какие факторы влияют на формирование потребностей
Основные факторы формирования потребностей
— основные аспекты формирования потребностей;
— закономерности формирования потребностей;
— классификация факторов формирования потребностей;
— объектиные и субъективные факторы формирования потребностей;
— экономические, социальные, демографические, национально-культурные, физиологические, политические, географические факторы формирования потребностей;
— средства формирования потребностей;
— цели и средства распространения рекламы.
Для того, чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос, основанный в первую очередь, на потребностях населения, необходимо подробно изучить факторы, методы и средства формирования данных потребностей.
Понятие «формирование потребностей» населения рассматривается в двух аспектах:
— как объективный процесс формирования потребностей. Это условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения;
— как целенаправленное воздействие общества и государства на процессы развития потребностей (методы, инструменты и средства формирования потребностей).
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями.
Различают:
— общие закономерности формирования потребностей. Данные закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, (наприме: рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствование);
— специфические закономерности формирования потребностей. Это отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
В зависимости от воли и сознания индивида факторы формирования потребностей подразделяют на:
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей.
Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить основные виды данных факторов формирования потребностей:
Экономические факторы формирования и удовлетворения потребностей обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения, отношениями собственности, их вещественным содержанием.
К данной группе факторов относятся:
— производство, накопление, распределение и перераспределение благ;
— собственность на средства производства;
— сосредоточение земли, капитала и рабочей силы у различных категорий населения.
Классовая имущественное расслоение общества на собственников земли, рабочей силы и капитала повлекло дифференциацию уровня благосостояния людей. Каждая из категорий собственников имеет различные доходы, разный уровень удовлетворения неодинаковых по своей структуре потребностей, формирование которых определяется их положением в обществе, прежде всего в отношении средств производства.
Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров
Экономические факторы влияют на уровень инфляции, уровень и соотношение цен, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы и т.д.
В группе экономических факторов можно выделить:
— торгово-экономические (емкость и насыщенность рынка, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама);
— инфраструктурные факторы (развитие сети предприятий сферы сервиса, методы и формы торговли и т.д.);
— производственные (объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления, уровень научно-технического прогресса) и т.д.
К социальным факторам формирования потребностей относятся: распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и профессиональная принадлежность и т.д.
Все факторы формирования потребностей взаимодействуют между собой и образуют взаимосвязанные группы. Например пенсионное и социальное обеспечение относится к социально-экономическим факторам.
Существенное влияние на структуру потребностей оказывают демографические факторы. К ним относятся: численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений и т.д. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств. С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.
Некоторые авторы в рамках демографических факторов рассматривают национальность, расу, гражданство. Однако, большинство ученых рассматривают национально-культурные факторы как отдельную группу факторов, определяющих специфику потребительской корзины населения. Национальный состав населения, исторически сложившиеся обычаи и система моральных ценностей, образ жизни, религиозные традиции, господствующее мировоззрение и стереотипы, потребительская культура, отношение к моде проявляются в структуре потребностей тех или иных национально-этнических групп.
Например, в ряде мусульманских стран не принята трудовая деятельность женщин вне домашнего хозяйства. По-разному в различных странах будут удовлетворяться потребности в жилье, одежде, продуктах питания. В каждой национальной хозяйственной системе есть, безусловно, свои особенности, продиктованные ее социально-культурной средой и традициями. Пожалуй, самым наглядным примером в данной связи являются традиции национальной кухни, демонстрирующие специфику материального воплощения потребностей в пище рассматриваемого социума.
Физиологические факторы – это естественные (физические) свойства человека, обусловленные его биологической природой и определяющие естественные границы потребления и потребительские привычки. К ним относятся характеристики физического состояния, антропологические особенности и т.д.
Политические факторы обусловлены существующими социальными и политическими системами, демократическими преобразованиями, наличием социальнх институтов по защите прав потребителей и выравниванию уровней благосостояния членов общества и т.д. Данные факторы значительно влияют на «общественный выбор» (насильственным или ненасильственных путем).
Георгафические факторы, в первую очередь, связаны с природно-климатической средой проживания. Климатические условия, запасы природных ископаемых, энергетических ресурсов, плодородие земельных угодий и т.д. в значительной мере определяют группы потребностей жителей тех или иных географических регионов. Так, природно-климатические условия России требуют значительно больших затрат электроэнергии для поддержания жизнеобеспечения населения и реального сектора экономики, соответственно потребности в электроэнергии будут больше, чем во многих других странах, расположенных в других климатических зонах.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности (типа личности, степени внушаемости, темперамента, особенностей мыслительных процессов и памяти). Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки, внутренняя субъективная оценка ситуации, субъективное ощущение проблемы, отношение к престижу, подверженность влиянию извне и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.
Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей – это средства формирования потребностей.
К ним относятся:
— рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.
Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.
Вид рекламы | Цели рекламы |
Информативная | Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы |
Убеждающая | Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции |
Напоминающая | Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса |
Реклама имеет множество видов, и ее можно классифицировать по разным признакам.
По объекту рекламирования можно выделить:
— товарную (продуктовую) рекламу;
Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе.
Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.
В зависимости от источника рекламного сообщения выделяют рекламу от имени:
— производителей товаров и услуг;
— розничных и оптовых продавцов;
— правительства, общественных институтов и групп.
В зависимости от адресата рекламы можно выделить два класса рекламы:
— реклама, предназначенная для конечных пользователей;
— реклама, предназначенная для специалистов.
Среди всех рекламных каналов (средств распространения рекламы) одним из самых распространенных является реклама в прессе. Это хорошо иллюстрирует таблица, составленная по данным исследований, проведенных в Москве (июль 2008 г.) компанией «Потенциал».
Формирование структуры потребностей человека (электронная публикация)
Формирование структуры потребностей человека
Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Потребности являются основой для понимания поведения и деятельности человека, как в общественной сфере, так и в сфере экономики и трудовой деятельности. Поэтому первостепенным вопросом менеджмента является вопрос понимания человеческих потребностей.
Существует несколько групп потребностей.
Первая группа. Потребности существования, в которые входят все те потребности, которые А. Маслоу называл базовыми, т. е. потребности в пище, в одежде, в безопасности. Также разделяют минимальный и базовый уровень удовлетворения потребностей существования. Минимальный уровень отвечает за обеспечение выживания человека. Базовый уровень обеспечивает появление потребностей, соответствующих основным целям жизни.
К минимальному уровню обычно относят потребности в пище, одежде и безопасности. К потребностям существования следует отнести также потребность в свободе, которая признана фундаментальной потребностью человека. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.
Таким образом, к потребностям существования относятся: физиологические, безопасности, причастности и потребность в свободе.
Базовый уровень обеспечивает возможность появления потребностей, соответствующих основным целям жизни данного человека. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня может служить доля времени, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности.
Согласимся с мнением Б.М. Генкин, который считает, что приведенные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования.
Традиционная иерархия потребностей существования (физиологические, безопасности, причастности) может быть общей (единой) для всех людей только до минимального уровня удовлетворения, т. е. на грани выживания. Выше этого уровня последовательность удовлетворения потребностей существования определяется индивидуальностью человека и конкретной ситуацией. Иерархия потребностей определяется индивидуальностью человека и условиями его деятельности.
Во вторую группу Б.М. Генкин включил потребности достижения целей жизни:
1) материальные; 2) социальные; 3) интеллектуальные; 4) эстетические; 5) эмоциональные; 6) духовные.
Говоря об удовлетворении материальных потребностей, превышающие базовый уровень удовлетворения потребностей существования мы имеем виду потребности в роскоши, которые существуют для определенной группы населения. Следует учитывать, что понятие роскоши в значительной мере условно. То, что для одних социальных групп считается роскошью, для других признается нормой (т. е. тем, что соответствует базовому уровню потребностей существования). К материальным потребностям можно отнести и стремление к накоплению богатства, если индивид рассматривает это в качестве цели своей жизни.
Таким образом, считает ученый, материальные потребности как цель жизни реально являются потребностями в богатстве и роскоши.
Социальные потребности можно разделить на «преимущественно эгоистические и преимущественно альтруистические». К первым относятся потребности в свободе, славе, власти, признании, уважении. Ко вторым — потребности в благотворительности, дружбе, любви к детям, родителям.
Интеллектуальными являются потребности в знаниях, истине, научном и прикладном творчестве.
Эстетические потребности: красота, гармония, творчество в искусстве.
Эмоциональными являются потребности в общении, развлечениях, риске.
К духовным относятся потребности в духовном совершенствовании, вере, любви к Богу, истине, правде [1].
Таким образом, делает вывод Б.М. Генкин, основными видами потребностей достижения целей жизни являются:
1) богатство и роскошь; 2) власть, слава; 3) развлечения, риск; 4) красота, творчество в искусстве; 5) знания, творчество в науке, технике; 6) дружба, любовь, семья, благотворительность; 7) духовное совершенствование.
В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний после достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования у одних людей будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ, у других — к власти и славе, у третьих — к знаниям и творчеству, у четвертых — к красоте, развлечениям, риску, у пятых — к благотворительности, у шестых — к духовному совершенствованию.
Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. «При этом чем ниже субъективно-нормальный уровень потребностей существования, тем более вероятно, что после достижения этого уровня будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности»[1].
Потребности достижения целей жизни формируются двумя путями:
1) как стремление к большему удовлетворению потребностей существования (это относится к потребностям в роскоши, признании, славе);
2) как появление новых групп потребностей (в знаниях, творчестве, духовном совершенствовании).
Существует связь между базовыми потребностями и потребностями достижения целей жизни. Если потребности существования удовлетворены чуть больше минимального уровня, то вероятнее всего возникнут духовные потребности, хотя другие потребности тоже могут возникнуть. Если же потребности в существовании занимают большую часть жизни, то они переходят в материальные потребности. Социальные, интеллектуальные, эстетические потребности могут возникать при среднем уровне потребностей существования. Потребности существования являются не единственным фактором, влияющим на формирование потребностей, потому что на человека влияет и семья, и общество. Можно говорить о некоторых факторах, которые влияют на человека и влекут его к новому состоянию, определяют возникновение потребностей высшего порядка. Данные факторы действуют на протяжении всей жизни индивида, поэтому возможно кардинальное изменение потребности целей жизни.
Таким образом, исходя из принципа одновременного существования потребностей, можно говорить о разных уровнях сочетания потребностей на разных отрезках жизни человека. В течение жизни человек переходит с одного уровня сочетания потребностей к другому. Вероятность возникновения интеллектуальных потребностей максимальна при средних материальных потребностях, а рост духовных потребностей обратно пропорционален величине материальных потребностей.
Жизненные цели студентов ТюмГНГУ в зависимости от пола,
в % к общему числу опрошенных
Примечание: в числителе представлены данные исследования, проведенные в 2003 году, в знаменателе – в 2004 году.
Из представленных данных видно, что у студентов к старшим курсам снижается желание быть полезным обществу и стране (9,1 против 20,8%), а также желание получить хорошее образование (11,8 против 23,8%). Это, по нашему мнению, свидетельствует о разочаровании системой образования и жизнью вообще, сосредоточении на индивидуальных проблемах. Если сравнить данный показатель с показателем удовлетворения выбранной специальностью (11,8% против 58,1%), то можно сделать вывод о неуверенности старшекурсников в своём будущем, в своей профессиональной состоятельности, в том, что хорошее образование будет востребовано на рынке труда. При этом сохраняется устойчивая группа тех, кто хотел бы открыть своё собственное дело (26,9% против 30,8%).
1. Генкии Б. М. Экономика и социология труда. М.: Норма, 2003.
Структура потребностей людей
Изучению потребительских свойств товаров предшествует анализ потребностей различных групп потребителей.
Потребности — нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Потребности выступают как внутренний побудитель активности человека.
Содержание потребностей, масштабы и характер их удовлетворения в наибольшей степени характеризуют благосостояние людей и определяют их отношение к товарам и другим благам. Поэтому знание потребностей и связанных с ними процессов, протекающих в сфере потребления, очень важно для специалистов торговли, прежде всего, товароведов. Характер и содержание потребностей, уровень их развития, степень насыщения выражаются в поведении потребителей по отношению к качеству, престижности, цене и ассортименту товаров.
Потребности существенно зависят от уровня жизни населения, культурного уровня общества, структуры потребления товаров. Следовательно, потребности могут быть самыми разнообразными.
Существуют разнообразные методы классификации потребностей.
Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, обычно подразделяют на следующие группы: физиологические, социальные и духовные.
К физиологическим относятся потребности, обусловленные строением и функционированием организма человека. Такие потребности иначе называют материальными. Эти потребности обеспечиваются созданием элементарных жизненно необходимых условий. Например, физиологические потребности в обуви связаны с защитой стопы от внешних воздействий (холода, влаги, острых предметов и т. д.), обеспечением нормального функционирования стопы при ходьбе.
Социальные — это потребности в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.
Духовные потребности человека заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.
Представляет определенный интерес классификация потребностей по А. Маслоу.
А. Маслоу предложена иерархия потребностей человека, в соответствии с которой они подразделяются на пять уровней: основу составляют потребности существования (физиологические), затем потребности обеспечения, социальные, потребности в признании и потребности самовыражения. Значение удовлетворения социальных потребностей, по мнению А. Маслоу, очень велико и состоит не только в том, что определяет уровень комфорта жизни группы людей, но и в том, что составляет основу возможности удовлетворения потребности признания и самовыражения и тем самым влияет на уровень значимости жизни отдельного человека.
Следовательно, высшее проявление потребности — это потребность в самореализации, самоутверждении.
При сегментации потребительского рынка, на наш взгляд, следует придерживаться несколько другой схемы классификации потребностей.
Такая классификация потребностей будет способствовать более четкой сегментации потребительского рынка, так как она позволяет учесть потребности разных слоев населения.
На формирование потребностей влияют различные факторы: характеристика региона (климат, национальный состав, демографическая структура, основные обычаи и т. д.); денежные доходы населения; изменения моды; образ жизни; социальное положение; психология людей и т. д.
С развитием общества потребности совершенствуются и могут изменяться структурно. Например, с ростом уровня жизни людей доля потребностей в самоутверждении также растет.
Рассмотрим факторы формирования потребностей более подробно.
Характеристика региона является основополагающим фактором, влияющим на потребности людей. Климат, национальный состав, обычаи, оставляют свой отпечаток на общепринятых потребностях людей.
Существенное влияние на структуру потребностей может оказать половозрастной состав населения. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств.
С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.
Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров.
Важным фактором, влияющим на потребности, является мода.
Мода (фр. — mode, от лат. modus —- мера, способ, правило) характеризует непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.
В отличие от стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров, в особенности одежды и обуви. Существуют разные теории моды. Однако наибольший интерес представляют следующие две теории: психоаналитическая и социальная. Авторами психоаналитической теории являются 3. Фрейд, Э. Фромм, Дж. Флюгель и др.
Психоаналитическая теория связывает моду с подсознательными процессами. Основной причиной ее возникновения, по мнению авторов, является комплекс неполноценности: модные изменения позволяют компенсировать отсутствие престижа и создают иллюзию перемен в жизни человека. Помимо этого, мода выражает сексуальные потребности человека, служит важным элементом как социального, так и сексуального соревнования.
Сторонниками социальной теории моды были Т. Веблен, М. Вебер, Д. Рисман и др.
Социальная теория рассматривает моду как отражение статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, формируя образы вещей — символа престижа. Изменения моды связаны с «износом» этих символов: один модный образец уступает место другому, поскольку утрачивает значение престижа. Мода является и формой социальной регуляции поведения человека, приобщая его к определенной системе норм и ценностей.
Очевидно, эти две теории следует использовать в комплексе, так как сексуальные потребности и потребности в престижности взаимосвязаны.
Потребители, для которых важны имидж и статус, приобретают товары дорогие, престижные в специальных магазинах, хотя дорогие товары могут быть и в других магазинах. Однако такие потребители обычно посещают специализированные магазины, так как для них важен не столько сам товар, сколько сам процесс приобретения. В таких магазинах специфический подход к клиентам, высокий сервис обслуживания и, следовательно, удовлетворение потребности в самоутверждении.
В сверхсложном современном мире осознание собственных потребностей превратилось в такую же (а возможно, и более) сложную исследовательскую задачу, как и поиск технических путей удовлетворения уже известных потребностей. Разница состоит лишь в том, что технические задачи решают специально подготовленные, высококвалифицированные профессионалы, а идентифицировать собственные потребности пытается обыкновенный, не подготовленный человек. Причем делает он это на ходу, постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие проблемы, а чаще всего и не очень-то утруждая себя поиском решения.
Не справляясь с трудностями, которые по силам только крепкому профессионалу, рядовой потребитель привыкает мыслить шаблонно. Иными словами, клиент требует от новых товаров и услуг тех же качеств, что имели старые, но в «улучшенной» версии.
Вот эти-то «личные пожелания» и выясняет производитель в ходе добросовестно проведенного маркетингового опроса клиентов. И ставит именно такие задачи перед своими конструкторами. В результате, как показывают исследования, 90% выводимых на рынок так называемых «новых» продуктов отличаются от старых только мелкими улучшениями. Соответственно, недостаточно внимания уделяется выпуску подлинных новинок, которые могли бы радикально улучшить конкурентные позиции компаний.
Инструкция по применению — подробное наставление потребителю о правильном и безопасном применении изделия. Располагается на изделии, упаковке или включается в сопроводительные документы (паспорт, руководство и др.)
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести и использовать товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Потребление — использование товара по назначению с целью удовлетворения определенной потребности. Относится к товарам, которые в процессе использования расходуются (косметические товары, стиральные порошки, лакокрасочные товары и т. п.).
Приобретатель — юридическое или физическое лицо, покупающее партию товара или товар, независимо от цели: для последующей продажи или использования.
Ремонт — действие, предпринятое в отношении непродовольственного товара, имеющего недостатки, чтобы сделать его пригодным для использования по назначению.
Товары длительного пользования — непродовольственные товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного до десятков, иногда сотен лет).
Эксплуатация — использование потребителем непродовольственных товаров по назначению в соответствии с правилами эксплуатации. В процессе использования товары расходуют свой ресурс, изнашиваются (автомобили, одежда, обувь, и т. п.).