какие факторы здоровьесберегающего подхода предусматривает стандарт дошкольного образования
Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в условиях внедрения ФГОС до
Реализация направлений развития и образования в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами. Гармоничному физическому и психическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня,который подразумевает: динамичный режим дня детей, гибкий график работы специалистов и всего обслуживающего персонала.
Таким образом, здоровьесберегающая среда ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приводит к увеличению резервов здоровья и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является важнейшим условием для физического потенциала, формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Хочется, чтобы каждый воспитанник был здоровым и успешным в современном обществе.
Разработка НОД по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании «Разработка НОД по технологии активных методов обучения в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании» На современном этапе развития.
Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.
Деловая игра «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс» Деловая игра «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс» Подготовила:.
Консультация «Обучение одаренных детей в условиях внедрения ФГОС» Обучение одаренных детей в условиях внедрения ФГОС Новые стандарты расширяют возможности для работы с одаренными детьми. Совершенствование.
Образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС Эффективные образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО Проблема: недостаточная полнота.
Опрос воспитателей «Научно-методическая работа в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» Опрос воспитателей «Научно-методическая работа в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» Комментарии При работе.
Социализация старших дошкольников путем организации детской трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.
Особенности предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС Долганова Татьяна Ивановна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 18 Пушкинского района СПб. Особенности предметно-развивающей среды для детей.
«Система здоровьесбережения в ДОУ у условиях внедрения ФГОС ДОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО
Н.П. Ендирякова, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр»
общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ
В нашем ДОУ активно используется технология здоровьесбережения, задачами которой являются:
Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.
4. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, поддержания здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по уставу ВОЗ) здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия.
В нашем детском саду здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах :
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ;
валеологического просвещения родителей.
5. Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
6 В нашем детском саду ежедневно ведётся медицинский осмотр детей медицинской сестрой, что позволяет получить чёткую информацию о состоянии здоровья каждого ребенка дошкольного учреждения. Для наибольшего эффекта закаливания нами используется: чёткая организация теплого и воздушного пространства, рациональная одежда детей, соблюдение режима прогулок во все времена года, гигиенические процедуры. Для профилактики респираторных заболеваний осуществляется фитотерапия, витаминотерапия, а так же полоскание горла настоями, отварами трав календулы, ромашки.
7 Физкультурно-оздоровительные технологии- направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
8 К ним относятся: ежедневные утренние гимнастики, физические упражнения; закаливания КГН, спортивные праздники, развлечения и досуги, соревнования, недели здоровья.
9 В нашем детском саду ведется непрерывная, ежедневная работа по развитию физических возможностей детского организма и укреплению его здоровья.
10 Так, например, реализуется проект «Тропинка здоровья», по профилактики плоскостопия. Также полностью реализуются разнообразны формы оздоровления детей, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (физиотерапевтические процедуры, ходьба по массажным, ребристым дорожкам, точечный массаж).
11- 17 В каждой группе детского сада имеется свой
физкультурный уголок, где огромное количество различного оборудования для реализации в потребности движений детей. Вся работа по физическому воспитанию дошкольников строится с учётом физических возможностей и различных отклонений об их состоянии здоровья. Всё это непосредственно положительно влияет на укрепление здоровья воспитанников и уменьшению уровня заболеваемости.
18 З доровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ. Это технология, направлена на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Воспитатель, стоящий на страже здоровья, который укрепляет здоровье детей, сам должен быть здоровым, следить за своим здоровьем. Ведь от здорового педагога зависит здоровье воспитанников. В нашем детском саду проводятся семинары-тренинги, консультации для педагогов, практикум для педагогов ДОУ, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
19 В алеологическое просвещение родителей. В целях сотрудничества с родителями по созданию общей цели по укреплению здоровья детей, в нашем детском саду проводятся такие мероприятия как: родительские собрания, консультации, памятки, индивидуальные беседы, круглые столы, спортивные праздники, конкурсы, папки-передвижки, праздники здоровья. Всё это направлено на взаимодействие педагогов ДОУ с родителями для поддержания здоровья детского организма, что является непосредственной деятельностью в образовательном процессе ДОУ.
21 Система здоровьесбережения в ДОУ.
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул) ;
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика) ;
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки) ;
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Тесное сотрудничество с родителями дает положительные результаты, родители стали больше проявлять интерес к успехам своих детей в области здоровья и физической подготовки, охотно участвуют в организации и проведении досуговой деятельности детей. В детском саду проводятся беседы с воспитанниками, о важности здорового образа жизни, о поддержании здоровья, о профилактике различных заболеваний, о соблюдении режима дня, важности пребывания на свежем воздухе, выполнения физических упражнений.
В результате постоянной, непрерывной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в оброзовательном процессе в ДОУ
Сформированны навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ
Сформирована медико – оздоровительная, физкультурно – оздоровительная база, по вопросам оздоровления дошкольников.
Улучшены и сохранены соматические показатели здоровья детей, и значительно снизилась их заболеваемость.
22 Таким образом, здоровьесберегающие технологии это совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. И это является главной задачей нашего дошкольного учреждения. Однако, мы не останавливаемся на достигнутом, работа с применением здоровьесберегающих технологий и дальше будет продолжаться регулярно, систематизировано и искать новые пути для укрепления, сохранения и развития здоровья наших детей.
Ахутина Т. В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребёнка» Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г..
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога»
Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» М. Просвещение, 1986 г.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению
Татьяна Панафидина
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по здоровьесбережению
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологийимеет двустороннюю направленность:
• формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т. е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
• организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологийрешает целый ряд задач:
• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• проведение профилактической оздоровительной работы;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• формирование валеологических навыков;
• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
• валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
• валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
• здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
• смене вида деятельности;
• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• повышении интереса детей к ходу занятия;
• создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
• улучшить работу внутренних органов;
• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
• тренировать дыхательный аппарата;
• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
• повысить защитные механизмы организма;
• восстановить душевное равновесие, успокоиться;
• развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей.Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.Используются такие виды упражнений:
• действия с предметами или материалами;
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.Гимнастика для глаз необходима для:
• тренировки глазных мышц;
• укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.Цель психогимнастики заключается в следующем:
• проведение психофизической разрядки;
• развитие познавательных психических процессов;
• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
• коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов,которые предполагают разыгрывание:
• этюдов с использованием мимики и пантомимы;
• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
• этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер.Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх,в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологийв ДОУ можно использовать и другие их виды:
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.