какие формы проведения занятий используются по подготовке к проекту
Формы и методы реализации проекта
Формы и методы реализации проекта,направленные на:
Система НОД (по тематике проекта).
Интегрированные творческие занятия (синтез театральных технологий с арттерапией, танцем, музыкой, игрой, куклами и др.).
Презентации разных видов театра.
Детское экспериментирование (при изготовлении атрибутов).
Словесные методы: метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
Методымоделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций
Практические методы: посещение театрализованных постановок с последующим анализом, рисование люстраций к художественным произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, просмотр на видеозаписях своих постановок с последующим обсуждением, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, разнообразные конкурсы, иллюстраций, придумывание сказок, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Работа с родителями:
активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей;
заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формывзаимодействия работы с родителями:
Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
Посещение театральных постановок.
Выставки и фотовыставки.
День открытых дверей, дружеские встречи.
Помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с воспитателями.
Активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.
Повысить компетентность педагогов в нормативных требованиях и подходах к построению предметно-развивающей среды.
Привлечь воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формывзаимодействия работы с воспитателями:
Создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников.
Помощь в организации предметно-развивающей среды.
Работа с учебными наглядными пособиями.
Праздники и развлечения.
Проект предполагает проведение театрализованной деятельности как одной из форм образовательной деятельности. Также 1 раз в неделю в первую или вторую половину дня. Элементы театрализации могут быть включены во все режимные моменты в течение дня.
Этапы реализации проектаи содержание деятельности:
1) Подготовительный этап сентябрь –октябрь:
Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.
Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
Создание творческой группы.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Постановка цели и задач, составление плана работы.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
Обогащение развивающей среды.
Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.
Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и педагогов методического объединения города.
Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм.
Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.
Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
Контроль качества работы.
3)Заключительный этап май: обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций на информационных стендах для родителей
Дидактическая игра «Какая машина» Цель: Формирование у детей предматематических представлений, умение сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака.
Занятие по рисованию в средней группе «Веселый ежик» Занятие по ИЗО (рисование) проведенное в средней группе. «Веселый ежик» Задачи: Закрепить умение рисовать ежа. Учить передавать настроение.
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»
Татьяна Пятлина
Консультация для воспитателей «Основные формы занятий в системе дополнительного образования»
Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.
Известный педагог – новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности.
Формы занятий в дополнительном образованиидолжны соответствовать следующим требованиям:
• Иметь развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие у детей природных задатков и интересов.
• Быть разнообразным по содержанию и характеру проведения.
• Основываться на развивающих методиках.
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Формы проведения занятийподбираются педагогом с учетом:
• возрастных психологических особенностей учащихся;
• цели и задач образовательной программы;
• специфики предмета и других факторов.
Традиционные формы занятий.
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
Передвижение группы людей с определенной целью.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
• Утренник, праздник т. д.
Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы, совершенствуют навыки публичных выступлений и обогащают чувственное восприятие.
Нетрадиционные формы занятий.
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании чаще всего используют молодые преподаватели.
• Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
• Психологическое занятие.
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Нетрадиционные формы обучения предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Формыорганизации деятельности могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).
Возможные формы проведения занятий: акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, защита проектов, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, консультация, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, профильный лагерь, поход, размышление, рейд, репетиция, ринг, сбор, семинар, сказка, смотрины, соревнования, спектакль, студия, творческая встреча, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.
Виды, формы и этапы проектной деятельности
Наталья Пылаева
Виды, формы и этапы проектной деятельности
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
г) по срокам реализации (краткосрочный, долгосрочный)
Проект будет длиться пока:
— у детей сохраняется интерес к выбранной теме;
— взрослым удается поддерживать интерес, пополняя среду, поддерживая тему новыми идеями и ресурсами.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
1. Исследовательский проект: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево-игровой проектс элементами творческих игр: дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему.
3. Творческий проект: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. д.
4. Нормативный проект: по созданию новых норм,соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: («Книга правил поведения ребенка в детском саду») и др.
5. Информационный проект: сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Виды проектовпо количеству участников:
Основные этапы проектной деятельности:
•Определение темы проекта
•Постановка вопросов по проблеме
•Анализ имеющейся информации
•Сбор и изучение новой информации
•Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы
• Выполнение запланированных технологических операций
• Текущий контроль качества
•Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
•Подготовка презентационных материалов
•Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т. д.)
•Анализ результатов выполнения проекта
•Оценка качества выполнения проекта.
Формы продуктов проектной деятельности:
Формы презентации проектов:
•Демонстрация презентации, макета, журнала, альбома.
•Сюжетно-ролевая игра или экскурсия
•Демонстрация учебного пособия и т. д.
Оформление проектной папки:
•Введение, в котором описывается актуальность и важность выбранных проблем для участников проекта
•Вся собранная и систематизированная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки
•Программа действий по проекту, промежуточные отчеты
•Эскизы, чертежи, наброски продукта
•Материалы к презентации (сценарий, фото.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельностиспецифичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте –это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте –это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Т. о. проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подход к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.
Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей.
Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской области.
Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,.
Организация проектной деятельности в ДОУ Для чего нужна проектная деятельность? Для поддержки детской познавательной инициативы; для получения позитивного социального опыта при.
Положение о проектной деятельности в ДОУ Утверждено: приказом МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район № ___от » __»___ 2016г. ___ Е. Ю. Аникиенко ПОЛОЖЕНИЕ о проектной.
Виды детской деятельности Виды детской деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое.
Виды и формы планирования в ДОУ Виды и формы планирования в ДОУ Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного.
Виды культурных практик и формы их введения в жизнь дошкольников Понятие «культурные практики является достаточно новым и весьма активно обсуждаемым в последнее время. Данное понятие имеет несколько трактовок.
Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Первый этап – создаются условия для развития.
Этапы развития театральной деятельности для детей дошкольного возраста Этапы развития театральной деятельности для детей дошкольного возраста. Занятия по театральному искусству учат понимать и создавать прекрасное,.
Практические рекомендации по подготовке, проведению и самоанализу открытого занятия в объединении по интересам
Занятие – это творческое произведение педагога, произведение педагогического искусства, в котором огромную роль играют Личность Педагога, его культура, эрудиция, изобретательность.
Вам предстоит провести открытое занятие? Попытайтесь сделать его ярким событием не только для себя, но и для ваших учащихся. Открытое занятие отличается от повседневных своей информационной насыщенностью, оригинальностью, нестандартностью, разнообразием форм, которые присущи только вашей работе!
Помните, от вас ожидают интересного и творческого занятия, а не сухого стандартного, урочного преподавания.
Подключите свое мышление и воображение и творите своё занятие.
Как подготовить открытое занятие объединения по интересам? Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало учащихся знаниями и умениями, а чтобы всё, что происходит на занятии, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь педагогу в подготовке такого занятия. Изложим их в той последовательности, в которой готовится занятие. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к занятию:
3.Спланировать учебный материал
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на занятии, для чего подумать:
Не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать учащимся подлинный интерес педагога к их работе.
7.Подготовить оборудование для занятия. Составить список необходимых наглядных пособий, образцов, приборов, технологических средств и т. д. Проверить, все ли работает.
Продумать вид доски в кабинете (если требуется), чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задание на дом: его содержательную часть и рекомендации по выполнению (если в этом есть необходимость).
Подготовленное таким образом занятие должно лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект занятия?
Конспект должен содержать три основные части:
Формальная часть занятия выглядит так:
Форма проведения занятия
Существуют различные формы проведения занятия объединения по интересам. К нетрадиционным формам относятся: урок-путешествие, семинар, конкурс, турнир, защита проекта, философский стол, занятия, построенные по сценарию известных телепередач (например «Поле чудес», «Модный приговор»), и др.
В зависимости от выбора формы проведения занятия организуется деятельность учащихся. Выделяют следующие формы учебной деятельности учащихся на занятии: индивидуальные (каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ребенка); групповые (предусматривает разделение группы на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий); коллективные (предполагает совместную деятельность всей учебной группы: педагог ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой. Педагог спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д.).
Цель и задачи занятия
Цель – предполагаемый результат. Цель одного занятия должна быть конкретной и достижимой. Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировке цели занятия становится ее абстрактность (нельзя за одно занятие воспитать у детей любовь к предмету, к природе и т. п., или сформировать комплекс знаний, умений и навыков).
Задачи должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия. Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: как достичь цели?
Необходимо помнить о том, что на занятии решаются три вида задач:
Обучающие: направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирование предметных умений и навыков.
Развивающие: направлены на развитие познавательного интереса, творческих способностей и задатков ребенка (воли, эмоций, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия и т.д.).
Воспитывающие: направлены на формирование у кружковцев мировоззрения, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Участники (возраст учащихся, год обучения)
Оборудование и материалы (литература, аудио-, видеотехника, наглядные пособия, иллюстрации, музыкальные инструменты. Необходимые материалы для проведения занятий в кружках музыкально-хореографического, изобразительного и декоративно-прикладного творчества и др.)
Содержательная часть занятия включает описание структуры занятия с использованными формами и методами работы.
Примерная структура занятия
Встреча учащихся, подготовка рабочих мест, отметить присутствующих, провести краткую беседу о последних событиях дома и в школе, повторить правила по технике безопасности; сообщить тему и цель занятия.
Перед началом занятия не забудьте поприветствовать всех участников занятия.
После изложения новой темы необходимо предусмотреть:
А) Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале, информации.
Б) Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
В) Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, детям предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.
Разобрать типичные ошибки, отметить лучших учащихся, ответить на вопросы, совместно обсудить следующее занятие, предложить (если есть необходимость) домашнее задание. Вариантом итога занятия может быть выставка-представление работ учащихся, практических навыков, выступление воспитанников и др. Провести рефлексию занятия (в любой форме).
Аналитическая часть занятия
Советы по окончанию открытого занятия
Аналитическая часть занятия состоит из самоанализа педагога. Самоанализ учебного занятия — процедура рефлексивной деятельности педагога, анализ и оценка проведенного им учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов).
Самоанализ учебного занятия
Умение анализировать собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога. Но, в первую очередь, он должен уметь анализировать учебное занятие как основную форму этой деятельности.
При самоанализе педагог даёт:
Главное в самоанализе – объяснение педагога, почему на данном занятии он выбрал именно такую методику, стиль, характер собственной деятельности и работы детей. Всякая методика оправдана, если даёт максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям детей.
Советы по подготовке занятия
При определении темы открытого занятия постарайтесь ввести в неё элементы нетрадиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии.
Подробно опишите ход занятия (с каких слов начнёте, какие задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.
Подготовьте дополнительный экземпляр разработки открытого занятия для изучения вашего опыта.
Подумайте, какие материально-технические средства понадобятся.
Выпишите на отдельные карточки задания, которые вы будете использовать, игры, загадки, вопросы.
Подготовьте своих воспитанников к тому, что на предстоящем открытом занятии не только вы, но и они должны показать свои знания и умения.
Советы по проведению открытого занятия
В объединениях по интересам музыкального профиля дайте познавательную информацию о музыке.
В технических объединениях по интересам используйте проблемные вопросы, повторите правила техники безопасности.
В объединениях по интересам спортивного профиля предусмотрите индивидуальный темп тренировок. Учитывайте возрастные особенности.
Все направления: используйте образцы, альбомы, буклеты, другую наглядность.
Литература: