какие фонетические единицы речи вы знаете
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
Методы фонетики
Кинорентгеносъемка органов артикуляции позволяет изучать артикуляторные уклады органов речи в их развивающейся и изменяющейся во времени деятельности, а не в статическом состоянии, к тому же при довольно искусственной задержке нормальной деятельности речевого аппарата. Полученную рентгенограмму соответствующим образом обрабатывают, в результате чего получается схематический чертеж.
Пневматическая кимограмма.Искажения эти настолько значительны, что возникает сомнение в правильности передачи даже основного тона звучания. Обертоны по существу вовсе отсутствуют. То, что иногда кажется обертонами, это в значительной степени продукт искажений передающей системы, а не деятельности голосового аппарата. Подлинная интенсивность (точнее говоря, амплитуда колебаний) может быть вычислена только путем чрезвычайно сложных операций, которые учитывали бы различную силу сопротивления резины в различные моменты ее натяжения, начиная с момента покоя
в) Электроакустические.Катодный осциллограф является физическим прибором, предназначенным для исследования быстро протекающих электрических или преобразованных в электрические процессов посредством электроннолучевой трубки. В экспериментальной фонетике катодный осциллографслужит для разложения сложного звукового явления на образующие его гармонические колебания. [6]Наиболее существенной его частью служит электронно-лучевая трубка, осуществляющая процесс преобразования звуковых особенностей речи в электрические явления. Она же позволяет наблюдать этот процесс визуально. Засняв на пленку киноаппарата или на пластинку фотоаппарата излучения трубки, мы получим осциллографическую кривую речи.
Какие фонетические единицы речи вы знаете
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.
Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.
Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.
Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.
Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.
Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.
Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.
Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.
Синтагма – объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения
Речевой такт – часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).
Фонетика. Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпия
Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпия
Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.
Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а – это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.
Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.
Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения. Предметом орфоэпии является устная речь. Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах. Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи.
Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров. К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.
Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.
Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения : 1) влияние орфографии, 2) влияние диалектных особенностей, 3) влияние родного языка (акцент) – для нерусских. Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения. Впервые вопросами стиля произношения занялся Л.В.Щерба, он выделил два стиля произношения:
1. Полный, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;
2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи. В пределах этих стилей возможны различные их варианты.
Особенности русского ударения
Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове – ударный, остальные – безударные.
Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).
В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места ( одноместно ): кров а ть, кров а тью – кров а ти.
Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): жел е знодор о жный, маш и ностро е ние, а эроф о тосъ ё мка.
Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.
Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.
Трудности и особенности русского ударения
К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др. Рассмотрим это на конкретных примерах.
1. Вследствие того, что русское ударение разноместное и подвижное могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:
алког о ль – а лкоголь, шпр и цы – шприц ы (у медиков);
к о мпас – комп а с (у моряков);
к е та – кет а (у рыбаков);
доб ы ча – д о быча, рудн и к – р у дник (у горняков);
шасс и – ш а сси (у летчиков);
и скра – искр а (у шоферов).
2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):
кл а дбище (нейтр.) – кладб и ще (устар., поэтич.);
дев и ца (нейтр.) – д е вица (народно-поэтич.);
ш ё лковый (нейтр.) – шелк о вый (народно-поэтич.);
св ё кла (нейтр.) – свекл а (прост.);
м у зыка (нейтр.) – муз ы ка (устар.)
Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.
твор о г – основной (предпочтительный) вариант, тв о рог – дополнительный;
нет творог а – нет тв о рога (доп.);
т е фтели – тефт е ли (доп.);
и скристый – искр и стый (доп.);
рж а веть – ржав е ть (доп.);
кулинария – кулинария (доп.)
Запомните! Валов о й (доход, продукт);
уст а вный (фонд, капитал);
опт – оптом – опт о вый – оптов и к;
дебит о р – должник, дебит о рская задолженность (сумма долгов);
д е бет – левая сторона бухгалтерских счетов.
В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж В а шингтон (первый президент США) – Вашингт о н (столица США); Макб е т (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – М а кбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
блок и ровать – маркиров а ть;
национализ и ровать – премиров а ть;
приватиз и ровать – нормиров а ть;
экспорт и ровать – бомбардиров а ть.
Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) пров о д (название действия), но: пр о вод (проволока).
Среди сложных слов есть и одноударные: самосто я тельный, межреспублик а нский, в и це-премь е р и др.
9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): и рис – ир и с, з а мок – зам о к, мук а – м у ка, у гольный – уг о льный, а тлас – атл а с, хл о пок – хлоп о к, о рган – орг а н. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледн и к (в горах) – л е дник (погреб); п а рить (репу) – пар и ть (в облаках); рефл е кторный (от рефлектор ) – рефлект о рный (от рефлекс ); нагол о ( держать шашки) – н а голо (остричь); брон я (защитная облицовка из стали) – бр о ня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); вид е ние (призрак) – в и дение (точка зрения); прокл я тый (ненавистный) – пр о клятый (подвергшийся проклятью); хор ы (балкон в верхней части зала) – х о ры (певческие коллективы); языков а я (подготовка) – язык о вая (колбаса); занят о й (человек) – з а нятый (дом).
Варианты русского литературного произношения
Некоторые трудные случаи произношения гласных звуков
2) с буквой ё и звуком [‘ о ]: безнад ё жный, платеж ё способный, ман ё вры, бел ё сый, бл ё клый, ж ё лчный, ж ё лчь (вариант – ж е лчь), одноим ё нный.
В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного: ист е кший (срок) – но: ист ё кший (кровью), кричит как оглаш е нный – но: указ, оглаш ё нный утром и т.п.
Некоторые трудные случаи произношения согласных звуков
4. Твердые согласные перед мягкими согласными могут смягчаться:
а) обязательно смягчается н перед мягкими з и с : лице[н’з’]ия, прете[н’з’]ия;
б) н перед мягким т и д смягчается: а[‘н’т’]ичный, ка[н’д’]идат.
ака де мия [д’э] де мократический [д’э] ин те ллект [т’э] ко фе [ф’э] к ре м [р’э] му зе й [з’э] О де сса [ д ‘ э ] п ре сса [ р ‘ э ] | п ре ссинг [р’э] те рмин [т’э] фе де ральный [д’э] юриспру де нция [д’э] бере т [б’э р’э] ши не ль [н’э] пио не р [н’э] де бют [д’э] | де пеша [д’э] компе те нтный [т’э] кор ре ктный [р’э] па те нт [т’э] дек ре т [р’э] конк ре тный [р’э] |
В других случаях перед е произносится твердый согласный.
Твердое произнесение:
4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:
Основные фонетические единицы и средства
Предмет фонетики
Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.
Основные фонетические единицы и средства
Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
· Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
o Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
o Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
o Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
o Звук — минимальная фонетическая единица.
· Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
o Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
o Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
o Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
o Длительность — время звучания сегмента речи.
Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:
· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,
Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.
В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.
· Сильная позиция — позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.
· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.
Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] — [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] — звук, средний между [и] и [э], например: [м’иэста], [ч’иэсы], [п’иэт’брка], [с*иэло].
Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.
Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.
· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л — ст[а]ла.
· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз — [п’ьриэв’6с], садовод — [съдавот], водовоз — [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).
Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться — диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться — значит «встретиться с дивом (чудом)».
Это ведущий принцип русской орфографии — морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова — корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.
Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.
1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.
Языковые семьи,
I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)
Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки русского языка — это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.
В первом случае образуются звонкие согласные, во втором — глухие.
Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч’], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].
Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [j’], [ч’], [т’].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.
· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить — [патшыт’]; глухой перед звонким становится звонким: просьба — [прбз’ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб — [дуп]; звук не произносится: праздник — [праз’н’ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть — [влас’т’].
Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа
Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)
Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).
3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа
Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)
Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)
Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).
Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
фонетические единицы речи
Смотреть что такое «фонетические единицы речи» в других словарях:
суперсегментные (просодические) единицы — Единицы, накладывающиеся на сегментные единицы в речи: слоговость/неслоговость, ударение и интонация. На уровне суперсегментных единиц действуют следующие закономерности: 1) слог – это сегментная и суперсегментная единица одновременно; как… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Сегментные и суперсегментные единицы — Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз личными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово … Википедия
Темп речи — У этого термина существуют и другие значения, см. Темп. Темп речи скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)[1]. Относится к просодическим элементам[2], является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить,… … Википедия
Фонетика — Лингвистика … Википедия
Язык и языки — (в лингвистическом смысле) в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган произношения, язык, берется в значении процесса, в значении деятельности и всей совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Синтаксис — (от греч. σύνταξις построение, порядок) 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а… … Лингвистический энциклопедический словарь
История создания армянского алфавита — История армянского языка … Википедия
АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМАНТА — Любой акустический сигнал в речи, при помощи которого различаются фонетические единицы. Например, особенности первой фазы произнесения звуков являются формантами, различающими начальные звуки в таких словах, как том и дом … Толковый словарь по психологии
Уровни языка — Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия
Фонема — Единицы языка по уровням Синтаксический Лексический … Википедия