Что такое общественная позиция
Глава II. Активная общественная позиция молодого человека и пути её формирование.
2.1.Понятие активность и формирование активной позиции у студентов.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. [9,631]
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.[2,127]
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. [3,234]
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровский, предлагающий рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.[7,298]
Приоритетными направлениями их деятельности сегодня являются: просветительская работа, акцентирующая свое внимание па формирование правовой культуры в молодежной среде, доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей через привлечение молодежи к активному участию в общественно-политической жизни страны.
К молодёжным парламентским структурам относят молодежные парламенты, правительства, консультативные советы, Думы, палаты и др.
Цель развития молодежного парламентаризма – привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего – молодежных парламентах.
Созданные молодежью и поддержанные органами власти молодежные парламентские структуры представляют проблемы и интересы молодого поколения.
Молодежное Правительство Белгородской области является совещательным органом при главе администрации области, функционирующим на общественных началах. Молодежное Правительство формируется на конкурсной основе из молодых людей (студентов и аспирантов вузов), молодых управленцев до 35 лет, проживающих в Белгородской области, ставящих перед собой цели:
— получения знаний и практических навыков в области государственного управления;
— более глубокого изучения проблем экономики, политики, социальных отношений в Белгородской области и выработки предложений по решению обозначенных проблем;
— подготовки к возможной профессиональной деятельности в составе структурных подразделений правительства администрации области
-разработки мероприятий по совершенствованию системы государственного управления в области.
Целями Молодежного Правительства являются:
— содействие в обучении и формировании кадрового резерва для управленческих структур области;
— реализация базовых направлений государственной молодежной политики в рамках принятых областных целевых программ;
— привлечение студентов высших учебных заведений, аспирантов, молодых управленцев к решению задач, стоящих перед правительством администрации области.
Одним из основных требований к молодежной политике, в данной ситуации, мы считаем, не давить на молодых людей, так как в данном случае будет происходить не воспитание, а просто управление ими. Манипуляция в данном случае будет иметь ряд негативных последствий, которые помешают достижению конечных целей, таких как: повышение доверия к власти.
Студенческое движение оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны, высшая школа является важным институтом политической социализации. Процесс изменения социальной структуры студенчества, имеющий место в настоящее время, серьезно отражается и на политическом поведении молодого поколения. Наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы.
общественная позиция
Смотреть что такое «общественная позиция» в других словарях:
Общественная психология (community psychology) — Термин О. п. вошел в лексикон большинства психологов в 1965 г., после конференции, организованной в США с целью определить роль психологии в местном движении за общественную систему психич. здоровья. В итоговых материалах этой конференции… … Психологическая энциклопедия
Гражданская позиция — Всеукраинская общественная организация «Гражданская позиция» укр. Всеукраїнська громадська організація «Громадянська позиція» … Википедия
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ — направленность жизнедеятельности личности, ее т. эр. относительно своего места и роли в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж. п. система поведения личности, определяемая ее убеждениями,… … Словарь по этике
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ — закон общественный, объективно существующая, повторяющаяся, существ. связь явлений обществ. жизни или этапов историч. процесса, характеризующая по ступат. развитие истории. В домарксистской философии и социологии отд. мыслители приходили… … Философская энциклопедия
АКТИВНОСТЬ (общественная) — (лат. activus деятельный) деятельное отношение человека к жизни об ва, в к ром он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или об ва в целом или определенного класса, социальной группы. Проявляется в общественно… … Словарь по этике
Закономерность общественная — объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории. В домарксистской философии и социологии отдельные мыслители … Большая советская энциклопедия
Активность социальная (общественная) — совокупность проявлений жизнедеятельности различных социальных общностей, а в определенных условиях общества в целом по удовлетворению своих потребностей, реализации своих интересов, а также и совокупность тех проявлений жизнедеятельности… … Научный коммунизм: Словарь
Николай Алексеевич Троицкий — Дата рождения: 19 декабря 1931 Место рождения: Саратовская область, Ершовский район, с. Новорепное Гражданство: … Википедия
Николай Троицкий — Николай Алексеевич Троицкий Дата рождения: 19 декабря 1931 Место рождения: Саратовская область, Ершовский район, с. Новорепное Гражданство: … Википедия
Русская община Крыма — Митинг Русской общины Крыма возле стен крымского парламента, 2005 Русская община Крыма общественная организация, располагающая 26 ю отделениями в административных единицах Автономной Республики Крым. Содержание 1 Общая информация … Википедия
Что такое социальный статус?
В социологии понятие социального статуса впервые появилось в 19 веке, его ввёл в обиход юрист Генри Мэн. Термин отображает общественное положение человека. Чаще всего зависит от вешних факторов: материальных возможностей, должности, власти. Реже место в социуме определяют знания, умения, личные качества. Социальное положение даёт определённые блага и требует соблюдать общепринятые правила поведения.
Факторы, влияющие на социальный статус
Каждый человек занимает фиксированное место в обществе, которое можно изменить. Представители разных групп имеют свои обязанности, права.
Социологи выделяют основные факторы, влияющие на статусность:
Элементы социального статуса
Позиция личности зависит от определённых компонентов:
Совокупность статусов именуется статусным набором. Человек способен быть одновременно мужем, спортсменом, водителем. Общественная оценка определяет значимость позиций, занимаемых индивидуумом. Исходя из этого, формируется признание его деловых и личных качеств.
Модель поведения, характерная для определённого положения, является социальной ролью.
Человек совершает действия, соответствующие статусу, по которым распознают его социальную роль.
Основной классификация ролей:
В обществознании различают комплекс ролей, которые принадлежат одному статусу. Центральными считаются бытовые, семейные, политические, профессиональные роли. На втором месте стоят ситуационные роли: зрителя, пешехода.
Критерии, определяющие социальное положение
Положение в обществе формируется по разным признакам. Центральный показатель — это то, как человек отождествляет себя сам и как идентифицируют его другие люди.
Совокупность критериев включает:
Виды социального статуса
Выделяют 2 основных разновидности социального статуса.
Первый – формируется на основании общественного положения.
В эту типологию входят:
Общественная позиция, на которой строится социальный статус, включает многочисленные разновидности:
Существует понятие статусной иерархии. Считается, что есть горизонтальное и вертикальное измерение социального положения.
В иерархической лестнице выделяют низкий статус, говорящий о незначительной роли субъекта в социальной группе. На такое положение вещей влияют маленькая заработная плата, отсутствие востребованной специальности, плохая самооценка, слабая общественная позиция.
Среднее положение характеризуется нормальным уровнем дохода, достаточным престижем. Высокий статус предполагает успешную профессиональную деятельность, материальную стабильность, авторитет в семье, на работе, активную жизненную позицию, верные суждения в социальных вопросах.
Примеры из жизни
Люди обладают разными статусами – это легко проиллюстрировать простыми примерами.
Пример 1
Когда ребёнок рождается, у него появляется национальность, гражданство, присваивается неизменный статус сына, дочери, девочки, мальчика. В школьном классе он приобретает положение ученика, в университете — студента. Получив профессию, становится учёным, юристом, экономистом, строителем. Количество достигаемых позиций постоянно увеличивается. Задействовав политические ресурсы, силу воли, опыт человек может взойти наверх социальной лестницы или наоборот, скатиться вниз, снизив уровень приобретённого статуса.
Пример 2
Положение человека определяет его статусный набор. Например, мужчина русской национальности, сорока лет, работающий преподавателем в университете, имеет жену, мать и сына. Кроме этого он является православным христианином и членом редколлегии. Каждый день он вступает в разные связи, выполняет обязанности и защищает права, сохраняющие его положение.
Отношение к нему строится из того, как он играет свою социальную роль и отражается в характеристиках:
От этих показателей зависит престиж и авторитет человека, но решающее значение для определения места в социуме, чаще всего имеет главный статус — должность.
Статусная несовместимость
Если статусы, которыми обладает человек, противоречат друг другу и вносят дисгармонию, возникает несовместимость.
Процесс развивается по 2 причинам:
Несовместимость вызывает напряженность и неудовлетворение. Дисгармония провоцирует разочарование в жизни.
Пример несовместимости
Выходец из девяностых годов сколотил хорошее состояние и сейчас является владельцем крупной фирмы. Но у него нет университетского образования, и это отражается отсутствием специфических знаний. У человека есть высокая роль предпринимателя, богача, и одновременно имеется низкий статус культуры, образования.
В пример так же можно привести профессиональных спортсменов. Они обладают авторитетом, материальным благополучием, но лишены социальной власти.
Изменение социального статуса
В отличие от прирождённого статуса, который является неизменным, другие позиции могут меняться. Человеку естественно стремиться к улучшению жизни и социальной значимости, для этого необходимы амбиции и веские мотивы. Чтобы иметь высокооплачиваемую работу, нужно получить образование, полезно знание иностранных языков и коммуникабельность. Без настойчивости человек всю жизнь будет жить на низкую зарплату и не сможет продвинуться по социальной лестнице.
Статус — переменная величина, для повышения уровня ищите пути развития. Изменив сферу деятельности или перейдя на более выгодную должность, не забывайте соответствовать новому стилю.
Став директором в фирме, вы не можете ходить в старом свитере и джинсах. Потребуется белая рубашка, деловой костюм, дорогие аксессуары. Нужно быстро адаптироваться к изменениям, иначе можно не удержаться и скатиться вниз.
При определённых обстоятельствах может произойти понижение статуса. Этому обычно способствует социальная или психологическая травма, потеря работы, отсутствие уважения окружающих. Отрыв от привычного класса, не даёт пристать к другому. Человек теряет старых друзей, не приобретает новых и чувствует себя неудачником.
Социальный статус — это совокупность иерархических отношений, которые поддерживает человек с другими членами социума. Положение включает в себя в статусный набор и ранг, имеет свои факторы, элементы и разновидности. Осваивая разные статусы и роли, личность развивается и приспосабливается к жизни.
Как проявить свою гражданскую позицию и почему это важно
Что такое гражданская позиция
Для того чтобы разобраться в гражданской позиции, нужно определить, что вообще это означает. Позиция — это качества человека как индивида, выражающиеся в его отношении к себе и окружающей действительности. Также позиция включает в себя поведение человека для реализации его целей.
Позиция по самым разным вопросам формируется на основе многих факторов: на одни вопросы человек отвечает на основе профессиональных взглядов, на другие — на основе опыта и так далее. Но главное, что индивид может выразить свою позицию, а другие люди могут быть с ней согласны или не согласны, что порождает дискуссию для выявления истины.
Гражданская позиция — это взгляды человека на функционирование общества, в котором он проживает, а также определение своей роли в этом обществе.
Некоторые люди полагают, что выражать своё мнение по вопросам, в которых ты не разбираешься, глупо, и чаще всего так и есть. Но когда речь заходит о гражданской позиции и её высказывании, то нужно понимать, что все мы живем в обществе и имеем к нему непосредственное отношение.
Формирование и развитие
Гражданская позиция начинает формироваться с малых лет и может меняться на протяжении всей жизни. Особую роль на формирование оказывает образование, ведь именно оно помогает понять основы бытия и причины всех явлений происходящих в обществе. К тому же в процессе обучения человек примеряет на себя разные социальные роли, что позволяет развивать мнение о других людях.
Но если проблем с формированием позиции не возникает, то вот на счёт её выражения так не скажешь. Особенно это видно на примере школы, где закостенелая система не направлена на развитие критического мышления. Проявить своё «Я» через дискуссионные темы получается не у всех, так как даже при разборе литературного произведения есть точный ответ на вопрос «что хотел сказать автор?».
Так как проявить свою гражданскую позицию несовершеннолетним, кроме как через высказывания, не получится, то опыт, полученный ими в школе, оказывает сильное влияние на будущее. Боязнь высказать мнение, которое отличается от мнения большинства, приводит к многим проблемам в будущем.
Гражданская позиция часто основывается на жизненном опыте человека, поэтому после её окончательного формирования она не становится монументальной, а изменяется. Это связано с получением нового опыта и изменением общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то вряд ли его слова будут объективны.
Активная гражданская позиция
Разобравшись с тем, что такое гражданская позиция и как она формируется, можно говорить о её активной составляющей. Активной считается только та позиция, которую человек проявляет осознанно, а именно сам желает и участвует в жизни общества.
Важна цель действий человека. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Индивиду необходимо идентифицировать себя как часть общества и осознавать, что может принести пользу обществу. Главное, чтобы при этом личные ценности соответствовали ценностям общественным.
Осознание проблем общества и попытка их исправить своими действиями и является проявлением активной гражданской позиции. На словах это звучит легко, но на деле это требует сильных волевых решений, на что способны далеко не все.
Почему важна активная позиция
Очевидно, что если граждане не стараются проявить свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. И речь идёт не только о самых высших чинах, но и о местной власти. Конечно, многие скажут, что в этом нет смысла и всё уже решено.
Такая позиция строится на мысли о том, что государственная власть незыблема и нерушима, а повлиять на неё обычный человек не в состоянии. Но дело в том, что во власти нет единства, на политической арене люди сбиваются в недолговечные альянсы и выступают друг против друга. Такая ситуация свойственна всем политическим режимам, и даже в самом полицейском государстве несменяема лишь верхушка.
Да, голос одного человека не сможет повлиять на целую страну, но вот голос миллионов — запросто. Когда в стране происходят ужасные события, молчание общества приводит к повторению этих событий.
Самое сложное при этом — следить за событиями, которые происходят в стране. Часто в государствах, где не очень ценят больно умных граждан, многие СМИ подконтрольны власти и освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии.
Как проявить свою гражданскую позицию
Нельзя молчать, когда тебя что-то не устраивает. Человеческое общество устроено так, что если найдётся хотя бы один, кто возмутится происходящему, то его поддержат остальные. Многие люди при этом бояться того, что за их слова им придётся расплачиваться, — на это и делает ставку власть. Страх перед порицанием останавливает большинство людей, даже если они точно видят проблему.
Самым простым способом показать свою позицию являются социальные сети. Там можно высказаться и при этом найти солидарных с тобой людей или привлечь к проблеме остальных. Более резонансным будет организация и участие в массовых шествиях — такие действия оказывают наибольшее влияние. Отдельно стоят направленные к органам власти обращения и петиции.
Каждый способ проявить свою гражданскую позицию по-своему эффективен. Вот только после такого человек легко может оказаться «не угоден» и за вполне законные действия пострадать. Спасти от этого может только сплочённость среди выступающих. Если сейчас ситуация станет слишком острой и множество людей будет следить за её развитием, по-тихому заткнуть всех недовольных не получится, так как это может привести к еще большему негативу, чего власти очень не хотелось бы.
Что такое активная гражданская позиция?
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.
Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.