Что такое овердрайв на гитаре
История гитарного звука. Часть первая. Овердрайв.
Для нового звучания к 1947 году было готово почти все. Еще в 1931 году был запущен первый ламповый гитарный усилитель, объединенный в деревянной коробке с небольшим динамиком.
Эта модель мощностью 10 Вт продавалась в качестве аксессуара для Frying Pan («Сковородки») — первой серийной электрической гитары. Полное название инструмента — Electro A-22. Это было детище Адольфа Рикенбекера (Adolf Rickenbacker) — того самого, на чьих гитарах в 60-х будут играть Битлз.
Frying Pan
Одного взгляда на «Сковородку» достаточно, чтобы понять, что музицировать на ней, сидя на стуле в хрестоматийной позе гитариста, будет явно не с руки. С плечевым ремнем — тоже не слишком удобно. В действительности она задумывалась, как гавайская гитара.
Напевные томные пассажи усиливались украшающим звук ламповым усилителем, мощность которого в следующие 15 лет так и не поднялась выше 10 Вт. Получалось тихо, красиво и мелодично. К 1947 году все уже поняли, что это — совсем не то, что нужно.
Гитарный комбо McKinney, 1940-е
Именно в этом месте и в это нужное время и появился Лео Фендер (Leo Fender) — да-да, тот самый! — со своими гитарными усилителями. Гитарный комбик вроде Fender Deluxe 1953 года выдавал 18 Вт и звучал гораздо громче. Но главное было в другом.
Когда вы врубали усилитель «на полную», ламповый каскад усиления начинал работать с перегрузкой, создавая тот самый грязный ревущий саунд, который впоследствии получил название овердрайв. Запомним это слово — оно того стоит!
Забегая вперед, скажу, что именно этот гитарный эффект стал предтечей всех остальных эффектов, реализованных в бесконечных педалях и примочках, объединяемых в пады, стеки и реки — но обо всем этом позже.
Усилители Fender появились вовремя еще и потому, что накануне, в 1945 году, звезда свинга с уже не такого уж и дикого Запада, Джуниор Барнард (Junior Barnard), создал настоящий гитарный хамбакер. Он объединил два звукоснимателя и скоммутировал их, чтобы убрать гудение «наводки».
Хамбакер как раз и смог создавать сигнал, достаточный для перевода лампового каскада в овердрайв. Барнард играл яростно, рвал струны. Его гитара звучала жирно, грязно, громко — по крайней мере, если сравнивать это звучание с производимым до тех пор сладким треньканьем.
Его агрессивный стиль в сочетании с возможностями нового хамбакера и свежеоткрытой особенностью усилителя Фендера стал для молодых музыкантов той поры истинным голосом с небес.
Fender Deluxe 1953. Сейчас цена действующей модели может доходить до 3 000 долларов США
Вскорости секрет получения этого замечательного саунда распространился почище коронавируса. К концу 1947 года уже даже самым ленивым стало известно, что получить звучание, как у Барнарда, можно просто проворачивая регулятор Fender Super до упора. Все, кто мог, купили гитарный комбик Фендера. А Фендер продолжал ковать свое железо — следующая версия его усилителя выдавала уже до 50 Вт.
Конкурирующие компании тут же поняли, насколько это круто — в смысле, для бизнеса. Этот новый формат, 50-Вт гитарный усилитель, менял всю молодежную музыку так же, как появление атомной бомбы — ход войны. Гитара из аккомпанирующего инструмента второго плана перешла на позиции непререкаемого солиста. Почва для появления рок-н-ролла была удобрена и вспахана.
В этот момент кто-то должен был выйти на сцену и сыграть — если не рок-н-ролл, то хотя бы буги! И этот человек нашелся. Многие мнения сходятся на том, что это был Гори Картер (Goree Carter), черный блюзмен из Хьюстона, начавший играть еще в 12 лет. С новым оборудованием он получил возможность громко заявить о себе (а тише было нельзя: вы же помните, что если ручка не до упора — овердрайва не будет).
Со своей группой The Hepcats, Картер быстро набрал популярность в Хьюстоне. В 1949 году Картер они записали «Rock Awhile» — композицию, которая считается первой известной записью гитары на овердрайве. И хотя кто-то из группы все еще пытался играть откровенный джаз, новый стиль произвел эффект разорвавшейся бомбы.
Наверное, в качестве иллюстрации стоит пересмотреть соответствующий отрывок из «Назад в будущее». Послушайте эту запись внимательно. Гитара Картера, грязная и точная, «порвала» звук всех остальных инструментов — о них и вспомнить нечего.
Стоит ли говорить, что новый звук отлично подошел к тогдашней американской стилистике, во главе которой стояли огромные мощные автомобили, все больше напоминавшие футуристические звездолеты. Звук тоже обречен был стать нереально-футуристическим и агрессивным.
Впрочем, окончательное понимание того, что искажения звука гитары станут частью стиля и источником популярности, пришло через еще несколько лет. Группа Ike Turner Kings of Rhythm (ее лидер — Айк Тернер, вошедший затем в многие чарты, списки и залы) приезжает на некое выступление и обнаруживает, что гитарный усилитель не в порядке. Согласно одним источникам, он промок под дождем в открытом багажнике, а по другим — упал из кузова, слегка повредившись об асфальт. Но делать нечего — надо играть.
Гитарист Вилли Кизарт (Willie Kizart) ведет свою партию — и параллельно он входит в историю. Гитара зазвучала совсем по-новому, непостижимо и завораживающе. С тех пор множество гитаристов, как это ни парадоксально, подружились с паяльником. Экспериментируя с искажениями, которые можно получить методом проб и ошибок, просто замкнув что-то или, наоборот, оборвав в готовом и исправном усилителе, любители пытались получить собственный звук. Наступало время, когда тембр и подача гитары во многом определяли весь стиль музыки, а уж группы — и подавно.
Две довоенные электрогитары: алюминиевая Gibson и «испанский» Rickenbacker, середина 30-х годов
Параллельно менялись и подходы к конструкции самой электрогитары. Все началось с того, что наличие усилителя вызвало частое появление фидбека (feedback) — акустической обратной связи.
При большой громкости (а мы помним, что тише делать нежелательно) гитара «заводилась» — раздавался пренеприятнейший неуправляемый свист на резонансной частоте. Так называемые полуакустические гитары тех лет именно этому эффекту обязаны своими все более плоскими корпусами.
Еще один способ избежать возбуждения акустической обратной связи, изобретенный в те годы — пластиковый щиток, закрывающий нижние эфы.
Rickenbacker 365 Capri, 1960 год
Это потом акустическую обратную связь даже научились использовать на благо творческому замыслу, а почти полностью избавиться от нее удалось, применив конструкцию деки типа «доска».
Итак, к началу 50-х гитарный комплект для возникновения музыки, называемой общим термином рок-н-ролл, был, в общих чертах, создан.
Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?
Введение
В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.
С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.
Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.
Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.
Overdrive
Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.
Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.
Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.
Distortion
Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.
На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.
Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.
Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.
Пособие по гитарным эффектам
В мире существует бесчисленное множество гитарных эффектов, каждый из которых обладает своими свойствами, характером звучания и областью применения – в таком многообразии тяжело не запутаться.
В сегодняшней статье-руководстве мы расставим все точки над i, чтобы выбрать педаль было максимально легко.
Наиболее популярные гитарные эффекты
Дисторшн (distortion, «искажение») – самый популярный в мире эффект. Даже далёкий от музыки человек хоть раз в жизни слышал это слово. Дисторшн заставляет вашу гитару «рычать» и улучшает сустейн. Сигнал искажается при помощи жёсткого ограничения амплитуды.
Овердрайв (overdrive, «перегрузка») – обладает более мягким звуком, не менее популярен, чем дисторшн. Отличается от дисторшна тем, что уровень сигнала меняется в зависимости от силы атаки по струнам. Дисторшн при этом изменяет входной сигнал вне зависимости от атаки.
Fuzz – самый агрессивный из эффектов, который даёт вашему звуку максимуальную тяжесть, шумность и «жирность». Тем не менее, подобный эффект очень гибок – можно сделать как тяжелый звук, так и объемный фоновый, слегка подгруженный.
Дилей (Delay) – эффект-задержка. Позволяет искусственно создать задержку сигнала, который потом воспроизводится с заданным периодом и затуханием. При должном мастерстве можно сымитировать звучание второй гитары, при том, что вы играете на одной. Важнейшим параметром эффекта является скорость задержки – она обязательно должна попадать в ритм, поэтому время задержки высчитывается по математической формуле. В этом вам помогут онлайн-калькуляторы эффекта Dealy.
Хорус (Chorus) – название говорит само за себя – имитация хора из инструментов. Создаёт объёмный звук.
Фленджер (Flanger) – аналог хоруса, однако звук не постоянный, а похож на звук пролетающего самолёта.
Фэйзер (Phaser) – сочетание хоруса и фленджера, но фэйзер обладает вибрацией с определённой скоростью.
Тремоло (Tremolo) – искусственное вибрато, которое создается изменением амплитуды громкости сигнала. Некоторые музыканты наловчились создавать данный эффект аппаратно, виртуозно вращая ручку громкости на гитаре.
Лупер (Looper) – педаль эффекта, которая никаким образом не изменяет сигнал. Он позволяет записывать короткие партии и воспроизводить их в реальном времени. В профессиональных луперах можно записать одну мелодию, поверх неё закинуть еще три и переключать их в процессе выступления. Таким образом, один музыкант может звучать, как целая группа.
Реверберация (Reverberation) – пространственный эффект. Представьте, что вы кричите и при этом находитесь в подземном переходе, в пустой комнате или в школьном спортивном зале. Понимаете? Другими словами, реверберация добавляет насыщенности и глубины к вашему звуку.
Компрессор (Compressor) – одна из самых скучных педалей, но при этом одна из самых необходимых. Важность компрессора заключается в том, что он позволяет ограничивать сигнал по уровню. То есть суть работы компрессора заключается в том, что он делает разницу между тихими и громкими звуками максимально незаметной и выравнивает общую динамику звучания инструмента.
Эффект громкости – педаль, позволяющая менять уровень громкости на вашей гитаре при помощи ножного переключателя. Полезная вещь, если вы желаете добавить в вашу музыку немного динамики.
Октавер (Octaver) – эффект, параллельно создающий второй сигнал на интервале в одну октаву. Например, если вы сыграете 6-ю открытую струну, то при включённом эффекте услышите 2 ноты из двух октав – 6-я открытая и 6-я струна на 12-м ладу.
Эквалайзер (Equalizer) – устройство, позволяющее настроить баланс средних, низких и высоких частот. Конечно, большинство усилителей оборудуются собственными эквалайзерами, но если вы подключаетесь в разрыв (SEND или Return), то эквалайзер поможет вам осуществить настройку по частотам прямо с вашего педалборда или процессора.
Акустический эффект – эффект-эмулятор, имитирующий звук акустической гитары.
Тюнер – напольная педаль, позволяющая осуществлять настройку вашего инструмента.
Предусилитель (преамп, preamp) – усиливает гитарный сигнал до определённого значения еще перед тем, как он попадёт на усилитель. Необходим для того, чтобы сделать звук более громким и ярким, не вызывая при этом фонового шума.
Например, вы желаете прибавить звук на усилителе, но при повороте ручки громкости – появляется искаженный сигнал, близкий к перегрузу. Предусилитель позволит избежать этого.
Кранч (Crunch) – гитарный эффект с завышенными высокими частотами. Звук остаётся чистым, но при этом немного подгруженным.
Нойзгейт (Noisegate) – гитарная педаль, позволяющая отсечь ненужный уровень сигнала. Помогает избавиться от фоновых шумов, спрятать грязь при игре. С другой стороны, звук, пропущенный через нойзгейт, становится более сухим, не таким ярким и насыщенным. Кроме того, нойзгейт очень активно используется экстремальных жанрах музыки – металкор, джент и дэткор, чтобы добавить звучанию большей «отрывистости» и «рваности».
Педаль экспрессии – позволяет управлять заранее заданными параметрами (громкость, переключение эффектов, вау-эффект и т.д.). Чаще всего используется в процессорах для гитар и в качестве простого MIDI-контроллера.
Синтовые педали (Synth) – специфичный класс педалей, которые позволяют создать синтезаторный звук на вашей гитаре, могут поменять звук гитары до неузнаваемости и в тысячах разных вариациях: имитировать аккордеон, орган, духовые инструменты и даже целый оркестр!
Итак, чтобы помочь прояснить эти различия между этой четверкой, вот небольшая статья.
Исторические факты о дисторшене: первой педалью, генерирующей дисторшн, был фуз. Однако до того, как возникла эта новаторская единица гармонического смешения, Линк Рэй, часто упускаемый из виду, в 1958 году записал инструментал под названием «Rumble», в котором звучал сильно искаженный гитарный звук. Как Линку удалось достичь этого звука? Проделав дыры в конусах его динамиков карандашом, вот как! Вышеупомянутый сингл был запрещен радио США, но вдохновил таких, как Пит Таунсенд из The Who, взять в руки гитару. Линк, возможно, не был первым, кто записал звук с искаженным гитарным звуком, но его влияние неоспоримо.
Часть I. Что такое искажение?
«Словарное определение» этого слова: акт искажения или изменения чего-либо из его истинного, естественного или исходного состояния.
Искажение звука: искаженное воспроизведение звукового сигнала, вызванное изменением формы волны исходного сигнала.
Чтобы лучше понять, что такое искажение и что оно делает, давайте кратко рассмотрим «истинное, естественное состояние» сигнала «чистой» гитарной ноты, прежде чем он подвергнется пыткам и деформируется в искажение. Представьте простую синусоиду.
Усилители, лампы, педали или динамики искажают эту красивую, гладкую, симметричную волну, отрубая (или отсекая) ее вершины (пики) и низы (впадины).
Вышеизложенное, как уже было сказано, представляет собой очень простой, базовый обзор гораздо более сложного звукового объекта. Например, часто задействованное отсечение далеко не симметрично (то есть деформация пиков и впадин, вызванная искажением, асимметрична) или красивое на вид, но, надеемся, этот быстрый взгляд оказался полезным для вас.
Часть II: Как исказить гитарную ноту?
Как мы только что узнали в Части I, искажение осуществляется путем отсечения формы волны ноты и, таким образом, добавления к ней дополнительных гармоник. Это можно сделать двумя основными способами:
Метод 1: Поднимите сигнал (до 11)!
Так называемый порог, представляет собой максимальный выходной уровень вашего сигнала. Пространство между пиком формы волны сигнала и линией порога известно как «запас по громкости».
И так же, как пол и потолок в коридоре, эти две линии являются неподвижными объектами. Следовательно, когда форма волны сигнала становится выше, чем запас по громкости, волна должна трансформироваться, чтобы соответствовать этим двум линиям, а не наоборот.
Итак, чтобы отсечь волну, нам просто нужно усилить ее, чтобы она была больше порога. И чем больше мы делаем волну относительно высоты запаса, тем более искаженным становится сигнал.
Кроме того, чем ниже сделан потолок, тем более искаженным приходится делать тело парню, чтобы пройти по указанному коридору.
Педали Boost.
Как правило, основные отличия педалей буста от своих собратьев овердрайвов, дисторшну и фуззу заключаются в следующем: они обычно НЕ содержат схемы клиппирования (то есть добавления искажений); тогда как другие содержат. Функция педали усиления (boost) обычно состоит в том, чтобы добавить чистое усиление к сигналу вашей гитары, а именно сделать его больше (и, следовательно, громче), но не изменять его (т.е. искажать) каким-либо образом.
Чтобы подчеркнуть этот факт, производители часто используют термин чистый буст при описании функции такой педали.
С учетом вышеизложенного, чистая педаль усиления может и будет перегружать усилитель до искажения, если уровень усиления таков, что сигнал, попадающий в усилитель, превышает пороговое значение предусилителя. Это часто называют фронтальным усилителем, и это очень желательно для многих. Из-за этого рок-гитаристы часто используют педали буста, чтобы «разогреть» уже перегруженный усилитель.
Педаль буста также может добавить определенного звука педали овердрайва или дисторшна, если она помещена перед ней и обе педали задействованы. Некоторые педали овердрайва и дисторшна имеют встроенные переключаемые опции «Boost».
Буквальная педаль «чистого буста» всегда будет иметь только один регулятор уровня (буста). Некоторые, однако, имеют переключатель или регулятор тембра (или три!) для тональной настройки желаемого усиления.
Педали Overdrive.
У этих «плохих парней» обычно есть по крайней мере три регулятора: один для громкости (или уровня), один для драйва (или усиления) и один для тона. Некоторые дошли до того, что имеют регуляторы для низких, средних и высоких частот, что позволяет дополнительно настраивать тон.
Еще одно отличие состоит в следующем: хотя педаль овердрайва чертовски сильно «разогревает» ваш сигнал, она не сильно меняет ваш существующий тон. Педали дисторшн, с другой стороны, не только добавляют больше насыщенности (или изюминки), но также имеют тенденцию изменять ваш звук.
Для ушей (и пальцев) многих, в том числе некоторых из наиболее уважаемых тон-гитаристов, звук педали овердрайва, используемой для разогревания и без того хрустящего лампового усилителя, очень желателен. И отчасти причина в том, что комбинация овердрайв педали и усилителя более сложна и не может быть достигнута ни одним из устройств по отдельности. Следует отметить, что это часто делается с регулятором громкости педали овердрайва на максимум и выключенным регулятором усиления, что фактически делает его своего рода чистым устройством буста.
Так же, как педали овердрайва, педали дисторшна обычно используют операционные усилители и диоды для достижения желаемого ограничения. Они также, как правило, имеют три (громкость, тон, искажение) или более (например, громкость, низкие частоты, средние, высокие, искажение) регулятора.
Однако, в отличие от педалей овердрайва, из-за огромной насыщенности, которую педаль дисторшна добавляет вашему тону, они не очень чувствительны к тонким нюансам выбора.
По легенде, первая запись «нечеткой гитары» была одной из тех чудесных счастливых случайностей! По всей видимости, виной всему была неисправная микшерная панель с ламповым питанием, и всем участникам понравился полученный звук, поэтому его оставили.
Используемый транзистор часто оказывает огромное влияние на тип создаваемого фузза. Кремниевые транзисторы генерируют яркий агрессивный фузз, в то время как германиевые имеют тенденцию к более плавному и теплому звучанию.
Заключение.
Как и все тональные вещи, здесь нет ничего лучшего, правильного или, если на то пошло, неправильного. Все, что, по вашему мнению, лучше всего подходит вашему стилю и звучанию, является правильным, независимо от мнения других. Руководствуйтесь своей интуицией и не бойтесь экспериментировать. Иногда, казалось бы, диковинное или нелогичное сочетание педалей может быть волшебным.
Комментарии
Не комментариев. Будьте первым, кто оставит комментарий.