какие формы и методы обучения на занятиях логоритмики используются ответ
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Елена Михелева
Логоритмические занятия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только малый процент новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей,речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. По наблюдению музыкального руководителя за воспитанниками было подмечено, что у более половины детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях. Особенно это наблюдалось у детей с задержкой речевого развития (имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности).Такие дети, опасаясь насмешек сверстников, начинают стесняться своих ошибок, избегают общения с ними. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
По моему мнению, методические рекомендации Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.
Основные требования к построению логоритмической деятельности
Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятия,состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия:
• в старшей – 25 минут;
• в подготовительной – 30 минут.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Подготовительная часть. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры,а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть. В нее входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.Обязательно:
наличие зеркала, музыкального центра, набора аудио записей для прослушивания ритмических упражнений;
— наглядность: маски, детские игрушки, иллюстрации;
— игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки;
— игрушки-инструменты,издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели;
— игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики;
— мячи (латексные Су-Джок, массажные, скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ):
наглядно-слуховая – при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка).
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция.
соревновательный- используется для совершенствования уже отработанныхупражнений.
Логоритмическое занятиевключает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Чистоговорки и пальчиковые игры педагог может использовать в других видах деятельности.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельностинеобходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.
Особенности организации и проведения логоритмической деятельности
Достижение цели раскрывается через следующие группы задач: обучающие, развивающие, воспитательные
— создать на занятиях атмосферу праздника, радости, ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
— развивать фонематическое восприятие, фонематические функции;
— уточнять артикуляцию при произношении изучаемого звука, способствовать автоматизации поставленных звуков;
— развивать речевое дыхание, речевой слух; общую, мелкую и артикуляционную моторику; интонационную выразительность речи, чувство ритма, музыкального слуха, слухо-двигательной координации;
— развивать неречевые психические процессы;
— воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движениями.
В процессе проводимой работы я столкнулась с проблемой недостаточной теоретической подготовки по вопросу логоритмики, методической и дидактической базы. Для решения названной проблемы основной деятельностью стало самообразование педагога.
В целом,работа по данному направлению:
• стимулировала введение в практику логоритмической деятельности авторской методики Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» ;
• способствовала устранению речедвигательных нарушений дошкольников;
• способствовала изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
• позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Данный опыт может быть рекомендован музыкальным руководителям, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, особенно на логопедической группе.
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в музей Гигиены». Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.
Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.
Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возраста Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте,.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Разноцветные фонарики». Цель: Учить детей запоминать цвета.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему «Сухой — мокрый песок» с детьми младшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: развитие у детей познавательной.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.
Применение логоритмики в коррекционной работе
Применение логоритмики в коррекционной работе
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениям речи.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.
Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Принципиально важно начинать проводить занятия как можно раньше. Это поможет предупредить и своевременно устранить нарушения речи.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движения.
Главная задача в логопедической ритмике – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.
Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приёмами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Основной принцип построения логоритмических занятий – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
В каждое занятие нами включаются пальчиковые игры, которые любят дети в любом возрасте. Дети не только быстро запоминают содержание, но и придумывают свои движения по произведениям. Играя с детьми в пальчиковые игры, мы развиваем у детей мелкую моторику, про которую уже много лет известно, какие блага она несёт ребенку: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей и тренировка мускульной памяти, подготовка руки к письму.
Так как игра – ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.
На занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Вследствие высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности.
Логопедическая ритмика применяется учителем-логопедом в ходе фронтальных, подгрупповых занятий и воспитателями в рамках коррекционного часа.
На занятиях активно используются следующие формы и методы обучения:
-речевые и ритмические игры;
-творческие задания, импровизации;
-выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;
-отработка артикуляционных упражнений;
-игры на развитие памяти и внимания;
Развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой. Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.
Практика логопедической работы показывает, что очень трудно определить условные границы коррекционного влияния на личность ребенка с выраженным отставанием в развитии.
Еще труднее, хотя бы условно, определить этапы появления активной, самостоятельной речи. Специфические приемы логоритмики, помогает каждому ребенку обрести веру в себя, создает обстановку непринужденного общения, помогают почувствовать себя во всех проявлениях, понять необходимость речевых контактов. Очень важным является привлечение к пониманию значимости логоритмических занятий родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов.
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению речевых расстройств: от легких до тяжелых. Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Применяя логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и
голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.
Технология развития логопедической ритмики «Логоритмика»
Светлана Юрчук
Технология развития логопедической ритмики «Логоритмика»
подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В.
В основе разработки технологии «Логоритмика» лежит теория и методика Г. А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией». В своей работе я также опиралась на методики Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, С. М. Томилиной, Е. Ю. Гайдар
В основе жизни человека лежит движение, являясь «одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм – среда» (Г. А. Волкова, 1985). Каждое движение осуществляется в определенном ритме и все окружающее нас, живет по законам ритма.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне
зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный
эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют
уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению
лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики;
формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и
творческие способности, появляется уверенность в себе.
Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность
ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость
движения кистей и пальцев рук. Дети учатся правильно дышать, ходить,
отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки.
Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность
запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность
действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует
слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек
(колокольчиков, погремушек, барабана, узнавание звуков окружающей
среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).
Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение,
повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных
реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся
говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и
психическому развитию ребенка.
Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи
принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры
учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в
первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально
— шумовых инструментах является средством для решения следующих
(помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти,
координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Актуальность
Количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом растет. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи логоритмики:
К коррекционным задачам относятся:
• преодоление основного речевого нарушения,
• развитие дыхания, голоса,
• развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит:
• формирование двигательных навыков и умений,
• знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся:
• воспитание и развитие чувства ритма при слушании музыкального произведения,
• воспитание и развитие собственного ритма движений,
• воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Цель технологии: развитие речи и коррекция чистого произношения у детей в сочетании с двигательными навыками и музыкой.
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с
6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство
равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях
и речи ритмическую выразительность.
8. Развивать коммуникативные способности.
Предполагаемый результат: Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, расширит представление об окружающем мире, научит общению со сверстниками.
Этапы реализации технологии.
I этап. Информационно-аналитический (подготовительн ый)
• Изучение программ по развитию речи и психомоторики дошкольников.
• Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей: составление плана обучения детей дошкольного возраста средствами логоритмики, способствующими психомоторному и речевому развитию.
• Определение форм работы с детьми по развитию психомоторики и речи детей дошкольного возраста.
• Обследование детей (с 1 по 15 сентября).
• Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
II этап – практический.
• Практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе.
• Повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста,
• Обеспечение преемственности в деятельности воспитателей и родителей воспитанников.
III этап – результативн ый.
Задачи эта па:
• Анализ результатов деятельности, повторное обследование моторики и речи, диагностика.
• Коррекция деятельности по результатам исследования.
• Показ открытого заключительного занятия.
• Оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции.
Методы и приемы учебной деятельнос ти
На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени освоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
• показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов;
• подражание образцам окружающей жизни;
• использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильм, фотография, телепередача, картины и т. п.)
Например, при ходьбе на пути ставят воротца-дуги. Чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании ребенка с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И, если воротца задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения.
Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме 2х-четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
1) краткое объяснение новых движенийи ;
2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;
5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. ;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровые и соревновательные методы.
Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Методы и приемы преподавателя
Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия:
• демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего;
• показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание;
• выступает в роли судьи, капитана команды;
• дает такие задания, как изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать новые.
В своей практической работе использую множество методов, каждый из которых имеет комплекс разнообразных приемов.
Демонстрируя новые движения, взрослый не
только показывает, но и обязательно рассказывает ребенку
2. Словесное указание.
4. Команды, распоряжения и сигналы.
После того, как взрослый всё рассказал и показал ребенку, а ребенок вместе с ним попытался воспроизвести то, что ему предлагается, наступает время игры. Это и есть практический метод обучения.
Логопедическая ритмика включает в себя:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать
осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.
Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным,
воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает
профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания –
способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды
памяти: моторная, зрительная, слуховая.
Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами
деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно
развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Счетные упражнения.
Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.
Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения
движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую
Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным
выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является
ритмической основой для выполнения движений.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).
Цель: формировать и развивать слуховое внимание.
Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке.
8. Ритмические упражнения.
Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии
ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3
9. Развитие чувства темпа.
Цель: развивать темп речи.
Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа
работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в
музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и
контролировать нормальный темп речи.
Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа,
улучшать дикцию и координировать слух и голос.
11. Игра на музыкальных инструментах.
Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального
слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память.
12. Пальчиковые игры.
Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано
с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с
проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами,
13. Упражнения на развитие мимики.
Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность
Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика.
Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.
14. Артикуляционные упражнения.
Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости
Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.
Работа по формированию фонематического
восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения
направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на
различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных
16. Коррекция звукопроизношения.
Цель: исправление неправильного звукопроизношения.
На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы:
• общая и мелкая моторика,
• ориентировка в пространстве,
• регуляция мышечного тонуса,
• чувства музыкального метра,
• развитие психических процессов
2) упражнения, развивающие речевые упражнения:
• развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи
• развитие артикуляции и мимики,
• работа над правильным звукопроизношением
• формирование фонематического слуха.
Таким образом, использование системы специальных упражнений,
различных игр с детьми по технологии позволит добиться
положительных результатов в развитии речи и музыкальности,
координированности движений со словом, сформирует положительный
эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.
Построение НОД
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
I. Ритмическая разминка
II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
а) упражнения для развития основных сторон внимания;
б) упражнения, регулирующие мышечный тонус;
в) упражнения для развития чувства темпа и ритма;
г) упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
III. Слушание музыки (1 произведение).
IV. Пение (2-3 попевки, чистогоаорки).
V. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
VI. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
В первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для следующих занятий.
Развитие детей в процессе овладения навыками логоритми ки:
— расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
— сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
— развитость модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
— сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
— способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
— способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
— способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
— воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ЛИТЕРАТ УРА
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;
3. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
4. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
5. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
6. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
7. А. Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
8. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е. А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
9. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;
10. «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
11. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т. В. Пятница.
12. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г. В. Дедюхина
13. Шашкина Г. Р. Логоритмическая ритмика для дошкольников: Учебное пособие. – М. ; НОО «МСГИ», 2002. – 136 с.
14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Мнемотехника — технология речевого развития дошкольников Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс.
Ярмарка педагогических идей «Технология развития критического мышления у дошкольников» Всем доброе утро, я хочу вам предложить уникальную педагогическую технологию, а вот какую, отгадайте сами. Если вы выберете ее как самую.
Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.
Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.
Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми Шурховецкая Оксана Сергеевна – воспитатель, ГКСУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр детей-инвалидов «Доверие» г. Волгоград.
Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» для детей младшего дошкольного возраста Авторы-составители: Логопед Шинкаренко Екатерина Евгеньевна Музыкальный руководитель Бояринцева Елена Михайловна Пояснительная записка.
Синквейн — технология развития связной речи у детей дошкольного возраста Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В последние годы отмечается замедленный развития детей, особенно это заметно в развитии.
Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ОВЗ Логоритмика как одно из эффективных средств речевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоров. В данное время, затрагивая.
Технология развития артикуляционной моторики У многих детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный.