какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

Какие формы монашества существовали в раннее средневековье? Опишите их! Кратно 3-5 преложений! Срочно

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

В средние века выделяют 2 формы монашества:

1. Отшельничество- это монахи отшельники они уходили от людей, старались не с кем не общаться. Также могли себя наказывать причиняя физическую телесную боль ради веры.

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

1.Лиговский проспект назван так, потому что

Ответ: есть Лиговский канал, название которого идет от реки Лига.

2.Станция метро»Политехническая» названа так, потому что

Ответ: эта станция находится рядом с Ленинградским Политехническим институтом.

3.Парковая улица названа так, потому что

Ответ: рядом есть улица Воздухоплавательного парка.

4.Проспект Стачек назван так,потому что

Ответ: наверное, потому что там находится Кировский завод. Но раньше здесь была Петергофская дорога. Плюс, рядом есть Площадь Стачек, которая была сооружена в честь Нарвской заставы – стачечного движения. А еще здесь происходили события Кровавого воскресенья в 1905 году – мирная демонстрация рабочих была перестрелена.

5.Морской канал назван так,потому что

Ответ: он прорыт в дне моря, поэтому суда (для большой глубины) могут приближаться к берегу + канал соединяет.

6.Пушкинская улица названа так,потому что

Ответ: названа в честь писателя Александра Сергеевича Пушкина.

7.Посёлок Репино назван так,потому что

Ответ: был в России художник – Илья Репин – а это село называло Куоккала, но его переименовали, потому то название было финское.

8.Химический переулок назван так,потому что

Ответ: рядом находится завод «Красный химик»

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

В III Государственной Думе (1907 г.) наиболее крупными партиями были:

3) Национальные партии и группы

Большинство в Думе имела партия Октябристов, именно от нее зависело принятие тех или иных законов. Председателями Государственной думы были октябристы – Н.А. Хомяков, потом А.И. Гучков, затем М.В. Родзянко.

Новый избирательный закон, касающийся крестьянского землевладения, достиг, на мой взгляд, своих целей, потому, что он был подписан Николаем 2 и заработал в полной мере.

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

В Английском парламенте наибольшая власть в начале была у верхней палаты, где заседали только бароны. Нижняя палата состояла из представителей в основном средний и мелких феодалов, лишь дополненных представителями некоторых городов (все слои населения эта палата стала представлять только после реформ XIX века).

В начале XI века Англия была завоёвана викингами. Английские короли нашли убежище при дворе норманнских правителей. В середине XI века английский король Эдуа̀рд смог вернуть себе престол. У него не было наследников, поэтому преемником он назначил герцога Нормандии Вильгѐльма. Вильгельм. После смерти Эдуарда ситуация изменилась. Вильгельм не получил престола Англии. Но он решил занять его силой. Нормандская армия переправилась через Ла-Манш. В 1066 году произошла битва при Га̀стингсе. Она значительно повлияла на историю Англии. В бою погиб король Англии и большая часть его воинов.

Источник

Монашеское движение в период раннего Средневековья

Монашеское движение в период раннего Средневековья

Уход от мира и следование аскетическому образу жизни во имя спасения души зародились на заре раннего христианства в восточных провинциях Римской империи, однако восточным монахам было свойственно индивидуальное отшельничество, уход в пустыни, анахоретство, в то время как на Западе сложилась традиция монашеских общин, живущих в общих обителях и следующих единым правилам. По традиции основателем западного монашества считают Бенедикта Нурсийского (род. ок. 430 г. в Италии близ Сполето). Хотя и до него были известны монастырские братства, имевшие свои установления, устав, написанный Бенедиктом для его братьев, получил очень широкое распространение, а орден бенедиктинцев (объединение всех общин, следовавших правилам Бенедикта) стал самым многочисленным и авторитетным в эпоху раннего Средневековья.

Согласно предписаниям Бенедикта, за стенами монастыря монахи должны были вести суровую жизнь, полную постов, молитв и трудов. Уйдя от мира, они прекращали общение с родными; во имя той же цели обитель превращалась в замкнутое, полностью самообеспечивающее себя хозяйство: на заре своей истории бенедиктинцы сами пахали землю, разбивали сады, строили мельницы. Они были лучшими специалистами по агрикультуре того времени, и распространение бенедиктинских общин из Италии в заальпийскую Европу несло с собой и навыки продуманного ведения сельского хозяйства. Главной же целью монашества было духовное совершенствование, достигавшееся суровой дисциплиной и смирением. Ранний бенедиктинский устав, поддержанный Григорием Великим, который, будучи высокообразованным человеком, тем не менее резко осуждал суетное мирское знание, не предписывал монахам никаких интеллектуальных занятий. Однако в VII в. бенедиктинцы попали под влияние ученых монахов с Британских островов, изменивших их отношение к знанию, письменному слову и книжному делу. С помощью ирландских и английских братьев в бенедиктинских монастырях стали возникать скриптории – мастерские по переписке и созданию книг, и монахи, умевшие прежде держать в руках заступ и лопату, сменив их на стило, стали носителями культурной миссии.

Несмотря на обилие монастырей, далеко не все они удовлетворяли идеалу аскетической жизни. Популярность обителей у государей и знати обеспечивала щедрое пожертвование земель и богатые вклады на помин души, дарения утвари, драгоценностей и т. д. В VI–VII вв. монастыри превратились в крупные, хорошо организованные вотчины, в которых трудились зависимые крестьяне. Стены обителей не спасали от вторжения мирских нравов и соблазнов: здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. С другой стороны, государи нередко ставили настоятелями монастырей светских лиц из числа своих приближенных.

Упадок нравов вызывал появление новых монашеских орденов с более суровыми уставами. К ним относились еремиты, избегавшие общения даже друг с другом, соблюдая обет молчания, предававшиеся самобичеванию, молитвам и физическому труду.

Ту же тенденцию к моральному обновлению отражало и зарождение так называемого клюнийского движения, получившего название от небольшой французской обители Клюни и объединившего к XI в. уже более двухсот монастырей по всей Европе. Клюнийское движение сыграло важную роль и в политической борьбе за реформу церкви и усиление позиций духовной власти в миру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и

§ 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

§ 1. КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Переход от рабовладельческого строя, к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни западноевропейского общества. На смену античной, в основном светской культуре, пришла культура средневековая, для которой было

Европейская картография раннего Средневековья

Европейская картография раннего Средневековья Средневековые европейские карты в высшей степени своеобразны: на них нарушены все реальные пропорции, очертания земель и морей вполне могут быть деформированы для удобства изображения. Но эти карты не имели того

Партизаны раннего средневековья

Партизаны раннего средневековья Разгромив в 558–559 годах многочисленные поздние гуннские племена, авары сделались хозяевами всего Северного Кавказа. Казалось, чего еще желать: здесь прекрасные степи, есть горы, богатые железной рудой, рядом — процветающая Византийская

I. Откуда происходит «варварство» раннего средневековья

I. Откуда происходит «варварство» раннего средневековья А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»? Традиционно в этом терминологическом споре французские и немецкие медиевисты высказывают противоположные мнения. В сущности, это надуманный вопрос.

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И «ТЕМНЫХ ВЕКОВ»

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И «ТЕМНЫХ ВЕКОВ» Падение Рима, завоеванного остготами, означало крушение античного мира, не выдержавшего натиска молодых варварских племен. Это был крутой поворот истории, который, правда, так и не смог уничтожить всего

Народная культура раннего Средневековья

Народная культура раннего Средневековья Раннему Средневековью был присущ языковый дуализм: образованная часть общества и правящая германская элита пользовались латынью, в то время как основная масса населения говорила на родном наречии. Тот же дуализм наблюдался и в

БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

БАЛИ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Китайские сообщения эпохи династии Тан неизменно упоминают об острове, расположенном к востоку от Хэлин. Обычаи жителей этого острова весьма сходны с обычаями Хэлин, население его собирает обильные урожаи риса, пишет на пальмовых

I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение

I. Сеньория раннего средневековья и ее происхождение При изучении сеньории за отправную точку следует брать раннее средневековье. Однако это не значит, что сам этот институт не существовал в гораздо более далеком прошлом; мы попытаемся, когда придет время, выяснить его

Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Глава V ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Географическими границами региона, который здесь обозначается как центральноевропейский, можно считать часть балтийского побережья на севере, Лабу (Эльбу) на западе, Дунай (в среднем течении) и карпатские горы на

Источник

Какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

Подробное решение параграф § 2 по истории для учащихся 6 класса, авторов Ведюшкин В.А., Уколова В.И. 2014

Как возникла христианская церковь.

Христианство зародилось в I веке в Палестине. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Первоначально христианство распространялось в среде евреев Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов. До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Какое значение для христиан имело принятие символа веры?

Символ веры стал основой христианского вероучения, деятельности церкви и личной веры каждого христианина.

2. Составьте схемы церковной иерархии на Востоке и на Западе.

какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Смотреть картинку какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Картинка про какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их. Фото какие формы монашества существовали в раннее средневековье опишите их

3. Какие формы монашества существовали в раннее Средневековье? Опишите их.

Сложились 2 формы монашества:

Монахи-отшельники уходили в места, удаленные от людских поселений, отказывались от общения с другими людьми. Они подвергали себя тяжким телесным испытаниям во имя веры.

Б) монастырская община

В монастыре монахи жили, молились, трудились сообща. Монастырь имел устав и возглавлялся настоятелем.

В 6 в. в Западной Европе появился первый монашеский орден. Он представлял собою централизованное монашеское объединение. Первый орден был основан святым Бенидиктом, поэтому он назывался Бенидиктинским.

Источник

МОНАШЕСТВО

Монашество пред­по­ла­га­ет ас­ке­тизм, от­ре­че­ние от ми­ра (от­каз от се­мьи, иму­ще­ст­ва), по­слу­ша­ние ду­хов­ным на­став­ни­кам, ор­га­ни­за­цию жиз­ни по осо­бым пра­ви­лам.

Ре­ли­гии Юж­ной и Во­сточ­ной Азии.

В позд­ней­шей тра­ди­ции («упа­ни­ша­ды от­ре­ше­ния», III-XIII века н. э.) упо­ми­на­ют­ся четыре основные на­прав­ле­ния от­шель­ни­че­ско­го монашества: ку­ти­ча­ка, ба­ху­да­ка, хам­са и па­ра­ма­хам­са (по­след­нее под­раз­де­ля­ет­ся на ту­рия­ти­та и авад­ху­та), раз­ли­чаю­щи­е­ся по спо­со­бам изу­че­ния Вед, омо­ве­ния, бри­тья во­лос, по оде­ж­де, пи­та­нию, на­но­си­мым на лоб сим­во­лам и другими ат­ри­бу­там, об­ра­зу жиз­ни и спо­со­бам пе­ре­дви­же­ния.

В ря­де стран, пре­ж­де все­го с тра­ди­ци­ей тхе­ра­ва­ды (Шри-Лан­ка, Таи­ланд, Бир­ма, Ла­ос), жен­ские мо­на­ше­ские об­щи­ны ис­чез­ли в XIII веке, но со­хра­ни­лись в Ки­тае (в т. ч. ак­тив­но раз­ви­ва­лись в XX веке на Тай­ва­не), Ко­рее, Вьет­на­ме и других стра­нах. Ны­не в стра­нах рас­про­стра­не­ния тхе­ра­ва­ды пред­при­ни­ма­ют­ся по­пыт­ки воз­ро­ж­де­ния жен­ских мо­на­сты­рей, на­тал­ки­ваю­щие­ся на со­про­тив­ле­ние кон­сер­ва­тив­но­го мо­на­ше­ст­ва.

Буд­дий­ские мо­на­хи обя­за­ны сле­до­вать 10 пра­ви­лам доб­ро­де­тель­но­го по­ве­де­ния (да­ша-ши­ла): не уби­вать, не брать чу­жо­го, не всту­пать в по­ло­вые свя­зи, не лгать, не ис­поль­зо­вать опь­я­няю­щих на­пит­ков, не есть твёр­дой пи­щи по­сле по­луд­ня, не при­ни­мать уча­стия в тан­цах, пес­но­пе­ни­ях, му­зы­каль­ных и других пред­став­ле­ни­ях, не ук­ра­шать се­бя цве­та­ми, не ис­поль­зо­вать духо́в или ма­зей, не са­дить­ся на си­де­нья, ко­то­рые пре­вы­ша­ют пред­пи­сан­ные раз­ме­ры, не при­ни­мать в ка­че­ст­ве по­дая­ния зо­ло­то и се­реб­ро. Ча­ст­ные пра­ви­ла буд­дий­ских мо­на­сты­рей раз­ных школ мо­гут иметь су­ще­ст­вен­ные от­ли­чия. Так, в китайской шко­ле чань не со­блю­да­лись стро­гие за­пре­ты Ви­наи (в т. ч. за­прет на сельско-хозяйственные ра­бо­ты для мо­на­хов).

Уже во вре­ме­на Ашо­ки (III век до н. э.) буд­дий­ские мо­на­хи счи­та­лись учи­те­ля­ми мо­раль­но­го по­ве­де­ния (ши­ла) и ре­лигиозные док­три­ны (дхар­ма). Ин­сти­тут монашества обес­пе­чи­вал со­хра­не­ние и уп­ро­че­ние буд­дий­ско­го уче­ния; мо­на­хи при­зва­ны бы­ли слу­жить при­ме­ром пра­вед­но­го об­раза жиз­ни и са­мо­кон­тро­ля (бла­го­да­ря за­ня­ти­ям ме­ди­та­ци­ей); счи­та­лось так­же, что ми­ря­не, под­дер­жи­вая буд­дий­ские об­щи­ны ма­те­ри­аль­но, при­об­ре­та­ют ре­лигиозные за­слу­ги. В Ки­тае и Япо­нии ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми прин­ци­па­ми буд­дий­ско­го монашества ста­ли «жизнь в сми­ре­нии», «жизнь в тру­де», «жизнь в слу­же­нии».

В от­ли­чие от брах­ма­ни­ст­ских от­шель­ни­ков, буд­дий­ские мо­на­хи по­сте­пен­но пол­но­стью пе­ре­шли к осед­лой жиз­ни. Воз­ник­ли круп­ные мо­на­стыр­ские цен­тры со свои­ми учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми и биб­лио­те­ка­ми, например Дже­та­ва­на воз­ле р. Са­рас­ва­ти (счи­та­ет­ся, что он был ос­но­ван во вре­ме­на Буд­ды), Сан­чи, Дхам­ма­рад­жи­ка близ г. Так­си­ла, а так­же На­лан­да.

Буд­дий­ское монашество, так же как и хри­сти­ан­ское, сти­му­ли­ро­ва­ло раз­ви­тие нау­ки и куль­ту­ры в ареа­ле сво­его рас­про­стра­не­ния. В мо­на­сты­рях пе­ре­пи­сы­ва­ли ру­ко­пи­си, за­ни­ма­лись кал­ли­гра­фи­ей, бое­вы­ми ис­кус­ст­ва­ми, са­до­вод­ст­вом; буд­дий­ское монашество до­ве­ло до со­вер­шен­ст­ва ис­кус­ст­во бо­го­слов­ских дис­пу­тов (пре­ж­де все­го в Ти­бе­те). В от­ли­чие от хри­сти­ан­ских, буд­дий­ские мо­на­хи, как пра­ви­ло, не за­нима­ют­ся хо­зяйственной дея­тель­но­стью.

В ин­ду­из­ме яв­ле­ние, по фор­ме близ­кое хри­сти­ан­ско­му монашеству, воз­ник­ло около VIII веке, ко­гда Шан­ка­ра ос­но­вал ши­ва­ит­ский мо­на­ше­ский ор­ден (мат­ха), ис­по­ве­дую­щий уче­ние ад­вай­ты-ве­дан­ты. Гла­ва мат­хи но­сит ти­тул шан­ка­ра­ча­рьи. В мат­хах изу­ча­ют­ся и пре­по­да­ют­ся не толь­ко ре­лигиозные дис­ци­п­ли­ны и смеж­ные с ним пред­ме­ты (ло­ги­ка, сан­ск­рит), но и свет­ские нау­ки и ис­кус­ст­ва, по­это­му мат­хи все­гда иг­ра­ли боль­шую роль в жиз­ни индуистского об­ще­ст­ва, яв­ля­ясь цен­тра­ми куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и нау­ки. Из­вест­ны 4 мат­хи ад­вай­ты (Шрин­ге­ри в Кар­на­та­ке, Двар­ка в Гуд­жа­ра­те, Пу­ри в Орис­се и Джйо­тир-мат­ха в р-не Бод­ри­нат­ха в Ги­ма­ла­ях).

В современной Ин­дии монашество су­ще­ст­ву­ет во всех на­прав­ле­ни­ях ин­ду­из­ма, глав­ные из ко­то­рых ши­ва­изм и виш­ну­изм (мат­хи в тра­ди­ци­ях Ра­ма­нуд­жи, Мад­хвы, Чай­та­ньи, Гау­дия-мат­хи).

Мо­на­хи раз­ных тра­ди­ций раз­ли­ча­ют­ся по цве­ту оде­ж­ды, фор­ме по­со­ха и другой ат­ри­бу­ти­ке. Бро­дя­чих от­шель­ни­ков на­зы­ва­ют сад­ху или сан­нь­я­си­ны, они жи­вут как в го­род­ских хра­мах, так и в от­да­лён­ных пе­ще­рах, ле­сах, ве­дут ас­ке­тический об­раз жиз­ни, по­свя­щая се­бя ду­хов­ным прак­ти­кам. Монашество все­гда поль­зо­ва­лось в Ин­дии выс­шим ду­хов­ным ав­то­ри­те­том.

Монашество по­ни­ма­ет­ся как пол­ное по­свя­ще­ние че­ло­ве­ком сво­ей жиз­ни Бо­гу, как под­виг доб­ро­воль­но­го от­ре­че­ния от ми­ра ра­ди Хри­ста.

чи­на (сте­пе­ни): ря­со­фор­ные (ещё не при­нёс­шие обе­ты), дей­ст­ви­тель­ные, или ман­тий­ные (при­нёс­шие обе­ты и по­лу­чив­шие ман­тию; т. н. ма­лая схи­ма), и схим­ни­ки, или схи­мо­на­хи (свя­зан­ные обе­том со­вер­шен­но­го от­ре­че­ния от ми­ра и че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва; т. н. ве­ли­кая схи­ма; см. Схи­ма).

Про­об­ра­за­ми хри­сти­ан­ско­го монашества яв­ля­ют­ся опи­сан­ные в Вет­хом За­ве­те ис­ход Ав­раа­ма из зем­ли пред­ков в Зем­лю обе­то­ван­ную, жизнь про­ро­ков Илии и Ио­ан­на Кре­сти­те­ля. От­час­ти про­то­ти­пом монашества счи­та­ет­ся об­раз жиз­ни чле­нов иу­дей­ской сек­ты ес­се­ев (те­ра­пев­тов, II век до н. э. – I век в. н. э.), для ко­то­ро­го бы­ли ха­рак­тер­ны замк­ну­тость, ас­ке­тизм, а так­же со­вме­ст­ный труд, изу­че­ние Пи­са­ния (см. так­же в ст. Кум­ра­ни­сти­ка).

Мо­на­ше­ст­во на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке.

«От­цом» монашества счи­та­ет­ся прп. Ан­то­ний Ве­ли­кий, при ко­то­ром в первой половине IV века оно ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось в Егип­те и Па­ле­сти­не. Пер­во­на­чаль­но монашество вклю­ча­ло раз­ные ви­ды ас­ке­тической жиз­ни: ана­хо­рет­ст­во (от­шель­ни­че­ст­во), кел­ли­от­ст­во [жизнь в оди­ноч­ку, по двое или боль­ше в кел­ли­ях (на­зва­ние мо­на­ше­ско­го по­се­ле­ния в Егип­те), на­хо­див­ших­ся на не­боль­шом рас­стоя­нии друг от дру­га] и др.

К концу IV века круп­ней­ши­ми цен­тра­ми монашества в Егип­те ста­ли оби­те­ли Нит­рий­ская, Скит­ская и Кел­лии под Алек­сан­д­ри­ей, ки­но­вия в Та­вен­ни­си, ос­но­ван­ная прп. Па­хо­ми­ем Ве­ли­ким. В Па­ле­сти­не зна­ме­ни­ты­ми ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­сты­рей бы­ли пре­по­доб­ные Ила­ри­он Ве­ли­кий, Ха­ри­тон Ис­по­вед­ник, Ев­фи­мий Ве­ли­кий. Боль­шин­ст­во из­вест­ных под­виж­ни­ков IV века (ав­ва Ам­мон, прп. Ма­ка­рий Ве­ли­кий и др.) пря­мо или кос­вен­но яв­ля­лись уче­ни­ка­ми, ду­хов­ны­ми друзь­я­ми и на­след­ни­ка­ми Ан­то­ния Ве­ли­ко­го.

Мо­на­ше­ский под­виг стал об­раз­цом как для ду­хо­вен­ст­ва, так и для ми­рян, монашество по­влия­ло на раз­ви­тие по­ка­ян­ной дис­ци­п­ли­ны. Мо­на­хи ста­но­ви­лись же­лан­ны­ми кан­ди­да­та­ми на ру­ко­по­ло­же­ние в епи­ско­пы.

В IV-V веках в Ви­зан­тии ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось го­род­ское монашество, об­ла­дав­шее зна­чительным влия­ни­ем в Кон­стан­ти­но­по­ле. В V-VI веках монашество сыг­ра­ло не­га­тив­ную роль в ши­ро­ком рас­про­стра­не­нии мо­но­фи­зит­ст­ва. На­чи­ная с VI века мощ­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ло па­ле­стин­ское монашество, объ­еди­нён­ное та­ки­ми лич­но­стя­ми, как пре­по­доб­ные Сав­ва Ос­вя­щен­ный, Фео­до­сий Ве­ли­кий.

Литературном от­ра­же­ни­ем это­го раз­ви­тия слу­жат тво­ре­ния пре­по­доб­ных Вар­са­ну­фия и Ио­ан­на, ав­вы До­ро­фея Газ­ско­го (середиа VI века). В VI-VII веках од­ним из главных цен­тров монашества стал Си­най­ский мо­на­стырь Св. Ека­те­ри­ны, где под­ви­зал­ся прп. Ио­анн Ле­ст­вич­ник. По­сле при­ня­тия Трулль­ским со­бо­ром (691-692 годы) (см. Все­лен­ские со­бо­ры) ре­ше­ния об обя­за­тель­ном без­бра­чии епи­ско­пов епи­ско­пат стал со­сто­ять в зна­чительной ме­ре, а за­тем и пре­имущественно из мо­на­ше­ст­вую­щих.

По­те­ря Ви­зан­ти­ей в ре­зуль­та­те арабских за­вое­ва­ний (VII век) Егип­та, Па­ле­сти­ны и Си­рии при­ве­ла к ос­ку­де­нию там мо­на­ше­ской жиз­ни, пра­во­слав­ное монашество со­сре­до­то­чи­лось пре­имущественно в Ма­лой Азии, Гре­ции, а так­же на юге Ита­лии и в Си­ци­лии. На­чав­шее­ся в VIII веке ико­но­бор­че­ст­во бы­ло на­прав­ле­но столь­ко же про­тив по­чи­та­ния икон, сколь­ко и про­тив мо­на­хов – главных за­щит­ни­ков ико­но­по­чи­та­ния, ко­то­рых вла­сти вся­че­ски пре­сле­до­ва­ли, пы­та­ли и пре­да­ва­ли смер­ти. По­бор­ни­ком ико­но­по­чи­та­ния, вер­но­сти цер­ков­ным ка­но­нам был прп. Фео­дор Сту­дит. Вос­ста­нов­ле­ние ико­но­по­чи­та­ния на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 843 года по­слу­жи­ло уси­ле­нию пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ст­ва.

Сре­ди мно­го­численных оби­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля, тра­диционного цен­тра монашества, вы­де­ля­лись Сту­дий­ский мо­на­стырь, монастырь Мч. Ма­ман­та, где под­ви­зал­ся прп. Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов.

Ос­ман­ское за­вое­ва­ние Ви­зан­тии (XV век) ос­ла­би­ло пра­во­слав­ное монашество, лишь в XVIII веке на­ча­лось ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни, в ча­ст­но­сти на Афо­не. Оно бы­ло свя­за­но с тру­да­ми Ев­ге­ния Вул­га­ри­са, прп. Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца и других под­виж­ни­ков мо­лит­вы и ду­хов­но­го про­све­ще­ния, спо­соб­ст­во­вав­ших изу­че­нию и воз­ро­ж­де­нию на­сле­дия свя­тых от­цов.

В XX веке мо­лит­вен­но-ас­ке­тическая тра­ди­ция Афо­на да­ла та­ких стар­цев-под­виж­ни­ков, как Да­ни­ил Ка­ту­на­кий­ский (умер 1929 год), Кал­ли­ник Иси­хаст (умер 1930 год), русские стар­цы Си­лу­ан Афон­ский и его уче­ник схи­ар­хи­ман­д­рит Соф­ро­ний (Са­ха­ров), а так­же Иосиф Иси­хаст (Пе­щер­ник) (умер 1959 год), Паи­сий (Эз­не­пи­дис) (умер 1994 год), Еф­рем Ка­ту­на­кий­ский (умер 1998 год).

Мо­на­ше­ст­во на хри­сти­ан­ском За­па­де.

Западное хри­сти­ан­ст­во по­зна­ко­ми­лось с идея­ми вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­го моашества в IV веке че­рез хри­сти­ан­ских под­виж­ни­ков, пре­ж­де все­го че­рез свт. Афа­на­сия Ве­ли­ко­го. На латинском языке бы­ли пе­ре­ве­де­ны мо­на­ше­ские ус­та­вы прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го и свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.

В IV-V веках моашество рас­про­стра­ни­лось прак­ти­че­ски по всей Ита­лии, а так­же в Гал­лии, Ис­па­нии, на Бри­тан­ских о-вах. Уко­ре­не­нию моашества на За­па­де ак­тив­но со­дей­ст­во­ва­ли свя­тые Мар­тин Тур­ский, Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ав­гу­стин (из­вес­тен ус­тав его име­ни). Про­вед­ший около 10 лет сре­ди египетских ино­ков прп. Ио­анн Кас­си­ан Рим­ля­нин, вер­нув­шись в Ев­ро­пу, де­таль­но из­ло­жил пра­ви­ла жиз­ни восточых мо­на­хов, адап­ти­ро­вав их к западным ус­ло­ви­ям («О пра­ви­лах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей»).

Вы­даю­щая­ся роль в фор­ми­ро­ва­нии тра­ди­ций западного монашества при­над­ле­жит св. Бе­не­дик­ту Нур­сий­ско­му, ос­но­вав­ше­му около 530 монастырей. Мон­те­кас­си­но и со­ста­вив­ше­му собственый мо­на­ше­ский ус­тав, ко­то­рый, по­ми­мо трёх обыч­ных обе­тов, пре­ду­смат­ри­вал так­же обет по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния в од­ном мо­на­сты­ре (лат. stabi­litas loci). Этим ус­та­вом, а так­же сфор­му­ли­ро­ван­ным Бе­не­дик­том прин­ци­пом «ora et la­bora» («мо­лись и ра­бо­тай») ста­ли ру­ко­во­дство­вать­ся мо­на­стыр­ские об­щи­ны бе­не­дик­тин­цев и бе­не­дик­ти­нок.

На ру­бе­же IX-X веков западное моашество всту­пи­ло в по­ло­су кри­зи­са, свя­зан­но­го с на­рас­таю­щим об­мир­ще­ни­ем и ос­лаб­ле­ни­ем мо­на­ше­ской дис­ци­п­ли­ны. От­ве­том на этот кри­зис ста­ли Клю­ний­ская ре­фор­ма и про­дол­жив­шая её Гри­го­ри­ан­ская ре­фор­ма, а так­же соз­да­ние ря­да но­вых ор­де­нов (ка­маль­ду­лы, кар­ту­зи­ан­цы, цис­тер­ци­ан­цы, ре­гу­ляр­ные ка­но­ни­ки-ав­гу­стин­цы и др.).

В эпо­ху Про­све­ще­ния, а так­же в хо­де Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции XVIII века в не­ко­то­рых стра­нах мо­на­сты­ри под­верг­лись се­ку­ля­ри­за­ции, ряд ор­де­нов был за­пре­щён. С середине XIX века на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние раз­ру­шен­ных мо­на­сты­рей и соз­да­ние но­вых, бы­ли ос­но­ва­ны кон­гре­га­ции кла­ре­тин­цев (1849 год), са­кра­мен­тин­цев (1856 год), са­ле­зи­ан­цев (1859 год), ком­бо­ни­ан­цев (1867 год), вер­би­стов (1875 год), на­за­ре­та­нок (1875 год), саль­ва­то­ри­ан­цев (1881 год) и мн. др.

В XX веке воз­рос­ла роль жен­ско­го ка­то­лического монашества, дея­тель­ность ко­то­ро­го со­сре­до­то­че­на, пре­ж­де все­го, на бла­го­тво­ри­тель­но­сти и хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии; бы­ло об­ра­зо­ва­но мно­же­ст­во но­вых кон­гре­га­ций, сре­ди ко­то­рых кон­гре­га­ция Мис­сио­не­рок Бо­же­ст­вен­ной люб­ви, ос­но­ван­ная блж. Те­ре­зой Каль­кутт­ской. Ка­то­лическое монашество пред­став­ле­но так­же ор­де­на­ми и кон­гре­га­ция­ми различных восточных об­ря­дов (ан­то­ниа­не, ва­си­лиа­не и др.). Ва­ти­кан­ский II со­бор дек­ре­том «Perfectae caritatis» (1965 год) пред­пи­сал мо­на­ше­ским ин­сти­ту­там ре­фор­му, на­прав­лен­ную на воз­ро­ж­де­ние их из­на­чаль­ной ду­хов­но­сти и бо­лее ак­тив­ное уча­стие в современой жиз­ни Церк­ви. Со­глас­но официальным дан­ным, в 2008 году в ми­ре на­счи­ты­ва­лось около 190 тыс. ка­то­лических мо­на­хов (свя­щен­ни­ков и брать­ев) и около 740 тыс. мо­на­хинь.

В про­тес­тан­тиз­ме ин­сти­тут монашества пер­во­на­чаль­но прак­ти­че­ски был пол­но­стью уп­разд­нён. В середине XIX века в Анг­ли­кан­ской церк­ви под влия­ни­ем идей ка­то­ли­циз­ма про­изош­ло воз­ро­ж­де­ние монашества, к началу XX века су­ще­ст­во­ва­ло несколько де­сят­ков муж­ских и жен­ских мо­на­ше­ских об­щин, чле­ны ко­то­рых за­ни­ма­лись, в ча­ст­но­сти, мис­сио­нер­ст­вом и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. В середине второй половины XX века отдельные мо­на­ше­ские об­щи­ны воз­ник­ли в лю­те­ран­ст­ве и не­ко­то­рых других на­прав­ле­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма (Еван­ге­лическое се­ст­рин­ст­во Де­вы Ма­рии в Дарм­штад­те, муж­ской монастырь Эс­тан­бекс-кло­стер в Шве­ции и др.).

В це­лом моашество на За­па­де ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ши­ро­ким мно­го­об­ра­зи­ем ус­та­вов и форм дея­тель­но­сти.

Мо­на­ше­ст­во в Рос­сии поя­ви­лось вме­сте с хри­сти­ан­ст­вом в конце X века. Со­глас­но ус­та­ву князя святого Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча (см. Кня­же­ские ус­та­вы X-XII веков), мо­на­хи от­но­си­лись к ка­те­го­рии «цер­ков­ных лю­дей», под­суд­ных ми­тро­по­ли­ту.

Со вре­мён князя Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го из­вест­ны пер­вые русские мо­на­сты­ри: ма­лые мо­на­сты­ри при кня­же­ских дво­рах и Кие­во-Пе­чер­ский монастырь (бу­ду­щая Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра), ос­но­ван­ный прп. Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским.

Русское монашество не­раз­рыв­но свя­за­но с мо­на­сты­ря­ми Афо­на, Кон­стан­ти­но­по­ля и Свя­той зем­ли, а бла­го­да­ря Па­те­ри­кам, Жи­ти­ям, Про­ло­гу оно вос­при­ня­ло так­же тра­ди­ции египетского ино­че­ст­ва.

Вторая половина XV-XVII веков яви­лись пе­рио­дом наи­бо­лее ши­ро­ко­го уча­стия монашества в эко­но­мической и по­ли­тической жиз­ни стра­ны. Хо­тя стро­гие об­ще­жи­тель­ные ус­та­вы прп. Ио­си­фа Во­лоц­ко­го и другие пред­пи­сы­ва­ли пол­ное лич­ное не­стя­жа­ние ино­ков, са­ми мо­на­сты­ри вы­сту­па­ли как кор­по­ра­тив­ные соб­ст­вен­ни­ки: мо­на­стыр­ское хо­зяй­ст­во ве­лось с при­вле­че­ни­ем лю­дей раз­ных ви­дов за­ви­си­мо­сти (главным образом кре­сть­ян, жив­ших на мо­на­стыр­ских зем­лях), чис­лен­ность ко­то­рых зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ла чис­ло мо­на­ше­ст­вую­щих.

Рост мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния, не­из­беж­но­го для об­ще­жи­тель­ной фор­мы монашества на Ру­си, час­то ока­зы­вал­ся ис­точ­ни­ком зло­упо­треб­ле­ний и при­во­дил к сни­же­нию нрав­ст­вен­но­го уров­ня мо­на­ше­ст­вую­щих. Про­тест про­тив об­мир­ще­ния монашества, при­зыв к мо­лит­вен­ной и ас­ке­тической жиз­ни име­ли ме­сто в дея­тель­но­сти и со­чи­не­ни­ях прп. Ни­ла Сор­ско­го, его уче­ни­ка Вас­сиа­на (Пат­ри­кее­ва), прп. Мак­си­ма Гре­ка, игу­ме­на Ар­те­мия. Сто­гла­вый со­бор (1551 год) обос­но­вал не­при­кос­но­вен­ность цер­ков­ных вла­де­ний.

В XVIII-XIX веках русское монашество зна­чи­тель­но ог­ра­ни­чи­ва­лось за­ко­но­да­тель­но, что бы­ло свя­за­но с со­ци­аль­ны­ми пе­ре­ме­на­ми в об­ще­ст­ве по­сле ре­форм Пет­ра I. Силь­ным уда­ром по хо­зяйственой дея­тель­но­сти и ма­те­ри­аль­но­му по­ло­же­нию монашества ста­ла се­ку­ля­ри­за­ция цер­ков­ных зе­мель, на­ча­тая в прав­ле­ние императора Пет­ра III и за­кон­чен­ная императрицей Ека­те­ри­ной II (см. Се­ку­ля­ри­за­ция 1764 год). Чис­ло мо­на­сты­рей и мо­на­ше­ст­вую­щих в Рос­сии со­кра­ти­лось, мо­на­сты­ри бы­ли раз­де­ле­ны на клас­сы, для мо­на­сты­рей ус­та­нов­ле­ны шта­ты. Од­на­ко упа­док хо­зяйственой дея­тель­но­сти под­го­то­вил подъ­ём нрав­ст­вен­но­го и ду­хов­но­го уров­ня монашества.

По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года монашество, как и вся Русская цер­ковь (на­ря­ду с дугими ре­лигиозными объ­е­ди­не­ния­ми), под­верг­лось ре­прес­си­ям со сто­ро­ны советской вла­сти. Мо­на­сты­ри за­кры­ва­лись, их соб­ст­вен­ность кон­фи­ско­вы­ва­лась, про­во­ди­лись кам­па­нии по вскры­тию мо­щей и над­ру­га­тель­ст­ву над ни­ми, мо­на­ше­ст­вую­щие при­го­ва­ри­ва­лись к различным ме­рам на­ка­за­ния. К 1939 году в СССР не оста­лось ни од­но­го офи­ци­аль­но дей­ст­вую­ще­го мо­на­сты­ря, од­на­ко су­ще­ст­во­ва­ли тай­ные (не­ле­галь­ные) оби­те­ли. В 1960-1970-х годах монашество в основном со­сре­до­та­чи­ва­лось в не­мно­гих от­кры­тых к то­му вре­ме­ни мо­на­сты­рях (Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра, Пско­во-Пе­чер­ский Ус­пен­ский мо­на­стырь, По­ча­ев­ская лав­ра, ко­рот­кое вре­мя Глин­ская пус­тынь); не­смот­ря на го­не­ния, в них со­хра­ня­лись тра­ди­ции ду­хов­но­го ру­ко­во­дства и стар­че­ст­ва.

С конца 1980-х годов в РПЦ на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние монашества; на 2011 год на территории РФ насчитывалось 3233 монаха и 4491 монахиня.

Ор­га­ни­за­ция мо­на­ше­ской жиз­ни.

Мо­на­ше­ст­во и сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра.

В сред­ние ве­ка многие мо­на­сты­ри Вос­то­ка и За­па­да яв­ля­лись цен­тра­ми куль­ту­ры и про­све­ще­ния. В них осу­ще­ст­в­ля­лась пе­ре­пис­ка книг (тво­ре­ний от­цов Церк­ви, а так­же со­чи­не­ний ан­тич­ных ав­то­ров и трак­та­тов по раз­ным от­рас­лям зна­ния), со­став­ля­лись гим­но­гра­фические и жи­тий­ные про­из­ве­де­ния, ве­лось ле­то­пи­са­ние (все наи­бо­лее из­вест­ные русские ле­то­пи­си бы­ли соз­да­ны в мо­на­сты­рях).Не­ко­то­рые мо­на­сты­ри хра­ни­ли ог­ром­ные ар­хи­вы древ­них ру­ко­пи­сей (Си­най­ский монастырь, Афон).

Бе­не­дик­тин­ские аб­бат­ст­ва (Сен-Ри­кьё, Сен-Де­ни, Фуль­да, Санкт-Гал­лен и др.) бы­ли цен­тра­ми хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния в Западной Ев­ро­пе, оча­га­ми куль­ту­ры, где со­з­да­ва­лись биб­лио­те­ки, скрип­то­рии, раз­ви­ва­лись тра­ди­ции цер­ков­ной му­зы­ки и книж­ной ми­ниа­тю­ры. В бе­не­дик­тин­ских аб­бат­ст­вах воз­ник­ли ран­ние об­раз­цы ар­хи­тек­ту­ры ро­ман­ско­го сти­ля и го­ти­ки.

Мощ­ный им­пульс для раз­ви­тия цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры и изо­бра­зителього ис­кус­ст­ва да­ли ни­щен­ст­вую­щие ор­де­на. Мо­на­ха­ми бы­ли не­ко­то­рые про­слав­лен­ные ико­но­пис­цы и ху­дож­ни­ки (например, прп. Ан­д­рей Руб­лёв, фра Беа­то Анд­же­ли­ко). Мо­на­хи на Ру­си яв­ля­лись пер­во­про­ход­ца­ми в ос­вое­нии но­вых зе­мель, во­круг ос­но­ван­ных ими мо­на­сты­рей воз­ни­ка­ли по­се­ле­ния. Го­род­ские мо­на­сты­ри Кон­стан­ти­но­по­ля, Нов­го­ро­да, Пско­ва ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в по­ли­тической жиз­ни этих го­ро­дов, вы­пол­ня­ли функ­ции со­ци­аль­но­го при­зре­ния. Древ­ние мо­на­сты­ри Вос­то­ка и За­па­да до­ны­не яв­ля­ют­ся цен­ней­ши­ми па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры и ис­кус­ст­ва.

Хри­сти­ан­ское монашество ока­за­ло влия­ние на ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы и раз­ви­тие мис­ти­циз­ма в су­физ­ме. До XX века монашество су­ще­ст­во­ва­ло у эфи­опских ев­ре­ев (фа­ла­ша).

Дополнительная литература:

Chakraborti H. Asceticism in Ancient India in Brahmanical, Buddhist, Jaina and Ajivika societies from the earliest times to the period of sankaraca̅rya. Cаlcutta, 1973;

Bha­gat M. G. Ancient Indian Asceticism. New Delhi, 1976;

Shiraishi Ryokai. Asceticism in Buddhism and Brahmanism. Tring, 1996;

Лы­сен­ко В. Г. Ас­ке­тизм в Ин­дии: его прин­ци­пы и ос­нов­ные фор­мы // Ре­ли­гио­ве­де­ние. 2004. № 1;

Buddhism in practice. Princeton, 2007;

Бон­гард-Ле­вин Г. Н. Древ­няя Ин­дия. Ис­то­рия и куль­ту­ра. М., 2008;

Ост­ров­ская Е. А. Ти­бет­ский буд­дизм. СПб., 2008;

Ер­ма­ко­ва Т. В., Ост­ров­ская Е.П. Клас­си­че­ский буд­дизм. СПб., 2009.

Ка­зан­ский П. Ис­то­рия пра­во­слав­но­го рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва, от ос­но­ва­ния Пе­чер­ской оби­те­ли пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем до ос­но­ва­ния лав­ры Св. Трои­цы пре­по­доб­ным Сер­ги­ем. М., 1855;

Knowles D. Christian mo­nasticism. L., 1969;

Dizionario degli istituti di perfezione / Dir. G. Pellicia, G. Rocca. [Mil.], 1974–2003. Vol. 1–10;

Leyser H. Hermits and the new monasticism: a study of religious com­munities in Western Europe. L., 1984;

Le­segre­tain C. Les grands ordres religieux. P., 1990;

Кар­са­вин Л. П. Мо­на­ше­ст­во в сред­ние ве­ка. М., 1992;

Хольц Л. Ис­то­рия хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ст­ва. 2-е изд. СПб., 1993;

Ио­анн Па­вел II. О по­свя­щен­ной Бо­гу жиз­ни: Vita consecrata. М., 1998;

Си­до­ров А. И. Древ­не­хри­сти­ан­ский ас­ке­тизм и за­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ст­ва. М., 1998;

Си­до­ров А. И. У ис­то­ков куль­ту­ры свя­то­сти. Па­мят­ни­ки древ­не­цер­ков­ной ас­ке­ти­че­ской и мо­на­ше­ской пись­мен­но­сти. М., 2002;

Смо­лич И. К. Рус­ское мо­на­ше­ст­во 988–1917. Жизнь и уче­ние стар­цев. М., 1999;

Си­ни­цы­на Н. В. Рус­ское мо­на­ше­ст­во и мо­на­сты­ри. X–XVII вв. // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т.: РПЦ;

Ус­ков Н. Ф. Хри­сти­ан­ст­во и мо­на­ше­ст­во в За­пад­ной Ев­ро­пе ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2001;

La grande aventure du monachisme entre Orient et Occident. Lethielleux, 2002;

Мо­на­ше­ст­во и мо­на­сты­ри в Рос­сии XI–XX ве­ка: ис­то­ри­че­ские очер­ки / Под ред. Н. В. Си­ни­цы­ной. М., 2002;

Ро­ма­нен­ко Е. В. Нил Сор­ский и тра­ди­ции рус­ско­го мо­на­ше­ст­ва. М., 2003;

Чит­ти Д. Д. Град Пус­ты­ня: вве­де­ние в изу­че­ние еги­пет­ско­го и па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва в хри­сти­ан­ской им­пе­рии. СПб., 2007;

Фло­ря Б. Н. Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии Церк­ви. Древ­не­рус­ское и сла­вян­ское сред­не­ве­ко­вье. М., 2007;

Во­дар­ский Я. Е., Ис­то­ми­на Э.Г. Пра­во­слав­ные мо­на­сты­ри Рос­сии и их роль в раз­ви­тии куль­ту­ры (XI – на­ча­ло XX в.). М., 2009.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *