какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства
Практическая работа по теме «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).
Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.
Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.
обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.
В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.
На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.
В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.
Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:
Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:
2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:
Лесопокрытая площадь, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?
3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.
Азия и Тихоокеанский регион
Латинская Америка и Карибский регион
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:
2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:
Площадь пашни, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?
3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?
Выполнение практической работы
1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:
Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .
Лесопокрытая площадь, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.
б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.
Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.
Ресурсное обеспечение: что это такое, как рассчитать ресурсообеспеченность
Содержание:
Государственное ресурсное обеспечение – это отношение количества запасов определенного природного ресурса к показателям объема его добычи. Существует два способа выражения ресурсообеспеченности:
Природный ресурс – это географический термин, объединяющий класс естественных явлений, элементов природы. Эти компоненты люди используют в хозяйстве, производстве с целью обеспечения достойного уровня жизни, поддержки основных функций, потребностей. Ресурсы бывают исчерпаемыми и неисчерпаемыми.
Понятие исчерпаемых ресурсов характеризует минералы и ископаемые, запас которых со временем истощается ввиду активной добычи и использования. Возобновляемые ресурсы со временем восстанавливаются. К ним относят леса, земли, воду, рекреацию. Не возобновляемые компоненты – это любой вид полезных ископаемых или минералов.
Группа неисчерпаемых природных ресурсов включает ветер, солнечную энергию, приливы, отливы, дожди и прочее. Независимо от объемов их использования человечеством, неисчерпаемыми запасами земля всегда сможет обеспечить живые организмы.
От чего зависит ресурсообеспеченность стран углем, другими природными ресурсами
Ресурсообеспеченность стран зависит от многих факторов. Ключевое значение имеет начальное количество полезных ископаемых и объемы использования. Все государства обеспечены ресурсами не одинаково. Проведем тест на основе запасов угля:
Как посчитать ресурсообеспеченность – формула
Чтобы выполнить задание по подсчету ресурсного обеспечения, необходимо воспользоваться данными статистики за определенный период. Допускается расчет количества лет, на протяжении которых страна не будет испытывать дефицита в ресурсе. Для этого используется следующая формула:
Р – показатель ресурсного обеспечения;
З – количество запасов;
Д – уровень использования.
Другой вариант выражения показателя – через количество жителей страны. Для этого используется формула:
Здесь З – количество запасов;
Н – население в государстве.
Ресурсообеспеченность России нефтью – как рассчитать ресурсообеспеченность страны
Для расчета ресурсного обеспечения Российской Федерации нефтяными запасами используется формула:
Запасы России составляют 6.7 миллиардов тонн нефти, согласно данным статистики. Добыча – 300 миллионов тонн. Ресурсообеспеченность = 6.7/300 = 22.3. Следовательно, нефтяных запасов РФ хватит на 22 года. Из расчета на каждого жителя:
Р=6.7/141.9=47.2 тонн на одного гражданина.
Отсюда следует, что необходимо искать альтернативные решения, которые позволят снизить расход нефти. Россия считается одной из самых богатых стран по залежам этого полезного ископаемого. Нерациональное использование и чрезмерная добыча приводят к истощению ресурсов.
Презентация к уроку : «Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГЕОГРАФИЯ 10 класс (урок-практикум) МИРОВЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Учитель географии: Ващенко Светлана Викторовна
Пирамида потребностей А. Маслоу
ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Компоненты природы горные породы почвы вода климат растительность животные Природные ресурсы Климатические Биологические Лесные Минеральные Земельные Водные Найти соответствие
По происхождению: Минеральные. Климатические. Водные, Земельные(почвенные), Биологические, Мирового океана
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
По исчерпаемости: Исчерпаемые: Невозобновимые (минеральное сырье); возобновимые (биологические, земельные, водные); Неисчерпаемые: энергия Солнца, ветра, морских приливов и отливов, течений, геотермальная,
По характеру использования
По применению: Для промышленности: Топливно-энергетические; Металлургические; Химическое и прочее сырьё. Для сельского хозяйства: Земельные; Почвенные; Агроклиматические. Для отдыха и туризма: Рекреационные ресурсы.
Природные ресурсы это компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления.
Минеральные ресурсы мира Исчерпаемы, почему?
Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? Сегодня к ногам человечества Сложена вся таблица Менделеева Акад. А.Е.Ферсман Особенности всех видов минеральных ресурсов – их невозобновимость, хотя их образование происходит непрерывно.
Неисчерпаемы. А хватит ли на всех?
Обеспеченность речным стоком на душу населения
Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения. Ресурсообеспеченность = запасы / добыча (число лет) Ресурсообеспеченность = запасы / числ. населения(на душу)
Практическая работа №2 «Оценка ресурсообеспеченности… отдельных стран мира»
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (практикум).
Домашнее задание: Учебник Домагацких Е.М. и др. Выучить термины из параграфов 10 и 11.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-359236
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства
Запасы угля (в млрд т)
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.
Запасы газа (в трлн м 3 )
Добыча газа (в млрд м 3 )
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.
Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообелеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОП ЕК, страны Персидского зали ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.
Запасы нефти (в млрд т)
Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)
География. 10 класс
Конспект урока
Название предмета, класс: география 10 класс
Номер урока и название темы: урок №4 «Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: природные ресурсы, природные условия, природопользование, загрязнение окружающей среды, особо охраняемые природные территории (ООПТ), геоэкология.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ресурсы географической оболочки Земли огромны и разнообразны. Разведанные и добытые природные ресурсы обычно становятся сырьём для промышленности, обеспечивающей материальное производство. Когда сырьевые материалы вовлечены в производство, они становятся экономическими ресурсами.
Промышленность современного мира нуждается в огромном количестве сырья. Его общая доля в суммарных затратах на производство продукции может, по разным оценкам, достигать 75%. Разумеется, это обстоятельство приводит к появлению острых проблем обеспеченности основными видами промышленного сырья во многих регионах и странах. Природные ресурсы располагаются на поверхности планеты крайне неравномерно ввиду истории и современного характера протекания климатических и тектонических процессов, различий в условиях образования полезных ископаемых в разные геологические эпохи.
Запасы отдельных видов ресурсов существенно отличаются не только в масштабе государств, но и обеспеченностью ими в различных регионах внутри страны. В мире существует только несколько государств, на территории которых находятся существенные запасы всех основных видов сырья – Россия, Китай и США. Аргентина, Бразилия, Индия хотя и уступают упомянутым странам в ресурсообеспеченности, очень хорошо обеспечены ресурсами по сравнению с остальными.
Существуют государства, недра которых содержат большие в мировом масштабе запасы какого-то конкретного вида сырья: так, Кувейт обладает огромными запасами углеводородов, а в Марокко расположены крупнейшие в мире залежи фосфоросодержащих пород. Нет ни одной страны в мире, лишённой природных ресурсов полностью. И даже страны, территория которых очень бедна полезными ископаемыми и другими ресурсами, не обречены на бедность, ведь их богатства составляют не только природные, но и трудовые ресурсы людей с их знаниями, мастерством, опытом и трудолюбием. Например, обладающая крайне скромным набором ресурсов Япония добилась серьёзных экономических успехов, хотя её недра содержат лишь залежи серы и пиритов.
Неравномерность распространения природных богатств Земли, с одной стороны, является дополнительным стимулом роста и развития международных экономических связей и разделения труда на уровне разных регионов и стран. Но, с другой, является источником экономических трудностей для жителей бедных природными ресурсами территорий. Показатель ресурсообеспеченности, однако, зависит не только от размеров изначального богатства того или иного участка планеты, но и от объёмов использования этих ресурсов его населением. Ресурсообеспеченность, таким образом, обычно понимается как соотношение величины запасов природных ресурсов с масштабом их использования.
Ресурсообеспеченность определяют как величину соотношения между количеством природных ресурсов и объёмом их использования. Обычно она выражается или в количестве лет, на которые должно хватить разведанных запасов ресурса, или его запасами в расчёте на душу населения с учётом современных темпов использования и добычи. По общим оценкам на сегодняшний день геологических запасов ископаемого топлива на планете должно хватить более, чем на 1000 лет.
Оценка обеспеченности страны конкретным природным ресурсом обычно производится двумя способами:
1) делением объёмов запасов данного ресурса на современные объёмы ежегодной добычи с получением показателя в виде срока, на который его должно хватить;
2) делением запасов этого ресурса на численность населения территории с получением подушевого объёма ресурса. Этот способ позволяет наглядно сравнивать ресурсообеспеченность территорий между собой.
Разумеется, основным фактором ресурсообеспечености выступает богатство или бедность данной территории природными ресурсами. Однако, поскольку ресурсообеспеченность прямо связана с масштабами использования ресурсов, само понятие становится не природным, а скорее социально-экономическим.
Формула расчёта ресурсообеспеченности:
Р = З/Д для первого случая,
Р = З/Н для второго случая,
где Р – ресурсообеспеченность,
З – объём запасов природного ресурса,
Д – объём использования ресурса за период времени (обычно – ежегодный).
Важную роль в организации природопользования играет научно обоснованная оценка хозяйственного потенциала природных ресурсов. Она состоит из выявления, разведки, учёта, количественных и качественных оценок каждому виду природных ресурсов.
Уровень ресурсообеспеченности позволяет выделять среди стран мира несколько вышеупомянутых групп:
Загрязнение окружающей среды, экологические проблемы общества
Под загрязнением окружающей среды понимают гипотетическое или уже произошедшее нежелательное изменение её свойств, отрицательно отражающееся на условиях жизни человека или целостности природных комплексов. Самый упоминаемый вид загрязнения – химическое, в результате попадания в окружающую среду опасных веществ. Однако потенциальная угроза других видов загрязнения не менее масштабна, например, радиоактивное, тепловое (поскольку бесконтрольный выброс тепла в атмосферу грозит климатическими изменениями), шумовое загрязнение. Чаще всего вопрос загрязнения окружающей среды рассматривается в контексте разрушительных последствий хозяйственной деятельности, антропогенного воздействия на природную среду. Однако загрязнение может быть обусловлено природными факторами и явлениями, как, например, извержениями вулканов, падениями метеоритов, землетрясениями. Все оболочки Земли подвержены загрязнению.
Литосфера и почвенный покров подвержены загрязнению тяжёлыми металлами, удобрениями, ядохимикатами. Одно только ежегодное суммарное производство бытового мусора мегаполисами достигает 12 миллиардов тонн. Горная добыча ископаемых приводит к уничтожению гигантских площадей почвенного покрова.
Гидросферу загрязняют стоки промышленных предприятий, в особенности металлургических и химических, стоки сельскохозяйственных предприятий, полей и животноводческих комплексов. Крайне опасно загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами – каждый год в его воды попадает до 15 миллионов тонн.
Основной причиной загрязнения атмосферы становится ежегодное сжигание огромного количества ископаемого топлива, атмосферные выбросы химической и металлургической промышленности. Самые главные загрязнители атмосферы – углекислый газ, окислы серы, азота, тяжёлые металлы и радиоактивные соединения.
Результатом роста загрязнения природной среды становится возникновение локальных и региональных экологических проблем, особенно в больших промышленных районах и агломерациях крупных поселений. Острыми глобальными экологическими проблемами являются истощение запасов природных ресурсов, разрушение озонового слоя атмосферы и глобальные климатические изменения.
Пути решения экологических проблем лежат не только в области усовершенствования и строительства очистных устройств сооружений, но и во внедрении малоотходных и безотходных технологических цепочек, перепрофилировании промышленных производств и их переносе для снижения «нагрузки» на окружающую среду.
Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) называются участки суши, водной поверхности и воздушные пространства над ними, имеющие особое оздоровительное, рекреационное, эстетическое, культурное, научное и природоохранное значение, которые частично или полностью исключены государством из хозяйственного использования и охраняются в особом режиме. ООПТ – объекты общенационального достояния.
Геоэкология – это междисциплинарная научная область, включающая исследование абиотических геосфер Земли (литосферы, гидросферы и атмосферы) в контексте среды обитания человека, комплекс знаний о взаимодействии геосфер Земли с обществом.
Основной задачей геоэкологии является исследование изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосфер, изучение влияния на них природных и антропогенных факторов, организация их мониторинга, охраны и рационального использования с целью сохранения функциональной и продуктивной природной среды для нынешнего и будущего населения планеты. Развитие геоэкологии происходит на стыке нескольких естественных наук, что приводит к очень широкой, зачастую противоречивой трактовкой решаемых задач и методологии исследований.
Географический подход трактует основную задачу геоэкологии как изучение географической (ландшафтной) среды обитания общества, их взаимодействия путём обмена веществом и энергией.
Биологический подход к геоэкологии сводится к изучению сверхмасштабных экосистем вплоть до планетарного уровня.
Геологический подход направляет геоэкологию на изучение взаимодействий литосферы с биосферой с учётом специфики, привносимой существованием человеческого общества и его деятельности.
Фундаментальные проблемы геоэкологии:
Пути улучшения окружающей среды
Насколько бы глубоким не было теоретическое осмысление проблем современной экологии, их практическое разрешение является областью личной ответственности. Итак, что же мы можем предпринять для помощи природе?
Природу Земли невозможно заменить. Уже сегодня совместным решением проблем окружающей среды, объединяющим усилия государства, граждан, коммерческих предприятий и общественных организаций, мы можем улучшить окружающий мир. Вопросы охраны природы касаются каждого из нас, ведь из нашего ежедневного отношения к ним складывается экологическая действительность, в которой будут жить наши дети.
Разбор заданий тренировочного модуля
Какие из следующих высказываний неверны? В поле ввода запишите только цифры, под которыми они указаны (без запятых).
1) Развитие тепловой электроэнергетики — одна из причин усиления парникового эффекта в атмосфере.
2) Рекультивация земель — одна из причин сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий.
3) Сокращение поголовья скота — основная причина деградации пастбищ.
4) Перевод ТЭС с угля на газ способствует сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу.
5) Использование тяжёлой техники — одна из причин снижения почвенного плодородия в степной зоне.
1) Развитие тепловой электроэнергетики — одна из причин усиления парникового эффекта в атмосфере. — Да, верно, сжигание топлива добавляет углекислого (парникового) газа в атмосферу.
2) Рекультивация земель — одна из причин сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий. — Нет, неверно, рекультивация — это восстановление земель.
3) Сокращение поголовья скота — основная причина деградации пастбищ. — Нет, неверно.
4) Перевод ТЭС с угля на газ способствует сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. — Да, верно, при сжигании газа выбросов значительно меньше.
5) Использование тяжёлой техники — одна из причин снижения почвенного плодородия в степной зоне. — Да, верно, имеется в виду уплотнение почвы, ухудшение её структуры, что влияет на плодородие.
Для многих стран актуальными являются наблюдение за вулканической активностью и работа служб по оповещению населения о предстоящих извержениях вулканов. Для какой из перечисленных стран актуально постоянное наблюдение за вулканической активностью?
Вулканы расположены в пределах сейсмических зон, приуроченных к границам литосферных плит. Из приведённых примеров Исландия расположена на границах плит, остальные – далеко от границ литосферных плит.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- антхилл в мобайл легенд что
- Разбираемся с понятием развал схождения в автомобильном мире