Что такое образовательная платформа понятие

Что такое образовательная платформа понятие

Автор: Мурыгина Марина Викторовна

Организация: МБОУ «Школа №66»

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Предыдущий год карантина и самоизоляции дал огромнейший стимул для развития людей. И для учебы, и для работы пришлось изучать огромное количество информационных ресурсов взаимодействия в сжатые сроки. И это было не просто желание научиться чему-то новому, а острая необходимость приспособления к новым реалиям жизни. Что, несомненно, для многих стало огромным плюсом. Ведь мир меняется, нас окружают скорость, технологии, огромные ресурсы. Время изучения новых возможностей обучения и коммуникации с учеником пришло неожиданно, но своевременно. Учитель в 2021 году подвергается цифровизации, что позволяет решать ключевые задачи образования.

Как показала практика, не все платформы для дистанционного обучения были готовы к столь огромному одновременному наплыву участников, что сильно сказывалось на нервной системе учителей, учеников и их родителей. Пройдены все стадии – отрицание, гнев, торги, депрессия. Сейчас все дружно находятся на стадии принятия этой новой реальности. Сбои в работе, зависание, сложности при входе на платформу, проблемы со звуком – это лишь малая часть проблем в использовании дистанционных платформ. И спустя время каждый учитель выбрал для себя один или несколько самых удобных ресурсов, исходя из своих методик обучения и необходимого именно ему функционалу для работы.

Я бы хотела рассказать о тех ресурсах, которые я опробовала, и выделить их плюсы и минусы.

Первый ресурс – Российская Электронная Школа (РЭШ)

Из плюсов можно отметить следующее:

— интересная форма подачи учебного материала в форме видео-уроков, которых уже отснято огромнейшее количество;

— системное усвоение материала (то есть у ребенка нет варианта – пропустить урок по какой-либо причине, он не перейдет к новой теме, пока не освоит предудущую);

— возможность получить образование по индивидуальному расписанию (удобно тем, кто по каким-либо причинам обучается дистанционно – спорт, здоровье, погодные или транспортные условия)

— отличная помощь учителю (портал имеет отличную базу для подготовки учителя к уроку, корректировки учебного плана, подборки дополнительного материала в виде тестов, презентаций, иллюстраций или сценариев.

К минусам можно отнести:

— отсутствие живого общения с настоящим учителем, где есть контакт, где есть дискуссия, обсуждение;

— система проверки знаний – это самый жирный минус портала – компьютер отказывается принимать даже правильные варианты ответов на вопрос, нужно написать слово с правильной заглавной или прописной буквы, в правильном роде и падеже, присутствуют ошибки самой системы. В итоге, проверки знаний не получается.

Яндекс.Учебник – еще одни очень интересный вспомогательный сервис.

— более 35000 обучающих карточек;

— возможность индивидуального подбора карточек для занятия со всеми учениками или конкретно для одного ученика;

— экономия времени на проверку заданий и подготовку к урокам – проверка идет моментальная и автоматическая;

— подробная статистика по каждому ребенку и всему классу – видны задания, вызвавшие трудности у всего класса и требуют совместного разбора, а также проблемы, которые возникли у конкретного ребенка и с которыми ему нужна помощь;

— красиво оформленные и увлекательные онлайн-задания, которые детям интересно решать;

— право на ошибку – дети знают, что не обязаны решить верно с первого раза, и что у них есть дополнительные попытки. Благодаря этому у детей снижается тревожность. В отсутствии стресса мозг работает лучше;

— можно задать время на выполнение задания;

— возможность выводить задания на интерактивную доску прямо в классе;

— отлично работающая служба поддержки.

— пока эта платформа работает только для 1-5 классов, однако, можно самостоятельно проводить видео-уроки для любого класса.

Учи.ру – отличная по функционалу платформа.

— учителя и родители могут отслеживать в системе статистику количества времени, которое потратил каждый конкретный ребенок на выполнение задания, а так же динамику его успехов;

— учитывается скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности;

— платформа предлагает для педагогов повышение квалификации с помощью вебинаров;

— обучение происходит с помощью готовых онлайн-уроков и с возможностью проводить виртуальный урок;

— есть возможность учителю общаться с учениками в чате или при помощи видеосвязи;

— по кнопке «Поднятая рука» учитель может разрешить/отклонить выступление ученика, позволить/запретить работу маркером и указкой;

— на платформе проводятся Олимпиады для школьников.

— система предлагает интерактивные задания только по некоторым предметам школьного цикла;

— бесплатно изучать школьные предметы в «Учи.ру» можно только до 16:00. В вечернее время (после 16:00) можно выполнить лишь 20 увлекательных заданий, а для получения бесконечного доступа нужно приобрести подписку, стоимость которой не превышает 150-300 рублей в месяц;

— к большому количеству участников платформа пока не готова.

Для отслеживания проделанной детьми работы я часто использую гугл-формы для проведения тестов и опросов или kahoot для проведения викторин и обучающих игр. Очень интересная платформа Padlet, что в переводе означает «блокнотик». Представляет собой доску, где можно даже не регистрироваться ни учителю, ни ученикам, но при этом размещать свои видеоуроки, информацию, фото, ссылки. На одной доске это может делать учитель и его ученики, после того, как он им даст ссылку на свою доску. С регистрацией появляется немного больше возможностей использования сервиса, поэтому учителю лучше зарегистрироваться. Еще одно удобное приложение – скринкаст. С его помощью можно записать видео урок с экрана и ученик, пропустивший занятие, может его пересмотреть в удобное для него время.

Сейчас стало понятно, варианты дистанционного обучения с помощью платформ подходят не только во время карантина. Функционал этих платформ можно использовать во время занятий в школе, для выполнения и мгновенной проверки домашнего задания, с помощью таких платформ невозможно «пропустить» урок по болезни или другим причинам.

Вариантов платформ сейчас много. Выбрать какую-то одну, идеальную, пока невозможно – у всех есть свои недостатки. Но каждый учитель и его класс обязательно сможет выбрать максимально подходящие под запрос сервисы.

Источник

Образовательная онлайн платформа

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

Цифровая образовательная платформа — информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся.

Популярность электронных образовательных платформ с интерактивными возможностями обучения растет, особенно в условиях, продиктованных современной реальностью. Переход на удаленное обучение требует внедрения в процесс современных методов обучения с использованием не только компьютеров, но и другой современной техники.

Вас могут заинтересовать услуги:

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

Задачи образовательной онлайн платформы

Структура образовательной платформы для обучения

Образовательная платформа имеет блочную структуру, на базе которой можно создать систему обучающих курсов для решения самых разных задач.

Образовательные платформы преимущества и недостатки

Наиболее популярные платформы для обучения в основном нацелены на повышение квалификации или получение новой профессии, сейчас стали появляться платформы, которые можно использовать и для дистанционного обучения детей и подростков. Основные направления курсов обучения, выстроенных на таких платформах: программирование, маркетинг, дизайн, тестирование ПО, широкое распространение получили всевозможные онлайн-курсы по иностранным языкам: английскому, французскому, испанскому и т.п.

Все платформы объединяют задачи, которые они позволяют решать, разница лишь в интерфейсе самой платформы, тарифных планах, информационном наполнении и выборе методик преподавания.

Преимущества цифровых образовательных платформ

Недостатки

Основные элементы цифровой образовательной платформы

Образовательный портал на базе цифровой онлайн платформы

Создание образовательного портала на базе интерактивной цифровой онлайн-платформы сводится к подключению и настройке соответствующих модулей и наполнению их информационными и методическими материалами, видео- и аудио контентом.

Дополнительно важно настроить уровни доступа для всех типов пользователей и организовать рассылку оповещений и материалов всем зарегистрированным в системе участникам.

Образовательные платформы практически всегда предлагают модули по защите данных от копирования, но уровень такой защиты не всегда достаточно высок.

Системы сбора и анализа статистики также присутствуют у большинства образовательных платформ, но интерфейс построения отчетов недостаточно гибок и если вам понадобится проанализировать какие-то уникальные KPI, которые важны для оценки эффективности именно вашей методики обучения — могут возникнуть трудности. Унификация интерфейсов всегда влечет за собой отказ от многих возможностей.

Популярные образовательные платформы онлайн

Рассмотрим несколько платформ для организации онлайн-обучения, предлагающих свои услуги для создания обучающих курсов, проведения вебинаров, осуществление информационных рассылок и получения платы за обучения.

Антитренинги (antitreningi.ru)

Платформа предлагает 5 тарифов — Старт, Любитель, Профи, Эксперт и Бизнес. Стоимость варьируется от 1500 до 19 900 рублей и зависит от количества активных учеников и места для хранения файлов. Цена зависит и от срока использования платформы, возможна оплата за один месяц, три месяца, полгода и год.

Данный сервис больше подходит для созданий курсов для детей, так как имеет возможность геймификации процесса обучения. И хотя владельцы сервиса заявляют, что на настройку нового курса вы потратите не более получаса — за данную услугу, оказанную специалистом их компании, взимают десять тысяч рублей, а, следовательно, все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

GetCourse (getcourse.ru)

Платформа предлагает гибкую систему из 15 тарифов с оплатой за месяц, три месяца и год, есть возможность бесплатного тест-драйва в течение двух недель. Есть возможность создания мобильного приложения для контактов преподавателей и обучаемых.

Платформа больше ориентирована на обучение сотрудников компаний, работающих в различных сферах бизнеса. уг здесь несколько выше, так настройка аккаунта под ключ — 120 тысяч рублей.

Teachbase (teachbase.ru)

Платформа ориентирована на B2B-сегмент и предназначена для обучения сотрудников и клиентов компании.

Предлагается пять вариантов тарифных планов от 45 тыс. до 500 тыс. руб., которые зависят от количества пользователей, которые обучались на платформе более 5 минут в месяц.

Но не лишена и некоторых недостатков:

Доступ к тестовой версии системы не работает, все попытки воспользоваться этой возможностью ни к чему не привели.

В целом онлайн платформа Teachbase ориентирована на взрослых, мотивированных к получению информации и самостоятельной работе людей, так как мотивационные аспекты в ней практически отсутствуют.

Мы познакомились с возможностями популярных обучающих систем, но остались некоторые вопросы.

Один их них обязательно касается безопасности данных, которые вы загружаете в систему, ведь там может быть информация, доступ к которой вы хотели бы ограничить определенным кругом лиц.

Еще один вопрос, который возникает при изучении существующих онлайн образовательных платформ: что делать, если функционала платформы недостаточно для решения ваших конкретных задач?

Разработка онлайновых образовательных платформ достаточно инновационная и интересная задача. Мы занимаемся решением подобных задач и применяем новые технологические решения. Не всегда создание подобной платформы возможно на базе стандартных решений, хотя в интернет сейчас есть много предложений. Первое, что накладывает ограничение на использование стороннего сервиса для создания вашей образовательной системе — защита информации от доступа сторонних лиц. В случае если защита информационного поля вашей компании задача приоритетная стоит рассмотреть разработку уникального решения под ваши конкретные задачи. У нас большой опыт в разработке систем для корпоративного обучения, курсов для обучения языкам и систем для дистанционного получения знаний. Есть готовые наработки, проверенные временем, и новые решения, которые основаны на самых последних технологических достижениях. Мы используем их для формирования вашей образовательной платформы, обладающей всеми необходимыми функциями. Разработаем уникальный дизайн и интерфейс, внедрим системы сборы статистики и анализа данных, обеспечим высокий уровень защиты вашей информации от доступа из вне.

Большой опыт таких разработок гарантирует, что вы получите именно ту систему, которую обеспечит выполнение задач, перед ней поставленных не только сегодня, но и в будущем.

Источник

Что такое образовательная платформа понятие

Автор: Яловецкая Алена Сергеевна

Организация: МБОУ СШ 13

Населенный пункт: г. Норильск

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами методами и приемами работы на образовательных платформах.

Современное понятие «образовательная платформа» интегрирует в себе широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу «устанавливаются» самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа является интегрированным понятием, так называют многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды.

Цель моей работы: обучение дистанционному общению учителя с детьми, умению вести переписку, давать задания, осуществлять обратную связь.

Для реализации цели необходимо решить основные задачи образовательной платформы:

Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит:

Я поняла, что основным преимуществом такого вида образования является то, что это очень гибкая и удобная форма обучения. Оно позволяет обеспечить:

Полноценный курс дистанционного образования организует процесс обучения таким образом, чтобы ученикам было доступно и интересно. Только обеспечив интерес к предмету, желание получать знания, можно добиться от учащихся хорошей успеваемости.

К современным формам дистанционного образования относятся чат – занятие, веб – занятие, телеконференция и др.

Начну рассказ об образовательных платформах, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Решу ОГЭ, ЕГЭ — дистанционная подготовка к государственным экзаменам.

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

Данный ресурс представляет образовательную систему и специально создан для подготовки к экзаменам по различным дисциплинам, в том числе и для подготовки к экзамену по информатике и ИКТ в 9-м и 11-м классах.

Данный Интернет – портал включает в свою структуру целый ряд образовательных сервисов:

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

Данный сервис позволяет учителю очень быстро сориентироваться в заданиях, выбрать к уроку необходимое количество заданий одного или нескольких типов, сгенерировать собственный тест, получить к нему ключ и пояснения решения, что в значительной степени позволяет экономить время для подготовки к уроку.

Еще одна из возможностей данного портала – дистанционное решение учащимися онлайн – тестов, составленных учителем. Учитель предварительно может сгенерировать тесты и дистанционно оценивать результаты учащихся. Данная возможность позволяет ученикам выполнять тест в домашних условиях, при этом ученик может сразу увидеть свой результат и результат выполненного теста сразу поступает в статистику учителя, что позволяет контролировать процесс самостоятельной и систематической подготовки обучающихся.

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

Сервис «Решу ЕГЭ, ОГЭ» автоматизировано создает каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, систему тестов – тренажеров для подготовки к экзаменам. Организаторы сайта приглашают зарегистрироваться только в том случае, если вы планируете постоянно и регулярно пользоваться данным сайтом, что позволяет системе вести статистику решенных заданий.

Таким образом, широкое использование возможностей Интернет-ресурса «Решу ЕГЭ, ОГЭ» делает более эффективной и мобильной работу учителя при подготовке учащихся к ГИА.

Российская электронная школа (РЭШ) – открытая информационно-образовательная платформа, направленная на обеспечение беспрепятственного доступа к обучающим программам начального, основного и среднего общего образования с возможностью получения соответствующего документа, подтверждающего уровень освоения знаний и навыков. Созданный портал отличается простым и интуитивно понятным интерфейсом. Поэтому воспользоваться преимуществами РЭШ смогут как «продвинутые» подростки, так и менее «продвинутое» старшее поколение.

Возможности интернета неограниченны. Образовательные ресурсы помогут освоить школьную программу, углубить свои знания по разным предметам, заменят репетиторов, вдохновят и учителя, и ученика, и родителя. Главное детям это интересно, увлекательно и полезно!

В этом году заканчивается наполнение РЭШ контентным содержанием: «Там не только огромное количество уроков, есть еще специальный раздел, в который каждый педагог, пройдя экспертную оценку, может выложить свой урок. Есть практически все виртуальные музеи, прекрасные театральные и концертные постановки, архив, библиотека».

Для учителя – это возможность проводить тестирование знаний учащихся по предмету. На портале существует огромнейшая база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов из имеющихся заданий портала. У него есть возможность задать работу индивидуально учащемуся или для всего класса. Также, преподаватель самостоятельно корректирует параметры работы: указывает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Одновременно с тестовыми заданиями, учитель также может предложить и теоретическую часть. Для этого в каждом разделе существует блок теоретического материала, предназначенный для освоения данной темы и успешного выполнения практических заданий. Кроме того, учитель имеет возможность не проверять самостоятельно выполненную учащимися работу, а получить отчет о ее выполнении и выставить ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий учитель не считается со временем.

Использовать возможности образовательного портала можно и во время урока. Для этого существует режим «Презентация». Урок можно провести с использованием интерактивной доски увлекательно и с огромной пользой. «ЯКласс» позволяет преподавателю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчёты.

Кроме того, ученик, который находится на лечении и не может посещать образовательное учреждение, имеет возможность изучать пропущенные темы с помощью учителя, т.е. не прерывая процесса образования. Выполнив задание, ученик имеет возможность сразу увидеть свой результат, и, если это необходимо, выполнить работу над ошибками, введя новый ответ. Таким образом, выполняя то или иное задание повторно, учащийся систематизирует знания, осознавая свои ошибки. Каждое задание или тест имеет множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у соседа по парте, ни с ГДЗ.

Для учащихся на портале «ЯКласс» существует соревновательный элемент. Он положительно сказывается на успеваемости учеников. Дети сами начинают просить задания и набирать баллы на сайте. Результаты выполнения заданий можно отслеживать в разделе «Топы». Здесь соревнуются ученики между собой в классе, отражается рейтинг всего класса в рамках образовательного учреждения, а также существует рейтинг школ в регионе, стране. Кроме того, можно разнообразить свою деятельность, выполняя увлекательные задания в разделе «Переменка».

Портал разработал легкий и быстрый способ, который помогает родителям отслеживать успешность своего ребенка, что положительным образом влияет и на работу учителя. Система «ЯКласс» самостоятельно проанализирует работу ученика на сайте и отобразит результаты в виде графического рисунка. Это позволяет родителям осуществлять контроль за выполнением учеником домашних заданий, отслеживать рейтинг успешности их ребенка в классе.

«ЯКласс» развивает навыки работы с информационными технологиями, как у учителя, так и у школьника и позволяет им общаться на одном языке.

Хочу поделиться собственным опытом дистанционной работы с 7-11 классами. Например, я дала контрольную работу за первую четверть. В ней несколько пройденных тем. При проверке контрольной в программе автоматически выставляются оценки и выявляются пробелы знаний по данным темам. На основе этих пробелов я составляю новую проверочную работу и отправляю ученикам. Выполняя эту проверочную работу, ученики одновременно закрепляют тему и делают работу над ошибками. У учителя есть возможность поставить 3 оценки : за контрольную работу, теорию, работу над ошибками.

На основе образовательных платформ, создаю инициативную группу из учащихся, состав которой меняется, для того, чтобы все учащиеся могли проверить свои способности и возможности. Под моим руководством учащиеся, входящие в инициативную группу, подбирают и создают творческие задания, тематические олимпиады, темы и разработки проектных работ для своей параллели. Победителей награждаем на школьных мероприятиях. В моем кабинете информатики весит стенд «Победители образовательных марафонов», на котором регулярно обновляется информация. Как учитель, от себя лично, я даю самым лучшим, активным призы.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Чтобы выбрать подходящий под педагогические нужды сервис, нужно хорошо понимать, для каких целей и задач вы собираетесь его использовать, ориентироваться на уровень когнитивных способностей, мотивацию учеников, учитывать пожелания родителей. Именно осознанный выбор учебной платформы принесет пользу и повысит качество обучения наших детей.

Источник

Образовательные платформы

Комплекс программных продуктов «Виртуальная (электронная) образовательная среда» ориентирован больше на процесс обучения, организацию информационно-образовательного пространства учебного заведения. Комплекс совмещает в себе средства для создания учебного плана, расписания, системы тестирования, средства информационного взаимодействия между учеником, учителем и средой, а также систему управления образовательным процессом.

Управляемая образовательная среда ориентирована больше на процесс автоматизации документооборота и управления учебным заведением. В данный программный комплекс входят и электронные средства учебного назначения, информационные образовательные ресурсы, средства рассылки заданий, проведения тестирования, обработки результатов учебной деятельности, а так же многофункциональные системы организации и управления образовательным процессом.

Современное понятие «образовательная платформа» интегрирует в себе широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу «устанавливаются» самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа является интегрированным понятием, так называют многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды.

Основными задачами образовательной платформы являются: организация образовательного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровне; автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения.

Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит:

· разработать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса;

· упростить процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на образовательные порталы и сайты, а так же встроенных инструментальных систем),

· использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат банк вопросов, заданий и упражнений по всем предметам школьного цикла с возможностью внесения изменений и дополнений в вопросы и задания;

· отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка и профессионализма учителей с помощью e-portfolio;

· осуществлять обмен документами с вышестоящими органами управления образованием.

Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания учителями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых электронных средств учебного назначения, моделирующих программ. Эти программные продукты размещаются на сервере школы и могут быть доступны для учащихся и учителей в синхронном или асинхронном режиме работы не зависимо от места их нахождения.

Перейти к плану лекции

2. Этапы разработки электронных средств учебного назначения

Рассмотрим основные этапы разработки электронных средств учебного назначения. Отметим, что успешность использования в учебных заведениях средств обучения нового поколения во многом определяется их возможностями, назначением, содержанием и, что особенно важно – наличием методической документации.

1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении. Например: количество рабочий мест для учеников и учителей, наличие мультимедиа проектора, экрана, интерактивной доски, принтера, сканера, планшетов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер; устойчивость работы локальной сети, возможность выхода в Интернет и пр.

2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:

· предъявления нового учебного материала, храняще­гося в базах данных, в системах гипермедиа, муль­тимедиа;

· компьютерной визуализации учебной информации, моделирования протекания различных процессов и явлений;

· имитации работы изучаемых объектов, машин;

· автоматизации процессов расчета, контроля, управления учеб­ной деятельностью и др.

3. Изучение и анализ передового опыта, созданных и используемых в других школах электронных средств учебного назначения, гипертекстовых систем, электронных учебников, распределенных ресурсов сети Интернет, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или разработка авторских педагогических приложений с использованием перечисленных выше подходов.

Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть фото Что такое образовательная платформа понятие. Смотреть картинку Что такое образовательная платформа понятие. Картинка про Что такое образовательная платформа понятие. Фото Что такое образовательная платформа понятие

4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учеб­ного назначения. Исходными данными для формирования структуры, состава и содержания электронных средств учеб­ного назначения служат: цели, зада­чи и содержание обучения учебной дисциплине, форма итогового контроля, состав имеющихся в школе средств ИКТ. При прочих равных условиях выбор следует ос­тановить на тех разделах, при изучении которых использование богатых возможностей средств современных технологий будет способствовать существенному повышению эффективности обучения. Прежде всего, это изучение технологии мультимедиа, графических редакторов, электронных таблиц с использованием интеллектуальных систем управляющих ходом учебного процесса, генерирующих задания различной степени сложности, отслеживающих ход работы на занятии каждого обучаемого. Если же учитель принял решение об использовании уже имеющихся электронных средств учебного назначения, необходимо провести анализ их структуры, содержания и возможностей. Отметим, что наибольший дидактический эффект достигается при комплексном использовании возможностей ИКТ при проведении разного рода занятий, при организации различных видов учебной деятельности. Следовательно, учителю необходимо ориентироваться на создание комплекта электронных средств различного учебного назначения (например: обучающих, моделирующих, демонстрационных, контролирующих и пр.), на поиск и копирование учебного видеоматериала и анимационных роликов с аудио сопровождением (в том числе в Интернет); на наполнение баз данных, необходимых для хранения различной информации (текстовой, графической, справочной).

5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям, предъявляемым к электронным средствам учебного назначения. Перечислим эти требования и затем рассмотрим их более подробно:

· требования к оформлению доку­ментации.

Обучение с использова­нием средств информационных и коммуникационных технологий должно быть основано, прежде всего, на реализации психолого–педаго­гических требований. Психолого–педагогические требования включают дидактические, методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения. Выделим основные из них:

· направленность обучения на решение задач образования, воспитания и развития обучаемого предполагает всестороннее развитие личности и индивидуальности обучаемого, формирование его нравственных и эстетических качеств;

· научность содержания электронного средства учебного назначения, предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;

· доступность предъявляемого учебного материала данному контингенту обучаемых; соответствие ранее приобретенным учениками умениям и навыкам в целях предотвращения их интеллектуальных и физических перегрузок;

· систематичность и последовательность обучения основаны на таком построении содержания учебного материала, когда существует определенная логическая связь между сис­темами понятий, фактов и способов деятельности с целью обеспе­чения последовательности и преемственности в овладении знания­ми, умениями и навыками;

· информационная упорядоченность теоре­тического материала предполагает, что содержание учебного материала, входящего в электронное средство учебного назначения, должно быть рационально распределено по кадрам в подсказках и методических указаниях;

· проблемность обучения, реализуемая за счет создания таких учебных ситуаций, попадая в которые ученик вынужден вести поиск выхода из затруднительного положения, принимать самостоятельные решения, что позволит ему не только открыть новые истины, но и усвоить их творчески;

· обеспечение сознательности, самостоятельности и активности обучаемых предполагает создание условий для проявления познавательной активности обучаемых, выраженной в их умении самостоятельно ставить цели учения, планировать и организовывать свою учебную деятельность, индивидуально выбирать режим работы на занятии;

· осуществление индивидуализации обучения в условиях кол­лективного усвоения знаний (возможность выбора индивидуального темпа работы, траектории обучения и уровня сложности);

· учет субъективного опыта каждого ученика, накопление и анализ данных о его знаниях и умениях, генерация заданий в зависимости от этих данных;

· наличие средств активизации познавательной деятельности обучаемого, развития его мышления за счет повышения наглядности учебного материала, формирования умения принимать оптимальные решения в сложных ситуациях за счет постановки проблемных задач в ходе занятия;

· обеспечение прочности усвоения результатов обучения и развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает, что знание становится частью сознания обучаемых в том случае, когда сформировано положительное отношение к учению и изучаемому материалу, обеспечен контроль за результатами обучения;

· неотрывная связь практических задач с теоретическим ма­териалом за счет реализации деятельностной технологии обучения;

· соблюдение адекватности функций средств ИКТ функциям учителя.

Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой рабо­ты системы, компьютера, всего комплекса программных и программно-аппаратных средств, защиты от несанкционированных действий.
Эргономические требования учитывают возрастные особен­ности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обу­чения, устанавливают требования к изображению информации и ре­жимам работы.
Эстетические требования устанавливают соответствие эс­тетического оформления функциональному назначению электронных средств учебного назначения; упоря­доченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды.
Требования к оформлению документации обосновывают необходимость грамотного и подробного оформления методических указаний и инструкций пользователя.
Обозначенные выше требования к электронным средствам учебного назначения являются рекомендациями по эффективному внедрению возможностей средств информационных и коммуникационных технологий в процесс изучения информатики. В процессе разработки, модернизации и адаптации электронных средств учебного назначения учителю необходимо ориентироваться не на отдельные требования, а на их систему, что обеспечивает научно обоснованный выбор целей, содержания и методов организации учебной деятельности.

6. Разработка сценария программы и методики проведения занятий с его использованием, определение функций обучаемого, учителя и сис­темы на каждом этапе занятия. В сценарии должны быть отражены все этапы занятия, а так же подробно расписаны функ­ции машины (системы), работа учеников и работа учителя на всех этапах занятия, определены те функции учителя и обучаемого, которые предстоит автоматизировать. Каждый сценарий представляет собой определенную последо­вательность фрагментов программы. Размер фрагментов подбирает­ся таким образом, чтобы он помещался на одном экране и был легко читаем. Количество строк фрагмента (заголовок с текстом, задача, вопрос с ответами) обычно составляет 10-20. Количество символов в строке не превышает 60, то есть среднее число символов в стандартной строке книги. Текст, выдаваемый на экран дисплея, усваивается иначе, чем написанный на бумаге. Здесь имеет значение и свече­ние букв, и неустойчивость изображения. Поэтому текст должен быть лаконичным, конкретным и ясным. Предъявление учебного ма­териала может осуществляться в любом временном режиме (быст­рее, медленнее) и многократно. Это зависит от уровня знаний обучаемого и требуемого уровня его подготовки. Значительно улучшает восприятие учебного материала выделение той или иной информации (подчеркиванием, мерцанием, наличием абзаца и т.д.). Компоновка учебного материала, его изложение должны вестись с учетом психофизиологических особенностей обучаемых.

3. Функции учителя в процессе обучения с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ.
Учитель осуществляет организацию обучения и управление учебным процессом, планирование собственной деятельности и деятельности учеников, контроль за ходом учебного процесса.
Учитель разрабатывает, адаптирует, модернизирует электронные средства учебного назначения, подбирает материалы для урока среди ресурсов сети Интернет. Учитель осуществляет подбор и компоновку учебного материала, формул, схем, таблиц, рисунков.
Учитель разрабатывает методику проведения уроков, методическую и инструкторско-методическую документацию.
Учитель разрабатывает и перерабатывает вопросы, ответы и задачи; выявляет ошибки в ответах учеников; осуществляет их коррекцию для конкретного обучаемого, если это не предусмотрено в системе.
Учитель выполняет аналитические функции по выявлению общих для всех учеников затруднений с целью коррекции методики препода­вания.
Учитель прогнозирует направления личностного развития обучаемых.
Учитель осуществляет подбор и коррекцию критериев оценки деятельности учеников; адаптацию программных средств учебного назначения к условиям конкретного класса; выбирает режим работы; обновляет и дополняет учебный материал.
Необходимо отметить, что, значительная часть обучаю­щих функций переходит к средству обучения, компьютер выполняет большую часть рутинных операций по сбору и обработке информации, учитель же сохраняет за собой часть функций управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всего класса. И еще: функции учителя зависят от формы учебного занятия и вида учебной деятельности, а главное – от возможностей средств ИКТ, которые используются на конкретном уроке.
Приведем ряд примеров. При изложении нового учебного материала учитель следит за полнотой и наглядностью информации, представляемой на экран компьютера или на интерактивную доску, реагирует на потребности и интересы конкретной аудитории.
На практических и лабораторных занятиях основной целью деятель­ности учителя является постановка перед классом задач, обеспечение рабочей обстановки, контроль за ходом занятия, выявление ошибок и затруднений, корректировка методики проведения занятия в зависимости от уровня готовности конкретного класса.

4. Функции ученика на уроке в условиях использования электронного средства учебного назначения смещается в направлении поиска, выбора, обработки, продуцирования информации. Увеличение доли самостоятельной работы обучаемого способствует тому, что ученик является не просто «потребителем» учебной информации, он становится активным участником учебного процесса, «творцом». Он получает возможность выбора самостоятельной траектории обучения и темпа работы с программой. Применение учеником информации, которую он «добыл» самостоятельно, переводит его с уровня «пассивного потребителя информации» на уровень «активного преобразователя информации».

7. Проведение предварительного психолого-педагоги­ческого анализа изменения эффективности обучения при использо­вании средств информатизации образования. Например: анализируются возможности активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Соответственно рассматриваются вопросы использования методов проблемного обучения, увеличения доли самостоятельной работы ученика и степень реализации интерактивного учебного диалога между пользователем и системой, вопросы эффективности методов контроля и оценки знаний и пр.

8. Программирование или создание электронных средств учебного назначения с помощью специализированных инструментальных систем, оболочек, образовательных платформ, отладка программы. Затем созданные программы подвергаются экс­пертизе опытных педагогов, при необходимости в них вносятся изменения, дополнения и поправки.

9. Анализ и корректировка содержания курса, программ и сценариев.

10. Подготовка методической документации для практи­ческого применения. По окончании разработки электронных средств учебного назначения следует подготовить необходимый методический материал. В методической документации необходимо самым подробным образом описать возможности системы, инструкцию пользователя (обычно отдельно пишутся инструкции для учеников, учителей и администратора сети). Затем автор или коллектив авторов разрабатывает и оформляет методические разработки уроков. Грамотное и детальное оформление методической документации упростит использование разработанного средства другими учителями.

Перейти к плану лекции

3. Анализ, оценка и экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения

Выделим основные под­ходы к проблеме оценки качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения:

· экспериментальная проверка педагогической целесообраз­ности применения электронных программно-методических и технологических средств, основанная на их практическом использовании в процессе обучения в течение определен­ного периода времени;

· экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих на­учно-практический потенциал для принятия решения;

· критериальная оценка их методической пригодности, ос­новывающаяся на использовании критериев оценки качества;

· комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из вышеперечисленных подходов.

В настоящее время именноэкспериментальная проверка педагогической целесообразности использования электронного средства учебного назначения созданного учителем или закупленного школой позволяет учителю лично оценить эффективность собственной разработки или готового электронного учебника. В данном случае нужно быть готовым к тому, что мнения учителей будут сильно отличаться. В ходе экспериментального обучения следует провести предварительный и итоговый анализ электронного средства учебного назначения, заполнив анкету. А затем сравнить заявленные авторами характеристики и мнения учителей, которые использовали данный программный продукт в учебном процессе.

Анкета Анализ электронного средства учебного назначения и рекомендации по его использованию
Название программного продукта _______________________ 1. Данный программный продукт рекомендуется для использования: кем и где: · при изучении каких тем и разделов: · в каких видах учебной деятельности: · на каких занятиях: 2. Методическое назначение программного продукта, структура и состав: 3. Особенности программного продукта, например: какие возможности средств современных информационных технологий и коммуникационных технологий реализуются: 4. Каким требованиям (психолого-педагогическим, эргономическим, техническим и т.д.) удовлетворяет:

Оценка качества электронного средства учебного назначения достаточно сложный процесс. Дело в том, что далеко не все созданные программные продукты вписываются в традиционную систему образования, использование подобных программных продуктов приводит к существенному изменению, трансформации обучения и далеко не все учителя воспринимают это однозначно.

Экспертная оценка качества ЭСОН позволяет повысить обоснованность выводов за счет привлечения к этой работе опытного эксперта или экспертов. При этом экспертиза электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения состоит в утвер­ждении компетентного мнения большинства экспертов, знаю­щих данную область и имеющих научно-практический потен­циал для принятия решения. Обычно именно такой подход применяется в работе специальных органов по сертификации.

Экспертная оценка качества электронных средств учебного (образовательного) назначения предполагает осуществление психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической и технико-технологической экспертизы, проводимой специальными органами по сертификации. Экспертно-аналитическая оценка психолого-педагогического и про­граммно-технического качества ЭСОН и целесообразности его использования в процессе обучения основана на трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с по­следующей апробацией экспертируемого ПС в учебном про­цессе (возможны циклы).

При осуществлении экспертной оценки психолого-педагогического и программно-технического качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения экспертами формируется набор показателей для характеристики этих средств и заполняются специальные оценочные листы качества электронного средства образовательного назначения листы. Оценочный лист качества программного средства учебного назначения служит для формирования резюме о пригодности или непригодности применения ЭСОН в процессе обучения на основе ответов эксперта.

Критериальная оценка качества электронных программно-методических и технологических средств ос­нована на использовании критериев оценки качества, и зачастую специальных методик оценки, изложенных в государственных стандартах, отраслевых стандартах и других нормативных и технических документах.

Комплексная оценка качества электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения интегрирует все или некоторые из вышеперечисленных подходов и позволяет избежать субъективизма мнений экспертов и учителей. Например, в ходе проведения экспертной оценки может быть предложено не только заполнение представленных выше оценочных листов, но и оценка (критериальная) эффективности его применения в учебном процессе.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 86 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *