какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Формирование личности в психологии: этапы и их особенности

В статье мы расскажем:

Формирование личности в психологии рассматривалось и изучалось долгие годы. Свои теории выдвигали как отечественные, так и зарубежные психологи. В целом, все они подразумевают прохождение человеком определенных этапов в процессе взросления и жизнедеятельности.

Чтобы добиться настоящего роста и стать зрелой личностью, необходимо знать об особенностях каждого этапа. Эти знания помогут подкорректировать те или иные способности, что немаловажно в современном мире.

Основные факторы формирования личности в психологии

Во время становления личности индивид приобретает качества, сформировавшиеся у людей в процессе исторического развития. Но нужно понимать, что вероятность появления у человека конкретного качества зависит от целого ряда факторов.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.

Ключевую роль в формировании личности в психологии принято отводить семье, поскольку именно на этот социальный институт возложена основная воспитательная функция.

Как правило, из полноценных и благополучных семей выходят гармонично развитые личности. Тогда как нерешенные в детском возрасте проблемы затрудняют дальнейший процесс развития индивида. Все мы изначально входим в общество и действуем в его рамках, придерживаясь принципов, которые были заимствованы нами от матери и отца.

Дети перенимают стили, модели поведения, роли, стратегии, тип мышления, выражение эмоций у тех взрослых, которые занимают важное место в их жизни. От родителей ребенок неосознанно наследует ценности и идеалы, положительные и отрицательные качества. Так, к последним могут относиться тревожность или мнительность.

Со временем услышанные когда-то от родителей наставления воспринимаются как внутренний голос. Постепенно формируются моральные качества: совесть, честь, нравственность, но нужно понимать, что это происходит не всегда. Каждый человек использует полученные в детстве знания и вырабатывает собственные представления о поведении, допустимом с социальной точки зрения.

На Земле не существует пары людей с абсолютно идентичным набором генов. Некоторая составляющая индивидуальности закладывается именно генетически, поэтому новорожденные способны выражать базовые эмоции, так как их темперамент уже определен.

Когда речь идет о генетике, роль семьи в формировании личности столь же важна, как и в процессе воспитания. Ведь некоторые психические заболевания передаются именно между родственниками. Тогда как референтные группы родных, друзей, коллег и других людей из близкого окружения оказывают социальное влияние на личность.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Любое событие отражается на внутреннем мире человека, наиболее серьезный след оставляют знаковые происшествия. Нередко индивидуальный опыт влияет на дальнейший ход жизни. Дело в том, что в процессе формирования и развития личности в психологии происходит воспитание силы воли, характера, способностей, поиск мотивации.

Менталитет и культура.

Менталитет или «характер народа» во многом зависит от окружающей среды, климата, в условиях которых обычно живет группа людей. Так, южане более активны, темпераментны, склонны к выражению эмоций, чем жители северных регионов.

Культура, нравственные ценности, принятые в обществе правила прививаются с рождения и ведут к формированию личности. Поведение представителей одних культур более развязно, такие люди не скрывают свои естественные чувства, в то время как другим приходится сдерживать себя, жестко следовать установленным правилам поведения.

Все перечисленные факторы влияют на человека при каждом соприкосновении с непривычной социокультурной средой. На самом деле, формирование личности представляет собой изменения в результате вхождений в новую социальную общность. Индивидуальность может проявляться по-разному в конкретной среде – все зависит от того, насколько успешно индивид преодолевает три фазы развития.

3 фазы формирования личности в психологии

Становление личности предполагает прохождение таких фаз:

Необходимо принять нормы и формы деятельности, используемые в конкретной социальной группе. Иными словами, на данном этапе развития индивид делает все, чтобы стать похожим на окружающих.

Теперь к человеку приходит понимание того, что он такой же, как все. Поэтому он старается найти свои особенности, стремится к персонализации.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Данная фаза влияет как на формирование отдельной личности, так и на развитие общества в целом, в рамках которого действует человек. Последнему необходимо согласовать свою индивидуальность с окружением, проявлять только те отличительные качества, которые способны принести людям пользу – именно в этом заключается развитие индивида.

Если личность не прошла через эти фазы, ее принятие обществом оказывается невозможным. То есть происходит дезинтеграция человека – окружающие вытесняют его из своего круга или он изолируется по своей воле. В результате формирование личности останавливается и даже нередко поворачивается вспять. Возможна деградация человека, если он переходит к более ранним шагам собственного развития.

Поэтапное формирование личности в психологии

Принято выделять следующие этапы формирование личности в психологии:

Желание общения либо наоборот отстранения от людей, что закладывается еще в первый год жизни. Здесь в основу ложатся контакты с взрослыми, построенные на эмоциях.

Обретение самостоятельности и уверенности – проявляется в ребенке уже к трем годам за счет предметной деятельности, позволяющей познакомиться с окружающими малыша вещами.

Активное изучение мира, благодаря свойственной ребенку любознательности. На данном этапе, который длится до 13 лет, развиваются коммуникативные, трудовые навыки. Они тренируются за счет сюжетно-ролевых игр, в процессе учебы.

Половое созревание, выбор жизненных ценностей, профессии должно завершиться к 20 годам. Здесь ключевую роль играют интимное общение, учебно-профессиональная деятельность.

Воплощение планов, реализация собственных возможностей, получение удовольствия от результатов работы, воспитание детей– длится до 60 лет.

Заключительным этапом считается углубление в творчество, анализ и переосмысление жизни, поступков.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Получается, что личность и ее формирование не рассматривается в психологии как статичная структура. Наоборот, считается, что индивид в течение всей жизни проходит целый ряд этапов становления.

Теории формирования личности в психологии

Разные направления психологии по-своему рассматривают процесс формирования личности. Существуют психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения, пр.

Ряд теорий стал результатом экспериментов, тогда как другие остаются непроверенными практикой. Нужно понимать, что в некоторых учениях не рассматривается человеческая жизнь от рождения до смерти, так как считается, что формирование личности происходит в первые годы или до достижения совершеннолетия.

Наиболее целостной, включающей в себя сразу ряд позиций по данному вопросу считается теория американского психолога Эрика Эриксона. Он утверждал, что личность формируется по эпигенетическому принципу, то есть на протяжении всей жизни человек проходит восемь стадий развития. Причем такие стадии определяются генетически и не подвержены влиянию со стороны социальных факторов и даже самого индивида.

В психоанализе формированием личности считается приспособление к жизни в социуме природной, биологической сущности человека. А именно:индивиду важно научиться удовлетворять свои потребности в той форме, которая не будет отвергнута обществом, и выработать защитные механизмы психики.

Гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса противоречат позиции психоанализа и называют основой формирования личности появление у человека навыков самовыражения и самосовершенствования. В основе гуманистических теорий лежит идея самоактуализации, которая считается ключевой потребностью индивида. Развитие человека происходит за счет не инстинктивных потребностей, а высших духовных и социальных ценностей.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Формирование личности в психологии рассматривается как поиск человеком своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. В результате можно говорить об активном, творческом, непосредственном, честном индивиде, способном нести ответственность, свободном от шаблонов мышления, мудром, готовом принимать себя и окружающих со всеми недостатками.

Среди компонентов личности принято выделять такие свойства:

способности, то есть индивидуальные качества, от которых зависит возможность достижения успеха в какой-либо деятельности;

темперамент или врожденные особенности высшей нервной деятельности, определяющие реакции человека в социуме;

характер – это набор воспитываемых качеств, на основе которых устанавливается поведение по отношению к себе и окружающим;

воля или способность достигать поставленной цели;

эмоции, то есть душевные волнения, переживания;

мотивы, а именно стимулы, побуждающие человека к деятельности;

установки или убеждения, позиция по определенному вопросу.

Формирование личности в отечественной и зарубежной психологии

С точки зрения рассмотрения деятельности и формирования личности в психологии интересна теория Э. Эриксона. Считается, что человек проходит восемь стадий, на каждой из которых наблюдается конфликт между противоположными силами его личности. Благополучный исход влечет за собой развитие или формирование новых черт. В обратной ситуации наблюдается невроз и дезадаптация.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Формирование личности в психологии по Э. Эриксону предполагает этапы, где возникают следующие противоречия:

доверие и недоверие к окружающему миру – длится от рождения до года;

независимость и стыд, сомнения – до 3 лет;

инициативность и чувство вины – в период от 4 до 5 лет;

трудолюбие и ощущение неполноценности – 6–11 лет;

осознание принадлежности к определенному полу и непонимание свойственного ему поведения – от 12 до 18 лет;

стремление к интимным отношениям и чувство изолированности от окружающих – этап ранней взрослости;

жизненная активность и сосредоточенность на своих проблемах, потребностях, интересах – наблюдается во время средней взрослости;

ощущение полноты жизни и отчаяние– поздняя взрослость.

Российский психолог В. И. Слободчиков рассматривал формирование личности с точки зрения развития субъектности по отношению к собственному поведению человека и предполагал наличие таких этапов:

В этот период ребенок знакомится со своим телом, осознает его, что проявляется как двигательные, сенсорные действия, общение.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 года).

Начинается самоопределение человека в мире – малыш учится ходить, пользоваться предметами, постепенно осваивает культурные навыки, способности. К трем годам он понимает свои желания, возможности, поэтому в его речи появляется формулировка «я сам».

Персонализация (от 5,5 года до 13–18 лет).

Теперь человек начинает считать себя реальным или потенциальным творцом собственной жизни. Общаясь с ровесниками и старшими, он выстраивает свою идентичность, постепенно осознает, что сам отвечает за свое будущее.

Индивидуализация (от 17–21 года до 31–42 лет).

Происходит присвоение и индивидуализация существующих в обществе ценностей на основании собственного мировоззрения, позиции. Индивид борется с групповыми ограничениями, оценками других людей, отходит от стереотипов, чужих мнений, давления. На этом этапе он учится принимать или отказываться от того, что дает ему мир.

Универсализация (от 39–45 лет и далее).

Здесь личность выходит за пределы индивидуальности на уровень экзистенциальности. Теперь человек воспринимает себя в качестве составляющей всего человечества в контексте мировой истории.

Формирование личности непосредственно связано с возрастными изменениями. Но указанные сроки дают большой временной разброс, и чем старше человек, тем шире разброс личностного развития – в народе это принято характеризовать как «развит не по годам» либо наоборот «застрял в развитии». Хотя на самом деле, никакого застревания нет, просто существуют отличия между физическим и личностным ростом.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Также развитие личности нередко расценивается как изменение индивидуального психологического пространства человека, куда включены:

окружающие значимые предметы;

Нужно понимать, что перечисленные составляющие появляются не сразу, а в процессе физического взросления– все элементы невозможно найти в ребенке. Чтобы личность могла благоприятно развиваться, перечисленные выше компоненты должны оставаться неприкосновенными.

Формирование личностной зрелости в психологии

Особенности развития человека предполагают наличие факторов, определяющих зрелость личности в целом и ее отдельных составляющих. Ряд авторов полагает, что зрелость и завершение развития некоторых функций сопряжены с возрастной и психической зрелостью.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Хотя формирование личности в психологии происходит на протяжении всей жизни, выделяют ряд факторов, по которым можно судить о достижении плата зрелости. После этого этапа принято говорить о начале индивидуального пути развития.

О личностной зрелости можно судить по таким качествам:

Ответственность за собственное поведение, решения, максимальное количество контактов с ближайшим окружением. Формирование ответственности возможно только после отказа от инфантильности, ведь последняя служит признаком отсутствия зрелости. Стоит понимать, что на данном этапе человек также обладает свободой выбора пути, вариантов развития событий.

Терпимость приобретает особую выраженность, так как позволяет устанавливать гармоничные отношения в социуме. Не менее важно терпение, которое дает возможность индивиду добиваться результатов, требующих продолжительной работы.

Саморазвитие и самоактуализация, необходимые для постоянного углубления и расширения знаний. В норме речь идет о внутренней потребности личности, но при неразвитой внутренней структуре приходится говорить о необходимости, вызванной внешними требованиями.

Позитивное отношение к событиям, внешнему и внутреннему миру.

Формирование личности в психологии и ее становление идет постоянно, не прерываясь, при этом ряд этапов считается обязательным, так как зависит от биологических факторов и действующих в обществе правил. Тем не менее, развитие личности может обретать любые формы.

На сегодняшний день личность формируется в основном за счет социального окружения. Интересно, что традиционные формы воздействия претерпели некоторые изменения – теперь не только задействуется непосредственное воспитание, но и существенную роль приобретает влияние интерактивной среды взаимодействия.

Источник

Развитие личности в психологии: теории, факторы, подходы

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Развитие личности в психологии является обширной областью знаний, которая содержит множество теорий, описывающих психологическое формирование человека. Данный процесс начинается с момента рождения и длится всю жизнь, поэтому так важно отслеживать то, что происходит, и корректировать негативные проявления.

Немаловажны собственные усилия человека, направленные на саморазвитие. В нашей статье мы расскажем, как с точки зрения психологии развивается личность, каким правилам подчиняется данный процесс и что можно сделать самостоятельно во благо своего психологического здоровья.

Понятие личности в психологии

В настоящее время единственного и однозначного определения личности в психологии не существует, каждое из множества понятий следует учитывать, чтобы наиболее полно отразить его.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Чаще всего используется следующее определение о том, что личность – это человек с определенным набором психологических характеристик, которые ложатся в основу его значимых для общества поступков; то, что внутренне отличает людей друг от друга.

Для более объективного понимания, приведем еще несколько определений о том, что:

Личность – социальный субъект с совокупностью исполняемых им ролей, как личностных, так и социальных, а также его предпочтения и привычки, накопленные им знания и опыт.

Личность – человек, который самостоятельно выстраивает и контролирует свою жизнь, полностью несет за нее ответственность.

Помимо понятия «личность», в психологии используются также термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид – это отдельный человек с присущими ему уникальными врожденными и приобретенными характеристиками.

Индивидуальность – это совокупность присущих человеку уникальных качеств, отличающих его от других людей; своеобразие личности и психики человека.

Нельзя говорить о тождественности названных понятий, но и полностью отделять их друг от друга тоже не следует, так как человек многогранен, его невозможно рассматривать однобоко.

Для получения объективного представления о личности как о психологическом феномене следует для начала разобраться с ее структурой.

Отличительные свойства личности

Свойства личности – это совокупность врожденных и приобретенных характеристик человека, которые лежат в основе его деятельности и отношений с окружающими людьми и миром. Основными свойствами личности, от которых зависит взаимодействие с социумом, в психологии называют характер, темперамент, волю, способности, мотивацию и эмоции.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Под характером в психологии понимают приобретенный способ взаимоотношений с окружающими людьми. Он включает в себя определенную манеру поведения, а также реакцию на происходящие с человеком события. Характер бывает мягким и деликатным, а бывает грубым и бесцеремонным.

Воля означает способность человека управлять психикой, контролировать свои действия, поведение, определенным образом реагировать на происходящее, привносить изменения в окружающий мир. Про силу воли обычно говорят, когда необходимо принимать важные, осознанные решения, при реализации которых требуется приложение определенных усилий, преодоление препятствий.

Воля связана с самоограничением, самоконтролем, необходимостью отказа от чего-либо для достижения поставленной цели, т. е. человек должен пожертвовать чем-то сиюминутным, но для него привлекательным, чтобы получить отдаленное желаемое.

Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение.

Главная особенность воли заключается в том, что, достигнув результата, человек испытывает моральное удовлетворение. В процессе достижения цели эмоциональная радость возникает очень редко. Индивид направляет все силы на то, чтобы преодолеть себя, какие-либо препятствия и получить нужный результат. Чем более сильной волей он обладает, тем легче справляется со сложностями и быстрее развивается.

Под темпераментом в психологии понимают психические качества человека, определяющие его поведение, настроение, скорость их изменения, эмоциональную устойчивость.

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

Эмоциями в психологии называют положительные и отрицательные индивидуальные переживания человека, испытываемые в ответ на определенные ситуации и раздражители. Выделяют следующие виды эмоций:

Настроение, под которым понимают общий настрой человека в разное время.

Простые эмоции, которые связаны с необходимостью удовлетворения базовых потребностей.

Чувства – означают комплекс переживаний, вызванный отношением к определенному объекту.

Аффекты – яркие и острые эмоции, возникающие в качестве ответа на раздражитель, отличаются кратковременностью и высокой интенсивностью.

Страсть – сильные эмоции, которыми человек не в состоянии управлять.

Стресс – совокупность отрицательных эмоций и физического состояния человека, возникает в ответ на психологическую и эмоциональную перегрузку.

Качество жизни человека во многом зависит от испытываемых им эмоций. Люди ощущают неодинаковые эмоции, разница заключается в том, с какой скоростью они реагируют на те или иные события и раздражители, как долго переживают случившееся, какие эмоции испытывают чаще – положительные или отрицательные. Переживания влияют на совершаемые человеком поступки, принимаемые им решения.

Под мотивацией в психологии понимают совокупность причин, лежащих в основе поведения человека.

Мотив вызывает целенаправленное поведение индивида. На мотивацию влияют желания человека, его потребность в чем-либо. Именно благодаря постановке целей он начинает совершать активные действия, добиваясь их.

Способности означают врожденные умения и навыки, без которых невозможно решать определенные задачи. Они помогают легче и быстрее приобретать знания и опыт, которые в дальнейшем помогают лучше справляться со стоящими перед человеком задачами.

Теории развития личности в психологии

Психодинамическая теория.

Классический психоанализ, или фрейдизм – самая известная теория развития личности в психологии. В основу своей теории Зигмунд Фрейд положил постоянное развивающееся взаимодействие между инстинктами и влечениями (с одной стороны) и мотивами, сознанием, морально-этическими нормами (с другой). От этого взаимодействия зависят реакции и поведение индивида, при этом основную роль играет бессознательное.

Психоаналитическая теория.

Карл Юнг изначально работал вместе с Зигмундом Фрейдом, однако в дальнейшем разработал собственную теорию развития личности в психологии – аналитическую психологию. Юнг выделял три составные части личности: индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное и сознание.

Юнг ввел в психологию личности понятия экстраверсии и интроверсии, а также четыре психических процесса: мышление, чувствование, интуицию, ощущение.

Индивидуальная теория.

Теорию индивидуального развития личности впервые ввел в психологию австриец еврейского происхождения Альфред Адлер. В основе его теории лежат целостность, уникальность, неповторимость личности. Поступки и поведение индивида зависят не от врожденных инстинктов, а от единства с окружающими. Развитие личности согласно теории Адлера происходит за счет:

чувства неполноценности и компенсации;

стремления к превосходству;

учета творческого «Я»;

какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

    Поведенческая теория.

    Поведенческая теория развития личности в психологии включает в себя два основных направления: рефлекторное и социальное. Основоположником первого является последователь классического бихевиоризма Б. Скиннер. Социальную теорию разработали американцы А. Бандура и Дж. Роттер. Оба направления основываются на том, что человек развивается в соответствии с окружающей средой, генетическое и психическое наследование значения не имеют. Развитие личности зависит от получаемых знаний, умений, опыта. Психологические характеристики состоят из обобщенных поведенческих рефлексов и социальных навыков.

    какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

    Гуманистическая теория.

    Гуманистическая теория развития личности в психологии состоит из двух основных направлений:

    Сторонники клиентцентрического направления полагают, что человек развивается благодаря врожденному стремлению к самоактуализации и контролю собственного развития, т. е. по своей природе человек – активный, самореализующийся субъект.

    По мнению сторонников мотивационного направления развития личности, человек – это «существо желающее». Он постоянно испытывает те или иные потребности, которые никогда не бывают удовлетворены в полном объеме: как только достигается желаемое, возникает новое стремление, которое также нуждается в удовлетворении. У индивида редко полностью отсутствуют желания и потребности, это единичные быстропроходящие случаи.

    Когнитивная теория.

    Основоположник когнитивной теории развития личности в психологии – американец Джордж Александр Келли – полагал, что человек развивается в соответствии со своим социальным окружением, его поведение зависит от особенностей познавательных процессов личности (восприятия, представления, памяти, речи, мышления).

    4 фактора, влияющих на развитие личности

    Психология развития личности человека исходит из того, что у индивида развиваются качества, формирующиеся на протяжении всего исторического становления общества. Однако вероятность проявления тех или иных свойств у конкретного человека зависит от определенных факторов.

    какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

    Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости.

    Ключевая роль в формировании и развитии личности в психологии принадлежит семье, которая берет на себя главную воспитательную функцию.

    Гармоничные личности вырастают в полноценных и благополучных семьях. Если же в детском возрасте ребенок не мог по каким-либо причинам решить свои проблемы и прожить конфликтные ситуации, то они дадут о себе знать в зрелом возрасте. Изначально человек действует согласно тем принципам, которые воспитывались в нем родителями.

    Стиль, модель поведения, роли, стратегии, типы мышления, способы выражения эмоций дети заимствуют у значимых для них взрослых. Родители неосознанно передают детям свои ценности, идеалы, положительные и отрицательные качества, например, тревожность, мнительность, склонность к манипуляциям и пр.

    То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос.

    То, что ребенок слышит в детстве, постепенно начинает им восприниматься как внутренний голос. Психология говорит о том, что в процессе развития личности под влиянием родителей формируются такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность. Но если они отсутствовали у окружающих ребенка взрослых, то и у него самого такие качества развиться не могут. Он использует те знания, которые ему передаются в окружении, и вырабатывает свое собственное представление о допустимом поведении.

    Генетика.

    Набор генов каждого человека неподражаем. Некоторая составляющая уникальности человека закладывается на генетическом уровне, поэтому дети рождаются с определенным темпераментом и выражают базовые эмоции.

    Семья играет важную роль в развитии личности с точки зрения психологии, как в процессе воспитания, так и в передаче будущим поколениям своего генетического фонда. Известно, что ряд психических заболеваний передается по наследству, а окружающие человека люди (родственники, друзья, коллеги и т. п.) оказывают влияние на социальное формирование личности.

    Жизненный опыт.

    События, происходящие в жизни человека, находят свое отражение в его внутреннем мире. Значимые события оставляют более заметный след в развитии и становлении личности. Будущее человека формируется исходя из индивидуально проживаемого опыта, так как через него воспитывается сила воли, характер, способности, мотивация.

    какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

    Менталитет и культура.

    На развитие и формирование менталитета или «характера народа» существенное влияние оказывают такие факторы, как окружающая среда, климат, условия проживания конкретной группы людей. Например, южные народности обладают более выраженным темпераментом, проявляют большую активность в жизни, чем люди, проживающие в северных районах.

    Психология утверждает, что развитие и формирование личности происходит в соответствии с принятыми в обществе культурными и нравственными ценностями. Одни народности ведут себя более развязно, не скрывая испытываемые чувства, открыто проявляя эмоции, поведение других отличается сдержанностью, четким следованием принятым в обществе нормам и правилам поведения.

    Механизмы развития личности в психологии

    Присвоение.

    Самый распространенный механизм развития личности в психологии носит название «присвоение». Он означает, что личность человека самостоятельно формируется и развивается в то время, как он вступает в контакт с окружающей средой. Во время личной или общественной деятельности у индивида происходит формирование и «присвоение» личностных качеств, которые в дальнейшем продолжают развиваться.

    какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Обособление.

      Еще одним механизмом развития личности в психологии является «обособление». Речь идет о том, что человек не готов полностью перенимать общественные устои, для него важным является выделение среди себе подобных. Процесс называется также индивидуализацией, которая предполагает, что в человеке развиваются индивидуальные личностные качества, которые отличают его от других людей.

      Этот механизм развития личности в психологии включает в себя два направления:

      внутреннее (психологическое), к которому специалисты относят такие индивидуальные психологические свойства человека, как уровень развития интеллекта, принадлежность к тому или иному типу темперамента, присущие индивиду черты характера и т. п.;

      внешнее (материально-физическое), которое включает физические параметры, например, национальность, гендерную идентичность и пр.

      Идентификация.

      Наиболее сложным механизмом развития личности психология называет «идентификацию». Речь идет о стремлении подражать объекту, вызывающему у человека интерес или симпатию. Индивид на эмоциональном уровне старается скопировать другую личность. Этот механизм можно наблюдать у детей, которые с раннего возраста стремятся делать все так же, как делают их родители.

      Концепции этапов развития личности в психологии

      Психология называет основную цель развития личности, которая заключается в обретении личностной свободы. Выделяют несколько концепций развития, о которых мы расскажем ниже.

      Концепция Э. Эриксона.

      Психоаналитик Э. Эриксон говорит о том, что существует восемь стадий развития личности. На каждой из них индивид сталкивается с конфликтом, порождаемым силами, противоположными тем, которыми он сам обладает. При благополучном разрешении ситуации у человека формируются новые черты личности, он переходит на следующую ступень развития. Если же ситуация не находит разрешения, то она становится причиной возникновения неврозов и дезадаптации.

      какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Эриксон выделяет следующие противоречия и проблемы в процессе развития личности в психологии:

      противоречие между доверием и недоверием к окружающей действительности (свойственно детям от рождения до достижения ими годовалого возраста);

      противоречие между независимостью со стыдом и сомнениями (испытывают дети с годовалого возраста до достижения трех лет);

      противоречие между инициативностью и чувством вины (характерно для детей с четырехлетнего до пятилетнего возраста);

      противоречие между трудолюбием и чувством неполноценности (свойственно детям с шестилетнего до одиннадцатилетнего возраста);

      противоречие между осознанием идентичности с определенным полом и непониманием свойственного этому полу поведением (испытывают подростки с двенадцати лет до достижения восемнадцатилетнего возраста);

      противоречие между стремлением к интимным отношениям и чувством изолированности от окружающих (характерно для раннего взрослого возраста);

      противоречие между жизненной активностью и сосредоточенностью на собственных проблемах, потребностях, интересах (испытывают люди среднего взрослого возраста);

      противоречие между ощущением полноты жизни и отчаянием (свойственно людям в позднем взрослом возрасте).

      какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Концепция В. И. Слободчикова.

      Возрастное развитие личности в психологии по мнению В. И. Слободчикова следует рассматривать с точки зрения развития субъектности индивида по отношению к его поведению:

      Оживление (характерно для детей до года). В этот период ребенок знакомится со своим телом, начинает его осознавать, что проявляется в совершении им двигательных, сенсорных и общительных действий.

      Одушевление (свойственно детям от 11 месяцев до достижения ими 6,5 лет). Ребенок начинает осознавать себя в мире, учится ходить, взаимодействовать с окружающими его предметами. Происходит изучение культурных навыков, развитие способностей. У трехлетних детей можно наблюдать ярко выраженную позицию: «Я сам», – которая является следствием осознания малышом своих желаний и возможностей.

      Персонализация (характерна для детей с 5,5 лет до 13–18 лет). В этот период ребенок осознает себя реальным или потенциальным творцом своей жизни. Он учится выстраивать границы, брать на себя ответственность за своей будущее. В развитии личности ему помогают старшие наставники, а также ровесники, с которыми он взаимодействует на протяжении этапа персонализации.

      Индивидуализация (происходит с 17–21 года до 31–42 лет). В этот период личность присваивает себе и индивидуализирует общественные ценности, которые затем рассматривает с позиции своего личностного мировоззрения. «Самость» человека выстраивается путем преодоления ограничений, накладываемых обществом, разрушения оценок окружающих. Это период ухода от стереотипов, чужого мнения и давления окружающих. Теперь индивид способен самостоятельно принимать или не принимать получаемое от мира.

      Универсализация (характерна для людей, начиная с возраста с 39–45 лет). В это время человек расширяет рамки индивидуальности и переходит на уровень экзистенциальности, он начинает ощущать себя элементом всего человечества в контексте бывшей и будущей мировой истории.

      Итак, развитие личности в психологии тесно связано с возрастными изменениями.

      Однако те или иные психические процессы могут происходить в достаточно широкий промежуток времени. И этот период тем больше, чем старше становится человек. Исходя из этого, возникли такие выражения как «развит не по годам» или «застрял в развитии». В действительно же, речь идет только о том, что физическое и личностное развитие несколько отличаются друг от друга.

      какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Развитие личности в психологии можно также рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в индивидуальном психологическом пространстве индивида, состоящего из:

      окружающих значимых для личности предметов;

      Накопление перечисленных элементов происходит по мере того, как ребенок развивается физически. Однако они свойственны также взрослым людям. Благоприятное развитие индивида возможно при условии, что все они являются неприкосновенными.

      Жизненный путь.

      Развитие личности в психологии происходит по мере продвижения человека по жизненному пути, в процессе которого формируются цели, мотивы и ценности, они же структурируют этот путь.

      Иными словами, речь идет о жизненном сценарии человека. Единое мнение в психологии по этому вопросу в настоящее время не сформировано.

      Российские ученые склоняются к тому, что индивид сам формирует свой жизненный сценарий, родители могут помочь ему в этом, однако сам выбор человек делает самостоятельно.

      Другие психологи (такие, как Адлер, Берн, Роджерс) считают, что ведущим фактором, формирующим жизненный сценарий, является бессознательное, а именно: воспитание, личностные особенности родителей, порядок рождения ребенка, возникающие в жизни стрессовые и конфликтные ситуации и пр.

      Законы развития личности в психологии

      Закономерности развития личности изучаются психологией личностного роста. Они же лежат в основе обучающих программ для детей и подростков. Благодаря знанию закономерностей, психоаналитики лучше понимают клиентов и помогают им, направляя их на путь становления и саморазвития.

      какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Законы развития личности в психологии включают в себя:

      психологические изменения, происходящие с индивидуумом;

      существующую взаимосвязь между сферами и направлениями развития;

      специфические особенности развития личности;

      разницу в развитии по времени и другим критериям (между сверстниками, которые могут развиваться быстрее или медленнее);

      формирование у человека собственных взглядов и убеждений;

      проявление определенных психологических характеристик (сенситивность);

      обработку, изучение/осознание разных сфер жизни;

      пластичность развития индивида (одна личностная составляющая может компенсироваться другой);

      противоречия, возникающие между человеком и окружающим миром;

      постоянно прогрессирующее развитие личности.

      Советы по саморазвитию

      Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:

      какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.

      Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.

      К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.

      какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Смотреть картинку какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Картинка про какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи. Фото какие факторы влияющие на развитие личности выделяют американские психологи

      Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.

      Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.

      Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.

      Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.

      Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.

      Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.

      Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *