Что такое образовательная ткань
образовательные ткани
Смотреть что такое «образовательные ткани» в других словарях:
Образовательные ткани — Туника корпус Модель Меристемы, или Образовательные ткани, или Меристематические ткани (греч. meristos делимый) обобщающее название для тканей растений, состоящих из интенсивно делящихся и сохраняющих физиологическую активность на протяжении… … Википедия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ — см. меристематические ткани … Словарь ботанических терминов
вторичные образовательные ткани — Синонимы: вторичные меристемы образовательные ткани, возникающие либо из первичных меристем, либо из постоянных тканей. Представлены камбием, феллогеном и раневыми меристемами … Анатомия и морфология растений
первичные образовательные ткани — Синонимы: первичные меристемы, промеристемы образовательные ткани, происходящие непосредственно из меристем зародыша; клетки их изначально обладают способностью к делению. К П. о. т. относят апикальные меристемы побега и корня, прокамбий,… … Анатомия и морфология растений
ТКАНИ РАСТЕНИЙ — группы или комплексы клеток, связанные общностью строения, происхождения, функций и местоположения. В соответствии с этим выделяют образовательные, покровные, основные, механические, проводящие и выделительные Т. р. Образовательные ткани, или… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
ткани растений — ткани растений, группы или комплексы клеток, связанные общностью строения, происхождения, функций и местоположения. В соответствии с этим выделяют образовательные, покровные, основные, механические, проводящие и выделительные Т. р.… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
ткани — системы клеток, сходные по строению, происхождению и функциям, различаются по размерам, форме и расположению. В состав ткани входят тканевая жидкость (заполняет межклеточные пространства) и находящиеся между клетками вещества, напр. соли кальция… … Биологический энциклопедический словарь
Меристема — Модель апикальной меристемы «туника корпус». Меристемы, или образовательные ткани, или меристематические ткани (др. греч … Википедия
Меристематическая ткань — Туника корпус Модель Меристемы, или Образовательные ткани, или Меристематические ткани (греч. meristos делимый) обобщающее название для тканей растений, состоящих из интенсивно делящихся и сохраняющих физиологическую активность на протяжении… … Википедия
Образовательная ткань — Туника корпус Модель Меристемы, или Образовательные ткани, или Меристематические ткани (греч. meristos делимый) обобщающее название для тканей растений, состоящих из интенсивно делящихся и сохраняющих физиологическую активность на протяжении… … Википедия
Строение и функции образовательной ткани растений (меристемы)
Главная функция образовательной ткани растений (меристемы) — рост и деление клеток. Они состоят из ядра, оболочки и пор. В цитоплазме диффузно расположены рибосомы. Для бурых водорослей свойственно нарастание таллом (побегов), что способствует активации меристемы. У высших спор происходит повторное образование тканей с целью ускорения процесса заживления раны.
Принципы классификации
С учетом морфологического признака биологи различают 3 типа меристем: пластинчатый, колончатый и массивный. В первую группу входят однослойные органоиды. Их особенность — образование эпидермы. Строение колончатых клеток:
Массивный вид представлен в виде многоугольных клеток, которые делятся в различных направлениях. Таким способом обеспечивается равномерное увеличение их объема.
В основе онтогенетической классификации находится способ ее образования:
Первичная проводящая ткань формируется из прокамбия (это клетки, которые находятся в наземных сосудистых растениях), а вторичная — из добавочного камбия (ему свойственно возвращаться из специального состояния к состоянию, схожему с эмбриональным). В растениях присутствуют раневые меристемы. Они восстанавливают участки, где присутствуют повреждения, включая листья, корн, побеги.
Постоянные компоненты образуют феллогену (пробковый материал), которая выполняет разделительную функцию. Она заключается в отделении внешней части пробки от внутренней.
Локализация структур
На рисунках со строением растений обозначаются апикальные меристемы как латеральные, краевые, интеркалярные структуры. Они входят в состав корня и стебля. В осевых органах размещены боковые, вставочные или латеральные меристемы. В их функции входит обеспечение вторичного роста, увеличение толщины и обхвата ствола.
Краевая ткань способствует образованию листовой пластинки, а интеркалярные клетки — вставочному росту. В комплексе образовательная ткань отвечает за удлинение междоузлия на первом этапе развития побега и черешков листьев. Она состоит не только из недифференцированных, но и из дифференцированных клеток.
Образовательная ткань состоит из 2-х типов клеток:
Зародыш формируется в верхушке побега, и такая образовательная ткань называется апикальной. При наступлении фазы цветения верхушка стебля преобразуется в соцветие. От него начинается флоральная меристема, которая образует лепестки, тычинки, плодолистики.
Функциональные возможности
Образовательная ткань отвечает за рост растений на протяжении их жизни. Она способствует дифференциации и специализации других типов тканей, которые присутствуют в растениях. Таким способом обеспечивается нормальное развитие клеток. Другие функции образовательной ткани:
Меристема сохраняет рост и активность клеток с учетом генетической определенности, которая заложена в геноме. Поэтому периодические изменения камбия — главная причина появления годичных колец у деревьев. Их внешний вид обусловлен следующей закономерностью: весной количество тонких и рыхлых структур увеличивается, а осенью — уменьшается. При достижении определенных размеров клетки образовательной ткани умирают. За счет подобного свойства меристема не присутствует в организме человека и животного.
Что такое образовательная ткань
фЕНБ: пВТБЪПЧБФЕМШОЩЕ ФЛБОЙ (НЕТЙУФЕНЩ)
нБФЕТЙБМЩ. рПУФПСООЩЕ НЙЛТПРТЕРБТБФЩ: «фПЮЛБ ТПУФБ», «лПОЮЙЛ ЛПТОС МХЛБ (Allium cepa)», «рТПДПМШОЩК УТЕЪ ЧЕТИХЫЛЙ УФЕВМС ТЦЙ (Secale cereale)», «ъБМПЦЕОЙЕ ВПЛПЧЩИ ЛПТОЕК», «рПРЕТЕЮОЩК УТЕЪ ЧЕФЛЙ МЙРЩ (Tilia cordata)».
I. рП ДМЙФЕМШОПУФЙ УХЭЕУФЧПЧБОЙС.
1.2. лПТПФЛПЦЙЧХЭЙЕ ЬФП ЛМЕФЛЙ НЕТЙУФЕНЩ, СЧМСАЭЙЕУС РТПЙЪЧПДОЩНЙ ЙОЙГЙБМЕК. пОЙ ДЕМСФУС ПЗТБОЙЮЕООПЕ ЮЙУМП ТБЪ Й РТЕЧТБЭБАФУС Ч РПУФПСООЩЕ ФЛБОЙ.
II. рП РТПЙУИПЦДЕОЙА.
2.1. рЕТЧЙЮОБС НЕТЙУФЕНБ РПСЧМСЕФУС Ч УБНПН ОБЮБМЕ ТПУФБ РТПТПУФЛПЧ ЙЪ ЛМЕФПЛ ЪБТПДЩЫБ (РТПНЕТЙУФЕНБ), Й УПИТБОСЕФУС Ч ЛПОХУЕ ОБТБУФБОЙС УФЕВМС Й ЛПОЮЙЛЕ ЛПТОС. пОБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ОЕДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБООХА ФЛБОШ, ЧУЕ ЛМЕФЛЙ ЛПФПТПК ОЕПЗТБОЙЮЕООП ДЕМСФУС. рТПНЕТЙУФЕНБ ПВТБЪХЕФ ВПМЕЕ ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБООЩЕ НЕТЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙЕ ФЛБОЙ: РТПФПДЕТНХ, РТПЛБНВЙК Й ПУОПЧОХА НЕТЙУФЕНХ. рПЪДОЕЕ ЙЪ ОЙИ ПВТБЪХАФУС РПУФПСООЩЕ РЕТЧЙЮОЩЕ ФЛБОЙ: РПЛТПЧОБС, РТПЧПДСЭБС Й ПУОПЧОБС РБТЕОИЙНБ.
III. рП РПМПЦЕОЙА Ч ФЕМЕ ТБУФЕОЙС (ТЙУ. 27).
3.1. чЕТИХЫЕЮОЩЕ (БРЙЛБМШОЩЕ)
3.2. вПЛПЧЩЕ (МБФЕТБМШОЩЕ)
3.3. чУФБЧПЮОЩЕ (ЙОФЕТЛБМСТОЩЕ)
тЙУ. 27. уИЕНБ ТБУРТЕДЕМЕОЙС ТБЪМЙЮОЩИ НЕТЙУФЕН Ч УФЕВМЕ:
иПД ТБВПФЩ
ъБДБОЙЕ 1. йЪХЮЙФШ ЧОЕЫОЕЕ УФТПЕОЙЕ ЧЕТИХЫЕЮОПК РПЮЛЙ ЬМПДЕЙ ЛБОБДУЛПК (Elodea canadensis) ОБ РПУФПСООПН НЙЛТПРТЕРБТБФЕ «фПЮЛБ ТПУФБ». оБКФЙ: ЛПОХУ ОБТБУФБОЙС, РЕТЧЙЮОЩЕ ВХЗПТЛЙ (ЪБЮБФЛЙ МЙУФШЕЧ), РТЙНПТДЙЙ (ЪБЮБФПЮОЩЕ МЙУФШС), ЧФПТЙЮОЩЕ ВХЗПТЛЙ (ЪБЮБФЛЙ ВПЛПЧЩИ РПВЕЗПЧ). уДЕМБФШ ТЙУХОПЛ (ТЙУ. 28).
тЙУ. 28. бРЙЛБМШОБС НЕТЙУФЕНБ Ч ЧЕТИХЫЕЮОПК РПЮЛЕ РПВЕЗБ ЬМПДЕЙ (Elodea canadensis):
ъБФЕН ЙЪХЮЙФШ УФТПЕОЙЕ ЛПОХУБ ОБТБУФБОЙС РТЙ ВПМШЫПН ХЧЕМЙЮЕОЙЙ. тБУУНПФТЕФШ РБТЕОИЙНОЩЕ ЛМЕФЛЙ ЛПОХУБ. ч ГЕОФТЕ ЛМЕФЛЙ ОБИПДЙФУС ЛТХРОПЕ ФЕНОП ПЛТБЫЕООПЕ СДТП. зТБОЙГЩ ЛМЕФПЛ ТБЪМЙЮБАФУС У ФТХДПН, ФБЛ ЛБЛ УФЕОЛЙ ФПОЛЙЕ Й РТПЪТБЮОЩЕ, Б ЗХУФБС ГЙФПРМБЪНБ ПЛТБЫЕОБ ДПЧПМШОП ЙОФЕОУЙЧОП. ъБФЕН РЕТЕНЕУФЙФШ РТЕРБТБФ Й ТБУУНПФТЕФШ ЛМЕФЛЙ ТБУРПМПЦЕООЩЕ ОЙЦЕ. пФНЕФЙФШ, ЮФП РП НЕТЕ ХДБМЕОЙС ПФ ЛПОХУБ ОБТБУФБОЙС УПДЕТЦЙНПЕ ЛМЕФПЛ УФБОПЧЙФУС УЧЕФМЕЕ, Ч ГЙФПРМБЪНЕ РПСЧМСАФУС ЧБЛХПМЙ, Б ТБЪНЕТЩ ЛМЕФПЛ СЧОП ХЧЕМЙЮЙЧБАФУС. уФЕОЛЙ ЛМЕФПЛ ФЕРЕТШ ЧЙДОЩ ЮЕФЛП. тБЪНЕТ СДЕТ РПЮФЙ ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, РПЬФПНХ СДТП ЪБОЙНБЕФ ПФОПУЙФЕМШОП НЕОШЫХА ЮБУФШ ТБЪТПУЫЕКУС ЛМЕФЛЙ. фБЛПЕ РТЕЧТБЭЕОЙЕ НЕТЙУФЕНЩ Ч УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООХА ФЛБОШ ПУПВЕООП ИПТПЫП ЧЩТБЦЕОП Ч ВПМЕЕ ЛТХРОЩИ МЙУФШСИ, РТЙЛТЩЧБАЭЙИ ЛПОХУ ОБТБУФБОЙС. ъБТЙУПЧБФШ БОБФПНЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ РПЮЛЙ ЬМПДЕЙ ЛБОБДУЛПК, ПВПЪОБЮЙЧ ЛПОХУ ОБТБУФБОЙС, РЕТЧЙЮОЩЕ Й ЧФПТЙЮОЩЕ ВХЗПТЛЙ, РТЙНПТДЙЙ.
ъБДБОЙЕ 2. тБУУНПФТЕФШ БРЙЛБМШОХА НЕТЙУФЕНХ ЛПТОС ОБ РПУФПСООПН НЙЛТПРТЕРБТБФЕ «лПОЮЙЛ ЛПТОС МХЛБ (Allium cepa)». пВТБФЙФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УФТПЕОЙЕ ЛМЕФПЛ, ОБИПДСЭЙИУС РПД ЛПТОЕЧЩН ЮЕИМЙЛПН Й ОБ ТБУУФПСОЙЙ ПФ ОЕЗП (ЪПОБ ТБУФСЦЕОЙС). йЪХЮЙФШ ЗЙУФПМПЗЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ ЛПОЮЙЛБ ЛПТОС (ТЙУ. 29). уДЕМБФШ ТЙУХОПЛ.
тЙУ. 29. бРЙЛБМШОБС НЕТЙУФЕНБ Ч ЛПОЮЙЛЕ ЛПТОС:
ъБДБОЙЕ 3. тБУУНПФТЕФШ ФСЦЙ РТПЛБНВЙС ОБ РПУФПСООПН НЙЛТПРТЕРБТБФЕ РТПДПМШОПЗП УТЕЪБ ЧЕТИХЫЛЙ УФЕВМС ТЦЙ (Secale cereale) Ч ЖБЪЕ ЛХЭЕОЙС. уДЕМБФШ ТЙУХОПЛ.
рТЙ ВПМШЫПН ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБУУНПФТЕФШ ЛМЕФЛЙ РТПЛБНВЙС, ЙЪХЮЙФШ ЙИ УФТПЕОЙЕ. пОЙ ЙНЕАФ ХДМЙОЕООЩЕ СДТБ, ЪЕТОЙУФХА ГЙФПРМБЪНХ. ъБТЙУПЧБФШ ЖТБЗНЕОФ РТПДПМШОПЗП УТЕЪБ ЧЕТИХЫЛЙ УФЕВМС ТЦЙ РТЙ НБМПН ХЧЕМЙЮЕОЙЙ, ПВПЪОБЮЙФШ ЛМЕФЛЙ РТПЛБНВЙС, РБТЕОИЙНОЩЕ ЛМЕФЛЙ Й ОБЮЙОБАЭЙЕ ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБФШУС РТПЧПДСЭЙЕ ФЛБОЙ.
фБЛЙЕ ЦЕ ФСЦЙ ЙНЕАФУС Й Ч МЙУФШСИ (ТЙУ. 30).
тЙУ. 30. жТБЗНЕОФ РТПЛБНВЙБМШОПЗП ФСЦБ ОБ ЪБЮБФЛЕ МЙУФБ ТЦЙ (Secale cereale):
тЙУ. 31. ъБМПЦЕОЙЕ ВПЛПЧЩИ ЛПТОЕК (Б) Ч РЕТЙГЙЛМЕ ЗМБЧОПЗП ЛПТОС:
рПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ. уОБЮБМБ РТЙ НБМПН ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ОБКФЙ ГЕОФТБМШОЩК ГЙМЙОДТ. рЕТЙГЙЛМ ОБИПДЙФУС РПД ЬОДПДЕТНПК, СЧМССУШ РЕТЙЖЕТЙЮЕУЛПК ЮБУФША ГЕОФТБМШОПЗП ГЙМЙОДТБ, Й УПУФПЙФ ЙЪ ЛПМШГБ ЦЙЧЩИ РБТЕОИЙНОЩИ ЛМЕФПЛ. пВЩЮОП РЕТЙГЙЛМ ПДОПУМПЕО ЙМЙ ДЧХУМПЕО, ТЕЦЕ УПУФПЙФ ЙЪ ОЕУЛПМШЛЙИ УМПЕЧ ЛМЕФПЛ. рТЙОЙНБС ХЮБУФЙЕ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ РПУФПСООЩИ ФЛБОЕК Й ЛБНВЙС, РЕТЙГЙЛМ Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС СЧМСЕФУС ЛПТОЕТПДОЩН УМПЕН, ФБЛ ЛБЛ Ч ОЕН ЪБЛМБДЩЧБАФУС ВПЛПЧЩЕ ЛПТОЙ (ТЙУ.31).
ъБДБОЙЕ 5. тБУУНПФТЕФШ ЖЕММПЗЕО (РТПВЛПЧЩК ЛБНВЙК) Й ЛБНВЙК (УПУХДЙУФЩК ЛБНВЙК) ОБ РПУФПСООПН НЙЛТПРТЕРБТБФЕ РПРЕТЕЮОПЗП УТЕЪБ ЧЕФЛЙ МЙРЩ (Tilia cordata) (ТЙУ. 32).
тЙУ. 32. жЕММПЗЕО Й ЛБНВЙК Ч УФЕВМЕ МЙРЩ (Tilia cordata):
рПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ. оБЮБФШ ЙЪХЮЕОЙЕ РТЕРБТБФБ УМЕДХЕФ У РЕТЙЖЕТЙКОЩИ ХЮБУФЛПЧ УТЕЪБ. тБУУНПФТЕФШ ТБДЙБМШОЩК УМПК РТСНПХЗПМШОЩИ ЦЙЧЩИ ЛМЕФПЛ РТПВЛПЧПЗП ЛБНВЙС, ТБУРПМПЦЕООЩИ НЕЦДХ РТПВЛПК (ЖЕММЕНПК) Й ЖЕММПДЕТНПК.
дМС ЙЪХЮЕОЙС УПУХДЙУФПЗП ЛБНВЙС РТЕРБТБФ УДЧЙОХФШ Л ГЕОФТХ УТЕЪБ. оБКФЙ ОБ ОЕН ЛТХРОЩЕ УПУХДЩ ЛУЙМЕНЩ Й ТБУРПМПЦЕООЩЕ НЕЦДХ ОЙНЙ ЛУЙМЕНОЩЕ МХЮЙ. оБ РЕТЙЖЕТЙЙ ЛУЙМЕНЩ (УОБТХЦЙ) ОБКФЙ ТБДЙБМШОЩК УМПК РТСНПХЗПМШОЩИ ЦЙЧЩИ ЛМЕФПЛ ЛБНВЙС.
лПОФТПМШОЩЕ ЧПРТПУЩ
1. лБЛПЧЩ РТЙЪОБЛЙ НЕТЙУФЕНБФЙЮЕУЛПК ФЛБОЙ?
2. ч ЮЕН ПФМЙЮЙЕ РЕТЧЙЮОПК НЕТЙУФЕНЩ ПФ ЧФПТЙЮОПК?
3. лБЛЙЕ БТЗХНЕОФЩ НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ ДМС ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ ФПЗП, ЮФП ЧЕТИХЫЕЮОБС НЕТЙУФЕНБ ЛПТОС РЕТЧЙЮОБС РП РТПЙУИПЦДЕОЙА?
5. юФП ФБЛПЕ ЛПОХУ ОБТБУФБОЙС РПВЕЗБ?
6. лБЛЙЕ ПУПВЕООПУФЙ УФТПЕОЙС ЙНЕАФ ЛМЕФЛЙ НЕТЙУФЕНЩ?
7. оБЪЧБФШ ЧЙДЩ НЕТЙУФЕН, ТБЪМЙЮБАЭЙИУС РП РТПЙУИПЦДЕОЙА Й ТБУРПМПЦЕОЙА Ч ПТЗБОБИ ТБУФЕОЙК.
8. лБЛПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙНЕАФ ЙОЙГЙБМШОЩЕ ЛМЕФЛЙ? зДЕ ПОЙ ТБУРПМБЗБАФУС?
9. рПЮЕНХ РТПЙУИПДЙФ ЪБТБУФБОЙЕ ТБО ОБ ПТЗБОБИ ТБУФЕОЙК?
Образовательная ткань растений — строение, классификация и функции
Развитие всех живых организмов начинается с деления одной клетки. Из этой маленькой структуры формируются внутренние органы и сложные части тела животных. Благодаря образовательной ткани растений происходит рост побегов, корней и листьев. В биологии выделяют несколько классификаций меристем.
Особенности строения
Совокупность клеток, которые имеют общее происхождение, строение и функции, называют тканью. Наибольшее значение для развития организма имеет меристема, или образовательная система. Она выполняет ряд важных функций:
Главная особенность этих клеток заключается в способности к постоянному делению. В процессе митоза образуются 2 структуры. Один элемент остаётся в составе меристемы, а второй дифференцируется и даёт начало новому виду ткани
. В перерывах между делениями в цитоплазме и ядерном материале накапливаются питательные вещества и энергия.
Способность к частому делению определяется специфическим строением. Образовательная ткань состоит из мелких многоугольных структур. Биологи отмечают и другие характерные особенности:
Рибосома обеспечивает синтез белков, а митохондрия является поставщиком энергии для осуществления митоза. Как правило, из-за частого деления клетки меристемы не успевают вырасти, поэтому они имеют небольшой размер.
Классификация меристем
В биологии выделяют несколько видов образовательной ткани. Учёные классифицируют меристему по топографическому, онтогенетическому и морфологическому признаку.
Инициальный и производный тип
В состав образовательной ткани входят инициальные и производные клетки. Они отличаются друг от друга по форме, размеру и количеству вакуолей. Инициальные структуры могут делиться неограниченное количество раз. Процесс дифференциации для них не характерен, поэтому они всегда остаются в составе меристемы. За счёт инициалей происходит рост растения в длину и ширину.
Производные структуры, которые по-другому называют гистогенами, выполняют образовательную функцию. Они делятся несколько раз, а затем включаются в состав новой системы. В процессе дифференциации меняется строение структурной единицы. Например, ядро становится меньше, а толщина мембраны, напротив, увеличивается. После завершения процесса дифференциации клетка может утратить способность к делению.
Локализация образовательных клеток
Образовательная ткань находится в местах роста растения. Этим обусловлено образование корней, побегов, стволов и листьев. Исходя из топографической классификации, выделяют несколько меристем:
Апикальная меристема локализуется в корнях и на верхушках стебля. При делении этих структур происходит рост растительного организма в длину. Латеральная или боковая ткань представлена камбием, добавочным камбием и феллогеном. Этот вид меристемы виден на поперечном срезе дерева. Кольца на стволе свидетельствуют об увеличении толщины растения. Вставочные меристемы располагаются в основании листьев, где со временем они превращаются в другие ткани. Краевые клетки дают начало листовой пластине.
Кроме этого, в биологии существует такое понятие, как раневые меристемы. Они появляются в местах повреждения корня, стебля или листьев. Специфические элементы отвечают за восстановление растения.
Онтогенетические и морфологические признаки
В соответствии со строением клеток выделяют пластинчатые, колончатые и массивные системы. Первый вид выглядит как однослойная ткань, состоящая из плоских структур. Эпидерма образована именно пластинчатой меристемой. Колончатая образовательная ткань представляет собой совокупность призматических структур, располагающихся рядами. Из неё состоит стебель растения. Массивная система представлена множеством многоугольных образований, из которой формируется спорообразующий орган.
Согласно онтогенетической классификации, образовательная система бывает общей и специальной. Это значит, что в процессе развития общая меристема зародыша преобразуется сначала в апикальные клетки, а затем в специальные образования. Например, в прокамбий, протодерму и в системы основной паренхимы.
Современные учёные до сих пор не изучили, каков истинный механизм дифференциации клетки. Каким образом из одинаковых структур формируются специализированные ткани, доподлинно неизвестно. Это и делает меристематическую систему растений уникальной.
Биология. 10 класс
§ 0—2. Характеристика строения и функций тканей растений
Разнообразие тканей
Для клеток растений характерно наличие некоторых специфических особенностей строения. Так, в отличие от клеток животных они имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, содержат вакуоли и хлоропласты. Запасным питательным веществом в клетках растений является крахмал. Дифференциация тела на ткани и органы у растений явилась результатом их приспособления к наземным условиям среды. Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. После выхода на сушу у растений в зависимости от выполняемой функции сформировались следующие виды тканей: образовательные (меристемы), покровные, проводящие, механические и основные (паренхимы). По строению ткани бывают простые и сложные. Простые ткани состоят из одного типа клеток, а сложные включают клетки разных типов. Общая характеристика тканей растений приведена в таблице.
Таблица. Общая характеристика строения, местоположения и функций тканей растений
Название тканей
Особенности строения
Местоположение в растении
Функции
Образуют все постоянные ткани и обеспечивают рост растения в высоту и толщину в течение всей жизни
Живые (эпидермис) или мертвые (перидерма, корка) клетки с толстыми стенками, плотно прилегают друг к другу, образуя один или несколько слоев. Живые клетки снаружи покрыты восковым налетом или кутикулой
На поверхности всех органов (стебля, корня, листа, цветка, плода и семени)
Защищают внутренние ткани растения от воздействия внешних факторов, регулируют его водный и газовый обмен со средой
Во всех органах растения
Обеспечивают транспорт в организме:
Во всех органах растения (наиболее развиты в стебле, в корне занимают центральное положение)
Придают прочность и упругость всем органам растения и обеспечивают их ориентацию в пространстве
Крупные, круглые или овальные, рыхло расположенные клетки, между которыми имеются межклетники
Во всех органах растения (наиболее развиты в плодах, семенах и запасающих органах)
Функция зависит от особенностей строения и места расположения ткани:
Далее рассмотрим более подробно характеристику вышеуказанных тканей.