какие фары включать в туман в городе и на трассе
Как ездить в туман
Современный климат и погода очень нестабильны. Все время идет чередование холода и тепла. После морозной ночи может наступить аномально теплое утро, вследствие чего образуется туман. А летом и осенью после жаркого дня туман может всю ночь висеть над трассой. Все коварство тумана заключается в том, что он может наступить совершенно внезапно, так же, как и исчезнуть.
При многокилометровом покрытии он может много раз менять свою плотность. В самом плохом варианте из салона можно едва увидеть свой капот. Естественно, что продолжать движение в этом случае невозможно.
Очень часто он может зависеть от рельефа местности. Как правило, он образуется в низинах, около рек или горных долин. В самых нижних точках туман может начинаться на высоте нескольких метров от земли. В этом случае, какая-то видимость обеспечена, и можно продолжать движение.
Зимний туман отличается от летнего своей огромной протяженностью. Также отсутствует чрезмерное запотевание стекол, которые нагреваются от салона. Как нужно вести себя за рулем, если автомобиль погрузился в «молоко»?
В любое время суток необходимо придерживаться правильного расположения транспортного средства на дороге. При сильном тумане или ночью в этом помогает дорожная разметка или ограничительные столбы. По правилам эти столбики должны светиться красным цветом, ориентируя водителя о границе дороги, но их наличие есть далеко не на всех трассах. Если они засыпаны снегом или вообще отсутствуют, то придется ориентироваться по краю асфальта или колее, которая остается от других автомобилей.
Линии разметки и навигатор – хорошие ориентиры в тумане. В ночное время хорошо помогают светоотражающие знаки. Чтобы их лучше разглядеть, можно на короткое время включить дальний свет. Следует помнить, что на некоторых перекрестках отсутствует осевая линия. В этот момент можно легко потерять дорогу. Поэтому лучше снизить скорость и ожидать, пока осевая линия снова будет видна. Если за это время автомобиль перестроился, то следует вернуться на свою разметку.
Отличным помощником при езде в тумане является спутниковый навигатор. На его экране достаточно четко отображена картинка, и можно понять, в каком направлении следует продолжать движение. Особо полезна эта вещь будет на больших развязках и перекрестках.
В любое время суток при тумане необходимо включать ближний свет, но, ни в коем случае, не дальний. В противном случае дорогу вообще не будет видно. При горизонтальном свете перед автомобилем образуется белая стена, через которую невозможно что-либо разглядеть. По этой причине свет должен быть включен на ближнюю позицию. Следует помнить, что в этом случае, чем ниже находятся фары, тем лучше. У самого асфальта, как правило, концентрация тумана минимальна, поэтому свет будет проходить лучше.
В ночное время включенные противотуманные фары и ближний свет должны обеспечить безопасную видимость. Естественно, что скорость движения должна быть небольшой. В дневное время включать фары необходимо, чтобы другие водители смогли видеть ваш автомобиль.
Желтые противотуманные фары и всепогодные на основном свете, из-за своего спектра излучения, способны качественно улучшать видимость. В дневное время во избежание ДТП, необходимо как можно лучше обозначать себя на дороге. Желательно использовать задние противотуманные фонари. Практически все современные автомобили ими оснащены.
Необходимо помнить, что при хорошей видимости эти фонари могут слепить встречных автомобилистов. По этой причине во многих странах запрещено включать противотуманные фары без веских на то причин. Если автомобиль новый, то необходимо заранее изучить управление светотехникой, чтобы не было казусов на дороге.
Туман является своего рода осадком, который ухудшает видимость дороги через лобовое стекло. Поэтому не нужно забывать о дворниках. При долгой езде стекла начинают запотевать и их необходимо очищать, как в салоне, так и с обратной стороны. Стоит отметить, что этот эффект происходит раньше у автомобилей, которые не имеют салонного воздушного фильтра. Избавиться от этого явления можно с помощью включения печки или кондиционера. Главное – направить воздушный поток на лобовое стекло, тогда оно не будет запотевать.
Дабы улучшить видимость в тумане, время от времени можно мигать дальним светом или воспользоваться аварийной сигнализацией. При возникновении необходимости остановки желательно делать это как можно дальше от обочин. Лучше всего будет полностью съехать с дороги. Во время движения нужно концентрировать свое внимание не только на встречном потоке, но и на своем, так как спереди может медленно ехать другой автомобиль.
В туманную погоду особое внимание следует уделять скоростному режиму. Скорость автомобиля должна быть такой, чтобы при возникновении препятствия, транспортное средство смогло остановиться, не столкнувшись с ним. При этом следует помнить, что на наших дорогах очень часто можно встретить старые автомобили, у которых габаритных огней практически не видно. По этой причине самой безопасной скоростью в туманную погоду считается 30-50 км/ч. Не стоит полагаться на свое мастерство и знание дороги, так как в туманную погоду невозможно увидеть все, что вокруг происходит. Двигаясь с таким скоростным режимом, можно практически при любой видимости моментально остановиться.
Скорость движения при такой погоде должна быть минимум вдвое ниже привычной. Видимых 40-ка метров может не хватить для полной остановки автомобиля, особенно в зимнее время года. При длительных поездках необходимо постоянно контролировать скоростной режим.
Как правильно ездить в тумане?
Вождение в тумане требует специального комплекса приёмов и мер безопасности
В летние и осенние месяцы перспектива тумана на российских дорогах становится все более вероятной. И даже если Вы уверенный водитель, то он может сделать вождение достаточно трудным и опасным, а если Вы едете в машине пассажиром, то туман может быть глубоко нервирующей перспективой.
Но у нас для Вас хорошие новости: если Вы будете следовать нескольким простым правилам, и вместе с этим будете терпеливым, разумным и осторожным, Вы можете минимизировать вероятность плохих последствий. Конечно, Вы не можете облегчить аналогичным образом процесс вождения для других водителей, и они по-прежнему будут представлять опасность для Вас, но если Вы сами будете знать основы безопасного вождения в тумане, то по меньшей мере наполовину опасность Вы снизите.
Отправляйтесь в поездку только по мере необходимости
Да, Вы слышали это в прогнозах погоды, официальных сводках ГИБДД, где говорили о предстоящем тумане, да и в окно собственного дома Вам не видно даже соседнего здания, но ведущие прогнозов и официальные лица не случайно предупреждают об опасности. Ваша поездка по-настоящему что срочное или важное? Настолько срочное и настолько важное, что Вы готовы подвергнуть себя и своих пассажиров опасности? Если нет, то, может быть, лучше остаться дома, выпить чашечку чая и подождать, пока видимость улучшится, занявшись не менее важными делами дома? Мы можем поручиться за то, что это будет приятнее и продуктивнее, нежели застрять в огромной пробке, или, что ещё хуже, стать причиной такой пробки в холодный туман.
Проверьте фары и используйте их правильно
Кстати, используйте задние противотуманные фары, только если туман достаточно густой. Все автомобили оснащены задними противотуманными фонарями, потому что их включения в условиях густого тумана требуется законом. А Вы знаете, как включать и выключать их? Если нет, при первой же возможности загляните в инструкцию по эксплуатации. Помните, что и задние противотуманные фонари работают также только в режиме ближнего света фар, так что убедитесь, что Вы едете не с дневными ходовыми огнями или вовсе с выключенным светом.
Не включайте задние противотуманные фары раньше, чем это реально нужно, ну, разве только Вам очень хочется ослепить водителя позади Вас. Мы бы рекомендовали включать задние ПТФ только тогда, когда видимость дороги не превышает 100 метров (Вы ведь помните из ПДД, что передние противотуманные фары нужно включать в условиях недостаточной видимости, которая составляет менее 300 метров).
К слову, передние противотуманные фары выбрасывают низкоидущий широкий луч, который режет туман, чтобы помочь Вам увидеть края дороги. Их на самом деле совсем не обязательно использовать, если туман не очень густой, так как они хоть и предоставляют преимущество в плане видимости, но также имеют свойство ослеплять водителей встречного транспорта.
Включите печку и/или кондиционер (климат-контроль)
Туман снаружи часто будет приводить к конденсации внутри салона автомобиля, и в туманную погоду, такой конденсат может образовываться весьма внезапно. Были даже случаи, когда водители очень долгое время ехали в условиях якобы тумана, но затем, когда видимость становилась практически нулевая, они останавливались на обочине, включали «аварийки», выходили из машины и. обнаруживали, что это был вовсе не туман, а их стёкла очень равномерно запотевали, а снаружи авто был уже вполне солнечный ясный день.
Некоторые современные автомобили имеют подогрев передних ветровых стёкол, которые могут быстро удалить осевший на лобовом конденсат и должны использоваться всякий раз, когда происходит конденсация в машине.
Вы, возможно, думаете, что оставили достаточно места для торможения, если автомобиль перед Вами начнёт экстренно тормозить. Но что делать, если автомобиль перед Вами не оставил дистанции перед собой. Если он врежется в авто перед ним, то это приведёт к внезапной его остановке, намного быстрее, чем Вы ожидаете. В этом случае Вам будет недостаточно того расстояния, которое Вы оставили.
Кроме того, не забывайте о том, что в условиях такой влажной погоды мокрая дорога обуславливает гораздо больший тормозной путь.
Как ездить в туман
Современный климат и погода очень нестабильны. Все время идет чередование холода и тепла. После морозной ночи может наступить аномально теплое утро, вследствие чего образуется туман. А летом и осенью после жаркого дня туман может всю ночь висеть над трассой. Все коварство тумана заключается в том, что он может наступить совершенно внезапно, так же, как и исчезнуть.
При многокилометровом покрытии он может много раз менять свою плотность. В самом плохом варианте из салона можно едва увидеть свой капот. Естественно, что продолжать движение в этом случае невозможно.
Очень часто он может зависеть от рельефа местности. Как правило, он образуется в низинах, около рек или горных долин. В самых нижних точках туман может начинаться на высоте нескольких метров от земли. В этом случае, какая-то видимость обеспечена, и можно продолжать движение.
Зимний туман отличается от летнего своей огромной протяженностью. Также отсутствует чрезмерное запотевание стекол, которые нагреваются от салона. Как нужно вести себя за рулем, если автомобиль погрузился в «молоко»?
Ориентация
В любое время суток необходимо придерживаться правильного расположения транспортного средства на дороге. При сильном тумане или ночью в этом помогает дорожная разметка или ограничительные столбы. По правилам эти столбики должны светиться красным цветом, ориентируя водителя о границе дороги, но их наличие есть далеко не на всех трассах. Если они засыпаны снегом или вообще отсутствуют, то придется ориентироваться по краю асфальта или колее, которая остается от других автомобилей.
Линии разметки и навигатор – хорошие ориентиры в тумане. В ночное время хорошо помогают светоотражающие знаки. Чтобы их лучше разглядеть, можно на короткое время включить дальний свет. Следует помнить, что на некоторых перекрестках отсутствует осевая линия. В этот момент можно легко потерять дорогу. Поэтому лучше снизить скорость и ожидать, пока осевая линия снова будет видна. Если за это время автомобиль перестроился, то следует вернуться на свою разметку.
Отличным помощником при езде в тумане является спутниковый навигатор. На его экране достаточно четко отображена картинка, и можно понять, в каком направлении следует продолжать движение. Особо полезна эта вещь будет на больших развязках и перекрестках.
Свет
В любое время суток при тумане необходимо включать ближний свет, но, ни в коем случае, не дальний. В противном случае дорогу вообще не будет видно. При горизонтальном свете перед автомобилем образуется белая стена, через которую невозможно что-либо разглядеть. По этой причине свет должен быть включен на ближнюю позицию. Следует помнить, что в этом случае, чем ниже находятся фары, тем лучше. У самого асфальта, как правило, концентрация тумана минимальна, поэтому свет будет проходить лучше.
В ночное время включенные противотуманные фары и ближний свет должны обеспечить безопасную видимость. Естественно, что скорость движения должна быть небольшой. В дневное время включать фары необходимо, чтобы другие водители смогли видеть ваш автомобиль.
Желтые противотуманные фары и всепогодные на основном свете, из-за своего спектра излучения, способны качественно улучшать видимость. В дневное время во избежание ДТП, необходимо как можно лучше обозначать себя на дороге. Желательно использовать задние противотуманные фонари. Практически все современные автомобили ими оснащены.
Необходимо помнить, что при хорошей видимости эти фонари могут слепить встречных автомобилистов. По этой причине во многих странах запрещено включать противотуманные фары без веских на то причин. Если автомобиль новый, то необходимо заранее изучить управление светотехникой, чтобы не было казусов на дороге.
Видимость
Туман является своего рода осадком, который ухудшает видимость дороги через лобовое стекло. Поэтому не нужно забывать о дворниках. При долгой езде стекла начинают запотевать и их необходимо очищать, как в салоне, так и с обратной стороны. Стоит отметить, что этот эффект происходит раньше у автомобилей, которые не имеют салонного воздушного фильтра. Избавиться от этого явления можно с помощью включения печки или кондиционера. Главное – направить воздушный поток на лобовое стекло, тогда оно не будет запотевать.
Дабы улучшить видимость в тумане, время от времени можно мигать дальним светом или воспользоваться аварийной сигнализацией. При возникновении необходимости остановки желательно делать это как можно дальше от обочин. Лучше всего будет полностью съехать с дороги. Во время движения нужно концентрировать свое внимание не только на встречном потоке, но и на своем, так как спереди может медленно ехать другой автомобиль.
Скорость
В туманную погоду особое внимание следует уделять скоростному режиму. Скорость автомобиля должна быть такой, чтобы при возникновении препятствия, транспортное средство смогло остановиться, не столкнувшись с ним. При этом следует помнить, что на наших дорогах очень часто можно встретить старые автомобили, у которых габаритных огней практически не видно. По этой причине самой безопасной скоростью в туманную погоду считается 30-50 км/ч. Не стоит полагаться на свое мастерство и знание дороги, так как в туманную погоду невозможно увидеть все, что вокруг происходит. Двигаясь с таким скоростным режимом, можно практически при любой видимости моментально остановиться.
Скорость движения при такой погоде должна быть минимум вдвое ниже привычной. Видимых 40-ка метров может не хватить для полной остановки автомобиля, особенно в зимнее время года. При длительных поездках необходимо постоянно контролировать скоростной режим.
Дальний, ближний, противотуманки и ДХО: что и когда можно включать и за что можно получить штраф
Правила пользования световыми приборами – довольно простой и короткий раздел ПДД. Однако на дорогах регулярно можно встретить нарушающих правила водителей: кто-то пренебрегает включением ближнего света, кто-то неуместно включает противотуманные фонари, а некоторые водители считают неправомерными сигналы дальним светом. Давайте вспомним азы и уточним некоторые непопулярные нюансы применения световых приборов, а заодно выясним, можно ли получить штраф за несоблюдение правил.
Дневные ходовые огни – «нововведение» конца 2010 года: именно тогда вступило в силу постановление правительства, обязавшее водителей всех движущихся транспортных средств включать ближний свет или дневные ходовые огни (ДХО). Соответственно, штатно появляться на автомобилях ходовые огни, автоматически включающиеся при включении зажигания, стали после 2010 года. При этом пункт 19.5 ПДД уточняет, что дневные ходовые огни при их наличии должны быть включены в светлое время суток. Однако даже при их наличии правила не запрещают включить вместо них ближний свет фар.
А вот включать ходовые огни в темное время суток запрещено: они банально не предназначены для освещения дороги, а служат, согласно ПДД, «для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».
Ближний свет днем может использоваться как замена ДХО: пункт 19.5 указывает, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Пункт 19.1 ПДД устанавливает, что ближний свет фар должен быть включен на движущемся транспортном средстве в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях. Кроме того, пункт 19.3 допускает включение ближнего света при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням.
При этом прямого запрета на применение в каких-либо условиях ближнего света в ПДД нет.
Использование дальнего света – одно из самых простых и сложных действий одновременно. С одной стороны, условия диктуют не только правила, но и логика, а с другой, здесь много сценариев и ограничений. Так, дальний свет может применяться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, но с ограничениями, которые мы перечислим ниже. А кроме того, дальний свет можно кратковременно включать в качестве светового сигнала для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним. О таком официальном сигнале знают не все водители, и мы рассказывали о нем в подробном материале об условных сигналах на дороге.
При этом пункт 19.2 ПДД обязывает водителей выключить дальний свет в следующих условиях:
Кроме того, исходя из правил, использование дальнего света не предусмотрено в светлое время суток в условиях хорошей видимости.
И еще: обратите внимание, что неофициальный сигнал дальним светом для предупреждения о чем-либо, кроме обгона, правилами не разрешен – то есть запрещен. Проще говоря, моргать дальним светом для чего-либо, кроме предупреждения об обгоне, запрещено. Это стоит особенно учитывать в зоне видимости инспекторов ДПС – в такой ситуации они вправе наказать водителя за нарушение.
Многие считают, что противотуманные фары можно включать только при плохой видимости, а во всех иных условиях это запрещено. Однако на практике это не так. Все сценарии их применения указаны в пункте 19.4 ПДД, и их три. Во-первых, противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости совместно с ближним или дальним светом фар. Во-вторых, их можно включать в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар. А в-третьих, противотуманные фары можно использовать вместо дневных ходовых огней и ближнего света фар в светлое время суток.
Стоит понимать, что противотуманные фары и задние противотуманные фонари включаются и используются по отдельности, и описанные выше сценарии для противотуманных фар не касаются фонарей. Согласно пунктам 19.3 и 19.7 ПДД задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости – как при движении, так и при остановке и стоянке.
Их яркость выше, чем у габаритных огней, поэтому их нельзя применять в качестве габаритных огней, а также подключать к стоп-сигналам – последний запрет также содержится в пункте 19.7. И, разумеется, их нельзя использовать в любых других условиях, кроме условий недостаточной видимости.
Отдельный пункт 19.3 ПДД регламентирует применение габаритных огней. Они должны быть включены при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости. Кроме того, пункт 19.1 указывает, что габаритные огни должны быть включены на буксируемых механических транспортных средствах вдобавок к аварийной сигнализации в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.
Этот пункт, скорее, формальный: фарой-прожектором и фарой-искателем обычные автомобили штатно не оснащаются. Однако если таковые у вас установлены, то применять их можно с соблюдением пункта 19.6 ПДД. Согласно ему, фарой-прожектором и фарой-искателем обычным водителям разрешено пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. Во всех остальных условиях их использование запрещено.
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами наказывается по статье 12.20 КоАП. Согласно ей, нарушение правил пользования внешними световыми приборами влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Учитывая, что никакой дифференциации наказания в зависимости от нарушения нет, нужно просто помнить, что именно нельзя делать. Давайте перечислим список запретов.
Итак, штраф можно получить за следующие нарушения:
Для закрепления знаний давайте перечислим, какие световые приборы можно применять в конкретных условиях.
Днем: ДХО, ближний свет или противотуманные фары.
Ночью: ближний свет, а на неосвещенных дорогах и вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары.
В тоннелях: ближний свет, а вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары; на буксируемых автомобилях – габаритные огни.
В условиях недостаточной видимости: ближний или дальний свет, противотуманные фары и противотуманные фонари.
Какие фары включать в туман в городе и на трассе
ПДД РФ, 19. Пользование внешними световыми приборами
и звуковыми сигналами
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:
в населенных пунктах, если дорога освещена;
при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
19.4. Противотуманные фары могут использоваться:
в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
(п. 19.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
(см. текст в предыдущей редакции)
19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.
19.8. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.
(см. текст в предыдущей редакции)
19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:
для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.
(п. 19.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)