какие фамилии давали незаконнорожденным на руси
Дети, рожденные вне брака. Какие позорные фамилии им давали на Руси.
В царской России дети, рожденные вне брака, навсегда получали соответствующее клеймо в виде фамилии, которая словно «сообщала» социуму происхождение своего владельца.
И если благородные родители наделяли таких своих отпрысков усеченными фамилиями, все-таки указывающими на происхождение их рода, то неимущие сословия навсегда оставляли на внебрачных, ни в чем не повинных детях печать несчастья, порой даже в виде бранных слов.
Церковь на страже морали
Однако, неприязненное отношение к внебрачным детям на Руси было не всегда. Известно, что князь Владимир «Красное солнышко» был «прижит» князем Святославом Игоревичем от ключницы Малуши. Но это не помешало Владимиру стать Великим князем киевским, оставившим после себя многочисленное потомство как от наложниц, так и рожденное позже в нескольких церковных браках. И все его дети считались княжеского рода.
Но уже в XVI веке отношение к детям, рожденным вне брака, стало меняться и тому немало способствовала Русская православная церковь. Поддерживая брачное сожитие, освященное церковным благословением, духовенство всячески подчеркивало свое несочувствие последствиям внебрачных связей, порой даже отказываясь крестить таких младенцев. Незаконнорожденные юноши признавались церковью запятнанными и не допускались к священническому сану. Такое же отношение было и к незаконнорожденным девушкам, которых молодые батюшки даже не рассматривали в качестве невест.
Под влиянием церковных проповедей и в обществе постепенно поменялось отношение к внебрачному происхождению человека. Вскоре на всей территории Российской империи такие дети оказались «незаконными», даже для своих родителей они зачастую становились чужеродными, а в официальных документах их и вовсе именовали «зазорными».
Армия сирот
Только начиная с XVIII века незаконнорожденных детей в России с каждым годом становилось все больше. Этому немало способствовало создание регулярной армии, куда рекрутов забирали на 25 лет, а ведь это были молодые парни, которые накануне успевали обвенчаться. Их жены свои лучшие годы должны были проводить в одиночестве, ожидая супруга только на побывку. И зачастую, когда солдат уже украшенный сединой, наградами и шрамами впервые оказывался дома, то его встречал незаконный, «зазорный» ребенок, а то и не один.
Но это если солдатка жила отдельно, а не в семье мужа. А в этом случае женщина любыми путями стремилась избавиться от ребенка. На рубеже XVIII-XIX веков убийства незаконнорожденных детей среди крестьян, мещан и в большей степени солдаток были повальными, и не потому, что матери ненавидели таких своих отпрысков. Их дальнейшая судьба заранее была настолько плачевной, что родители считали, что им лучше не жить.
Если у «зазорного» ребенка не находилось попечителя, то он не имел права ни на что и не мог даже обучиться какому-нибудь ремеслу. Мальчики считались «казенными» детьми и их в первую очередь отправляли в армию, порой еще до совершеннолетия. Судьба девочек вовсе теряется во мраке.
Позорные фамилии
До XIX века незаконнорожденные дети простолюдинов не получали фамилии, а только клички. Их записывали в официальные документы и в дальнейшем каждому было понятно, кто этот человек.
Наиболее распространенные клички «зазорных» детей, изредка превращенные потомками в фамилии были байстрюк, безбатьковщина, беспуток, выблюнок, выгунок, выпороток, выплыш, выстирок, закрапивник, зауголок, капустник, курвач, курвенок, марыш, замарыш.
Иногда местные священники при крещении приписывали им в метрики свои прозвища и они тоже в дальнейшем становились фамилиями: Иудин, Иов, Христарадин.
Позже, в семьях, где ребенок рос только с родной матерью и чужим ему отцом, его считали чужеродным наполовину. Такие дети не имели настоящего отчества и в метриках записывались обычно как Половинкин, или сын полу Анны, позже это превращалось в Полуанин, Полуварварин, Полунадеждин. Или же в метрике использовали девичью фамилию матери, иногда крестного отца, но опять же эти дети были их «наполовину», и тогда получались Полупьянов, Полоумнов, Полустроев, Полукроев и т.д.
Благородные наполовину
У русских аристократических династий ситуация с незаконнорожденными детьми была более гуманной. Высокородные отпрыски, пусть и не получали все титулы своих родителей, но редко бывали лишены какого-нибудь наследства, их всегда обучали и часто за границей. И все-таки практика отметить «зазорного» ребенка существовала и у дворян.
Порой князья использовали для фамилий своих незаконных отпрысков географические названия, где располагались их родовые поместья. Так, например, незаконнорожденный сын светлейшего князя Григория Орлова и императрицы Всероссийской Екатерины II носил фамилию Бобринский, поскольку именно в Бобриках у него была земля и усадьба, которую ему подарили родители.
Еще благородные, но незаконные отцы часто выискивали в своих родословных первоначальные, но со временем утерянные династические фамилии и приписывали их своим детям. Так все внебрачные дети императора Александра II от Екатерины Долгоруковой, а затем и их потомки носили фамилию Юрьевские, поскольку Юрьевы — было одно из прозвищ бояр Романовых, от которых вел свой род русский императорский дом.
Только в начале XX века все незаконнорожденные дети стали получать те фамилии, которые им пожелали оставить их родители. И в них уже, зачастую не были зашифрованы обидные прозвища и данные о том, что они — родные лишь наполовину. Однако, предосудительное отношение к таким детям еще долго сохранялось в обществе и полностью исчезло лишь к концу XX века.
Незаконнорожденные на Руси: Как к ним относились и чью фамилию они носили
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Чистый по крови
Смешение кровей грозило бы полным вырождением аристократии как таковой. И даже несмотря на тот факт, что представители «голубых кровей», женившись на такой же аристократке как и они сами, вовсе не отказывались от связей с простолюдинками, это не играло никакой роли, ведь бастарды не считались равными детям, рожденным в браке. Жениться на простолюдинке было практически невозможно, мезальянсы не допускались, а браки по договорённостям были абсолютной нормой.
При таком раскладе любовниц у господ было множество, но их потомство не воспринималось всерьез и не ставилось вровень с детьми от законной супруги. Почти как и у лошадей – чистокровность ценилась слишком высоко. У людей происходило по той же аналогии, всяческое уничижение бастардов не давало границам размываться, отделяя аристократов от простолюдинов и возвышая первых.
У медали есть и другая сторона, обеспокоенность вызывала не только чистота крови, но и финансовый вопрос. Бастард не имел права претендовать на какую-либо часть имущества родителей. Обеспеченный отец мог облагодетельствовать определенными благами, но происходило это крайне редко. Чаще всего незаконнорождённого ждала участь «лишнего» человека. Сыновья чаще всего уходили на службу в армию на несколько десятилетий, чтобы хоть как-то себя прокормить. Девочки нередко попадали в монастырь или шли другой дорогой, противоположной монастырю, становясь девицами легкого поведения. Шансов обустроить свою жизнь у них было крайне мало. Чаще всего считалось, что это казенные дети, а потому государство может использовать их в своих интересах.
Однако родить байстрюка могла и женщина, причем у нее то были куда более широкие возможности сделать это тайно, да еще и привести в дом претендента на наследство. В патриархальном обществе жены, которые рожали детей не от законного мужа, предпочитали скорее избавиться от ребенка, отдав его на воспитание в многодетную семью в какую-нибудь дальнюю деревню, обрекая на нищету и страдания.
Несмотря на столь однозначную позицию со стороны общественности, бастарды вовсе не были редкостью, особенно при царских дворцах. Прислуга охотно рожала от аристократии, а уж тем более, от тех, кто имеет отношение к царской семье. Потому огромное количество любовниц, а главное количество детей, рожденные ими раздували придворное сообщество, делая дворцовые интриги еще более ухищрёнными и жесткими. Стоит признать, что именно при дворцах, внебрачные дети некоторых высокопоставленных вельмож, чиновников и герцогов, были отчасти признаны и могли устроиться на службу.
Отличительные знаки для бастардов
Несмотря даже на то, что некоторые бастарды были весьма и весьма успешными людьми, общество всегда стремилось ткнуть им их происхождением. так, в Западной Европе была предусмотрена особая лента, которую крепили на фамильный герб. Так опознавательный знак, с одной стороны говорил о высоком происхождении, с другой о незаконнорождённости. Несмотря на то, что в истории Руси есть примеры того, что бастардам удалось преодолеть все жизненные препоны, им грозила жизнь изгоев и полукровок.
Например, князь Владимир Красно Солнышко был рожден от связи князя и ключницы. Несмотря на то, что Владимир воспитывался в официальной семье и официальными супругами князя (язычники не исключали многоженства), к нему все же относились соответствующе, но это не помешало ему сесть на престол и крестить Русь.
Законы для бастардов
После того как было принято христианство, отношение к бастардом не особенно изменилось, но их факт рождения стали признавать, разделяя детей, даже рожденных в браке на тех, кто родился от греха. Церковь считалась только с брачными отношениями, все, что выходит за их рамки, считая прелюбодеянием.
Так, даже если ребенок родился в семье, но раньше положенного срока, то он записывался как незаконнорождённый, ведь его мать вышла замуж уже будучи беременной. В Царской России незаконнорождёнными считались дети которые:
• родились вне брака, даже если родители потом узаконили отношения в церкви;
• рожденные в результате прелюбодеяния;
• те, кто родились спустя 306 дней после смерти отца или расторжения брака;
• рожденные в браке, который был признан недействительным;
Дети, которые подпадали под эти пункты, записывались в метрических книгах на имя матери. Фактически это означало сильное ограничение прав ребенка на всю его жизнь. Такие дети не имели права на фамилию отца, на его наследство. А вот женщина не всегда оказывалась не у дел, многие семьи охотно принимали женщину с ребенком, ведь она уже продемонстрировала, что рожать может, а значит, будет хорошей женой, способной родить еще детей – работников и наследников. Потому, несмотря на суровые законы, не стоит забывать, что на Руси, даже полтора века тому назад, жилось веселее, чем написано в метрических книгах.
Какие фамилии давали бастардам?
Простодушные селяне порой злобно, а порой по простоте душевной называли их байстрюками, найденком, выгуленком. Хотя встречаются и более оскорбительное «семибатечник» и «приблудыш».
Поскольку отцовскую фамилию им давать было нельзя, то стало принято давать им фамилии и имена по определенному принципу. Чаще всего их даже не вносили в официальную метрику, а иногда священники помечали для себя таких детей, давая им, таким образом, новые имена. Получались разные Иудины и Христиарды.
Часто такие определения, используемые для обозначения бастардов, становились основой их фамилии и имени. Нередко таких детей называли Богданами. Богом данный – так интерпретировалось понятие подкидыш. Так и стало принято, что незаконнорождённые дети назывались Богданами. Мол, не признанные отцами, божьи детки. В фольклоре это отражено как: «Богданушке все батюшки», «если не крещен младенец, то Богдан».
Богданы, именно в этой интерпретации, есть во многих фамилиях, даже знатных династиях. В роду у Тургеневых есть Богдановская линия, художник Богданов-Бельский говорил, что первая часть его фамилии появилась потому что он незаконнорождённый. Чехов писал о том, что на Сахалине очень много Богдановых и бастардов. Имени Богдан нет в святцах, вместо него используется Федот. Это имя также часто использовалось для нарекания младенцев, родившихся «вне закона».
Со временем в обществе стали относиться к таким деткам более лояльно, считая, что «стакан наполовину полон», их нарекали официальными фамилиями, не забывая добавлять приставку «Полу». Этот же принцип могли использовать для отчества, добавляя приставку к имени матери – «Полунадеждин» «Полуянов».
Необычные, редкие имена часто использовались для того, чтобы выделить незаконнорождённых детей из числа остальных. Подтверждение этому всегда можно найти в классической литературе. Незнамов у Островского, Катюша Маслова Толстого, которая носит фамилию матери.
«Ничейный» ребенок
Церковь делала свое дело и постоянное проповедование того, что незаконнорождённый ребенок – это человек второго сорта, давали свои плоды, несмотря на то, что количество таких детей только росло, отношение к ним не становилось более снисходительным. Более того, даже по документам они были своим родителям совершенно посторонними людьми. Причем этот вопрос решался на местах и полностью зависел от мнения одного священнослужителя.
Создание регулярной армии и рекрутство во многом способствовало тому, что число детей, рожденных от посторонних мужчин, росло. Немудрено, если мужа забрали на 25 лет в армию, то, что прикажите делать его официальной супруге? Ждать четверть века и потом рожать детей?! Потому никого не удивлял тот факт, что в семье, где отец семейства вроде бы и есть, а вроде бы и нет, дети прибавлялись.
Однако если женщина, чей муж отправился на службу, жила с его родными, то беременность могла стать смертным приговором и для нее самой, потому в таких случаях младенцев пытались пристроить в другие семьи. На стыке 18 и 19 веков убийства незаконнорождённых детей приняли если не массовый, то весьма регулярный характер, поскольку матери понимали, что судьба такого ребенка незавидна, воспитать его самостоятельно она не сможет, а оставив его, погубит еще и себя.
Бастарды благородных семейств
Все же аристократы старались оставаться гуманными и пусть и не могли присудить своим детям вне брака титулы или отличное образование, все же их судьбу пытались устроить. Нередко их отправляли за границу, считая это лучшим вариантом, ведь и с глаз долой и пристроен, а значит, совесть чиста.
Фамилии в таких случаях давались видоизменённые, не столь явно бастардные как у крестьян. Чаще всего убирался слог, приставка, Трубецкие становились Бецкими, Голицины – Лицинами, Долгоруковы – Рукиными, Потемкины – Темкиными. Иногда использовались аннограммы, как например, в случае Чарнаулский – Луначарский.
Еще одним выходом из положения было дать фамилию по географическому месту. Например, Екатерина II незаконнорождённому сыну переписала землю и имение, находившиеся в Бобриках, а сам он стал Бобринским.
Поковырявшись в своей родословной, нередко они находили фамилии, которые принадлежат их династии, но их уже никто не носит и отдавали их своим внебрачным детям. Например, дети Александра второго от Екатерины Долгоруковой были записаны как Юрьевы – так раньше называли Романовых.
Ситуация стала относительно меняться только к 20 веку, тогда дети, рожденные вне брака стали получать те имена и фамилии, которые давались им родителями или одним родителем. Однако, поменять общественное мнение было гораздо сложнее, чем законодательную базу, а потому снисходительно-уничижительное отношение к детям, которые родились вне брака.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие фамилии давали внебрачным детям?
На Руси дети, рожденные вне брака, были самыми несчастными. Казалось бы, задача церкви защищать сирых и слабых, но на самом деле всё было наоборот. Церковь осуждала внебрачные связи, как языческий, греховный блуд и именно с подачи церкви незаконнорожденные малыши подвергались унижениям и обидам. Ненависть общества к невинному ребёнку порой доходила до того, что его убийство не наказывалось.
Кандидат юридических наук Наталья Черкашина посвятила данной теме статью «Законодательная хроника о правовом положении незаконнорожденных детей», которая вышла в журнале «Проблемы экономики и юридической практики» (№ 3 за 2013 г.). Исследовательница отметила, что в языческие времена жители Руси не делали явных различий между законными и незаконными детьми, тем более, что многоженство являлось делом обыденным. Но под влиянием православия ситуация начала постепенно меняться.
«Принятие православного христианства на Руси должно было разграничить права законных и незаконнорожденных детей, так как последние происходили от союза преступного и допускаемого только языческой религией», – написала Н.В. Черкашина.
Впрочем, этот процесс происходил постепенно, ведь изначально русским не было свойственно делить детей на незаконнорожденных и законных детей. Даже княжеские титулы наследовали сыновья местных правителей, рожденные наложницами. Например, великий князь Владимир Святославич был сыном рабыни Малуши, и это никак не помешало ему в 978 году занять Киевский престол. А князем Галицким в 1187 году стал Олег Ярославич, матерью которого была наложница Настасья.
Однако постепенно, под влиянием христианской морали, отношение общества к незаконнорожденным детям начало меняться в отрицательную сторону. Уже в первом сборнике правовых норм «Русская правда», который датирован XI веком, содержится положение, что дети свободного человека, рожденные рабыней, не могут претендовать на наследство отца, они лишь вместе с матерью должны получить волю.
Ещё одна исследовательница, обратившая пристальное внимание на данную проблему, Ирина Войнилова считает, что изначально негативное отношение к внебрачным детям не было свойственно русским людям. Об этом она пишет в статье «Правовая сущность категории «незаконнорожденное лицо» в истории права России», которая опубликована сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе» (Новосибирск, 2013 г.).
По мнению И.Г. Войниловой, сам термин «незаконнорожденное лицо» был позаимствован византийцами из римского права, вместе с распространением христианства термин перешёл сначала в церковное законодательство Руси, а затем и в светские нормативные акты.
Влияние христианской морали в обществе
Буквально за два-три века господства православной веры на Руси ситуация резко изменилась. Церковным деятелям удалось убедить население, что сексуальные отношения допустимы лишь между супругами, обвенчанными по всем правилам. А дети, появившиеся на свет вне брака, являются результатом греха, и на них не распространяется божественное благословение. Поэтому таких ребятишек и их матерей-прелюбодеек на Руси стали открыто притеснять, лишая всяких прав. Малышам от рождения давали непристойные, позорные клички, а согрешивших дочерей родители часто выгоняли из дома. Так общество вынуждало молодых женщин заниматься проституцией, поскольку других источников пропитания у них уже не было.
Соборное уложение 1649 года – официальный государственный документ – прямо называет незаконнорожденных детей «выблядками». Это слово и в те времена, и сегодня одинаково оскорбительно, ведь за его необоснованное употребление с жителей Руси взимался солидный штраф.
Правовое положение незаконнорожденных детей было таким, что порой даже о их выживании никто не заботился. Об этом известный специалист в области биоэтики, доктор медицинских наук Галина Микиртичан написала в своей статье «Отношение к детям, их праву на жизнь и развитие в России (X – начало XVIII века)», которая вышла в журнале «Педиатр» (том 5, № 1 за 2014 г.).
«Внебрачные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, нищенствующие входили в группу риска по отношению к их праву на жизнь. Существовало резкое отличие в правовом статусе ребёнка, рожденного в браке и вне брака, понятие незаконнорожденности несло на себе печать позора», – отметила Г.Л. Микиртичан.
И всё же, нельзя упрекать всех представителей православной церкви в жестокости по отношению к детям, несмотря на то, что внебрачных малышей некоторые батюшки иногда даже отказывались крестить. Цель православных деятелей была благой: они надеялись, что девушки увидят, какому позору и осмеянию подвергаются незаконнорожденные, и это остановит молодых красавиц от прелюбодеяния. А сам факт материнства церковь поддерживала, но считала главным, чтобы ребёнок родился в освященном брачном союзе.
Зазорные клички
Разумеется, по мнению христианских деятелей, ни один незаконнорожденный ребёнок не должен был иметь возможности скрыть свое позорное происхождение, поэтому в церковно-приходских метрических книгах рядом с именами таких малышей обязательно записывались унизительные клички, заменявшие фамилии их родителей. Некоторые из таких оскорбительных слов, которыми «награждались» дети, появившиеся на свет вне брака, перечислила в своей вышеупомянутой статье И.Г. Войнилова.
«В народе сформировалось отрицательное отношение к незаконнорожденным детям, выразившееся в их названии – «выблядки», «выгонки», «выпоротки», «половинкины-сыны», «сколотные», «семибатьковичи», «ублюдени», «гулевые», «зазорные», «пригульные», что подчеркивало перенесение вины родителей за незаконное сожительство и рождение на детей, а также бытовое, негативное представление о данных лицах», – написала исследовательница.
Древнерусская былина повествует о том, что Илья Муромец побывал в степях, прижил там с местной женщиной-богатыршей сына и возвратился на Русь. Выросшего без отца юношу мать называла Сокольником, а сверстники дразнили «сколотным». ( 28 Пропп В. Я. Русский героический эпос, с. 251.)
Сокольник (сколотный) едет на Русь мстить отцу Илье Муромцу за покинутую мать. Происходит бой Сокольника с отцом, не знающим, что степной богатырь – его сын.
Тысячелетний ход истории Руси на юге, где жили некогда памятные летописцам скифы («Великая Скифь»). Кочевникам-скифам противопоставлены жители лесостепного Среднего Поднепровья — земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию, язычники, празднующие ежегодно весной праздник священного плуга, подаренного людям богом неба. По отношению к этим «скифам-пахарям», «днепровцам-борисфенитам» Геродот делает драгоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, однако у них есть самоназвание — «сколоты». Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи это славяне, все они живут в границах древней славянской прародины. Любор Недерле считал «скифов-пахарей», живущих на Борисфене (Днепре), несомненно, славянами.
В церковно-приходских метрических книгах внебрачных малышей записывали под такими обидными фамилиями как Байстрюк, Бастрюков, Беспуток, Безбатьковщина, Выблюнок, Выгунок, Выстирок, Выплыш, Закрапивник, Зауголок, Замарыш, Капустник, Курвач, Курвёнок, Марыш, Нагульнов, Нечаев, Нежданов, Подзаборник, Половинкин — все эти фамилии для аристократической среды редкие.
Иногда священник мог дать ребёнку в назидание какую-нибудь фамилию с негативной окраской. Например, Безбожный, Грешной, Иродов, Иудин, Иезавелин…
Если женщине с ребёнком, рожденным вне брака, всёже удавалось выйти замуж, и её чадо росло под опекой отчима, то таких мальчиков и девочек обычно называли «половинкины», тоо есть, в семье они являлись родными лишь наполовину. Этим детям могли дать фамилии с указанием на имя матери: Полумашин, Полунастаськин, Полуверин, Полуматренин и т.п. Фамилии, образованные от женского имени часто означают безотцовщину.
Иногда в церковно-приходской книге записывали фамилию приёмного или крестного отца с приставкой «полу-». Вот почему достаточно часто в современной России встречаются Полупьяновы, Полустроевы, Полугостевы, Полукаровы, Полупановы…
Когда нравы смягчились, в Российской империи незаконнорожденным детям начали давать фамилии, основанные только на материнском имени. Так появились Татьянины, Анютины, Матренкины, Феклушины, Домнины …. Но некий оттенок безотцовщины, свойственный таким фамилиям, заставлял многих людей скрывать своё происхождение. Не случайно дед Владимира Ленина – Николай Васильевич Ульянин, перебравшись из Нижегородской губернии в Астрахань, слегка изменил свою фамилию, образованную от женского имени Ульяна, и стал Ульяновым.
Какие фамилии давали аристократы своим незаконнорождённым детям?
Фамилии детей русских аристократов и членов императорской фамилии иногда образовывались усечением фамилии отца или же от названия географического места рождения и времени. Часто ребёнок получал фамилию нового мужа матери (отчима) или приёмного или крёстного отца, иногда фамилия или отчество образовывались от личного имени родного или крёстного отца.
Фамилия отца для незаконнорождённого ребёнка была под запретом, поэтому они часто получали в качестве фамилий усеченные или измененные варианты родовых имён и фамилий отца-дворянина. Например, сын Голицына записывался как Лицын, сын Трубецкого – как Бецкой, сын Репнина – как Пнин, сын Долгорукого – как Рукин.
Александров, Павел Константинович — сын великого князя Константина Павловича; фамилия в честь крестного отца, его брата императора Александра
Алексеевы — «воспитанницы» Г. Г. Орлова
Андреевские — дети Андрея Карамзина
Андро Ф. А. — сын Александра Ланжерона
Агин от Елагин
Бецкой, И. И. — сын И. Ю. Трубецкого
Ладомирские: Василий и другие — дети И. Н. Римского-Корсакова и Е. П. Строгановой: от Лады (славянского божества любви).
Июнева, Н. М. — дочь великого князя Михаила Павловича, была подкинута в июне.
Константинов, К. И. и Константинова, Констанция Ивановна — дети великого князя Константина Павловича
Львовы-Левицкие — дети Льва Яковлева
Лицын, де Лицын — дети А. М. Голицына
Ловин, Федор — «воспитанник» графа Головина
Луначарский — от фамилии Чарналуский
Никитины — внебрачные дети Никиты Всеволожского и балерины Авдотьи Овошниковой.
Николаевы— дети великого князя Николая Николаевича
Остенек, Востоков — барон фон Остен-Сакен дал своему сыну фамилию Остенек. Он же позже русифицировал её через перевод (osten — «восток») в «Востоков», а её обладатель стал филологом А. Х. Востоковым
Пасхин, А. А. — сын императора Николая1 и Нелидовай В.А., подброшен на Пасху.
Пнин сын Н.В. Репнина
Подчасский И. И. — сын графа Л. К. Разумовского; родился на диване «под часами».
Платонов В. П. — внебрачный сын светлейшего князя Платона Зубова.
Римдалв — анаграмма имени отца, В. М. Волконского
Ронцовы (Ранцовы) — дети Р. И. Воронцова
Ропет, И. П. — от фамилии Петров
Рукины — дети А. А. Долгорукова и купчихи Мырновой.
Реметевы — дети графа П. Б. Шереметева
Сабир, Иосиф Иосифович — внебрачный сын Иосифа де Рибаса
Тёмкин от Потёмкин
Умов от Наумов
Умский от Разумовский
Умянцев от Румянцев
Цынский Л. М. — сын актрисы Ветрецынской
Незаконнорожденным детям аристократов, всё же, жилось несравненно легче, чем ребятишкам из простонародья, «рождённым во грехе». Детей аристократов, рождённых вне брака, обычно не называли зазорными выблядками, а именовали, как в странах западной Европы, бастардами (исп. bastardo, от ст.франц. «ублюдок» ) или более деликатно – воспитанниками. Часто заботливые отцы-дворяне обеспечивали своим чадам, рожденным горничными или гувернантками, приличное образование.
И всё же, некий оттенок греховности происхождения преследовал таких людей всю жизнь. Начиная от насмешек исплетен дворни и благочестивых старушек и заканчивая серьезными правовыми и имущественными ограничениями. Незаконнорожденный сын не мог унаследовать родовое поместье, особенно если у его отца имелись дети от официальной супруги. Внебрачных дочерей не считали подходящими невестами. Бастарда никогда не приняли бы в ряды священнослужителей.
Известны случаи также фиктивного приписывания ребёнка к вымершему дворянскому роду с получением его фамилии и герба (например, С. А. Соболевский).
Захарьина — внебрачная дочь Александра Яковлева, из потомков бояр Захарьиных.
Гомбургцевы — подкидыши из Московского Воспитательного дома, воспитывавшиеся на пожертвования принцессы А. И. Гессен-Гомбургской.
Красинский, В. А. — сын Кшесинской, якобы потомка рода Красинских
Мусина-Юрьева — внебрачная дочь императора Павла Петровича. «Юрьевы» — одно из прозваний бояр Романовых-Захарьиных
Палей — незаконнорождённые дети Павла Александровича от Ольги Карнович (украинский род Палій, известный в истории Запорожской Сечи, находился в родстве с Карновичами).
Соломирскиие — дети Дмитрия Татищева Павел и Владимир. Им была определена фамилия, которую, как предполагалось, носили удельные князья Соломерецкие — предки Татищевых.
Шереметьевские — подкидыши из Воспитательного дома, выращенные на средства графа Шереметьева.
Юрьевские — внебрачные дети Александра II от Екатерины Долгоруковой и их потомки
По дворянским титулам
Великий, С. А. — сын великого князя Павла Петровича (царя Павла I)
Князевы — внебрачные дети великого князя Константина Николаевича.
Чесменский, А. А. — сын А. Г. Орлова-Чесменского
Географические фамилии, по названию места рождения
Белёвские-Жуковские: Алексей — потомство великого князя Алексея Александровича и А. В. Жуковской, дочери поэта Жуковского (по городу Белёв, который был родиной поэта).
Бобринские: Бобринский, А. Г. — сын Григория Орлова и Екатерины II (по имению Бобрики)
Волынские — дети великого князя Николая Константиновича (по его любимому полку).
Вревские — дети А. Б. Куракина (от вотчины Врев)
Даргомыжские — дети Василия Алексевича Ладыженского (от деревни Даргомыж)
Истровы — дети Н. П. Шереметева и его бывшей крепостной Е. С. Казаковой.
Колыванова, Е. А. — дочь князя Вяземского, по месту рождения (от города Колывань)
Лукаш, Н. Е.— внебрачный сын Александра I и Софьи Мещерской (по имению Лукаши).
Парижская, Мария Александровна — дочь Александра I и француженки мадмуазель Жорж
Перовские — дети А. К. Разумовского (от вотчины Перово)
Рузские — от внебрачного сына дворянина Лермонтова (родившегося в Рузе).
Сердобины — от внебрачного сына князя А. Б. Куракина (от Сердобского уезда, в котором находились имения князя).
Терские — внебрачные дети И. А. Вревского