какие формальные языки изучает информатика
Вопрос 1
Какие формальные языки изучает информатика?
Варианты ответов
Языки запросов к базам данных
Язык формальной логики
Языки программирования
Нотная грамота
Язык химических формул
Вопрос 2
Как называются языки, все правила которых имеют явный характер, и информация на которых всегда объективна?
Варианты ответов
Естественные
Язык математики
Формальные
Языки народов мира
Вопрос 3
Как называется обработка информации, направленная на изменение её формы представления для удобства хранения и передачи?
Варианты ответов
Исследование системы
Структурирование
Логические рассуждения
Кодирование
Вопрос 4
Чем представлена информация в образной форме?
Варианты ответов
Буквами
Звуками
Изображениями
Дискретными сигналами
Вопрос 5
Как называются языки, которые люди используют для общения между собой?
Варианты ответов
Естественные
Формальные
Языки программирования
Язык формальной логики
Вопрос 6
Из каких сигналов состоит информация в образной форме?
Варианты ответов
Из непрерывных
Из любых
Из звуковых
Из дискретных
Вопрос 7
Как называются языки, информация на которых может восприниматься субъективно?
Составьте слово из букв:
Вопрос 8
Какие существуют формы представления информации?
Варианты ответов
Образная
Знаковая
Химическая
Математическая
Вопрос 9
Как называется форма представления, информация в которой состоит из дискретных сигналов?
Составьте слово из букв:
Вопрос 10
Какая информация имеет знаковую форму представления?
Варианты ответов
Химическая формула
Текст на русском языке
Мелодия
Рисунок
Языки
Определение и классификация языков
Язык — это определенная система символьного представления информации. В словаре по школьной информатике, составленном А.П. Ершовым [6], дано такое определение: “Язык — множество символов и совокупность правил, определяющих способы составления из этих символов осмысленных сообщений”. Поскольку под осмысленным сообщением понимается информация, то данное определение по сути своей совпадает с первым.
Языки делятся на две группы: естественные и формальные. Естественные языки — это исторически сложившиеся языки национальной речи. Для большинства современных языков характерно наличие устной и письменной форм речи. Анализ естественных языков в большей степени является предметом филологических наук, в частности, лингвистики. В информатике анализом естественных языков занимаются специалисты в области искусственного интеллекта. Одна из целей разработки проекта ЭВМ пятого поколения — научить компьютер понимать естественные языки.
Формальные языки — это искусственно созданные языки для профессионального применения. Они, как правило, носят международный характер и имеют письменную форму. Примерами таких языков являются язык математики, язык химических формул, нотная грамота — язык музыки и др.
С любым языком связаны следующие понятия: алфавит — множество используемых символов; синтаксис — правила записи языковых конструкций (текста на языке); семантика — смысловая сторона языковых конструкций; прагматика — практические последствия применения текста на данном языке.
Для формальных языков характерна принадлежность к ограниченной предметной области (математика, химия, музыка и пр.). Назначение формального языка — адекватное описание системы понятий и отношений, свойственных для данной предметной области. Поэтому все названные выше компоненты языка (алфавит, синтаксис и др.) ориентированы на специфику предметной области. Язык может развиваться, изменяться, дополняться вместе с развитием своей предметной области.
Естественные языки не ограничены в своем применении, в этом смысле их можно назвать универсальными. Однако не всегда бывает удобным использовать только естественный язык в узкопрофессиональных областях. В таких случаях люди прибегают к помощи формальных языков.
Известны примеры языков, находящихся в промежуточном состоянии между естественными и формальными. Язык эсперанто был создан искусственно для общения людей разных национальностей. А латынь, на которой в древности говорили жители Римской империи, в наше время стала формальным языком медицины и фармакологии, утратив функцию разговорного языка.
Языки информатики
Далее речь пойдет о языках, используемых при работе ЭВМ, в компьютерных информационных технологиях.
Информация, циркулирующая в компьютере, делится на два вида: обрабатываемая информация (данные) и информация, управляющая работой компьютера (команды, программы, операторы).
Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, принято называть данными. Примеры данных: числа при решении математической задачи; символьные последовательности при обработке текстов; изображение, введенное в компьютер путем сканирования, предназначенное для обработки. Способ представления данных в компьютере называется языком представления данных.
Для каждого типа данных различается внешнее и внутреннее представление данных. Внешнее представление ориентировано на человека, определяет вид данных на устройствах вывода: на экране, на распечатке. Внутреннее представление — это представление на носителях информации в компьютере, т.е. в памяти, в линиях передачи информации. Компьютер непосредственно оперирует с информацией во внутреннем представлении, а внешнее представление используется для связи с человеком.
В самом общем смысле можно сказать, что языком представления данных ЭВМ является язык двоичных кодов. Однако с точки зрения приведенных выше свойств, которыми должен обладать всякий язык: алфавита, синтаксиса, семантики, прагматики, — нельзя говорить об одном общем языке двоичных кодов. Общим в нем является лишь двоичный алфавит: 0 и 1. Но для различных типов данных различаются правила синтаксиса и семантики языка внутреннего представления. Одна и та же последовательность двоичных цифр для разных типов данных имеет совсем разный смысл. Например, двоичный код “0100000100101011” на языке представления целых чисел обозначает десятичное число 16 683, а на языке представления символьных данных обозначает два символа — “А+”. Таким образом, для разных типов данных используются разные языки внутреннего представления. Все они имеют двоичный алфавит, но различаются интерпретацией символьных последовательностей.
Языки внешнего представления данных обычно приближены к привычной для человека форме: числа представляются в десятичной системе, при записи текстов используются алфавиты естественных языков, традиционная математическая символика и пр. В представлении структур данных используется удобная табличная форма (реляционные базы данных). Но и в этом случае всегда существуют определенные правила синтаксиса и семантики языка, применяется ограниченное множество допустимых символов.
Внутренним языком представления действий над данными (языком управления работой компьютера) является командный язык процессора ЭВМ. К внешним языкам представления действий над данными относятся языки программирования высокого уровня, входные языки пакетов прикладных программ, командные языки операционных систем, языки манипулирования данными в СУБД и пр.
Любой язык программирования высокого уровня включает в себя как средства представления данных — раздел данных, так и средства представления действий над данными — раздел операторов (см. “Языки программирования” ). То же самое относится и к другим перечисленным выше типам компьютерных языков.
Среди формальных языков науки наиболее близким к информатике является язык математики.
В свою очередь, из множества математических дисциплин наибольшее приложение в информатике имеют теория чисел и математическая логика.
В связи с этим можно говорить о том, что темы систем счисления (языка представления чисел) и основ математической логики (языка логики) относятся к фундаментальным основам информатики (см. “Системы счисления” и “Логические выражения” ).
Методические рекомендации
В пропедевтическом и базовом курсах информатики большое образовательное значение имеет разговор о языках применительно к человеку. Знакомый ученикам термин “язык” приобретает новый смысл в их сознании. Вокруг этого термина строится целая система научных понятий. Понятие языка является одним из важнейших системообразующих понятий курса информатики.
Изучая каждое новое средство ИКТ, следует обращать внимание учеников на то, что для работы с ним пользователь должен овладеть определенным формализованным языком, что его использование требует строгого соблюдения правил языка: знания алфавита, синтаксиса, семантики и прагматики. Такая строгость связана с тем, что формализованные языки, как правило, не обладают избыточностью. Поэтому любое нарушение правил (использование символа, не входящего в алфавит, неправильное употребление разделительных знаков, например, запятой вместо точки и т.п.) приводит к ошибке.
Следует обращать внимание учеников на общность некоторых языковых конструкций, используемых в различных технологиях. Например, правила записи формул в электронных таблицах и арифметических выражений в языках программирования практически одинаковы. Существуют и различия, на которые тоже следует обращать внимание. Например, в языках программирования логические связки (NOT, AND, OR) являются знаками операций, а в электронных таблицах — именами функций.
Для упрощения работы пользователя в современном программном обеспечении часто применяются различного рода оболочки, обеспечивающие удобный пользовательский интерфейс. Следует объяснять ученикам, что за этими оболочками, как правило, скрыт определенный формализованный язык. Например, за графической оболочкой операционной системы Windows скрывается командный язык ОС. Другой пример: СУБД MS Access предоставляет пользователю возможность для создания БД использовать конструктор таблиц, а для построения запросов — конструктор запросов. Однако за этими высокоуровневыми средствами “скрывается” SQL — универсальный язык описания данных и манипулирования данными. Перейдя в соответствующий режим, можно показать, как выглядят команды на SQL, сформированные в результате работы с конструктором.
Формальные языки и грамматики
Мотивация
Время от времени на Хабре публикуются посты и переводные статьи, посвященные тем или иным аспектам теории формальных языков. Среди таких публикаций (не хочется указывать конкретные работы, чтобы не обижать их авторов), особенно среди тех, которые посвящены описанию различных программных инструментов обработки языков, часто встречаются неточности и путаница. Автор склонен считать, что одной из основных причин, приведших к такому прискорбному положению вещей, является недостаточный уровень понимания идей, лежащих в основании теории формальных языков.
Этот текст задуман как популярное введение в теорию формальных языков и грамматик. Эта теория считается (и, надо сказать, справедливо) довольно сложной и запутанной. На лекциях студенты обычно скучают и экзамены тем более не вызывают энтузиазма. Поэтому и в науке не так много исследователей в этой тематике. Достаточно сказать, что за все время, с зарождения теории формальных грамматик в середине 50-х годов прошлого века и до наших дней, по этому научному направлению было выпущено всего две докторских диссертации. Одна из них была написана в конце 60-х годов Алексеем Владимировичем Гладким, вторая уже на пороге нового тысячелетия — Мати Пентусом.
Далее в наиболее доступной форме описаны два основных понятия теории формальных языков: формальный язык и формальная грамматика. Если тест будет интересен аудитории, то автор дает торжественное обещание разродиться еще парой подобных опусов.
Формальные языки
Коротко говоря, формальный язык — это математическая модель реального языка. Под реальным языком здесь понимается некий способ коммуникации (общения) субъектов друг с другом. Для общения субъекты используют конечный набор знаков (символов), которые проговариваются (выписываются) в строгом временном порядке, т.е. образуют линейные последовательности. Такие последовательности обычно называют словами или предложениями. Таким образом, здесь рассматривается только т.н. коммуникативная функция языка, которая изучается с использованием математических методов. Другие функции языка здесь не изучаются и, потому, не рассматриваются.
В качестве известного примера такой математической абстракции можно привести модель, известную под неблагозвучным для русского уха названием «мешок слов». В этой модели исследуются тексты естественного языка (т.е. одного из тех языков, которые люди используют в процессе повседневного общения между собой). Основной объект модели мешка слов — это слово, снабженное единственным атрибутом, частотой встречаемости этого слова в исходном тексте. В модели не учитывается, как слова располагаются рядом друг с другом, только сколько раз каждое слово встречается в тексте. Мешок слов используется в машинном обучении на основе текстов в качестве одного из основных объектов изучения.
Но в теории формальных языков представляется важным изучить законы расположения слов рядом друг с другом, т.е. синтаксические свойства текстов. Для этого модель мешка слов выглядит бедной. Поэтому формальный язык задается как множество последовательностей, составленных из элементов конечного алфавита. Определим это более строго.
Алфавит представляет собой конечное непустое множество элементов. Эти элементы будем называть символам. Для обозначения алфавита обычно будем использовать латинское V, а для обозначения символов алфавита — начальные строчные буквы латинского алфавита. Например, выражение V = обозначает алфавит из двух символов a и b.
Цепочка представляет собой конечную последовательность символов. Например, abc — цепочка из трех символов. Часто при обозначении цепочек в символах используют индексы. Сами цепочки обозначают строчными символами конца греческого алфавита. Например, omega = a1. an — цепочка из n символов. Цепочка может быть пустой, т.е. не содержать ни одного символа. Такие цепочки будем обозначать греческой буквой эпсилон.
Наконец, формальный язык L над алфавитом V — это произвольное множеств цепочек, составленных из символов алфавита V. Произвольность здесь означает тот факт, что язык может быть пустым, т.е. не иметь ни одной цепочки, так и бесконечным, т.е. составленным из бесконечного числа цепочек. Последний факт часто вызывает недоумение: разве имеются реальные языки, которые содержат бесконечное число цепочек? Вообще говоря, в природе все конечно. Но мы здесь используем бесконечность как возможность образования цепочек неограниченной длины. Например, язык, который состоит из возможных имен переменных языка программирования C++, является бесконечным. Ведь имена переменных в C++ не ограничены по длине, поэтому потенциально таких имен может быть бесконечно много. В реальности, конечно, длинные имена переменных не имеют для нас особого смысла т.к. к концу чтения такого имени уже забываешь его начало. Но в качестве потенциальной возможности задавать неограниченные по длине переменные, это свойство выглядит полезным.
Итак, формальные языки — это просто множества цепочек, составленных из символов некоторого конечного алфавита. Но возникает вопрос: как можно задать формальный язык? Если язык конечен, то можно просто выписать все его цепочки одну за другой (конечно, можно задуматься, имеет ли смысл выписывать цепочки языка, имеющего хотя бы десять тысяч элементов и, вообще, есть ли смысл в таком выписывании?). Что делать, если язык бесконечен, как его задавать? В этот момент на сцену выходят грамматики.
Формальные грамматики
Способ задания языка называет грамматикой этого языка. Таким образом, грамматикой мы называем любой способ задания языка. Например, грамматика L = (здесь n — натуральное число) задает язык L, состоящий из цепочек вида ab, aabb, aaabbb и т.д. Язык L представляет собой бесконечное множество цепочек, но тем не менее, его грамматика (описание) состоит всего из 10 символов, т.е. конечна.
Назначение грамматики — задание языка. Это задание обязательно должно быть конечным, иначе человек не будет в состоянии эту грамматику понять. Но каким образом, конечное задание описывает бесконечные совокупности? Это возможно только в том случае, если строение всех цепочек языка основано на единых принципов, которых конечное число. В примере выше в качестве такого принципа выступает следующий: «каждая цепочка языка начинается с символов a, за которыми идет столько же символов b». Если язык представляет собой бесконечную совокупность случайным образом набранных цепочек, строение которых не подчиняется единым принципам, то очевидно для такого языка нельзя придумать грамматику. И здесь еще вопрос, можно или нет считать такую совокупность языком. В целях математической строгости и единообразия подхода обычно такие совокупности языком считают.
Итак, грамматика языка описывает законы внутреннего строения его цепочек. Такие законы обычно называют синтаксическими закономерностями. таким образом, можно перефразировать определение грамматики, как конечного способа описания синтаксических закономерностей языка. Для практики интересны не просто грамматики, но грамматики, которые могут быть заданы в рамках единого подхода (формализма или парадигмы). Иначе говоря, на основе единого языка (метаязыка) описания грамматик всех формальных языков. Тогда можно придумать алгоритм для компьютера, который будет брать на вход описание грамматики, сделанное на этом метаязыке, и что-то делать с цепочками языка.
Такие парадигмы описания грамматик называют синтаксическими теориями. Формальная грамматика — это математическая модель грамматики, описанная в рамках какой-то синтаксической теории. Таких теорий придумано довольно много. Самый известный метаязык для задания грамматик — это, конечно, порождающие грамматики Хомского. Но имеются и другие формализмы. Один из таких них — окрестностные грамматики, будет описан чуть ниже.
Окрестностные грамматики
В середине 60-х годов советский математик Юлий Анатольевич Шрейдер предложил простой способ описания синтаксиса языков на основе т.н. окрестностных грамматик. Для каждого символа языка задается конечное число его «окрестностей» — цепочек, содержащих данный символ (центр окрестности) где-то внутри. Набор таких окрестностей для каждого символа алфавита языка называется окрестностной грамматикой. Цепочка считается принадлежащей языку, задаваемому окрестностной грамматикой, если каждый символ этой цепочки входит в нее вместе с некоторой своей окрестностью.
Не всякий язык может быть описан окрестностной грамматикой. Рассмотрим, например, язык B, цепочки которого начинаются либо с символа «0», либо с символа «1». В последнем случае далее в цепочке могут идти символы «a» и «b». Если же цепочка начинается с нуля, то далее могут идти только символы «a». Нетрудно доказать, что для этого языка нельзя придумать никакой окрестностной грамматики. Легитимность вхождения символа «b» в цепочку обусловлена ее первым символом. Для любой окрестностной грамматики, в которой задается связь между символами «b» и «1» можно будет подобрать достаточно длинную цепочку, чтобы всякая окрестность символа «b» не доставала до начала цепочки. Тогда в начало можно будет подставить символ «0» и цепочка будет принадлежать языку A, что не отвечает нашим интуитивным представлениям о синтаксическом строении цепочек этого языка.
С другой стороны, легко можно построить конечный автомат, который распознает этот язык. Значит, класс языков, которые описываются окрестностными грамматиками, уже класса автоматных языков. Языки, задаваемые окрестностными грамматиками, будем называть шрейдеровскими. Таким образом, в иерархии языков можно выделить класс шрейдеровских языков, который является подклассом автоматных языков.
Можно сказать, что шрейдеровские языки задают одно простое синтаксическое отношение — «быть рядом» или отношение непосредственного предшествования. Отношение дальнего предшествования (которое, очевидно, присутствует в языке B) окрестностной грамматикой задано быть не может. Но, если визуализировать синтаксические отношения в цепочках языка, то для диаграмм отношений, в которые превращаются такие цепочки, можно придумать окрестностную грамматику.
Тесты по информатике к главе 1 «Информация и информационные процессы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Информация и её свойства
Какого свойства информации не хватает? Объективность, достоверность, полнота, полезность понятность.
Составьте слово из букв:
Какую информацию об объекте можно получить тактильно?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Текстура поверхности 2) Цвет
3) Название 4) Температура поверхности
Что, имею в виду в повседневной жизни под словом «информация»?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Сведения, которые человек получает и передаёт 2) Содержимое учебников
3) То, что мы видим 4) То, что мы прочитали
Из указанных слов выберите свойства информации.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Актуальность 2) Достоверность 3) Постоянство
4) Объективность 5) Полезность
Как человек получает наибольшее количество информации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Тактильно 2) Через обоняние
3) Визуально 4) Аудиально
В виде чего человек получает информацию?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Сигналов 2) Звука
Как называется, информационный сигнал, возможные значения которого можно пронумеровать?
Составьте слово из букв:
Из указанной информации выберите объективную.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Скорость, показанная спидометром
2) Температура, определённая термометром
3) Скорость, оценённая зрительно
4) Температура, определённая органами чувств
Как называется информационный сигнал, который может принимать множество значений на непрерывном промежутке?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Непрерывный 2) Дискретный
3) Переменный 4) Постоянный
Что такое информационный сигнал?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Изображение 2) Звук
3) Текст 4) Изменение физических величин
1) (5 б.) Верные ответы: «АКТУАЛЬНОСТЬ».
2) (4 б.) Верные ответы: 1; 4;
3) (3 б.) Верные ответы: 1;
4) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 5;
5) (4 б.) Верные ответы: 3;
6) (3 б.) Верные ответы: 1;
7) (5 б.) Верные ответы: «ДИСКРЕТНЫЙ».
8) (5 б.) Верные ответы: 1; 2;
9) (4 б.) Верные ответы: 1;
10) (3 б.) Верные ответы: 4.
Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации
Какого основного информационного процесса не хватает? Сбор, хранение, передача.
Составьте слово из букв:
Сколько всего основных информационных процессов?
Как называется процесс, в ходе которого изменяется информация и её состояние?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Передача 2) Кодирование
3) Информирующий процесс 4) Информационный процесс
Укажите виды связи между вершинами графа?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Дуги 2) Рёбра 3) Прямые 4) Обратные
С чего начинается процесс решения любой задачи?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) С обработки информации 2) С определения свойств информации
3) С передачи информации 4) Со сбора информации
Для чего изначально были созданы компьютеры?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Передача информации 2) Обработка информации
3) Сбор информации 4) Хранение информации
Что используется для сбора информации, в условиях опасных для жизни человека?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
2) Автоматизированные измерительные системы
Как называется целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Сбор 2) Обработка
3) Хранения 4) Передача
Из перечисленных видов обработки информации выберите направленные на изменение её формы представления.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Кодирование 2) Отбор 3) Структурирование
4) Вычисление по формулам 5) Логические рассуждения
Как называются действия людей над информацией, связанные с её сбором, обработкой, хранением и передачей?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Информативная деятельность 2) Информационная деятельность
3) Информирующая деятельность 4) Информативность
1) (5 б.) Верные ответы: «ОБРАБОТКА».
2) (5 б.): Верный ответ: 4;
3) (3 б.) Верные ответы: 4;
4) (4 б.) Верные ответы: 1; 2;
5) (3 б.) Верные ответы: 4;
6) (4 б.) Верные ответы: 2;
7) (4 б.) Верные ответы: 2;
8) (3 б.) Верные ответы: 2;
9) (5 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
10) (4 б.) Верные ответы: 2.
Хранение и передача информации. Информационные процессы в живой природе
Вася написал на бумаге послание Дедушке. Дедушка, не понял, что ему написал Вася. У дедушки плохое зрение, у Васи не аккуратный подчерк и ручка плохо писала. Установить соответствие между проблемами передачи информации и их ролями.
Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:
1) Плохо писала ручка __ Неправильная работа декодирующего устройства
2) Плохое зрение дедушки __ Помеха на канале связи
3) Плохой подчерк Васи __ Неправильная работа кодирующего устройства
Сколько объектов участвует в передаче информации?
Какого основного информационного процесса не хватает? Сбор, обработка, передача.
Составьте слово из букв:
Укажите правильный порядок следования информации между объектами при передаче.
Укажите порядок следования всех 5 вариантов ответа:
__ Получатель __ Отправитель __ Декодирующее устройство
__ Канал связи __ Кодирующее устройство
Какой из способов хранения информации, появился раньше всех?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Записи на бересте 2) Записи на бумаге
3) Наскальная живопись 4) Запись на электронном носителе
Вася написал на бумаге ручкой послание дедушке. Дедушка прочёл то, что ему написал Вася. Установите соответствие между объектами передачи информации и их ролями при передаче.
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) Глаза дедушки __ Отправитель
2) Вася __ Декодирующее устройство
3) Дедушка __ Канал связи
4) Ручка и бумага __ Получатель
5) Руки Васи __ Кодирующее устройство
Как происходят информационные процессы в природе?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Среди животных 2) Не происходят
3) Среди растений 4) Между любыми материальными объектами
Как называется материальный объект на котором фиксируется информация?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Отправитель 2) Получатель
3) Информационный носитель 4) Кодирующее устройство
Что означает, сохранить информацию?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Зафиксировать её на материальном носителе
2) Изменить её форму представления
3) Передать её другому человеку
4) Закодировать её определённым образом
С помощью чего информация сохраняется на электронных носителях?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Устройства передачи 2) Компьютерные сети
3) Компьютер 4) Краски
1) (5 б.) Верные ответы:
2) (3 б.): Верный ответ: 5;
3) (5 б.) Верные ответы: «ХРАНЕНИЕ».
4) (4 б.) Верные ответы:
5) (4 б.) Верные ответы: 3;
6) (5 б.) Верные ответы:
7) (4 б.) Верные ответы: 1; 3;
8) (3 б.) Верные ответы: 3;
9) (3 б.) Верные ответы: 1;
10) (4 б.) Верные ответы: 3
Как называется содержимое веб-страниц, включая гиперссылки?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Гипертекст 2) Веб-содержимое
3) Гиперсодержимое 4) Веб-сайт
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Интернет 2) Электронная почта
3) Компьютерная сеть 4) Всемирная паутина
По какому сетевому протоколу работает всемирная паутина?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Протокол передачи файлов 2) Протокол почтового отделения
3) Протокол передачи гипертекста 4) Простейший протокол передачи почты
Как называется клиентская программа всемирной паутины, предназначенная для просмотра веб-страниц?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Веб-осмотрщик 2) Файрвол
3) Браузер 4) Веб-обозреватель
Укажите верный порядок следования частей универсального указателя ресурсов.
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__ Имя файла веб-страницы __ Адрес веб-сервера
__ Название сетевого протокола __ Адрес файла веб-страницы на сервере
Как называется несколько веб-страниц, которые связаны по содержанию, и одного владельца?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Всемирная паутина 2) Веб-множество
3) Веб-сайт 4) Веб-система
Из чего состоит гиперссылка?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Внешняя часть 2) Текстовый документ
3) Веб-страница 4) Указатель перехода
Какая организация занимается вопросами внедрения технических стандартов во всемирную паутину?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
2) Совет по информационным технологиям
3) Европейский совет по ядерным исследованиям
4) Консорциум всемирной паутины
Как называется адрес, по которому можно обратиться к веб-странице?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Универсальный указатель ресурса 2) Веб-сайт
3) Веб-указатель 4) Веб-адрес
Укажите правильный порядок следования частей универсального указателя ресурса?
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
1) (3 б.) Верные ответы: 1;
2) (3 б.) Верные ответы: 4;
3) (4 б.) Верные ответы: 3;
4) (4 б.) Верные ответы: 3;
5) (5 б.) Верные ответы:
6) (3 б.) Верные ответы: 3;
7) (4 б.) Верные ответы: 1; 4;
8) (5 б.) Верные ответы: 4;
9) (4 б.) Верные ответы: 1;
10) (5 б.) Верные ответы:
Поисковые системы. Поисковые запросы. Полезные адреса Всемирной паутины
Как задать поисковому указателю режим поиска цитаты?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Соединить слова запроса знаком «|» 2) Взять цитату в кавычки
3) Поставить перед цитатой знак «-» 4) Записать цитату без пробелов
Какую информацию о веб-странице собирает поисковый робот?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Количество посещений веб-страницы
2) Слова в заголовке веб-страницы
3) Количество гиперссылок, ведущих на веб-страницу
4) Слова, часто повторяющиеся на веб-странице
5) Автор веб-страницы
Как называются сервисы, предназначенные для поиска веб-страниц, содержащих необходимую информацию во Всемирной паутине?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Гиперссылки 2) Форумы
3) Поисковые системы 4) Поисковые запросы
Как называется компьютерная программа, которая пополняет содержимое поискового указателя?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Сыщик 2) Поисковый агент
3) Поисковый робот 4) Поисковый код
Как называется поисковая система, работающая на основании пользовательских запросов?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Поисковый робот 2) Поисковый каталог
3) Поисковый паук 4) Поисковый указатель
Какие разновидности поисковых систем существуют?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Поисковые роботы 2) Поисковые указатели
3) Поисковые каталоги 4) Поисковые каналы
Как называется поисковая система, которая представляет собой список сайтов, разделённый на категории?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Поисковый робот 2) Поисковый паук
3) Поисковый указатель 4) Поисковый каталог
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Сервис, для поиска информации во Всемирной паутине
2) Работает на основании пользовательских запросов
3) Программа для сбора информации о веб-страницах
4) Пополняется людьми
__ Поисковая система
__ Поисковый робот
__ Поисковый указатель
__ Поисковый каталог
Как называется то, что пользователь вводит в поисковую строку поискового указателя?
Составьте слово из букв:
При помощи какого логического оператора поисковых запросов нужно соединить два слова, чтобы поисковый указатель нашёл веб-страницы, на которых содержаться оба слова?
1) (5 б.) Верные ответы: 2;
2) (4 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
3) (3 б.) Верные ответы: 3;
4) (3 б.) Верные ответы: 3;
5) (4 б.) Верные ответы: 4;
6) (3 б.) Верные ответы: 2; 3;
7) (4 б.) Верные ответы: 4;
8) (5 б.) Верные ответы:
9) (4 б.) Верные ответы: «ПОИСКОВЫЙ ЗАПРОС».
10) (5 б.) Верный ответ: «&&».
Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система
Укажите разновидности визуальных знаков?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Пиктограммы 2) Фонемы 3) Слоги 4) Символы
Как называется знаковая система, которую человек использует для выражения своих мыслей и для общения с другими людьми?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Алфавит 2) Язык 3) Фонемы 4) Цифры
Как называются визуальные знаки, имеющие явное соглашение об использовании и представляющие собой упрощённое изображение объекта-оригинала?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Пиктограммы 2) Символы 3) Буквы 4) Цифры
Знаки каких типов используются людьми для общения?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Визуальные 2) Обонятельные 3) Звуковые
4) Вкусовые 5) Тактильные
Установите соответствие между знаками и их формами.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) Метки территории у животных __ Визуальный
2) Азбука Брайля __ Обонятельный
3) Рисунок __ Звуковой
4) Звонок будильника __ Тактильный
Какое минимальное количество знаков может содержать знаковая система?
Как называются звуковые знаки языка?
Составьте слово из букв:
Как называется некоторый заменитель объекта, свойства, явления или отношения, используемый для передачи информации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Знак 2) Цифра 3) Пиктограмма 4) Символ
Какие виды письменности существуют?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Буквенно-звуковая 2) Идеографическая 3) Словесная
4) Фразовая 5) Слоговая
Как называется знаковая система, которую человек использует для выражения своих мыслей и для общения с другими людьми?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Фонемы 2) Буквы 3) Язык 4) Слово
1) (4 б.) Верные ответы: 1; 4;
2) (3 б.) Верные ответы: 2;
3) (4 б.) Верные ответы: 1;
4) (4 б.) Верные ответы: 1; 3; 5;
5) (5 б.) Верные ответы:
6) (5 б.): Верный ответ: 2.;
7) (4 б.) Верные ответы: «ФОНЕМЫ».
8) (3 б.) Верные ответы: 1;
9) (5 б.) Верные ответы: 1; 2; 5;
10) (3 б.) Верные ответы: 3;
Естественные и формальные языки. Формы представления информации
Какие формальные языки изучает информатика?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Языки запросов к базам данных 2) Язык формальной логики
3) Языки программирования 4) Нотная грамота 5) Язык химических формул
Как называются языки, все правила которых имеют явный характер, и информация на которых всегда объективна?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Естественные 2) Язык математики
3) Формальные 4) Языки народов мира
Как называется обработка информации, направленная на изменение её формы представления для удобства хранения и передачи?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Исследование системы 2) Структурирование
3) Логические рассуждения 4) Кодирование
Чем представлена информация в образной форме?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Буквами 2) Звуками 3) Изображениями 4) Дискретными сигналами
Как называются языки, которые люди используют для общения между собой?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Естественные 2) Формальные
3) Языки программирования 4) Язык формальной логики
Из каких сигналов состоит информация в образной форме?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Из непрерывных2) Из любых3) Из звуковых4) Из дискретных
Как называются языки, информация накоторых может восприниматься субъективно?
Составьте слово из букв:
Какие существуют формы представления информации?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Образная 2) Знаковая 3) Химическая 4) Математическая
Как называется форма представления, информация в которой состоит из дискретных сигналов?
Составьте слово из букв:
Какая информация имеет знаковую форму представления?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Химическая формула 2) Текст на русском языке 3) Мелодия 4) Рисунок
1) (5 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
2) (3 б.) Верные ответы: 3;
3) (4 б.) Верные ответы: 4;
4) (5 б.) Верные ответы: 2; 3;
5) (3 б.) Верные ответы: 1;
6) (4 б.) Верные ответы: 1;
7) (5 б.) Верные ответы: «ЕСТЕСТВЕННЫЕ».
8) (3 б.) Верные ответы: 1; 2;
9) (4 б.) Верные ответы: «ЗНАКОВАЯ».
10) (4 б.) Верные ответы: 1; 2
Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование
Как называется алфавит, который содержит всего два знака?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Двоичный 2) Формальный 3) Технический 4) Символьный
Как называется конечный набор различных символов, которые используются для записи информации на языке?
Составьте слово из букв:
Двоичный код какой разрядности потребуется для кодирования одного символа алфавита мощностью 32 символа?
Что необходимо сделать с информацией для её дискретизации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Перевести в двоичный код 2) Перевести в звуковую форму
3) Записать на каком-либо языке 4) Представить числами
Как называется процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Дискретизация 2) Нормализация 3) Кодирование 4) Формализация
Как называется запись информации с помощью символов двоичного алфавита?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Бинаризация 2) Двоичное кодирование
3) Формализация 4) Дискретизация
Укажите верный порядок представления информации при двоичном кодировании алфавита.
Укажите порядок следования всех 3 вариантов ответа:
__ Символ исходного алфавита
__ Порядковый номер символа
__ Двоичный код символа
Что является результатом двоичного кодирования информации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Единицы и нули 2) Буквы 3) Цифры 4) Двоичный код
Как называется характеристика алфавита, обозначающая количество символов, которые в него входят?
Составьте слово из букв:
Для кодирования одного символа алфавита требуется трёхразрядный двоичный код. Какова его максимальная мощность?
1) (3 б.) Верные ответы: 1;
2) (4 б.) Верные ответы: «АЛФАВИТ».
3) (5 б.): Верный ответ: 5;
4) (5 б.) Верные ответы: 3;
5) (3 б.) Верные ответы: 1;
6) (3 б.) Верные ответы: 2;
7) (4 б.) Верные ответы:
8) (4 б.) Верные ответы: 4;
9) (4 б.) Верные ответы: «МОЩНОСТЬ».
10) (5 б.): Верный ответ: 8
Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды
Как называется свойство двоичного кодирования, означающее что с его помощью можно перевести в двоичный код любую информацию?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Целостность 2) Универсальность 3) Многообразность 4) Обратимость
Что обозначают двоичные коды в представлении изображения на компьютере?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Цвета точек 2) Яркость изображения
3) Размер изображения 4) Количество точек
Какие коды стоит присваивать при неравномерном кодировании символам, которые часто встречаются в сообщении, чтобы длина его кода была минимальной?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Коды с большей разрядностью 2) Коды средней разрядности
3) Коды с меньшей разрядностью
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Зелёный 2) Красный 3) Синий 4) Чёрный 5) Жёлтый
Какие существуют виды кодов, в зависимости от разрядности кодовых комбинаций?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Неравномерный 2) Двоичный 3) Шестнадцатеричный 4) Равномерный
Выберите верные утверждения.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Неравномерный код сообщения всегда короче равномерного
2) Неравномерный код сообщения может быть равным по длине равномерному
3) Неравномерный код сообщения может быть длиннее равномерного
4) Неравномерный код сообщения всегда длиннее равномерного
Как называется код, состояший из комбинаций равных по количеству разрядов?
Составьте слово из букв:
Что обозначают двоичные коды, в представлении звука на компьютере?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Ноты и паузы 2) Ноты и их громкость 3) Ноты
4) Амплитуду звуковой волны, в течение небольшого отрезка времени
Какое условие должно выполняться при неравномерном кодировании сообщения, чтобы была возможность расшифровать сообщение?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Код никакого из символов не должен начинаться с кода другого символа.
2) Все символы должны встречаться в сообщении одинаково часто.
3) Коды всех символов должны начинаться одинаково.
4) Коды всех символов должны иметь разную длину.
В виде чего представляется любая информация на компьютере?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Языков программирования 2) Символов естественного языка
3) Двоичных кодов 4) Шестнадцатеричных кодов
1) (3 б.) Верные ответы: 2;
1) (3 б.) Верные ответы: 2;
3) (5 б.) Верные ответы: 3;
4) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
5) (3 б.) Верные ответы:
6) (5 б.) Верные ответы: 2; 3;
7) (4 б.) Верные ответы: «РАВНОМЕРНЫЙ».
8) (4 б.) Верные ответы: 4;
9) (5 б.) Верные ответы: 2;
10) (3 б.) Верные ответы: 3.
По какой формуле вычисляется информационный объём сообщения?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) V = L / I 2) V = L * I 3) V = 2 x 4) V = M 2
Информационный объём сообщения 4 килобайта. Алфавит, символами которого записано это сообщение содержит 2 32 символа. Сколько символов в сообщении?
Как называется количество информации, которое несёт один символ алфавита?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Бит 2) Информационный вес 3) Байт 4) Информационный объём
Как называется минимальная единица измерения информации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Килобайт 2) Мегабит 3) Байт 4) Бит
Какая формула верно отражает отношение мощности алфавита и информационного веса его символа?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) M = V 2 2) M = 2 i 3) M = V / L 4) M = L * V
Длина сообщения 34 символа, мощность алфавита, символами которого оно написано 256 символов. Найти информационный объём сообщения в байтах.
Сколько битов в одном килобайте?
Как называется размер информации, которую содержит сообщение?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Информационная площадь 2) Информационный вес
3) Информационный объём 4) Информационная длина
Какие существуют подходы к измерению информации?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Алфавитный 2) Содержательный 3) Символьный 4) Слоговый
Какой подход позволяет объективно измерить информацию?
Составьте слово из букв:
1) (4 б.) Верные ответы: 2;
2) (5 б.): Верный ответ: 1024;
3) (3 б.) Верные ответы: 2;
4) (3 б.) Верные ответы: 4;
5) (5 б.) Верные ответы: 2;
6) (5 б.): Верный ответ: 34;
7) (4 б.): Верный ответ: 8196;
8) (4 б.) Верные ответы: 3;
9) (3 б.) Верные ответы: 1; 2;
10) (4 б.) Верные ответы: «АЛФАВИТНЫЙ».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Тест №1. Информация и ее свойства
Тест №2. Понятие информационного процесса. Сбор и обработка информации
Тест №3. Хранение и передача информации. Информационные процессы в живой природе.
Тест №4. Что такое WWW
Тест №5. Поисковые системы. Поисковые запросы. Полезные адреса всемирной паутины
Тест №6. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система
Тест №7. Естественные и формальные языки. Формы представления информации
Тест №8. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование
Тест №9. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды
Тест №10. Измерение информации
Номер материала: ДБ-577704
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.