какие факторы влияют на индивидуальность
Факторы формирования индивидуальности
Слагаемые индивидуальности
Индивидуальность человека
Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим и н д и в и д у а л ь н о с т ь ю. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации и именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации и создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то идентичен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек одновременно имеет что-то общее с остальными и в то же время не похож на остальных. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Эти черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности. Так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда даже очень существенное.
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
1. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Н а с л е д с т в е н н о с т ь сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Ф и з и о л о г и я человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
2. Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает к у л ь т у р а, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется с е м ь е й, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п.
В-третьих, па индивидуальность человека оказывает сильное влияние п р и н а д л е ж н о с т ь к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием ж и з н е н н о г о о п ы т а, отдельных обстоятельств, случайных событии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.
3. Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют ч е р т ы и о с о б е н н о с т и х а р а к т е р а человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
От чего зависит индивидуальность человека
У каждого человека есть определенное сочетание особенностей, принципов и установок, которые в комплексе представляют его индивидуальность. Психологи рассматривают понятие с нескольких позиций:
Индивидуальность в психологии – важная характеристика человека, которая отличает его своей уникальностью и неповторимостью от других людей. Она проявляется наряду с такими психологическими особенностями как:
В каждом человеке присутствует набор определенных черт и характеристик, которые определяют его поведение в обществе. Именно благодаря этим качествам человек проявляет свою индивидуальность. Окружающие люди способны узнавать друг друга именно по манере общения или по привычкам, сохраняя при этом, определенное отношение друг к другу. С годами, прожитым опытом или после общения со многими людьми индивидуальность может существенно поменяться.
Что влияет на формирование индивидуальности?
Формированию индивидуальности способствует следующая группа факторов:
Индивидуально-психологические особенности личности
Анализируя индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в ее поведении в обществе, обычно выделяют следующие значительные составляющие:
Существует классификация темпераментов, с помощью которой можно определить манеру поведения личности, ее активность и инициативность, а также определить способности к энергичной деятельности.
Она насчитывает четыре основных типа темперамента:
Структура сложившегося характера личности включает в себя две составляющих: форму и содержание. Они являются одним целым и органично друг друга дополняют. Содержание характера представляет собой жизненную ориентацию личности (материальные и духовные потребности, интересы, цели и идеалы). Структуру характера также дополняют воля, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
Индивидуальность: кто вы — уникальная медаль для торжественного случая или обычная штампованная монетка?
Индивидуальность — это пламя, а не камень;
форма, а не материальное наполнение.
(Норберт Винер)
Несмотря на массовость современной культуры, многие люди считают себя яркими личностями, выпадающими из общей толпы. Они делают это разными способами: кто-то красит волосы в неоново-зелёный цвет, другие становятся членами секты, третьи критикуют Пушкина за отсутствие писательского стиля. Но настоящая ли это индивидуальность, к которой стоит стремиться? Разве она проявляется только так экстремально? Пора узнать, что это понятие означает в психологии и как, действительно, можно выделиться на фоне остальных.
Что это такое
Определение
Индивидуальность — комплексное понятие, которое включает в себя:
Индивидуальность в психологии — это:
Формируется под влиянием воспитания и общения, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.
Индивид — личность — индивидуальность
Эти понятия всегда находятся рядом друг с другом. Поэтому возникает много вопросов, чем отличается индивидуальность от личности, от индивида.
Каждый рождается индивидом — представителем рода человеческого и частью общества. В течение жизни под влиянием культурного развития он становится личностью. Чем больше он вбирает в себя духовного наследия своих предков и социализируется, тем сильнее в нём личностное начало. Если же у него формируется своё мировоззрение и особый взгляд на то, что происходит вокруг, он становится индивидуальностью.
Труднее всего выявить соотношение индивидуальности и личности:
Как сказал доктор психологических наук А. Г. Асмолов, «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Это выражение показывает суть отличий данных понятий.
Происхождение слова. Термин восходит к латинскому «individuum», что переводится как «неделимое, особь».
Подходы к изучению
Индивидуальность рассматривается с точки зрения поведения, внешности и внутреннего мира человека (к нему относятся волевые установки, особенности психики, мировоззрение). Некоторые психологи акцентируют внимание преимущественно на социализации, умении выстраивать межличностные отношения и становиться лидером. Вторые — на особенностях телосложения и лица. Третьи — на акцентуациях характера.
В связи с такими расхождениями в психологии сформировались основные подходы к типологии индивидуальности:
Многие специалисты считают, что индивидуальные черты нельзя типологизировать, так как у каждого человека они проявляются по-разному.
На сегодняшний день в психологии чаще всего рассматривается интегральная индивидуальность — понятие, введённое советским психологом В. С. Мерлином. Это особенности человеческой личности на разных уровнях:
В отечественной психологии также существует школа Теплова-Небылицына, которая рассматривает индивидуальные черты как проявления темперамента.
Факторы формирования
На индивидуальность человека, её формирование влияют разные факторы.
Наследственность
Определяет внешность и некоторые поведенческие черты, присущие только этому человеку.
Воспитание
Формирует поведенческие стереотипы, жизненные установки, мировоззрение, отношение к труду, окружающей среде, людям. Привносит в каждый из перечисленных аспектов свою изюминку, совокупность которых впоследствии становится тем, что называют индивидуальностью. Например, всех в детстве учат беречь природу. Однако кто-то дополняет данный стереотип тем, что ходит по вечерам на прогулку с мусорным пакетом и собирает фантики и бутылки с газонов, потому что в детстве он так делал с родителями. Это его индивидуальная особенность, сформированная семейным воспитанием.
Социализация
Определяет паттерны поведения и самооценку. Если, например, в школе человека постоянно принижали и не давали высказывать своё мнение, уровень индивидуализма будет низким.
Саморазвитие
Даже если наследственность, воспитание и социализация не сформировали в человеке индивидуальные черты и паттерны поведения, он всегда может развить их самостоятельно. Способов существует много.
Особенности психического развития
Тип нервной системы и акцентуации характера могут сформировать поведенческие паттерны, не совпадающие со стереотипами. Однако чаще всего они продиктованы различными личностными расстройствами. В пример можно привести всемирно известных людей, которые отличались яркой индивидуальностью, но в то же время имели тяжёлые психические заболевания: Исаак Ньютон (диагноз — приступообразная прогредиентная шизофрения), Винсент Ван Гог (много раз лечился в клиниках для душевнобольных), Эрнест Хемингуэй (имел склонность к суициду).
Проявления
Психологи называют следующие признаки индивидуальности в зависимости от уровня проявления.
На уровне внешности:
На уровне поведения:
На уровне внутреннего мира:
На уровне психических особенностей:
Следует также знать, что качества индивидуальности могут быть как положительными (в основном, выше были перечислены именно они), так и отрицательными. К последним относятся патологические акцентуации характера. Например, склонность к окрашиванию волос в разные ярко-ядовитые цвета, чтобы выделиться из общей массы. Или демонстративное нарушение правил поведения в обществе, чтобы привлечь к себе внимание. Или шокирующие общественность поступки (Ван Гог, например, отрезал себе ухо). Да, такие люди отличаются от остальных, но их индивидуальность носит патологический характер.
Диагностика
Степень сформированности индивидуальности может быть разной. Определить её помогает психодиагностика с помощью обычного тестирования.
Тест на индивидуальность. Вопросы
I. В кругу знакомых обсуждают фильм, который лично вам понравился, но не понравился остальным. Вы:
II. Вам рассказали что-то плохое о человеке, которого вы видели, знаете, но никогда лично не общались с ним. Вы:
III. Вы хотите себе купить какую-то вещь в магазине, но ваша вторая половинка отговаривает вас от этого. Вы:
IV. Вы путешествуете. Однако в запланированный гидом маршрут не входит достопримечательность, которую вам очень хочется посмотреть. Вы:
V. Вы узнали о каком-либо нововведении, которое разрушает общепринятую традицию. Ваша реакция:
VI. Знакомый вам изливает душу. Вы:
VII. Что вас интересует больше всего:
VIII. Прочитали сенсацию в Интернете. Ваша реакция:
IX. Что для вас наиболее важно в жизни:
X. Ваше мировоззрение не совпадает со взглядом на мир вашего лучшего друга. Вы:
Обработка ответов
За каждый из ответов проставьте баллы:
Подсчитайте их общее количество.
Интерпретация теста
Количество набранных баллов: 10-15
Уровень индивидуальности — нулевой.
Количество набранных баллов: 16-25
Уровень индивидуальности — низкий.
Количество набранных баллов: 26-34
Уровень индивидуальности — нормальный (средний).
Количество набранных баллов: 35-40
Уровень индивидуальности — повышенный.
Существуют также другие опросники, позволяющие определить наличие и степень индивидуальности.
Как выработать
Конечно, выгодно выделяться на фоне остальных хочется всем. Главное, чтобы это не шло вразрез с общепринятыми правилами поведениями в обществе и не сопровождалось ущемлением прав других. Яркая индивидуальность, если она положительная, позволяет человеку многого добиться:
Это далеко не все выгоды выделяться из толпы. Поэтому в любом возрасте есть смысл задуматься о том, как подчеркнуть индивидуальность, развить, выработать, направить в положительное русло. В арсенале психологов — большое количество способов и методик, как это сделать.
У детей
Становление индивидуальности в идеале должно происходить в детском возрасте. Поэтому каждый родитель, заботящийся о полноценном развитии своего ребёнка, должен способствовать формированию у него качеств, которые будут выгодно отличать его на фоне остальных. Подходить к данному вопросу следует комплексно.
Вырабатывать вкус
Для этого нужно детей с раннего возраста приучать к прекрасному. Слушать классическую музыку, ходить в музеи, театры и картинные галереи. Наблюдать за красотой природы. Окружать элегантными вещами. Учить опрятности и правилам ухода за собой. Рассказывать о сочетании цветовых гамм. Вместе подбирать одежду. С возрастом — следить за модой и индивидуальными стилями различных звёзд. Это поможет в будущем создать свой неповторимый образ и в любом обществе привлекать к себе внимание безупречным внешним видом с изюминкой.
Учить общаться
В первую очередь обучать правилам поведения в обществе. Предоставлять ему возможность общаться со сверстниками. Приглашать домой его друзей, наблюдать за их общением, аккуратно поправлять ошибки собственного ребёнка. Следить за тем, чтобы у него не было навязчивых движений, бесконтрольной мимики. Развивать лидерские качества, если они есть.
Формировать собственную точку зрения
Параллельно развивать собственное видение всего происходящего вокруг. Самый элементарный приём: после прочтения сказки или просмотра мультфильма спрашивайте, какие герои, с точки зрения ребёнка, хорошие, а какие плохие, и почему. По мере взросления нужно показывать, что не всегда общее мнение может быть правильным. Всем жалко весёлого и озорного Колобка, которого съела Лиса. Но разве он положительный персонаж, если ослушался дедушку с бабушкой и убежал от них?
Обогащать внутренний мир
Способствовать развитию творческого начала: отдать в художественную студию, на танцы, в спорт, где ребёнок сможет реализовать себя. Расширять кругозор чтением книг, прослушиванием классической музыки, посещением музеев.
На формирование личностных особенностей ребёнка также оказывает большое влияние развитие адекватной самооценки. Если с ней замечены какие-то проблемы, лучше обратиться за помощью к профессионалу. Ежедневно разговаривайте со своими детьми, просите их проанализировать, что произошло за день.
У взрослых
Главное — понять, что фиолетовый цвет волос и пирсинг в носу — ещё далеко не выражение индивидуальности. Для того, чтобы её выработать, рекомендуется:
Как сказал известный немецкий писатель-романтик Гофман, большинство людей похожи на монеты, на которых чеканятся одни и те же изображения, но есть и те, что подобны медалям, выбиваемым только для особого случая. Последние и являются индивидуальностями. И то, чем быть в этой жизни — штампованной монеткой или торжественной медалью — каждый решает сам для себя.
Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается
На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.
Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.
В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.
Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.
Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.
Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.
Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.
Формирование человеческой личности
Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.
Факторы формирования личности:
Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.
В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.
Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.
Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.
Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.
Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.
Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.
Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.
На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.
Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.
Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.
Фазы становления личности:
Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.
Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.
Этапы развития
Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.
Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.
Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.
«По Д. Б. Эльконину»
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
«По Э. Эриксону»
Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.
Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.
Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.
Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:
В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.
Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.
Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.
Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.
Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.
Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.
Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.
Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.
Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.
Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:
Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.
Теории формирования
О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.
Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).
В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.
Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.
В качестве компонентов личности выступают следующие свойства: