какие факторы определяют спрос на труд
ЕГЭ. Экономика. Тема 23. Рынок труда.Заработная плата
Труд – это деятельность, направленная на создание товаров и услуг с использованием способностей, знаний, умений, физических сил, своего времени
Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая имеет способности и возможности заниматься трудовой деятельностью.
Экономически активное население – это занятые трудовой деятельностью + безработные.
Рабочая сила — способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.
Рынок труда
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Факторы, определяющие спрос на труд:
—степень насыщенности спроса на отдельные товары (чтобы их произвести в нужном количестве, удовлетворяя спрос, нужны дополнительные работники)
— производительность труда (чем выше производительность труда, тем меньше спрос на дополнительную рабочую силу)
—состояние экономики (во время кризиса спрос резко снижается)
Факторы, определяющие предложение труда:
-численность населения ( чем выше численность, тем большее количество людей ищет работу)
-численность экономически активного населения
-уровень зарплаты ( люди ищут работу с достойной зарплатой)
-социальная и налоговая политика государства
Равновесная цена труда – совпадение количества людей, готовых заняться профессией и количества рабочих мест.
Особенности рынка труда
Человеческий капитал — запас интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, а в экономической науке – способность людей к участию в процессе производства.
Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.
Черты конкурентного рынка труда
Виды рынков труда
Элементы рынка труда :
А) субъекты рынка труда( конкретные люди, предлагающие свою рабочую силу)
Б) правовые нормы, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;
В) конъюнктура рынка, то есть ситуация на нём
Г) службы занятости населения
Д) инфраструктура рынка труда, то есть все структуры, задействованные в его деятельности
Е) система социальной защиты населения и др.
Основные черты российской модели рынка труда:
Виды труда
В зависимости от содержания:
В зависимости от характера труда:
В зависимости от результатов труда:
По условиям труда:
Заработная плата
Зарплата – форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Виды зарплаты:
Зарплата бывает:
Формы зарплаты
Смешанные формы — вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
Функции зарплаты:
Факторы, влияющие на величину зарплаты:
-стоимость жизненных благ
-МРОТ- минимальный размер оплаты труда
-уровень квалификации работника
-спрос и предложение на рынке труда
Структура системы заработной платы
Нижняя граница заработной платы – это прожиточный минимум, такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
Конституция РФ о труде
Статья 37.1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4.Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Фирма и рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата
Труд и рабочая сила. Особенности рабочей силы как товара
Закон спроса и предложения: механизм его действия на рынке труда
Спрос на труд означает желание экономически активного населения продать свою рабочую силу за определенную цену (заработную плату) и на определенный период времени.
Что же такое производительность труда?
Например, за час добывается 5 тонн нефти, или пара обуви производится за 10 минут.
Чтобы повысить производительность труда, необходимо: 1) повысить квалификацию работников; 2) использовать новую технику и технологию; 3) наращивать объемы используемого основного капитала; 4) улучшать систему управления производством и 5) лучше использовать природные ресурсы.
Чем продуктивнее трудятся рабочие, тем больше они производят продукта и тем меньше нужно нанимать рабочей силы. Найм каждого дополнительного, или предельного, рабочего на фирме сравнивается с дополнительным (предельным) доходом, который этот рабочий может принести. Пока дополнительный доход превышает расходы на заработную плату рабочего, фирме выгодно нанимать новых рабочих. Спрос на труд имеет пределы. И эти пределы устанавливает рынок, так как производить нужно столько, сколько требует рынок.
Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Чем выше спрос на изделия фирмы, тем больше рабочих фирма может нанять.
Заработная плата и ее виды
Все наемные работники получают заработную плату. На практике заработная плата может принять форму премий, гонораров, вознаграждений.
Необходимо видеть различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой.
Равновесная цена труда (заработная плата) и равновесный уровень занятости
Теперь возникает вопрос: как определяются равновесная цена труда и равновесный уровень занятости? Ответ: равновесная цена труда и равновесный уровень занятости конкретного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд.
В связи с этим рассмотрим графики, показывающие, как устанавливается заработная плата в условиях свободной конкуренции (см. рис. 19.2).
Экономическую отдачу от образования можно рассматривать как дополнительный доход, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в вузе или колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.
Спрос на труд
3.1 Общие установки
a) dπ/dL = 0 dД/dL = RFm(L) = dИ/dL = CFm(L)
т. е. предельная доходность труда = предельным издержкам труда
Структура рынков
По какой цене можно покупать труд и продавать (реализовывать) продукцию?
Зависят ли эти цены от поведения предприятия?
=> ответ связан с структурой рынков
Рынок товаров | |||
конкуренция | монополия | ||
Рынок труда | конкуренция | 1 | 2 |
монопсония | 3 | 4 |
Сроки
— в нем деятельность фирмы ограничена действующими контрактами, производственная технология неизменна
— в нем деятельность фирмы не ограничена контрактами; технология, а также выпускаемая продукция могут изменяться
3.2 Спрос на труд в краткосрочном периоде
3.2.1 В условиях конкуренции на рынке товаров и на рынке труда (1)
Спрос одной фирмы
Как меняется кривая спроса?
Двигается,
если, например, цена на продукцию возрастает:
3.2.2 Монополия на рынке товаров, конкуренция на рынке труда (2)
dД/dy = d[y p(y)] / dy = p(y) + y dp/dy = p(y) [1 + (y/p) dp/dy]
εD/p = (dy/y) / (dp/p) = (p/y) dy/dp ‘ (L) = w где (1 + 1/εD/p ) 1
3.2.4 Монополия на рынке товаров, монопсония на рынке труда (4)
3.3 Спрос на труд в долгосрочном периоде в условиях конкуренции
3.3.1 Эффекты замещения и масштаба
Должность | Численность, млн | % от всех занятых |
---|---|---|
Программисты и ИТ | 1,0 | 1,4 |
Инженеры на производстве | 2,2 | 3,4 |
Продавцы и кассиры | 5,4 | 7,6 |
Врачи | 1,6 | 2,2 |
Учителя школ | 3,9 | 4,5 |
Охранники | 1,4 | 2,0 |
Водители | 2,6 | 3,6 |
Бухгалтеры | 2,6 | 2,6 |
Итого: | 20,7 | 27,3 |
Каждая из этих профессий имеет свой возрастной профиль. Старение рабочей силы его деформирует и создает проблемы. Многие массовые профессии — молодежные. Наиболее очевидный пример — это программисты и айтишники. Их средний возраст — около 30 лет. С возрастом их численность резко меняется. И дело не только в том, что их раньше мало готовили, люди уходят из профессии по разным причинам. Даже такая массовая профессия, как продавцы, сильно смещена в сторону молодежи. Возникает вопрос: если возрастная структура будет меняться таким образом, как предсказывает нам прогноз, основанный на данных Росстата, то смогут ли «немолодые» делать ту работу, которую всегда делали «молодые»? Сможем ли мы их научить? Это вопрос, на который простого ответа нет.
Когда мы говорим про профессию, мы имеем в виду не только профессиональные («жесткие») навыки. Мы имеем в виду многие другие навыки: социальные (коммуникативные, умение работать в команде) лидерские\личностные (открытость новому, готовность учиться, ответственность, добросовестность, самоконтроль, упорство) и так далее. Навыки комплиментарны — без социальных не нужны профессиональные и наоборот. В разных профессиях нужны разные «пучки» навыков. Легко можно себе представить ситуацию, когда замечательный инженер, профессионал, но абсолютно асоциальный человек (не умеет коммуницировать с другими, не может работать в команде) никому не нужен. Вот тогда мы говорим о том, что вроде бы людей на рынке много, а нанимать некого.
Как ре(формировать) навыки?
Нобелевский лауреат, американский экономист Дж. Хекман, который очень много занимался проблемой навыков, сформулировал тезис: «навыки рождают навыки». На социальные и личностные навыки, которые ребенок получает в детстве, потом ложатся навыки, которые он получает в школе, на школьные ложатся институтские — и так далее. 50% жизненного успеха определяется навыками, которые формируются к 18 годам. Некоторые экономисты считают, что формирование и развитие навыков зависит от генетики. Наверное, генетика имеет значение, но она не является определяющей.
Разные навыки формируются в разном возрасте. Личностные навыки формируются в детстве, социальные — в детстве и юности, профессиональные — в младшем взрослом возрасте. Чем человек старше, тем труднее ему менять навыки, и тем труднее его обучать и переобучать.
Если мы говорим о том, что должна меняться система образования, что она должна учитывать проблематику навыков, спрос работодателей на навыки — это вопрос не только к системе высшего образования, это вопрос ко всей системе образования и в значительной степени это призыв к семье. Чем больше мы вкладываем в наших детей, когда они совсем маленькие, тем больше шансов на то, что они будут успешны в жизни.
Спрос на социальные и профессиональные навыки средней квалификации, % от вакансий и упоминаний.
Если мы посмотрим на спрос работодателей на навыки (из базы hh.ru за 2019–2020 гг.), то мы увидим, что на первом месте — социальные, на втором — профессиональные, но среднего уровня квалификации и навыки. Здесь мы не видим особого спроса на исключительно сложные когнитивные навыки. Он есть, но очень ограничен. Это не удивительно, потому что структура нашей экономики остается достаточно простой. Экономика сильно смещена в сторону ресурсных отраслей, но эти отрасли очень малочисленны с точки зрения использования рабочей силы.
В 2018 году в рамках исследования РМЭЗ НИУ ВШЭ 2018 людей спрашивали: «В чем заключается ваша работа?». Больше 25% сказали, что их работа представляет из себя короткие монотонные ручные операции. Самая многочисленная группа (около 40%) — задачи, связанные с коммуникацией. Решение нестандартных задач —— всего 10%.
РМЭЗ НИУ ВШЭ, 2018.
Как навыки меняются с возрастом? Пик приходится на младшие рабочие возрасты в районе 30 лет. Навык решения проблем в технологически сложной среде — 25–30 лет. Навыки работы с текстовой и количественной информацией тоже скошены в сторону молодых возрастов.
Повозрастной профиль навыков, ОЭСР (Skills Matter: Further Results from the Survey of Skills. OECD, 2016).
Что делать? Нет ответа для всех, каждый должен найти его для себя с учетом своих особенностей. Всем нужно приспосабливаться. Переучивать и переучиваться. Работодателям переучивать немолодых, бороться за молодых, повышать производительность и быть готовым к тому, что рынок труда в ближайшие годы стабильным не будет. Впереди много сложных задач.
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире