какие фамилии входят в тейп хьулхой

Хулхоевы

Содержание

Происхождение

: неверное или отсутствующее изображение

Хьулхой

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхойкакие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой
родовое селение тейпа Хьулхойродовое селение тейпа Хьулхой

Топономия Хьули [2]

Фамилии входящие в тейп Хьулхой

: неверное или отсутствующее изображение

Памятные даты

: неверное или отсутствующее изображение

В 1830 князь Абхазов и в 1832 в июле месяце барон Розен проводят ряд военных экспедиций в горной Ингушетии. И в первом и во втором случае целью походов служит селение Хьули и его жители. После похода Абхазова в Хьули как и в других селениях были размещены христианские миссионеры с приданием последним небольших отрядов солдат. Через два года после ухода Абхазова не выдержав более гнета солдат и миссионеров в Хьули происходит битва с пришельцами. В результате которой были убиты солдаты, девять тагаурцев (осетин), пять из которых были алдарами (князья), пристав Константинов. Попы и миссионеры заперевшись в одной из жилых башен были сожжены. Случай этот дошел до Петербурга и вызвал бурю гнева. В 1832 году барон Розен выдвинулся в горную Ингушетию в составе почти 30.000 корпуса. В придачу к оному приняло участие до 500 осетин и столько же грузин. В результате прохождения были уничтожены десятки аулов. Но дойдя до Хьули барон не обнаружил жителей там, подорвав все башни в селении он начал преследование которое длилось 17 дней. Армии было тесно в горах да и сплошной туман опустился в те дни в горах. Постоянные нападения на обозы и короткие кинжальные бои деморализовали войско и барон принял решение отступить.

«Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…»

«В июле 1830 года это племя было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Махальдона (Маьт-лоама — И. Д.), и со стopoны истока Кумбалея (Камбелеевки — И. Д.). Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих, в ответ на это главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основания их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако, часть из них была захвачена и отдана их врагам — тагаурцам. (осетинское племя, проживающее за левобережьем Терека И. Д.). Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен. Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы. Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, так как трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, неприспособленные для продвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие из которых погибли…».

История

Присяга на верность России. Январь 1811 года

: неверное или отсутствующее изображение

От кистинского ущелья 8 января 1811 в крепости Владикавказ была принесена присяга на верность России. Почётными старшинами рода.

От Большого Хьули (Большой Улай в док.) — Битог Лачиев

От Малого Хьули (Малый Улай в док.) — Бертихо Илухов

(В январе 1811 года от генерала Тормасова к генералу Румянцеву. Акты К. А. К., т.4, стр. 904)

1905 год. Земельная тяжба — Герчоч.

: неверное или отсутствующее изображение

В 1904 году Ставропольско-Терское управление государственного имущество начало продавать лес на сруб в местности Герчоч, которая в свою очередь являлась собственностью рода Хьулхой. Хьулхой созвали Мехк-Кхел (Совет Страны) и попросили выдать общее заключение по поводу собственности данных земель. На общем сходе численностью в 280 глав семейств было вынесено постановление.

« Мы, нижеподписавшиеся, жители селений: Хамхи, Эгикал, Бархин, Тори, Верхний и Нижний Лейми, Коли, Карт, Кост, Дашакол, Верхний,Средний и Нижний Оздик, Кяхк, Гадаборш, Лялах, Кедзи, Гу, Салги, Верхний и Нижний Тумгой, Цоли, Накист, Пуй, Голушпи, Барах, Таргим, Исмаилово, Горсты, Балкой, Бисер, Хайрах, Хани и Гаппи — Хамх. общества, 3-го участка Сунж. отд.,Тер. области, из числа 421 коренных домохозяев, имеющих права голоса на сходе, быв сего числа на оном в числе 280 человек, слушали просьбу жителей нашего же общества Хулохоевых в выдачи им приговора, удостоверяющего принадлежность членам упомянутой фамилии земель под названием Герчоч, находящегося в пределах 3-го участка Сунженского отдела, Терской области. Посоветовавшись между собой мы единогласно постановили:

Фамилии Хулохоевых в количестве 184 дворов принадлежат земли под названием Герчоч, часть земель находится под лесом, а остальная площадь под пахотой и пастьбой, этими землями упомянутая фамилия владеет с незапамятных времен, как полные хозяева, без всякого вмешательства со стороны Хамхинского общества. Земли эти достались этой фамилии от их предков, как известно об этом всем окрестным жителям.»

Следует 272 подписи жителей. Подписи засвидетельствованы; приговор подписан сельским муллой, членами правления, старшиной, писарем; приложена печать правления. От 4 июня 1904 года.

(Дело 1905 г. Горск. отд.,2-го стола, штаба Кавк. воен. окр., по описи номер 88.)

Напишите отзыв о статье «Хулхоевы»

Примечания

Отрывок, характеризующий Хулхоевы

– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Источник

Настоящий Ингушский Форум

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Хьулхой

Сообщений 1 страница 14 из 14

Поделиться12012-06-01 14:05:37

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

Часть из перечисленных фамилий либо уже не существуют, объединившись с своими исходными фамилиями, либо немногочисленны.

Цифры по некоторым, наиболее крупным, фамилиям. С официальных сайтов. Не знаю идет ли речь о представителях этих фамилий на территории РИ, без учета ПР, или всех вместе.

Данные по Дзауровым и Хадзиевым по всей видимости перемешаны с однофамильцами других тейпов, поэтому не привожу.

Поделиться22012-06-01 14:05:56

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

Лоамара юрташта юкъе йоккхагIчарех я Хьули.

ХIанз Хьули уллача йоккха хьу хиннай, эрз а болаш, хьакхарч а лелаш. Хьулхой боккхийча наха дувцар, гIалгIай СибрегIа бахийталехьа Хьуле йоккхача хений гударгаш ягIар, яхаш. «Хьу» яхача дешах хьахиннай керда хьахиннача юрта цIи «Хьули», аьнна. Хьули шиъ я – дехьареи сехьареи.

Эггара хьалха Хьуле вах хайнар Хаз ва. Хаз ше Аьгекхалара хьаваьнна хиннав. Аьгекхала чу цхьа хьаст мара бац. Из хьаст «Хаза хьаст», аьнна, оалаш ба. Цу хьаста тIехьашка ягIа Хаза гIала. Овшанаькъан йоI а йодаяь Аьгекхалера дIаваха, Хьули улла моттиг хоза а хийтта, цига вах Iохайнав Хаз.

ТIехьагIа цунна тIавенав Или. Или ше ЦIеча-Ахкара хьаваьннав. ЦIеча-Ахкара, дов а хинна, Кхерахьа дIаваха, вах хайна хиннав Или. Или, кхийна къоньгаш а болаш, из Кхерахье а цатоаш, чIоагIа хиннав. Иле каш а Кхерахьа да. Иле хьу а Кхерахьа я. Кхерахьа ший дакъа а долаш ваьхав из. Иле цон я ТIоухаре (йоачан хилча тIо ахка а ухаш лоам ба из). Цига никъ ба.

ХIанз Iарамхи-курорт йолча Зовра-гIала ягIаш хиннай. Кхийна къоньгаш а болаш хиннав Зовра, цу гIала чу готта а йолаш, кхы а хиво кхá доха а даь хиннад. Из Зовра а хьаволаваьв Хазас, вошалá дакъа а деш.

ВиълагIа Хьуле вах хайнав Борз. Из пхе хиннав. ХIанз ХIирий-мехка уллача Санибара Чахка венав. Цу хана Санибе гIалгIай бахаш хиннаб.

Кхартера хьаваьнна Кхоартой Амхьада Дудик яхаш цIихеза герза пхьар хиннав (моакхаза топаш, тепчаш еш хиннай цо). Из Кхартера Дошхьакъле вах хайнав. Цигара Хьуле хьавенав. Цун тIехьенах хьабаьннаб Амхьаданаькъан.

Цига Харс а венав, Гаркха а венав. Иштта хьавIашагIкхийттад Хьулхой тайпа.

Или гIала Хаза гIалах дIатIахетта ягIа. Или гIалах хетта ягIа Борза гIала. Амхьаднаькъан, Зовранаькъан дехьарча Хьули баьхаб.

ТIехьагIа Гаркх Гаркхе вах хайнав, Харса-къоньгаш Лаьжге бах дIабахаб.

Хьулхой тайпа ялх даькъах латт: Хазанаькъан, Илинаькъан, Зовранаькъан, Борзанаькъан, Чахканаькъан, Амхьаданаькъан.

Хьулхоех хьабаьннаб дуккха цIихеза йоазонхой, Iилманхой, эпсараш (ши инарал а ва царна юкъе), спортсменаш.

Коазой Нурдин

В.Хьули — 1889г — 14 дворов = 118 душ; 1926г — 4 двора = 13 душ; Н.Хьули — 1889г — 22 двора = 151 душ; 1926 — 11 дворов = 68 душ;

Земля на началах свободной заимки была занята 4-мя родами: Хадзиевых,Чахкиевых,Илиевых и Борзиевых. После Шамиля 30дворов переселились в Назрань. Общее пастбище Герчоч.

«Родовой быт, его разложение и образование земельных обществ» (В. П. Христианович,1928г)

Селение Хьули Хамхинского общества. Одно горское село. Находится на земле Хамхинского общества. Есть горная вьючная тропа. При речке Хьулхой-Лам. Дворовых мест 35. Мужчин — 160, женщин — 131. Итого: 291.

Сведения о населенных пунктах Сунженского отдела Терской области по первой всероссийской переписи населения за 1891 г.

Как сообщил нам сказитель Джибраил Кахармович Илиев (род. в 1890) в Хьули издревле обосновались четыре семейства аборигенов : Чахки-тайпа,Бордзу-тайпа,Хадзи-тайпа,Или-тайпа. Относительно того, что они пришли в своё время из других мест, тут никаких сведений не сохранилось. По преданиям предков в селение в далеком прошлом стояли всего 4 башни-крепости и в каждой из них неразделенной семьёй проживала та или иная из упомянутых выше 4-х фамилий.

«Пережитки семейной общины в горной Ингушетии» (В.Дж. Итонишвили)

Однако дорога вас уже привела к селению Хьули, и здесь нужно снова вспомнить о башнях. В Хьули их много, несмотря на то, что время и люди не очень то щадили памятники архитектуры, а ещё больше башенных развалин. Но те крепости, что уцелели, поразят вас какой то особой изящностью, тщательностью кладки, законченностью формы, разнообразными петроглифами. Это естественно, ибо Хьули — родина многих прославленных народных зодчих, строителей башен, известных не только в своём ущелье, но и в Осетии.

«По Чечено-Ингушетии» (В. Б. Виноградов,1969)

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

Лом-Эдалби

В прошлые времена, когда полошит людей, в Хамхой-шаха-ре жил один падчах. Он был очень богат, его овцы и скот паслись по всем окрестным горам. Он захватил Цорой — шахар и властвовал над ним, имел огромное и сильное войско. Ему стели*ли постель из лебяжьего пуха толщиной в пятнадцать локтей. Однажды раб постелил ему постель, и он лег спать, громко вздыхая. Утром постель оказалась толщиной в три локтя. Его раб, удивленный этим, спросил своего падчаха: — Мой грозный и величественный падчах! Что это за чудо? Ночью постель была толщиной в пятнадцать локтей, а теперь в три локтя. Что бы это значило? — Мой преданный раб, я владею Хамхой- и Цорой-шахарами, у меня много богатств, людям даже, не под силу их сосчитать. Но зачем мне эти богатства и этот мир, если меня вечером некому встретить, а утром добрым словом отправить в путь. В Мецхалой-шахаре, в ауле Эрзи живет сестра семерых братьев, сияющая красотой Мисалмат. В мужестве, силе, чести с ее братьями некому сравниться. Их кони обгоняют хищных зверей, догоняют летящих соколов. Мисалмат в красоте состязается с солнцем и луной. Когда она выходит днем, никто не может на нее взглянуть, даже солнце прячется за тучи, считая ее красивей себя. Ночью, когда она выглянет из окна башни, горы озаряются светом, и луна прячется. В восторге от ее красоты напевает мелодии горная речка. Я много думал, как овладеть ею. Отягощенное этими мыслями, мое тело до трех локтей уменьшило постель толщиной в пятнадцать локтей. Мой раб, ты должен пойти в Мецхалой-ша-хар с моим поручением и сказать ее братьям: «Отдайте добровольно вашу сестру, а не то я применю силу падчаха и отберу ее у вас. Раб оседлал черкесского длиннобокого коня и отправился на поиски семерых братьев. Он выехал утром и, когда солнце клонилось к закату, добрался до горы Хулахой. Когда он въехал в Хьули, там устраивали скачки, стреляли в цель из лука, спорили между собой люди. — Ассалам-алейкум, не различающие день и ночь славные молодцы! Принимаете ли вы гостя, который не имеет за собой погони, а в душе — подлости? — спросил раб падчаха. — Ва алейкум-салам, незнакомый дальний гость! Если за тобой погоня, на то мы и мужчины, чтобы ее отбить, и будем хозяевами, чтобы принять человека даже с подлой душой. Отдохни, дай отдохнуть и быстроногому черкесскому коню,— ответил молодой человек, похожий на натянутую тетиву лука; лицо его, словно яркая луна, излучало свет темной ночью. — Благодарю, я тороплюсь. У меня неотложное поручение. Кто мне укажет путь до Эрзи, где проживает сияющая красотой Мисалмат, сестра семерых братьев? — спросил гость. — В Мецхалой-шахаре любой готов оказать услугу гостю,— быстро оседлал коня отважный Лом-Эдалбн. Гость не говорил о причине своей поездки, а отважный Лом-Эдалби не расспрашивал. Доехали они до Эрзи. — Ассалам-алейкум! — Ва алейкум-салам! С добрым приходом, дальние гости, спешивайтесь, входите,— встретили их семеро братьев. — И вам всего доброго, мы не станем входить, у нас есть дело к вам. — О деле поговорим дома. А ты чего не входишь? Ведь наш гость — твой гость,—упрекнул старший из братьев Лом-Эдалби. Усадили быстро гостя, зарезали барана, и семеро братьев и Лом-Эдалби стали угощать раба. Так три ночи подряд резали баранов — гость не говорил о причине приезда, а хозяева пи о чем его не расспрашивали. Прошла третья ночь, и старший брат спрашивает: — Прошло три дня и три ночи, как ты приехал, а цель твоего приезда нам еще неизвестна. Теперь расскажи нам, зачем приехал. — Славные молодцы! Три дня и три ночи я не решался сказать вам, но теперь должен это сделать. Сказать вам не смею, а не сказать — боюсь падчаха. Я пришел сообщить вам, что могущественный падчах просит добровольно отдать ему сияющую красотой Мисалмат, спорящую красотой с солнцем и луной. Если не отдадите добровольно, то падчах возьмет ее силой,— так говорил гость. Через некоторое время ему ответил отважный Лом-Эдалби: — Гость, ты три дня и три ночи ничего не говорил, зачем приехал. Если бы сразу сказал, то получил бы от нас достойный ответ. Ты не говорил об этом из трусости, и твой падчах такой же трусливый. Добровольно мы Мисалмат не отдадим. Пусть твой падчах силой попробует взять ее,— сказал Лом-Эдалби, который любил Мисалмат. Сели братья пировать, не думая об опасности. Утром Мисалмат вышла доить корову и увидела из окна башни тройное кольцо воинов падчаха, окруживших крепость. Не успела она сказать об этом братьям, как Лом-Эдалби врезался в ряды воинов и завязал бой. Взмахнет шашкой вправо — очищает место, на котором можно построить село! Взмахнет влево — очищает место, на котором можно построить башню. Он дрался с падчахскими воинами, пока не закатилось сияющее золотое солнце. Лом-Эдалби не- позволил братьям сестры, вступить в бой. Наконец и в силе, и храбрости уступили воины падчаха. Тогда их предводитель крикнул: «Кто может, спасайся!» Бросились воины бежать и, когда они миновали Хулахойскую гору, отважный Лом-Эдалби швырнул им вслед свою шашку. Шашка будто пилой срезала гору. Эта срезанная гора стоит и сейчас. Кажется, что два огромных великана спилили ее. Разгромив войско падчаха, Лом-Эдалби женился на сияющей Мисалмат, спорящей красотой с солнцем и луной. Стали они жить счастливо. (Сказки и легенды вайнахов)

Источник

Хулхоевы

Современное расселениеИсторическое расселение

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

Содержание

Происхождение [ править ]

Тейп Хулхоевы происходит из аула Хули и относится к Хамхинскому (Галгаевскому) шахару (обществу). Название рода происходит от названия места их проживания в горах- аула Хьули.

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

Топономия Хьули [2] [ править ]

Фамилии входящие в тейп Хьулхой [ править ]

Известные личности тейпа [ править ]

Памятные даты [ править ]

В 1830 князь Абхазов и в 1832 в июле месяце барон Розен проводят ряд военных экспедиций в горной Ингушетии. И в первом и во втором случае целью походов служит селение Хьули и его жители. После похода Абхазова в Хьули как и в других селениях были размещены христианские миссионеры с приданием последним небольших отрядов солдат. Через два года после ухода Абхазова не выдержав более гнета солдат и миссионеров в Хьули происходит битва с пришельцами. В результате которой были убиты солдаты, девять тагаурцев (осетин), пять из которых были алдарами (князья), пристав Константинов. Попы и миссионеры заперевшись в одной из жилых башен были сожжены. Случай этот дошел до Петербурга и вызвал бурю гнева. В 1832 году барон Розен выдвинулся в горную Ингушетию в составе почти 30.000 корпуса. В придачу к оному приняло участие до 500 осетин и столько же грузин. В результате прохождения были уничтожены десятки аулов. Но дойдя до Хьули барон не обнаружил жителей там, подорвав все башни в селении он начал преследование которое длилось 17 дней. Армии было тесно в горах да и сплошной туман опустился в те дни в горах. Постоянные нападения на обозы и короткие кинжальные бои деморализовали войско и барон принял решение отступить.

вот выдержки из записок барона

«Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…»

а вот цитата от Бларамберга

«В июле 1830 года это племя было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Махальдона (Маьт-лоама — И. Д.), и со стopoны истока Кумбалея (Камбелеевки — И. Д.). Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих, в ответ на это главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основания их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако, часть из них была захвачена и отдана их врагам — тагаурцам. (осетинское племя, проживающее за левобережьем Терека И. Д.). Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен. Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы. Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, так как трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, неприспособленные для продвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие из которых погибли…».

Селение Гули (Хьули) [ править ]

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

История [ править ]

Хьули — по горским меркам — крупный башенный поселок замкового типа, расположен у дороги Джейрах-Таргим-Алкун. Как известно, поселок неоднократно подвергался разрушению во время карательных экспедиций царских войск в XIX веке. В верхнем Хьули, по сообщению кандидата исторических наук Д. Чахкиева, сегодня сохранились только основания 4-х боевых и 15-ти жилых башен с пристройками. В данном замковом поселение (как и в Нижнем Хьули) проживали Халухаевы, Илиевы, Борзиевы, Дзауровы, Укуровы, Чахкиевы, Хадзиевы и другие ингушские фамилии. Представители этих фамилий были опытными стражниками и воинами-наездниками, мастерами-строителями, хорошо известными не только в Ингушетии, но и в соседних районах Чечни, Грузии, Северной Осетии.

В Нижнем Хьули, как и Верхнем, имеются культовые сооружения: храмы — святилище, склеповые могильники.
(Цицкиев, газета «Сердало»)

В.Хьули — 1889г — 14 дворов = 118 душ; 1926г — 4 двора = 13 душ; Н.Хьули — 1889г — 22 двора = 151 душ; 1926 — 11 дворов = 68 душ;

Земля на началах свободной заимки была занята 4-мя родами: Хадзиевых, Илиевых, Борзиевых и Чахкиевых. После Шамиля 30дворов переселились в Назрань. Общее пастбище Герчоч.

«Родовой быт, его разложение и образование земельных обществ» (В. П. Христианович,1928г)

Селение Хьули Хамхинского общества. Одно горское село. Находится на земле Хамхинского общества. Есть горная вьючная тропа. При речке Хьулхой-Лам. Дворовых мест 35. Мужчин — 160, женщин — 131. Итого: 291.

Сведения о населенных пунктах Сунженского отдела Терской области по первой всероссийской переписи населения за 1891 г.

Как сообщил нам сказитель Джибраил Кахармович Илиев (род. в 1890) в Хьули издревле обосновались четыре семейства аборигенов : Хадзи-тайпа,Или-тайпа, Бордзу-тайпа и Чахки-тайпа. Относительно того, что они пришли в своё время из других мест, тут никаких сведений не сохранилось. По преданиям предков в селение в далеком прошлом стояли всего 4 башни-крепости и в каждой из них неразделенной семьёй проживала та или иная из упомянутых выше 4-х фамилий.

«Пережитки семейной общины в горной Ингушетии» (В.Дж. Итонишвили)

Однако дорога вас уже привела к селению Хьули, и здесь нужно снова вспомнить о башнях. В Хьули их много, несмотря на то, что время и люди не очень то щадили памятники архитектуры, а ещё больше башенных развалин. Но те крепости, что уцелели, поразят вас какой то особой изящностью, тщательностью кладки, законченностью формы, разнообразными петроглифами. Это естественно, ибо Хьули — родина многих прославленных народных зодчих, строителей башен, известных не только в своём ущелье, но и в Осетии.

«По Чечено-Ингушетии» (В. Б. Виноградов,1969)

1905 год. Земельная тяжба — Герчоч. [ править ]

В 1904 году Ставропольско-Терское управление государственного имущество начала продавать лес на сруб в местности Герчоч, которая в свою очередь являлась собственностью рода Хьулхой. Хьулхой созвали Мехк-Кхел (Совет Страны) и попросили выдать общее заключение по поводу собственности данных земель. На общем сходе численностью в 280 глав семейств было вынесено постановление.

« Мы, нижеподписавшиеся, жители селений: Хамхи, Эгикал, Бархин, Тори, Верхний и Нижний Лейми, Коли, Карт, Кост, Дашакол, Верхний,Средний и Нижний Оздик, Кяхк, Гадаборш, Лялах, Кедзи, Гу, Салги, Верхний и Нижний Тумгой, Цоли, Накист, Пуй, Голушпи, Барах, Таргим, Исмаилово, Горсты, Балкой, Бисер, Хайрах, Хани и Гаппи — Хамх. общества, 3-го участка Сунж. отд.,Тер. области, из числа 421 коренных домохозяев, имеющих права голоса на сходе, быв сего числа на оном в числе 280 человек, слушали просьбу жителей нашего же общества Хулохоевых в выдачи им приговора, удостоверяющего принадлежность членам упомянутой фамилии земель под названием Герчоч, находящегося в пределах 3-го участка Сунженского отдела, Терской области. Посоветовавшись между собой мы единогласно постановили:

Фамилии Хулохоевых в количестве 184 дворов принадлежат земли под названием Герчоч, часть земель находится под лесом, а остальная площадь под пахотой и пастьбой, этими землями упомянутая фамилия владеет с незапамятных времен, как полные хозяева, без всякого вмешательства со стороны Хамхинского общества. Земли эти достались этой фамилии от их предков, как известно об этом всем окрестным жителям.»

(Дело 1905 г. Горск. отд.,2-го стола, штаба Кавк. воен. окр., по описи номер 88.)

Присяга на верность России. Январь 1811 года [ править ]

От кистинского ущелья 8 января 1811 в крепости Владикавказ была принесена присяга на верность России. Почетными старшинами рода.

( В январе 1811 года от генерала Тормасова к генералу Румянцеву. Акты К.А.К., т.4, стр. 904 )

какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть фото какие фамилии входят в тейп хьулхой. Смотреть картинку какие фамилии входят в тейп хьулхой. Картинка про какие фамилии входят в тейп хьулхой. Фото какие фамилии входят в тейп хьулхой

Первый ряд.Справа седьмой Сосланбек-хаджи ЧахкиевТонт Укуров. Генерал Российской Империи.Братья Илиевы;Эльберд,Ини,Лорс,Исропил,Юсуп Гейрбековичи. 1918 год.

Легенды и Предания [ править ]

В прошлые времена, когда полонили людей, в Хамхой-шахаре жил один падчах. Он был очень богат, его овцы и скот пас­лись по всем окрестным горам. Он захватил Цорой — шахар и властвовал над ним, имел огромное и сильное войско. Ему стели­ли постель из лебяжьего пуха толщиной в пятнадцать локтей. Однажды раб постелил ему постель, и он лег спать, громко вздыхая. Утром постель оказалась толщиной в три локтя. Его раб, удивленный этим, спросил своего падчаха: — Мой грозный и величественный падчах! Что это за чудо? Ночью постель была толщиной в пятнадцать локтей, а теперь в три локтя. Что бы это значило? — Мой преданный раб, я владею Хамхой- и Цорой-шахарами, у меня много богатств, людям даже не под силу их сосчитать. Но зачем мне эти богатства и этот мир, если меня вечером некому встретить, а утром добрым словом отправить в путь. В Мецхалой-шахаре, в ауле Эрзи живёт сестра семерых братьев, сияющая красотой Мисалмат. В мужестве, силе, чести с её братьями неко­му сравниться. Их кони обгоняют хищных зверей, догоняют летящих соколов. Мисалмат в красоте состязается с солнцем и луной. Когда она выходит днем, никто не может на неё взглянуть, даже солнце прячется за тучи, считая её красивей себя. Ночью, когда она выглянет из окна башни, горы озаряются светом, и луна пря­чется. В восторге от её красоты напевает мелодии горная речка. Я много думал, как овладеть ею. Отягощенное этими мыс­лями, мое тело до трех локтей уменьшило постель толщиной в пятнадцать локтей. Мой раб, ты должен пойти в Мецхалой-шахар с моим поручением и сказать её братьям: «Отдайте добро­вольно вашу сестру, а не то я применю силу падчаха и отберу её у вас. Раб оседлал черкесского длиннобокого коня и отправился на поиски семерых братьев. Он выехал утром и, когда солнце клони­лось к закату, добрался до горы Хулахой. Когда он въехал в Хьули, там устраивали скачки, стреляли в цель из лука, спорили между собой люди. — Ассалам-алейкум, не различающие день и ночь славные молодцы! Принимаете ли вы гостя, который не имеет за собой погони, а в душе — подлости? — спросил раб падчаха. — Ва алейкум-салам, незнакомый дальний гость! Если за то­бой погоня, на то мы и мужчины, чтобы её отбить, и будем хо­зяевами, чтобы принять человека даже с подлой душой. Отдохни, дай отдохнуть и быстроногому черкесскому коню,— ответил моло­дой человек, похожий на натянутую тетиву лука; лицо его, слов­но яркая луна, излучало свет темной ночью. — Благодарю, я тороплюсь. У меня неотложное поручение. Кто мне укажет путь до Эрзи, где проживает сияющая красотой Мисалмат, сестра семерых братьев? — спросил гость. — В Мецхалой-шахаре любой готов оказать услугу гостю,— быстро оседлал коня отважный Лом-Эдалби. Гость не говорил о причине своей поездки, а отважный Лом-Эдалби не расспрашивал. Доехали они до Эрзи. — Ассалам-алейкум! — Ва алейкум-салам! С добрым приходом, дальние гости, спе­шивайтесь, входите,— встретили их семеро братьев. — И вам всего доброго, мы не станем входить, у нас есть де­ло к вам. — О деле поговорим дома. А ты чего не входишь? Ведь наш гость — твой гость,—упрекнул старший из братьев Лом-Эдалби. Усадили быстро гостя, зарезали барана, и семеро братьев и Лом-Эдалби стали угощать раба. Так три ночи подряд резали баранов — гость не говорил о причине приезда, а хозяева ни о чём его не расспрашивали. Прошла третья ночь, и старший брат спрашивает: — Прошло три дня и три ночи, как ты приехал, а цель твоего приезда нам ещё неизвестна. Теперь расскажи нам, зачем приехал. — Славные молодцы! Три дня и три ночи я не решался сказать вам, но теперь должен это сделать. Сказать вам не смею, а не сказать — боюсь падчаха. Я пришел сообщить вам, что могущественный падчах просит добровольно отдать ему сияющую красотой Мисалмат, спорящую красотой с солнцем и луной. Если не отдадите добровольно, то падчах возьмет её силой,— так гово­рил гость. Через некоторое время ему ответил отважный Лом-Эдалби: — Гость, ты три дня и три ночи ничего не говорил, зачем при­ехал. Если бы сразу сказал, то получил бы от нас достойный от­вет. Ты не говорил об этом из трусости, и твой падчах такой же трусливый. Добровольно мы Мисалмат не отдадим. Пусть твой падчах силой попробует взять её,— сказал Лом-Эдалби, который любил Мисалмат. Сели братья пировать, не думая об опасности. Утром Мисал­мат вышла доить корову и увидела из окна башни тройное кольцо воинов падчаха, окруживших крепость. Не успела она сказать об этом братьям, как Лом-Эдалби врезался в ряды воинов и завязал бой. Взмахнет шашкой вправо — очищает место, на котором мож­но построить село! Взмахнет влево — очищает место, на котором можно построить башню. Он дрался с падчахскими воинами, по­ка не закатилось сияющее золотое солнце. Лом-Эдалби не позво­лил братьям сестры вступить в бой. Наконец, и в силе, и в храбро­сти уступили воины падчаха. Тогда их предводитель крикнул: «Кто может, спасайся!» Бросились воины бежать и, когда они миновали Хулахойскую гору, отважный Лом-Эдалби швырнул им вслед свою шашку. Шашка будто пилой срезала гору. Эта срезанная гора стоит и сейчас. Кажется, что два огромных великана спилили её. Разгро­мив войско падчаха, Лом-Эдалби женился на сияющей Мисалмат, спорящей красотой с солнцем и луной. Стали они жить счастливо. (Сказки и легенды вайнахов)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *