голицына содержала множество сочинений светского содер­жания, что свидетельствовало о высоких духовных запросах ее владельца.

Вкусы и манеры Голицына, как и роскошная обстановка в его доме, были присущи единицам, даже в среде правящей вер­хушки. Но европейское влияние, касавшееся, например, одежды и растительности на лице, более или менее широко проникало в придворную среду. О том, что во второй половине XVII в. бри­ли бороды, свидетельствуют дошедшие до нас портреты. Светские и духовные власти противодействовали проникновению в страну новых обычаев. Алексей Михайлович требовал от придворных, чтобы они «иноземских немецких и иных извычаев не перенима­ли, волосов у себя на голове не подстригали, також и плагья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили и людям сво­им по тому ж носить не велели». Курение табака считалось бого­мерзким занятием. Уложение 1649 г. грозило продавцам табака смертной казнью, а курильщикам — ссылкой в Сибирь.

Наблюдалось и ослабление затворнической жизни женщин в боярском и царском теремах. Показательной в этом отношении является судьба царевны Софьи, окунувшейся в водоворот политической борьбы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *