какие формы имеет социальная работа как профессия

Основы социального образования

Этапы развития социальной работы как профессиональной деятельности

1. Лекция 2

Социальная работа как профессия появилась в нашей стране только в конце 20 века.

В становлении и развитии социальной работы как профессиональной деятельности в России выделяют три этапа с 1991 года по настоящее на время.

Первый этап (с 1991 года по 1999 год) характеризуется противоречивостью политической, социальной, экономической ситуации, следствием чего стали многообразные проблемы. Нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета привели к росту задолженностей по выплате заработной платы, пенсий, социальных пособий и др. Отсюда – социальные девиации, такие как безработица, бедность, безнадзорность, бездомность, алкоголизм, наркомания и др.

Сложившаяся ситуация потребовала от государства принятия радикальных мероприятий в сфере социальной защиты населения.

Социальная работа в России стала рассматриваться государством как объективно необходимое явление. Новая для страны профессия предназначалась для деятельности в области социально-экономической поддержки, медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье, в сфере социальной профилактики и реабилитации, для социальной работы в трудовых коллективах, службе занятости и т.п.

Социальная работа получила государственную поддержку по следующим направлениям:

— развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания населения;

— создание научно-методических основ функционирования сети учреждений социального обслуживания населения;

— государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

— развитие межрегионального и международного сотрудничества;

— создание информационного обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания населения.

В это же время создается сеть социальных служб для отдельных категорий населения – молодежи, детей, женщин, пожилых людей, инвалидов, семьи и т.д. Обосновывается необходимость формирования территориальных систем социального обслуживания, включающих государственные, муниципальные, общественные, частные учреждения и предприятия социального обслуживания, координации и регулирования их деятельности независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, на первом этапе происходит становление института социальной работы как профессиональной деятельности в системе социального обслуживания населения:

Специалист по социальной работе получил достаточно широкие полномочия, которые включали в себя

Таким образом, социальная работа была ориентирована на решение острейших социальных проблем, что, однако, привело к тому, что отсутствовала четкость и определенность в понимании границ данной профессии.

Дальнейшее развитие профессии сопровождалось разнонаправленными процессами:

Словосочетание «социальный работник» хоть и прочно вошло в обиход, но пока не было связано со специфическим набором профессиональных ролей.

Складывавшаяся на протяжении 1990-2000-х гг. отраслевая принадлежность социальной работы к системе социального обслуживания населения, а так же сфере здравоохранения, защиты детства усиливала этот эффект рассогласованности. Следствием этой ситуации стала проблема «подминания» функций социальной работы и самодостаточности ее профессионального статуса.

Второй этап (с 2000 года по 2008 год) характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, а с другой, регионализации социальной работы. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют как общие проблемы, возникающие в большинстве стран (хотя, естественно, в разные периоды развития этих стран), так и те, которые характерны для той или иной страны или отдельного региона. Поэтому целесообразно говорить о проблемах глобальных и национально-региональных моделей социальной работы.

Среди глобальных направлений развития социальной работы она выделила следующие.

1. Объединение экологии и социальной работы. Если в первое время объектом социальной работы считалась социально-проблемная ситуация клиента, то в конце 20 – начале 21 столетия социальная работа стала рассматриваться и с точки зрения характера воздействия на человека элементов окружающей среды, что обусловило связь между социальной работой и экологией.

Эта глобальная модель перспективного развития социальной работы тесно связана с региональными моделями социальной работы в условиях социально-экологического неблагополучия территорий.

2. Обеспечение общественного благосостояния, включающее обеспечение безопасности всем членам общества в соответствии с правами человека.

В широком смысле общественное благосостояние означает общественную безопасность, в узком – обеспечение,

Глобальная модель социальной работы в данном аспекте соответствует лозунгу «Все права человека – для всех!».

Региональная же модель социальной работы представляет собой обеспечение прав человека для слабых, менее защищенных слоев общества. Данное положение в какой-то мере реализуется через программу адресной помощи населению.

