Что такое образная память

Образная память — что это в психологии

Если проанализировать работу современного человека с информацией, то можно прийти к выводу, что большую часть необходимых сведений люди запоминают посредством многократного повторения, чтения, зубрежки. Такое запоминание требует много времени. Существует особый вид воспоминаний – образная память. В ее основе лежат ощущения, получаемые человеком от органов чувств (образы).

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Образная память в психологии

Образная память – это естественное запоминание. После однократного прослушивания информации человек запомнит 10% сказанного. Если какой-то текст индивид прочитает 1 раз, то запомнит 30% информации. Если человек будет одновременно слушать и читать этот текст, то он запомнит половину содержащейся в нем информации. Если бы у него была возможность задействовать остальные органы чувств, то после однократного знакомства с текстом индивидуум смог бы воспроизвести его практически без потерь.

Образная память – это стойкая мнемоформа, которая основана на интересах и знаниях человека. Образы неотделимы от сознания личности. Примером образной памяти может служить запах мандаринов, который ассоциируется у людей с приближающимся Новым годом.

Внимание! Все малыши с рождения обладают хорошо развитой образной памятью. Но взрослые заставляют их заучивать материал, абстрагируясь от ощущений, поэтому они утрачивают ее.

Для чего нужна человеку

Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:

Важно! Образы возвращают взрослому детское восприятие мира и естественную память.

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Детское восприятие мира

Особенности

Отличительными особенностями образной памяти являются:

Понятие «угасание образа»

Угасание образа – это процесс его стирания, когда он не востребован длительное время. С течением времени образы становятся фрагментарными, нечеткими. Пытаясь воскресить образ, человек может наделять его несуществующими деталями. Это происходит потому, что сознанию легче достроить образ до законченной картинки, чем пытаться вспомнить его первоначальный вид.

Что такое «яркая» образная память

Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.

При рассказывании наизусть длинного стихотворения глаза школьников двигаются так, словно перед ними раскрыта книга с ним. Их мысленному взору действительно представляются страницы книги, где написано это стихотворение. Рассказывая его, они «видят» все рисунки, которые были на этом развороте книги.

Дети постепенно утрачивают способность к эйдетике при поступлении в школу. Осваивая другие способы запоминания, они реже обращаются к эйдетике. На смену ей приходит отвлеченное мышление.

Дополнительная информация. Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.

Виды образной памяти

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Виды образной памяти

В психологии выделяются следующие виды образной памяти:

Когда появляется образное восприятие

Способность воспринимать образы появляется у ребенка в период раннего детства. В возрасте 1,5-2 лет малыш способен запомнить краткую образную информацию. Именно с этого момента начинает существовать долговременная память. Достаточно развитый мозг крохи позволяет ему строить простые логические цепочки, формулировать понятия на основе образов.

Важно! Образную память принято называть фундаментом всех остальных видов сохранения информации в сознании. При слабо развитой образной памяти объем других видов памяти будет небольшим.

Как развивать образную память

Методики развития образной памяти называются мнемотехниками. Чтобы улучшить образное запоминание, можно:

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Таким образом, образная память основывается на одновременной работе обоих полушарий. Заставить мозг работать в полную силу можно, если стимулировать одновременную работу всех анализаторных систем при восприятии информации. В этом случае в сознании человека формируется яркий образ, который запечатлевается надолго без приложения умственных усилий.

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Видео

Источник

Образная память и ее развитие, 13 упражнений

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Когда мой крёстный сын Илья учился во втором классе, ему задали выучить стихотворение Блока «Летний вечер». Стих простой, но при рассказе мы столкнулись с проблемой. После чтения наизусть первой строчки, Илья сразу перескакивал на третью. Я безрезультатно провозился с ним около получаса и стал искать причины, по которым тяжело даются литературные произведения.

В поисках ответа я наткнулся на статью о том, что такое образная память. Понятие знакомое, но я не понимал, что сложного во второй строчке:

А мой крестник, похоже, не мог сообразить, что такое «сжатой ржи». Рожь – слово, часто употребляемое в произведениях. Вот только для Ильи – это просто слово и ничего больше. Он никогда не видел это растение. Тогда, я попросил его раскрыть смысл этого стиха, и мы выявили другие сложные слова: межа и жница.

Я показал крестнику рожь на картинке. Он прекрасно знал, что зёрна этой культуры перемалывают в муку. Но ему было тяжело представить её на поле.

Мы постепенно разобрали с ним остальные слова, пока всё стихотворение не сложилось в единое целое. Уложились за 1,5 часа с учётом трёх 10-минутных перерывов. С тех пор мы всегда разбирали домашнее задание по литературе, используя визуализацию.

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Определение и виды

Образная память в психологии – это запоминание, сохранение и воспроизведение явлений и предметов. Образы возникают в результате действия различных систем восприятия. В связи с этим образное усвоение и воспроизведение подразделяется на следующие группы:

Чем больше органов задействовано, тем выше эффект. Примером служит процесс усвоения лекции. После разового прослушивания студент способен воспроизвести только 10% информации. Если доклад нацелен на зрительное восприятие, то откладывается 30%. Совмещение визуальных образов и рассказа увеличивает эффективность до 50%. 90% обеспечивается практической работой, вызывающей ощущения.

Следовательно, данный вид усвоения материала нацелен на восприятие и последующее воспроизведение картины целиком. Суметь создать в голове образ, который возможно увидеть, услышать, почувствовать, попробовать на вкус, значит запомнить.

Особенности

Чаще всего дети и подростки воспринимают мир с помощью перечисленных систем. С возрастом среднестатистический человек меньше задействован в творческих процессах. Это приводит к регрессу образного и развитию словесно-логического мышления.

Пример образной памяти среди взрослых преподносят люди творческих профессий – музыканты, художники. Также, она свойственна профессионалам в приготовлении блюд, напитков и их дегустации.

Считается, что на качество воспроизведения образов влияет:

При задействовании систем восприятия, запоминание объекта происходит лишь в общих чертах. Откладываются бледные фрагменты, которые со временем забываются или смешиваются со схожими образами.

Но возможен и другой путь – обособление картинки, в результате чего она становится очень яркой и отчётливой. В этом случае мозг сразу отличает подобное от настоящего.Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Развитие образной памяти

Основоположник теории о памяти Блонский П.П. говорил, что все 4 её вида проявляются последовательно. Эффективнее всего образное мышление развивается у детей 3 – 7 лет. Малышам легче запомнить именно образы, а не слова. Для старших дошкольников (5 – 7 лет) уже характерно произвольное запоминание.

К методам развития образного мышления относят:

Задача любого из этих методов – вызвать интерес. От степени заинтересованности в происходящем зависит качество восприятия и, как следствие, запоминания. Это достигается с помощью привлечения эмоций: восхищение, удивление, сомнение и т.д. В связи с этим эффективнее использовать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков. Контурные модели не подойдут.

Упражнения и игры

Детство – лучшее время для развития образного мышления. Однако доказано, что чётких границ между видами памяти не существует. Способность запоминать образы у не натренированного взрослого намного слабее. Но существуют упражнения для различных возрастов.

Групповые занятия для детей 3-7 лет

Большинство упражнений целесообразно проводить в группе. Так поступают воспитатели детских садов и начальных классов. Группу может создать и семья, и просто знакомые дети со двора.

Популярные игры и упражнения:

Индивидуальные занятия

Наиболее простое упражнение для маленького – перечислять одежду, прежде чем одеваться. Задача состоит в том, чтобы он, не видя вещей, назвал их наименования и цвета. При перечислении должен соблюдаться порядок одевания.

Наедине с ребёнком можно предложить одну из следующих игр:

Тесты для старших детей и взрослых

Уже отмечалось, что с возрастом прогрессируют другие виды усвоения и воспроизведения знаний. В старших классах эффективно заниматься творчеством, чаще рисовать. Взрослому необходимо выяснить, какой тип памяти образной преобладает у него, и развивать самое перспективное направление.

Попросите кого-нибудь написать для вас 20 слов или возьмите из данной статьи. Для начала эти слова должен прочитать кто-то другой. Запомните максимальное количество вместе с порядковым номером за 40 секунд:

Запишите на листке запомнившиеся слова вместе с номерами. Количество правильных ответов нужно разделить на 20 и умножить на 100. Например, 15/20*100 = 75% – это эффективность слухового усвоения. Теперь возьмите другой аналогичный список сами, прочтите и запомните слова за то же время. Рассчитайте эффективность визуального усвоения материала по той же формуле.

Тренируется любое направление образной памяти:

Итого

Образная память – это первый уровень процесса запоминания. Чтобы перейти на следующий, нужно сначала отложить в голове значительное количество образов. Натренировать её можно в любом возрасте, воздействуя на один из органов восприятия.

Как говорил Джон Локк: «Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом».

Воспоминания – взгляд назад, без которого невозможно саморазвитие. Стремитесь к восстановлению образа, и остальные уровни усвоения подключаться сами.

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Как улучшить кратковременную память, 6 сильных упражнений

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Как развить фотографическую память, 5 упражнений

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Скорочтение и развитие памяти, 5 упражнений

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

10 эффективных упражнений для развития фотографической памяти

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Двигательная память: 8 развивающих упражнений

Источник

Память на образы или образная память – оценка и развитие когнитивных способностей, их влияние на деятельность человека

Память представляет собой одну из ключевых когнитивных функций человека, наравне с мышлением входит в структуру интеллекта. Головной мозг изучен в лучшем случае на 3-4%, потому точно сказать, как происходит процесс запоминания, по каким законам он протекает и где расположена память, какие отделы за нее отвечают пока что невозможно.

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

Образная память — одна из ее разновидностей, представляет собой возможность воспринимать, фиксировать, а затем воспроизводить полученную через некоторые органы чувств информацию. Для нее характерна группа черт:

Носитель вызывает к жизни запомненный предмет или их группу собственным волевым усилием, произвольно.

В зависимости от степени тренированности интеллекта, образная память на определенную картину сохраняется в течение 24-48 часов. Если говорить о тщательной и максимально полной картине. При этом и степень детализации зависит от тренированности внимания.

Пример — нахождение в условиях аудитории на лекции. Кто-то запомнит только цвет одежды соседа, другой в деталях воспроизведет не только цвет одежды, но и физические данные соседа, а третий зафиксирует как эти моменты, так и слова лектора, запахи в аудитории, степень освещенности помещения и т. д.

В перспективе длительного времени, через недели, месяцы, годы, детали выветриваются, зачастую и весь образ уходит из памяти, потому как не имеет большого значения. Важные события отпечатываются на долгое время, но в деталях помнятся очень немногие. Однако полного уничтожения информации не происходит. Как показывают исследования, она уходит в область подсознания. Человек может воспроизвести информацию, которую воспринимал всего один раз в жизни, но в экстремальных условиях или под сильным гипнозом.

Образная память может развиваться, потому у каждого она находится на определенном уровне. Количество деталей зависит от степени тренированности.

Опять же это не аксиома. Некоторые воспроизводят образ бледный, нечеткий, другие воспроизводят его в мельчайших подробностях. Развитая образная память особенно типична для художников и музыкантов, людей искусства. Это может быть как врожденное, так и искусственно развитое качество.

С течением времени образ дополняется мыслительным компонентом и вот красная рубашка в клетку у соседа на лекции уже не вполне красная и в полоску и т. д. Это связано с особенностями когнитивных функций. При деструкции части деталей мозг стремится сохранить целостность образа и дополняет его самостоятельно, обманывая своего «владельца».

Указанные характеристики изменчивы и вариативны, все зависит от конкретного носителя. Что влияет на качество восприятия и степени детализации при последующем воспроизведении? В основном общий уровень интеллекта. Чем он выше, тем больше развита способность. Огромную роль играет наблюдательность, склонность к фиксации отдельных малозначительных на первый взгляд деталей. Чем больше воспринято, тем больше информации зафиксировано. Также степень развития обуславливается профессиональной активностью. Люди искусства, лица, занятые трудом в естественных природных условиях по понятным причинам имеют лучшие способности.

Сказанное тоже не может быть воспринято как аксиома. Известны случаи, когда люди с нормальным уровнем интеллекта, средним по всем меркам и даже умственно отсталые по органическим причинам имели фотографическую память. Такая же парадоксальная ситуация встречается у аутистов, некоторых больных с синдромом Дауна, Аспергера. По всей видимости, это связано с недостаточной изученностью когнитивной сферы или однобоким устаревшим подходом к измерению уровня интеллекта.

Какие виды памяти бывают

Образная память составляет основу всей памяти. Формы когнитивной способности подразделяют по органам чувств. Их всего пять, значит и количество форм идентично.

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная памятьОрганы чувств

Зрительная

Она же наглядно образная. Развита лучше других типов у большей части людей, независимо от пола и возраста. В отличие от прочих форм действует всегда. Позволяет зафиксировать визуальный объект в его визуальной целостности: форма, размер, цвет. При этом не всегда возможно получение исчерпывающей информации о предмете, нужно делать «скидку» на погрешности восприятия. Отсюда возможные ошибки распознавания идентичных объектов при различном восприятии (издалека стол выглядит как стол, а вблизи не понятно, что это за лакированный кусок дерева).

Крайняя степень развитости зрительной формы — фотографическая память. Она позволяет за считанные секунды в мельчайших подробностях запоминать информацию. Например, страницы книги с написанным текстом (особенно часто эта особенность проявляется в школьные и студенческие годы). Выше уровень развития этой формы у художников и людей, постоянно имеющих дело с визуальными образами.

Слуховая или аудиальная

Слуховая образная память в психологии описывается как вторая наиболее развитая. Потому как звук выступает постоянным раздражителем, не пропадая ни на секунду. Запоминаются только интересные воспринимающему объекты. Все остальное отфильтровывается в височной области как ненужный посторонний шум. Способность к селективному, выборочному восприятию также довольно быстро развивается, относится скорее к возможности концентрировать внимание. Слуховая форма особенно развита у музыкантов.

Тактильная

Память на образы физические. Связана с механическим влиянием на рецепторы кожи, кончиков пальцев. Обычно развита слабо, ограничивается парой десятков или чуть более предметов, которые встречаются в повседневной жизни. Очень быстро уходит из сферы сознательного, потому как через прикосновения доходит не более 3-5% информации. Способность актуализируется при утрате зрения, потому как тактильность выходит на первый план. Развивается довольно быстро, особенно в качестве компенсаторного механизма.

Обонятельная

Развита несколько лучше. Человек имеет недостаточную остроту обоняния, если сравнивать с подобной же функцией у животных. Однако это не мешает фиксировать сотню объектов и более. Повседневный опыт не требует столь большого количества запахов. Обычно достаточно 10-15: запах гари, газа, еды и пр. Большой роли обоняние в жизни среднестатистического обывателя не играет. Однако актуализируется у дегустаторов, поваров.

Вкусовая

Определяется способностью воспринимать вкусовые раздражители, помнить вкус той или иной пищи. Развита в той или иной мере у всех (не нужно пробовать лимон, чтобы вспомнить, насколько он кислый). Особенно у людей, профессионально связанных с приготовлением или дегустацией пищи. Навык также развивается без проблем, а у некоторых достаточно сформирован уже при рождении.

Образная память играет ключевую роль в накоплении эмпирического опыта. Потому как человек без проблем распознает предметы и явления именно по аналогии. Детали и образы стираются, но не полностью. Основные моменты осмысливаются и составляют собственно сам чувственный опыт, который актуализируется в нужный момент. Увидел яблоко — узнал, понял, что это яблоко. Вспомнил вкус, запах и т. д. Если же человек не видел яблок — он не поймет, что это такое, но зафиксирует в памяти образ и без проблем распознает его при повторной демонстрации через некоторое время. То же касается запаха гари, шума воды, черт лица собеседника (хотя здесь все несколько сложнее). Представленные примеры упрощенные, но позволяют получить представление.

Виды образной памяти ограничиваются органами чувств. Однако практически невозможно в равной мере воспринимать все аспекты объекта всеми чувствами (насколько это возможно с учетом объекта, минус вкусовая форма). Это потребует длительной, всесторонней тренировки, которая нужна в крайне ограниченном числе случаев. Яркая образная память зачатую оказывается основой, необходимой для профессиональной реализации навыков и способностей, достижения успехов в искусстве, науке.

Как проверить степень развития

Диагностика образной памяти проводится психологами или нейрофизиологами. Со вторыми у людей шансов встретиться не так много. Да и необходимости такой нет. Протестировать степень развитости можно с помощью простых методик.

Зрительная

В течение 30-60 секунд обследуемому предлагается тщательно рассмотреть тот или иной объект. Это может быть рисунок или реальный предмет. Затем объект убирают, выжидают 3-5 минут и просят рассказать максимум деталей. Другой способ — расположить максимум предметов на столе или использовать сложную картинку. Затем воспроизвести все увиденное. Способы могут использоваться и дома, присутствие психолога обязательно.

Слуховая

Проверяется еще проще. Предлагают прослушать простую мелодию. Затем нужно воспроизвести ее голосом, сыграть на инструменте, соблюдая правильный ритмический рисунок. Таким способом проверяют детей, поступающих в музыкальные школы. Для более глубокой оценки в будущем проводят музыкальные диктанты, оценку способности анализировать гармонические особенности музыкального произведения и т. д., но это уже сфера профессиональной компетенции. Она имеет мало общего с повседневной жизнью.

Тактильная

Проверяется посредством анализа физических ощущений. С завязанными глазами ощупывается предмет. Затем дают разные предметы и предлагают узнать тот, который использовался в качестве эталонного, первого. Обычно проблем не возникает.

Обонятельная

Проводится тест идентичным способом. Предлагается распознать запах.

Вкусовая

С завязанными глазами предлагается попробовать несколько предметов. Обычно близких по свойствам, например, фрукты, овощи. Большого практического значения для обывателя развитая вкусовая форма опять же не имеет. Актуальна она для поваров. Еще больше для дегустаторов, для которых способность оценивать вкусовые свойства продукта и распознавать отдельные оттенки (например, в алкоголе) играет ключевую роль. В отсутствии навыков говорят о профессиональной непригодности.

Диагностика образной памяти также играет огромную роль в деле определения степени неврологических нарушений у больных со структурными изменениями головного мозга. Исходя из характера нарушений, можно сделать выводы о локализации расстройства и типе дефицита.

Что влияет на уровень в целом и в момент проверки

Что такое образная память. Смотреть фото Что такое образная память. Смотреть картинку Что такое образная память. Картинка про Что такое образная память. Фото Что такое образная память

На указанную когнитивную способность влияет группа факторов:

Наконец целенаправленное стремление и приложение усилий по развитию играет большую роль.

Можно ли развить способность, и какими способами

Образная память играет роль в развитии интеллекта, она же позволяет избегать опасностей. То есть относится к экзистенциальным способностям. Изучение образной памяти показало, что она хорошо поддается развитию в довольно сжатые сроки. Самый короткий путь к формированию стойкой способности — с головой погрузиться в сферу, где тот или иной вид способности превалирует. Играть на музыкальном инструменте, рисовать, научиться готовить, пробовать разную пищу и ее сочетания, трогать предметы и затем воспроизводить их особенности в психической области и тому подобное. Есть и другой не менее эффективный, но несколько более рутинный путь — специальные упражнения.

Они никак не должны быть связаны друг с другом. Подбираются случайно, первое, что придет в голову. Желательно, чтобы писал ассистент, потому как возможно образование некоторых связей в мозгу и человек еще при написании запомнит часть слов, чего быть не должно. Затем лист со случайными словами убирают. Нужно воспроизвести как можно больше запомненных слов. Можно использовать не только существительные, но и глаголы, прилагательные для усложнения задачи. Использование мнемотехнических приемов, ассоциаций возможно. Но если цель — развитие фотографической памяти, противопоказано. Нужно четко представить лист со словами или доску.

Затем пропеть ее или сыграть на инструменте, соблюдая ритмические особенности. Незаменимый способ развития слуховой формы считаются музыкальные диктанты. В более простых случаях можно запоминать разговоры людей, тембр голоса, затем воспроизводить фрагменты мысленно.

Умение отличать отдельные запахи требует некоторого навыка.

Вкусовая и тактильная развиваются опытным путем. Специальных упражнений нет. Требуется приобретать опыт путем ощупывания предметов, дегустации блюд, пищи, фиксации вкусовых особенностей. Опытная методика, желательно с погружением считается основной.

На развитие образной памяти требуется несколько недель. Однако предела совершенству нет. Процесс продолжается всю жизнь при необходимости. Высокого уровня при систематических занятиях 30-60 минут в день можно достигнуть в течение месяца, плюс-минус. Зависит от особенностей высшей нервной деятельности конкретного носителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *