Что такое обсе бдипч

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека

Год образования: 1991

Количество государств-участников: 57 (государства — участники ОБСЕ)

По членству в ОБСЕ в БДИПЧ участвуют все государства — участники СНГ.

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) — один из основных институтов в мире в области прав человека. Деятельность БДИПЧ, расположенного в Варшаве (Польша), распространяется на Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку.

Бюро содействует проведению демократических выборов и обеспечению уважения прав человека, терпимого отношения и недискриминации, а также соблюдению принципа верховенства закона.

БДИПЧ является институтом в области прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — межправительственного органа, деятельность которого направлена на обеспечение стабильности, процветания и демократии в 57 государствах — участниках Организации.

Государства — участники ОБСЕ приняли на себя обязательства по соблюдению обширного перечня стандартов в области прав человека и демократии. Эти стандарты составляют основу того, что в ОБСЕ называется человеческим измерением безопасности.

БДИПЧ поручено предоставлять правительствам помощь в выполнении ими своих обязательств в области прав человека и демократии. В этой связи БДИПЧ проводит наблюдение за выборами, поощряет и отслеживает соблюдение прав человека, а также осуществляет проекты, направленные на развитие демократии, во всем регионе ОБСЕ.

БДИПЧ сотрудничает с другими институтами ОБСЕ и ее миссиями на местах, а также с многочисленными партнерами, в том числе правительствами, международными организациями и представителями гражданского общества.

В Бюро занято более 150 сотрудников из почти 30 стран. Деятельность БДИПЧ финансируется за счет средств основного бюджета, который ежегодно принимается всеми государствами — участниками ОБСЕ, а также за счет добровольных взносов.

Деятельность Бюро охватывает пять основных областей:

Структура управления:

Источник

К вопросу о деятельности БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами

В соответствии с итоговым документом Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) все государства-участники ОБСЕ обязаны приглашать для наблюдения за общенациональными выборами «в объеме, допускаемом законом», международных наблюдателей, в т.ч. от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Данное обязательство зафиксировано и подтверждено также в последующих документах ОБСЕ, включая Парижскую хартию для новой Европы 1990 г., Декларацию Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 г., Декларацию и Хартию европейской безопасности, принятые на саммите в Стамбуле в 1999 г., а также в решении СМИД в Брюсселе 2006 г.

Обязательства государств-участников ОБСЕ в сфере выборов

Документ Копенгагенского совещания заложил принципы организации и проведения избирательных процессов, которые в своей совокупности представляют основные критерии соответствия выборов демократическим процедурам и являются главным мерилом оценочных докладов мониторинговых миссий БДИПЧ ОБСЕ.

Все страны-участницы ОБСЕ взяли на себя обязательства соблюдать эти основополагающие принципы, включая приглашение международных наблюдателей «в объеме, допускаемом законом» страны, проводящей выборы, а также такие фундаментальные принципы проведения выборов, как всеобщее и равное избирательное право, обеспечение тайного голосования, гарантированное участие граждан в управлении страной непосредственно или через представителей, «разумную периодичность» выборов, соревновательность выборного процесса, плюрализм, соблюдение конституции и действующего законодательства, обеспечение беспрепятственного доступа к СМИ на недискриминационной основе, обеспечение возможности проведения избирательных кампаний в атмосфере свободы и равенства, без использования административного воздействия, насилия, угроз или страха возмездия в отношении кандидатов, партий или избирателей, обеспечение честного своевременного информирования общественности о результатах избирательного процесса и др.

Вместе с тем следует учитывать, что содержащиеся в Копенгагенском документе обязательства носят политический, а не юридический характер, и поэтому не могут восприниматься как правовые нормы. В этой связи приоритетным для государств-участников правовым основанием проведения выборов является национальное избирательное законодательство и подзаконные акты.

История создания БДИПЧ ОБСЕ

В 1990 г. для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках в Парижскую хартию для новой Европы было включено положение о создании в Варшаве Бюро по свободным выборам.

Дополнительный документ об осуществлении определенных положений, содержащихся в Парижской хартии для новой Европы определил, что Бюро будет способствовать выполнению упомянутого Копенгагенского документа и с этой целью будет «собирать информацию. о времени проведения, процедуре и официальных результатах запланированных национальных выборов в государствах-участниках, а также сообщения групп наблюдателей за выборами и предоставлять их по соответствующей просьбе правительствам, парламентам и заинтересованным частным организациям; оказывать содействие контактам между правительствами, парламентами или частными организациями, желающими принять участие в наблюдении за выборами, и компетентными органами государств, в которых должны состояться выборы».

В 1992 г. Бюро по свободным выборам было переименовано в Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Сфера его компетенции стала включать не только организацию наблюдения за выборами, но и другие вопросы человеческого измерения деятельности Организации. В 1993 г. СМИД СБСЕ на встрече в Риме принял решение об укреплении роли БДИПЧ путем ведения «всеобъемлющего наблюдения за процессом выборов».

Что такое обсе бдипч. Смотреть фото Что такое обсе бдипч. Смотреть картинку Что такое обсе бдипч. Картинка про Что такое обсе бдипч. Фото Что такое обсе бдипч

Новый офис БДИПЧ ОБСЕ

Бюро по демократическим институтам и правам человека располагается в Варшаве. Возглавляется Директором, который имеет двух заместителей. С 2008 г. Директором БДИПЧ является Янез Ленарчич (Словения; в 2011 г. переназначен на второй трехлетний срок, который истекает 1 июля 2014 г.).

Что такое обсе бдипч. Смотреть фото Что такое обсе бдипч. Смотреть картинку Что такое обсе бдипч. Картинка про Что такое обсе бдипч. Фото Что такое обсе бдипч

Директор БДИПЧ ОБСЕ Я.Ленарчич

В 1994 г. в соответствии с решениями Будапештского саммита БДИПЧ было поручено «играть более значительную роль в наблюдении за процессом выборов до их начала, в ходе них и по их окончании», т.е. в течение всего избирательного цикла, оценивать условия для свободной и независимой работы СМИ, координировать наблюдение с другими организациями, а также составить «пособие для наблюдателей за выборами». В соответствии с данным поручением с 1996 г. БДИПЧ регулярно переиздает «Руководство по наблюдению за выборами» (последний раз в 2010 г.). В нем описываются все модальности, рекомендации по срокам развертывания и количественному составу миссий, которые, как правило, не вызывают возражений принимающих стран, несмотря на то, что они не опираются на консенсусные документы ОБСЕ. (Например, нигде в решениях директивных органов Организации не установлено, за какое время и сколько наблюдателей обязаны принимать у себя государства-участники).

В целях улучшения координации между различными организациями, осуществляющими наблюдение за выборами, Будапештский саммит ОБСЕ 1994 г. поставил перед БДИПЧ задачу консультироваться со всеми соответствующими организациями для создания неких рамок (framework) координации в этой сфере. Такие «рамки» никогда не представлялись на рассмотрение коллективных органов ОБСЕ и не утверждались ими. Однако именно это поручение Бюро считает мандатом на формирование «международных мониторинговых миссий», на основании которого оно объединяет свои усилия с делегациями от ПА ОБСЕ, ПАСЕ, ПА НАТО и Европарламента, формируя т.н. «международное мониторинговое сообщество» и распространяя от его имени общие предварительные заключения по итогам выборов, в основе которых лежат подготовленные оценки миссии БДИПЧ. Однако, правомочность создания подобных «международных мониторинговых миссий» весьма сомнительна. Примечательно, что к участию в работе этих миссий, несмотря на неоднократные предложения, не приглашаются наблюдатели от СНГ, МПА СНГ и ШОС.

В концептуальном плане т.н. «методология» БДИПЧ базируется на самоприсвоенном «автономном» статусе, который трактуется расширительно и, якобы, дает право действовать на основе внутренних инструкций и решений, не прошедших согласование в кругу государств-участников ОБСЕ.

Что такое обсе бдипч. Смотреть фото Что такое обсе бдипч. Смотреть картинку Что такое обсе бдипч. Картинка про Что такое обсе бдипч. Фото Что такое обсе бдипч

В течение последних лет БДИПЧ, ссылаясь на обязательство государств-участников, принятое на саммите ОБСЕ 1999 г. в Стамбуле, о «незамедлительном реагировании на замечания БДИПЧ с оценкой проведения выборов и его рекомендаций», взяло курс на усиление своих наднациональных контролирующих функций в сфере выборов. Составной частью данной линии являются усилия по навязыванию выполнения рекомендаций миссий Бюро о «реформировании» избирательных систем и национального законодательства стран ОБСЕ, с последующим мониторингом реализации этих рекомендаций (т.н. followup) с организацией обязательных поствыборных визитов экспертов Бюро для обсуждения конкретных шагов властей по изменению избирательного законодательства и последующих «добровольных» отчетов государств-участников о предпринятых мерах по реализации установок БДИПЧ на заседаниях Гуманитарного комитета или Постоянного совета.

Одновременно при поддержке стран-членов ЕС и США БДИПЧ старается продвигать «Декларацию принципов международного наблюдения за выборами» и «Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами», разработанные американским Национальным демократическим институтом в 2005 году и представляемые как некие документы ООН. БДИПЧ не только присоединилось к этим документам без решения директивных органов ОБСЕ, но и предлагает координировать поствыборную деятельность с международными организациями, подписавшими эти документы (ПАСЕ, Европарламент и др.).

Формы электорального мониторинга БДИПЧ ОБСЕ

Осуществляемую БДИПЧ мониторинговую деятельность можно разбить на следующие пять форматов.

1. «Миссия по оценке потребностей» (needs assessment mission). Включает двух-трех человек. Иногда в ее работе принимает участие представитель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. «Миссия по оценке потребностей» проводится за несколько месяцев до выборов в течение двух-трех дней. На основании ее заключения БДИПЧ принимает решение о том, наблюдать ли за выборами, а также о масштабах мониторинга. По мнению Бюро, «миссия по оценке потребностей» может разворачиваться до получения от соответствующего государства официального приглашения принять участие в электоральном наблюдении, поскольку формально она, якобы, не является частью процесса наблюдения за выборами.

2. Миссия по наблюдению за выборами (election observation mission). Предполагает полномасштабный мониторинг выборов в течение всего избирательного цикла (предвыборный период, день голосования, сведение окончательных результатов и рассмотрение жалоб). Отличительной особенностью данной миссии является то, что ее предварительные выводы оглашаются сразу же на следующий день после голосования.

Мониторинговые миссии БДИПЧ разворачиваются в столице принимающей страны примерно за шесть-восемь недель до дня выборов. Сначала размещается «основная команда», а потом «долгосрочнники» и «краткосрочники».

К каждым выборам Бюро рассылает государствам-участникам ОБСЕ запросы о секондировании долгосрочных и краткосрочных наблюдателей для работы в мониторинговой миссии. В то же время Бюро ввело квоту для участия граждан одной страны в долгосрочном и краткосрочном компонентах миссий, которая составляет 10%, а в последнее время увеличилась до 15 % (это связано с нехваткой финансирования странами ЕС работы наблюдателей), При этом соответствующие расходы покрываются за счет направляющих государств.

4. Миссия по оценке выборов (election assessment mission). Проводится в случаях, когда, по мнению БДИПЧ, в избирательном процессе отсутствуют серьезные проблемы. Включает только «основную команду» и насчитывает в среднем 10-15 человек. Никаких заявлений по результатам голосования не делает, итоговый отчет публикуется лишь спустя 2 месяца.

Свои впечатления наблюдатели фиксируют в стандартных анкетах БДИПЧ в виде оценок от одного до пяти баллов за различные параметры организации избирательного процесса, которые в течение дня отправляют по факсу в штаб миссии (за день одна команда заполняет порядка 10 анкет). Анкеты не подписываются, а после их сдачи в БДИПЧ получить их копию невозможно. При размере средней мониторинговой миссии в 400 чел. (в странах СНГ) получается, что за день голосования «основная команда» должна обработать порядка 4000 анкет.

Механизм принятия решения по наблюдению

Технически наблюдение за выборами осуществляется по следующей схеме. После направления официального приглашения страной, где предстоят выборы, руководство БДИПЧ, по сути, самостоятельно принимает политическое решение, осуществлять ли наблюдение в данном государстве- участнике. В качестве причин неучастия в наблюдении могут называться: нехватка финансирования и кадровых возможностей; наличие «исторических традиций демократии»; успешное проведение предыдущих выборов; отсутствие законодательной базы и общих условий проведения подлинно демократических выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ; сжатые сроки развертывания миссии; аспекты безопасности или другие факторы, не позволяющие обеспечить необходимые «минимальные условия» для наблюдения за выборами.

Вопиющим случаем стал отказ направить наблюдателей на президентские выборы во Франции в 2012 г. в связи с отсутствием в этом какой-либо «существенной пользы», несмотря на то, что сама оценочная миссия Бюро выявила целый ряд недостатков, включая невыполнение предыдущих рекомендаций БДИПЧ.

Показателен также пример парламентских выборов в Эстонии в 2011 г., на которые Бюро сочло возможным направить лишь «миссию по оценке выборов» из 13 человек, не включающую долгосрочный компонент и не предполагающую систематического наблюдения за голосованием на избирательных участках силами «краткосрочников». Обоснование такого решения БДИПЧ «высоким уровнем всеобщего доверия» к избирательной системе Эстонии не выдерживает никакой критики с учётом того, что почти 100 тыс. русскоязычных жителей страны, т.е. свыше 7% населения, вообще лишены права голоса.

Выводы

Опыт участия российских представителей в работе миссий БДИПЧ (российские эксперты направляются в основном наблюдать за выборами в государства СНГ с 2004 г.) подтвердил, что мониторинг выборных процессов по линии Бюро ведется предвзято, тенденциозно, в отсутствие транспарентности и каких-либо единых правил наблюдения.

Технология наблюдения за выборами по линии БДИПЧ запрограммирована на формулирование оценок выборного процесса в зависимости от политической и идеологической «целесообразности». Примером могут служить заявления миссий БДИПЧ, которые, вкупе с другими факторами внешнего воздействия, стали катализатором «оранжевых революций» в Грузии в 2003 г., на Украине в 2003-2004 гг..

Центр тяжести мониторинговой деятельности продолжает оставаться смещенным на пространство СНГ, где по-прежнему разворачиваются на продолжительный срок самые масштабные мониторинговые команды, требующие значительного финансирования. Так, в 2012 г. из общего объема средств БДИПЧ для наблюдения за выборами (5,2 млн. евро) более 60 % (около 3,2 млн.евро) пришлось на страны СНГ.

Одновременно БДИПЧ предпочитает «закрывать глаза» на проблемы, существующие на Западе в электоральной сфере, а итоги выборов в европейских странах и США, несмотря на имеющиеся там серьезные проблемы, подает в некритическом ключе, что красноречиво свидетельствует о продолжении практики использования «двойных стандартов» в деятельности этой исполнительной структуры ОБСЕ.

Источник

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)

Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe
Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa
Organizzazione per la Sicurezza e la Cooperazione in Europa

Organización para la Seguridad y la Cooperación en Europa

Что такое обсе бдипч. Смотреть фото Что такое обсе бдипч. Смотреть картинку Что такое обсе бдипч. Картинка про Что такое обсе бдипч. Фото Что такое обсе бдипч

57 государств-участников
11 партнёров по сотрудничеству

1 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe — CSCE ).

Содержание

История

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

Источник

БДИПЧ

Смотреть что такое «БДИПЧ» в других словарях:

БДИПЧ — БДИЧ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ образование и наука, юр. БДИЧ Источник: http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=801185&lang=RU … Словарь сокращений и аббревиатур

Бдипч — … Википедия

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ — БДИПЧ (англ. Office for Democratic Institutions and Human Rights) Бюро демократических институтов и прав человека, один из институтов ОБСЕ по обеспечению уважению прав и основных свобод человека, укреплению и защите демократических институтов.… … Википедия

БДИЧ — БДИПЧ БДИЧ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ образование и наука, юр. БДИЧ Источник: http://news.trend.az/index.shtml?show=news&newsid=801185&lang=RU … Словарь сокращений и аббревиатур

Бюро по демократическим институтам и правам человека — (БДИПЧ) (англ. Office for Democratic Institutions and Human Rights) один из институтов ОБСЕ. Занимается обеспечением уважения прав и основных свобод человека, укреплением и защитой демократических институтов. Штаб квартира располагается в… … Википедия

Парламентские выборы в Казахстане (2012) — ← 2007 2017 → Выборы в мажилис парламента Казахстана 15 января 2012 года … Википедия

Бюро демократических институтов и прав человека — БДИПЧ (англ. Office for Democratic Institutions and Human Rights) Бюро демократических институтов и прав человека, один из институтов ОБСЕ по обеспечению уважению прав и основных свобод человека, укреплению и защите демократических… … Википедия

Президентские выборы в Белоруссии (2006) — ← 2001 2010 → Президентские выборы в Белоруссии 19 марта 2006 года … Википедия

Президентские выборы в России (2008) — ← 2004 2012 → Президентские выборы в России 2 марта 2008 года Явка избирателей … Википедия

Президентские выборы в Казахстане (2011) — ← 2005 2016 → Выборы президента Казахстана 3 апреля 2011 года Явка … Википедия

Источник

Представители ОБСЕ впервые с 2007 года отказались от наблюдения за выборами в Госдуму

Бюро по демократическим институтам и правам (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), наиболее критично настроенное по отношению к процедуре выборов в России, отказалось направлять миссию для наблюдения за голосованием в сентябре. Об этом сообщил директор БДИПЧ Маттео Мекаччи. По его словам, российские власти хотели ограничить число направляемых этой организацией наблюдателей «в отсутствие каких-либо четких ограничений, связанных с пандемией». Откажется от наблюдения на выборах также Парламентская ассамблея (ПА) ОБСЕ, сообщила ее президент Маргарета Седерфельт.

Представители БДИПЧ и ПА ОБСЕ были приглашены для наблюдения за выборами в Госдуму 17–19 сентября, говорится на сайте ОБСЕ: они просили Россию пустить миссию, которая совокупно состояла бы из 80 долгосрочных (они оценивают в том числе ход и условия проведения кампании) и 420 краткосрочных наблюдателей (работают непосредственно в дни выборов). Но впоследствии допустимое число наблюдателей от этих институтов было ограничено до 60 человек из-за санитарно-эпидемиологической ситуации в России. В ОБСЕ указали, что не видят ограничений, которые могли бы помешать полноценному наблюдению за выборами.

23 июля министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил, что западные страны будут пытаться оказать влияние на выборы в Госдуму «через наблюдателей на выборах от ОБСЕ», а по поводу приезда в Россию мониторинговой миссии с европейцами контактирует ЦИК. Близкий к ЦИК собеседник отмечает, что в приглашении, которое было направлено иностранным наблюдателям еще 23 июня, было сказано, что порядок работы на выборах определяется «с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки». Конкретные требования для присутствия на выборах (ПЦР-тестирование, вакцинация) в документах ЦИК не указаны – это скорее компетенция Роспотребнадзора, говорит собеседник. Представители МИД, ЦИК и Роспотребнадзора не ответили на запрос «Ведомостей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *