какие факторы способствуют реализации интересов
Особенности формирования и форм проявления национальных интересов в экономической сфере
Национальные интересы и экономический сектор
Реализация собственных интересов страны в экономической сфере является сложным, достаточно длительным и многоуровневым процессом. Опираясь на высокую степень значимости для всех субъектов формирования экономические интересы делятся на маловажные, важные и жизненно важные.
В соответствии с положениями теории экономической безопасности, выделяются среди экономических интересов всякого субъекта жизненно важные экономические интересы, которые выражаются в удовлетворении обеспечения самосохранения, а также возможности прогрессивного развития человека, общества и государства.
Маловажные экономические интересы в большинстве своём не выходят за пределы выполнения краткосрочных хозяйственных задач и опосредуют тактические цели, в тот момент, когда жизненно важные экономические интересы концентрируются на выполнении стратегических задач.
Жизненно важные экономические интересы классифицируются по нескольким признакам:
Жизненно важные экономические интересы человека бывают краткосрочными, долгосрочными и постоянными.
Жизненно важные экономические интересы общества и государства определяются долговременными и постоянными целями развития и представляют собой безусловно определяющими и более важными, нежели интересы краткосрочные. Необходимо отметить, что долговременные и постоянные экономические интересы государства определяют направленность социально-экономического развития страны и суверенитет государства. На изображении ниже представлена схема видов жизненно важных экономических интересов.
Историческое развитие общества определило, что жизненно важные экономические интересы человека состоят в первую очередь из обеспечения достаточного уровня благосостояния и сохранения тенденции к усовершенствованию, обеспечении права на образование и труд с возможностью дальнейшего получения рабочего места, а также в соблюдении права частной собственности и предотвращении посягательств на эту собственность.
Ключевая причина разнонаправленности экономических интересов личности, общества и государства объясняется тем, что они имеют разные цели, некоторые из них совпадают, а некоторые нет. Иными словами, возникают параллельные и расходящиеся интересы. В том случае, если интересы совпадают в силу своей направленности, то они не могут даже с теоретической точки зрения превратиться в источник противоречий, иначе дело обстоит с расхождениями, которые требуют урегулирования конфликтов.
Несовпадение жизненно важных экономических интересов может стать причиной противостояния и возникновения необходимости балансировки ситуации. Баланс жизненно важных ситуаций представляет собой отсутствие противоречий при реализации интереса в той мере, которая позволяет снизить конфликтность ситуации.
В этой связи справедливо говорить о том, что экономические интересы обеспечивают мотивацию экономической деятельности субъектов, которые направлены на удовлетворение их потребностей.
Экономические интересы изучают с позиции, что они являются системой экономических отношений, которая определена отношениями собственности в удовлетворении материальных потребностей общества и личности для получения экономической выгоды.
Примечательно, что экономические интересы объективны в той же мере, что и сами экономические отношения. Все люди до единого являются носителями различных интересов и по своей природе способны вступать в конфликты с интересами общества. Взаимодействие интересов играет роль движущей силы социально-экономического развития.
В рыночной экономике в иерархии интересов главное место занимает именно личный интерес, который характеризует современную рыночную экономику.
Национальные интересы в современной экономической системе
Национальные интересы наделяются глубоким смыслом и приобретают важный характер национальной необходимости и направляют страну на достижение поставленных целей, которые определяют положение страны в мире. Этот важный идентифицирующий мотив государственного управления определяет позицию правительства в вопросе национальных интересов, которые в свою очередь обуславливают долгосрочные стратегические цели при разработке стратегий.
В общей форме цель представляет собой знание о конкретной модели будущего результата, который в состоянии удовлетворить интерес при имеющихся реальных возможностях на основе имеющегося опыта. Национальная цель становится прямым следствием того или другого национального интереса. Функция целеполагания даёт возможность реализовать принцип системности, в случае, когда каждая подсистема имеет специфическую цель, которая соотносится с основной целью общества. Целеполагание является процессом придания конкретного направления развитию объекта управления для достижения определённого результата. В этой связи определить необходимую модель развития страны на соответствующую перспективу помогает разработанная государством система текущих и перспективных целей.
Наиболее значимые национальные цели называются национальными приоритетами.
Национальные приоритеты – это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, в соответствии с которыми реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимость и территориальной целостности.
Термин «Национальная цель» в некоторых правовых актах может заменяться на термин «Стратегическая цель», данные термины взаимозаменяемы.
Система национальный целей состоит из двух взаимозаменяемых компонентов: цели устойчивого развития и цели обеспечения её национальной безопасности. Необходимо отметить, что в РФ главными приоритетами национальной безопасности являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
К приоритетам общественного развития относят:
Важно понимать, что совокупность национальных целей определяет достижение необходимых для государства внешних условий, а также даёт возможность оптимизировать внутренние ресурсы с целью создания соответствующих методов их использования.
Немаловажную роль при определении национальных целей играет оптимальное соотношение: средств и методов; средств и условий; методов и условий.
Одновременно с этим методы могут быть прямыми или косвенными, могут соответствовать или нет целям.
Национальный интерес формируется на основе предпочтений, рациональных потребностей и реальных условий. Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы РФ в экономическом секторе. Национальные интересы страны в области экономики являются приоритетными.
Очевидно, что одним из важнейших факторов является способность экономики обеспечить гражданам страны достойные условия и качество жизни, возможность реализовывать свои творческие возможности, духовные запросы и материальные потребности. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям пенсионного возраста, в том числе сделать доступным образование, культуру, медицину, транспорт, связь и коммунальные услуги для все жителей страны.
С точки зрения национальных интересов в экономической сфере самым актуальным является процесс обеспечения её функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля над стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способности утвердить независимость РФ на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса. Единство экономического пространства, наличие большого разнообразия внутреннего рынка являются наиболее значимым национальным достоянием.
Формы проявления национальных экономических интересов
Для понимания форм проявления национальных экономических интересов в различных областях экономики необходимо более подробно их рассмотреть.
Формирование эффективной системы реализации национальных интересов в сфере производства как правило опирается на создание комплексного мониторинга, иными словами, на многоуровневую и полномасштабную систему отслеживания динамики всех основных экономических процессов в стране. Наибольшая сложность состоит в том, чтобы разработать точные критерии и уровни реализации национального интереса в реальном секторе.
Вербальное формулирование национальных интересов имеет серьёзное значение, однако его недостаточно для реализации на практике посредством политики экономической безопасности.
Для этого необходимы параметры, которые с количественной точки зрения оценивают состояние экономики с позиций национальных интересов. Данная роль ложится ответственностью на индикаторы, которые позволяют дать объективную оценку картине фактической реализации национальных экономических интересам, пороговым значениям, которые говорят об угрозе данным интересам.
В качестве пороговых индикаторов выступают предельные величины, выход за пределы которых сокращает темпы экономического роста и становится причиной формирования кризисных тенденций.
Надо отметить, что пороговые значения не являются единственным инструментом характеристики национальных интересов страны в области экономики и угроз экономической безопасности. Кроме всего прочего достаточно важным является их качественное описание, особенно в связи с тем, что не все интересы и угрозы экономической безопасности могут быть достаточно полно раскрыты в количественном отношении.
Национальные интересы в социальной сфере заключаются в поддержке приемлемого для страны уровня жизни всех групп населения.
Бедность в качестве социального явления в историческом разрезе имеет непреходящее значение.
Бедность как социальное значение представляет собой материальную необеспеченность людей, когда доходы человека или семьи не дают возможности поддерживать общественно необходимое потребление для обеспечения нормальной жизнедеятельности, блокируя нормальное существование и развитие личности.
Масштабы бедности являются ориентирами в процессе становления социальной политики государства. В соответствии с действующим законодательство к основным сферам, которые ощущают на себе социальную защиту населения, относятся занятость, образование, здравоохранение, инфраструктура жизнеобеспечения, культура и отдых, а государственными институтами, которые спонсируют социальную защиту, являются социальное страхование и социальное обеспечение.
В периоды экономических и политических кризисов проблема бедности обостряется с особой силой и зачастую становится причиной масштабных социальных катастроф.
Примечательно, что границы понятия бедности изменчивы. В России официальная статистика использует понятие «крайняя бедность», которая в количественном отношении выражает бедность, равную половине прожиточного минимума.
Бедность и высокая дифференциация в доходах населения представляют собой результат перечня нескольких взаимосвязанных между собой экономических, демографических, политических и образовательно-квалификационных факторов.
Территориальные различия в уровне доходов и бедности интерпретируются различной динамикой социально-экономического развития в регионах. На сегодняшний день сокращение масштаба бедности является приоритетной задачей государства. Важным условием сохранения целостности государства, динамичного развития экономики, решения демографической проблемы является сохранение и развитие человеческого потенциала.
В этой связи необходимо говорить о том, что социальная защита населения в контексте формирования единой государственной политики борьбы с бедностью должна содержать три направления мер, которые способны охватить:
В процессе обеспечения национальных интересов одну из лидирующих позиций занимает финансовая безопасность. Надо отметить, что финансовая система наиболее уязвима особенно, что касается защиты интересов российских производителей на рынке, принимая во внимание правовое обеспечение финансовой системы как наиболее отсталой сферы российского законодательства, поскольку именно она слабо интегрирована в мировую практику.
В подобных условиях перед экономикой остро стоит проблема выработки стратегии финансовой безопасности, которая могла бы обеспечить безопасное функционирование всех элементов финансово-экономического механизма страны.
В сфере внешней экономики национальные интересы РФ заключаются в установлении для российского производителя таких экономических связей, которые смогли ы обеспечить повышение конкурентоспособности российской продукции, эффективное производство, экономическое развитие и рост. Ключевыми показателями реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере являются:
Структура внешней торговли состоит из импортных и экспортных операций. Национальные интересы РФ определяет изменение соотношения в пользу увеличения экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
Показатель внешнеторговой квоты свидетельствует об общем объёме внешнего товарооборота каждой конкретной страны со странами-партнёрами или со всем мировым сообществом, однако не может качественно охарактеризовать его. Экспортная квота позволяет произвести качественный анализ значимости экспорта.
Экспортная квота – это отношение суммы экспорта в ВВП.
Расчёт импортной квоты производится посредством отношения суммы импорта к ВВП.
Рост экспортной квоты является показателем роста значимости для развития экономики страны, однако сама эта значимость может иметь положительное и отрицательное значение. В случае, если она положительная, то экспорт готовой продукции расширяется. Рост экспортного сырья приводит к ухудшению условий торговли для страны-экспортёра. В ситуации, когда экспорт имеет монотоварный вид, то его рост становится причиной разрушения экономики, по этой причине рост получил название разрушающего. В итоге такого роста экспорта становится недостаточность средств для его последующего наращивания, а ухудшение условий торговли по доходности не даёт возможности приобретать на экспортную выручку необходимое количество импорта.
Сальдо внешней торговли представляет собой итоговый показатель, которая характеризует внешнюю торговую деятельность страны. Оно является разницей суммы экспорта и импорта. При положительной разнице баланс будет активным, а при отрицательной соответственно пассивным.
В настоящее время установление национальных интересов выступает в качестве предмета, которому следует уделять особое внимание со стороны государственных институтов и общества в целом. Механизм, который помогает формированию национальных интересов, напрямую зависит от модели государственного управления и целей развития каждого конкретного этапа развития. На сегодняшний день можно говорить о национальных стратегических интересах РФ, которые состоят из:
Экономическая безопасность. Национальные интересы и угрозы экономической безопасности
Природа безопасности. Уровни и виды безопасности
Природа безопасности. Понятие «безопасность», согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Но в этом значении оно употреблялось редко. Лишь в XVII–XVIII вв. термин «безопасность» практически во всех странах начал применяться с позиции государства: главной целью государства является обеспечение общего благосостояния и безопасности. В России термин «государственная безопасность» был применен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г.
В современных условиях понятие «безопасность» приобрело особо актуальное значение. Это обусловлено тем, что индустриализация, проникшая во все сферы жизнедеятельности человека, с одной стороны, выступает в качестве прогресса, облегчая труд, создавая комфортность в быту и на производстве, увеличивая скорости передвижения человека и т. д., с другой – технический прогресс таит в себе угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, технико-технологических катастроф, различного рода аварий.
Все это сопровождается не только материальными потерями, исчисляемыми миллиардами долларов, но и огромными человеческими жертвами. Об этом свидетельствует статистика крупных мировых катастроф за 1994 г. (табл. 34.1).
В России за первое полугодие 2002 г. зарегистрировано 547 чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадали 335,05 тыс. человек, 810 погибли. Количество чрезвычайных ситуаций в первом полугодии 2002 г. по сравнению с тем же периодом 2001 г. возросло на 25 %, при этом техногенных аварий и катастроф стало больше на 28, а природных катаклизмов – на 30 %.
В результате промышленных аварий и катастроф, по данным МЧС, с начала 2002 г. пострадали 2097 человек и 533 погибли. В результате террористических актов, совершенных на территории Южного федерального округа, погибли 69 человек и 299 получили ранения.
За первое полугодие 2002 г. произошло 128 860 техногенных пожаров, материальный ущерб от которых составил 1,4842 млрд руб.
Безопасность – это сложное многоаспектное явление, проявляющееся в уровне защищенности жизненно важных интересов всех хозяйствующих структур общества от внутренних и внешних угроз и создании условий для их существования и развития.
Безопасность выступает как деятельность, содержание которой формируется в процессе разрешения противоречия между объективной реальностью, заключающей в себе элементы угроз жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, и разумными потребностями индивидов, социальных групп и общностей, стремящихся предотвратить эти угрозы, локализовать их и устранить негативные последствия, создаваемые ими. Таким образом, объектом безопасности как деятельности являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз являются природные, социальные, общественные процессы.
Виды безопасности. Безопасность имеет многоуровневый характер. В экономической литературе обычно выделяют следующие уровни безопасности: индивида (личность), фирмы, региона, страны, мирового хозяйства. В современных условиях резкое возрастание нестабильности затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов.
В России негативные процессы, связанные с переходом на рыночные методы хозяйствования, привели к обострению всех типов противоречий в народном хозяйстве: экономических, социальных, экологических, правовых, национальных и т. д.
В сфере экономики сокращение исследований в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, вызывает противоречие между имеющимся научно-технологическим потенциалом и возможностями его реализации. В результате происходит отток высококвалифицированных кадров за рубеж, разрушается научно-технический потенциал и нарастает опасность деградации наукоемких производств.
В сфере территориальной организации производства. Сокращение внутреннего валового продукта и экономическая дезинтеграция усиливают сепаратистские настроения ряда субъектов Российской Федерации. В результате нарастают противоречия, с одной стороны, между отдельными регионами; с другой – между регионами и центром. Это ведет к ослаблению единого экономического пространства, России, нарушению ее федеративного устройства.
В социальной сфере. Дифференциация и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, а также ослабление системы государственного регулирования и контроля порождают имущественные противоречия, которые способствуют росту преступности и криминализации общественных отношений.
На международном уровне интересы государства в различных сферах пересекаются с интересами других стран и на этой основе возникают конфликтные ситуации. Преодоление их вызывает необходимость создания системы международной безопасности.
Международная безопасность – это такое состояние системы международных и военно-политических отношений, которое гарантирует безопасность каждой стране, ее функционированию как целостной системы, исключает угрозу возникновения военных конфликтов и обеспечивает разрешение возникающих противоречий путем принятия определенных соглашений без нарушения суверенитета и целостности. Внешняя и внутриполитическая деятельность каждой страны строится с учетом объективно существующих национальных интересов, возникновения потенциально возможных угроз этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.
Уровни и виды безопасности представлены на рис. 34.1.
Национальная безопасность и национальная сила государства
Национальная безопасность в широком смысле слова – это обеспечение физического выживания общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства. Национальная безопасность включает создание гражданами данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития человека и его самовыражения.
Понятие «национальная безопасность» впервые было применено президентом США Т. Рузвельтом в 1904 г. при обосновании военной акции присоединения зоны в районе будущего Панамского канала. В последующем термин «национальная безопасность» стал периодически использоваться при оценке различных событий: военно-политическая безопасность; экологическая безопасность; безопасность возникновения стихийных бедствий и т. д.
В экономической литературе наряду с национальной безопасностью используется понятие «национальная сила».
Национальная сила государства характеризуется экономической мощью страны, ее природно-географическими возможностями по наращиванию экономического и оборонного потенциала, а также обладанием военной и экономической властью, способной оказывать силовое давление на другие страны.
Все международные сравнения в табл. 34.2 даны в форме индексов, в которых показатели лидирующих стран принимались за 100. При этом конкретные данные для расчетов использованы в основном за 1985–1986 гг. Все компоненты сведены в итоговую оценку, которая определяется как средняя взвешенная всех трех итоговых оценок в виде индекса «комплексной национальной силы». Лидирующими странами, имевшими высший индекс национальной силы, были США (индекс 100) и СССР (индекс 77). Другие страны – Япония, Англия, ФРГ и Франция обладали комплексной национальной силой, составлявшей соответственно 46, 43, 42, 45.
Государство оценивается как находящееся в состоянии безопасности, если оно не приносит в жертву свои национальные интересы и если оно, ориентируясь на собственные национальные цели, способно отстоять эти цели путем политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.
Национальные интересы и национальные приоритеты
При характеристике национальной безопасности весьма актуальной проблемой является правильный выбор и обоснование национальных интересов.
Национальные интересы – совокупность важнейших жизненных потребностей страны, содержание которых обусловливает политику государства, его целостность и благополучие. Составной частью национальных интересов является всесторонняя защита жизнедеятельности человека, превращение государства в надежного гаранта, обеспечивающего уважительное отношение во всем мире к своим гражданам и стране в целом.
По словам политических лидеров США, важное место в системе национальной безопасности отводится содействию развития сильной процветающей и конкурентоспособной экономики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природным ископаемым, океанам и космическому пространству.
В международной сфере национальные интересы «заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов». Следующей составляющей национальной безопасности являются национальные приоритеты.
Национальные приоритеты – это первоочередные интересы национальной безопасности для данного периода времени. Комплекс национальных интересов начал формироваться в России в перестроечный период лишь в 1994 г. В экономической литературе высказываются разные подходы определения приоритетов. Это во многом зависит от соотношения экономики и политики, объективного и субъективного. Возьмем, к примеру, преобразование экономической сферы. Если при выборе приоритетов за основу берется политика, то неизбежно экономическое обоснование отодвигается на второй план. Выбор приоритетов приобретает субъективную направленность. Формула выбора приоритетов принимает вид: «политика-экономика». При использовании экономического подхода выбор приоритетов осуществляется путем всестороннего экономического расчета, который приобретает объективную направленность, а формула будет выглядеть как «экономика-политика».
Так, в начале 1990-х гг. важнейшим приоритетом России и восточноевропейских стран являлась приватизация как способ повышения эффективности. В России определяющим условием приватизации была передача государственной собственности в частную, которая, как правило, осуществлялась в кратчайшие сроки вне зависимости от эффективности, и как итог превращение предприятия в объект фондовых спекуляций, а не в объект эффективных капитальных вложений. Политика превалировала над экономикой. В Восточной Германии в процессе приватизации в качестве исходного принималось инвестирование и на этой основе повышение эффективности и конкурентоспособности путем внедрения новых технологий, недопущение разрушения предприятий. В результате там нет инфляции, идет рост производства, сохраняется стабильность, национальное хозяйство целиком управляемо и регулируемо. Аналогичный подход, как известно, проводится и в Китае, где также решают задачу крупномасштабной модернизации.
При выборе национальных приоритетов в России включаются духовные и культурные ценности; экономическое направление; направление, связанное с сохранением независимости, суверенитета и территориальной целостности страны; проблемы правового характера.
Исследуя национальную безопасность, необходимо иметь в виду, что устойчивость безопасности постоянно находится под воздействием дестабилизирующих факторов в виде угроз, которые возникают в различных сферах жизнедеятельности человека. Особо выделяются угрозы в сфере экономики, которые характеризуются как ключевые в системе национальной безопасности. О них подробно пойдет речь ниже.
Экономическая безопасность и угрозы экономической безопасности
Отсюда следует, что экономическая безопасность – это такое состояние системы хозяйствования, которое отличается стабильным и устойчивым развитием, неуклонным повышением эффективности производства и нарастанием научно-технического потенциала, обеспечивая тем самым экономическую независимость страны и ее целостность.
Экономическая безопасность опирается на такие базовые положения, как экономическая независимость; стабильность и устойчивость развития; поддержание динамики научно-технического потенциала; сохранение целостности хозяйственной системы.
Экономическая независимость. Она является относительной. На стадии широкого распространения и международного разделения труда абсолютно независимых экономик не существует. В таких условиях экономическая независимость означает достижение такого уровня и качества производства, при котором продукция становится конкурентоспособной, она на равных участвует в мировой торговле, а предприятия включаются в международные кооперационные связи.
Стабильность и устойчивость развития хозяйственной системы предполагает защиту различных форм собственности на всех уровнях; создание условий, обеспечивающих активную предпринимательскую деятельность; принятие мер, направленных на предотвращение дестабилизации, включая такие явления, как безработица, экономическая преступность, теневая экономика, чрезмерный разрыв в распределении доходов между различными слоями населения и т. д.
Динамика научно-технического потенциала. Она является базисом экономического роста и обеспечивает саморазвитие хозяйственной системы на научно-технической основе.
Это достигается путем создания благоприятных условий для обновления производственного аппарата, повышения профессионального и общеобразовательного уровня работников, сохранения и развития кадрового потенциала во всех сферах народного хозяйства. Выполнение этих условий становится необходимостью для дальнейшего поступательного развития национальной экономики.
Целостность хозяйственной системы проявляется в виде сохранения единого экономического пространства. Оно основывается на глубокой интеграции, с одной стороны, между хозяйствующими субъектами по территориальному принципу, с другой – по отраслевому.
Особую актуальность в рыночных условиях приобретает интеграция между финансовым и реальным секторами экономики. Произошедшие дезиндустриализация и дезинтеграция народного хозяйства, а также углубляющийся разрыв между финансовым и производственным секторами создали угрозу целостности хозяйственной системы, ее деградации. Преодоление такой угрозы предполагает налаживание благоприятного климата для долгосрочных инвестиций. В этих целях развитие фондового рынка является основой интеграционных процессов между производственными и финансовыми секторами.
Угрозы экономической безопасности.
Это процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых вызывает нарушение стабильности развития производства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение жизнедеятельности населения.
Угрозы могут возникать в виде стихийных бедствий, аварий, пожаров и взрывов, различного рода посягательств на национальные интересы страны, а также за счет нарушения политической, экономической и социальной стабильности.
По содержанию негативных последствий угрозы делятся на политические, экономические, социальные, экологические.
В связи с происходящими преобразованиями в России изменилась структура угроз.
Если до 1990 г. основное внимание уделялось внешним угрозам, то в ходе реформ акцент переместился на внутренние. Можно сказать, что потенциальные источники возникновения угроз в силу неотработанности механизма функционирования российской экономики оказались заложенными в самом механизме. Это обусловлено тем, что в ходе реформ экономика формировалась в чрезвычайных условиях: отсутствовала законодательная база хозяйственной деятельности предприятий, не было территориальных границ, межгосударственных таможен. Многие крупные предприятия союзного подчинения, выпускающие жизненно важную продукцию, а также морские порты, магистральные трубопроводы, освоенные источники некоторых стратегических ресурсов оказались за пределами России.
В нашей стране в 1996 г. разработана и утверждена государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы основные угрозы экономической безопасности, которые сведены в четыре основные группы.
Аналогичный перечень экономических угроз содержится в Концепции национальной безопасности. В этом документе отмечается, что «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением ВВП, снижением инвестиций, инновационной активности научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». В Концепции выделены ключевые угрозы, намечены социальные последствия, которые они могут вызвать и четко прослеживается снижение уровня экономической безопасности. В частности, отмечается, региональный сепаратизм и социальная поляризация населения ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России; экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация общества способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Вся система экономической безопасности представлена в табл. 34.3.
При изучении экономической безопасности, оценке уровня угроз и принятии решений по стабилизации экономики важным является четкое разграничение угроз на внутренние и внешние. Внешние и внутренние процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внешние факторы могут оказывать позитивное и негативное воздействие на внутренние экономические процессы, и наоборот – успехи или промахи во внутриэкономической деятельности соответственно укрепляют или ослабляют позиции государства на международном уровне.
Внутренние угрозы обусловлены в основном внутренними социально-экономическими процессами и явлениями, которые приводят к ущербу в виде материальных потерь или ухудшению социальных, национальных, культурных и нравственных основ жизнедеятельности. Внутренние угрозы в основном явились следствием экономических и социальных преобразований. Результаты современных реформ оказались разрушительными для общества и государства в целом, до предела обострились проблемы безопасности и выживания.
По данным И. Я. Богданова, руководителя Центра социологии экономики ИСПИ РАН, одного из ведущих ученых в области изучения проблем экономической безопасности в России, установлено, что за период с 1990 по 2000 г. экономика России была «сокращена» в 4 раза, что соответствует сдвигу назад по времени примерно на 35 лет – в 1960-е гг. При этом «сжатие» в 2 раза произошло при развале СССР, а еще в 2 раза – при развале экономики.
Многие авторы сходятся на том, что наибольшую угрозу существованию страны, ее безопасности представляет огромный разрыв между производством и потреблением. За 1991–1998 гг. производство сократилось более чем в 2 раза, а потребление – лишь на 21 %.
Поддержание потребления в условиях резкого спада производства осуществлялось путем наращивания потребительского импорта за счет экспорта сырья, свертывания инвестиций, расходов на оборону, увеличения внутренних и внешних займов. В результате к 1995 г. 54 % всех товарных ресурсов формировалось за счет импорта. Несмотря на то что основные источники товарного наполнения потребительского рынка (за счет отечественного производства и импорта) к началу дефолта 1998 г. практически уравновесили друг друга, ситуация оставалась весьма сложной за счет расслоения общества на богатых и бедных. В 1980 г. доля лиц, у которых доходы были ниже прожиточного минимума, составляла примерно 10 %, в 1993–1997 гг. она повысилась до 30 %. В число бедных попали не только безработные, но и те, кто работает. Это показатель низкой эффективности нового распределительного механизма. Здесь уместно отметить, что уравнительное распределение доходов, как часто пишут в периодической печати, снижает мотивацию труда. Практика показала, что резкая дифференциация не только не повышает мотивацию труда, но и существенно снижает ее. Так, с 1990 по 1999 г. производство электроэнергии сократилось на 25 %, а численность персонала выросла в 1,5 раза, производительность труда упала вдвое. Нефтедобыча составляла 60 % к уровню 1990 г., а численность выросла в 1,9 раза, производительность труда упала более чем втрое.
Кроме этого, в литературе дополнительно называются следующие факторы, вызывающие угрозы: политические, военные, природные, экологические, информационные, социальные.
Политические. Они сводятся к тому, что политические решения оказывают влияние на макроэкономические показатели экономического развития. Ошибки и просчеты в процессе принятия решений вызывают напряженность в отдельных сферах экономики. М. Гарев, например, характеризуя это положение, подметил, что государственная власть сама становится «одним из источников опасности для государственных интересов».
Военные. Эти факторы оказывают двойственное влияние. С одной стороны, гипертрофированное развитие ВПК, как это было в нашей стране, ведет к ослаблению развития других сфер и в конечном итоге к ухудшению положения всей экономической системы, с другой – разрушение военного производства и научного потенциала может привести к неспособности в будущем создавать конкурентоспособную военную технику. В результате в целях обеспечения оборонной достаточности Россия вынуждена будет импортировать ее из других стран. Но такой импорт ослабленная Россия выдержать не сможет.
Природные факторы. Действие их, в первую очередь, распространяется на те страны, которые не имеют необходимых природных ресурсов или испытывают недостаток в них.
Нефтяные кризисы 1973 и 1979 гг. показали, что развитые страны находятся в зависимости от развивающихся и эта зависимость может принимать угрожающие масштабы.
Россия почти полностью обеспечена сырьевыми ресурсами. Но в этих условиях сохраняются возможности возникновения угроз безопасности. Во-первых, сложившаяся тенденция интенсивного развития сырьевых отраслей на экспорт может привести к тому, что Россия превратится в топливно-сырьевую периферию развитых стран; во-вторых, использование подавляющей части валютной экспортной выручки на ввоз продуктов питания и товаров потребительского назначения, а не наращивание инвестиционного потенциала с позиций экономической безопасности ведет к усилению зависимости развития страны от конъюнктуры мирового рынка и к стагнации экономики; в-третьих, по мнению специалистов, интенсивное «проедание» природных богатств, в данном случае нефти, в перспективе приведет к тому, что нефтепродуктов не будет хватать для удовлетворения собственных потребностей и России придется прибегнуть к импорту, а это равносильно экономической катастрофе.
Экологический фактор. Данный фактор содержит в себе реальную угрозу экономической безопасности. Об этом свидетельствует авария на Чернобыльской АЭС. В России действие этого фактора в настоящее время усиливается в связи с экономическим кризисом. Во-первых, падение инвестиционной активности ведет к массовому старению основных фондов, которое создает дополнительные предпосылки техногенных катастроф (аварии, взрывы, пожары), которые сопровождаются экологическими нарушениями; во-вторых, снижение качества и надежности выпускаемой техники и сооружений строительных объектов является важнейшей причиной возникновения угроз экономического и экологического характера.
Информационный фактор. Он является одним из важнейших условий обеспечения экономической безопасности. Это достигается путем создания надежной системы сохранения сведений, составляющих государственную тайну, а также обеспечения правдивой и объективной информацией государственных органов и населения. В СССР сохранению тайн и обеспечению экономической безопасности уделялось большое внимание, которое принимало иногда гипертрофированную форму. В современных условиях, особенно при широком распространении компьютеризации, научно-техническая и экономическая информация практически беспрепятственно уходит за рубеж, нанося ущерб государству, что подтверждается многочисленными сообщениями в печати.
Проведенные опросы свидетельствуют о том, что население России довольно настороженно оценивает последствия сближения России со странами Запада (табл. 34.4).
Потребительские предпочтения населения в 1995 г. показаны в табл. 34.5.
(Если принимать во внимание цену и качество товаров, то какие товары, на ваш взгляд, сейчас лучше приобретать: отечественные или импортные?)
Система индикаторов и пороговые значения экономической безопасности России
При исследовании проблемы экономической безопасности неизбежно возникает необходимость определения границ безопасного функционирования страны и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень изменения параметров развития народного хозяйства, за пределами которого возникают опасности в той или иной сфере.
Пороговые значения экономической безопасности – это количественные индикаторы или параметры, характеризующие допустимый уровень безопасности развития, за пределами которого наступают опасности, сопровождаемые потерей контроля со стороны государств в какой-либо сфере. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают количественную определенность реализации национальных интересов в различных сферах деятельности страны.
С помощью пороговых значений индикаторов характеризуются предельные значения качественного состояния и количественная определенность использования разнообразных объектов и функционирование сфер деятельности. В качестве таких индикаторов выступают: ресурс работы двигателя в часах, пробег автомобиля в километрах, урожайность зерновых культур в центнерах с гектара и т.д.
Необходимость разработки количественно измеряемых пороговых значений индикаторов содержится в Государственной стратегии экономической безопасности России. В этом документе отмечается: «для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны» (Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»).
По сравнению с естественными процессами в общественно-экономических сферах выбор параметров безопасного развития резко осложняется. Это обусловлено тем, что в экономике как ключевом звене социально-общественного развития многие процессы переплетаются и действуют взаимообусловленно: нередко положительные результаты одних перекрываются отрицательными моментами других; изменение качественных параметров в различных, связанных между собой сферах происходит разнонаправленно; результативность экономических процессов в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе не совпадает.
Положение усугубляется тем, что при выборе параметров развития и их оценке превалирует субъективный подход. Так, структура и модели общественно-экономического устройства создаются людьми и ими же подводятся итоги их функционирования.
Рассмотрим соотношение экономической эффективности производства и его результатов с позиций воздействия на экологическую ситуацию. С точки зрения повышения эффективности производства выгодной является минимизация текущих затрат на предотвращение экологических последствий производственной деятельности. Однако с учетом долгосрочной перспективы такое поведение производителей может обернуться экологической катастрофой. Или другой пример: исходя из экономической эффективности отдельные виды продукции выгоднее импортировать. Но чрезмерный импорт может привести к потере независимости страны – продовольственной, технологической и даже оборонной.
Нейтрализация подобных угроз является прерогативой государства, роль которого заключается в разработке пороговых индикаторов социально-экономически безопасного развития страны и контроле за их соблюдением в различных сферах.
Для выработки индикаторов и пороговых значений экономически безопасного развития необходим специфический методологический подход выбора таких показателей и условий, которым они должны отвечать.
Основные параметры, отвечающие требованиям экономической безопасности.
В процессе реализации Государственной стратегии экономической безопасности весьма важным и сложным является количественное определение пороговых значений индикаторов. В экономической литературе эта проблема решается по двум направлениям. С одной стороны, делается попытка на основе данных мирового и отечественного опыта определить предельно-критические значения, являющиеся границами безопасного развития; с другой – определить пороговые значения экономической безопасности России.
Положительным является то, что авторы попытались количественно оценить не только экономическую, но и социальную сферу, демографическую и экономическую ситуацию, девиантное поведение, политические отношения. В то же время они необоснованно сузили число показателей по ключевой сфере – экономической безопасности. В табл. 34.6 не приведен такой распространенный показатель, как производство ВВП на душу населения.
Кроме этого, не учтены такие методологические особенности, как развитие экономики в кризисные, экстремальные периоды; сравнительный анализ пороговых значений для развитых и слаборазвитых стран; пороговые значения для разных исторических периодов и т. д.
Второй подход осуществлен экспертами Совета безопасности. Ими разработан перечень показателей для определения пороговых значений экономической безопасности Российской Федерации. Согласно приведенным данным (табл. 34.7), по 17 из 22 показателей экономика России перешагнула критический предельно допустимый уровень.