Что такое образовательная ситуация по фгос в доу
Образовательная ситуация как основная форма планирования по программе «Детство»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО».
Дошкольное детство- яркий, неповторимый период в жизни ребенка. Именно в это время начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, вещей (предметным миром). Постепенно происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. От того на сколько запоминающимся будет период дошкольного взросления ребенка, зависит умение воспитателя отбирать наиболее актуальные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми, от его умения вовлечь ребенка в разгадку тайн неизвестного.
В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)выделены следующие виды:
• Восприятие художественной литературы,
• Конструирование и изобразительная деятельность,
Для каждого вида деятельности характерны свои формы организации и методы руководства.
Особенностью организации образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация.
Образовательная ситуация- это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями (В. А. Деркунская).
Кларина Л. М., Михайлова З. А. определяют понятие «развивающая ситуация». Это совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем. Развивающая ситуация,по мнению авторов включает:
• Связь с опытом и интересами детей,
• Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,
• Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,
• Рефлексию способов средств решения задач.
Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на:
Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций:
• Практические (в том числе, ситуации выбора,
• Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные).
Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть
• материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,
• нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций педагогом.
Созданные взрослым образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.
Приведем алгоритм описания ОС (В. А. Деркунская):
1. Название, ориентированное на детей.
3. Контекст ситуации для педагога
4. Контекст ситуации для детей
5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)
Например, образовательная ситуация «Письмо»
1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин.
2. Стимулировать проявление творчества
Контекст ситуации для педагога: детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию.
Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.
Контекст ситуации для детей:
Подводя итог вышесказанному, отметим, что преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, совместной образовательной деятельности и режимных моментах. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество.
Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.
Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
1. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2013.
2. Деркунская В. А., Вершинина С. Е. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие– М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Дополнительное профессиональное образование как ресурс развития системы регионального дошкольного образования//Т. А. Котлякова – Современный воспитатель6 повышение квалификации педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями.— Ульяновск: ФГОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2015.
Особенности проектного комплексно-тематического планирования образовательного процесса по программе «Детство» Комплексно – тематический характер планирования предполагает комплексное решение педагогических задач из разных образовательных областей.
Комплексно-тематическое планирование в Первой младшей группе по программе Детство 3 неделя февраля «Вгостях у Мойдодыра» Задачи на неделю.. Формирование умений и навыков самообслуживания и личной гигиены, содействующих.
Основная образовательная программа ДОУ Образовательная программа дошкольного образования Кондурчинского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней.
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного.
Основная образовательная программа МБДОУ Пояснительная записка образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» Введение Программа спроектирована.
Основная образовательная программа на 2015–2016 учебный год Основная образовательная программа на 2015-2016 учебный годразработана с учетом примерных программ дошкольного образования. Она определяет.
Перспективный план во второй младшей группе по программе «Детство» Тема:«Откуда стол пришёл?» Дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета. Воспитывать у детей желание.
Проект, как форма планирования образовательной деятельности в старшей группе (на примере проекта «Мы артисты») Рассматривая разные темы для проведения проекта в старшей группе, я остановила свой взгляд на театрализованной деятельности. В настоящее.
Проект как форма комплексно-тематического планирования «Животные и птицы готовятся к зиме. Комнатные растения» ПРОЕКТ как форма комплексно-тематического планирования Тема: Животные и птицы готовятся к зиме. Комнатные растения. Автор: Воспитатель.
Консультация для педагогов «Образовательная ситуация как форма организации образовательного процесса в ДОУ по программе «Детство»
Консультация для педагогов
«Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса ДОО по программе «Детство»
Быльцева И.А., методист
МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»
Исходя из позиции субъект-субъектного подхода, выстраивания новых субъект-субъектных форм взаимодействия, которые направлены на достижение качества результата образования, рождаются образовательные ситуации.
Рассмотрим определения образовательной ситуации. А.Тубельский утверждает, что «образовательная ситуация разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в образовательных ситуациях, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми».
Связь с опытом и интересами детей
Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром
Рефлексию способов средств решения задач.
По определению Т.И.Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка.
В ФГОС дошкольного образования предусмотрены следующие формы совместной деятельности – непосредственно образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, взаимодействие с родителями. Образовательная ситуации встраивается в образовательный процесс в виде занятия, какого-то образовательного режимного момента, как введение в самостоятельную деятельность
Характеристика образовательной ситуации
Структурная единица образовательной деятельности;
Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;
Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;
Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;
Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;
Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата;
Исходя из представленных характеристик образовательная ситуация – это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.
Что дает образовательная ситуация ребенку?
ОС стимулирует развитие ребенка, так как есть проблема, которая требует поиска решения.
Новизна решаемой задачи, которая постоянно поддерживает интерес ребенка
В ходе ОС у ребенка формируются исследовательские отношения.
Многообразие возможных решений. Ребенок может выбрать один из вариантов решения.
Существует несколько оснований для классификации образовательных ситуаций. Их можно создавать в рамках образовательных областей. Можно использовать для классификации целевые ориентиры, и уже под них проектировать деятельность. Структура образовательной деятельности также может служить основанием для классификации (ситуации мотивации; ситуации реализации деятельности, ситуации рефлексии и оценки).
Возможно классифицировать образовательные ситуации по видам деятельности. До трех лет ведущая деятельность ребенка предметная. То есть в основе познания ребенка находится некий предмет. Следовательно образовательная ситуация должна строится на познание предметов. Предметом для ребенка является не только мяч, кукла, дерево, но и человек, и речь и т.д. Ребенок в этом возрасте опредмечивает все, даже казалось бы то, что никак не подлежит опредмечиванию.
Основной способ познания в раннем возрасте также носит предметный характер. Малыш все пробует на вкус, бросает, мнет и т.д. Сегодня прикусывая мяч ребенок познает его свойства. А завтра прикусывая другого ребенка, который является также предметом, играющим рядом, он познает разницу между ними.
Для детей от 3 до 5 лет характерно новое содержание развития. Ребенок начинает уходить от предметного мира, которым он в полной мере пресытился, его начинает интересовать социальный мир во всех его связях, соподчинениях. Он начинает воспринимать предметы не как отдельные, а в связке, то есть предметный мир начинает выглядеть для него более социально. Следовательно, основным направлением для деятельности воспитателей становятся познание социальных отношений, связей. Также в этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра, поэтому образовательная ситуация строится на каком-либо сюжете, связана с ролевым взаимодействием, с поисковой деятельностью.
От 5 до 7 лет у ребенка возникает потребность в самовыражении. Поэтому образовательные ситуации должны усложняться (для решения основной проблемы нужно решить несколько более мелких ситуаций). Ребенок должен иметь возможность аккумулировать весь свой опыт, выразиться, показать свои способности, возможности.
Виды образовательных ситуаций
Объяснительно-иллюстративные. Больше подходят для занятий, для погружения в тему.
Репродуктивные. Ребенку транслируется опыт, который он должен усвоить (повтор).
Проблемные. Ребенок ищет решения в совместной со взрослыми деятельности.
Частично-поисковые. Совмещают в себе показ взрослого и поиск решений проблемы.
Эвристические. Дети делают открытия самостоятельно.
Существуют и другие классификации видов образовательных ситуаций:
Ситуации обучающего взаимодействия в контексте содержания темы
Ситуации сопровождения в освоении темы
Ситуации поддержки детской самостоятельной деятельности
Для описания образовательной ситуации разработан некий алгоритм.
Название, которое должно быть ориентировано на ребенка, то есть понятное ему.
Задачи (1-2). Это должны быть приоритетные задачи, меть конкретную формулировку.
Контекст ситуации для педагога, то есть что делается по отношению к ребенку.
Контекст ситуации для детей (какую установку педагог предлагает детям).
Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)
Пример описания ситуации.
Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин. Стимулировать проявление творчества
Контекст ситуации для педагога
Детям предлагается «прочесть письмо». В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию. Логика работы: рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.
Контекст ситуации для детей
Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена.
А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору), как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно»
Направление развития ситуации
С целью развития детского речевого творчества и совершенствования монологической речи детей предлагается продолжить «переписку». Детям необходимо будет «прочесть письма»: без окончания события, с пропущенной картинкой, отражающей кульминацию события, с отсутствием изображения завязки события и т.д. до составления рассказа по одной картинке.
Эта образовательная ситуация может быть, как занятие, как совместная деятельность, как индивидуальная работа. В режиме дня педагог может планировать несколько образовательных ситуаций. Наша задача показать предмет, явление, знание с разных точек зрения (в речевом, познавательном, художественно-эстетическом развитии).
Основой для доклада послужили материалы семинара В.А.Деркунской «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы «Детство» в условиях введения ФГОС ДО»
Развивающие образовательные ситуации
Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе
Стержневое личностное качество – самостоятельность. Самостоятельность проявляется в детских видах деятельности. Сама деятельность не развивает, все зависит от того, какую позицию занимает в ней ребенок, т.е.субъектную.
Как научить маленького ребенка думать?
Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения.
Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок – маленький исследователь, стремится к активной деятельности.
Для детей 4 года жизни характерны РС с гуманистическим содержанием
«Наш зайчик поранил лапку»
«У мишутки разболелось горлышко»
«Найдем друга котенку Пуху»
«Успокоим и обогреем зайку»
т.е. в ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предположения, помогать «попавшим в беду» игрушкам;
-воспитательно-образовательные задачи – умение дружить;
— ориентироваться при травме;
— проекция на взаимопонимание со сверстниками;
— эмоциональное благоприятное состояние в группе.
Дети 5-ти лет – почемучки – охотно сотрудничают со взрослыми, стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми.
Воспитатель насыщает жизнь РС, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить влажный или сухой песок, годится ли он для постройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина…)
Ребенок способен устанавливать простейшие связи и отношение между объектами и это пробуждает интерес к окружающему миру.
Правило: не делай за ребенка то, что он в состоянии делать самостоятельно! (но исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей) одному ребенку нужно – напоминание; другому – показ; третьему – совместное действие с ребенком.
В 5 лет наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Главное для воспитателя в этом возрасте – предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Дети проявляют интерес к поступкам сверстников, их делам.
РС для установления связей между поведением в группе сверстников и ответным отношением других детей.
При одевании на прогулку – устанавливается связь между назначением предмета и их строением и материалами, их которых сделаны.
Пролили воду на рисовании или в столовой – какую тряпочку выберем? – Из ткани, которая хорошо впитывает воду.
Воспитатель спрашивает детей – Как ты узнал?
Ребенок отражает в речи способ практического действия.
Высшей формой самостоятельности старшего дошкольника является творчество.
Этому способствует создание творческих РС в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.
Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения.
Как воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы:
§ Обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположения;
§ В группе постоянно появляются предметы, побуждающие к проявлению интеллектуальной активности (таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса…
Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.
Подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими детьми.
Педагог творчески конструирует образовательный процесс, единицей которого является образовательная развивающая ситуация.
Классификация развивающих ситуаций
(исходя из основного характера деятельности детей)
Для того, чтобы объяснить, показать ребенку нечто новое, важно, чтобы транслируемые детям средства и способы взаимодействия с миром, воспринимались ими с готовностью и эмоционально, вызывали интеллектуальные эмоции.
Этого можно добиться, если прежде, чем воспринимать новую информацию, ребенок уяснит ее необходимость для себя, у него появится мотив собственной деятельности, некий ее замысел (он может возникнуть «в ответ» на замысел взрослого, а может отличаться от него). Для этого в образовательном процессе целесообразно разворачивать, включая в него РС разного типа:
· В начале организуется ВВОДНАЯ, МОТИВАЦИОННАЯ РС, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой РС у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или для поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.
· После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается РС – ООБСУЖДЕНИЯ (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства…),
· а затем РС – РЕФЛЕКСИИ получившихся результатов (диалог, дискуссия) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.
Создавая «рефлексивную ситуацию», взрослый «разрывает», останавливает естественный ход процесса, «текущего автоматически», с тем, чтобы дать ребенку возможность различить себе и то действие, которое он совершил, осуществил.
Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам остановленный процесс:
было вот как, а стало…
Что изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?
Повтори (зафиксировать произведенные действия в схемах, рисунках)
· Далее следует ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ (ОСОЗНАНИЕ) того, что произошло, насколько это типично для рассматриваемого процесса, состояния, насколько свойственно ребенку:
Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается? Это твое правило?
Ты думаешь надо поступить именно так, или можно как-то по-другому? Как другой (называется конкретное знакомое лицо ребенку) поступил бы в этой ситуации?
· И, наконец, организация ОБОБЩЕНИЯ объективного содержания и отчуждения от него, «освобождение от субъективной пристрастности к нему».
Для этого создаются РС со следующими вопросами:
Как ты думаешь, если мы повторим наши действия (назвать конкретные действия), получится тоже самое? Так всегда бывает?
Почему так получается? Какой закон здесь действует? Все поступают (действуют) так же как и ты, или каждый делает по-своему, по-другому? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?
РС – планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.
Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же ситуации с разными подгруппами детей.
Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.
— Как к нам добралось письмо? ( может по морю плыло, может на самолете. ……. др. варианты)
Жираф хочет попасть на новогоднюю ёлку, посмотреть на снег, т.к. никогда его не видел
— Что же делать как быть?
Ситуация : «Приглашение на выставку картин»
Художник из Москвы привез свои картин, но ему пришла срочная телеграмма и он вынужден уехать. Картины показать просил меня и билеты на выставку тоже оставил мне. Билеты не простые их можно получить за знания – знание теплых тонов красок (мальчики), и холодных (девочки)
Дети дорисовывают картины, дают им названия.
Ситуация с пропавшей краской.
Этапы постановки и решения развивающих ситуаций:
1. постановка, формулирование проблемы;
2. выдвижение предположений и гипотез;
3. выбор, проверка, обоснование гипотез;
4. подведение итогов, рефлексия, вывод.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.
— система вопросов, переформулирование условий задачи ;
— наводящие задачи или задачи – подсказки;
— неправильные решения игрового персонажа;
— недосказанная история, ситуация;
— цепочка наводящих задач.
Образовательная развивающая ситуация – форма организации детей, они бывают:
б) спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную.
Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели).
Как в случае спонтанных, так и в спроектированных ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослым, их партнерские отношения во время его поиска.
Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.
Где используем образовательные РС?
Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, будь то организованная или совместная деятельность, и даже для организации самостоятельной деятельности детей, поэтому воспитательно-образовательный процесс можно представить как системную совокупность развивающих ситуаций.