Что такое общество знаний
Материалы для подготовки к кандидатскому минимуму
«Общество знания»: сущность и основные характеристики
Выражения «общество знаний» и «общество знания», вошедшие в моду относительно недавно, все чаще используются социологами, экономистами, теоретиками менеджмента для осмысления процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни, в информационной сфере, в структурах образования и науки, в отношениях внутри организаций и между организациями. В опубликованном ЮНЕСКО докладе с показательным заглавием «К обществам знания» утверждается: «Сегодня общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, контуры которого лишь начинают перед нами вырисовываться».
Общество знаний приобретает черты нового социального идеала, определяющего направленность стратегий и программ региональных, национальных и международных структур.
Авторы социально-философских работ, затрагивая тему общества знания, опираются на идеи, сформулированные представителями дисциплин, изучающих новые процессы в сферах управления и рынка. Между тем знание с древних времен является одним из важнейших феноменов, исследуемых философией.
Знание, это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании. В современной науке рассматриваются два вида информации (семантическая и объективная).
Информационное общество. Теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.
Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.
Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.
Массовое сознание – практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо
Заключение
Общество знаний – это динамично развивающееся общество, для которого характерно следующее:
Так понимаемое общество знаний не сводится к экономике знаний. Потребность в новых знаниях имеется не только в экономике, но и во всех сферах деятельности людей. Производство и передача знаний осуществляется не только в рыночных контекстах, но и вне таковых. Процессы коммерциализации науки, культуры, образования – реальность, однако эти процессы затрагивают лишь отдельные аспекты и фрагменты таких областей. Значительная доля информационной продукции, производимой в обществе знаний, становится общественным достоянием, вознаграждение ее создателям осуществляется не на коммерческой основе, может быть символическим, а то и вовсе не иметь денежного выражения. Тем не менее, использование понятий спроса и предложения для осмысления ситуации в таких областях следует признать полезным – хотя бы потому, что оно гарантирует выход за рамки отношения «творческая личность и бог», побуждая соотносить деятельность творческой личности с потребностями других людей.
Земной шар, связанный электричеством, оказывается не больше деревни. Герберт Ма́ршалл Маклюэн
Только общение излечивает от самонадеянности, робости, глупой заносчивости, только свободный и непринужденный обмен мнениями позволяет изучать людей, прощупывать, распознавать и сравнивать себя с ними. Люк де Клапье Вовенарг
Успехи науки — дело времени и смелости ума. «Успехи науки» Вольтер
Национальной науки нет, как нет и национальной таблицы умножения. Антон Павлович Чехов
Прогресс — неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью. Александр Иванович Герцен
Если ты все понимаешь, значит, тебе не обо всем говорят. «Пшекруй»
Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. Михаил Михайлович Пришвин
Бывает информация из первых рук, высосанная из пальца. Роберт Карпач
Информации не может быть много. Но информация может быть избыточной. Сергей Тимченко
Не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир; неслышно вращается он. Фридрих Ницше
В чем может состоять человеческое образование? На чем должно оно основываться? На мере. На ней покоятся все законы природы, точно так же, как все наши ясные и правильные понятия, наши ощущения прекрасного и благородного, применение наших сил на пользу добра, наше счастье, наше наслаждение: только мера питает и воспитывает нас, мера образует и сохраняет творения. Иоганн Готфрид Гердер
Знание – сила (власть). Ф. Бэкон
Герберт Ма́ршалл Маклюэн (21 июля 1911 — 31 декабря 1980). Канадский философ, филолог, литературный критик, теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации.
Фриц Махлуп (15 декабря 1902 — 30 января 1983) — австрийский и американский экономист.
Дэ́ниел Белл (10 мая 1919 года — 25 января 2011 года)— американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».
Вале́рий Леони́дович Мака́ров (род. 25 мая 1937) — российский экономист и математик, кандидат экономических наук (1965), доктор физико-математических наук (1969, ЛГУ), член-корреспондент АН СССР (1979)…
Евге́ний Григо́рьевич Я́син (род. 7 мая 1934)— российский экономист и общественный деятель, научный руководитель Высшей школы экономики.
Аристо́тель (384 до н. э., — 322 до н. э.) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу).
Плато́н (428 или 427 до н. э.,— 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon); 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент.
Опенков Михаил Юрьевич (род. 19 января 1959) –доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Прокремлевское «Знание». Зачем в России возрождают советское просветительское общество
В конце марта, выступая на заседании наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей», основатель образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Древаль предложил Владимиру Путину создать «современную и технологичную платформу знаний, которая бы опиралась на уникальный просветительский опыт и традиции, имевшиеся в Советском Союзе». В пример Древаль привел советское общество «Знание».
Путин к предложению прислушался: 21 апреля, выступая с посланием к Федеральному собранию, он заявил о перезапуске «Знания»: «В последние годы оно [общество] вроде существует, но его никто не замечает».
При этом «Знание» уже «возрождали» в 2016 году — его учредителем стало Минобрнауки. Перед организацией поставили задачу «развития гражданского общества, духовно-нравственного воспитания и повышения эффективности образовательно-просветительской работы».
В начале мая этого года экс-председатель «Знания», депутат Госдумы Любовь Духанина рассказала, что спустя пять лет проекты общества — лекции, вебинары, форсайт-сессии и воркшопы — охватывают 18 миллионов человек. По словам Духаниной, организация сотрудничает с научными организациями, бизнесом, НКО и госструктурами, например Следственным комитетом.
Просветители-безбожники
Общество «Знание» было создано в мае 1947 года по инициативе представителей советской интеллигенции. В первые годы «Знание» — тогда оно называлось «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» — работало «на поддержку послевоенного восстановления страны». Члены общества популяризировали науку, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. Сталин своим указом передал «Знанию» функции «Союза воинствующих безбожников» — организации, которая с середины 1920-х годов вела антирелигиозную пропаганду, пытаясь снизить число верующих в СССР (на сайте современного «Знания» этой информации почему-то нет).
В разговоре со «Снобом» член Совета по правам человека при президенте России, журналист Николай Сванидзе заметил, что «Знание» занималось одновременно и просвещением, и пропагандой, так как вся просветительская деятельность при советской власти была идеологизирована: «Все материалы согласовывали заранее, а если человек выступал впервые, то на лекцию обязательно приходили инспекторы — “ревизоры”».
Ближе к концу XX века общество стало выпускать научно-популярные фильмы, книги и журналы, например, знаменитый «Наука и жизнь» (журнал выходил в СССР с 1934 года, а в издательстве «Знания» — с 1948 года). К началу 90-х выступления лекторов «Знания» ежегодно слушали более 280 миллионов граждан СССР.
После распада Советского Союза была создана организация «Общество “Знание” России». Но, как указано на сайте организации, «распад СССР — геополитическая катастрофа ХХ века — не оставил перспектив для дальнейшей жизни просветительского общественного массового объединения».
Художественный маркированный конверт СССР, выпущенный в 1977 году к 30-летию общества и его VII съезду Фото: Wikimedia
«Властям очевидно не хватает креатива»
12 мая у общества «Знание» сменилось руководство. Гендиректором организации стал Максим Древаль, а наблюдательный совет возглавил первый замруководителя Администрации президента Сергей Кириенко, курирующий внутреннюю политику.
Как отмечает в разговоре со «Снобом» руководитель программы «Российская внутренняя политика» Московского центра Карнеги Андрей Колесников, Кириенко — человек, который явно увлекается проектами вроде возрождения «Знания». «При этом властям очевидно не хватает креатива. Придумать что-то другое, помимо того, что уже было в Советском Союзе, сложно — структуры как будто сами собой воспроизводятся», — говорит Колесников. Так, за последние годы в России создали «Юнармию» (детско-юношеское военно-патриотическое движение, учрежденное ДОСААФ по инициативе главы Минобороны Сергея Шойгу) и Российское движение школьников, члены которого отмечают День пионерии. Кроме того, в стране снова сдают нормативы ГТО.
Власти возрождают «сугубо пропагандистскую организацию», которая в СССР хоть и работала под жестким контролем, но, «как и все “советское”, была очень формализованной: некоторые лекции не читались вовсе, но отметка о том, что выступление состоялось, ставилась», считает Колесников.
«Возрожденное» общество «Знание» уже анонсировало одно из первых мероприятий — Всероссийский просветительский марафон. Среди заявленных спикеров — журналист Владимир Познер, биолог Татьяна Черниговская и мэр Москвы Сергей Собянин.
«Знание» против «иностранных агентов»
«Очевидно, что возрождение “Знания” — это попытка создать подконтрольную и идеологизированную организацию, которая будет заниматься просвещением. Возможно, читать лекции от “Знания” будут какие-то приличные люди, но общий контекст ясен», — отметила в разговоре со «Снобом» главный редактор «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова.
Активность вокруг «Знания» не случайно совпала с принятием так называемого «Закона о просветительской деятельности» и критикой постановления правительства, которое будет регулировать реализацию этого закона.
Напомним, кабмин хочет запретить заниматься просветительской деятельностью, например, «иностранным агентам» и имеющим судимость за преступления против основ конституционного строя (подробнее об этом «Сноб» рассказывал здесь).
Авторы Кристина Боровикова и Никита Павлюк-Павлюченко
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
История и современность
1947 год.
Еще в 1863 году при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в 1947 году учреждено Всесоюзное Общество по распространению политических и научных знаний, в состав которого вместе с учеными вошли деятели культуры, врачи, педагоги, инженеры и другие представители интеллигенции.
История Общества началась с того, что 1 мая 1947 в центральных газетах СССР было опубликовано «Обращение ко всем деятелям науки, литературы и искусства, на учным, общественным и другим организациям и учреждениям Советского Союза», подписанное Президентом Академии наук СССР Сергеем Ивановичем Вавиловым, видными учеными, общественными деятелями и работниками искусств страны. Авторы призывали интеллигенцию Советского Союза создать Всесоюзное общес тво по распространению политических и научных знаний.
В Большом театре 7 июля 1947 года состоялось Общее собрание членов Всесоюзного Общества, на которое прибыли представители со всех концов огромной страны. Собрание определило фундаментальные основы деятельности организации: утвердило Устав; сформировало Правление организации; определило задачи и членство в Обществе; его строение и финансовые основы деятельности.
Первая статья Устава определяла: «Всесоюзное Общество по распространению политических и научных знаний является добровольной общественной политико-просветительской организацией и имеет своей целью распространение политических и научных знаний среди населения страны».
С самого начала своей деятельности крупнейшая всесоюзная просветительская сетевая массовая организация (5 млн членов Общества) стала значимым фактором общественной деятельности в стране. Главное положение Устава определяло Общество как политико-просветительскую организацию. В этот период его деятельность была направлена на поддержку послевоенного восстановления страны. Вместе с тем, в эти годы начинает активно разворачиваться и популяризация достижений естественных наук: физики, астрономии, химии, наук о Земле и др.
1955–1975 годы.
Новая редакция Устава Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний, принятая в 1955 году, своим первым пунктом провозглашает: «Общество является добровольной общественной научно-просветительской организацией. Оно имеет своей целью содействовать укреплению государства путем широкого распространения среди населения политических и научных знаний по следующим вопросам: (приводится перечень 25 тематических направлений — внешней и внутренней политики, всех отраслей наук, деятельности в сфере культуры, завершая спортом также распространением передового опыта)». В 1956 году было выделено из состава Всесоюзного Общества на правах условной автономии Общество «Знание» РСФСР (другие республиканские организации действовали с момента учреждения Общества в 1947 года).
«Оттепельный период» жизни страны и Общества характерен оживлением и энтузиазмом — ряды Общества растут за счет формирования групп его членов в производственных коллективах. К 1964 году таких групп уже было около 90 тысяч.
С 1963 года организация именуется: Всесоюзное Общество «Знание». Принят Устав, предусматривающий наличие в основе его строения первичных организаций. Особую роль начинает играть Политехнический музей, как научно-методический и просветительский центр Общества. В его залах проходят выставки и встречи, посвящённые достижениям и передовому опыту.
В Большой аудитории Политехнического выступали выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, которая стала «гнездом оттепельных поэтов-шестидесятников».
Общество «Знание» активно участвовало во всех общественно-политических и государственных акциях и компаниях, вело большую просветительскую работу в сфере научно-технического прогресса, космической, ядерной и других высокотехнологичных отраслей. К 30-летнему юбилею Общество «Знание» было награждено высшей государственной наградой — Орденом Ленина.
Всесоюзное Общество «Знание» представляло собой крупнейшую в мире общественную гуманитарную организацию, которая имела, согласно Уставу, четкое организационное управление и иерархию.
Особенно ярко проявились авторитет и способность Общества «Знание», всех его структур к организации повсеместной, до малых поселений и рабочих бригад, массовой просветительской работы среди всех слоев населения, прежде всего, молодежи.
1975–1991 годы.
В научно-методическое руководство организацией и практическую организаторскую работу с населением были вовлечены тысячи самых талантливых, ярких и авторитетных ученых, деятелей искусства и культуры, военачальников, администраторов, писателей, кинорежиссеров, управленцев, и выдающихся спортсменов. В СССР они читали почти 20 млн лекций в год. Встречи с молодежью проходили интересно и содержательно.
Возглавляли организацию: академики С.И. Вавилов, А.И. Опарин, М.Б. Митин, нобелевские лауреаты — академики Н.Г. Басов, Н.Н. Семенов, известные конструкторы — академики К.В. Фролов, В.А. Кириллин, И.И. Артоболевский, И.Ф. Образцов, С.Н. Багаев и Г.И. Марчук, а также авторитетные государственные и общественные деятели, такие, как О.Н. Смолин, Л.И. Швецова, Н.И. Булаев. Общество «Знание» России объединяло цвет отечественной интеллигенции. Организация насчитывала около 2,5 млн человек, которые не только вели конкретную просветительскую работу, но и занимали активную жизненную позицию.
Этот период принято считать «стагнационным». Однако при этом основные достижения организации — апогей количественных и качественных показателей — отмечаются в 1987 году, когда была принята новая редакция Устава Общества. К сожалению, он излишне политизировал деятельность организации. Тематическая структура просветительства включала в себя следующие разделы: общественно-политический; научно-технический и естественнонаучный. Большое внимание уделяется первому из них.
Следует отметить, что за прошедшие сорок лет, лекционная форма просветительства, как базовая, начинает отставать от времени. Возросший культурно-образовательный уровень населения, широкий спектр услуг средств массовой информации требовали глубокой модернизации деятельности Общества, к чему оно оказалось не готовым.
Инерция мышления партийных кураторов Общества сдерживала его развитие, направляя движение по накатанной колее. Базовое уставное предписание Обществу постепенно утрачивает свою целесообразность. Установки и ориентиры, данные Обществу, не выдерживают испытания общественным и жизненным опытом граждан. В этих условиях содержание и смысл просветительства начинают подменяться культом парадных ритуалов и протокольных форм его осуществления.
Соответствующим образом формулируются и основные положения последующей редакции Устава, зарегистрированного 25 февраля 1991 года менее чем за год до фактического прекращения деятельности Всесоюзного Общества «Знание».
Тем не менее, в «стагнационный» период разворачивалась работа по поддержке непрерывного образования, по содействию профессиональному росту заинтересованных групп населения, по освоению специалистами необходимых им знаний из смежных научных областей. Общество помогало массе специалистов осваивать идеологию «вычислительной техники и ее применения». Первый компьютерный клуб заработал при Всесоюзном Обществе «Знание» в Политехническом музее.
Забегая вперед, уместно отметить, что именно эти направления помогли организации, прежде всего ее региональным отделениям, которые получили полную юридическую и финансовую независимость, адаптироваться в бурные 90-е годы и выжить в условиях стихийного рынка и структурных потрясений. Достойную роль в этой деятельности играли народные университеты, которые позволяли пополнять и обновлять специалистам свой интеллектуальный и профессиональный багаж.
Это время отмечено активным развитием международных контактов, например, с просветительскими организациями ФРГ (Федеративной Республики Германия), что способствовало компьютеризации просветительства и системы образовательных структур и институтов при Обществе «Знание» России.
Неоценима роль Академии наук в жизни Общества. Заложенные академиком Сергеем Ивановичем Вавиловым традиции продолжали сохраняться до самого завершения деятельности Всесоюзного Общества «Знание». Общество также тесно взаимодействовало с Академией медицинских наук, проводя популяризацию медицинских знаний и здорового образа жизни, с Академией педагогических наук — по проблемам воспитания детей и семейного строительства, Академией Художеств и другими научными и профессиональными учреждениями. Популярными событиями были встречи ведущих ученых и деятелей культуры с широкой публикой в Большой аудитории Политехнического музея и Дома ученых РАН в цикле «Трибуна Академии наук» и др.
К сожалению, Общество «Знание» России в силу ряда причин, включая и проблемы реформирования РАН, и внутреннюю нестабильность самой организации, не сумело должным образом продолжить многие из этих традиций.
1991–2014 годы.
В ноябре 1991 года состоялся Х Съезд Всесоюзного Общества «Знание», который фактически завершил исторический путь этой уникальной просветительской организации.
Распад СССР — геополитическая катастрофа ХХ века — не оставил перспектив для дальнейшей жизни самого крупного и эффективного за всю историю просветительского общественного массового объединения. Правопреемниками Всесоюзного Общества «Знание» стали субъекты республиканских организаций Общества «Знание»; на территории российской Федерации — Общество «Знание» России.
Рядом лидеров и активистов предпринимались попытки и конкретные шаги по трансформации всесоюзной организации в международное объединение — в виде Международной ассоциации или иной формы для консолидации движения. Однако, как показало время, эти попытки большого успеха не имели. Накапливавшиеся с середины 80-х годов инерционное развитие, формализация и бюрократизация, а также эгоизм национальных элит и их стремление к самоизоляции — все, что привело к явлениям застоя и деградации — стало препятствием и для конструктивного взаимодействия. Разлад всех государственных систем и структур не мог не сказаться и на жизни российского общественного объединения: рушились десятилетиями складывавшиеся схемы, методики, деловые связи и контакты; была потеряна большая часть немалой собственности организации, в том числе и объектов, полученных от Всесоюзного Общества «Знание».
Однако самая существенная потеря — это деградация индивидуальной и коллективной членской базы, групп в трудовых коллективах, организационных структур в малых и средних городах, муниципальных образованиях, без чего невозможно в огромной стране обеспечить массовую просветительскую работу с населением. Все эти годы организация жила в состоянии глубокого кризиса и борьбы за выживание.
Надо отметить, что актив Общества «Знание» в Москве, Санкт-Петербурге, во многих субъектах Федерации и регионах вел самоотверженную работу по сохранению структурного строения организации, обеспечивая ее функционирование в качестве всероссийской организации. Важно подчеркнуть, что четверть века общественная организация Общество «Знание» работала в трудных условиях, осваивая современные образовательные информационные и дистанционные технологии, преодолевая косность и недопонимание некоторых чиновников, а также нарастающие барьеры полу-рыночных схем финансирования и ресурсного обеспечения.
2014–2016 годы.
Это годы критического и конструктивного анализа состояния организации, консолидации актива вокруг идей возрождения России и укрепления ее суверенитета. Идет формирование базовых позиций и содержания миссии просветительства в современной России с целью обоснования необходимости перехода на качественно новый уровень его системного и организационно-методического развития.
Применяются новые формы и методики просветительства с использованием современных информационных технологий, поиск в изменившихся экономических условиях устойчивых источников финансирования, участия организаций и структур Общества в реализации грантовых проектов по программам Президента страны и региональных властей.
Однако традиционные, складывавшиеся десятилетиями формы, методы и базовые технологии деятельности региональных и центральных структур организации, всё больше отставали от проходивших в стране процессов в социально-экономической, общественно-политической и правовой сферах.
Общество «Знание» России, в силу многих, в основном субъективных причин, утратило основную часть интеллектуальной и материально-технологической собственности. Это стало основной причиной торможения необходимой модернизации технологической базы и кадровой системы.
Очевидные противоречия нарастали, и в июне 2016 года XVII съезд практически единогласно принял непростое, но обоснованное решение о самоликвидации крупнейшей просветительской организации.
Общество «Знание» России внесло в историю отечественного просветительства достойный вклад и его заслуги перед нашей страной и многонациональным народом, несмотря на все недостатки последнего периода, велики и неоспоримы.
2016 год.
В Указе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 11.12.2015 года № 617 определены основные условия, формы и механизмы создания в стране массовой просветительской организации современного уровня, а также, что является принципиальным, источники и порядок ее финансирования и ресурсного обеспечения.
Очевидно, что предстоит большая работа по организационно-структурному строительству новой организации, ее кадровому, высокопрофессиональному, методическому и техническому обеспечению. Создаваемая организация является объединением нового типа по организационно-правовому, информационно-технологическому, региональному строению и развитию.
Организация призвана стать для массового просветительского движения центром, генерирующим инновационные идеи.
Фундаментальные изменения в информационном пространстве коренным образом преобразовали возможности, задачи и цели просветительства.
6-7 июня 2016 года на ВДНХ состоялся Первый съезд Российского общества «Знание», где Председателем избрана руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», член Центрального штаба ОНФ, депутат Государственной думы Любовь Николаевна Духанина.