какие формы общения существуют межличностные деловое
Основные формы делового общения
Деловое общение – это довольно жестко регламентированная, узкая коммуникация, направленная на достижение определенных целей. Его характер связан с решением рабочих вопросов. Выделяют самые разные формы делового общения, в зависимости от ситуации. Это и беседа, и переговоры, и служебная переписка, и даже издание приказов.
Следует отличать формы делового общения от разновидностей межличностной коммуникации. В некоторых ситуациях они могут довольно тесно переплетаться. Но следует помнить, что межличностное общение не подразумевает под собой явной материальной выгоды.
Виды современного делового общения
Деловое общение, его виды и формы – это многогранный процесс, подразумевающий под собой много разновидностей. Одна из его специфических особенностей – регламентированность, т. е. следование определенным правилам и нормам. Они могут быть как официально задокументированны, так и носить характер неписаных требований.
Среди большого разнообразия видов делового общения следует выделить:
Любой из видов делового общения важен для успешного развития бизнеса. Каждый специалист организации, занятый на должностях, связанных с внешней и внутренней коммуникацией, должен знать виды общения и владеть ими.
Основные формы делового общения
Умение правильно выбрать форму коммуникации – одна из важнейших составляющих успеха в бизнесе. Ситуативно-деловая форма общения предполагает гибкость всех участников, способность переключаться на другие варианты коммуникации. Кроме того, при выборе варианта общения необходимо учитывать личностные и психологические особенности собеседников. Это позволит достичь большего успеха в переговорах и беседах.
Среди прочих стоит выделить следующие наиболее распространенные и современные формы делового общения:
Кроме того, распространенными формами делового общения являются – пресс-конференции, спор, конфронтация, заключение сделки, общение через переводчика, видеотрансляция связанная с бизнесом и многое другое.
Деловая беседа как форма делового общения
Деловая беседа, как и другие формы делового общения индивидуального характера, носит наименее регламентированный характер. Она играет важную роль как в бизнесе, так и в политической сфере. Любой специалист организации должен владеть основными навыками ведения деловой беседы.
Деловая беседа – это, прежде всего, обмен мнениями, она может привести к дальнейшему развитию событий, например, заключению договора. Так как эта форма вербальной коммуникации, то очень важно в совершенстве владеть правилами родного языка, выражаться культурно и достойно. Кроме того, важно следить за мимикой и жестами, а также тоном голоса.
Особенности групповой формы делового общения
Среди них выделяют:
Основное отличие групповой формы общения – наличие большого количества участников, что существенно усложняет весь процесс коммуникации. Преодолеть эту сложность можно при соблюдении основных правил делового вербального этикета. Не перебивать собеседника, давать слово в порядке очереди, высказывать свое мнение четко, аргументировано и по существу.
Форма делового общения с помощью коммуникативных средств
Кроме личного общения, современные технологии предлагают много вариантов альтернативных форм коммуникации. Они позволяют наладить бизнес-контакты без личной встречи, провести первичные переговоры и даже заключать сделки.
Наиболее распространенные формы коммуникации это:
Такие формы коммуникации имеют свои особенности. Прежде всего, это возможность документировать сообщение, что является большим преимуществом при возникновении конфликтных ситуаций и неразрешимых споров. Кроме того, их отличает максимальная оперативность и доступность.
Вступая в такую форму коммуникации, надо придерживаться всех правил делового этикета. Не затягивать разговор, соблюдать нормы вежливости, грамотно выражать мысли.
Правила деловой коммуникации с помощью переводчика
Деловое общение – основа современного успешного бизнеса. Выбирайте правильную его форму и соблюдайте основные требования.
Деловая культура и профессиональные коммуникации
Виды и формы коммуникаций
1. Виды и формы коммуникаций
В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения принято выделять три основных вида коммуникации- вербальную, невербальтную и паравербальную. Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения. В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Для этого каждая культура создала свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться и взаимодействовать. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может проходить преимущественно в форме диалога или монолога.
Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. Выделяют следующие типы диалога:
— информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуникации и имеющий своей целью получение информации;
— прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;
— обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера между собеседниками с равной коммуникативной компетенцией;
— праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников.
Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Выделяют следующие типы монолога:
— информационный, означающий сообщения различного рода.
Стили вербальной коммуникации- совокупность устойчивых и привычных способов поведения присущих данному человеку которые используются им при установлении отношений и взаимодействий с другими людьми. Выделяют следующие стили:
— Прямой стиль представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения человека, проявляющуюся в любых условиях взаимодействия с другими людьми.
— Непрямой- позволяет скрывать и камуфлировать истинные желания, цели и потребности говорящего человека.
— Искусный, вычурный- основываются на различной степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания и т.д.
— Аффективный-направлен на слушателя.
Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выражению, передаются средствами невербального общения. Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения. Невербальные способы передачи информации появились в жизни людей раньше, чем вербальные. Выделяют три типа невербальных средств:
— ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;
— собственно коммуникативные знаки — сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.
Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Эта цель является общей для всех культур, но в разных культурах «слова» невербального языка имеют разное значение, им придается различный смысл. Так, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да».
Несмотря на двойственный характер, невербальные знаки включают в себя довольно большой объем разносторонней информации о личностных качествах партнеров по коммуникации (их темпераменту, эмоциональном состоянии, социальном статусе, коммуникативной компетенции и т.д.), об отношениях участников коммуникации друг к другу (желаемом уровне общения, типе отношений, динамике взаимоотношений), об отношении к ситуации общения (желание продолжать общение, стремление выйти из коммуникации).
Глубокое и обстоятельное рассмотрение невербальной коммуникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся:
— кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений;
— такесика — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу партнера по коммуникации;
— сенсорика — совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств;
— проксемика — способы использования пространства в процессе коммуникации;
— хронемика — способы использования времени в процессе коммуникации;
-окулистика-использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации.
Паравербалъные средства — совокупность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определенная часть информации передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл. Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личных качеств человека, тем не менее, в процессе общения следует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенной речью (приятный тембр, интонации), приписывать им не только высокие интеллектуальные и психологические качества (обаяние, интеллигентность, доброжелательность), но и значительно более высокие партнерские и деловые качества (компетентность, надежность, уверенность и др.).
С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжелательность, тревожность, уверенность, заинтересованность. Например, эмоция печали выражается медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, а низкий глухой голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным и т.п.
Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относятся:
— просодика — темп речи, тембр, высота и громкость голоса;
-экстралингвистика — паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).
Понятие общения: формы, виды, функции
Понятие общения: формы, виды, функции
Составляющие общения и его разновидности
Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.
В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:
Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.
По средствам общение может быть:
3.1
Непосредственное (Осуществляемое с
помощью естественных органов, данных
живому существу – руки, голова, туловище,
голосовые связки и т.д.)
3.2
Опосредованное (связанное с использованием
специальных средств и орудий)
3.3
Прямое (предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг
другом общающихся людей в самом акте
общения)
3.4
Косвенное (осуществляется через
посредников, которыми могут выступать
другие люди).
Общение
как взаимодействие предполагает, что
люди устанавливают контакт друг с
другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы строить
совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:
1.
Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека,
представление себя другому человеку.
2.
Ориентировка в ситуации общения,
осмысление происходящего, выдержка
паузы.
3.
Обсуждение интересующей проблемы.
4.
Решение проблемы.
5.
Завершение контакта (выход из него).
1)
инструментальная
функция
характеризует общение как социальный
механизм управления и передачи
информации, необходимой для исполнения
действия;
2)
интегративная
функция
раскрывает общение как средство
объединения людей;
3)
самовыражение — функция определяет
общение как форму взаимопонимания
психологического контекста;
4)
трансляционная
функция
выступает как функция передачи конкретных
способов деятельности, оценок и т.д.
Средства
общения
– способы передачи информации, которая
передается в процессе общения от одного
существа к другому.
вербальные
(общение осуществляется посредством
речи)
невербальные
(жесты, мимика, позы, контакт глазами,
тембр голоса, тональность, прикосновения,
объятия, поцелуи, и др.)
Вопрос 3. Коммуникативная информационная сторона общения. Модель коммуникативного процесса
Информационной
стороне общения, т. е
передаче
и получению информации, сотрудники
правоохранительных органов придают
особое значение, о чем свидетельствует
тот факт, что 2/3 опрошенных практических
работников, а также курсантов
и слушателей Московского университета
МВД России на вопрос о том, что они
понимают под общением, отметили важность
информационного обмена. Значимость
оперативной информации трудно переоценить.
Актуальным является информационный
обмен и для следователя, и для
оперуполномоченного, и для работника
любого подразделения полиции, которые
в процессе служебной деятельности
устанавливают причины и обстоятельства
правонарушений, мотивы преступной
деятельности, решают практические,
воспитательные задачи и многие
другие
В процессе деятельности люди
обмениваются различными представлениями,
интересами, идеями, эмоциями и т. п. Причем,
каждый стремится быть правильно понятым,
желая получить от партнера определенное
подтверждение, отклик на переданную
ему информацию. Процесс передачи
информации от одного партнера другому
(или другим) — не односторонний, это
всегда отношения общающихся, где очень
важную роль приобретает элемент «обратной
связи».
В
схеме «Кто» — коммуникатор, т. е.
человек, направляющий информацию;
«Что» — содержание, сама информация;
«Кому» — партнер по общению, принимающий
информацию; «Эффект» показывает
результативность общения, как поняли
коммуникатора, сигналит ему об обратной
связи. Однако для того, чтобы эта схема
«работала», необходимо использование
партнерами единых инструментов общения:
системы знаков, понимания ситуаций
и т. п.
В
сущности Код + Контакт — это инструменты
общения, средства передачи информации.
Код состоит из знаков (символов) и языков.
Знаки бывают различные — генетические,
химические, тепловые, дорожные и
т. п. Человеческие знаки имеют
предельно абстрактную природу, носят
конвенциональный характер. Система
знаков организуется в языки: вербальный
язык (звуковой, словесный) мимический
язык, интонации, топомимический (жестов),
письменный и т. д. Для эффективности
общения зачастую используется несколько
знаковых систем параллельно, этим
способом достигается надежность передачи
информации. Неубедительная игра актеров
на сцене говорит о неправильном
использовании, например, вербального
и мимического языка.
Научение знакам
(и языкам) происходит в первые годы
жизни человека. Известны феноменальные
случаи владения 12 языками. Чем шире
словесный запас человека, тем больше
его мыслительные и понятийные
способности. Контекст — это поле
значения слова. В разном тексте
(и в различной интонации) одно и то
же слово может менять свой смысл.
В зависимости от социальной сферы
и психологических особенностей
человека отмечаются различия в уровне
и формах его общения, полноте и глубине
взаимопонимания с другими людьми.
В любой конкретной ситуации общения
мы всегда что-то узнаем от партнера
и что-то сообщаем ему. Содержание
конкретной коммуникации может быть
очень различным: приказ начальника,
призыв мыть руки перед едой, допрос
обвиняемого, беседа со свидетелями,
потерпевшими и т. п. Что бы это ни
было — это всегда коммуникация,
и представить себе общение без нее
невозможно.
Описание моделей общения
Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.
Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.
Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).
«Монблан». Отстраненный, холодный собеседник
Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
«Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек
Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
«Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
«Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
«Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
«Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
«Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
«Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.
Значение общения в онтогенезе
В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.
Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.
Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:
Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.
Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.
Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).
Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.
Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность
Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой
Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.
Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.
Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.
Тема 1.4. Виды и уровни общения
Виды, уровни и функции общения
Способы влияния одного человека на
другого
Понятия:
общение; коммуникативная, интерактивная,
перцептивная стороны общения; кинесика,
проксемика, просодика, паралингвистика,
экстралингвистика; жесты и позы,
визуальный контакт; невербальное
общение; идентификация, эмпатия и
рефлексия; убеждение, заражение,
принуждение, подражание.
Вопросы к обсуждению:
Стратегии общения: открытое — закрытое,
личностное — ролевое, монологическое
— диалогическое.
Виды общения и их характеристика:
«контакт масок», примитивное,
формально-ролевое, деловое, духовное
или межличностное, манипулятивное,
светское общение.
Три стороны общения
Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:
Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию
Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта
Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним
Коммуникация – обмен информацией
Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.
Интеракция – обмен действиями
Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.
Описание типов общения
Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.
Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.
Понятие общения и его роль в развитии человечества
Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые. Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.
Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности
Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми
Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.
Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.
Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.
Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.
Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.
Убеждающая модель общения.
Эта
модель позволяет сделать участников
общения своими единомышленниками, выйти
из той или иной ситуации с наибольшей
продуктивностью. Однако
убеждение
— это сложный коммуникативный процесс,
и не каждому удается пользоваться этой
моделью общения с максимальной
эффективностью.
Известно,
что убеждение было формализовано как
определенная концепция более двух тысяч
лет назад греками, которые сделали
риторику
(от гр. rhetorikos — красивая, напыщенная, но
малосодержательная речь)
— искусство
использовать речь эффективно и убедительно
— частью своей системы образования.
Аристотель первым ввел понятия «этос»,
«логос» и «пафос», которые в приблизительном
переводе означают «надежность источников»,
«логичные доводы» и «эмоциональный
призыв». Все это — необходимые составляющие
убеждающей модели общения.
Убеждение
— это
коммуникативный процесс, в котором
коммуникатор пытается вызвать изменение
в убеждениях, отношении или поведении
другого индивидуума или группы
индивидуумов через передачу сообщения
в таком контексте, где убеждаемый имеет
некоторую степень свободы выбора. В
литературе описаны базовые принципы,
влияющие на убеждение. Среди них
предпочтительны устные, позитивные
сообщения, сдержанно эмоциональные
обращения, логические выводы, опирающиеся
на факты и веские аргументы, удовлетворение
альтруистических потребностей человека,
ораторское мастерство.
Наиболее
трудная задача убеждения — это превратить
противоположные мнения по поводу тех
или иных действий, решений в совпадающие.
Люди делают обобщение на основе личного
опыта и того, что говорят им члены их
группы. Убеждение происходит гораздо
легче, если сообщение совместимо с общей
позицией по отношению к тому или иному
предмету, ситуации, проблеме. Самая
легкая форма убеждения — это коммуникация,
усиливающая благоприятные мнения и
позиции. Каждому участнику общения
необходимо осуществлять непрерывные
усилия по поддержанию запаса
доброжелательности и таким образом
превентивно создавать условия для
эффективной совместной деятельности.
Убеждение
— это
также метод воздействия на сознание личности
через обращение к ее собственному
критическому суждению. Чтобы убедить
в чем-либо профессиональных партнеров,
коллег, чей интеллект, как правило,
высоко развит, участникам общения
необходимо использовать специальные
коммуникативные техники. Результат
убеждения считается успешным тогда,
когда собеседник в состоянии самостоятельно
обосновать принятое им решение или
мнение, оценить положительные и
отрицательные его стороны, а также
возможности и последствия других
вариантов и решений.
В
процессе общения следует помнить, что
убеждение как коммуникативная техника
более убедительно и действенно в
следующих ситуациях:
—
в рамках одной потребности;
—
при малой интенсивности эмоций;
— с
интеллектуально развитым партнером.
Классификация
Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:
Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:
Также известны следующие виды коммуникации:
Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.
Понятие общения, виды, уровни, функции общения
Общение — установление в развитие
контактов между людьми, в процессе
которого происходит обмен мыслями,
чувствами, образцами поведения.
Выделяют различные виды
общения, которые
определяются чаще по специфике обратной
связи. Общение может быть:
Непосредственным – прямое и
естественное общение «лицом к лицу»,
когда субъекты взаимодействия находятся
рядом, общаются посредством речи и
паралингвистических средств. Является
наиболее полноценным видом взаимодействия,
так как индивиды получают полноценную
информацию. Может быть формальным и
межличностным оно может осуществляться
между двумя субъектами и одновременно
между несколькими субъектами в группе.
Прямое непосредственное общение
является двухсторонним и характеризуется
полной и оперативной обратной связью.
Опосредованным – происходит в
ситуациях. Когда индивиды отдалены
друг от друга временем или расстоянием.
Массовым
– множественные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация опосредованная
различными видами массовой информации.
Может быть прямым (митинги, большие
собрания) и опосредованным (односторонний
характер и связано с массовой культурой
и СМИ).
Общение может происходить
на разных уровнях.
1 уровень.
Самый примитивный – фатический,
предполагающий простой обмен репликами
для поддерживания разговора в условиях,
когда общающиеся особенно не заинтересованы
во взаимодействии, но вынуждены общаться.
Особенность данного уровня: субъект не
получает никакой новой информации.
2 уровень
– информационный,
на котором происходит обмен интересной
для собеседников информацией, являющейся
источником каких-либо видов активности
человека. Он обычно носит стимулирующий
характер и преобладает в условиях
совместной деятельности.
3 уровень
– личностный,
характеризует взаимодействие, при
котором субъекты способны к самому
глубокому самораскрытию и постижению
сущности другого человека. Самого себя
и окружающего мира. Данный уровень
является глубоко нравственным,
характеризует такое общение, которое
нацелено на активизацию позитивного
отношения самих субъектов взаимодействия
к себе, другим людям и окружающему миру
в целом.
Общение всегда рассматривалось
как полифункциональный процесс. Если
же рассматривать общение в определенной
системе отношений, то модно выделить
совокупность трех групп функций:
Психологические функции обуславливают
развитие человека как индивида и
личности.
Социальные функции детерминируют
развитие общества как социальной
системы и развитие групп как составных
единиц этой системы.
Инструментальные функции определяют
многочисленные связи между человеком
и миром в самом широком смысле слова;
между различными социальными группами.
Л.А. Карпенко выделяет следующие функции
общения:
1. Контактная — готовность к приему и
передаче сообщения.
2. Информационная
(коммуникативная) — обмен мыслями,
мнениями, информацией между общающимися
людьми.
3. Побудительная — стимулирование
активности партнера,
4. Координирующая — согласование действий.
5. Эмотивная — обмен эмоциями, переживаниями.
6. Смысловая (перцептивная, функция
понимания) — восприятие, оценка и понимание
партнерами общения друг друга.
7. Установление отношений — осознание
партнерами своей роли и места в деловых
и межличностных связях.
8. Изменение состояния, поведения,
межличностных смыслов партнера, его
мотивов, потребностей.