3. Проблема регулирования соотношения государственного и добровольно-частного обеспечения в связи с сокращением государственного бюджета, направляемого на социальное обеспечение граждан.

Поэтому особый интерес представляют модели формирования и функционирования частных социальных бюро, добровольческих организаций, а также такие формы поддержки, как группы самопомощи и взаимопомощи.

В России пока существует проблема взаимодействия государственных форм социальной защиты и добровольно-частных объединений и бюро, поэтому задачей региональной социальной работы в регионах становится формирование при социальных службах групп самопомощи и взаимопомощи, разработка технологий и методик работы с ними.

4. Организация паллиативной помощи, цель которой – добиться лучшего качества жизни для смертельно больных клиентов и их семей. В основе оказания паллиативной помощи лежит создание специализированных учреждений – хосписов.

Во многих странах уже действуют различные модели паллиативной помощи, но как комплексная модель поддержка тяжелобольного человека и его семьи еще недостаточно развита. Поэтому задачей социальной работы в различных регионах России становится реализация таких моделей с учетом их специфики.

5. Совершенствование методик и технологий социальной работы с клиентом, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Особое внимание уделяется как превентивным (предупредительным) мероприятиям, так и мерам, направленным на «исправление» существующих отклонений. Причем упор делается на психосоциальную работу.

В связи с этим появляется необходимость решения задач разработки эффективных технологий социальной работы и повышения качества подготовки специалистов по социальной работе, особенно совершенствование их практической подготовки, что влечет за собой, с одной стороны, развитие баз практик для студентов вузов, с другой – модернизацию института супервизорства, существующего во многих странах.

6. Специфика организации социальной работы в разных типах поселения. В различных странах существуют разные типы поселений, особенности которых необходимо учитывать как при подготовке специалистов по социальной работе, так и при выборе моделей организации помощи населению в разных населенных пунктах – от большого города до маленького села.

7. Поиск универсальной константы и попытка разработать глобальную модель социальной работы. С этой проблемой тесно связана другая – обоснование моральных основ социальной работы, так как деятельность социального работника связана с моральными решениями.

Обозначенные проблемы и новая модель федерального устройства РФ, принятая в этот исторический период и, как следствие, повышение уровня ответственности региональных органов управления социально-экономическим развитием, потребовали реорганизации системы социальной защиты.

В связи с этим создается муниципальная сфера социального обслуживания, включающая учреждения и организации, которые предоставляют социальные услуги.

Регионализация социальной работы проявляется в форме работы в общине. Для специалиста общинная работа означает вмешательство и активизацию местных человеческих ресурсов в целях разрешения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социального функционирования членов сообщества. Акцент при этом делается на посреднической, разъяснительной работе и на инициировании создания структур, способных расширить возможности местных жителей.

На данном этапе формируется региональная социальная политика, в которой особое место отводится мероприятиям по оказанию социальной помощи населению, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, в том числе нетрудоспособным и ограниченно трудоспособным людям, пожилым, семьям, имеющим детей и др.

На федеральном уровне создается государственная система минимальных социальных гарантий, включающая

В это же время Правительством Российской Федерации было утверждено несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения:

Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения.

Данный период времени характеризуется также тем, что идеи и положения, заложенные в принятых ранее в федеральных законах, были конкретизированы в Государственных национальных стандартах Российской Федерации –

Совершенствуется и система управленческой деятельности социальных служб. Постоянно улучшается их кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение. Активно внедряются объективные методы оценки нуждающихся в помощи и социальных услугах; используются инновационные технологии по оказанию помощи разным категориям населения с учетом потенциала клиента и членов его семьи и ресурсного обеспечения социальной службы; работают автоматизированные информационные системы с установленным специализированным программным обеспечением.

Происходит интенсивное развитие учреждений и предприятий социального обслуживания населения (в государственной системе работают 22 400 учреждений социального обслуживания, которые предоставляют услуги, примерно 12 миллионам человек), что привело к заметному увеличению численности социальных работников – до 500 тыс. человек, специализирующихся по 50 направлениям. Это разнообразие специализаций постоянно возрастает, что свидетельствует о приближении социальной работы к потребностям населения и возрастании уровня профессиональной помощи.

Создаются новые журналы и публикуются научные труды в области социальной работы, в которых освещается отечественный и зарубежный опыт работы социальных служб и органов управления в сфере социальной поддержки и защиты социально ослабленных слоев населения.

Однако институционализация профессии «Социальная работа» в характеризуемый период еще не завершена.

Это связано, прежде всего, с тем, что становление профессиональной социальной работы как незавершенной формы социозащитной деятельности государства и общества отражает тот начальный этап развития всякого нового явления, когда оно уже возникло в жизни общества, но еще полностью не сформировалось. В федеральных, региональных и местных органах управления, государственных и неправительственных социальных службах еще трудятся большие отряды непрофессиональных и полупрофессиональных социальных работников.

На третьем этапе (с 2009 года по 2016 год) практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляется переход деятельности учреждений социального обслуживания на нормативно-подушевое целевое финансирование и государственный заказ, который стимулирует создание рынка социальных услуг, повышения их качества и эффективности, развивается негосударственный сектор, появляются автономные учреждения.

Анализ реформирования института социальной работы как профессиональной деятельности позволяет констатировать: в России становление системы социальной защиты населения происходит эволюционным путем, процесс развития системы социального обслуживания является промежуточным, переходным. К настоящему времени система социальной защиты в России представлена следующими функциональными блоками:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальная поддержка населения: выплаты гражданам по категориям независимо от нуждаемости, льготы; адресные выплаты гражданам на основе проверки нуждаемости, пособия;

3) социальное обслуживание населения.

Модернизация существующей системы способствует развитию рынка социальных услуг, направленного на более эффективную адаптацию, социальную реабилитацию лиц, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

В данный период социальная работа в России проходит очередной этап интенсивной профессионализации. Одним из механизмов государственного регулирования этого процесса является разработка и внедрение профессионального стандарта специалиста по социальной работе.

Стандартизация профессий социальной сферы официально обосновывается необходимостью повышения результативности профессионалов, развития конкурентоспособности экономики, повышения востребованности и эффективности профессионального образования. В настоящее время работники социальной сферы в России подлежат сертификации в соответствии с внедренными профессиональными стандартами, в которых представлена система компетенций, включающих как чисто инструментальные, технические, так и проектные, аналитические знания и умения.

Несмотря на принятие еще в 2013 году Профессиональных стандартов социального работника и специалиста по социальной работе, до сих пор отсутствуют федеральные законы, которые бы устанавливали статус социальной работы и социальных работников.

1. Формирование наряду с «гуманитарным подходом» в реализации политики в отношении уязвимых категорий населения так называемого «подхода развития», который предусматривает повышение социальной ответственности граждан, их активное участие в экономических и социальных процессах.

При этом в число задач социальной работы включается не только задача помогать людям, но также, во все большей мере – задача «помогать людям помогать себе».

2. Еще одна перспектива в социальной работе связана с изменениями в сфере научно-технологического развития. Несмотря на то, что социальная работа всегда была профессией системы «человек-человек», однако в настоящее время в эту систему неизбежно имплантируются значительные технические и технологические нововведения.

Одним из направлений внедрения возможностей технологического прогресса в процесс социальной работы является «самое широкое использование телекоммуникаций, удаленного доступа для контроля самочувствия, неотложного информирования, организации общения, обучения, консультирования получателей услуг».

Это влечет за собой не только усиление роли получателя услуг, повышение уровня его субъектности, но и изменение требований к человеку, который будет работать в этой сфере, его личностным качествам, профессиональной подготовке, уровню креативности и умениям взаимодействовать с другими.

А внедрение автоматических приспособлений, механических устройств, систем «умный дом» поможет пожилым людям, инвалидам лучше и дольше справляться со своими проблемами самостоятельно, а социальным работникам – избежать излишних нагрузок и чрезмерных усилий.

3. Третье направление перспективных трансформаций – изменения, обусловленные социальными последствиями перехода к новой стадии развития человеческой цивилизации. Соответственно, этому новому миру «требуется новое образование, воспитывающее человека, обладающего особыми качествами, формированию которых не уделяется внимание в современных системах образования».

Поэтому осуществляемая в настоящее время реформа образования в области социальной работы не должна сводиться только к формальному включению требований профессиональных стандартов в стандарты образовательные.

В процессе профессионального обучения должны закладываться не только профессиональные компетенции, но и человеческие качества, потребность в которых обозначается в развитии принципиальных технологических нововведений. Еще больше эти изменения коснутся системы переподготовки кадров, когда за короткий срок необходимо «переобучить, в известной мере переформировать сознание, технологические навыки огромного числа практических работников социальной сферы».

Таким образом, должна произойти смена доминанты – от помощи лицам в трудной жизненной ситуации к поддержке жизнедеятельности и стимулированию социального развития, что «требует новых экономических, социальных и технологических подходов, обеспечивающих высокое качество и эффективность социальной работы, ее оперативность и системность, формирование новой развивающей экосреды, в которой каждый человек сможет реализовать свой потенциал и быть вполне самостоятельным и благополучным».

Несмотря на то, что сегодня в той или иной социальной поддержке и помощи нуждаются практически все граждане страны, происходит расширение объектов социальной работы, появляются новые целевые группы, происходит субъективизация объектов социальной работы.

Данное обстоятельство связано с активизацией позиции самих граждан:

Все это требует расширения межведомственного взаимодействия, перехода к новой модели прямого оказания услуг населению со стороны государства и бизнеса на основе использования социальных институтов помощи и взаимопомощи со стороны общественных организаций и территориальных сообществ, волонтеров и добровольных помощников, привлечение к решению социальных проблем НКО.

Новые реальности диктуют изменения в подготовке кадров. С одной стороны, происходит трансформация уже существующих видов профессиональной деятельности, например, появление специалистов по опеке и попечительству, специалистов по работе с семьей. С другой стороны, появляются и новые профессии: ассистент (помощник) для инвалидов, тифлосурдопереводчик, тьютор и др.

Источник

Красноярского края

Профессиограмма

какие формы имеет социальная работа как профессия. Смотреть фото какие формы имеет социальная работа как профессия. Смотреть картинку какие формы имеет социальная работа как профессия. Картинка про какие формы имеет социальная работа как профессия. Фото какие формы имеет социальная работа как профессия

Социальный работник

Презентация профессии

Содержание деятельности
какие формы имеет социальная работа как профессия. Смотреть фото какие формы имеет социальная работа как профессия. Смотреть картинку какие формы имеет социальная работа как профессия. Картинка про какие формы имеет социальная работа как профессия. Фото какие формы имеет социальная работа как профессияСоциальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д.
Социальный работник отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании; проводит приемы, беседы, консультации; осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями; определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему; занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.); производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оказывает помощь по дому; при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь; добивается назначения льгот. Если подопечный находится на стационарном лечении, соцработник обязан посещать его в больнице.

В зависимости от спецификации и квалификации, социальный работник работает большую или меньшую часть времени в помещении и на воздухе в условиях повышенного эмоционально-психического напряжения.

Пути получения профессии
Получить профессию в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск), КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

Источник

Виды и формы социальной работы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды и технологии социальной работы

Поскольку социальная работа – это многогранное понятие, то очень важно осознавать, что оно может распадаться на несколько видов, которые обладают своей технологией и особенностями. Так, в научной литературе выделяют следующие виды и типы социальных технологий, обеспечивающих социальную работу.

По степени новизны различают принципиально новые и традиционные технологии социальной работы. Принципиально новые технологии обладают особыми, инновационными чертами, которые позволяют не только обеспечить социальную работу на высшем уровне, но и прогнозировать ключевые проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Что касается традиционных технологий, то к ним относятся те, что уже неоднократно использовались социальными работниками и могут по праву называться технологиями социальной работы прошлого опыта.

В зависимости от характера объекта технологического воздействия также выделяются виды технологий социальной работы. Когда объект технологического воздействия определяется управленческими и организационными аспектами, то принято выделять такие технологии, как поиск наиболее универсальной стратегии управления и контроля, виды социальной работы, которые основываются на принципах персонального менеджмента, а также методика социального прогнозирования, которая также помогает предсказать будущие проблемы на основании прошлого опыта.

Виды социальной работы могут подразделяться с точки зрения масштабности. Таким образом, исследователи выделяют глобальные и территориальные технологии социальной работы. Глобальная социальная работа направлена на анализ и решение общечеловеческих проблем, которые связаны с тенденциями глобального развития, а также с воздействием природных аспектов на общество и человека. Если говорить о территориальных технологиях социальной работы, то они формируются в зависимости от специфики региона, а также отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Формы социальной работы

Как уже было сказано, существует достаточно большое количество технологий социальной работы. Это:

Не менее важно упомянуть также о формах социальной работы.

Итак, к основным формам социальной работы относятся:

Каждая из этих форм нацелена на обеспечение благополучие наиболее нестабильных социальных категорий, но отличаются по своей методике.

Например, диагностика как форма социальной работы направлена на выявление наиболее слабых месть какой-либо социальной категории и создание наиболее благоприятных условий, которые будут способствовать улучшению сложившейся ситуации. Профилактика производится в тех условиях, когда необходимые меры уже были предприняты, но на начальных этапах необходимо контролировать их успешное приспособление и принятие со стороны общества. Адаптация является наиболее распространенной формой социальной работы, поскольку она направлена на приспособление к социально-значимым условиям, которые обладают качественно новыми элементами, необходимыми для поддержания жизнедеятельности в соответствии с требованиями общества.

Социальная работа – это еще и посредник между государством и самим человеком. Именно через деятельность социального работника государство способно привносить улучшения в жизни каждого человека, а также анализировать его ключевые потребности и возможности их удовлетворения.

Методы социальной работы в современном мире

Поскольку обеспечение социальной работы невозможно без выбора определенной методики и принципов, исследователями выделяются основные методы социальной работы. К ним относятся:

Каждый из этих методов выполняет достаточно двойственную функцию. Во-первых, они выступают в качестве одного из способов познания и дальнейшего применения знаний, которые вырабатываются в науках о человеке и обществе. благодаря этим методам у любого человека появляется возможность самому изучать и осознавать различные аспекты собственной жизнедеятельности, а также практики его работы. Во-вторых, методы могут быть еще и конкретными действиями, которые способствуют качественному изменению существующего объекта социальной действительности.

Методика социальной работы основывается на управлении. В управлении выделяют несколько крупных групп социальной работы: регламентирующий, распорядительный и дисциплинарные методы.

Регламентирующие методы выступают в качестве наиболее жесткого типа воздействия. С их помощью создается та самая система организаций, которая определяет задачи структуры, права и ее ответственность, а также рамки тех правил, которых должен придерживаться каждый участник социальной структуры. Распорядительные методы социальной работы, в свою очередь, используются для мягкой коррекции системы, а также для оперативного уточнения наиболее актуальных задач, которые ставит перед собой социальный работник в решении какой-либо проблемы. К тому же, распорядительные методы могут использоваться в двух формах – в письменно-документальной, а также в устной.

Последний вид методов в данной группе – дисциплинарные. В социальной работе зачастую приходится сталкиваться с многочисленными проблемами, и воздействие на людей невозможно без применения и соответствия порядка и правил дисциплины, которые приняты в обществе. эти методы очень тесно связаны с психологическими, поскольку они ставят перед собой задачу помочь человеку, сделать его жизнь осмысленной и интересной, развить жизненные силы, которые замотивируют его на какую-либо полезную деятельность. Но данная мотивация невозможна без дисциплины, которую также очень важно пробудить в человеке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *