какие формы бытия вы знаете объясните их

Бытие, материя, сознание как категории философии

1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.

1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).

Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.

3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Источник

Наука выделяет 4 формы бытия.

Бытие человека.

1. Бытие человека и его сознание.

2. Человеческая деятельность, её многообразие.

3. Деятельность и мышление.

4. Формирование характера, учет его способностей в общении и профессиональной деятельности.

Бытие – это существование чего – либо вообще.

· Реальное бытие – индивидуальное существование вещи или человека.

· Идеальное бытие – неизменная сущность предмета.

Наука выделяет 4 формы бытия.

· Бытие вещей, процессов, природы как единого целого.

· Бытие социальное, включающее индивидуальное бытие и бытие общества

Бытие вещей, процессов, природы.

Природа существует вне человека. Она бесконечна в пространстве и во времени, так же как и все предметы, созданные человеком.

Бытие человека.

· Включает единство телесного и духовного.

Р. Декарт : «Я мыслю, следовательно я существую.»

· Человек существует в 3 измерениях:

1. Как объект природы;

2. Как особый вид homo sapiens;

3. Как социально – историческое существо.

Бытие духовное.

1. Индивидуализированное духовное, включает сознание человека и область бессознательного.

2. Внеиндивидуальное духовное, воплощенные в науке и культуре идеи, идеалы, нормы, ценности отдельных людей, которые существуют вне конкретного человека.

Сознание.

Сознание – свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Структура сознания: чувства, эмоции, воля, память, интуиция, самосознание, самооценка.

· Сознание связано с языком, важным средством взаимодействия людей в обществе.

· Оно идеально, т.к. мысли, переживания, образы не материальны.

· Оно индивидуально и индустриально.

Общественное сознание.

1. Общественная идеология – отражение общественного бытия с позиций интересов различных социальных групп.

2. Общественная психология – эмоционально – волевая жизнь людей на бытовом уровне.

Самосознание является центром сознания.

Это осознание человеком своего тела, мыслей, чувств, положения в обществе, отношения к другим людям.

Самосознание корректируется с включением человека в систему межличностных отношений.

Бессознательное (подсознанание)

Это совокупность психических процессов, не подчиняющихся контролю разума.

· Бессознательная информация (ощущения, восприятия, эмоции, чувства)

· Бессознательные процессы (интуиция, сновидения, переживания)

· Бессознательные поступки.

Деятельность человека.

Человек:

· Не только целесообразное, но и целеполагающее поведение, то есть сознательная постановка целей.

· Сознание и использование орудий труда.

· Изменение человеком мира и самого себя.

· Необходимость разнообразных отношений с другими людьми в процессе деятельности.

· Целесообразное поведение, направляемое инстинктом.

· Использование готовых предметов природы.

· Приспособление к природным условиям.

Деятельность.

· Это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

· Мотивы деятельности: потребности, интересы, убеждения, социальные установки (создание семьи …).

Структура деятельности:

· Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

· Объект – то, на что деятельность направлена.

· Средства достижения цели – приёмы, способы действия, деньги, орудия труда, предметы для осуществления деятельности.

· Цель – идеальный образ результата.

Виды деятельности:

· Практическая – это преобразование объектов природы и общества.

· Материально – произвественная (преобразование природы).

· Социально – производственная (преобразование общества).

Духовная деятельность –направление на изменение сознания людей.

Виды:

· Духовно – теоретическая (производство духовных ценностей).

· Духовно – практическая (сохранение, распространение духовных ценностей).

какие формы бытия вы знаете объясните их. Смотреть фото какие формы бытия вы знаете объясните их. Смотреть картинку какие формы бытия вы знаете объясните их. Картинка про какие формы бытия вы знаете объясните их. Фото какие формы бытия вы знаете объясните их

1.Трудовая

2.Образовательная

3.Досуговая

В зависимости от результата.

· Производительность труда – кол-во продукции, произведенной в единицу времени.

· Эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов- с другой.

· Профессионализм – владение всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс.

· Разделение пруда – распределение производственных функцией между работниками.

· Соблюдение требований трудовой, исполнительной, договорной дисциплины, то есть законов о труде,ж правил внутреннего распорядка, трудового договора.

Мышление – высшая форма активного отражения мира, которая состоит в абстрактном, целенаправленном познании мира.

Это индустриальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

Характер отличается ранним формированием и устойчивостью.

Характер формируется под воздействием(наследственности, общества и самовоспитания)

Личность как субъект общественной жизни.

Социализация личности.

Свобода и ответственность.

Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Социализация

Это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Жизненные циклы:

Этапы социализации.

1. Начальная социализация

От рождения до 16- 25 лет.

Осознание своего «Я»

Осмысление своего «Я»

Осознание своего Я начинается с того момента, когда ребенок называет себя в 1 лице (я хочу…)

Осмысление своего Я связанно с постановкой человеком философских вопросов (что такое любовь…)

2. Продолженная социализация.

От 16- 25 лет до глубокой старости

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от социальных ролей и культурных норм.

Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных ролей.

Эти люди, влияющие на процесс социализации.

Агенты первичной социализации (родители, воспитатели, учителя, друзья…)

Агенты вторичной социализации (врачи, соц. работники, администрация учебных заведений…)

Инстетуты социализации

Это учреждения, влияющие на процесс социализации.

Институты первичной социализации (семья, школа, армия, работа…)

Институты вторичной социализации (медицина, полиция, государство…)

Свобода.

— это духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.

Ответственность.

Ответственностьэто умение ограничивать свою свободу с учетом интересов других людей, готовность отвечать за свои действия. (в крайней форме приводит к пассивности и даже рабству.)

Ценности.

Ценностиэто все, что имеет для человека значимость, личный или общественный смысл.

Общечеловеческие ценности – семья, дом образование, друзья…

Носят исторический характер. В наши дни 3 главных типа ценностей:

· Стратегии благополучия (семейный уют, обеспеченная жизнь)

· Стратегии успеха (власть, слава, публичная жизнь…)

Нормы.

Нормы – это правила поведения.

Нормы и ценности взаимосвязаны. Например: если ценность семья, то норма это создание семьи.

Цель жизни – это мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека(образование, карьера, семья…)

Смысл жизни – определяется через разумность и осознанность жизни.

Смысл в самой жизни, в познании, творчестве, творении добра…

Проблема смысла жизни:

Находит ли человек смысл своей жизни сам или

Познание мира.

План:

· Виды человеческих знаний.

· Истина и её критерии.

· Мировоззрение и его типы.

Познание.

Нерациональное познание.

· Творчество – процесс принятия нестандартных решений.

· Интуиция – способность постижения истины в результате озарения.

Память.

· Иконическая (зрительная)

· Эхоническая (слуховая)

· Оперативная (постоянно используемая)

· Краткосрочная

· Долгосрочная

Виды познаний:

Обыденное –в его основе лежит чувственное познание мира.

Научное –достоверное обобщение фактов.

Уровни:

1. Эмпирический(наблюдение, сравнение, эксперимент, описание предметов и явлений, установление научного факта.)

2. Теоретический(объяснение явлений)

Виды познаний:

Философское –это масштабное познание включающее достижение многих наук.

Художественное– отличается оригинальностью, строится на образе.

Социальное –субъект и объект познания совпадают.

Субъект(человек, общество)

Объект(человек, общество, весь мир)

Истина и ее критерии.

Истина –соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Абсолютная истина – полное знание о предмете, явлении.

Относительная – полное знание.

Критерии истины:

Главным критерии истины является практика.

Мировоззрение.

Мировоззрение –это совокупность взглядов на мир и место человека в нем.

Типы мировоззрений:

1. Обыденный – опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств

2. Мифологическое – отсутствие выделения человека из мира природы.

Основано на догмах религий.

Догмы – устойчивые недоказуемые суждения.

Человек либо верит догмам, либо нет.

Научное

Философское

Сферы общественной жизни.

Классификации обществ.

Общество как система.

Серы общественной жизни.

Экономическая(материальное производство и отношения между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ…).

Политическая(политика, государство, право…).

Социальная(социальные группы: классы, нации, касты…, социальные слои…).

Духовная(наука, образование, культура, религии…).

Классификации обществ.

Дописьменное и письменное.

Простое и сложное.

Страна (Сингапур)

Общественные отношения.

Производственные

(складываются в процессе производства и распределения материальных благ).

Политические отношения

(возникают в процессе управления обществом и борьбы за власть).

Институт семьи и брака.

Политические институты (государство: органы власти и управления, политические партии; нормы права…)

Экономические институты(производство, современные технологии, собственность…)

Институты Образования и культуры.

Институты Религии.

Общество как система.

1. Разнообразие подсистем (сферы жизни общества, элементы сфер, тесно связанные друг с другом)

Бытие человека.

1. Бытие человека и его сознание.

2. Человеческая деятельность, её многообразие.

3. Деятельность и мышление.

4. Формирование характера, учет его способностей в общении и профессиональной деятельности.

Бытие – это существование чего – либо вообще.

· Реальное бытие – индивидуальное существование вещи или человека.

· Идеальное бытие – неизменная сущность предмета.

Наука выделяет 4 формы бытия.

· Бытие вещей, процессов, природы как единого целого.

· Бытие социальное, включающее индивидуальное бытие и бытие общества

Источник

Основные виды и формы бытия

Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.

1.Материальное бытие

К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:

а)составляютобъективную реальность;

б)существуютнезависимоот человека;

в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие.

2. Идеальное (духовное) бытие

К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.

3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.

В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:

• бытие вещей и процессов природы;

Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику

1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:

а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;

б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной исоциальной реальности, который включает в себя:

· созданные человеком предметы повседневного обихода;

· орудия и средства производства;

· производственную и социальную инфраструктуру;

· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).

2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.

3. Бытие духовного (идеального)– это:

а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);

б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.

4. Социальное бытие, включающее в себя:

а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:

процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;

– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.

б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.

Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция».

Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.

Вопросы и упражнения

1. Сравните и дайте разъяснения следующим высказываниям древнегреческих философов – основоположников онтологии: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие» и «есть» означает, что нечто истинно, а «небытие» – что оно не истинно, а ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?

2. «Скука – это зевок небытия». Что имел в виду поэт С. Маршак?

3. Философ А.Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию. Бытие есть только тень небытия, его изнанка. Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Сформулируйте Ваше отношение к позиции А.Н. Чанышева.

4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.

5. Какое содержание вкладывает современная материалистическая философия в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение этого понятия:

а) Бытие – это Вселенная.

б) В содержание понятия «бытие» входят природа и общество.

в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.

г) Бытие – это природа.

д) Бытие – это все, что существует объективно.

е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.

ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

6. «Бытие есть все то, что существует. » (Спиркин А.Г. Основы философии). Если принять такое определение бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

7. Один из докладов ЮНЕСКО был посвящен проблеме непрерывного образования и назывался «Учиться, чтобы быть». Как Вы это понимаете?

Онтология – раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии. Первыми стали изучать бытие элеаты и Демокрит. Платон выделил онтологию как составную часть философии. С этого времени вся классическая философия изучает онтологию.

Бытие – это философская категория, обозначающая все существующее, как материальное, так и идеальное. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть все то, что есть – это же и материальные вещи, это и процессы (физические, химические, биологически, социальные). Плоды фантазии – мифы, сказки – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Сущность философского понятия бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

1. Бытие вещей и состояние природы.

Этот вид бытия делится на следующие:

а) первая природа, возникшая без вмешательства человека;

б) вторая природа – создана трудом человека.

а) биологическое бытие человека (природное существование человека)

б) духовное существование человека

Этот вид бытия делится на следующие:

а) индивидуализированное духовное бытие, включает в себя духовную жизнь отдельной личности

б) социальное духовное, включает духовную жизнь общества.

4. Бытие социального, общественного.

Этот вид бытия делиться на следующие:

б) трудового коллектива

г) союза государств

Философия использует категорию небытия. Небытие означает все несуществующее на сегодня. Небытие предшествует и следует за бытием.

Проблема истины и ее критериев в философии

Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными.И смысл познавательной деятельности заключен в производстве именно истинных знаний.

В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической: истина есть соответствие знаний действительности.

Но, несмотря на свою внешнюю ясность, формула эта имеет множество разных интер­претаций, вплоть до альтернативных.

Таким образом, очевидно, чтомногие вопросы, которые воз­никают в процессе анализа истины, до сих пор остаются дискуссионными.

Какими чертами обладает истина? В каких формах она существует?

В популярной литературе говорится о том, что существует объективная, конкретная, относительная, абсолютная истины.

Создается впечатление, что это самостоятельные и различные формы истины. Но более целесообразно рассматривать их как различные аспекты истинности знания. Тогда объективность знания можно понимать как такое содержание человеческих представлений и понятий, которое детерминируется внешним миром. Объективность знаний доказывается уже тем, что человек на их основе способен приспособиться к окружающей его среде и даже преобразовывать ее в своих целях. Объективность знаний служит и основой преемственности в их развитии.

Однако истина не только объективна, но и субъективна. Характер и форма полученного знания неизбежно испытывают влияние психологических особенностей познающего человека, уровня его теоретического развития, степени заинтересованности в результатах познания. Попытки рассматривать знание только как объективную истину могут привести к абсолютизации этих знаний, к превращению их в склад законченных, неиз­менных ценностей. Такие истины становятся оковами человеческого разума, а не стимулами его творческого разви­тия. Все это относится, разумеется, не только к знаниям о ма­териальной действительности, но и к исследованию сознания человека.

В гносеологии рассматривается также взаимосвязь абсолют­- ной и относительной истины.

В каких значениях может употребляться понятие абсолютности полученных знаний?

Прежде всего, мышление абсолютно по своему источнику, потому что оно отражает объективный мир. Это придает устойчивость, инвариантность нашим знаниям, служит основой преемственности в их развитии. Это понимание выводит нас на признание безграничных возможностей развития познания, отсутствие пределов выяснения сущности, причин и законов явлений, которые становятся объектами познания.

Если же говорить о существовании абсолютности знаний, она проявляется в двух основных формах.

Во-первых, это знание определенных законов и уверенность в их достоверности по отношению к определенным условиям и системам связей (например, законы классической физики в условиях нашёй планеты).

Во-вторых, к такому знанию относят истины «фактов» (А.С. Пушкин родился в 1799 г.).

Существуют различные основания для классификации основных концепций истины.

Один из возможных способов решен» этой проблемы предложил К. Манхейм(1893-1947). Он выделял онтологический, психологический и логический подходы к теории познания, для которой всегда характерна логическая напряженное между объектом и субъектом познания.

Этот подход, в сущности, является основой корреспондентной концепции истины.

О ней писали многие философы. А. Тарский дал ставшее популярным уточнение воззрений Аристотеля. Знаменитое определение Тарского гласит: высказывание «Р есть С»истинно, если Р есть С. Высказывание «снег бел» истинно, если снег на самом деле бел и ложно, если он черен. Поскольку, как мы уже отмечали, любое знание имеет языковые формы выражения, подобное высказывание может обозначать и наши мысли, и наши чувства и переживания о реальности.

В простейших ситуациях действительно возможно соотнесение знания и реальности, однако чаще всего в науке, да и в повседневной жизни соотнести знание с реальностью невозможно и недостаточно.

На помощь приходит логическая или когерентная концепция истины. Она исходит из положения о логической связанности суждений. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений, составляющих знание. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность и непротиворечивость рассуждений и высказываний. Здесь знание не соотносятся с реальностью, а одни знания соотносятся с другими по правилам логического вывода. Логическая концепция истины не отменяет понимание истины как соответствие реальности, поскольку логически непротиворечивые рассуждения дают истинный вывод только из соответствующих реальности и проверенных практикой посылок. Наибольше признание когерентная теория истины получила в логике и математике.

Применительно к вненаучному знанию современная философия считает возможным говорить о существовании еще двух концепций истины. Речь идет о религиозной и прагматической концепциях истины.

Религиознаяконцепция истины стремиться снять субъективность понимания ценностей человеческой жизни, плюрализм мнений, возникающих в сфере разнородного, субъективно ориентированного вненаучного знания. Здесь человек имеет дело с областью священной веры, откровения, прозрения, областью целого и невидимого сущего.

Так, признает­ся, что прагматическая концепция фиксирует социальную значимость познаваемого объекта, степень его признания обще­ством, его место в коммуникациях и т.д.

Особое место при обсуждении проблемы истины занимает выяснение особенностей познающего субъекта.

Если выдающийся философ Нового времени Ф. Бэкон(1561-1626) пытался очистить знание от любых компонентов, привносимых познающим человеком, то сегодня это занятие признается бес­перспективным. Внимание исследователей привлекают, среди прочего, и личностные, индивидуальные особенности субъекта, влияние его опыта, предрассудков, эмоций и интересов на ха­рактер знания. Поэтому развитие духовного мира можно представить как стремление к истине и в то же время как не­прекращающееся сопротивление «бездушности» открываемых истин. Человек жаждет утешительных истин о мире и своей собственной жизни. Поэтому каждая культура создает собст­венный миф о смысле существования человека и его предназна­чении, что служит реальные стимулом жизнедеятельности чело­века и его ориентации в социальной действительности.

Осознание этих противоречий служит основой для разграни­чения таких понятий, как истина и правда. Иногда они упо­требляются в одном значении как объективное отражение мира, но правда понимается и как то, что представляется кому-то правильным с точки зрения морали, то, чем человек должен ру­ководствоваться в своих поступках. Правда может пониматься и как социальный порядок, основанный на справедливости («всяк правду ищет, да не всяк ее творит»).

Как разграничить эти понятия?

Истину можно рассматри­вать как важнейшую характеристику процесса познания и, прежде всего, научного познания, основанного на эксперимен­тальных исследованиях, стремящегося к получению общезначи­мого знания. Правда же раскрывает, прежде всего, особенности человеческой деятельности в сфере социальной реальности, че­ловеческого общения. Она продукт моральных ценностей, лич­ного опыта, особенностей конкретной ситуации, в которой осу­ществляется жизнедеятельность человека с его неповторимой интерпретацией тех или других явлений.

Очевидно, что развитие творческих возможностей людей будет приводить и к возрастанию количества самостоятельных сужде­ний. Но, возможно, будут сбываться и прогнозы философов о движении общества к «единству человечества» (К. Ясперс), что предполагает сближение наций и государств, повышение чувства ответственности за свои дела и судьбы человечества. Это может быть вызвано и формированием более или менее однозначного понимания добра и справедливости, что будет создавать плац­дарм для объединения разных «правд», а это, несомненно, бу­дет способствовать повышению уровня «мирового добра».

Почему люди думают, что их знания правильно отображают окружающий их мир и дают им возможность успешно ориентироваться в сложнейшем переплетении его свойств и связей? Что является критерием истины?

Но для доказательства истинности научных теорий требуется сложная система измерений, экспериментов, модели­рования, которая, несмотря на свою «научную организованность» далеко не всегда дает гарантию получения аб­солютно достоверного знания.

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.

Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма.

Его относительность в том, что он не может давать окончательное знание о мире, потому что постоянно изменяется само материальное взаимодействие человека с миром. Если в XIX в. практика подтверждала утверждения ученых о неделимо­сти атома, то в XX в. истиной становится положение о его де­лимости.

Наука – это технология производства знаний о мире. Как и во всяком производстве, в науке необходимо обеспечивать качество производимой продукции. Истина– это главная качественная характеристика, которой должна обладать научная продукция и которую наука обязана обеспечить всеми имеющимися у нее средствами. Для ученого истина есть величайшая ценность, к которой он стремится в своей работе.

Это, конечно, не значит, что другим областям культуры истина не нужна. Познание истины происходит в самых различных видах человеческой деятельности – в практике обыденной жизни, в искусстве, в игре. Однако всюду, кроме науки, истина нужна ради решения каких-то других задач и к ней стремятся как к средству достижения других целей.

Познание истины в других сферах «вплетено» в деятельность, направленную на решение своих специфических задач. В науке же познание истины – не побочный процесс, сопутствующий деятельности, которая предпринимается ради каких-то иных целей, а главное и центральное дело. Наука, собственно говоря, и есть познание истины, обособившееся в самостоятельную сферу культурной деятельности. Целью науки является истина сама по себе, истина как таковая. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые ею знания помогают решать возникающие перед людьми задачи и ценятся из-за пользы, которую они приносят.

Понятие истины применимо только к знанию. Эмоции и желания, цели и мотивы действий, настроения и переживания – все это может оцениваться в терминах «хорошо» или «плохо», «полезно» или «бесполезно».

Понятие истины применимо не к любому знанию. Существуют такие знания, истинностная оценка которых невозможна. Это представления людей о нравственных, художественных, социальных, политических и других ценностях, продукты художественного творчества.

Научная истина – это знание, соответствующее объекту. Такое понимание называется классической концепцией истины. Помимо классической концепции истины, в философии существуют и иные подходы к ее пониманию. В одних истинность знания связывается с его согласованностью, непротиворечивостью (когерентнаятеория истины), в других – с его практической полезностью (прагматическаятеория). Эти свойства знания, несомненно, очень важны, и классическая концепция истины не отрицает этого. Она не исключает когерентный и прагматический подходы и может быть соединена с ними.

Однако истина остается истиной независимо от того, согласуется ли она с другими или противоречит им, полезна она или вредна. Когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются.

Основные свойства истины следующие:

— Истинаобъективна.Ее содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. Объективность истины не означает, что она вообще полностью независима от субъекта. Истина возникает в человеческом сознании как результат познавательной деятельности людей. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска. Объективные истины – это человеческие истины. Они соответствуют в той мере, в какой способы человеческого познания позволяют их постичь.

— Истинаконкретна.Невозможно говорить об истинности знания, взятого абстрактно без учета тех условий, в которых оно получено. Конкретность истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится с этой реальностью.

— Всякая истина иотносительна, и абсолютна. Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связана с тем, что истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью точности и полноты. Под относительной истиной понимается относительно точное, недостаточно полное знание о предмете, под абсолютной истиной – абсолютно точное и полное знание. Всякая истина относительна, ибо она ограничена конкретными условиями ее постижения и за их пределами остается в каких-то отношениях неточной и неполной.

Но вместе с тем в каждой истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины, поскольку ее достаточно для решения некоторого конкретного вопроса. Если бы в человеческих знаниях не было ни крупицы абсолютной истины, они были бы сплошным заблуждением. Абсолютная истина есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его.

Для того, кто понимает единство абсолютного и относительного в человеческих знаниях, одинаково неприемлемы как догматизм, возводящий относительные истины в абсолют, так и релятивизм, провозглашающий, что все наши знания только относительны и не содержат ничего абсолютного. Релятивизм – это путь к скептицизму (позиции всеобщего сомнения) и агностицизму (учению о непознаваемости мира). Догматизм и скептицизм иногда становятся само собой разумеющимися установками общественного сознания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *